Научная статья на тему 'Образовательная коммуникация на уроке и во внеурочное время'

Образовательная коммуникация на уроке и во внеурочное время Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ МОДУЛЬНЫЕ ПРАКТИКУМЫ / EDUCATIONAL COMMUNICATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / INTERSUBJECT MODULAR PRACTICAL WORKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапова Оксана Юрьевна, Кузенская Мария Сергеевна

В статье анализируется совокупность способов, каналов, приемов, режимов и форматов передачи необходимой учебной и социокультурной информации, относящейся непосредственно к содержанию обучения и подчиненной дидактическим задачам. К образовательным коммуникациям можно отнести и известные дидактике формы, методы и методики обучения, поскольку все они, так или иначе, представляются способами и приемами передачи информации и опыта культуры в целях обучения. Образовательные коммуникации можно трактовать как образующие информационное пространство линии "транспортировки" знаний, объяснительных схем и моделей, а также всех необходимых сведений для полноценного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL COMMUNICATION AT A LESSON AND AFTER HOURS

In article the set of ways, channels, receptions, the modes and formats of the transfer of the necessary educational and sociocultural information relating directly to the content of training and subordinated to didactic tasks is analyzed. It is possible to carry to educational communications also forms known to didactics, methods and techniques of training as all of them, anyway, are represented in the ways and methods of information transfer and experience of culture for training. Educational communications can be treated as the transportation lines of knowledge, explanatory schemes and models and also all necessary data forming information space for full training

Текст научной работы на тему «Образовательная коммуникация на уроке и во внеурочное время»

Рассмотренные связи направлений не являются исчерпывающими. При формировании направлений следует изучать потребности современных детей и родителей с целью формирования набора объединений, обеспечивающих разностороннее гармоничное развитие личности.

Методистам необходимо обратить внимание на составление оптимального плана по интегрируемым направлениям. Преподаватели при составлении календарно-тематического планирования могут использовать приведенные в данной статье примеры, дополнять их с учетом планирования смежного направления.

Список литературы /References

1. Дополнительное образование. Словарь-справочник / Авт.-сост. Д.Е. Яковлев. М.: АРКТИ, 2002. 112 с.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ НА УРОКЕ

И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 1 2 Потапова О.Ю. , Кузенская М.С.

Email: Potapova670@scientifictext.ru

1Потапова Оксана Юрьевна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе; 2Кузенская Мария Сергеевна - заместитель директора по воспитательной работе, Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Гимназия №17 им. В.П. Чкалова, г. Новокузнецк

Аннотация: в статье анализируется совокупность способов, каналов, приемов, режимов и форматов передачи необходимой учебной и социокультурной информации, относящейся непосредственно к содержанию обучения и подчиненной дидактическим задачам. К образовательным коммуникациям можно отнести и известные дидактике формы, методы и методики обучения, поскольку все они, так или иначе, представляются способами и приемами передачи информации и опыта культуры в целях обучения. Образовательные коммуникации можно трактовать как образующие информационное пространство линии "транспортировки" знаний, объяснительных схем и моделей, а также всех необходимых сведений для полноценного обучения.

Ключевые слова: образовательная коммуникация, педагогические технологии, межпредметные модульные практикумы.

EDUCATIONAL COMMUNICATION AT A LESSON AND AFTER

HOURS 12 Potapova O.Yu.1, Kuzenskaya M.S.2

1Potapova Oksana Yur'yevna - Deputy Director for teaching and educational work; 2Kuzenskaya Mariya Sergeevna - Deputy Director for educational work, MUNICIPAL BUDGETARY NON-STANDARD EDUCATIONAL INSTITUTION GYMNASIUM № 17 BY V.P. CHKALOV, NOVOKUZNETSK

Abstract: in article the set of ways, channels, receptions, the modes and formats of the transfer of the necessary educational and sociocultural information relating directly to the content of training and subordinated to didactic tasks is analyzed. It is possible to carry to

educational communications also forms known to didactics, methods and techniques of training as all of them, anyway, are represented in the ways and methods of information transfer and experience of culture for training. Educational communications can be treated as the transportation lines of knowledge, explanatory schemes and models and also all necessary data forming information space for full training

Keywords: educational communication, pedagogical technologies, intersubject modular practical works.

УДК 371.39

Образования требует усовершенствования методики обучения и воспитания, на которых раньше трудились педагоги. Вот педагогические технологии, которые помогут получить ожидаемый результат:

1. Исследовательские методики.

2. Технология модульного обучения.

3. Технология проектной деятельности.

4. Технология развивающего обучения.

Технологии и методики должны быть ориентированы на:

- всестороннее и гармоничное развитие каждой личности;

- освоение приемов исследовательской деятельности;

- развитие волевых качеств личности, самопознание и саморазвитие;

- формирование ключевых компетентностей и творческих способностей;

- формирование самостоятельной оценочной деятельности.

Выбор технологии проектов обусловлен тем, что здесь используются знания других предметов. Для реализации проекта используются следующие внешние ресурсы: информационные источники, родители (законные представители), опыт других людей. Учащиеся знакомятся с методами исследования, найденная проблема решается самим учеником, учащиеся всегда получают реальный продукт собственной деятельности. Проектная технология способна изменить систему общения учителя и ученика, превратив её в диалог. В результате этого будут созданы условия для самопознания учащихся, обогащения опыта, овладения школьниками опыта совместного решения проблем.

Для того, чтобы современное образование было востребованное в обществе необходимо развитие новых информационных технологий. Одной из перспективных технологий является программа ТОГИС (Технология Образования в Глобальном Информационном Сообществе), разработанная и предложенная профессором, доктором педагогических наук Гузеевым Вячеславом Валериевичем [2]. Данная технология соответствует новой концепции образования, федеральным государственным образовательным стандартам начального, основного и среднего общего образования. Развивает у школьников не только предметные умения, но и метапредметные, в первую очередь - универсальные учебные действия (УУД). Формирование универсальных учебных действий в технологии ТОГИС происходит в процессе решения деятельностно-ценностной задачи, которая является главным элементом учебного процесса. При этом центральным в задачах является способ их решения, а не содержание. Присвоение учеником содержания происходит в их собственной деятельности по решению задач.

Функции учителя в ТОГИС — это постановка целей и планирование результатов, организация самостоятельной деятельности учащихся, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия их предполагавшимся результатам. Преобладающие методы обучения в этой технологии — проблемный и моделирование [3].

Основными результатами применения технологии ТОГИС являются:

- развитие способности к созидательной деятельности;

- формирование умения самостоятельного контроля своих знаний и исправления ошибок, повышенный интерес к знаниям;

- развитие логического мышления, памяти, внимания и наблюдательности, умение провести коллективных анализ результатов;

- овладение умениями организовать, спланировать и решить возникшие задачи; умение свободно работать с информацией

- осознание ценности совместного труда, воспитание толерантности

Внедрение и распространение передовых педагогических технологий имеют

следующие пути:

- изучение теоретических положений.

- создание творческих групп учителей по изучению теоретических основ педагогических технологий, практической реализации в образовательном процессе («Ступени к будущей профессии», «Социальные практики», «Движение без опасности», «Выбор», «Креативность», «Выставки», « Презентация праздничных мероприятий»;

- освоение методик, технологий через курсы повышения квалификации («Применение инновационных технологий в процессе формирования креативного мышления у учащихся», «Методы игрового обучения», «Использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности», «Интерактивные способы обучения учащихся», «Технология проектирования личностно - ориентированного образования в системе дополнительного образования детей»);

- обобщение педагогического опыта учителей школы через педагогические советы, открытые уроки, семинары;

- передача и распространение опыта (создание новых групп по изучению, внедрению педагогических технологий, премирование учителей, освоивших педагогические технологии на высоком уровне, для проведения работы по определенному алгоритму с педагогами школы).

Результат развития и обучения обучающихся определяется с помощью дополнительных показателей:

- -Дистанционные предметные конкурсы и олимпиады окружного, всероссийского и международного уровня: « Русский медвежонок», « Родное слово», «Кенгурёнок», «Лисёнок», «Кит», «Новые знания».

- Международная олимпиада УРФО;

- Всероссийская олимпиада школьников;

- Городские интеллектуальные и творческие проекты, марафоны;

-Творческие фестивали и конкурсы всероссийского и международного уровня:

«Планета талантов», «Фонд развития творческих инициатив», «Роза ветров», «Живая классика» и др.

- Защита учебно-исследовательских работ и проектов обучающихся на городских, региональных и всероссийский конференциях: «Первые шаги в науку», «Таланты России», «Ступень в будущее»; День науки.

Новый способ интеграции урочной и внеурочной деятельности, который мы предлагаем реализовать в нашей школе - межпредметные модульные практикумы «Путешествие к себе».

Организация межпредметных модульных практикумов «Путешествие к себе».

Модель межпредметных модульных практикумов «Путешествие к себе». Учебно-воспитательный процесс на параллели 5-9 ых классов осуществляется с сентября по май учебного года в виде интеграции межпредметных модульных практикумов по принципу объединения в программном материале схожих предметных тем. Интеграция обусловлена расширением практического поля предметов, за счет экономии теоретического материала и привлечения внутренних

ресурсов школы во внеурочных занятиях и дополнительном образовании. Экономия часов теоретического материала достигается оптимизацией учебного времени через создание поточных лекций, интегрированных уроков, передвижки программного материала, подбором содержания домашней работы исследовательского и творческого характера, синтеза урочной и внеурочной деятельности. Освободившееся временное поле заполняется различными формами интегрированных практических занятий: урок-экскурсия, урок-лаборатория, урок-игра, урок-исследование, урок-музей, урок-проект, урок-путешествие, урок-презентация и т.д. Для проведения межпредметных модульных практикумов выделяется практический день. Обязательное условие проведения - создание интерактивной образовательной среды состоящей из личных и командных учебных маршрутов, дающих возможность решать индивидуальные и коллективные проектные задачи. Результаты индивидуальные или групповые заносятся в предметные ведомости, что позволяет выставлять отметки учащимся в электронный журнал.

Список литературы / References

1. Шутенко А.И. Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе // Высшее образование в России, 2011. №7. С.80 - 86.

2. Гузеев В.В. Деятельностно-ценностные задачи // Педагогические технологии, 2005. № 3. С. 116-121.

3. Тогис клуб. [Электронный ресурс]: http://www.togisklub.ru/ (дата обращения 25.06.2019).

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ

ПО РОБОТОТЕХНИКЕ Галкина В.М. Email: Galkina670@scientifictext.ru

Галкина Вера Михайловна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 77, г. Тольятти

Аннотация: в статье анализируется опыт работы по организации проектной деятельности на занятиях по робототехнике в условиях реализации требований ФГОС, решается проблема освоения основ конструирования, программирования, управления моделями, развития умений работать с приборами обратной связи. Именно поэтому робототехника органично вписывается в учебный процесс. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать новые знания, которые не достигались при традиционных теоретических методах обучения. Ключевые: слова: робототехника, программирование, проектная деятельность, исследовательская работа, особая образовательная среда.

LESSON DESIGN ACTIVITIES ON ROBOTICS Galkina V.M.

Galkina Vera Mikhailovna - primary school teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION GYMNASIUM № 77, TOLIATTI

Abstract: the article analyzes the experience in organizing project activities in the robotics class in the context of implementing the requirements of the Federal State Educational

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.