Научная статья на тему 'Национальный проект «Образование»: инновационная образовательная программа Московского государственного института электронной техники (технического университета)'

Национальный проект «Образование»: инновационная образовательная программа Московского государственного института электронной техники (технического университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаплыгин Юрий Александрович, Беспалов Владимир Александрович, Поспелов Алексей Сергеевич, Кузнецов Николай Алексеевич, Рыгалин Дмитрий Борисович

В статье рассматривается инновационная образовательная программа Московского государственного института электронной техники (технического университета) (МИЭТ), которая получила поддержку в рамках Национального проекта "Образование". Программа направлена на совершенствование системы современного профессионального образования для российской электронной индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чаплыгин Юрий Александрович, Беспалов Владимир Александрович, Поспелов Алексей Сергеевич, Кузнецов Николай Алексеевич, Рыгалин Дмитрий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article has been purposed to analyze innovative educational program of the Moscow state Institute of electronic technology (technical university) (MIET), supported with National project "Education". The program is aimed to improve modern system of professional education for Russian electronic industry.

Текст научной работы на тему «Национальный проект «Образование»: инновационная образовательная программа Московского государственного института электронной техники (технического университета)»

Национальный проект «Образование»:

инновационная образовательная программа Московского государственного института электронной техники (технического университета)

Ю. А. Чаплыгин,

д. т. н., профессор, ректор МИЭТ, член-корр.

РАН

В. А. Беспалов,

д. т. н., проректор МИЭТ по инновационной и финансовой деятельности

А. С. Поспелов,

д. ф.-м. н., профессор, проректор МИЭТ по учебной работе

В. А. Кузнецов,

к. т. н., проректор МИЭТ по административной и социальной деятельности

Д. Б. Рыгалин,

к. э. н., руководитель Центра коммерциализации и трансфера технологий

В статье рассматривается инновационная образовательная программа Московского государственного института электронной техники (технического университета) (МИЭТ), которая получила поддержку в рамках национального проекта «Образование». Программа направлена на совершенствование системы современного профессионального образования для российской электронной индустрии.

Среди важнейших стратегических приоритетов развития Российской Федерации определено развитие образования, науки и высоких технологий как ключевых инструментов построения инновационной экономики и современного постиндустриального общества. Реализация этих приоритетов требует развития национальной инновационной системы и модернизации системы образования в направлении повышения уровня интеграции учебного процесса с научной и инновационной деятельностью для подготовки профессиональных специалистов в области высоких технологий. В свою очередь эта задача неразрывно связана с необходимостью развития университетских комплексов, сохранивших высокий потенциал и способных занять в своих областях ве-

This article has been purposed to analyze innovative educational program of the Moscow state Institute of electronic technology (technical university) (MIET), supported with National project «Education». The program is aimed to improve modern system of professional educationfor Russian electronic industry.

дущие позиции как в области образования, так и в науке и инновационной деятельности.

Серьезным шагом на пути решения этой задачи стало принятие Правительством Российской Федерации (РФ) Постановления от 14 февраля 2006 г. № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы». В рамках национального проекта «Образование» Министерством образования и науки РФ был проведен конкурс среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. Целью конкурса явилось оказание высшим учебным заведениям государственной поддержки посредством предоставления им

ИННОВАЦИИ № 5 (103), 2007

ИННОВАЦИИ № 5 (103), 2007

субсидий в объеме от 400 до 1000 млн руб. на период с 2006 по 2007 г. По результатам конкурсного отбора были определены 17 победителей — ведущих вузов России. Одним из победителей конкурса стал Московский государственный институт электронной техники (технический университет) (МИЭТ).

Основные предпосылки для реализации инновационной образовательной программы в МИЭТ

МИЭТ — один из ведущих университетов России в области электроники и информационных технологий, который был образован в 1965 г. в качестве базового высшего учебного заведения для электронной промышленности страны. В официальном рейтинге Минобрнауки РФ последние 3 года он входит в десятку лучших среди 164 технических и технологических вузов страны.

В настоящее время в МИЭТ функционируют 10 факультетов, 42 кафедры, аспирантура и докторантура, научно-исследовательская часть, собственное экспериментальное производство (рис. 1). В университете работают 575 научно-педагогических сотрудников, среди которых 116 докторов и 334 кандидатов наук. В МИЭТ обучается более 6000 студентов, ежегодно выпускается свыше 1000 высокопрофессиональных специалистов в таких областях как информатика и вычислительная техника, микроэлектроника и наноэлектроника, полупроводниковые приборы, твердотельная электроника, радиотехника, системы автоматизированного проектирования, биоэлектроника и медицинская техника, телекоммуникации, а также по таким направлениям как менеджмент, маркетинг, лингвистика, дизайн и др. За последние 5 лет в университете открыто 24 новых специальности.

Ежегодно в МИЭТ выполняется свыше 400 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по договорам с заказчиками и по различным российским и международным научно-техническим программам и грантам. Эти работы проводятся в рам-

Рис. 1. Учебно-научно-инновационный комплекс МИЭТ

ках основных научных направлений МИЭТ, важнейшими из которых являются: нанотехнологии в электронике; микросистемная техника; интегральная и волоконная оптика; элементная база микро- и наноэлектроники; информационно-управляющие системы и комплексы; микроэлектронные радиотехнические системы и устройства; экология и системы жизнеобеспечения человека. В период с 2000 по 2005 гг. объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых специалистами университета, увеличился более чем в 4 раза и составил 532,0 млн руб. за 2005 г. При этом произошло качественное изменение структуры финансирования научных исследований в сторону увеличения внебюджетной составляющей, что является важным индикатором конкурентоспособности научного потенциала университета в рыночных условиях.

На протяжении последнего десятилетия МИЭТ планомерно осуществляет рыночно ориентированные преобразования, направленные на укрепление образовательного и научного потенциала. Главным приоритетом деятельности вуза стало формирование развитой отраслевой инновационной структуры, функционирующей в составе университета и способствующей повышению качества образовательных услуг и трансформации научных знаний в высокотехнологичный конкурентоспособный продукт.

В состав инновационной структуры МИЭТ входят:

• Государственный научный центр «Научно-производственный комплекс «Технологический центр» МИЭТ (НПК ТЦМИЭТ). Научный центр ведет исследования и технико-внедренческую деятельность по таким направлениям, как разработка элементной базы аналоговых и аналого-цифровых БИС и вентильных матриц, разработка унифицированных базовых матричных кристаллов, разработка микроэлектронных сенсоров и датчиков физических величин, разработка систем автоматизированного проектирования интегральных схем. НПК ТЦ МИЭТ обладает собственным полупроводниковым производством площадью 2200 м2, в том числе «чистыми» помещениями 1000 м2 класса «100» для изготовления ИС на основе кремниевых пластин и сборки чипов микросхем и сенсоров в корпуса.

• НИИ нанотехнологии и НИИ вычислительных средств и систем управления. НИИ нанотехнологии осуществляет широкий спектр разработок в области базовых элементов изделий оптоэлектронных устройств, технологий получения интегральных схем, элементной базы наноэлектроники, микро- и наносистемной техники. НИИ вычислительных средств и систем управления ведет исследования в области создания высокоинтеллектуальных систем управления для автономных роботизированных комплексов, портативных вычислителей различного назначения, радиотехнических средств связи и передачи информации, информационно-вычислительных систем корабельных и авиационных комплексов. Большинство разработок переданы в серийное производ-

ство и используются в современных отечественных системах вооружений и специальной аппаратуре для силовых ведомств.

• Экспериментальный завод «Протон» является многопрофильным радиоэлектронным предприятием и специализируется на выпуске радиоэлектронной аппаратуры и средств вычислительной техники оборонного и гражданского назначения. За последние 5 лет объемы работ и услуг завода «Протон» выросли почти в 8 раз, ежегодный объем работ составляет около 120 млн руб. Материально-техническая база завода используется как для производственного, так и образовательного, научного и инновационного процессов.

• Зеленоградский научно-технологический парк (ЗНТП) создан в 1991 г. с целью развития инновационной деятельности в университете и поддержки начинающих наукоемких компаний Зеленограда. Результатом работы технопарка стало появление более 40 новых научно-технических фирм, организованных сотрудниками научных лабораторий МИЭТ. Благодаря поддержке со стороны ЗНТП 25 фирм смогли перейти из начинающих в разряд развитых и устойчивых компаний, динамично расширяющих объемы производства своей продукции.

• Инновационный центр новых технологий (ИЦНТ) создан в 1992 г. для внедрения в производство научно-технических разработок НПК ТЦ МИЭТ. В 2001 г. ИЦНТ стал лауреатом национальной премии «Бизнес-Олимп» в номинации «Малый бизнес». В настоящее время ИЦНТ, опираясь на взаимодействие с НПК ТЦ МИЭТ, развивает новые проекты, направленные на освоение производства конкурентоспособной электронной продукции.

• Зеленоградский инновационно-технологический центр (ЗИТЦ) организован в 1998 г. на базе МИЭТ в рамках федеральной межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России. Возведено современное здание центра общей площадью 4200 м2, на открытии которого в 2000 г. присутствовал Президент РФ В. В. Путин. В 2004 г. Зеленоградский ИТЦ стал победителем Всероссийского конкурса «100 лучших предприятий России-2004» и награжден памятной медалью «За заслуги в укреплении конкурентоспособности России».

• Центр коммерциализации и трансфера технологий МИЭТ (ЦКТТ) создан в 2004 г. в виде структурного подразделения университета, ориентированного на активизацию инновационных процессов. За сравнительно небольшой период времени, прошедший с момента создания ЦКТТ, по результатам его работы более 15 научных коллективов стали победителями конкурса программы «СТАРТ» и получили финансирование для реализации инновационных проектов.

• Технологическая деревня МИЭТ. Целью функционирования технологической деревни является разработка, освоение, мелкосерийный выпуск и

апробация на рынке новой электронной и микроэлектронной продукции, соответствующей мировым стандартам, а также ориентация на расширение эффективных связей с региональной промышленностью и наукоемким бизнесом. В рамках технологической деревни при университете будет создано более 20000 м2 современных площадей для обеспечения образовательного процесса в условиях конкретной научно-инновационной и технико-внедренческой деятельности. В 2005 г. были сданы в эксплуатацию 8800 м2 первой очереди технологической деревни, во 2 квартале 2006 г. — 5500 м2 второй очереди.

• Технико-внедренческая зона «Зеленоград». МИЭТ является участником разработки концепции развития создаваемой в Зеленограде особой экономической зоны технико-внедренческого типа (ТВЗ «Зеленоград»). В рамках развития ТВЗ на участке МИЭТ планируется создание бизнес-инкубатора для размещения стартовых компаний — резидентов (8000 м2), центра специализированной подготовки кадров (8000 м2), расширение сети центров коллективного пользования (30000 м2).

В рамках принятого решения о создании на территории Зеленограда особой технико-внедренческой зоны задача дальнейшего совершенствования и развития образовательной и научно-инновационной деятельности в университетском комплексе МИЭТ приобретает особую значимость. Создание ТВЗ «Зеленоград» диктует необходимость в масштабной подготовке высокопрофессиональных специалистов и расширении спектра проводимых научно-исследовательских работ для освоения в рамках технико-внедренческой зоны широкой номенклатуры новой конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Таким образом, существует актуальная потребность в дальнейшем развитии МИЭТ как центра непрерывной многоуровневой профессиональной подготовки специалистов мирового уровня и научно-инновационной деятельности в сфере высоких технологий.

Цели и задачи инновационной образовательной программы МИЭТ

Для дальнейшего комплексного развития университета была разработана инновационная образовательная программа «Современное профессиональное образование для российской инновационной системы в области электроники» (далее — программа), которая получила поддержку в рамках национального проекта «Образование».

Целью реализации инновационной образовательной программы является обеспечение перехода университетского комплекса МИЭТ на новую ступень интеграции образования, науки и инновационной деятельности; реализация модели развития университета как учебно-научно-инновационного комплекса, глубоко интегрированного в реальный сектор экономики, где образовательный процесс является органичной составной частью научно-технической, конструкторско-технологической и финансово-управ-

ИННОВАЦИИ № 5 (103), 2007

ИННОВАЦИИ № 5 (103), 2007

Таблица 1

Цели и задачи инновационной образовательной программы МИЭТ на 2006-2007 гг.

2006 г. 2007 г.

Цели реализации программы (по годам)

Разработка инновационных учебных планов и программ для непрерывного многоуровневого образовательного процесса на базе сети центров формирования компетенций и центров коллективного пользования в сфере электроники; укрепление материальнотехнической базы этих центров и создание новой научно-технической продукции Формирование модели развития МИЭТ как учебно-научно-инновационного комплекса, глубоко интегрированного в электронную индустрию Российской Федерации и Зеленоградского региона, и интеграция университета в единое европейское и мировое образовательное пространство

Задачи, реализуемые в рамках программы (по годам)

Создание и организация функционирования сети центров формирования компетенций университетского комплекса МИЭТ по направлениям «Волноводная оптика и оптоэлектроника», «Микросистемная техника и технология электронных устройств», «Нанотехнологии в электронике», «Перспективные телекоммуникационные технологии», «Математическое моделирование и проектирование информационно-управляющих систем», «Электроника биомедицинских и экологических систем». Разработка процедур и системы организации учебного процесса на основе модульного принципа, завершающегося модулем специальной инновационной подготовки и обеспечивающего формирование наряду с профессиональными знаниями системы навыков, умений и компетенций инновационных лидеров. Обеспечение условий для развития учебно-исследовательских работ и научно-инновационной деятельности молодежи по приоритетным направлениям науки, технологий и техники Российской Федерации с использованием инфраструктуры центров формирования компетенций и центров коллективного пользования МИЭТ. Развитие информационных технологий во всех сферах деятельности МИЭТ (образовательной, научной, инновационной) в рамках концепции создания открытого электронного университета, в том числе обеспечивающего единое информационное пространство для эффективного взаимодействия резидентов ТВЗ «Зеленоград». Разработка научно-методического обеспечения, организация и проведение защиты пилотных коллективных дипломов студентами старших курсов инженерных специальностей, поддержка процесса инкубирования стартовых инновационных компаний на основе коллективов выпускников с подготовкой их к самостоятельному устойчивому развитию в рамках ТВЗ «Зеленоград» Углубление интеграции МИЭТ с предприятиями электронной отрасли, институтами РАН и другими научными учреждениями за счет совместной организации НИОКР и инновационной составляющей подготовки и переподготовки специалистов. Обеспечение рабочего режима функционирования учебного процесса с использованием ресурсов сети центров формирования компетенций и центров коллективного пользования, подготовка и переподготовка научно-педагогических кадров (преимущественно из молодежной среды — студенты старших курсов, выпускники, аспиранты, молодые ученые и т. п.) для устойчивого развития центров в долгосрочной перспективе. Разработка и внедрение новых, в том числе информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических практикумов соответствующих мировому уровню, формирование и реализация долгосрочной программы опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов. Завершение базового этапа комплексной информатизации МИЭТ в образовательной, научной и инновационной сферах в рамках концепции создания открытого электронного университета. Разработка и освоение передовых базовых технологий с постановкой системного процесса целевого инкубирования стартовых высокотехнологичных компаний на основе молодежных коллективов для развития инновационной деятельности в рамках ТВЗ «Зеленоград», комплексное содействие развитию инновационных процессов в создаваемой ОЭЗ и электронной отрасли России в целом. Организация и проведение внутривузовского конкурса грантов на выполнение учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ молодых ученых, аспирантов и студентов, с поддержкой лучших работ из средств проекта. Проведение серии научных школ, стажировок на базе МИЭТ, всероссийского конкурсного отбора молодежных проектов, международной конференции с целью популяризации современного образования и научно-инновационной деятельности в области электроники в молодежном сообществе

нано-, оптоэлектроники, информационно-телекоммуникационных технологий и биомедицинской электроники на основе укрепления технологической, измерительной и аналитической базы.

• Развитие учебно-исследовательских работ и научно-инновационной деятельности молодежи по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации для подготовки высокопрофессиональных специалистов и целевого инкубирования стартовых высокотехнологичных компаний на основе творческих коллективов молодых ученых, аспирантов и студентов университета.

• Развитие сетевой инфраструктуры и единого информационного пространства учебно-научно-инновационного комплекса МИЭТ, интегрированного в информационное пространство Зеленоградского региона.

• Институциональные преобразования, обеспечивающие позитивное воздействие университетско-

ленческой деятельности предприятий и организаций — партнеров МИЭТ (табл. 1).

В процессе реализации программы планируется решение следующих задач:

• Создание и развитие интегрированной многоуровневой системы непрерывной опережающей подготовки высокопрофессиональных специалистов для инновационной экономики страны, в том числе в условиях интеграции университета в единое европейское и мировое образовательное пространство с учетом Болонских соглашений.

• Развитие методической базы для образовательной и научно-инновационной деятельности, а именно, модернизация и создание новых учебных курсов и программ, написание учебников и учебных пособий, совершенствование технологий обучения.

• Приоритетное развитие и повышение эффективности результатов научных исследований, создание инновационных продуктов в сфере микро-,

го комплекса МИЭТ на развитие региона и инновационные процессы в электронной индустрии.

• Создание новых рабочих мест в сфере высоких технологий за счет активного участия университета в разработке новых конкурентоспособных высокотехнологичных производств в рамках ТВЗ «Зеленоград».

• Популяризация современного образования и научно-инновационной деятельности в области электроники в Зеленоградском регионе и среди российского молодежного сообщества в целом.

В реализации инновационной образовательной

программы задействовано более 800 человек, в том числе 80 докторов наук, 270 кандидатов наук, 450 молодых ученых, аспирантов и студентов с оплатой работ из средств финансирования программы.

Формы реализации инновационной образовательной программы

К основному содержанию проекта в соответствии с поставленными целями и задачами инновационной образовательной программы следует отнести реализацию мероприятий, ориентированных на развитие университетского комплекса МИЭТ в направлении интеграции университета в мировую систему образования, формирования устойчивой системы кооперации с компаниями-мировыми лидерами электронной индустрии, развития методологической и приборной базы учебного процесса, комплексного содействия развитию инновационных процессов в создаваемой ОТВЗ «Зеленоград» и электронной отрасли России в целом. Содержательные мероприятия проекта, реализуются по четырем основным блокам, совокупность которых обеспечивает достижение поставленных целей (рис. 2).

Блок 1 (Б1). Развитие интегрированной системы многоуровневой подготовки кадров для инновационной экономики в рамках реализации концепции непрерывного образования на базе МИЭТ.

Развитие и совершенствование интегрированной многоуровневой системы инженерной подготовки и переподготовки кадров в сфере высоких технологий, предполагает организацию учебного процесса на основе модульного принципа (рис. 3):

• модуль фундаментальной инженерной подготовки, рассчитанный на реализацию в течение первых двух лет обучения и включающий изучение курсов федеральной компоненты циклов гуманитарных и социально-экономических (ГСЭ) и естественно-научных (ЕН) дисциплин;

• модуль профессиональной инженерной подготовки, реализуемый на третьем и четвертом курсах обучения и содержащий дисциплины общепрофессионального (ОП) и специального (С) циклов, завершающийся защитой итоговой выпускной работы с присвоением квалификации бакалавра;

• модуль специальной инновационной подготовки, завершающийся в течение одного или двух лет обучения с присвоением квалификации инженера, либо магистра и обеспечивающий формирование наряду со знаниями системы навыков и

компетенций, необходимых выпускнику в последующей производственной и научно-исследовательской деятельности.

В целом такой подход позволяет практически безболезненно адаптировать существующую систему подготовки специалистов в общеевропейскую двухуровневую модель учебного процесса, опирающуюся на основные положения Болонской декларации, и органично сочетается с применением перспективных информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, введением оценки трудозатрат при обучении на основе кредитных систем, единых стандартов качества (и как следствие, международного признания дипломов), развитием академической мобильности, увеличением экспорта образовательных услуг.

Реализация принципов индивидуализации обучения на завершающем этапе освоения модуля специальных инновационных дисциплин, мобильности студентов и их права свободного выбора формы, места, темпа и содержания профессиональной подготовки невозможна без глубокого освоения унифицированных модулей фундаментальной и профессиональной инженерной подготовки, которые позволяют студенту варьировать в дальнейшем свою подготовку не только в пределах одного вуза, но и в рамках системы родственных направлений и специальностей других высших учебных заведений (системообразующий вуз).

Развитие и совершенствование интегрированной многоуровневой системы подготовки кадров осуществляется по следующим направлениям:

• Б1.1. Совершенствование структуры и образовательных технологий интегрированной многоуровневой системы инженерной подготовки в сфере высоких технологий с учетом основных положений Болонского процесса.

• Б1.2. Развитие системы довузовской подготовки с целью интеграции профильного образования МИЭТ в школьную программу, развитие сотрудничества университета с организациями среднего и среднего специального образования, расширение участия МИЭТ в процессе профориентации молодежи, популяризация научно-инновационной деятельности в молодежной среде по направлениям образовательной и деловой активности университета.

• Б1.3. Развитие системы дополнительного образования как реализация концепции непрерывного образования для потребностей инновационной экономики в сфере высоких технологий и для развития потенциала ТВЗ «Зеленоград».

• Б1.4. Совершенствование организационно-методического и информационного обеспечения дистанционной технологии обучения по основным и дополнительным образовательным программам инженерной подготовки, реализуемым в учебном процессе университета.

• Б1.5. Расширенное использование новых информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в университете, как необходимое условие повышения учебно-методической, науч-

ИННОВАЦИИ № 5 (103), 2007

Образование — национальный приоритет

ИННОВАЦИИ № 5 (103), 2007

Б 1.1. Совершенствование структуры и образовательных технологий интегрированной многоуровневой системы инженерной подготовки в сфере высоких технологий с учетом положений Болонского процесса

Б 1.2. Развитие системы довузовской подготовки с целью интеграции профильного образования в школьную программу, развития сотрудничества с организациями среднего и среднего специального образования, расширения участия МИЭТ в процессе профориентации молодежи популяризации научноинновационной деятельности в молодежной среде

Б 1.3. Развитие системы дополнительного образования как реализация концепции непрерывного образования кадров для потребностей инновационной экономики ТВЗ «Зеленоград» и отрасли

Б 1.4. Совершенствование организационно-методического и информационного обеспечения дистанционной технологии обучения по программам инженерной подготовки, реализуемой в учебном процессе университета

Б 1.5. Расширение использования новых информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в университете как необходимое условие повышения учебнометодической, научной и инновационной мобильности молодых ученых, аспирантов и студентов

Б 1.6. Развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества учебного процесса. Поэтапное внедрение системы качества образовательной деятельности университета

Б 1.7. Диверсификация функциональных возможностей базовых кафедр университета как инструмента формирования профессиональных компетенций обучающихся

Б 1.8. Создание центра постоянного мониторинга и прогнозирования кадровых потребностей в регионе и отрасли с учетом интересов ТВЗ «Зеленоград»

Б 1.9. Развитие и оптимизация интегрированной системы непрерывной подготовки кадров для предприятий электронной промышленности и ТВЗ «Зеленоград»

Б4.1. Исследование, разработка и реализация кластерной модели развития ТВЗ «Зеленоград»

Б4.2. Изыскательские работы, разработка и проектирование новых объектов комплекса МИЭТ в рамках ТВЗ «Зеленоград»

Б4.3. Совершенствование системы коммерциализации и трансфера технологий на базе МИЭТ, включая проведение конкурсов, направленных на вовлечение молодежи и независимых носителей интеллектуальной собственности региона в образовательную и инновационную деятельность по профилю университета и ТВЗ «Зеленоград»

Б4.4. Проведение серии конференций, направленных на консолидацию субъектов инновационной деятельности региона, выявление проблем в области образования и инноваций

Б4.5. Развитие методической и образовательной работы по новым квалификационным специальностям в области инновационной деятельности, подготовка кадров в области коммерциализации технологий и управления инновационной деятельностью

Рис. 2. Инновационная образовательная программа МИЭТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

ной и инновационной мобильности молодых ученых, аспирантов и студентов.

• Б1.6. Развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества учебного процесса. Построение и поэтапное внедрение системы качества образовательной деятельности университета.

• Б1.7. Диверсификация функциональных возможностей базовых кафедр университета, как инструмента формирования профессиональных компетенций обучающихся, включая создание системы практической подготовки молодых специалистов с целью интеграции образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности.

• Б1.8. Создание центра постоянного мониторинга и прогнозирования кадровых потребностей в регионе и отрасли с учетом интересов ТВЗ «Зеленоград», включая внедрение моделей интегрированного мониторинга и создание системы оценки показателей эффективности трудоустройства выпускников, для анализа результативности реализации инновационной образовательной программы.

• Б1.9. Развитие и оптимизация интегрированной системы непрерывной подготовки кадров для предприятий электронной промышленности г. Зеленограда и ТВЗ «Зеленоград».

Блок 2 (Б2). Развитие методической и приборной

базы для образовательной и научно-инновационной

деятельности:

• Б2.1. Развитие на базе МИЭТ сети центров формирования компетенций по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации во взаимодействии с мировыми лидерами отрасли, в том числе формирование (рис. 4):

♦ Б2.1.1. Центра формирования компетенций «Волноводная оптика и оптоэлектроника», оснащенного современным оборудованием для производства элементов волоконно-оптических линий связи, на базе которого осуществляется подготовка специалистов в области интегральной оптики и оптоэлектроники.

♦ Б2.1.2. Центра формирования компетенций «Микросистемная техника и технология электронных устройств», оснащенного современным оборудованием для проектирования и производства электронных микросистем, на базе которого осуществляется практическая подготовка специалистов в области технологии и проектирования микроэлектронных устройств и микросистем.

♦ Б2.1.3. Центра формирования компетенций «Проектирование электронной компонентной базы и систем на кристалле», оснащенного современными средствами логического, схемотехнического и топологического проектирования, на базе которых осуществляется подготовка специалистов в области проектирования электронной компонентной базы.

♦ Б2.1.4. Центра формирования компетенций «Нанотехнологии в электронике», оснащен-

Рис. 3. Формирование модульной системы подготовки инженерных кадров

ного современным технологическим оборудованием, на базе которого осуществляется подготовка специалистов в области элементной базы наноэлектроники, технологии наноматериалов, сверхбыстродействующих ИС на основе полупроводниковых гетероструктур.

♦ Б2.1.5. Центра формирования компетенций «Перспективные телекоммуникационные технологии», оснащенного оборудованием и лицензионными программными средствами, предназначенными для подготовки специалистов в области телекоммуникационного оборудования для мобильных мультимедийных систем связи и управления.

♦ Б2.1.6. Центра формирования компетенций «Математическое моделирование и проектирование информационно-управляющих систем».

♦ Б2.1.7. Центра формирования компетенций «Электроника биомедицинских и экологических систем», оснащенного современными средствами обучения и оборудованием для проектирования и создания электронных биомедицинских систем и средств экологического мониторинга.

Каждый из центров формирования компетенций, создаваемых в университете, реализует в своей деятельности инновационную подготовку и переподготовку специалистов по одному из приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, по одной или нескольким основным, а также дополнительным образовательным программам, на базе одной или нескольких выпускающих кафедр с участием основных стратегических партнеров университета для наукоемких отраслей промышленности, потребностей развития Зеленоградского региона и с учетом интересов ТВЗ «Зеленоград».

• Б2.2. Развитие на базе МИЭТ сети центров кол-

лективного пользования (ЦКП) как инфраструктуры для образовательной и научно-инновационной деятельности по полному циклу подготовки кадров и создания изделий электроники в цепоч-

ИННОВАЦИИ № 5 (103), 2007

ИННОВАЦИИ № 5 (103), 2007

Рис. 4. Развитие на базе МИЭТ сети центров формирования компетенций и центров коллективного пользования как инфраструктуры для образовательной и научно-инновационной деятельности по полному циклу подготовки

кадров и создания изделий в области электроники

ке «электронная компонентная база — микросборки и микросистемы — сверхточная сборка РЭА», в том числе:

Б2.2.1. Создание ЦКП «Диагностика и модификация микроструктур и нанообъектов» для подготовки специалистов в области диагностики, контроля и метрологии для микроэлектроники и нанотехнологий, эффективного метрологического обеспечения формируемой сети Центров формирования компетенций и действующей сети Центров коллективного пользования МИЭТ, а также для проведения комплексных инновационных работ по исследованию, характеризации и локальной моди-

фикации микро- и наносистем, наноматериалов и нанообъектов.

Б2.2.2. Развитие ЦКП «Микросистемная техника и электронная компонентная база» как инфраструктурного компонента для развития образовательных и научно-инновационных компетенций университетского комплекса МИЭТ в области создания суб-микронных СБИС и микросистем мирового уровня.

Б2.2.3. Развитие ЦКП «Сверхточная сборка электронных изделий и аппаратуры» как компонента развития образовательных и научно-инновационных компетенций университетского комплекса МИЭТ в области технологий проектирования, конструирова-

ния и изготовления электронных изделий и аппаратуры конкурентоспособных на мировом рынке.

Все центры формирования компетенций и центры коллективного пользования развиваются в рамках концепции единства учебного, научного и инновационного процессов.

Блок 3 (Б3). Развитие учебно-исследовательских работ (УИР) и научно-инновационной деятельности (НИД) молодых ученых, аспирантов и студентов по приоритетным направлениям науки, технологий и техники Российской Федерации для подготовки профессиональных специалистов в режиме выполнения конкретных инновационных проектов и целевого инкубирования стартовых компаний на основе молодежных коллективов, в том числе в следующих областях:

• Б3.1. Создание современных наноматериалов, нано-элементной базы и приборов наноэлектроники для широкого диапазона применений.

• Б3.2. Создание микросистем и МЭМС с современным уровнем технологии для широкого диапазона применений.

• Б3.3. Создание электронной компонентной базы и систем на кристалле для уровня технологий 0,35-0,13 мкм и менее.

• Б3.4. Создание изделий оптоэлектроники, интегральной оптики и волоконно-оптических технологий.

• Б3.5. Создание перспективного телекоммуникационного оборудования, технологий и систем.

• Б3.6. Математическое моделирование и проектирование информационно-управляющих систем.

• Б3.7. Создание электронных изделий для биомедицины.

Реализация мероприятий по развитию УИР и НИД молодых ученых, аспирантов и студентов в рамках программы предусматривает:

1. Разработку методического обеспечения, организацию и проведение ежегодных внутривузовских конкурсов учебно-исследовательских и научноисследовательских работ молодых ученых, аспирантов и студентов старших курсов с финансовой поддержкой лучших проектов. Обеспечение процесса инкубирования стартовых компаний на основе молодежных коллективов вплоть до момента их выхода на траекторию устойчивого развития как резидентов ТВЗ «Зеленоград».

2. Проведение ежегодной дополнительной подготовки и переподготовки всего контингента молодых ученых, аспирантов и студентов профильных технических специальностей по актуальным вопросам инновационной деятельности, в частности по таким дисциплинам как защита интеллектуальной собственности, организация и управление инновационной деятельностью, особенности венчурного финансирования инноваций, управление качеством, бизнес-планирование и управление предприятием и т.п. Подготовка проводится с целью повышения готовности молодых специалистов к самостоятельной инновационной деятельности.

Блок 4 (Б4). Институциональные преобразования для повышения положительного влияния УНИК

МИЭТ на региональное развитие и инновационные процессы в отрасли:

• Б4.1. Исследование, разработка и реализация кластерной модели развития ТВЗ «Зеленоград».

• Б4.2. Изыскательские работы, разработка и проектирование новых объектов комплекса МИЭТ в рамках ТВЗ «Зеленоград».

• Б4.3. Совершенствование системы коммерциализации и трансфера технологий на базе МИЭТ, включая проведение конкурсов, направленных на вовлечение молодежи и независимых носителей интеллектуальной собственности региона в образовательную и инновационную деятельность по профилю университета и ТВЗ «Зеленоград».

• Б4.4. Проведение серии конференций направленных на консолидацию субъектов инновационной деятельности региона, выявление проблем в области образования и инноваций.

• Б4.5. Развитие методической и образовательной работы по новым квалификационным специальностям в области инновационной деятельности, подготовка кадров в области коммерциализации технологий и управления инновационной деятельностью.

Ожидаемые результаты реализации инновационной образовательной программы

Реализация инновационной образовательной программы в университетском комплексе МИЭТ позволит создать интегрированную многоуровневую систему непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки инженерных кадров по шести укрупненным группам специальностей (УГС), реализуемым в учебном процессе университета, как комплекс новых образовательных программ, учебно-методического обеспечения, лабораторных и лабораторно-технологических практикумов. Кроме того, за счет реализации программы будут созданы условия для разработки предложений в стандарты высшего профессионального образования (ВПО) третьего поколения. Использование новых разработанных методов и форм теоретического обучения, приобретения профессиональных компетенций в рамках инновационного модуля подготовки позволит организовать опережающую подготовку специалистов по актуальным направлениям производства ТВЗ «Зеленоград» с учетом кадровых потребностей региона и отрасли.

В результате реализации программы будут проведены мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры научных исследований и инноваций, в том числе:

• создание пилотного нанотехнологического комплекса кластерного типа для разработки базовых технологий создания элементной базы наноэлектроники;

• создание технологической линии по производству изделий микро- и наносистемной техники;

• освоение и развитие технологий сверхточного монтажа применительно к микросистемам гражданского и специального назначения;

ИННОВАЦИИ № 5 (103), 2007

• внедрение технологий производства фотошаблонов для отечественной информационно-защищенной элементной базы;

• создание российского испытательного центра для государственной сертификации изделий и продукции в области телекоммуникаций;

• формирование кластеров стартовых компаний молодых ученых и специалистов в области высоких технологий;

• развитие сети центров коллективного пользования МИЭТ и формирование на территории Российской Федерации замкнутого сквозного цикла по разработке и производству изделий микросистемной техники, электронной компонентной базы и электронной аппаратуры с использованием новейших средств САПР и технологий производства;

• обеспечение возможности использования в научно-образовательных и инновационных целях уникального дорогостоящего оборудования по полному циклу создания изделий электроники;

• развитие системы подготовки кадров высшей квалификации, разработка методических материалов для открытия новых специальностей номенклатуры научных работников «Нанотехнологии в электронике» и «Микро- и наносистемная техника».

Реализация инновационной образовательной программы окажет положительное влияние на развитие особой технико-внедренческой зоны «Зеленоград», позволит повысить качество подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров для электронной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.