В. КОВАЛЕВСКИЙ, профессор Оренбургский государственный университет
Российские университеты Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока в последние годы приобрели особое значение в развитии своих регионов. Они стали градообразующим фактором, научно-методическими и культурными центрами непрерывного образования в крае, потенциалом научных школ, наукоемких производств, инновационных проектов. Состояние и статус вуза, качество предоставляемых образовательных услуг выступает индикатором научно-технического и социально-культурного развития урбанизированной среды, одним из показателей качества жизни.
Заметной тенденцией, отраженной в документах Правительства и Министерства образования РФ [1], стало создание в регионах университетских комплексов, приоритетными целями которых является повышение эффективности и качества образовательного процесса, обеспечение адаптации образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда. Актуальной научно-практической проблемой явилось определение принципов формирования модели региональной системы профессионального образования [2,3].
Сегодня количество специальностей и контингент региональных университетов выросли настолько, что в обиход вошло выражение «массовый характер высшего образования». Это отрадное сравнение настораживает тем, что выс-
Университетский комплекс как основа подготовки кадров
шая школа ассоциируется с поточным производством, а выпускники - с товаром. В образовании начинает проявляться характерная особенность массового производства: выпуск большой партии продукции при снижении ее себестоимости сопровождается определенным процентом брака.
Действительно, динамизм реформ образования имел негативные последствия. Наблюдаемое сегодня снижение качества высшего образования в регионах обусловлено целым рядом причин: недостаточным государственным финансированием системы образования в целом, сокращением мест для прохождения производственной практики, свертыванием научно-исследовательских работ, старением профессорско-преподавательского состава, оттоком наиболее квалифицированных и перспективных кадров в другие сферы. Обострились противоречия между массовостью профессии педагога и уникальностью педагогического таланта, элитарностью науки и расширением платных услуг, необходимостью в новом уровне информатизации и удорожанием полиграфической продукции, компьютеров и оргтехники. Снизился престиж диплома регионального вуза.
Оренбургская область представляет собой возрождающийся аграрнопромышленный комплекс, имеет значительные сырьевые запасы, относится к типу регионов с перспективными условиями социально-экономического развития и ресурсами для реализации ре-
гиональных программ развития образования. В области активно функционируют 6 базовых вузов, 27 филиалов вузов, 50 техникумов и колледжей. В условиях наметившегося экономического роста область сталкивается с проблемой многих регионов: при немалом количестве официально зарегистрированных безработных, при увеличивающемся общем количестве специалистов с высшим образованием остаются вакантными места, требующие достаточно высокой профессиональной квалификации; нерешенной проблемой является структурный дисбаланс рынка труда.
Опыт Оренбургского государственного университета в решении указанных проблем - это опыт создания регионального социального института. Институциональные функции реализуются при интеграции образовательных и научно-производственных учреждений разного уровня на базе многопрофильного университета, реализующего широкий спектр направлений подготовки, программы послевузовского образования, фундаментальные и прикладные научные исследования в различных областях науки и культуры и являющегося ведущим научным и методическим центром в регионе.
Развитие ОГУ как социального института в виде учебно-научно-производственного комплекса позволяет решать два типа глобальных задач: обеспечение процессов стабилизации системы образования и ориентацию ее на удовлетворение нужд региона.
К первым можно отнести сохранение непроизводственных фондов системы образования с учетом возможного перепрофилирования отдельных образовательных учреждений; привлечение незадействованных производственных ресурсов региона для совершенствования материально-технической базы и профильно-технологической
подготовки специалистов; переподготовку и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров на базе университета.
Ко вторым (задачам регионализации) - формирование в области целостной образовательной системы в виде многоуровневой сетевой структуры, охватывающей значительные по протяженности территории; минимизацию межведомственных барьеров в решении вопросов наращивания материальнотехнической базы и повышения уровня информатизации образования; координацию и оптимальное взаимодействие учреждений образования со службами социальной защиты и занятости в целях мониторинга образовательных потребностей, усиление позитивного влияния университета на социокультурную ситуацию в регионе.
На сегодняшний день отрабатываются три модели взаимодействия и интеграции учебных заведений и других структур в рамках университетских комплексов.
Во-первых, это создание комплекса как университетского образовательного округа (в том числе с учреждением юридического лица), в котором университет играет роль центра обеспечения образовательных учреждений разных уровней, повышения квалификации преподавателей в регионе, формирует развитую информационную образовательную среду.
Во-вторых, формирование комплекса как ассоциации образовательных, научных, производственных и других структур различных форм собственности.
В-третьих, создание комплекса как единого автономного учебного заведения с развитой структурой, в которой объединены подразделения, реализующие образовательные программы разных уровней, - лицеи, гимназии, колледжи, институты, учреждения допол-
нительного образования, а также НИИ, конструкторские бюро, производственные и другие подразделения.
Нам еще предстоит более конкретно определить критерии, разграничивающие понятия «университет» и «университетский комплекс». Но ясно одно: университетским комплексом может называться такая образовательная структура, которая играет в образовательной системе региона доминирующую роль (не только по масштабу своей учебной и исследовательской деятельности, но и по вкладу в формирование образовательной политики, по влиянию на общественную жизнь в целом).
Именно таким в Оренбургской области является Оренбургский государственный университет, который не имеет пока официального статуса комплекса, но мы относим его к региональным университетским комплексам федерального подчинения.
Мы пошли по пути создания университетского комплекса как единого учебного заведения, единого вуза, ядром которого является университет. Уже сегодня можно констатировать, что практически решены вопросы структурного и организационного плана, конкретные очертания приобрела работа по интеграции программ обучения и обеспечению их преемственности на различных образовательных уровнях, расширился спектр специальностей, по которым ведется подготовка в вузе. На наш взгляд, такая интеграция способна обеспечить более быструю и гибкую адаптацию системы профессионального образования к изменениям рынка труда.
В университете в настоящее время учится около 42 тысяч человек, из которых примерно 37 тысяч студентов, что составляет более 60% от общей численности студентов Оренбургской области.
Оренбургский государственный университет имеет лицензию на подготовку по 100 специальностям высшего профессионального образования. До 2005 года предполагается открыть еще 28 специальностей и сформировать 14 факультетов: истории и политологии, философии и психологии, журналистики, филологического, педагогического образования, культуры и сервиса, химико-биологического, экологии, геологического, электроники и приборостроения, дизайна и архитектур, нефти и газа, физического и механико-математического.
Проектируемая структура университетского комплекса представлена на рисунке 1.
Ядром комплекса является образовательная система, содержащая все четыре уровня профессионального образования: общеобразовательную и начальную профессиональную подготовку, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование.
Значительная территориальная протяженность Оренбургской области и существующая концентрация вузов в областном центре создают социальноэкономические проблемы реализации права на получение или продолжение высшего образования в отдаленных районах. Формирование образовательной системы в виде структуры многоуровневого территориально-распределенного образования («базовый вуз -филиал») расширяет его возможности. Создание сети из шести филиалов в составе регионального университетского комплекса дает возможность полнее использовать как потенциал отдельных образовательных учреждений, так и внутрисистемные региональные связи.
В настоящее время в состав образовательной системы университетского комплекса входят 15 факультетов, один учебный и три научно-исследовательских института, два лицея, пять коллед-
Структура университетского регионального комплекса
Социокультурная
составляющая
Образовательная
система
Университетский
региональный
комплекс
Научно -исследовательская составляющая
Научно- Информационно -
производственная технологическая
составляющая составляющая
Рис. 1. Компоненты университетского регионального комплекса
жей, Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, факультет повышения квалификации преподавателей, учебно-научные центры (Интернет-Центр, Центр информационных технологий, Центр дистанционного обучения, Центр здоровья, информационно-образовательный центр «Сельская школа», Центр немецкого языка).
Проектируемая университетская интегрированная образовательная система обеспечивает взаимодействие органов образования со службами социальной защиты, департаментом федеральной службы занятости, комитетом по делам молодежи и другими ведомствами.
Университетский комплекс позволяет сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях развития регионального сообщества, предоставляет широкие возможности для реализации Федеральных целевых программ «Электронная Россия на 2002-2010 годы» и «Развитие единой образовательной информационной среды (20012005 годы).
Информационно-технологической базой университетского комплекса ОГУ сегодня является уникальный Интернет-Центр университета со спутниковым каналом связи, мощный телекоммуникационный узел, Веб-лаборатория, 8 классов коллективного доступа к Интернету.
В учебном процессе задействовано 55 компьютерных классов. Создана телекоммуникационная инфраструктура университета, которая может стать основой для формирования региональной сети образования, науки, культуры и здравоохранения. В настоящее время идет интенсивное строительство библиотечно-информационного Центра. Библиотека, рассчитанная на хранение 1,6 млн. томов, будет оснащена электронными читальными залами. Уже открыта Оренбургская электронная библиотека, имеется доступ к базе данных Научной электронной библиотеки проекта Российского фонда фундаментальных исследований. Создается единая информационно-аналитическая система университета.
Развиваются технологии дистанционного обучения, поддерживаемые бо-
лее чем 40 электронными гиперссылоч-ными учебниками.
Сосредоточение внимания на внут-риуниверситетском менеджменте позволяет разрабатывать внутренние стратегии оптимизационного развития, превращать научные продукты консультационных и образовательных услуг в наукоемкий товар, который будет востребован в регионах. Структуры такого профиля создают новые рабочие места и возможности квалифицированного роста (например, в разработке курсов по социологии управления, социологии менеджмента, философии техники, конфликтологии, по связям с общественностью, основам делового этикета, социологии маркетинга и ряду других дисциплин).
В социокультурную составляющую университетского комплекса входят: Студенческий центр - Дворец культуры «Россия», Дворец спорта «Пингвин», стадион «Прогресс», Дворец юных техников «Прогресс», профилакторий, жилой комплекс для студентов, аспирантов и преподавателей.
Важнейшим направлением работы университетского комплекса является привлечение незадействованных производственных ресурсов для совершенствования материально-технической базы и профильно-технологической подготовки специалистов, что способствует переориентации сложившейся системы образования на решение проблем и удовлетворение нужд региона. Данное направление обеспечивается развитием научно-производственной и научно-исследовательской составляющих университетского комплекса.
Для производства продукции, обеспечивающей импортозамещение, внедрения в производство передовых технологий и последних достижений науки, организации дополнительных рабочих мест, а также для дальнейшего совершенствования учебного процесса
в целях формирования у студентов более глубоких практических навыков, активизации научных исследований прикладного характера на базе бывшего государственного предприятия ВПК «Оренбургский аппаратный завод» создан учебно-научно-производственный комплекс (УНПК).
Научно-производственная деятельность УНПК интегрирована с учебным процессом и соответствует основным направлениям подготовки дипломированных специалистов и аспирантов. Единство учебного и научно-производственного процессов обеспечивается:
• участием студентов в разработках, выполняемых научно-исследовательскими группами по инновационным проектам;
• внедрением результатов научных исследований в лекционные курсы, практические, лабораторные занятия;
• широким совмещением педагогической деятельности и производственной практики;
• усилением практической направленности с учетом регионального фактора;
• привлечением к участию в учебно-образовательном процессе руководителей производства, высококвалифицированных специалистов предприятий города и др.
Учебная и исследовательская деятельность организуется не только в соответствии с государственными образовательными стандартами, но и в соответствии с прямыми потребностями самих предприятий и учреждений на основе двусторонних договоров «университет - предприятие-партнер».
Примерами УНПК в рамках формирующегося университетского комплекса Оренбургского госуниверситета являются УНПК «Машиностроение», объединяющее ОГУ и крупнейшее машиностроительное предприятие ФГУП «Стрела»; УНПК «Геология», объеди-
няющее ОГУ, ОренбургНИПИнефть, ВолгоуралНИПИгаз, ФГУП «Орен-бурггеоресурс» и др.
В рамках этих договоров, как правило, осуществляются три основных направления деятельности:
> организация совместной научноисследовательской деятельности;
> организация совместного обучения отобранного контингента студентов по специальности;
> организация системы непрерывного повышения квалификации сотрудников предприятия-партнера.
Как видно, только второе направление лежит в сфере образовательных стандартов, выстраивая прямые каналы трудоустройства выпускников. УНПК, выполняя учебно-научные задачи и не являясь традиционной структурой высшего учебного заведения, решает часть проблем существующего университетского образования, подстраивая его к условиям рыночной экономики.
Таким образом, традиционная факультетская и кафедральная структура в совокупности с УНПК по направлениям подготовки образуют новое структурное формирование и качество университетского образования - университетский комплекс. Можно подчеркнуть, что в определенной мере УНПК отражает мировую тенденцию организации обучения при всемирно известных фирмах, таких, как 1ВМ и Огас1е в США или «Фольксваген» в Германии.
Создание регионального университетского комплекса позволяет говорить о качественно новом подходе к
решению таких актуальных проблем высшего образования, как:
* создание среды, благоприятствующей наращиванию интеллектуального потенциала университета, развитию приоритетных фундаментальных и прикладных исследований, разработке наукоемких технологий;
* достижение нового уровня информационно-технологического обеспечения учебного процесса и научноисследовательской работы;
* реализация принципов непрерывного и территориально-распределенного образования, развития дистанционного и многообразия других форм образования;
* полномасштабное развертывание образовательной деятельности университета по широкому спектру направлений, приоритетных в регионе;
* организация экономической, финансовой и хозяйственной деятельности с ориентацией на умножение внебюджетных поступлений.
Региональные университетские комплексы - насущная потребность сегодняшнего дня.
Литература
1. Рекомендации по созданию университет-
ских комплексов // Официальные документы в образовании.- 2001.- №35.- С. 23-28.
2. Мигаль В.И., Смирнов И.П. Региональная модель профессионального образования. - М., 1998.
3. Ковалевский В.П., Тяпухин А.П.Теоре-тическое обоснование концепции управления учебным заведением в рыночных условиях //Вестник ОГУ.- 2001.- №3.-С.35-42.