Научная статья на тему 'Образование в европейском Союзе'

Образование в европейском Союзе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8921
992
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / МААСТРИХТСКИЙ ТРАКТАТ / СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савина А. К.

В статье характеризуется деятельность образовательных систем стран Европейского Союза в рамках реализации положений Маастрихтского трактата. Раскрываются основные направления образовательной интеграции, направленной на достижение общей стратегической цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование в европейском Союзе»

► МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

EDUCATION IN THE EUROPEAN UNION

Савина А.К.

Заведующая лабораторией изучения образования и педагогики в зарубежных странах ИТИП РАО, доктор педагогических наук E-mail: alicja@list.ru

Savina A.K.

Head of the Laboratory of the Study of Education and Pedagogics in Foreign Countries at the Institute of Theory and History of Pedagogics of the RAE, Doctor of science (Education).

E-mail: alicja@list.ru

Аннотация. В статье характеризуется деятельность образовательных систем стран Европейского Союза в рамках реализации положений Маастрихтского трактата. Раскрываются основные направления образовательной интеграции, направленной на достижение общей стратегической цели.

Annotation. The author characterizes the work of the educational systems of the EU countries in the context of the implementation of regulations of the Maastricht Treaty. The article discloses the main directions of education integration aimed at achieving general strategic goals.

Ключевые слова: Европейский Союз, Маастрихтский трактат, системы образования, интеграция.

Keywords: European Union, Maastricht Treaty, systems of education, integration.

Образование является одной из тех сфер жизни стран Европейского Союза (далее - страны ЕС), которые не подлежат полной унификации. Никто никому не навязывает определенную модель образования, и каждой стране - члену европейского содружества предоставляется право формировать собственные образовательную и экзаменационную системы в соответствии с национальными потребностями и историческими образовательными традициями.

Вместе с тем открытость стран ЕС предоставляет молодым европейцам возможность получить высшее образование в любой стране европейского содружества. Унифицированные требования, предъявляемые вузами к абитуриентам из любой страны, привели к тому, что каждое государство само стремится привести свою систему образования в соответствие с едиными европейскими требованиями и занять подобающее место в интегрирующемся европейском образовательном пространстве.

В среде организаторов европейского образования существует понимание многих проблем и трудностей, которые сопутствуют сближению образования отдельных европейских стран, отличающихся как по уровню социально-экономического развития, так и педагогическим традициям. Специалистами осознается факт, что формирование основных направлений образовательной политики стран ЕС осуществляется в условиях преобладания глобальных процессов, порождающих устойчивые противоречия между глобальным и локальным, всеобщим и индивидуальным, традициями и современностью, перспективными и ближайшими задачами, конкуренцией и равенством возможностей, неограниченным расширением знаний и ограниченными возможностями человека усваивать их, духовным и материальным. При всем многообразии культур и социальных систем актуальной и общей для всех стран остается проблема формирования демократического идеала, способного генерировать и поддерживать чувство солидарности всех людей.

В соответствии с положениями Маастрихтского трактата, положившего начало Европейскому Союзу (в 1993 г.), образование не подлежит процессам полной унификации, навязывающей необходимость введения одинаковых для всех стран изменений. Организация сферы образования, включающей структуру образовательной системы и содержание образования, остается в компетенции каждой страны. Это положение зафиксировано в статьях 126 и 127 Трактата о Европейском Союзе.

Вместе с тем, из этого вовсе не следует, что в объединенной Европе отсутствует единая образовательная политика. Скорее наоборот, образование воспринимается как ключевой элемент, влияющий на успех подлинной европейской интеграции. Главные направления интеграционной политики в области образования определяют статьи 149 и 150 Маастрихтского трактата, которые внедряют правовые регуляторы, определяющие способы обеспечения равного доступа к образованию на всех уровнях образовательных систем гражданам стран - членов ЕС и применения одинаковых критериев уровня профессиональной квалификации.

Одобрение странами ЕС единых правил потребовало обновления и унификации ряда правовых актов, регулирующих процесс образования в европейских странах, в частности, законов о системах образования, законов о высших профессиональных школах, законов о принципах признания приобретенных в странах ЕС профессиональных квалификаций и др.

Реформы систем образования в европейских странах стали важным аспектом социальной политики этих государств, проявляющейся в формировании единой европейской идентичности. Ключевую функцию в этом процессе в условиях отсутствия социальной сплоченности европейских обществ призвана выполнять интеграция образовательных систем, основывающаяся на образовательном диалоге и международной мобильности, реализующая стратегии открытого образования на базе мультилингвизма и поликуль-турализма.

Наиболее значимые изменения в образовательной сфере, требующей создания открытого образования, способного отвечать на изменения в общественном развитии и интегрировать культурные, научные и педагогические достижения других стран, происхо-

дят на территории западноевропейских государств, сыгравших важную роль в истории человечества. Проводя политику интеграции, страны - члены содружества, с одной стороны, способствуют идентификации граждан ЕС с вновь создаваемыми в условиях европейского объединения государственными институтами, разработке и внедрению идеала и статуса «европейского гражданина», воспитанного в духе общеевропейских ценностей, диалога, открытости для других и восприятия многообразия культур, а с другой - решают проблему политического и экономического единения Европы.

Значение единой европейской идентичности существенно возросло в связи с присоединением в 2000-е гг. к европейскому содружеству ряда стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), бывших членов Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), характеризующихся разным уровнем социально-экономического развития и разнообразием образовательных систем, сформировавшихся в принципиально иных исторических условиях. С усилением гетерогенности европейского содружества увеличилось значение образовательной интеграции, которая ориентирована на поиск способов включения отдельных стран в мировое образовательное пространство. Она проявляется в сближении, взаимо-приспособлении, взаимопроникновении и переплетении образовательных систем, структурных изменениях внутри этих систем на основе согласованной межгосударственной образовательной политики.

Политика Евросоюза в рамках европейской образовательной интеграции не находит полной поддержки в научной и общественной среде западноевропейских стран. Несмотря на положительное отношение большинства европейских политиков и исследователей к идее создания интегрированных образовательных систем, взаимосвязанного и открытого европейского образовательного пространства, определяющего будущее Европы и ее граждан, противники этого процесса считают, что он ведет к снижению уровня образования и его подчинению приоритетам рынка.

Вместе с тем в условиях поликультурализма и мультилингвизма реформирование европейских образовательных систем, открытых для международного сотрудничества и ориентированных на выравнивание уровня образования стран - членов Евросоюза, не ставит перед собой задачу создания единой для всей Европы образовательной системы. ЕС не вмешивается в образовательную деятельность своих членов. Основная функция ЕС в области образовательной политики - способствовать достижению высокого качества образования через организацию сотрудничества между странами - участницами содружества, оказывать им поддержку в их образовательной деятельности в условиях культурного и языкового разнообразия, а также содействовать обмену международным опытом в рамках Европейского союза.

Все европейские государства высоко ценят сложившееся разнообразие, гарантией которого является принцип субсидиарности, зафиксированный в Маастрихтском трактате. В соответствии с этим принципом к образованию, которое остается сферой национальной политики стран европейского содружества и развивается с учетом специфики национальных ценностей, проявляется уважение, сочетающееся с соблюдением образовательных приоритетов, разработанных европейским содружеством.

С 90-х гг. ХХ столетия зарубежные системы образования, функционирующие в усло -виях демократии и европейской интеграции, перестраиваются на основе гуманистиче-

ских принципов, концентрирующих внимание на человеке, его автономии, свободе, праве на целостное развитие в гармонии с мышлением, волей и чувствами. Перед образованием, рассматриваемом как «последняя надежда на спасение находящейся в опасности цивилизации» поставлена задача выполнять функцию фактора формирования европейского сознания, а отнюдь не инструмента индоктринации, способствовать сохранению и развитию нравственных и эстетических ценностей, высоких общественных идеалов, навыков и привычек, а также убеждений и способов поведения людей, соответствующих новому этапу общественного развития. Школе вменяется в обязанность вооружить молодое поколение соответствующим объемом знаний и подготовить к профессиональной деятельности в условиях международных структур унифицированного европейского рынка труда, осознанному выбору «идей, культур и стилей жизни», функционированию в новых правовых условиях; привить умение слушать, вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою позицию, защищать основные гуманистические и нравственные ценности.

Наблюдающееся развитие интеграционных процессов в европейском образовании, дает основание судить о тенденции к его полной европеизации. При отсутствии непосредственного влияния руководства ЕС на формирование образовательных систем стран содружества Европейский Союз через нормативные акты опосредованно влияет на формирование единой образовательной политики государств, регулируемой соответствующими статьями Маастрихтского трактата. Эти статьи предусматривают присутствие европейской идеи в образовании; сотрудничество в области образования; оказание поддержки государствам - членам содружества в деле организации систем образования с учетом их языкового и культурного разнообразия; продвижение изучения иностранных языков; достижение «европейского измерения» в образовании; продвижение обмена учащимися и учителями; признание сроков обучения и дипломов, выдаваемых другими странами; подготовку молодых людей к плавному переходу от школьной жизни к профессиональной; обучение детей с особыми образовательными потребностями; реализацию важнейшей функции школы - обучение чтению и письму; введение новых информационных технологий и развитие непрерывного образования.

В настоящее время образовательные системы европейских стран содружества перестраиваются на основе европейской модели образования, имеющей целью подготовить молодежь к эффективной реализации идеалов и задач интеграции. Эта модель базируется на четырех фундаментальных принципах, сформулированных в докладе, подготовленном для ЮНЕСКО независимой Международной комиссией по образованию для XXI века во главе с бывшим Председателем Европейской комиссии Ж. Делором «Образование: сокрытое сокровище» (The Treasure Within): учиться познавать; учиться делать; учиться сосуществовать и учиться жить.

Европейское образование, реализуемое на основе этих принципов, рассматривается с позиции вооружения молодого поколения знаниями о Европе с учетом глобальной и локальной политики; обучения в Европе, предусматривающего формирование отношений и умений, необходимых для молодых европейцев, ознакомление с европейской действительностью, обеспечивающей приобретение международного опыта, и обучения для Европы, включающего подготовку молодежи к постоянным контактам, к совместному труду

с представителями других европейских стран. По мнению Комиссии, реализация заявленных принципов будет способствовать востребованию всех талантов личности, скрытых в ней, как драгоценный клад.

В докладе предлагается новый подход к ступеням обучения и связям между ними, в рамках которого возможности получения образования становятся более разнообразными, а ценность любого образования возрастает. При сохранении обязательности всеобщего базового образования, среднее образование, по мнению авторов доклада, должно играть ведущую роль в приобретении знаний каждым молодым человеком и в развитии общества. Нужны самые разные высшие учебные заведения для того, чтобы они могли выполнять функции центров знаний, профессиональной подготовки и обучения на протяжении всей жизни, а также партнеров в рамках международного сотрудничества.

В докладе подчеркнута основополагающая роль преподавателей, необходимость совершенствовать их подготовку, повышать социальный статус и улучшать условия труда. Большое внимание предлагается уделить использованию современной техники в процессе их работы, а также в повседневной жизни.

Реализация заявленных ЕС направлений в сфере образовательной деятельности связана с глубокой трансформацией систем образования европейских стран. В 2001 году Совет Европы одобрил доклад «Конкретные будущие цели систем образования и обучения» (The concrete future objectives of education and training systems), в котором с учетом экономических направлений развития Европы сформулированы общие стратегические образовательные цели; приоритеты, раскрывающие и конкретизирующие эти цели, а также ключевые проблемы или виды деятельности, необходимые для достижения стратегических целей и реализации образовательных приоритетов. Доклад определил направления развития формального и неформального образования, комплексно решающего проблему приведения европейских образовательных систем в соответствие с требованиями современных европейских обществ.

Цели, указанные в вышеупомянутом докладе, следующие.

Стратегическая цель №1 предусматривает повышение эффективности и качества образования в странах ЕС за счет реализации следующих приоритетов: повышение качества образования и профессионального совершенствования учителей; развитие квалификаций и компетенций, необходимых для успешного формирования «общества знания»; обеспечение доступа к информационно-коммуникационным технологиям; увеличение набора студентов на технические и естественнонаучные направления; увеличение расходов на образование.

Стратегическая цель №2 предполагает расширение доступа к системам образования, за счет создания открытого образовательного пространства, обновления и совершенствования процесса образования, обеспечения равенства образовательных возможностей.

Стратегическая цель №3 рассматривает интеграцию систем образования в единую европейскую систему в качестве важнейшего фактора укрепления связи с миром труда, исследовательскими институтами, работодателями и сотрудниками, развития предпринимательства, продвижения изучения иностранных языков, увеличения мобильности и обмена учащимися, студентами и учителями, укрепления европейского сотрудничества [6].

Реформаторская деятельность европейских национальных ведомств образования, ориентированная на преодоление барьеров, разделяющих образовательные системы разных стран, дает основание выделить главные направления, по которым осуществляется организационное и содержательное сближение этих систем.

В глобализирующихся обществах XXI века под влиянием интеграционных процессов, происходящих в объединенной Европе, формируются взаимосвязанные, сравнимые, близкие по структуре и содержанию образовательные системы, гибкие, открытые переменам, способные адекватно на них реагировать, и вместе с тем сохраняющие свою идентичность и национальную специфику. Есть все основания говорить о формировании европейских систем образования, обладающих многими общими признаками и ориентированных на реализацию стратегических задач, сформулированных в Лиссабонской стратегии и скорректированных стратегией «Европа - 2020».

Сближение европейских образовательных систем начинается на уровне первого школьного звена - дошкольного образования, которое преобразовывается в исходную неотъемлемую полноценную ступень образовательной системы. Необязательность дошкольного образования в большинстве европейских стран не освобождает детей предшкольного возраста от обязательного посещения за год до поступления в школу дошкольного учреждения, задачами которого являются: социальная адаптация детей к новым условиям их жизни, стимулирование развития в соответствии с их потенциальными возможностями, развитие коммуникативных навыков, моторной активности, формирование нравственных ценностных ориентаций, корректировка некоторых недостатков в развитии ребенка, связанных с социально-культурными условиями его жизни и чертами характера.

Во многих европейских странах процент детей, посещающих дошкольные учреждения, приближается к 100. Дети от 0 до 3 лет в Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Голландии, Дании, Италии, Испании, Польше, Португалии, Румынии, Франции, Чехии и ряде других европейских стран посещают ясли. Дети в возрасте от 3 до 6 лет - детские сады. В некоторых европейских странах таких, как Литва, Латвия, Исландия, Словения, Норвегия, Швеция и Финляндия существуют интегрированные дошкольные учреждения, объединяющие ясли и детские сады [7].

В объединенной Европе происходит также трансформация образовательных систем и устанавливается преемственная связь между отдельными этапами образования, которая нацелена на разрушение сформировавшихся барьеров, ограничение возрастных кризисов, возникающих при переходе с одной школьной ступени на другую, стимулирование развития детей в соответствии с их индивидуальными потенциальными возможностями и с учетом особенностей их культурной и социальной среды. Во всех развитых европейских странах дошкольное образование занимает приоритетное место в национальной образовательной политике, становится неотъемлемой характеристикой зарубежных образовательных систем и рассматривается как особая сфера национальной жизни, способствующая решению сложных социально-экономических проблем.

Успешно развивается одно из важнейших направлений образовательной интеграции - формирование единого образовательного пространства, объединяющего дошкольное и начальное образование в единую ступень образовательной системы. Формирование

преемственности дошкольных учреждений и начальных классов происходит на уровне определения целей и задач дошкольного и начального образования, отбора и структурирования содержания образования, применения методов и средств работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, организации коррекционной деятельности, направленной на выравнивание образовательных возможностей дошкольников и младших школьников, индивидуальной работы с детьми, нуждающимися в педагогической и психологической помощи и поддержке. Начальное образование становится логическим продолжением учебно-воспитательного процесса, начатого в дошкольных учреждениях. Усиление преемственности между звеньями систем образования отражает поиск зарубежными специалистами оптимальных путей реализации принципа непрерывного образования и повышения его качества.

В рамках трансформации европейских образовательных систем происходит сближение их структур. Некоторые европейские страны (Испания, Польша), руководствуясь возрастными особенностями детей, пошли по пути отделения начального или основного образования от низшей средней школы, приближаясь таким образом к европейским моделям школьных систем. Среди специалистов существует мнение, что переход на трехступенчатую структуру образования влечет за собой изменения в способах преподавания в старших классах, возрастает свобода учащихся старших классов в выборе изучаемых дисциплин, соответствующих их интересам или требованиям высших школ.

Наиболее распространенной является структура образования, включающая:

- начальное или основное образование (в разных странах эта школьная ступень называется по-разному, что мешает ее идентификации), длительностью от 5 до 6 лет;

- ступень низшего среднего образования продолжительностью от 3 до 5 лет;

- старшую ступень среднего образования от 2 до 3 лет.

Таким образом, продолжительность школьного обучения в странах ЕС складывается по одной из следующих схем (в годах): 6 + 3 + 3 = 12 (наиболее распространенная схема); 5 + 4 + 3 = 12 или 6 + 5 + 2 = 13. В ряде стран Евросоюза (Дания, Швеция, Финляндия) начальное или основное образование не выделяется в виде самостоятельной ступени. Первый уровень школьного образования продолжительностью 8-9 лет характеризуется как базовое (основное образование).

Важной тенденцией, наметившейся в направлении сближения европейских образовательных систем является снижение возраста начала обучения (с 7 до 6 и менее лет) и увеличение продолжительности обучения. В большинстве стран (Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Италии, Исландии, Норвегии, Португалии, Румынии, Словакии, Чехии, Эстонии и многих других) в школу поступают дети в возрасте 6 лет. В возрасте 5 лет идут в школу дети в Голландии и странах Соединенного Королевства - Англии, Шотландии и Уэльсе. В Северной Ирландии обучение начинается с 4 лет. В возрасте 7 лет идут в школу дети Болгарии, Латвии, Литвы, Швеции, Финляндии и Эстонии.

Обязательной предшкольной подготовкой охвачены дети 5-летнего возраста в Венгрии, Голландии, Дании, Латвии, Польше и других европейских странах.

В 2009 году почти 90 процентов 17-летних европейцев продолжало обучаться в школе. Суммарная продолжительность общего среднего образования в Европе составляет от 11

до 13 лет, при этом более чем в 80 процентах стран, она составляет 12 лет. Тринадцатилетний срок обучения введен в Великобритании, Германии, Италии, Чехии и Румынии.

Особенно сильно процесс трансформации школьных систем затронул этап среднего образования. В настоящее время оно преодолевает инерцию национальных традиций, культурно-цивилизационные барьеры, вызванные неравномерностью социально-экономического развития стран - членов ЕС, спецификой национальных ценностных систем, недостаточной согласованностью образовательных стандартов, отсутствием необходимой гибкости и открытости для окружающей среды.

Традиционная средняя школа ряда европейских стран освобождается от наиболее очевидных пороков старой иерархической структуры, ограничивающей многим школьникам получение полноценного среднего образования. В первом десятилетии XXI века 20 процентов молодых людей в возрастной группе от 18 до 24 лет ежегодно отсеивались из школы, не завершив полный курс обучения. Предполагается, что в третьем десятилетии XXI века 85 процентов молодых европейцев в возрасте 22 лет станут обладателями свидетельств об окончании средней школы, по сравнению с 76 процентами в 2002 г.

Новый тип среднего учебного заведения формируется на основе сближения исторически сложившихся различных неполных средних школ практического и теоретического профиля. Появление заведений такого типа способствует демократизации образования, ликвидации традиционной для многих стран кастовости и обособленности разных направлений образования, разрушению разрыва между учебными программами, барьеров на пути преемственной связи между ступенями школьной системы.

Проявлением интеграционных тенденций в европейском образовании становится процесс стандартизации содержания общего образования как способа повышения его качества, удовлетворения потребностей и учета склонностей учащихся. На рубеже двух тысячелетий процесс стандартизации стал одним из важных признаков активно проводимых образовательных реформ. Введение в научный оборот и образовательную практику термина «европейское измерение в образовании» имело исключительное значение для стран с децентрализованными системами управления. Если в централизованных системах национальные стандарты практически всегда существовали в виде учебных планов и программ, утвержденных государственными ведомствами, обязательных для школ всей страны, то для децентрализованных систем образовательные стандарты явление новое.

Разработка образовательных стандартов как способа повышения качества образования и вхождения в мировую культуру, повлияла на решение следующих проблем:

- взаимодействие в образовании обязательного для всех и индивидуального содержания образования;

- установление баланса между передачей знаний и процессом формирования навыков и компетенций, которые в современных образовательных стандартах приобретают ключевое значение;

- установление соотношения между гуманитарными и естественнонаучными циклами учебных дисциплин;

- достижение гармонии между повышением качества образования и удовлетворением потребностей, учета склонностей учащихся.

В современных европейских стандартах содержания общего образования происходит смещение акцентов с детального раскрытия содержания образования (описания тематики, подлежащей изучению) на прогнозируемые результаты обучения, на уровень знаний и компетенций, которыми должен владеть учащийся на отдельных этапах школьной системы. Поскольку национальные стандарты содержания общего образования реализуются через систему требований, отраженных в документах, нормативных актах и учебных программах, то в сознании широкой педагогической общественности формируется о них представление как о совокупности требований к системе образования в целом, приоритете национальной политики государства, ведущем средстве повышения качества образования.

Практически во всех странах содружества содержание общего образования стандартизировано. Различия касаются в основном формы и степени стандартизации, которые являются более жесткими и всеобъемлющими для обязательного этапа образования и постепенно ослабевающими по мере продвижения к завершающему этапу среднего образования.

Сближение образовательных систем стран европейского содружества осуществляется также в процессе формирования оптимальной модели управления образованием, при которой распределяются и согласовываются компетенции, полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего, образовательных учреждений, органов местного самоуправления, региональных и центральных образовательных структур.

Системы управления образованием освобождаются от формализма, директивности, многоступенчатости, преобладания бюрократических и административных методов управления, догматического толкования сущности управления. Максимум прав и свобод предоставляется местным органам самоуправления, школам, учителям, родителям, общественности и самим учащимся. В деятельности управленческих структур всех уровней образования смещены акценты с административно-организационных вопросов на проблемы качества образования, переориентированы на личностно-субъектный способ управления. В школу вводятся механизмы саморегуляции, внедряются современные технологии управленческой деятельности и применяются объективные критерии отбора руководящих кадров.

В рамках адаптации образовательных систем к потребностям общества знаний в интегрирующейся Европе происходит процесс обновления образования и профессиональной подготовки педагогических кадров в соответствии с вызовами времени. В странах содружества национальные системы подготовки учителей перестраиваются с учетом специфики экономических и политических условий отдельных стран, историко-общественных отношений и традиций образования.

Сближение национальных систем осуществляется в рамках разработанного Европейской комиссией в 2005 году набора ключевых компетенций для профессии и квалификации европейского учителя, которые подразделяются на две группы:

• компетенции, связанные с процессом учения/обучения;

• компетенции, ориентированные на формирование отношений учащихся.

Документ Европейской комиссии определил также общие принципы, на которых строится процесс подготовки учителей: учителей должны готовить высшие учебные заведения; у учителя должно быть понимание, что его профессия связана с учением в течение всей жизни; учитель должен быть мобильным и, наконец, работа учителя должна строиться на партнерских отношениях с учащимися, школой, промышленностью и институтами, обеспечивающими прохождение практики.

Изменение в Европе отношения к детям с особыми образовательными возможностями привело к возникновению так называемого инклюзивного образования, которое является не только альтернативой специальному образованию, но и становится детерминантом европейского образования. Идея совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями развивается в мире под влиянием гуманистической педагогики и психологии, которые признают ценность человека, его право на гармоническое развитие с учетом индивидуально-личностных интересов и возможностей. Представители этого направления полностью отказались от доминировавшего до недавних пор в образовании принципа «Для всех одно и то же и в то же самое время» и заменили положением, которое гласит: «Для каждого то, в чем он нуждается в настоящее время для удовлетворения своих индивидуальных возможностей и потребностей».

В современной зарубежной педагогической науке и практике интеграция в образовании здоровых детей и детей с особыми потребностями, предполагает создание нового типа образовательной среды, в которой для полноценного развития детей создаются наиболее благоприятные условия. В работу массовых школ, участвующих в инклюзивном образовании, вводятся глубокие программно-организационные изменения, в частности, применяются индивидуальные учебные планы, устанавливаются многоуровневая система обучения и индивидуальные образовательные модули, описательно-цифровая система оценивания, в школах увеличивается педагогический штат за счет привлечения специалистов из области специальной педагогики.

В достижении целей, поставленных перед инклюзивным образованием, решающую роль играет учитель, который реализует принятый государством стратегический курс на гуманизацию человеческих отношений. Специфика подготовки специалистов к работе в интегрированных учебных заведениях в отдельных странах обусловлена историческими педагогическими традициями и особенностями современных систем педагогического образования.

Инклюзивное образование представляет собой важное звено в модернизируемых системах образования, которые работают на основе принципов, соответствующих международным стандартам: ранней диагностики, партнерских отношений, автономии воспитанников, мотивации и активизации учащихся.

Существенным элементом функционирования образовательной системы любой страны является проблема финансирования, в основе которого лежит национальный доход. Как правило, в западных странах образование финансируется из средств центрального бюджета, которые передаются в распоряжение министерства образования, а также из локальных бюджетов.

По-другому финансируется образование в Швейцарии, так как в этой стране отсутствует единый орган по управлению образованием. Все решения, касающиеся

структуры, содержания и экономики образования принимаются на уровне отдельных кантонов.

Франция, принадлежащая к группе промышленно развитых стран, отличается особенностями в области финансирования образования. Значительную часть своего валового национального продукта, она тратит на развитие образования, хотя распределение этих средств у нее сильно отличается от других стран. Большие средства направляются на развитие дорогостоящего среднего образования, в то время как затраты на начальное или основное образование находятся на уровне средних показателей стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) и значительно ниже, чем в других развитых странах мира. Во Франции доля расходов на образование составляет 11 процентов всех государственных расходов, а средний показатель среди стран ОЭСР находится на уровне 12,9 процента. Францию обогнали США, Австралия, Великобритания и Скандинавские страны. Отмечается, что высокая стоимость среднего образования во Франции связана с уровнем зарплаты учителей средней школы, хотя, как утверждают специалисты, она чуть ниже среднего по ОЭСР уровня. В странах с высоким уровнем финансирования образования значительная часть расходов приходится на развитие материальной базы школ.

По-разному решается в странах европейского содружества проблема успеваемости учащихся. В некоторых из них ученики, которые не овладели на соответствующем уровне учебным материалом или не достигли необходимой готовности к обучению в школе, остаются в том же классе на второй год, что, как показывает статистика, не является массовым явлением. В Италии, например, эта группа составляет 0,6 процента, а в Финляндии -

0,5 процента учащихся. Многие страны в течение всего периода обязательного обучения автоматически переводят учащихся из класса в класс независимо от их успеваемости. Школьникам, испытывающим трудности в обучении, оказывается специальная помощь. Эта система, как показывает зарубежный опыт, практически исключает явление школьного стресса, особенно у детей младшего школьного возраста, но вместе с тем увеличивает финансовые расходы на поддержку отстающих в учебе.

Список литературы:

1. Зубченко, Л. А. Лиссабонская стратегия Евросоюза - разочарования и надежды / Л. А. Зубченко // Фонд исторической перспективы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.perspektivy.info/oykumena/europe/lissabonskaja_ strategija_jevrosojuza_razocharovanija_i_nadezhdy_2007-09-26.htm.

2. Europe 2020-Europes growth strategy http://ec.europa.eu/europe 2020/ index_en.

3. Banach, Cz. Strategia I zadania edukacji w integracji Polski z Europa / Cz. Banach // Nowe w szkole. - 1998/99. - № 1.

4. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной Комиссии по образованию для XXI века / МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». - М., 2007.

5. Edukacja tradycje, rzeczywistosc, przysz£osc [Electronic resource]. Маterialy pokon-gresowe I Zachodniopomorskiego Kongresu Edukacyjnego. Praca zbioirowa pod

red. Czeslawa Plewki. Szczecin 2005 - Mode of access: http://zbc.ksiaznica.szczecin. pl/Content/1936/161513_C.pdf

6. Komisja Europejska. Kluczowe dane o edukacji w Europie 2012. http://www.eurydice. org. pl

7. Sielatycki, M. Kompetencje nauczyciela w Unii Europejskiej / M. Sielatycki // K. Sujak -Lesz (red.). Ksztalcenie nauczycieli w szkole wyzszej. Wybrane zagadnienia. -Wroclaw, 2008.

8. Cytermann, J.-R. Les specificites du financement de l'education en France / J.-R. Cytermann // La revue de l'inspection generale. - 2006. - № 3.

Spisok literatury:

1. Zubchenko, L. А. Lissabonskaia strategiia Evrosoiuza - razocharovaniia i nadezhdy | L. A. Zubchenko || Fond istoricheskoi perspektivy [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http:||www.perspektivy.info|oykumena|europe|lissabonskaja_strategija_ jevrosojuza_razocharovanija_i_nadezhdy_2007-09-26.htm.

2. Europe 2020-Europes growth strategy http:||ec.europa.eu|europe 2020| index_en.

3. Banach, Cz. Strategia I zadania edukacji w integracji Polski z Europa | Cz. Banach || Nowe w szkole. - 1998|99. - № 1.

4. Obrazovanie: sokrytoesokrovishche. OsnovnyepolozheniiaDokladaMezhdunarodnoi Komissii po obrazovaniiu dlia KhKhI veka | MOO VPP IuNESKO «Informatsiia dlia vsekh». - M., 2007.

5. Edukacja tradycje, rzeczywistosc, przysz£osc [Electronic resource]. Materialy pokon-gresowe I Zachodniopomorskiego Kongresu Edukacyjnego. Praca zbioirowa pod red. Czeslawa Plewki. Szczecin 2005 - Mode of access: http:||zbc.ksiaznica.szczecin. pl|Content|1936|161513_C.pdf

6. Komisja Europejska. Kluczowe dane o edukacji w Europie 2012. http:||www.eu-rydice.org. pl

7. Sielatycki, M. Kompetencje nauczyciela w Unii Europejskiej | M. Sielatycki || K. Sujak - Lesz (red.). Ksztalcenie nauczycieli w szkole wyzszej. Wybrane zagadnienia. -Wroclaw, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Cytermann, J.-R. Les spёcificites du financement de Education en France | J.-R. Cytermann || La revue de l'inspection gёnёrale. - 2006. - № З.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.