Научная статья на тему 'Образование в чешской республике: направления повышения качества'

Образование в чешской республике: направления повышения качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1004
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КУРИКУЛЯРНАЯ РЕФОРМА / AIMS OF EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAM / CURRICULUM REFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгая Оксана Игоревна

В статье раскрываются направления повышения качества чешского образования, сущность курикулярной реформы, основанной на введении системы образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education in the Czech Republic: The Directions of Quality Improvement

The directions of improvement of quality of the Czech education, the essence of curriculum reform based on the introduction of the system of educational programs are disclosed in the article.

Текст научной работы на тему «Образование в чешской республике: направления повышения качества»

О.И. Долгая

Ключевые слова:

цели образования, качество образования, образовательная программа,

курикулярная реформа.

образование в чешской республике: направления повышения качества

в статье раскрываются направления повышения качества чешского образования, сущность курикулярной реформы, основанной на введении системы образовательных программ.

глубокие изменения в политической и социально-экономической жизни Чехии после 1989 года, вхождение в Европейский союз и необходимость решения назревших проблем в образовании, основной из которых является повышение его качества, выдвинули новые цели и задачи в этой области. в соответствии с ними проводится трансформация чешского образования на протяжении последних двух десятилетий.

созданное в Чехии в постсоциалистический период плюралистическое общество отрицает замкнутое, единообразное в программном и идейном отношении образование, основанное на общей и обязательной для всех системе ценностей, существовавшее в 50-80-е годы.

Новые ориентиры (рыночная экономика, вступление в Ес) и обращение к общечеловеческим ценностям превращают процесс образования и воспитания в личностно ориентированную систему. Она создается на принципах демократии, плюрализма, гуманизма, индивидуального развития личности, соблюдения её прав и свободы, толерантности и др.

I О.И. Долгая

Разрабатывая направления государственной образовательной политики, цели и задачи образования, чешские специалисты во многом опираются на общеевропейские и мировые тенденции в этой сфере, на документы, выработанные мировым сообществом. Так определяя в качестве одного из главных направлений модернизации образования его гуманизацию, чешские педагоги исходят из идей, провозглашенных в документах ООН и ЮНЕСКО (1968 г. - Ассамблея ООН обратилась с призывом ко всем государствам воспитывать молодежь в духе гуманизма, равноправия и уважения к человеческому достоинству; 1978 г. - ЮНЕСКО разработала рекомендации, в которых воспитание у учащихся гуманизма, толерантности, уважения прав и достоинства личности рассматривается как главная задача школы. Образование, в широком смысле слова, признано важнейшим путем спасения находящейся в опасности цивилизации, как указывалось в материалах конференции «Среда и развитие», организованной ЮНЕСКО в 1992 г. в Рио де Жанейро). На выработку стратегии чешского образования, безусловно, оказали влияние и рекомендации, содержащиеся в концепции развития образования для XXI века, выработанные международной комиссией ЮНЕСКО под руководством Ж. Делора. В них подчеркивается незаменимая роль школы - содействовать более широкому взаимному пониманию в мире, развитию высокого чувства ответственности и солидарности с учетом всех духовных и культурных различий, чувства гражданственности, умения жить вместе [1].

90-е годы XX века стали временем научно-педагогических и общественно-политических поисков путей развития чешского образования, бурных дискуссий и появления проектов, программных документов, концепций и т.п. в этой области. Так, в 2000 году Министерством просвещения, молодежи и спорта разработан и опубликован документ «Обращение к десяти миллионам», содержащий анализ состояния и возможных направлений развития чешской системы образования. Документ был опубликован в прессе и в Интернете для широкой дискуссии.

В «Обращении» говорилось, что модернизация чешского образования направлена, прежде всего, на: изменение целей и содержания образования; изменение традиционного вида образовательных учреждений; расширение возможностей получения образования и подходов к образованию вообще; поддержку работы учителей и школы; формирование наилучших условий для повышения качества образования. Были перечислены двенадцать основных положений, на которые затем опиралось правительство Чехии при модернизации своей школьной системы: школа для Европы;

жизнь в мире знаний и информации; возможность иметь хорошую работу в течение жизни /формирование способности активно приспосабливаться к меняющемуся рынку труда, усиление значения общего и общего профессионального образования, направленность на ключевые умения и формирование широкой базы для углубления, расширения и смены квалификации/; активное использование гражданского пространства / практическое знание правового пространства, умение пользоваться законами и собственными правами, которые предоставляет общество/;создание в школе равных шансов для всех; поддержка способностей каждого; расширение возможностей учиться после получения аттестата; усиление роли и мотивации учителей; общество - школе, школа - обществу; контроль за качеством работы образовательных учреждений; расширение информации о работе школ, о рынке труда, о консультационных службах [1].

Таким образом, на первое место выдвинулась связь с Европой, важное значение придавалось правовому образованию, практической направленности образования, связи с миром труда.

Основным документом, определившим на современном этапе государственную политику Чешской Республики в области образования и обобщившим научные и общественные поиски 90-х годов, стала «Народная программа развития образования в Чешской республике (Белая книга)», принятая правительством ЧР 7 февраля 2001 года[2]. Этот документ охватил всю проблематику образования: общие цели воспитания и образования, главные стратегические направления и принципы образовательной политики, принципы управления и финансирования этой области, международное сотрудничество в образовании, перспективы дошкольного, основного, среднего и высшего образования, развитие дальнейшего профессионального образования взрослых и их переквалификация.

Определяя новые ориентиры в образовании, чехи опираются и на свое богатое педагогическое наследие, находя у основоположника чешской и мировой педагогики Яна Амоса Коменского мысли, не утратившие своего значения и в XXI веке: «Каждый человек, и молодой, и старый, и богатый, и бедный, и мужчина, и женщина, и родовитый и нет, каждый, кому довелось родиться человеком, должен быть образован, во всех группах, слоях и народах» [2]. Эта цитата приведена в преамбуле «Белой книги».

При формулировании новых общих целей образования и воспитания, чешские педагоги исходят из того, что современное общество, с одной стороны, придает большое значение индивидуальным способностям и правам человека, с другой стороны, каждый отдельный человек все

больше зависит от других людей, от всего общества, от окружающей его среды. Чем сложнее общественная жизнь, тем больший объем знаний и умений должен усвоить человек, чтобы найти свое место в жизни. Чем выше мера индивидуальной свободы, тем выше требования к личной зрелости, ответственности и творческим способностям каждого гражданина. Человеческий капитал в современной экономике стал фактором, равноценным финансовому капиталу и современным технологиям.

Из всего вышесказанного следует, что образование стало всеобщим явлением и существенной частью успешного общественного и экономического развития и затрагивает все этапы жизни отдельного человека.

В соответствии со Всеобщей декларацией и международными пактами о правах человека, Европейской Хартией о правах человека, Хартией о правах ребенка, Конституцией Чешской республики и Перечнем прав и свобод граждан ЧР образование является одним из основных прав человека, предоставляемых всем людям без исключения, и считается непреходящей и универсальной человеческой ценностью.

Согласно «Белой книге» система образования в Чехии служит следующим целям:

- развитию индивидуальности человека;

- передаче исторически сложившейся культуры общества, выраженной в науках, искусствах, технике, трудовых навыках, эмоциональных и моральных ценностях как последующим поколениям, так и всем членам общества;

- воспитанию у молодежи понимания важности охраны окружающей среды, активного формированию здорового жизненного пространства и ликвидации бедности в мировом масштабе;

- сохранению единства общества;

- поддержке демократии и развитию гражданского общества;

- воспитанию в духе партнерства, сотрудничества и солидарности с европейцами и как следующий уровень - в условиях глобализации;

-усилению конкурентоспособности экономики и успешному развитию страны;

- решению проблемы занятости, формирования способности трудоустраиваться в условиях рынка труда не только в своей стране, но и за границей, особенно в странах Европы [2].

Для реализации выдвинутых целей в Народной программе развития образования чешским правительством намечены главные направления повышения качества и эффективности образования. Каждое направле-

ние имеет подробный перечень задач, решение которых и послужит реализации намеченных целей [2]:

Первое направление — реализация образования в течение всей жизни для всех — ставит следующие задачи:

• повышение доступности образования на всех ступенях системы образования;

• поддержка индивидуализации и дифференциации образовательного процесса на всех ступенях системы образования;

• забота о талантливых и особо одаренных детях;

• поддержка образования неблагополучных детей, включающая широкое внедрение специфических программ развития и обучения физически, умственно отсталых детей и социально неблагополучных; создание компенсационных программ, ориентированных, в первую очередь на дошкольное воспитание детей, принадлежащих другим этническим группам, неблагополучной культурной среде;

• расширение охвата молодежи полным средним образованием до 75%;

• доведение количества людей соответствующего возраста, получающих высшее образование, до 50%, при этом реструктуризация высшего образования будет направлена в основном на развитие бакалаврских программ обучения и программ высшего профессионального образования, которые позволят выпускникам получать квалификацию, соответствующую требованиям европейского рынка труда;

• поддержка развития дистанционного образования, что позволит расширить доступ к образовательным программам в рамках Европейской сети дистанционного образования и иным зарубежным программам;

• разработка и внедрение системы финансовой и внефинансовой заинтересованности взрослых в получении дополнительного образования.

Второе направление связано с достижением высшего качества и функциональности образования путем создания новых образовательных и учебных программ, которые будут отвечать требованиям общества знаний и информации, ускоренному развитию, занятости и потребностям активного участия в жизни демократического общества в интегрированной Европе и одновременно учитывать индивидуальные особенности и условия жизни участника образовательного процесса.

Реализация задач этих двух направлений во многом должна осуществляться через создание системы образовательных программ. Верхним уровнем системы является Государственная программа образования детей от 3-х до 19-ти лет - законодательный документ, определяющий

главные духовные и моральные ценности общего познания, ключевые компетенции, цели и содержание образования в рамках всей образовательной системы, т.е. от материнских школ (детских садов) до полного среднего образования, подтвержденного аттестатом. В Программе особо выделяются области, важные для жизни в объединенной Европе: воспитание в духе демократизма, сохранения окружающей среды, коммуникативное воспитание, поликультурное воспитание с учетом европейского пространства, профессиональная ориентация, экономические знания, предпринимательство. Важную часть Программы составляет акцент на воспитании учащихся на народных традициях, культурных ценностях и любви к родному краю. В отдельных звеньях образовательной системы внимание уделено следующим аспектам:

• перемены на второй ступени основной школы (5-9-й классы) направлены на то, чтобы каждый ученик наравне с получением базового образования мог развивать собственные способности. Обучение на разных уровнях по основным учебным дисциплинам, предметы по выбору и деятельность по интересам должны сформировать образовательное пространство, в котором будет поддерживаться развитие талантов, а также интеграция в учебный процесс неблагополучных детей;

• гимназическое образование, базирующееся на обязательном обучении, дифференцировано: в него включено больше, по сравнению с предыдущими программами, специально ориентированного содержания. Акцент при этом ставится на развитие ключевых компетенций, обучение иностранным языкам и использование информационных и коммуникативных технологий;

• полное профессиональное образование расширяется за счет общеобразовательной части и овладения ключевыми компетенциями. Собственно профессиональное образование будет формироваться в соответствии с требованиями рынка труда. Кроме того, оно должно дать мобильность выпускникам на этом рынке.

Третье направление связано с оценкой качества и эффективности образования. В его задачи входит: построение системы оценивания деятельности образовательных учреждений на всех уровнях управления, мониторинг результатов образования, экзамены, оценка уровня индивидуального развития и профессиональной ориентации детей и молодежи.

Четвертым направлением повышения качества и эффективности образования в Чехии является поддержка внутренних изменений и открытости образовательных учреждений.

Пятое направление - это изменение роли и профессиональной перспективы педагогов-практиков и ученых. Речь идет о необходимости поднятия престижа этого вида профессиональной деятельности, об улучшении качества педагогического образования и дальнейшем обучении педагогических работников, улучшении условий их карьерного роста.

Шестое направление касается перехода от централизованного управления образованием к ответственному совместному решению соответствующих вопросов.

Выработав полную и подробную программу деятельности по развитию чешского образования, правительство ЧР начинает её реализацию с принятия в 2004 году Закона о школе и Закона о педагогических работниках.

С Закона о школе 2004 года, где впервые сказано, что чешское образование строится на основе системы образовательных программ[3] начался процесс, имеющий название «курикулярная или школьная реформа», цель которой - внедрение этой системы в практику.

Высшим уровнем системы образовательных программ является главная государственная программа образования, разработанная Министерством просвещения, молодежи и спорта, принятая совместно с народными депутатами. В ней отражены общие цели воспитания и обучения, сформулированные в Белой книге и в школьном законе, ключевые компетенции, направленные на развитие личности, воспитание гражданина и на его подготовку к продолжению образования и к практической жизни. Программа включает также общие области содержания образования, наиболее существенные для реализации поставленных целей [3].

Наряду с Главной государственной программой для каждой отдельной области образования (предшкольное, основное, среднее, полное среднее, высшее) министерством разрабатывается своя - рамочная образовательная программа. Для области неполного среднего профессионального образования, полного среднего профессионального образования и высшего профессионального образования такие программы разрабатываются совместно с соответствующими отраслевыми министерствами.

Низший уровень системы образовательных программ представляет школьная образовательная программа - педагогический документ, определяющий образование в данной области в конкретной школе.

Наряду с рамочными программами, подготовленными для отдельных областей образования, существуют рамочные образовательные программы предшкольного образования, основных художественных школ, языковых школ и др.

система образовательных программ направлена на расширение самостоятельности учебных заведений, на вариативность учебных планов и программ, следовательно, и на вариативность содержания обучения, что должно обеспечить индивидуализацию обучения, учитывание способностей и возможностей учащихся.

Главное отличие между действовавшими ранее классическими учебными программами и школьными образовательными программами состоит в том, что учебные программы были едины для всех школ в стране; исходили из определенного набора условий, определенного уровня учащихся и традиционного набора учебных предметов в учебном плане. Их целью было усвоение учебного материала и оценивание, в какой мере ученик им овладел и способен его воспроизводить [4].

Рамочные образовательные программы для разных областей образования, напротив, делают акцент не на учебном материале, а на результатах образования. Они устанавливают основные требования к образованию учащихся основных (девятилетние школы, дающие обязательное основное образование) и средних школ (гимназии и средние профессиональные школы с разными сроками обучения от 2-х до 4-х лет) со стороны государства, которые школы затем разрабатывают и конкретизируют в своих школьных программах в соответствии с условиями данной школы, опытом учителей и набором конкретных учащихся.

суть перемен, таким образом, заключается не только в возможности изменения документа, но, прежде всего, в способе его реализации, т.е. в подходе к учащимся, в их мотивации, в создании наиболее благоприятной атмосферы, в формировании пространства для активного включения учеников в обучение, для самостоятельного изучения, творчества, получения опыта и т.д.

Таким образом, с середины 2000-х годов в Чешской Республике получение образования во всех его областях стало происходить на основе образовательных программ, от предшкольного, которое перешло первым, до высшего (образовательные программы по различным специальностям в настоящее время разрабатываются).

Различные образовательные программы реализуются согласно закону 2004 года в разных типах учебных заведений. Наряду с такими традиционными для чешского образования звеньями школьной системы, как материнская школа (детский сад), основная 9-летняя школа, состоящая из двух ступеней: 1-5 кл. и 6-9 кл., основная художественная школа, 1-2-3-летняя неполная средняя школа, 4-летняя полная средняя про-

фессиональная школа, появились и новые звенья: 8-летняя гимназия и 3-летняя высшая профессиональная школа.

Под влиянием мировых тенденций, одной из которых является развитие общеобразовательной школы, Чехия ввела новую ступень в системе образования - 8-летнюю гимназию. Данный тип учебного заведения функционирует на базе 5-летней начальной ступени основной школы. В предыдущей системе образования существовала 4-летняя гимназия на базе 9-летней основной школы. Увеличение срока гимназического обучения объясняется необходимостью повышения качества этого вида образования и усиления общеобразовательной подготовки для поступления в вузы. Можно отметить определенный возврат к традиционному типу многолетней гимназии.

Вторым важным новым элементом структуры системы образования в Чехии, появившимся в то же время, что и 8-летняя гимназия, является 3-летняя высшая профессиональная школа для выпускников полных средних учебных заведений. Создание этого типа учебного заведения вызвано необходимостью повышения профессиональной квалификации молодежи, что также отвечает мировым тенденциям [4].

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что за последние два десятилетия в Чешской Республике на основе глубоких исследований и многочисленных обсуждений, была разработана, принята и внедряется в практику фундаментальная программа, направленная на повышение качества образования и приведение его в соответствие с вызовами современности и мировыми тенденциями в этой области.

—Литература—

1. Vyzva pro deset milionu. MSMT. Praha, 2000.Эл. Ресурс:www.msmt.cz

2. Bila kniha (Narodni program rozvoje vzdelavani v Ceske Republice. Praha, 2001.

3. Skolsky zakon.Praha, 2004.Эл. Ресурс:www.msmt.cz

4. Zprava o vyvoji ceskeho skolstvi od listopadu 1989. Эл.ресурс: www.msmt.cz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.