О.И. Долгая
Ключевые слова:
цели образования, качество образования, образовательная программа,
курикулярная реформа.
образование в чешской республике: направления повышения качества
в статье раскрываются направления повышения качества чешского образования, сущность курикулярной реформы, основанной на введении системы образовательных программ.
глубокие изменения в политической и социально-экономической жизни Чехии после 1989 года, вхождение в Европейский союз и необходимость решения назревших проблем в образовании, основной из которых является повышение его качества, выдвинули новые цели и задачи в этой области. в соответствии с ними проводится трансформация чешского образования на протяжении последних двух десятилетий.
созданное в Чехии в постсоциалистический период плюралистическое общество отрицает замкнутое, единообразное в программном и идейном отношении образование, основанное на общей и обязательной для всех системе ценностей, существовавшее в 50-80-е годы.
Новые ориентиры (рыночная экономика, вступление в Ес) и обращение к общечеловеческим ценностям превращают процесс образования и воспитания в личностно ориентированную систему. Она создается на принципах демократии, плюрализма, гуманизма, индивидуального развития личности, соблюдения её прав и свободы, толерантности и др.
I О.И. Долгая
Разрабатывая направления государственной образовательной политики, цели и задачи образования, чешские специалисты во многом опираются на общеевропейские и мировые тенденции в этой сфере, на документы, выработанные мировым сообществом. Так определяя в качестве одного из главных направлений модернизации образования его гуманизацию, чешские педагоги исходят из идей, провозглашенных в документах ООН и ЮНЕСКО (1968 г. - Ассамблея ООН обратилась с призывом ко всем государствам воспитывать молодежь в духе гуманизма, равноправия и уважения к человеческому достоинству; 1978 г. - ЮНЕСКО разработала рекомендации, в которых воспитание у учащихся гуманизма, толерантности, уважения прав и достоинства личности рассматривается как главная задача школы. Образование, в широком смысле слова, признано важнейшим путем спасения находящейся в опасности цивилизации, как указывалось в материалах конференции «Среда и развитие», организованной ЮНЕСКО в 1992 г. в Рио де Жанейро). На выработку стратегии чешского образования, безусловно, оказали влияние и рекомендации, содержащиеся в концепции развития образования для XXI века, выработанные международной комиссией ЮНЕСКО под руководством Ж. Делора. В них подчеркивается незаменимая роль школы - содействовать более широкому взаимному пониманию в мире, развитию высокого чувства ответственности и солидарности с учетом всех духовных и культурных различий, чувства гражданственности, умения жить вместе [1].
90-е годы XX века стали временем научно-педагогических и общественно-политических поисков путей развития чешского образования, бурных дискуссий и появления проектов, программных документов, концепций и т.п. в этой области. Так, в 2000 году Министерством просвещения, молодежи и спорта разработан и опубликован документ «Обращение к десяти миллионам», содержащий анализ состояния и возможных направлений развития чешской системы образования. Документ был опубликован в прессе и в Интернете для широкой дискуссии.
В «Обращении» говорилось, что модернизация чешского образования направлена, прежде всего, на: изменение целей и содержания образования; изменение традиционного вида образовательных учреждений; расширение возможностей получения образования и подходов к образованию вообще; поддержку работы учителей и школы; формирование наилучших условий для повышения качества образования. Были перечислены двенадцать основных положений, на которые затем опиралось правительство Чехии при модернизации своей школьной системы: школа для Европы;
жизнь в мире знаний и информации; возможность иметь хорошую работу в течение жизни /формирование способности активно приспосабливаться к меняющемуся рынку труда, усиление значения общего и общего профессионального образования, направленность на ключевые умения и формирование широкой базы для углубления, расширения и смены квалификации/; активное использование гражданского пространства / практическое знание правового пространства, умение пользоваться законами и собственными правами, которые предоставляет общество/;создание в школе равных шансов для всех; поддержка способностей каждого; расширение возможностей учиться после получения аттестата; усиление роли и мотивации учителей; общество - школе, школа - обществу; контроль за качеством работы образовательных учреждений; расширение информации о работе школ, о рынке труда, о консультационных службах [1].
Таким образом, на первое место выдвинулась связь с Европой, важное значение придавалось правовому образованию, практической направленности образования, связи с миром труда.
Основным документом, определившим на современном этапе государственную политику Чешской Республики в области образования и обобщившим научные и общественные поиски 90-х годов, стала «Народная программа развития образования в Чешской республике (Белая книга)», принятая правительством ЧР 7 февраля 2001 года[2]. Этот документ охватил всю проблематику образования: общие цели воспитания и образования, главные стратегические направления и принципы образовательной политики, принципы управления и финансирования этой области, международное сотрудничество в образовании, перспективы дошкольного, основного, среднего и высшего образования, развитие дальнейшего профессионального образования взрослых и их переквалификация.
Определяя новые ориентиры в образовании, чехи опираются и на свое богатое педагогическое наследие, находя у основоположника чешской и мировой педагогики Яна Амоса Коменского мысли, не утратившие своего значения и в XXI веке: «Каждый человек, и молодой, и старый, и богатый, и бедный, и мужчина, и женщина, и родовитый и нет, каждый, кому довелось родиться человеком, должен быть образован, во всех группах, слоях и народах» [2]. Эта цитата приведена в преамбуле «Белой книги».
При формулировании новых общих целей образования и воспитания, чешские педагоги исходят из того, что современное общество, с одной стороны, придает большое значение индивидуальным способностям и правам человека, с другой стороны, каждый отдельный человек все
больше зависит от других людей, от всего общества, от окружающей его среды. Чем сложнее общественная жизнь, тем больший объем знаний и умений должен усвоить человек, чтобы найти свое место в жизни. Чем выше мера индивидуальной свободы, тем выше требования к личной зрелости, ответственности и творческим способностям каждого гражданина. Человеческий капитал в современной экономике стал фактором, равноценным финансовому капиталу и современным технологиям.
Из всего вышесказанного следует, что образование стало всеобщим явлением и существенной частью успешного общественного и экономического развития и затрагивает все этапы жизни отдельного человека.
В соответствии со Всеобщей декларацией и международными пактами о правах человека, Европейской Хартией о правах человека, Хартией о правах ребенка, Конституцией Чешской республики и Перечнем прав и свобод граждан ЧР образование является одним из основных прав человека, предоставляемых всем людям без исключения, и считается непреходящей и универсальной человеческой ценностью.
Согласно «Белой книге» система образования в Чехии служит следующим целям:
- развитию индивидуальности человека;
- передаче исторически сложившейся культуры общества, выраженной в науках, искусствах, технике, трудовых навыках, эмоциональных и моральных ценностях как последующим поколениям, так и всем членам общества;
- воспитанию у молодежи понимания важности охраны окружающей среды, активного формированию здорового жизненного пространства и ликвидации бедности в мировом масштабе;
- сохранению единства общества;
- поддержке демократии и развитию гражданского общества;
- воспитанию в духе партнерства, сотрудничества и солидарности с европейцами и как следующий уровень - в условиях глобализации;
-усилению конкурентоспособности экономики и успешному развитию страны;
- решению проблемы занятости, формирования способности трудоустраиваться в условиях рынка труда не только в своей стране, но и за границей, особенно в странах Европы [2].
Для реализации выдвинутых целей в Народной программе развития образования чешским правительством намечены главные направления повышения качества и эффективности образования. Каждое направле-
ние имеет подробный перечень задач, решение которых и послужит реализации намеченных целей [2]:
Первое направление — реализация образования в течение всей жизни для всех — ставит следующие задачи:
• повышение доступности образования на всех ступенях системы образования;
• поддержка индивидуализации и дифференциации образовательного процесса на всех ступенях системы образования;
• забота о талантливых и особо одаренных детях;
• поддержка образования неблагополучных детей, включающая широкое внедрение специфических программ развития и обучения физически, умственно отсталых детей и социально неблагополучных; создание компенсационных программ, ориентированных, в первую очередь на дошкольное воспитание детей, принадлежащих другим этническим группам, неблагополучной культурной среде;
• расширение охвата молодежи полным средним образованием до 75%;
• доведение количества людей соответствующего возраста, получающих высшее образование, до 50%, при этом реструктуризация высшего образования будет направлена в основном на развитие бакалаврских программ обучения и программ высшего профессионального образования, которые позволят выпускникам получать квалификацию, соответствующую требованиям европейского рынка труда;
• поддержка развития дистанционного образования, что позволит расширить доступ к образовательным программам в рамках Европейской сети дистанционного образования и иным зарубежным программам;
• разработка и внедрение системы финансовой и внефинансовой заинтересованности взрослых в получении дополнительного образования.
Второе направление связано с достижением высшего качества и функциональности образования путем создания новых образовательных и учебных программ, которые будут отвечать требованиям общества знаний и информации, ускоренному развитию, занятости и потребностям активного участия в жизни демократического общества в интегрированной Европе и одновременно учитывать индивидуальные особенности и условия жизни участника образовательного процесса.
Реализация задач этих двух направлений во многом должна осуществляться через создание системы образовательных программ. Верхним уровнем системы является Государственная программа образования детей от 3-х до 19-ти лет - законодательный документ, определяющий
главные духовные и моральные ценности общего познания, ключевые компетенции, цели и содержание образования в рамках всей образовательной системы, т.е. от материнских школ (детских садов) до полного среднего образования, подтвержденного аттестатом. В Программе особо выделяются области, важные для жизни в объединенной Европе: воспитание в духе демократизма, сохранения окружающей среды, коммуникативное воспитание, поликультурное воспитание с учетом европейского пространства, профессиональная ориентация, экономические знания, предпринимательство. Важную часть Программы составляет акцент на воспитании учащихся на народных традициях, культурных ценностях и любви к родному краю. В отдельных звеньях образовательной системы внимание уделено следующим аспектам:
• перемены на второй ступени основной школы (5-9-й классы) направлены на то, чтобы каждый ученик наравне с получением базового образования мог развивать собственные способности. Обучение на разных уровнях по основным учебным дисциплинам, предметы по выбору и деятельность по интересам должны сформировать образовательное пространство, в котором будет поддерживаться развитие талантов, а также интеграция в учебный процесс неблагополучных детей;
• гимназическое образование, базирующееся на обязательном обучении, дифференцировано: в него включено больше, по сравнению с предыдущими программами, специально ориентированного содержания. Акцент при этом ставится на развитие ключевых компетенций, обучение иностранным языкам и использование информационных и коммуникативных технологий;
• полное профессиональное образование расширяется за счет общеобразовательной части и овладения ключевыми компетенциями. Собственно профессиональное образование будет формироваться в соответствии с требованиями рынка труда. Кроме того, оно должно дать мобильность выпускникам на этом рынке.
Третье направление связано с оценкой качества и эффективности образования. В его задачи входит: построение системы оценивания деятельности образовательных учреждений на всех уровнях управления, мониторинг результатов образования, экзамены, оценка уровня индивидуального развития и профессиональной ориентации детей и молодежи.
Четвертым направлением повышения качества и эффективности образования в Чехии является поддержка внутренних изменений и открытости образовательных учреждений.
Пятое направление - это изменение роли и профессиональной перспективы педагогов-практиков и ученых. Речь идет о необходимости поднятия престижа этого вида профессиональной деятельности, об улучшении качества педагогического образования и дальнейшем обучении педагогических работников, улучшении условий их карьерного роста.
Шестое направление касается перехода от централизованного управления образованием к ответственному совместному решению соответствующих вопросов.
Выработав полную и подробную программу деятельности по развитию чешского образования, правительство ЧР начинает её реализацию с принятия в 2004 году Закона о школе и Закона о педагогических работниках.
С Закона о школе 2004 года, где впервые сказано, что чешское образование строится на основе системы образовательных программ[3] начался процесс, имеющий название «курикулярная или школьная реформа», цель которой - внедрение этой системы в практику.
Высшим уровнем системы образовательных программ является главная государственная программа образования, разработанная Министерством просвещения, молодежи и спорта, принятая совместно с народными депутатами. В ней отражены общие цели воспитания и обучения, сформулированные в Белой книге и в школьном законе, ключевые компетенции, направленные на развитие личности, воспитание гражданина и на его подготовку к продолжению образования и к практической жизни. Программа включает также общие области содержания образования, наиболее существенные для реализации поставленных целей [3].
Наряду с Главной государственной программой для каждой отдельной области образования (предшкольное, основное, среднее, полное среднее, высшее) министерством разрабатывается своя - рамочная образовательная программа. Для области неполного среднего профессионального образования, полного среднего профессионального образования и высшего профессионального образования такие программы разрабатываются совместно с соответствующими отраслевыми министерствами.
Низший уровень системы образовательных программ представляет школьная образовательная программа - педагогический документ, определяющий образование в данной области в конкретной школе.
Наряду с рамочными программами, подготовленными для отдельных областей образования, существуют рамочные образовательные программы предшкольного образования, основных художественных школ, языковых школ и др.
система образовательных программ направлена на расширение самостоятельности учебных заведений, на вариативность учебных планов и программ, следовательно, и на вариативность содержания обучения, что должно обеспечить индивидуализацию обучения, учитывание способностей и возможностей учащихся.
Главное отличие между действовавшими ранее классическими учебными программами и школьными образовательными программами состоит в том, что учебные программы были едины для всех школ в стране; исходили из определенного набора условий, определенного уровня учащихся и традиционного набора учебных предметов в учебном плане. Их целью было усвоение учебного материала и оценивание, в какой мере ученик им овладел и способен его воспроизводить [4].
Рамочные образовательные программы для разных областей образования, напротив, делают акцент не на учебном материале, а на результатах образования. Они устанавливают основные требования к образованию учащихся основных (девятилетние школы, дающие обязательное основное образование) и средних школ (гимназии и средние профессиональные школы с разными сроками обучения от 2-х до 4-х лет) со стороны государства, которые школы затем разрабатывают и конкретизируют в своих школьных программах в соответствии с условиями данной школы, опытом учителей и набором конкретных учащихся.
суть перемен, таким образом, заключается не только в возможности изменения документа, но, прежде всего, в способе его реализации, т.е. в подходе к учащимся, в их мотивации, в создании наиболее благоприятной атмосферы, в формировании пространства для активного включения учеников в обучение, для самостоятельного изучения, творчества, получения опыта и т.д.
Таким образом, с середины 2000-х годов в Чешской Республике получение образования во всех его областях стало происходить на основе образовательных программ, от предшкольного, которое перешло первым, до высшего (образовательные программы по различным специальностям в настоящее время разрабатываются).
Различные образовательные программы реализуются согласно закону 2004 года в разных типах учебных заведений. Наряду с такими традиционными для чешского образования звеньями школьной системы, как материнская школа (детский сад), основная 9-летняя школа, состоящая из двух ступеней: 1-5 кл. и 6-9 кл., основная художественная школа, 1-2-3-летняя неполная средняя школа, 4-летняя полная средняя про-
фессиональная школа, появились и новые звенья: 8-летняя гимназия и 3-летняя высшая профессиональная школа.
Под влиянием мировых тенденций, одной из которых является развитие общеобразовательной школы, Чехия ввела новую ступень в системе образования - 8-летнюю гимназию. Данный тип учебного заведения функционирует на базе 5-летней начальной ступени основной школы. В предыдущей системе образования существовала 4-летняя гимназия на базе 9-летней основной школы. Увеличение срока гимназического обучения объясняется необходимостью повышения качества этого вида образования и усиления общеобразовательной подготовки для поступления в вузы. Можно отметить определенный возврат к традиционному типу многолетней гимназии.
Вторым важным новым элементом структуры системы образования в Чехии, появившимся в то же время, что и 8-летняя гимназия, является 3-летняя высшая профессиональная школа для выпускников полных средних учебных заведений. Создание этого типа учебного заведения вызвано необходимостью повышения профессиональной квалификации молодежи, что также отвечает мировым тенденциям [4].
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что за последние два десятилетия в Чешской Республике на основе глубоких исследований и многочисленных обсуждений, была разработана, принята и внедряется в практику фундаментальная программа, направленная на повышение качества образования и приведение его в соответствие с вызовами современности и мировыми тенденциями в этой области.
—Литература—
1. Vyzva pro deset milionu. MSMT. Praha, 2000.Эл. Ресурс:www.msmt.cz
2. Bila kniha (Narodni program rozvoje vzdelavani v Ceske Republice. Praha, 2001.
3. Skolsky zakon.Praha, 2004.Эл. Ресурс:www.msmt.cz
4. Zprava o vyvoji ceskeho skolstvi od listopadu 1989. Эл.ресурс: www.msmt.cz