Научная статья на тему 'Использование технологий индивидуализированного обучения при изучении химии'

Использование технологий индивидуализированного обучения при изучении химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PERSON-ORIENTED EDUCATION / ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ / PLANNING THE EDUCATION RESULTS / ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗИРО-ВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / TECHNOLOGY OF INDIVIDUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровских Т.А.

Практика применения технологий индивидуализированного обучения при изучении химии не велика. По данным опросов, большинство учителей химии либо вообще не знакомы с современными педагогическими технологиями индивидуализирован-ного обучения, либо знакомы с некоторыми из них в общих чертах. Кроме того, респонденты указывали на тот факт, что при длительном применении какой либо технологии она быстро теряет свою эффективность из-за применения однообразных приемов и методов в обучении. Исследование, проведенное автором, показало необходимость сочетания элементов различ-ных технологий индивидуализированного обучения для достижения различных дидактических целей: формирования новых знаний, закрепления, контроля и коррекции знаний учащихся при изучении химии в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION TECHNOLOGIES ON DIFFERENT STAGES OF CHEMICAL EDUCATION

The individualized education technology is not widely used in practice. According to an arrogation, the majority of teachers either know nothing on modern pedagogical technologies o individualized education or know something in general outline. Additionally, the respondents pointed out the fact that a technology becomes ineffective after being used for a long time. This can be due to use of mono-tonous educational procedures and methods. The results of this work made it evident the elements of various technologies of individual education should be combined to attain different didactic aims, namely, forming novel knowledge; consolidaton, control, and correction of the scholar knowledge upon studying chemistry in school.

Текст научной работы на тему «Использование технологий индивидуализированного обучения при изучении химии»

из авторов уделил наработке решения «ключевых» заданий особое внимание на уроках в рамках отведенного для указанного раздела времени. В Юринской средней школе подобная работа не проводилась. Результаты повторного среза знаний по тригонометрии по аналогичным вариантам в этих же классах указанных школ показали, что средний балл у учащихся 11 б класса средней школы №29 г. Йошкар-Олы составил 3,8 балла, в 11а классе Юринской средней школы этот показатель оказался равным 2,5 балла по пятибалльной шкале.

Таким образом, исследования показали, что выявление «ключевых» заданий или упражнений и их наработка даже при определенном дефиците времени позволяют существенным образом повысить результативность обучения и качество знаний учащихся.

Литература

1. Далингер В.А. Методика реализации внутрипредмет-

УДК 372.854 ББК 74.262.4

ных связей при обучении математике: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

2. Шаталов В.Ф. Методические рекомендации для работы с опорными сигналами по тригонометрии. - М, 1993.

3. Попов Н.И., Марасанов А.Н. Тригонометрия: учебное пособие. - Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2000.

4. Марасанов А.Н. Об особенностях предвузовской подготовки школьников к экзамену по математике по разделу «Тригонометрия» // Математика. Образование: материалы XV международной конференции. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007.

5. Зайцев В.Н. Приобщение к поиску: диагностико-технологический практикум: учебное пособие для студентов педагогических специальностей, аспирантов, учителей, руководителей школ. - Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2006.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

ХИМИИ

Т.А. Боровских, кандидат педагогических наук, доцент МПГУ (495) 246-83-54

Практика применения технологий индивидуализированного обучения при изучении химии не велика. По данным опросов, большинство учителей химии либо вообще не знакомы с современными педагогическими технологиями индивидуализированного обучения, либо знакомы с некоторыми из них в общих чертах. Кроме того, респонденты указывали на тот факт, что при длительном применении какой либо технологии она быстро теряет свою эффективность из-за применения однообразных приемов и методов в обучении. Исследование, проведенное автором, показало необходимость сочетания элементов различных технологий индивидуализированного обучения для достижения различных дидактических целей: формирования новых знаний, закрепления, контроля и коррекции знаний учащихся при изучении химии в школе.

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, планирование результатов обучения, технология индивидуализированного обучения (модульная, интегральная, ТОГИС).

INDIVIDUALIZATION TECHNOLOGIES ON DIFFERENT STAGES OF CHEMICAL EDUCATION

Borovskikh T.A.

The individualized education technology is not widely used in practice. According to an arrogation, the majority of teachers either know nothing on modern pedagogical technologies o individualized education or know something in general outline. Additionally, the respondents pointed out the fact that a technology becomes ineffective after being used for a long time. This can be due to use of monotonous educational procedures and methods. The results of this work made it evident the elements of various technologies of individual education should be combined to attain different didactic aims, namely, forming novel knowledge; consolidaton, control, and correction of the scholar knowledge upon studying chemistry in school.

Keywords: person-oriented education, planning the education results, technology of individual education (modular, integral, TEGIS).

Сегодня в практике школ получили распространение различные педагогические технологии, целью которых является максимальная индивидуализация обучения. Среди них модульно-рейтинговая технология обучения, технология естественного обучения, технология интегрированного обучения, индивидуальная технология обучения, технология коллективного обучения, адаптивная система обучения, технология уровневой дифференциации, интегральная технология, ТОГИС и пр. Тем не менее, как показал опрос ряда учителей, лишь немногие из них (8% опрошенных) применяют какие-либо технологии индивидуализации обучения в своей работе.

Из анализа научно-методической литературы следует, что большинство эффективных педагогических технологий так или иначе концентрируется вокруг четырёх генеральных идей:

• укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниева);

• планирование результатов обучения;

• психологизация образовательного процесса;

• компьютеризация.

Компьютер сегодня используются и как инструмент управления учебным процессом, и как средство коммуникаций, и как средство усиления интеллекта обучаемых, их развития, т. е. компьютерная поддержка обучения занимает свои естествен-

ные ниши, повышая эффективность процесса обучения, но отсутствие этой поддержки не ведёт к негативным последствиям.

Для большинства технологий индивидуализированного обучения (ТИО) минимальной единицей учебного процесса становится блок уроков, в котором условно выделяют постоянную и переменную части.

Уроки постоянной части, как правило, используют фронтальные методы (лекции, лекции-беседы и т.п.). Это определяется в основном характером учебного материала. Для переменной части в разных технологиях разрабатываются уроки различных типов (семинар (технология Н.П. Гузика), практикум (технология коллективного обучения, адаптивная система обучения), семинар-практикум (интегральная технология В.В. Гузеева)), что «... обеспечивает предметное и личностное развитие ученика через коммуникативную активность и групповую динамику на основе кооперативной мотивации..» [1].

Во всех технологиях индивидуализированного обучения есть система непрерывной обратной связи и динамического управления педагогическим процессом.

В целом можно утверждать, что технологии индивидуализированного обучения обеспечивают каждому ученику право и возможность продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может.

Однако проведенное исследование показало, что использование какой-либо одной технологии при обучении в течение длительного времени снижает высокую поначалу результативность обучения. Мы объясняем это тем, что применяемый в рамках одной технологии ограниченный набор методических приемов достаточно быстро снижает остроту восприятия информации. Выход из создавшейся ситуации мы видим в комбинировании наиболее удачных элементов различных технологий и применении их наиболее эффективных приемов и методик для решения различных дидактических задач обучения.

Традиционно любая педагогическая система включает в себя следующие элементы: изучение нового содержания, закрепление, обобщающее повторение, контроль и коррекция, -что соответствует психологической схеме усвоения новой информации человеком.

Изучение нового материала вызывает организационные проблемы. Всегда есть учащиеся, которые по данной теме хотят ограничиться материалом, соответствующим образовательному стандарту (а в предметной области «химия» таких большинство). Насыщение содержания объемной и сложной информацией приведёт к отчуждению таких учеников, появлению у них значительных трудностей, потере понимания происходящему и обсуждаемому. Следовательно, нужно ограничиться и учителю.

«По каждой теме преподаватель должен разработать семантическую иерархию и семантические средства её усвоения (эксплицитная иерархия информации, её значения, цели, мотивы, задачи). На верхнем уровне помещается ядро информации - фундаментальные положения, которые должны остаться в памяти. Далее следует второстепенная информация -

Рассмотрим некоторые формы организации уроков на разных этапах образовательного процесса.

Изучение нового материала (минимальный объём). Для этого элемента предпочтительна форма лекции, позволяющая компактно передать ученикам укрупненную дидактическую единицу.

Однако далеко не всегда класс подготовлен к восприятию лекций (не умеют выделять главное, не понимают логических ударений и интонаций, не умеют грамотно конспектировать). Здесь огромную помощь и учителю, и учащимся оказывают

оболочка: это детали, уточнения. Разделение учебной информации на ядро и оболочку эквивалентно её теоретическому обобщению... Оболочка может быть представлена в виде системы познавательных задач» [2].

Закрепление - важнейший элемент педагогической системы. Изучаемый материал должен немедленно отрабатываться при решении познавательных задач. Неоднородность интересов, интеллектуальных предпочтений и возможностей учащихся и здесь создает проблемы. Поэтому уровень трудности задач должен повышаться от минимального уровня к общему и продвинутому. Задачи минимального уровня должны отработать все учащиеся без исключения. Для этого В.В. Гузеев предлагает использовать такую форму урока, как тренинг-минимум [1].

Для освоения общего и тем более продвинутого уровня нужно познакомить учеников с дополнительной информацией. Поэтому в структуре блока уроков появляется ещё один элемент изучения нового материала, предусматривающий активную познавательную деятельность школьников, в значительной мере самостоятельную (работа с модулями (модуль-но-рейтинговая технология), практикум (адаптивная система обучения)).

Закрепление на общем и продвинутом уровнях требует более глубокой дифференциации, поэтому на этом этапе целесообразны групповые способы организации обучения. Здесь должна отслеживаться динамика развития учащихся. Интегральная технология предлагает называть этот этап развивающим дифференцированным закреплением. Схема блока уроков в комбинированной технологии индивидуализированного обучения представлена в табл.1.

опорные конспекты. Смысл опорного конспекта в том, что он через зрительно воспринимаемые образы, знаки и другие изобразительные средства вызывает в памяти учеников необходимые ассоциации, опорные знания, помогает достаточно компактно выстроить систему блока содержания, облегчает понимание его структуры и тем самым способствует усвоению. Опорные схемы могут даваться учащимся в готовом виде, а могут - при наличии примерных ориентиров - составляться учениками самостоятельно (рис. 1, 2).

Таблица 1

Цель урока Форма проведения урока

Актуализация знаний (вводное повторение) Беседа с комментированием, применение опорных конспектов с комментированием, химический эксперимент для создания проблемных ситуаций

Изучение нового материала (минимальный объем) Беседа, лекция, рассказ, составление опорных схем

Первичное закрепление (минимальный уровень) Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с использованием модульных программ, карточек-заданий, рабочих тетрадей, ИКТ и т.п.

Изучение нового материала (дополнительный объем) Индивидуальная самостоятельная работа или работа в малых группах над докладами, сообщениями, минипроектами

Основное закрепление (развивающе- дифференцированное закрепление) Семинар-практикум. Групповая самостоятельная работа учащихся

Обобщающее повторение Беседа, консультация, семинар

Контроль результатов обучения Контрольная работа, практическая работа

Коррекция Индивидуальная самостоятельная работа учащихся

Входит в состав минералов (селитр) ¿¡'V

Содержится в воздухе

Химический элемент | | Простое вещество

Период N I IГруппа УА I

Два уровня Пять электронов

на внешнем уровне _

О

Степени окисления от -3 до +5

Инертен

Рис. 1. Представление сложных знаковых систем в виде упрощенных

Рис. 2. Представление информации в форме блок-схемы

Первичное закрепление - это формирование минимального планируемого результата (т.е. в рамках образовательного стандарта), поэтому оно обязательно для всех учащихся. Оптимальной формой здесь будет тренинг-минимум [1]. Цель данного урока - доведение до автоматизма умения решать познавательные задачи минимального уровня. Это обычно делается че-

Таблица 2. План урока (тренинг-минимум) (по Гузееву В.В. [2])

рез интерактивные формы уроков, чаще всего - в беседах. Постепенно они должны перейти в самостоятельную работу учеников, основой для которой может служить система специально разработанных карточек заданий, рабочие тетради или модульные программы по изучаемой теме.

Время Содержание работы в классе

1 Приветствие. Инициализация урока: объявление темы, определение целей деятельности.

3 Контроль домашней работы в виде экспресс-беседы, в ходе которой обсуждается составленный учениками опорный конспект лекции; учитель даёт рекомендации по работе с ним во время решения задач в классе и дома.

11 Решение с участием учителя задачи 1 минимального уровня в форме фронтальной беседы с параллельным контролем. Задание образца решения задач этого уровня и оформления решений в письменном виде.

17 Решение с участием учителя задачи 2 минимального уровня в форме беседы с постконтролем. Выявление соответствия образцу решения задач этого уровня и сравнение оформления решения в письменном виде с образцом.

23 36 Индивидуальная самостоятельная работа учащихся решение задач 3-5. Консультации учителя.

36 40 Заключение: характеристика решённых задач и работ отдельных наиболее успешных учащихся. Подведение итогов.

Для организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся здесь целесообразно использовать, например, модульные программы (рис. 3)._

УЭ-6. ПРИМЕНЕНИЕ И ПОЛУЧЕНИЕ АЛКАНОВ И ЦИКЛОАЛКАНОВ

УЭ-6.1. Применение углеводородов

Изучите материал учебника на с. 78-81.

1. Напишите уравнения реакций получения веществ, изображенных на схеме, укажите тип

реакций и условия их осуществления: СН3С1 ссц

аьсь

CR,

СНС13

►С2н2

УЭ-6.2. Получение алканов и циклоалканов Изучите материал учебника на с. 70-72 и 191-200. Программа А.

1. Напишите уравнения реакций в соответствии со схемой превращения: СН ^ ? ^-ОД.

Рис. 3. Модульная программа

Изучение нового материала (дополнительный объём). Особенность этого материала состоит в том, что одни ученики должны разобраться в нем и овладеть навыком на уровне применения, другим полезно понять идеи, третьим достаточно познакомиться. Адекватная форма для такого изучения нового материала - семинар. Целесообразно заслушать и обсудить отчеты творческих групп о работе над минипроектами (например, при изучении темы «Строение атома» минипроек-ты могут раскрывать различные периоды истории становле-

ния понятия о строении атома). Тех учащихся, которые выступят с сообщением о результатах исследования, назначает учитель. Он же берет на себя содержательную разработку семинара. Для каждого доклада из числа участников творческой группы может быть подготовлен докладчик и содокладчик, а из числа прочих учащихся - другие действующие лица семинара: оппонент, эксперт, провокатор и т.п.

Очевидны также и ограничения, которые накладывает такая форма организации урока: его подготовка трудоемка и требует

Азот

много времени. Поэтому имеет смысл проводить не более одного семинара в крупном блоке уроков и подготовительную работу начинать заблаговременно. К настоящему времени накопился большой опыт проведения семинаров по этой схеме, достаточный для выявления типичных организационных и содержательных ошибок учителей при подготовке [4].

Развивающее дифференцированное закрепление базируются на зонной теории Л.С. Выготского. Эту форму урока можно назвать работой учащихся в группах переменного состава (с учетом индивидуальных достижений каждого участника группы) с постоянным текущим контролем результатов деятельности. Учащиеся объединяются в группы согласно достигнутому на данном этапе уровню (это могут быть и однородные группы, и неоднородные). Практика показывает, что неоднородные группы достигают более высокого результата в своей работе. Группа формируется для решения только одной познавательной задачи, по окончании работы над которой и отчета о выполнении группа расформировывается и формируется вновь в новом составе. Отчитываться о результатах своей работы группа может как учителю, так и заранее назначенному ученику-контролёру, может быть и так называемая «публичная защита».

Вариантов существует много: семинар-практикум - мобильная форма урока, позволяющая достигать самых разнообразных педагогических (в частности, дидактических) целей. Важно организовать неформальную защиту, чтобы вопросы были значимы и интересны. Организационная схема семинара-практикума заметно меняется от урока к уроку в зависимости от результатов предшествующих уроков. Первые уроки этой части блока довольно просты - на них встречаются одна-две группы, последние - очень сложны, так как почти все ученики оказываются в группах разных типов.

Контроль результатов обучения. Для успешного управления деятельностью учеников и планирования организацион-

УДК 372.874 ББК 74

ной структуры и содержания уроков необходимо организовать получение своевременной информации об успешности продвижения каждого ученика. Вслед за Н.Ф. Талызиной «мы будем понимать под обратной связью только получение сведений о ходе управляемого процесса» [5].

Для диагностики текущего состояния обучаемых целесообразно использовать разработанную в Интегральной технологии (В.В. Гузеев) систему контроля. Оценочные шкалы могут быть любыми, но наиболее предпочтительна комбинация рейтинговой и дескриптивной знаковой. Инструментом измерений могут быть тесты, контрольные работы, практические работы, собеседования, коллоквиумы.

Как показало исследование, применение на разных этапах обучения элементов различных технологий индивидуализированного обучения (модульной, интегральной, ТОГИС, проектной и пр.) делает процесс обучения (в частности, химии в школе) более эффективным.

Литература

1. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Меняев А.Ф.Учебная работа в техническом вузе: Уч. пособие по курсу «Педагогические и психологические основы организации учебного процесса в высшей школе» / Под ред. В.В. Домниной. - М.: Изд-во МЭИ, 1992.

3. Кошелева О.А. Модульная программа по химии. Углеводороды: учебно-методическое пособие. - Саранск: Мордов. Гос. Пед. ин-т, 2008.

4. Гузеев В.В. Как сделать эффективным урок-семинар. -М.: Международный тренинговый центр НПК «Пултон», 1994.

5. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во Московского университета, 1975.

К ПРОБЛЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ

А.П. Каретникова, кафедра рисунка художественно-графического факультета МПГУ, (499) 743-24-77, neta-eta@yandex.ru

В работе показано, что в целях повышения эффективности преподавания рисунка на художественно-графических факультетах целесообразно уделять больше времени рисованию по памяти, по представлению и по воображению. Обеспечить грамотное сочетание разных видов рисования способно только чётко спланированное аудиторное, самостоятельное и домашнее обучение.

Ключевые слова: натура, память, представление, воображение, оптимизация, сочетание разных видов рисования.

TO THE PROBLEM OF THE DRAWING TEACHING PROCESS OPTIMIZATION

Karetnikova A.P.

It is shown that for greater efficiency of students teaching in Arts Institute it is necessary to increase the quota for drawing from memory, from imagination and from idea in modern educational programs. To provide an appropriate combination of the mentioned types of drawing a well defined plan of institute-hours, self-education and home training has to be developed.

Keywords: drawing from model, drawing from memory, drawing from imagination, drawing from idea, combination of the different types of drawing.

В

настоящее время происходит значительное сокращение часов, отводимых на основную дисциплину изобразительного цикла - «Рисунок». Происходящие изменения заставляют нас идти по пути создания новой, выверенной программы обучения рисунку, выполнение которой позволит сформировать как профессиональные качества будущего учителя, так и творческую составляющую его личности. Для достижения этой цели, на наш взгляд, необходимо искать новые пути и методы обучения рисунку в современных условиях. Важным моментом в этом деле является разработка и составление программы эффективного обучения рисунку. По нашему мнению, она должна отражать два важных направления:

1) оптимальное сочетание рисунка с натуры, по памяти, по представлению и по воображению в процессе преподавания специальных дисциплин на художественно-графических факультетах;

2) эффективное использование аудиторных, самостоятельных и домашних занятий в процессе обучения рисунку.

Анализ современных программ по рисунку на художественно-графических факультетах России и стран СНГ показал, что 94,7% от общего количества часов, отводимых на учебные задания, планируется на рисование с натуры, 3,4% - на рисование по памяти, 1,9% - на рисование по представлению и 0% - на рисование по воображению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.