Научная статья на тему 'Университетский комплекс и инновационный потенциал региона'

Университетский комплекс и инновационный потенциал региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетский комплекс и инновационный потенциал региона»

с

ч.

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

В. КОВАЛЕВСКИЙ, профессор, ректор

Оренбургский государственный университет

Сегодня университетский комплекс стал одним из интегрирующих центров региона, важнейшим социальным институтом, обеспечивающим устойчивое и сбалансированное развитие экономики, социальной сферы и культуры регионального сообщества. Радикальные технологические, экономические, социальные изменения в начале XXI в. не только увеличили непреходящую ценность качественных образовательных и научных услуг, но и потребовали создания инновационных механизмов, которые могли бы более полно интегрировать систему образования в региональное общество, «открыть» ее производству и рынку труда.

Проведенный анализ научных исследований последних лет показал, что внимание ученых и практиков в этой сфере привлекали следующие направления:

• разработка новых концептуальных и методологических подходов в управлении социальными системами;

• проектирование инновационных структур университетских комплексов и определение целесообразности их реализации;

• апробация функциональных, институциональных, технологических, сетевых, качественных и других моделей развития университетских комплексов на базе региональных вузов;

• установление оценочно-критериальной базы для определения статуса, ресурсов и характеристик регионального университетского комплекса;

• проблемы повышения потенциала университетского комплекса, эффективности его функционирования, конкуренто- и

Университетский комплекс и инновационный потенциал региона

«конкордоспособности»(термин М.Лукашенко), а также рейтинга, уровня и масштаба влияния;

• прогнозирование перспектив развития университетских комплексов в различных социально-экономических ситуациях.

Одним из эффективных механизмов конструктивного взаимодействия региона и университетского комплекса стала разработка инновационных программ региональных университетских комплексов, основанных на анализе интегративных ресурсов и потенциала, разработке стратегии, тактики и моделей развития.

Инновационная образовательная программа Оренбургского государственного университета представляет собой стратегию развития университетского комплекса как фактора повышения инновационного и образовательного потенциала региона. Актуальность такой программы основана на анализе инновационного и образовательного потенциала Оренбургской области, прогнозе развития рынка труда и образовательных услуг региона, исследовании состояния и перспектив развития университетского комплекса ОГУ.

Оренбургская область обладает сложившейся системой регионального производства, развитие которой возможно на основе внедрения достижений науки, широкого применения экономических знаний, рационального природопользования, здоровье-сбережения, активизации информационных технологий и выхода на международные рынки технологий, производства и образования. Обладая разнообразными по составу и значительными по масштабу природными

ресурсами, она выступает как крупный поставщик газа, нефти, черных и цветных металлов, продукции машиностроения и сельского хозяйства. Область поддерживает торгово-экономические отношения практически со всеми регионами Российской Федерации и многими странами дальнего и ближнего зарубежья. Стратегически важными направлениями социально-экономического развития являются: производство новых материалов; химические технологии; экология и рациональное природопользование; энергосберегающие и здоровьесберега-ющие технологии; информационно-телекоммуникационные технологии; развитие бизнес-сообщества; расширение приграничной и международной деятельности.

Успех деятельности специалистов региона обеспечивается ускоренным продвижением инноваций на рынок, коммерциализацией завершенных научных исследований и инновационных проектов организаций и предприятий, расширением рынка, привлечением инвестиций и содействует росту экономики Оренбуржья, сбалансированности рынка труда, стабильности общественных отношений, повышению качества жизни населения.

В целом на современном этапе структурной перестройки и технологической модернизации отраслей экономики региональная инфраструктура должна интегрировать все направления обеспечения инновационной деятельности, начиная с формирования полноценной нормативно-правовой базы научно-технической и инновационной деятельности до создания организационно-проводящей технологической системы, позволяющей эффективно реализовывать инновационные разработки и решения в различных сферах. Для этого необходимо создание инновационной системы, включающей в единый научно-производственный комплекс отраслевые институты, научно-производственные творческие группы и научные школы, ведущие фундаментальные и прикладные исследования.

Ответом системы профессионального

образования на интегративные процессы в экономике региона должна стать не только традиционная подготовка кадров по приоритетным направлениям его развития, но и создание учебно-научно-инновационного комплекса, решающего проблемы получения и трансляции знаний, их преобразования в технологии, трансферта в региональное производство.

В этой связи значительную долю инновационных проектов по интеграции ресурсов регионального образования, науки, практики и производства планируется реа-лизовывать с участием или на базе университетского комплекса Оренбургского государственного университета.

В региональной инновационной системе планируется активизировать участие структурных подразделений ОГУ, его стратегических и социальных партнеров, среди которых: автономная некоммерческая организация «Технопарк ОГУ», Оренбургский областной бизнес-инкубатор, центр трансферта технологий на базе создаваемого Центра низких температур и криотехнологий ОГУ; центр трансферта технологий на базе Центра биотехнологий (ОГУ, Оренбургский научный центр УрО РАН, ВНИИМС).

Рассмотрим кратко интегративную модель развития регионального университетского комплекса ОГУ, ориентированную на перспективные направления социально-экономического развития региона.

Разработка инновационной модели развития университетского комплекса основывается на опыте региональных образовательных систем, нормативно-правовой базе современного профессионального образования, мониторинге процессов модернизации и реформирования образования, научном прогнозировании тенденций регионального развития. Представленные в данной статье исследования ведутся на основе интегративного подхода при внедрении интегрально-целевого метода управления [1, 2].

Разработка и апробация инноваций ве-

дется в ходе деятельности Федеральной экспериментальной площадки Минобрна-уки РФ, развернутой в ОГУ по конкурсному проекту «Разработка модели образовательной системы Оренбургской области» (приказ Минобразования РФ № 1128 от 22.03.2000 г.).

Структура инновационной модели развития ОГУ определяется практикой создания, эффективной деятельности и трансформации университетских комплексов. Зарубежный опыт представлен университетами штатов Калифорнии, Оклахомы, Массачусетса (США), Штутгартским университетом (Германия), университетом Цу-куба (Япония), университетом Лимерика округа Шеннон (Ирландия) [3-6].

Специфика образовательного пространства России представлена развитием университетских комплексов Центральной России, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также инновационной деятельностью технопарков, инновационно-технологических центров, региональных информационно-аналитических центров и центров содействия развитию научно-технического предпринимательства [7-12].

Особенности развития образовательной системы аграрно-промышленного региона можно рассмотреть на примере опыта создания университетского комплекса на базе ОГУ, прошедшего многолетний путь последовательных преобразований из небольшого филиала вечерне-заочного обучения в политехнический институт, затем технический университет и наконец в классический государственный университет. Сегодня на базе ОГУ действует один из крупнейших и динамично развивающихся университетских комплексов России.

Анализ его функционирования показал, что развитие университетского комплекса определяется рядом ключевых моментов, к которым относятся: наличие классического университета как базового элемента; агрегирование в едином управленческом цикле всей совокупности бизнес-процессов в цепочке «идея - исследование - производ-

ство»; открытость системы, ориентированность ее на разрешение социально-экономических проблем региона и страны в целом.

Развитие ОГУ демонстрирует эффективность инновационной модели развития регионального университетского комплекса, представляющего собой масштабную региональную многоуровневую полифункциональную территориально распределенную образовательную макросистему.

Масштабность инновационной модели развития университетского комплекса ОГУ определяется интересами социально-экономического и культурного развития Оренбургской области и граничащих с ней территорий Башкортостана и Казахстана, потребностями жителей региона в личностном развитии и непрерывном образовании, приоритетом качества профессионального образования. Контингент обучающихся вырос с 5780 чел. в 1989 г. до 40272 чел. в 2006 г. После десятилетия динамичного роста контингента университетского комплекса прием в ОГУ за последние годы стабилизировался (в среднем 8,5 тыс. чел.) и составил55% от общего количества студентов, зачисленных в вузы области. Выпуск дипломированных специалистов по специальностям высшего профессионального образования в 2006 г. составил более 6 тыс. чел. Доля выпускников ОГУ от общего количества выпускников государственных высших учебных заведений Оренбургской области составила более 50%.

Масштаб образовательной деятельности университетского комплекса не только ставит сложнейшие задачи финансирования и поддержания устойчивого экономического роста университета, но и способствует концентрации высококвалифицированных кадров профессорско-преподавательского состава, оптимальному использованию материально-технических, информационных, финансовых ресурсов, накоплению объектов интеллектуальной собственности.

Региональная направленность университетского комплекса обусловлена влиянием университетского комплекса на разви-

тие регионального сообщества. Среди наиболее значимых сфер влияния, помимо традиционных для вуза образовательной и культурно-просветительской, выделяются и усиливаются социально-культурная, научная, инновационно-технологическая, информационная, экономическая, демографическая [7, 8].

В структуру комплекса ОГУ входят 6 филиалов, аэрокосмический институт, 19 факультетов, межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (МРЦПК и ППС), 5 научно-исследовательских институтов, 5 колледжей, лицей, лицей-интернат для одаренных детей из сельских районов и малых городов Оренбуржья, учебно-научно-производственный комплекс, учебно-научно-лечебный комплекс, региональный ресурсный центр развития единой образовательной информационной среды, санаторий-профилакторий, комбинат общественного питания и торговли, студенческий центр«Рос-сия», СК «Пингвин» и другие.

Благодаря развитию подразделений университетский комплекс приобретает уникальную роль интегратора в региональном сообществе. Под «интегратором» (термин Р. Стронгина) понимается организация, реализующая процессы взаимодействия, сотрудничества, партнерских отношений на интеллектуальном университетском базисе и выступающая и как участник, и как посредник, и как катализатор коммуникации и кооперации образовательных и научных структур с производством, учреждениями культуры, властными органами. Примером является Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ» на базе ОГУ. Основные задачи деятельности Ассоциации располагаются в плоскости концептуального обогащения содержания педагогической работыисовершенствования методов управления учебными заведениями региона.

Многоуровневая образовательная структура университетского комплекса ОГУ обеспечивает доступность и непрерыв-

ность профессионального образования на территории региона. В соответствии с лицензиями университет вместе с филиалами имеет право вести образовательную деятельность по 111 специальностям высшего профессионального образования, 49 направлениям подготовки бакалавров, 3 направлениям магистратуры, 17 специальностям среднего профессионального образования, 39 рабочим профессиям, 46 программам послевузовского образования, программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации по профилю вуза, программам подготовки в вуз, программам получения дополнительных квалификаций «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Преподаватель», «Преподаватель высшей школы», «Специалист в области компьютерной графики Web-дизайна».

В целях стабилизации экономики региона и рынка труда в университетском комплексе динамично меняется распределение специальностей ВПО по группам. Так, если в 1989 г.100 % специальностей (11специ-альностей) были техническими, то на сегодняшний день в головном вузе естественнонаучные специальности составляют 12,9%, гуманитарно-социальные специальности -12,9%, специальности экономики и управления - 18,3%, технические - 49,5% от общего количества.

Основой подготовки квалифицированных кадров среднего звена для предприятий и организаций региона стали университетские колледжи и филиалы в крупных населенных пунктах Оренбургской области (гг. Оренбург, Орск, Бузулук, пос. Ак-булак). Контингент системы среднего профессионального образования ОГУ составляет более 4 тыс. чел., ежегодный выпуск специалистов - 800 чел. Многие выпускники средних профессиональных учебных заведений продолжают обучение по программам ВПО в ОГУ и его филиалах.

Неотъемлемой частью многоуровневой подготовки специалистов является послевузовское образование (аспирантура, док-

торантура, повышение квалификации, профессиональная переподготовка специалистов). Постоянно расширяется спектр специальностей профессиональной переподготовки дипломированных специалистов. В МРЦПК и ППС ведется подготовка по 14 специальностям ВПО, 43 программам ДПО. Вновь открытые образовательные программы тесно увязаны с потребностями региона, структура подготовки специалистов отвечает интересам общества, рынка труда и запросам обучающихся. В МРЦПК и ППС реализуются программы повышения квалификации для специалистов налоговых органов, строительных отраслей, Управления федерального казначейства по Оренбургской области, для муниципальных служащих Оренбурга, специалистов промышленного комплекса.

Послевузовское образование реализуется по 46 специальностям аспирантуры и 7 специальностям докторантуры. Контингент аспирантов в ОГУ составляет 408 чел., соискателей - 560 чел. (в 1990 г. контингент аспирантов составлял всего 8 чел.). В университете действует Положение о предоставлении грантов для завершения докторских и кандидатских диссертаций. Только за три последних года аспирантами и соискателями ученых степеней защищены 292 кандидатские и 34 докторские диссертации.

В ОГУ утверждены 4 диссертационных совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по приоритетным научным направлениям развития университетского комплекса.

Полифункциональность инновационной модели университетского комплекса ОГУобеспечивается различными формами интеграции образования, науки, производства и социальной сферы. Основной целью научно-исследовательской деятельности является развитие научно-технического и образовательного потенциала университета как базы подготовки специалистов на уровне мировых квалификационных требований. Так, для планирования, координации, информационного обеспечения и орга-

низации работ по развитию малого научно-технического предпринимательства, разработке и внедрению новых наукоемких технологий, обучению и переобучению специалистов, а также для содействия проведению фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным проблемам был образован первый в регионе научно-технологический парк - «Технопарк ОГУ». Созданный в «Технопарке» Центр лазерной физики и наукоемких технологий сегодня вырос в самостоятельное структурное подразделение университета - Институт микро- и нанотехнологий.

Организация технопарка ОГУ стала перспективным направлением соединения науки и практики. Расширился спектр работ, получено 12 лицензий по различным видам деятельности. Технопарк выполняет работы по проектированию строительных конструкций, проводит экспертизу и выдает заключения по организационной и технической готовности предприятий к осуществлению лицензируемых видов деятельности. Проводится анализ состояния производственной базы предприятий, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки, работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта и выдача сертификатов соответствия требованиям нормативной и технологической документации. Создан экспертный центр объектов повышенной опасности и орган по сертификации услуг на автомобильном транспорте. Организованы и функционируют центр экологической подготовки и мониторинга окружающей среды, центр наукоемких технологий и сертификации пищевых производств.

Для отработки и внедрения в производство передовых технологий и последних достижений науки, дальнейшего совершенствования учебного процесса путем формирования у студентов более глубоких практических навыков, активизации научных исследований прикладного характера введен в действие учебно-научно-производственный комплекс (УНПК) на базе бывшего ГП «Оренбургский аппаратный за-

вод». Общая площадь зданий УНПК составляет 72,8 тыс. кв. м, площадь, занятая под учебный процесс, - 15 тыс. кв. м.

Открытие новых структурных научных подразделений базируется на реальных научных, педагогических и материально-технических возможностях. С целью разработки стратегии и тактики инновационного развития в ОГУ функционирует Научно-технический совет, в состав которого входят авторитетные учёные университета. Научно-исследовательские работы в университете охватывают 13 научных отраслей по 42 научным направлениям. Научная деятельность осуществляется в рамках международных, федеральных, региональных и межрегиональных программ. Объем выполненных НИР за последние 5 лет возрос в 4 раза. В разные годы ученые университета участвовали в реализации таких программ, как «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», «Университеты России», «Развитие научного потенциала высшей школы» и др. Ученые университета выполняют проекты, поддерживаемые ведущими научными фондами РФФИ и РГНФ. Ряд работ получили финансирование Рособразования и Роснауки, получены грантыПрезидента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых, международные гранты. Всего по различным программам и грантам финансируется 86 научных проектов.

В связи с необходимостью развития современных наукоемких технологий в биологии и медицине, базирующихся на фундаментальных исследованиях и определяющей роли информационных, лазерных и на-носкопических технологий, в структуре ОГУ был создан Центр лазерной и информационной биофизики. Активно развивается Научно-исследовательский институт био-элементологии, который является сателлит-ным центром ЮНЕСКО по изучению эссен-циальных элементов. Основное направление

деятельности НИИ - научное обоснование и разработка новых технологий выявления и коррекции минеральной недостаточности в питании человека и животных.

Новым шагом в развитии университетского комплекса стало создание бизнес-инкубаторов, расширение инновационной учебно-научно-производственной деятельности на базе предприятий и организаций - партнеров университетского комплекса, среди которых такие, как ФГУП «Оренбургские авиалинии», ФГУП ПО «Стрела», МНТК «Микрохирургия глаза», ООО «Ра-диационно-экологический контроль», ОАО «Энергоучет», ООО «Инновационное производственное предприятие ИНТРО», ООО «Оренбурггеофизика», геологическое предприятие ООО «Ватемиро». Так, непосредственная близость технических факультетов к машиностроительному комплексу ФГУП ПО «Стрела» позволила создать совместные творческие коллективы, что способствует совершенствованию технологических процессов и ускорению внедрения в практику научных разработок и новшеств.

Важнейшим направлением развития университетского комплекса является информатизация образовательного, научного и производственного процессов ОГУ [13], включающая создание информационно-технологической базы ОГУ, расширение и модернизацию компьютерного парка, внедрение и развитие сетевых технологий и локальных сетей, информатизацию и автоматизацию системы управления ОГУ, повышение квалификации ППС в области использования компьютерных технологий, формирование инновационных структур, подходов и технологий библиотечно-ин-формационного обслуживания головного вуза и его периферийных структур, а также строительство крупнейшей в регионе межвузовской научной библиотеки.

Значимым направлением развития университетского комплекса является социально-культурная деятельность в регионе. В целях обеспечения эффективности воспитательной системы и развития направле-

ний социально-воспитательной работы у нас сформирована многоуровневая структура управления, включающая Совет по социально-воспитательной работе, советы факультетов, управление по социально-воспитательной работе, студенческий центр «Россия», выставочные залы, центр эстетического воспитания «Диалог», музей истории ОГУ, минералогический музей им. А.С. Хоментовского, учебно-спортивный комплекс «Пингвин», санаторий-профилакторий и комбинат питания, дворец юных техников «Прогресс», лабораторию духовно-нравственного развития, загородную базу отдыха «Искра». Мероприятия общеуниверситетского уровня образуют единое поле для взаимодействия всех структурных подразделений.

Важнейшим направлением воспитательной работы в вузе является улучшение социально-бытовых условий для студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников. Для проживания иногородних студентов и аспирантов очной формы обучения в университете открыт Студенческий городок, в состав которого входят два студенческих общежития на 890 мест и одно современное общежитие для аспирантов на 100 мест. Большое внимание уделяется спорту, общее количество занимающихся в спортивных секциях составляет почти 1000 человек.

Среди важных функций университетского комплекса - популяризация здорового образа жизни, организация медицинского обслуживания, улучшение качества жизни населения региона, построение системы охраны здоровья обучающихся и сотрудников ОГУ. Выполнение этой задачи возложено на Центр содействия укреплению здоровья; его материально-техническая база и приобретенные диагностические технологии пригодны для решения на современном уровне как практических, так и научных задач.

В целях развития интереса к научно-техническому творчеству на базе ДЮТ «Прогресс» работают более 20 секций и лабораторий спортивно-технического, производ-

ственно-технического, художественно-технического, военно-прикладного и учебно-исследовательского направлений, где занимаются 1325 учащихся и студентов.

Большую работу по эстетическому воспитанию, развитию творческих способностей, организации свободного времени молодежи проводит студенческий центр ДК «Россия». На его базе работают творческие коллективы, имеющие звания народных и объединяющие более 2000 одаренных студентов с творческой интеллигенцией города и Оренбуржья.

Открытость университетского комплекса обеспечивается развитием дистанционных технологий обучения, активным взаимодействием с региональными структурами, укреплением международного сотрудничества. Целью международной деятельности университета является повышение его мирового статуса и качества предоставляемых образовательных услуг. Ведется сотрудничество с Университетом им. Людвига Максимилиана г. Мюнхена (Германия), с университетским колледжем им. Витуса Беринга г. Хорсенса (Дания), общественным колледжем г. Солт Лейк Сити Университета штата Юта (США). Успешному участию преподавателей и студентов ОГУ в образовательных программах Германии способствует проведение специальных языковых курсов DSH, организованных на базе Центра немецкого языка и культуры.

Использование современных технологий, в частности технологий ДО, позволило факультету дистанционных образовательных технологий продвинуть некоторые учебные программы университета на международный рынок. Так, в 2005 г. заключен договор об организации дистанционных курсов обучения для студентов Йоркского университета (США).

Стремясь к расширению географии сотрудничества, университет обращает свое внимание не только на Запад, но и на Восток. В частности, в последние два года служба маркетинга университета установила контакты с посольством Японии в Москве

и Центром японского языка и культуры в Нижнем Новгороде. В ОГУ создан и активно функционирует Японский информационный центр.

Территориально распределенная структура университетского комплекса ОГУ представляет собой многоуровневую образовательную систему, включающую шесть филиалов и пять колледжей, расположенных в Оренбургской области (Оренбург, Бузулук, Орск, Бугуруслан, пос. Акбулак) и на территории Башкортостана (Кумертау, Уфа). Для оказания помощи студентам заочной формы обучения в освоении программ профессионального образования непосредственно по месту их жительства и работы были откры-тыпредставительства ОГУв населенных пунктах Оренбургской области.

В ОГУв настоящее время совершенствуется нормативное обеспечение интеграции, улучшаются взаимоотношения между структурными подразделениями университета, базы подразделений, виды и формы их образовательных услуг, уточняется их статус.

В то же время университет развивается и как комплекс зданий и сооружений, которые расположены не только в Оренбурге, но и за его пределами. В настоящее время на балансе университета числятся 228 объектов недвижимости общей площадью 284,6 тыс. кв. м, кроме того, арендован 21 объект площадью 37,9 тыс. кв. м. Всего в социальном, учебно-научном и производственных процессах задействовано 249 объектов общей площадью 322,5 тыс. кв. м.

В структурных подразделениях ОГУве-дется постоянная модернизация учебного, лабораторного и производственного оборудования. Так, с приобретением двухкрасочной печатной офсетной машины формата А-2 «Доминант-725» (Чехия) вуз получил возможность на базе издательско-полигра-фического комплекса выпускать газету «Оренбургский университет», журналы «Вестник ОГУ», «Авега», различные цветные плакаты и проспекты, способствующие формированию университетского имиджа.

Инновационность модели университетского комплекса ОГУ, по нашему мнению, состоит в том, что в нем создается система непрерывного инновационного цикла: от фундаментальных, поисковых и прикладных исследований до реализации наукоемкой продукции и технологий в промышленности и образовательном процессе. Формируются условия для широкого применения результатов инновационной деятельности, инновационных проектов в научно-технической сфере, для подготовки, переподготовки и повышения квалификации в усло-вияхинновационной экономики и специфики нашего региона. Создаются объективные предпосылки для развития целостной региональной системы подготовки кадров.

Инновационная модель развития университетского комплекса закрепляет целый ряд принципиально новых функций, среди которых наиболее важны следующие:

■ разработка мероприятий по активизации инновационной активности, инновационного мышления студентов, аспирантов, ученых и преподавателей;

■ конкурсная и грантовая поддержка инновационных проектов, содействие внедрению в учебный процесс новых образовательных технологий;

■ совершенствование системы подготовки кадров в области инновационного менеджмента;

■ создание опытных и малосерийных производств;

■ систематизация учета и закрепления объектов интеллектуальной собственности в образовательной, научной и технологической сферах;

■ коммерциализация оригинальных учебно-методических, научных разработок программного продукта;

■ организация эффективного взаимодействия с предприятиями региона;

■ маркетингнаукоемкого продукта вуза;

■ мониторинг рынка образовательных, информационных и научно-технологических услуг;

■ изучение опыта инновационной дея-

тельности и трансляции его в структуры университета.

Таким образом, инновационная модель развития университетского комплекса, представляющего собой масштабную региональную многоуровневую полифункциональную территориально распределенную образовательную макросистему, позволяет реализовывать интеграционные процессы инновационного развития региона.

Литература

1. Ковалевский В.П. Интегрально-целевой метод управления региональным университетским комплексом. - Оренбург, 2004.

2. Ковалевский В.П. Теоретические и методологические основы формирования университетского комплекса - М., 2004.

3. Анализ мировых тенденций развития на-

учно-образовательной деятельности: Аналитический обзор / Е.В. Вашурина, Н.В. Дрантусова, Я.Ш. Евдокимова, И.А. Майбуров. - Екатеринбург, 2006.

4. Стронгин Р., Максимов Г., Грудзинс-кий А. Университет как интегратор в обществе, основанном на знании // Высшее образование в России. - 2006. - №1.

5. Pecas P., Henriques E. Best practices of collaboration between university and industrial SMEs // Benchmarking: An

International Journal. - 2006. - Vol. 13. -№ 1/2.

6. Sporn B. Management in Higher Education:

Current Trends and Future Perspectives in European Colleges and Universities // R. Berg (ed.) Dialogue between Higher Education Research and Practice. -Kluwer Academic Publishers, 2003.

7. Управление в высшей школе: опыт, тен-

денции, перспективы: Аналитический доклад. - М., 2005.

8. Голенков В.А, Степанов Ю.С, Садков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.Г. Стратегия инновационного развития регионов России и роль университетских комплексов в модернизации образования. - М., 2002.

9. Дворкин Б., Дружинин А. Опыт интеграции

образования,науки и производства// Высшее образование в России. - 2002. - №1.

10. Шукшунов В.Е, Левченко В.В, Третьяк А.В. Основы создания университетских комплексов. - Новочеркасск, 2002.

11. Лукашенко М. Вертикальная интеграция в системе образования // Высшее образование в России. - 2002. - №3.

12. Грудзинский А.О. Проектно-ориенти-рованный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. - Н. Новгород, 2004.

13. Компьютерные учебные программы и инновации. - 2006. - №10. - http:// www.informika.ru/text/magaz/innovat/ n5_2002/n5_2002.html

Современные проблемы развития системы художественного образования

Н. КРОТОВА, ректор Московский государственный университет культуры и искусств

Нынешнее состояние системы художественного образования обусловлено противоречивыми тенденциями, складывающимися как в самом образовании, так и в российском обществе в целом. Вопросы художественного образования не раз поднимались на самом высоком ведомственном

уровне, тем не менее необходимо отметить, что до сих пор существует множество нерешенных проблем.

В «Концепции художественного образования в Российской Федерации»,утвержденной в 2001 г., отмечается: «Целями художественного образования на совре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.