Научная статья на тему 'Проблема качества в европейском образовании'

Проблема качества в европейском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESSES / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / HUMANIST PEDAGOGY / "ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ" / TECHNOLOGIES OF EUROPEAN COOPERATION / ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ / VALUES AND GOALS / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / CONTENT OF EDUCATION / ТЕХНОЛОГИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / SYSTEMS OF EDUCATION / "EUROPEAN DIMENSION IN EDUCATION"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савина Алиция Казимировна

В статье раскрываются объективные причины интеграционных процессов в европейском образовании, направленных на повышение его качества; выявляются трудности, сопутствующие реализации этих процессов, а также характеризуются основные аспекты образовательной деятельности зарубежных школьных систем, проявляющиеся в единстве ценностей и целей, сближении содержания образования и применении современных технологий европейского взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF QUALITY IN THE EUROPEAN EDUCATION

The author discloses the objective reasons of integration processes in European education directed at the improvement of its quality; brings out difficulties accompanying realization of these processes; and characterizes principal aspects of the educational activity of foreign school systems manifesting themselves in the unity of values and goals, convergence of the content of education and application of modern technologies of European cooperation.

Текст научной работы на тему «Проблема качества в европейском образовании»

ОСНОВНАЯ ТЕМА

УДК 371

А.К. Савина

Проблема качества в европейском образовании

В статье раскрываются объективные причины интеграционных процессов в европейском образовании, направленных на повышение его качества; выявляются трудности, сопутствующие реализации этих процессов, а также характеризуются основные аспекты образовательной деятельности зарубежных школьных систем, проявляющиеся в единстве ценностей и целей, сближении содержания образования и применении современных технологий европейского взаимодействия.

Ключевые слова: качество образования, системы образования, интеграционные процессы, гуманистическая педагогика, «европейское измерение в образовании», ценности и цели, содержание образования, технологии европейского взаимодействия.

В 90-е годы ХХ столетия ведущие страны мира вступили на путь глубокого реформирования систем образования, направленного на повышение его качества. Наиболее масштабные изменения происходят в Западной Европе, сыгравшей уникальную роль в истории человечества, на территории которой формируются и проходят испытание новейшие формы и методы экономической, политической и социокультурной интеграции. В Западной Европе зародилась идея интеграции в образовательной сфере, требующая создания открытого образования, способного отвечать на изменения в общественном развитии и интегрировать культурные, научные и педагогические достижения других стран. Интеграционные процессы, сопутствующие развитию новой Европы, ставят перед образованием задачу подготовки людей, которые будут жить в расширенной системе общеевропейского сотрудничества, интенсивного обмена информацией и продуктами человеческого труда.

Вместе с тем ориентация европейского содружества на формирование открытого поликультурного европейского сообщества, интегрирующего все сферы жизни, в том числе и образование, наталкивается на ряд препятствий, которые вытекают из спе-

© Савина А.К., 2014

26

Проблема качества в европейском образовании

цифики стран. Так, например, обнаруживается несоответствие глобальных потребностей европейского общества локальным потребностям отдельных наций; возникает противоречие между необходимостью воспитания в рамках национальной образовательной системы гражданина Европы, сохраняющего свою идентичность и вместе с тем способного адаптироваться к условиям жизни другой нации и страны; существует опасность нарушения баланса между национальным содержанием образования и тематикой общеевропейского значения; обнаруживается неготовность отдельных стран к использованию возможностей межкультурного взаимодействия и неумение учителей решать в школе и в рамках других форм учебно-воспитательной деятельности проблемы гражданского и поликультурного воспитания.

Приспособлению европейских образовательных систем к динамически совершающимся переменам способствовал доклад Римского клуба «Обучение без границ» (1982 г.), в котором показано влияние традиционной адаптивной модели образования на возникновение разрыва между человеком, его возможностями и современным миром. Доклад рекомендовал заменить традиционное обучение на инновационное обучение — учение, чертами которого являются предвидение и участие. Эти черты, по мнению авторов доклада, должны активизировать обучающихся, расширить их ответственность за общие дела, помочь творчески использовать присущие им возможности и, что самое главное, привить навыки непрерывного обучения.

В начале 1990-х годов главы государств и правительств ЕС приняли «Белую книгу: вызовы и пути вхождения в XXI век» [1], в которой анализируется состояние образования в Европе и предлагается стратегия решения существующих социально-экономических проблем с помощью образования. Изучение экономической ситуации показало, что Европа теряет свои преимущества по сравнению с мировыми конкурентами из-за недостатка квалифицированных кадров и несоответствия между спросом и предложением квалификации. Содержащиеся в «Белой книге» рекомендации ориентированы на глубокую адаптацию систем образования и профессиональной подготовки к новым условиям развития цивилизации.

Способы решения возникших в европейском образовательном пространстве проблем и противоречий были предложены в конце 1990-х годов постоянно действующей Конференцией европейских министров образования. Предлагалось европейским странам при разработке учебных программ сконцентрировать внимание на четырех основных проблемах:

— поддержка демократии, общественного единства и борьбы с проявлениями маргинализации;

— образование для демократических обществ, подготовка учащихся к решению спорных вопросов и принятию решений;

— поддержка «поликультурного измерения в образовании»;

— поддержка действий, направленных на развитие «европейского измерения в образовании», в том числе обучение иностранным языкам, ис-

27

Проблема качества в европейском образовании

тории, разработка и внедрение различных форм «обмена» молодежью, повышение квалификации учителей.

Сопровождающиеся расширением Европейского союза, переходом стран содружества к информационным обществам и экономикам, основывающимся на знаниях, 90-е годы ХХ столетия активизировали проблему качества образования, выраженного в понятии «европейское измерение в образовании». Работа над формированием этого понятия проводится европейскими странами уже более сорока лет. Первоначально оно находило отражение в учебных программах, ориентированных на объединение исторически разрозненных народов Европы, развитие взаимопонимания, создание нового европейского порядка.

С конца 1960-х годов содержание понятия «европейское измерение в образовании» постепенно менялось за счет усиления в нем прагматического подхода к образованию. К этому времени появилась убежденность, что созданию новой модели образования должно сопутствовать международное сотрудничество, межшкольный и межвузовский обмен учащимися и студентами, развитие совместных научных исследований, признание дипломов и другое. В современном понимании «европейское измерение в образовании» не только отражает результаты интеграционных процессов в образовании европейских стран. Оно является своеобразным критерием качества реализации отдельными странами министерских, локальных и авторских учебных программ, степени их соответствия требованиям, предъявляемым к ним Евросоюзом и Советом Европы.

«Европейское измерение в образовании» ставит своей целью формирование гражданина и профессионала европейского типа, отличающегося толерантностью, открытостью, плюрализмом, ценящего культурное наследие содружества, сознательного участника процесса европейской интеграции, осознающего европейское сходство и воплощающего в себе «наследие прошлого, осуществление настоящего, изображение будущего» [4, с. 126]. Оно предполагает укрепление в сознании молодежи чувства европейской идентичности и понимания основных ценностей европейской цивилизации, формирование заинтересованности изменениями, происходящими в мире и Европе, осознание роли и места собственной страны в происходящих в мире процессах.

В основе сформировавшегося в Европе в течение нескольких десятилетий понятия лежат следующие основные постулаты:

— учащийся — это активно действующий субъект, отличающийся индивидуальными, ему только присущими чертами, способностями и устремлениями;

— учащийся — это личность, которая открывает и создает культуру в обществе, в котором живет, самостоятельно формирует себя и становится свободным гражданином;

— задача обучения и воспитания — научить подрастающего человека изменять условия жизни, улучшать их, а не принимать все пассивно в качестве подарка от предыдущих поколений;

28

Проблема качества в европейском образовании

— социализация личности реализуется в поликультурном обществе, характеризующемся разнообразием и взаимозависимостью.

«Европейское измерение в образовании» проявляется в образовательных системах европейских стран в нескольких основных аспектах: ценностном и целевом; содержательном, технологическом.

Сущность ценностного и целевого аспекта «европейского измерения в образовании» состоит в ориентации гармонически функционирующих европейских систем образования на развитие гуманистической личности, а также в формировании европейской образовательной политики, цель которой — распространение в национальных системах образования общеевропейских и национальных ценностей. В основе переориентации обществ на гуманистический путь развития находится уникальная целостная личность как высшая цель жизни, которая стремится к максимальной самореализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Этот сложный социокультурный процесс смены ценностей и идеалов, как доказывает история, приобретает особое социальное и нравственное значение в переломные исторические эпохи, когда культурные традиции обесцениваются, прежние идеологические и этические устои общества подвергаются дискредитации, появляются новые идеалы и цели. Происходит переосмысление и переоценка ценностей, сопровождающаяся ценностным нигилизмом и цинизмом, метанием от одной системы ценностей к другой, образованием экзистенциального вакуума и многими другими симптомами социальной патологии, возникающими на почве аксиологического и ценностного кризиса.

С опорой на гуманистическую концепцию человека, приписывающую ему ответственность за собственное становление и развитие, с середины ХХ века в Западной Европе и в мире в целом началось распространение гуманистической педагогики (humanistic education), получившей название персоналистической, традиции которой восходят к прогрессивным идеям педагогов XVIII—XIX веков («Школа радости» В. де Фельтре; теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо; идеи И.Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем включения его в активную жизнедеятельность), которые становились теоретическим основанием таких течений, как «Новые школы» во Франции, Швейцарии, элитные школы в США, Германии, Австрии, связывающие воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными отношениями между детьми и взрослыми. В это же время получили развитие авторские системы Р. Штайнера, М. Монтессори, С. Френе и других видных педагогов, концепции которых базировались на гуманистической психологии, основанной А. Маслоу, Ш. Бюллер и К. Роджерсом. Гуманистическая психология на первое место выводит человека, его ценности, личную свободу

29

Проблема качества в европейском образовании

и достоинство, умение прогнозировать и контролировать свою жизнь. Она соединяет образовательную практику, включающую элементы обучения и учения, с гуманистическим подходом к человеку.

Гуманистическая педагогика стала попыткой примирения и одновременно противопоставления двух односторонних педагогических направлений: педагогики педоцентризма, называемой также функциональной педагогикой или педагогикой «свободного воспитания», которая в центр воспитательного процесса ставила ребенка, а сам процесс воспитания отождествляла с ходом его естественного свободного развития (Э. Клапаред, А. Феррье, Г. Киршенштейнер, Д. Дьюи, М. Монтессори, Я. Корчак и др.), и широко распространенных на Западе идей бихевиоризма (Э. Дуркгейм, Э. Торндайк, Д.Б. Уотсон, Э.Ч. Толмен, Б.Ф. Скиннер и др.), в основе которого лежит представление о возможности управления и изменения человеческого поведения в соответствии с заданными извне целями. Бихевиоризм, с точки зрения представителей гуманистической педагогики, безразличен к гуманистическим идеалам. Школа рассматривается им как конвейер для производства индивидов, приспособленных к существованию в определенных социальных условиях. Он не проявляет интереса к нравственному становлению личности, сущности ее внутренних убеждений и ценностных ориентаций.

С позиций гуманистической педагогики воспитание рассматривается как встреча личности с ценностями культуры при соблюдении определенных условий, в которых присутствуют три объекта: личность, ее окружение и культурные ценности. Понять человека с точки зрения представителей этого направления возможно прежде всего через историю, культуру, которые удовлетворяют его духовные потребности. Контакт человека с культурой осуществляется благодаря «переживанию» и «пониманию» им ценностей. Способствует этому образование, которое направлено на формирование «переживающей» и «понимающей» культуру личности воспитанника.

Специалисты считают, что невозможен настоящий моральный рост личности до тех пор, пока она находится в плену навязываемых ей и в то же время не осмысленных и не прочувствованных ею установок. Более того, как отмечал Э. Фромм, воспитанный в жесткой авторитарной атмосфере человек в изменившихся и провоцирующих условиях может оказаться чрезвычайно жестоким, способным на самые чудовищные преступления. В оценке Э. Фромма гуманистическая педагогика это педагогика неопросвещения. Она опирается на практические идеи гуманистической психологии и видит свое призвание в оказании молодежи помощи в процессе самоопределения и саморазвития, уважения к своим и чужим правам [8, с. 174].

Видный польский ученый, гуманист, культуролог и педагог, получивший признание не только в Европе, но и во всем мире, Б. Суходольский

30

Проблема качества в европейском образовании

процесс воспитания рассматривал как «процесс нашей жизни, а историю культуры как историю развития человечества». Смысл воспитания ученый видел не только в том, чтобы в результате люди научились что-то делать, а прежде всего в том, чтобы они вооружились умением «быть», «существовать», чтобы становились внутренне богатыми и счастливыми, а также ангажированными в большие дела и своей повседневной жизни [12, с. 54].

Для С. Гессена, представителя гуманистической педагогики, главной проблемой разработанной им философско-педагогической концепции является обоснование сущности человека и его совершенствования в культуре и воспитании на основе философских идей и внутренних закономерностей развития человека. К проблеме формирования человека С. Гессен подходил с позиций аксиологии, выявления «вечных» и «абсолютных» ценностей образования и культуры и признания личности как высшей цели деятельности. Образование С. Гессен понимал как духовное созревание личности, раскрытие и формирование «внутреннего человека», формирование им собственного «я» на основе законов морали, как процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики [3].

Образование, рассматриваемое гуманистической педагогикой в категориях ценностей и целей, остается последней надеждой на спасение находящейся в опасности цивилизации. Осознание первостепенной важности образования для развития современной цивилизации предъявляет особые требования разработчикам целей образования. Им предстоит решить, какие из них должна реализовывать школа; как объединить интеллектуальное воспитание с эмоциональным и эстетическим, воспитанием воли, чтобы способствовать не только развитию интеллекта, но и других компонентов гуманистической личности.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал всесторонне и гармонически развитой личности. Человек воспринимается как уникальное явление природы, признается приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Современные европейские документы, разрабатываемые Евросоюзом и Советом Европы, определяют направления развития образования на ближайшие десятилетия и конкретизируют цели гуманистического воспитания:

— подготовка «к демократии» и «посредством демократии» к общественной жизни;

— подготовка к будущему, познанию мира, решению цивилизационных вызовов и глобальных проблем;

— подготовка к плюрализму, толерантности и многообразию воззрений на мир;

— подготовка к социализации, гражданской жизни, «познанию самого себя» и «управления самим собой»;

31

Проблема качества в европейском образовании

— подготовка к формированию собственной субъектности и идентичности;

— подготовка к формированию собственных образовательных и жизненных планов и программ, а также руководству собственным развитием;

— подготовка каждого человека к формированию собственного целостного взгляда на окружающий мир.

«Глобальный человек», и прежде всего воспитанный и гуманистически ориентированный европеец, как утверждают сторонники гуманистической педагогики, ожидает от образования подготовки к жизни, умения адаптироваться и развиваться в постоянно меняющихся условиях, владения современными технологиями, в особенности информационными, и иностранными языками, умением взаимодействовать с людьми разных мировоззрений, вероисповеданий, рас и политических ориентаций. Он должен обладать собственными моральными убеждениями, следовать в жизни этическим принципам, уметь жить в сообществе и творчески участвовать в формировании общественной жизни и современной цивилизации.

Трудно переоценить влияние результатов деятельности Римского клуба на процесс разработки целей образования и воспитания в интегрирующемся мире. Его основатель А. Печчеи в книге «Человеческие качества» сформулировал основные цели человечества, которые изложил в виде шести «стартовых» целей, связанных с «внешними» пределами планеты, «внутренними пределами» самого человека; культурным наследием народов; формированием мирового сообщества; охраной окружающей среды и реорганизацией производственной системы [6]. На интеграцию европейского образовательного пространства большое влияние оказали высказывания А. Печчеи, касающиеся совершенствования и духовного созревания человека, раскрытия его новых потенциальных возможностей, бережного отношения к национальному культурному наследию в условиях развития технологической цивилизации.

Таким образом, в целях гуманистического воспитания аккумулируются гуманистические позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они дают основание осмыслить человека как уникальное явление, признать приоритет его субъектности, развитие которой является целью жизни. Предлагаемые международными организациями формулировки целей воспитания и образования дают возможность человеку осознать степень собственного влияния на свою жизнь, присущее ему право и ответственность за раскрытие собственных способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности, направлениями самореализации и саморазвития и целенаправленным воздействием на нее общества.

Содержательный аспект «европейского измерения в образовании» включает ряд важнейших параметров, реализация которых способствует достижению целей образования и воспитания, поставленных перед европейским содру-

32

Проблема качества в европейском образовании

жеством. В его основе лежат постулаты гуманистической педагогики, утверждающие личностно ориентированный подход к сущности содержания образования, направленного на развитие целостного человека, его природных способностей, социальных качеств и качеств субъекта культуры, формируемых в контексте общечеловеческих и национальных ценностей.

Обращение к личностно ориентированному содержанию образования усиливалось по мере того как все менее реалистичной становилась надежда на то, что научно-технический прогресс автоматически разрешит наиболее острые проблемы современной цивилизации. Среди западной интеллигенции появились опасения, что «развитие науки и техники уничтожает исторически сложившийся тип одухотворенного мыслящего человека, порождает людей-роботов, ведет мир к катастрофе» [2, с. 126]. Ведущие участники Римского клуба видели путь спасения цивилизации прежде всего в формировании гуманистического сознания индивида, группы и всего человечества.

Содержательный аспект в «европейском измерении в образовании» формируется под влиянием многих программ, разрабатываемых Советом Европы, однако три из них оказались особенно значимыми: среднее образование для Европы; обучение истории в новой Европе и обучение иностранным языкам для европейского гражданства. Действующая с 1991 года многоаспектная программа «Среднее образование для Европы» анализирует развитие образования в странах ЕС, информирует молодежь о возможностях получения образования на более высоких уровнях, раскрывает сущность компетент-ностного подхода как ведущей тенденции формирующегося европейского образовательного пространства.

Сущность содержательного аспекта «европейского подхода в образовании» на данном историческом этапе отражает процесс стандартизации содержания общего образования, который на рубеже двух тысячелетий стал одной из наиболее динамично развивающихся образовательных реформ. Введение в научный оборот и образовательную практику термина «европейское измерение в образовании» имело исключительное значение для стран с децентрализованными системами управления. Если в централизованных системах национальные стандарты практически всегда существовали в виде учебных планов и программ, утвержденных государственными ведомствами образования, обязательные для школ всей страны, то для децентрализованных систем образовательные стандарты явление новое.

Разработка образовательных стандартов как способа повышения качества образования и вхождения в мировую культуру, повлияла на решение проблемы взаимодействия в образовании обязательного для всех и индивидуального содержания образования; баланса между передачей знаний и процессом формирования навыков и компетенций, которые в современных образовательных стандартах приобретают ключевое значение; между гуманитарными и естественно-научными циклами учебных дисциплин;

33

Проблема качества в европейском образовании

между повышением качества образования и удовлетворением склонностей и потребностей учащихся.

Важнейшей тенденцией в области стандартизации содержания общего образования является смещение акцента с содержания образования на прогнозируемые результаты обучения, уровень знаний и компетенций, которыми должен владеть учащийся на отдельных этапах школьной системы. Поскольку национальные образовательные стандарты реализуются через систему требований, отраженных в документах, нормативных актах и учебных программах, формируется представление о стандарте как о совокупности требований к системе образования в целом, приоритете национальной политики государства, ведущем средстве повышения качества образования.

Существенно меняется содержание гуманитарного образования за счет его обогащения учебным материалом из области философии, культуры, искусства, цивилизации, экономики, техники и истории науки, готовящего молодое поколение к решению таких глобальных проблем, как экологический кризис, терроризм, межнациональная рознь, религиозная нетерпимость. В учебные программы включается тематика глобального масштаба, направленная на воспитание в духе мира и уважения прав человека, приобщение молодежи к условиям социальной среды и к идее европейской общности, формирование понимания общекультурного наследия европейцев, общей ответственности за развитие Европы и европейской идентичности. Ориентация на формирование «европейского сознания», привела, прежде всего, к отказу от энциклопедизма и «дидактики памяти», предоставляя доминирующее место «дидактике мышления». Учебные программы в европейских странах становятся менее директивными. Они акцентируют внимание на целях и формировании социальных, поликультурных, лингвистических, информационных и предметно-деятельностных компетенций. На уровне среднего образования учащимся предоставляется право выбора учебных дисциплин для дополнительного изучения, в наибольшей степени удовлетворяющих их интересы и раскрывающих потенциальные возможности.

Особое внимание в рамках реализации содержательного направления «европейского измерения в образовании» уделяется изучению истории как фактора формирования европейского гражданства. Изучение истории собственной страны и других стран, включающей конфликты ХХ века, проблемы прав человека и плюралистической демократии, направлено на преодоление национальных, расовых, религиозных предрассудков. Историю, формирующую европейскую идентичность, рекомендуется изучать целостно, во взаимосвязи экономической и политической истории, а также истории культуры разных стран. Установка на изучение истории Европы как единого целого не исключает глубокого изучения национальной, локальной истории и истории национальных меньшинств.

34

Проблема качества в европейском образовании

Школьные курсы истории освобождаются от политической конфронтации и идеологической риторики, исключается материал, который может поддерживать расовые и национальные предрассудки. Они наполняются свободным от манипуляции научным и объективно изложенным содержанием, раскрывающим в единстве историю экономических и культурных связей европейских стран.

Важное место в формировании «европейского сознания» занимает гражданское образование, которое базируется на фундаментальных принципах, сформулированных и одобренных ХХ Постоянной конференцией министров образования Совета Европы, состоявшейся в 2000 году в Кракове. Эти принципы следующие: права человека, плюралистическая демократия и главенство закона, справедливость, автономия, участие, принадлежность и уважение разнообразия. Главная цель гражданского образования — подготовка молодого поколения к активному участию в политической и общественной жизни демократических обществ и формирование демократической культуры, критического мышления учащихся, аналитических умений и жизненной позиции, способствующей активному участию в школьной и общественной жизни.

Все европейские государства — члены ЕС в соответствии с рекомендациями доклада Citizenhip Education in Europe («Гражданское образование в Европе»), опубликованного Еврокомиссией, включили гражданское образование в учебные программы основных и средних школ. Оно имеет инструментальный характер в борьбе с насилием, ксенофобией, расизмом, агрессией, национализмом и нетерпимостью и становится орудием строительства современных демократических обществ, основанных на принципах участия граждан в политической и общественной жизни [11].

Реализацией принципов гражданского образования в Европе занимается школа, которая становится также естественной средой, где учащиеся приобретают общественные, культурные и жизненные умения. Они привлекаются к работе школьного самоуправления, выдвигаются в органы, управляющие образованием, активно участвуют в жизни локальной общественности. Так, например, голландские учащиеся, чтобы получить свидетельство об окончании средней школы, обязаны принимать участие в работе локальной общественности [9].

Способы реализации программ гражданского образования определяются самими странами. На практике применяются в основном три модели реализации программ гражданского образования, которые в некоторых странах присутствуют одновременно во всех трех вариантах: гражданское образование включается в учебные планы как самостоятельная учебная дисциплина; оно интегрируется в содержание других учебных предметов или образовательных областей и, наконец, выступает как элемент межпредметного обучения. Последний вариант получил распространение в отдельных странах Европы, в частности, в Польше. Он представлен в виде

35

Проблема качества в европейском образовании

модулей или межпредметных связей, которые объединяют философские, экологические, экономические, исторические и другие знания, расширяют и дополняют программы соответствующим содержанием, формируют мышление учащихся в междисциплинарных категориях и готовят молодое поколение к жизни в условиях интегрированной Европы [10].

Третья программа, реализуемая странами ЕС в рамках содержательного аспекта «европейского измерения в образовании», касается обучения иностранным языкам как средства, способствующего трудоустройству молодых европейцев и продолжению образования в разных странах Европы и мира. В докладе Ж. Делора, в частности, указывается на то, что «способность говорить на нескольких языках исторически являлась нормой во многих странах мира... Поощрение детей и молодых людей к изучению нескольких языков означает наделение их дополнительными средствами, позволяющими достигнуть успеха в завтрашнем мире» [5, с. 133].

В одном из докладов Европейской комиссии сказано, что языки находятся в центре внимания проекта: они отображают разные культуры и вместе с тем являются ключом к пониманию этих культур, в связи с чем перед всеми участниками Евросоюза стоит задача существенно повысить эффективность изучения иностранных языков.

Сложившаяся ситуация кардинальным образом влияет на всю систему иноязычной подготовки в разных типах образовательных заведений. Новые условия требуют пересмотра образовательных моделей и смещения акцентов на функциональность при изучении иностранных языков. В качестве основного выступает тезис, что языки «должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках» [7].

Проводимая ЕС языковая политика ориентирована на сохранение языкового разнообразия сообщества, развитие уважения и толерантного отношения к культурному и языковому многообразию в содружестве, поддержку языков национальных меньшинств. Возрастание веса языковой политики отразилось и на структуре Еврокомиссии. С 1 января 2007 года проблемы языковой политики изъяты из сферы ответственности комиссара ЕС по образованию, тренингам, культуре и мультилингвизму. Введена отдельная должность комиссара ЕС по мультилингвизму [13].

Усиленное внимание к изучению иностранных языков уже давно стало отдельным направлением деятельности Еврокомиссии, которое называется Lanquaqe Learning Policies (политика в сфере обучения иностранным языкам). Первой всеобъемлющей программой, направленной на ее реализацию, была Linqua, введенная в 1989 году. С тех пор изучение иностранных языков находится в центре внимания европейских образовательных программ.

Языковую проблематику актуализировал Европейский год языков (2001), по результатам которого начался процесс благоприятствования изу-

36

Проблема качества в европейском образовании

чению иностранных языков. Внимание стран-участниц было сконцентрировано на трех стратегических сферах: изучение иностранных языков в течение всей жизни; улучшение преподавания иностранных языков и создание благоприятной среды для изучения языков. В контексте процесса благоприятствования проводятся общеевропейские исследования, конференции, семинары, информационные кампании, посвященные языковым проблемам, спонсируется посещение студентами курсов иностранных языков, предоставляются гранты, расширяются программы Sokrates и Leonardo.

В 2002 году на саммите Евросоюза в Барселоне главы государств или правительств объявили о внедрении в образовательные системы стран-членов принципа «родной язык плюс два иностранных языка и индикатор лингвистической компетентности». В соответствии с рекомендациями органов ЕС в большинстве стран изучение иностранных языков начинается на уровне начальных классов и продолжается в течение всего периода обучения в обязательной школе. На уровне среднего образования изучается не менее двух иностранных языков.

В соответствии с евроинтеграционной языковой политикой достаточно успешно решается проблема обучения иностранным языкам в Венгрии, Болгарии, Финляндии, Великобритании и других странах Европы. Правительство Венгрии разработало программу преподавания и изучения иностранных языков под названием «Языки мира». Этой программой предусмотрено существенное повышение финансирования изучения иностранных языков в школе, проведение года интенсивного изучения иностранного языка в системе обязательного обучения, введение нового экзамена по иностранному языку после окончания школы, увеличение как минимум на 40% времени, отводимого на изучение иностранных языков, и др.

С 2003 года в Великобритании реализуется национальная языковая стратегия, которая предусматривает изучение языков всеми возрастными группами граждан. В школах работают «Европейские секции», предоставляющие большой выбор иностранных языков. В Германии, Нидерландах, Франции, Финляндии и Австрии вводится сертификат «Сертилингва», в котором определяется языковая компетентность ученика. Сертификат является дополнением школьного аттестата.

Меры, предпринимаемые европейскими странами по усилению изучения иностранных языков, дают реальные результаты. По данным на середину 2000-х годов, количество граждан ЕС, владеющих по крайней мере одним иностранным языком, выросло с 47% в 2001 году до 56% в 2005 году. Растет также количество европейцев, которые считают знание иностранных языков полезным (с 70 до 83%), 53% из них считает знание языков чрезвычайно важным. Половина европейцев соглашается с языковой политикой ЕС, в соответствии с которой каждый гражданин ЕС обязан владеть кроме своего языка еще двумя иностранными языками. Самым распространенным языком в Европе является английский. Им как родным

37

Проблема качества в европейском образовании

(13%) и как иностранным (38%) владеет 51% европейцев. На французский и немецкий языки приходится по 14%, испанский и русский — по 4%; 90% учащихся европейских школ изучают английский язык.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доминирование английского языка в коммуникации европейского сообщества актуализировало изучение европейцами второго языка, близкого к родному и не являющегося языком международного общения.

Технологический аспект «европейского измерения в образовании» проявляется в образовательной политике стран — участниц Евросоюза, в которой приоритетное место занимают технологии европейского взаимодействия, ориентированные на сближение систем образования разных европейских стран. Сложившаяся образовательная практика дает основание выделить институциональные и организационные формы интеграционных процессов, отражающих качественно новую характеристику образования, называемую «европейское измерение в образовании».

В «Голубой книге: за европейское воспитание и европейскую культуру» отмечается, что европейское сотрудничество в области образования приобрело первостепенную важность для судеб всех входящих в него стран и народов. Оно должно способствовать духовному сближению народов европейских стран и использовать опыт модернизации содержания, методов обучения и воспитания в отдельных странах для обогащения и совершенствования в масштабе всей Европы.

В рамках содержания образования имеет место сближение школьных учебных программ европейских стран, отражающих идеи «европейского измерения в образовании» на принципах открытости, толерантности и диалога. В программы подготовки будущих учителей включаются сведения из области сравнительной педагогики, дающие представление будущему учителю о состоянии и основных проблемах образования в Европе, соотношении общих и национальных тенденций в его развитии.

Широкое развитие в Европе получили организационные формы интеграции образования в виде международных учебных заведений, предоставляющих молодежи возможность получать или продолжать образование в любой европейской стране; европейских клубов как формы поликультурного, гражданского, лингвистического образования; международных классов, ориентированных на всестороннее изучение стран — членов ЕС. Учащиеся европейских стран принимают участие в реализации различных образовательных программ ЕС и СЕ (Комениус, Европа в школе, День Европы и др.), в международных конкурсах под эгидой ЕС и СЕ, школьных и студенческих обменах и других формах взаимодействия, способствующих сближению народов Европы.

Изучение программ и направлений деятельности ЕС, СЕ, OECD и ЮНЕСКО показывает, что ведется активная работа по осуществлению экономической и культурной интеграции стран Европы с полным сохранением их национальной идентичности. Европейским союзом не предусмотрена

38

Проблема качества в европейском образовании

разработка концепции организационной интеграции образовательных систем. В центре внимания европейских стран находится глобальная цель — воспитание европейца, осознающего собственные национальные корни и руководствующегося соблюдением прав человека.

Достижение этой цели связано с реализацией приоритетных направлений образовательной политики стран Евросоюза, получивших отражение в «европейском измерении в образовании». Они следующие:

— достижение равенства образовательных возможностей в отношении детей разного пола, национальности, вероисповедания, детей иммигрантов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

— повышение качества образования через реформирование содержания образования, исключение энциклопедизма, использование новейших достижений науки и техники, совершенствование систем ориентации и профессионального консультирования;

— переход на подготовку учителей на уровне высшего образования, формирование творческой, инновационной позиции учителя, совершенствование системы непрерывного образования педагогических кадров;

— воспитание европейца — «гражданина мира», включающее воспитание для мира и демократии, овладение иностранными языками, формирование религиозной, расовой и социальной терпимости в соответствии с Конвенцией прав человека, строительство европейской информационной сети, развитие межгосударственного обмена учащимися и студентами.

Литература

1. Борко Ю. А. От европейской идеи — к единой Европе. М., 2003.

2. Вульфсон Б. Л. Модернизация содержания гуманистического образования в школах Запада // Советская педагогика. 1991. № 1.

3. Гессен С. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923.

4. Найматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М., 2002.

5. Образование сокрытое сокровище // Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. ЮНЕСКО, 1997.

6. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

7. Тер-Минасова С.Г. Языки и межкультурная коммуникация. М., 2000.

8. Фромм Э. Искусство любить // Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

9. Fundacja Rozwoju Systemu Edukacji [Электронный ресурс]. URL: http:// www.frse.org.pl.

10. Grzybowski P. Edukacja europejska — od wielokulturowosci do miedzykulturowosci. Warszawa, 2008.

11. Instytut Badania i Rozwoju Aktywno ci Spoleznej [Электронный ресурс]. URL: http:// ibras.org/edukacja.

12. Suchodolski B. Kim jest czlowiek? Warszawa, 1980.

13. Оcвiтa.ua [Электронный ресурс]. URL: http://ru.osvita.ua/lanquaqes.

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.