Научная статья на тему 'Интеграция направлений в системе дополнительного образования'

Интеграция направлений в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
837
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ / ИССЛЕДОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ТЕХНИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ADDITIONAL EDUCATION / PROJECT ACTIVITIES / APPLICATION OF TECHNOLOGIES / RESEARCH / PERSONALITY DEVELOPMENT / TECHNICAL SKILLS / TECHNICAL DIRECTION / TECHNICAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонов Евгений Викторович

В данной статье рассматриваются возможные варианты проектов, которые можно разрабатывать с обучающимися в организациях дополнительного образования. Тематика направлена на интеграцию технического творчества в другие направления с целью развития межпредметных связей, воспитания и формирования разносторонне развитой личности, владеющей необходимыми техническими навыками. Выделены перспективы развития связи между направлениями дополнительного образования. Материал адресован педагогам, методистам, руководителям систем дополнительного образования, педагогам, повышающим квалификацию, преподавателям профессиональной переподготовки по программам дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонов Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF DIRECTIONS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

This article discusses possible options for projects that can be developed with learner in organizations of additional education. Theme is aimed at integrating technical creativity to other directions with the aim of developing interdisciplinary connections, educating and forming a diverse personality that possesses the necessary technical skills. The prospects of developing a connection between the areas of additional education are highlighted. The material is addressed to teachers, methodologists, heads of continuing education systems, continuing education teachers, and teachers of professional retraining in continuing education programs.

Текст научной работы на тему «Интеграция направлений в системе дополнительного образования»

3. Винокуров А. Ю. Использование технологий дистанционного обучения в режиме реального времени // Открытое образование и информационные технологии: матер. всероссийской научно-метод. конф. (Приложение к журналу "Открытое образование"). Пенза: ИИЦ ПГУ, 2005.С. 45-56.

4. Малышев Н. Г., Сердюк В. А. Международный центр дистанционного обучения: концепция и бизнес-план. М.: Минобразование России, 2013.402 с.

5. Пидкасистый П.И., Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика, 2000.№5. С. 7-12.

6. Полат Е.С. Дистанционное обучение. М.: ВЛАДОС, 2006.265 с.

7. Сагиндыкова А. С., Тугамбекова М. А. Актуальность дистанционного образования // Молодой ученый, 2015. №20. С.495-498.

ИНТЕГРАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Тихонов Е.В. Email: Tikhonov670@scientifictext.ru

Тихонов Евгений Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дополнительного образования и сопровождения детства, Академия социального управления, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматриваются возможные варианты проектов, которые можно разрабатывать с обучающимися в организациях дополнительного образования. Тематика направлена на интеграцию технического творчества в другие направления с целью развития межпредметных связей, воспитания и формирования разносторонне развитой личности, владеющей необходимыми техническими навыками. Выделены перспективы развития связи между направлениями дополнительного образования. Материал адресован педагогам, методистам, руководителям систем дополнительного образования, педагогам, повышающим квалификацию, преподавателям профессиональной переподготовки по программам дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, проектная деятельность, применение технологий, исследование, развитие личности, технические навыки, техническое направление, техническое творчество.

INTEGRATION OF DIRECTIONS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION Tikhonov E.V.

Tikhonov Evgeniy Viktorovich - PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF CONTINUING EDUCATION AND SUPPORT FOR CHILDHOOD, ACADEMY OF SOCIAL MANAGEMENT, MOSCOW

Abstract: this article discusses possible options for projects that can be developed with learner in organizations of additional education. Theme is aimed at integrating technical creativity to other directions with the aim of developing interdisciplinary connections, educating and forming a diverse personality that possesses the necessary technical skills. The prospects of developing a connection between the areas of additional education are highlighted. The material is addressed to teachers, methodologists, heads of continuing education systems, continuing education teachers, and teachers of professional retraining in continuing education programs.

Keywords: additional education, project activities, application of technologies, research, personality development, technical skills, technical direction, technical creativity.

УДК 371.84

DOI: 10.24411/2312-8089-2019-11602

В условиях современного информационного общества выделяется умение применять информационные технологии для решения практических задач. Сегодня многие обучающиеся имеют доступ практически к любым техническим устройствам, информации, технологиям. В то же время, уровень компьютерной грамотности у обучающихся остается довольно низким. Современные дети, особенно в подростковом возрасте, чаще используют информационно-коммуникационные технологии в развлекательных целях, чем для решения практических задач.

В системе дополнительного образования выделяется несколько направлений: художественное, техническое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое, естественнонаучное [1]. Техническое направление заслуживает сегодня особого внимания, поскольку является прикладным и наиболее перспективным в профессиональном плане.

Программы технического направления предполагают практическую деятельность, но остальные направления формируют цель этой деятельности. Робототехника, моделирование, конструирование, радиоэлектроника, компьютерная графика, web-дизайн предполагают наличие цели, ради которой ведется техническая деятельность. Таким образом, стоит уделить внимание развитию интеграции технического направления и других.

Интеграция направлений не может задействовать их в равной мере. Одно направление всегда является ведущим, а другое дополняет или расширяет его. В данном случае рассматривается техническое направление как элемент, обеспечивающий обучающегося инструментами для решения практических задач, расширяет возможности, кругозор, дает возможность принимать рациональные решения. В результате формируется разносторонне развитая личность, способная действовать в современных условиях. При планировании занятий по различным направлениям необходимо уделить особое внимание проектам, обеспечивающим связь направлений.

Гибкость программ дополнительного образования в отличие от жесткой регламентации общеобразовательной программы позволяет вести проектную деятельность практически неограниченного характера. При этом не стоит углубляться в длительные проекты, а ограничиться теми проектами, которые возможно завершить в течение текущего учебного года. Интересы и мотивация обучающихся и родителей могут измениться.

В проектную деятельность в дополнительном образовании может быть вовлечен любой обучающийся, но особое внимание стоит уделить тем, кто посещает два и более кружка, секции или объединения различных направлений.

В качестве примера рассмотрим проекты, обеспечивающие интеграцию художественной и технической направленности для обучающихся 10 - 13 лет. Ребенок, посещающий занятия резьбой (росписью, выжиганием) по дереву (художественное направление) и занятия компьютерной графикой или моделированием (техническое направление) может реализовать один проект, совмещающий оба направления. Владея навыками работы в среде графического редактора, можно создавать орнаменты от простых до замысловатых, а затем наносить их на будущее изделие.

В качестве примера проекта, совмещающего в себе туристско-краеведческое и техническое направления, можно рассмотреть создание сайта, посвященного городу (микрорайону, улице, дому, двору). Данный проект подойдет как для группы обучающихся, так и для индивидуальной работы (в зависимости от масштаба проекта). Это позволит не только расширить кругозор, развить навыки работы с техникой и программным обеспечением, навык общения со сверстниками, но и попробовать себя в

различных профессиональных областях (тс'еЬ-дизайнер, фотограф, журналист). В группе посещающих объединение туристско-краеведческой направленности могут присутствовать обучающиеся, которые посещают кружок фотоискусства и/или кружок тс'еЬ-дизайна. Таким образом, можно сформировать группу фотокорреспондентов и группу, отвечающую за публикацию фотоматериалов в сети Интернет. В процессе выполнения проекта обучающиеся могут меняться ролями, чтобы попробовать различные виды деятельности.

Социально-педагогическое направление открывает широкие возможности для интеграции с техническим, поскольку ориентировано на самореализацию детей в системе социальных отношений, формирование социальной компетентности обучающихся. В качестве примера проектной деятельности, совмещающей занятия журналистикой и компьютерным дизайном можно предложить проведение среди обучающихся конкурсов коллажей, газет, брошюр. В печатных изданиях, созданных обучающимися, могут освещаться какие-либо события, проблемы, места. Суть взаимосвязи двух направлений заключается в решении практической задачи журналиста с помощью технических средств. Например, верстка, правка, редактирование и обработка текста возможны в любом офисном программном обеспечении, а идею готовит сам исполнитель.

Естественнонаучное направление наиболее тесно связано с техническим, поскольку знания в области точных наук являются основой для технического творчества. Моделирование, конструирование, занятия компьютерной графикой требуют знаний геометрии. Радиоэлектроника, фотоискусство и робототехника основаны на знаниях физики и математики. С другой стороны, есть ряд наук, где техническое творчество является инструментом для решения практической задачи, возникшей вне стен технического объединения. В качестве примера рассмотрим занятия по экологии. Программа экологического объединения предполагает знакомство с окружающей средой в разное время года. В большинстве тематических планов организаций дополнительного образования в данном направлении предусмотрено изготовление кормушек для животных и птиц. Обучающиеся, посещающие занятия по конструированию из дерева и занятия экологией, могут на практике применить полученные навыки.

Можно рассмотреть сочетание более двух направлений: экологическое, туристско-краеведческое и техническое. Темы занятий экологической направленности в современных условиях чаще всего носят проблемный характер. В каждом регионе, городе, микрорайоне существует экологическая проблема местного масштаба: вырубка деревьев, шумовое загрязнение, загрязнение бытовыми отходами, антропогенное воздействие на природные уголки и т.д. В ходе экскурсионной деятельности, предусмотренной программой туристско-краеведческого направления, обучающиеся могут применять на практике навыки, полученные на занятиях по фотоискусству, компьютерного дизайна и даже робототехникой (робот для переработки бытовых отходов, с индикацией температуры, загрязненности воздуха, уровня шума) при наличии соответствующих материальных ресурсов. Таким образом, на занятиях по экологии перед обучающимися ставится определенная проблема, а два других направления выступают в роли инструментов для ее исследования.

Чаще всего родители, выбирая перечень дополнительных занятий для ребенка, руководствуются в лучшем случае только его интересом. При этом нередко получается, что выбор падает на направления, развивающие у ребенка одни и те же навыки. Например, ребенок посещает занятия робототехникой и программированием и при этом не имеет прочной естественнонаучной базы. В связи с этим из-за сложности выбранного направления зачастую быстро теряется мотивация и интерес. Если ребенок интересуется журналистикой, как правило, он посещает гуманитарные дисциплины, родители не рассматривают в дополнение к ним занятия, повышающие уровень компьютерной грамотности, а сам ребенок в силу возраста не вполне может оценить профессиональную перспективность такого сочетания.

Рассмотренные связи направлений не являются исчерпывающими. При формировании направлений следует изучать потребности современных детей и родителей с целью формирования набора объединений, обеспечивающих разностороннее гармоничное развитие личности.

Методистам необходимо обратить внимание на составление оптимального плана по интегрируемым направлениям. Преподаватели при составлении календарно-тематического планирования могут использовать приведенные в данной статье примеры, дополнять их с учетом планирования смежного направления.

Список литературы /References

1. Дополнительное образование. Словарь-справочник / Авт.-сост. Д.Е. Яковлев. М.: АРКТИ, 2002. 112 с.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ НА УРОКЕ

И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 1 2 Потапова О.Ю. , Кузенская М.С.

Email: Potapova670@scientifictext.ru

1Потапова Оксана Юрьевна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе; 2Кузенская Мария Сергеевна - заместитель директора по воспитательной работе, Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Гимназия №17 им. В.П. Чкалова, г. Новокузнецк

Аннотация: в статье анализируется совокупность способов, каналов, приемов, режимов и форматов передачи необходимой учебной и социокультурной информации, относящейся непосредственно к содержанию обучения и подчиненной дидактическим задачам. К образовательным коммуникациям можно отнести и известные дидактике формы, методы и методики обучения, поскольку все они, так или иначе, представляются способами и приемами передачи информации и опыта культуры в целях обучения. Образовательные коммуникации можно трактовать как образующие информационное пространство линии "транспортировки" знаний, объяснительных схем и моделей, а также всех необходимых сведений для полноценного обучения.

Ключевые слова: образовательная коммуникация, педагогические технологии, межпредметные модульные практикумы.

EDUCATIONAL COMMUNICATION AT A LESSON AND AFTER

HOURS 12 Potapova O.Yu.1, Kuzenskaya M.S.2

1Potapova Oksana Yur'yevna - Deputy Director for teaching and educational work; 2Kuzenskaya Mariya Sergeevna - Deputy Director for educational work, MUNICIPAL BUDGETARY NON-STANDARD EDUCATIONAL INSTITUTION GYMNASIUM № 17 BY V.P. CHKALOV, NOVOKUZNETSK

Abstract: in article the set of ways, channels, receptions, the modes and formats of the transfer of the necessary educational and sociocultural information relating directly to the content of training and subordinated to didactic tasks is analyzed. It is possible to carry to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.