ресурсов школы во внеурочных занятиях и дополнительном образовании. Экономия часов теоретического материала достигается оптимизацией учебного времени через создание поточных лекций, интегрированных уроков, передвижки программного материала, подбором содержания домашней работы исследовательского и творческого характера, синтеза урочной и внеурочной деятельности. Освободившееся временное поле заполняется различными формами интегрированных практических занятий: урок-экскурсия, урок-лаборатория, урок-игра, урок-исследование, урок-музей, урок-проект, урок-путешествие, урок-презентация и т.д. Для проведения межпредметных модульных практикумов выделяется практический день. Обязательное условие проведения - создание интерактивной образовательной среды состоящей из личных и командных учебных маршрутов, дающих возможность решать индивидуальные и коллективные проектные задачи. Результаты индивидуальные или групповые заносятся в предметные ведомости, что позволяет выставлять отметки учащимся в электронный журнал.
Список литературы /References
1. Шутенко А.И. Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе // Высшее образование в России, 2011. №7. С.80 - 86.
2. Гузеев В.В. Деятельностно-ценностные задачи // Педагогические технологии, 2005. № 3. С. 116-121.
3. Тогис клуб. [Электронный ресурс]: http://www.togisklub.ru/ (дата обращения 25.06.2019).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО РОБОТОТЕХНИКЕ Галкина В.М. Email: [email protected]
Галкина Вера Михайловна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 77, г. Тольятти
Аннотация: в статье анализируется опыт работы по организации проектной деятельности на занятиях по робототехнике в условиях реализации требований ФГОС, решается проблема освоения основ конструирования, программирования, управления моделями, развития умений работать с приборами обратной связи. Именно поэтому робототехника органично вписывается в учебный процесс. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать новые знания, которые не достигались при традиционных теоретических методах обучения. Ключевые: слова: робототехника, программирование, проектная деятельность, исследовательская работа, особая образовательная среда.
LESSON DESIGN ACTIVITIES ON ROBOTICS Galkina V.M.
Galkina Vera Mikhailovna - primary school teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION GYMNASIUM № 77, TOLIATTI
Abstract: the article analyzes the experience in organizing project activities in the robotics class in the context of implementing the requirements of the Federal State Educational
Standard, solves the problem of mastering the fundamentals of designing, programming, model management, developing the skills to work with feedback devices. That is why robotics fits seamlessly into the learning process. Project activity allows students to acquire new knowledge that was not achieved with traditional theoretical teaching methods. Keywords: robotics, programming, design activity, research work, special educational environment.
УДК 373.31
Всё большую значимость в современной школе приобретает образовательная робототехника. Учащиеся различных возрастов вовлечены в процесс создания моделей - роботов и их программирования.
Востребованность обучающих программ Lego Education обусловлена несколькими причинами, среди которых необходимость соответствия новым Стандартам начального общего образования.
Основаниями для применения элементов робототехники в учебном процессе, на уроках или во внеурочное время могут служить следующие положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций»; [1]
- «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; [1]
- «определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих». [1].
Организация работы с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения. Учащиеся сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При сборке моделей, учащиеся часто выступают в качестве юных исследователей и инженеров.
Результативность процесса обучения основам робототехники во многом зависит от формы организации занятий. В арсенале учителя огромный выбор методов, среди которых: объяснительно - иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др); эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.); проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися; программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность); репродуктивный -воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу), частично - поисковый -решение проблемных задач с помощью педагога; поисковый - самостоятельное решение проблем.
Одним из интерактивных методов современного обучения, который используется при изучении робототехники, является метод проектов.
Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащихся ставит и решает собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося. [2].
Основные этапы разработки Лего-проекта практически не отличаются от стандартных этапов ученического проектирования. Учащиеся обозначают тему проекта, его цель и задачи. Затем выдвигают гипотезу и разрабатывают модель на основе конструктора Лего. После составления программы для работы собранной модели или механизма происходит тестирование и устранение дефектов и неисправностей.
В процессе проектной деятельности учащиеся учатся эффективному поиску информации в различных источниках, самостоятельной работе в группе, приобретают опыт самопрезентации. Таким образом, с помощью широкой исследовательской деятельности формируется личность, способная самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижении.
В течение текущего учебного года обучающимися было успешно реализовано несколько Лего-проектов, которые были презентованы в аудитории Центра Робототехники.
Проект учащихся под названием «Первые шаги в робототехнику» был нацелен на знакомство учащихся начальных классов с основами образовательной робототехники. На тот момент в гимназии имелись конструкторы двух видов: модели ПервоРобота Lego Wedo и Lego Mindstorms.
В этом учебном году в проектную деятельность были вовлечены самые юные робототехники - первоклассники. Проекты, реализованные ими, были в основном кратковременные и выполнялись группами. Результатом работы над проектами стали фильмы, которые участвовали в краевом конкурсе творческих работ по робототехнике.
В заключении хотелось бы отметить, что в процессе занятий робототехникой школьники учатся смотреть на проблемы шире и решать их, учатся быть лидером и брать на себя ответственность. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». [3].
Список литературы /References
1. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 6 октября 2009 г. №373.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М., 2000.
3. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии, 2006. № 6. С.43-47.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКИ-ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
ТЕХНОЛОГИИ Бушманова Н.В. Email: [email protected]
Бушманова Наталья Витальевна - магистр образования, кафедра педагогики, Психолого-педагогический университет, Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск