и
А.К. Савина
Ключевые слова:
«европейское измерение в образовании», качество образования, интеграция, гуманистическая педагогика, ценности, цели, стандартизация, «европейское сознание».
основные критерии европейского качества образования
В статье раскрывается понятие «европейское измерение в образовании», которое в европейских странах приобрело значение показателя качества подготовки учащихся. Анализируются основные аспекты этого понятия, отражающие уровень требований, предъявляемых странами Евросоюза к образованию подрастающего поколения на данном этапе исторического развития.
В Западной Европе, сыгравшей уникальную роль в истории человечества, проходят испытание новейшие формы и методы экономической, политической, социокультурной и образовательной интеграции, являющейся объективной реальностью, обусловленной прежде всего экономическим и политическим сближением европейских стран. Интеграционные процессы в образовательной сфере сопровождаются повышением качества европейского образования, созданием открытого образования, способного отвечать на изменения в общественном развитии и интегрировать культурные, научные и педагогические достижения других стран, подготовкой людей к жизни в расширенной системе общеевропейского сотрудничества, интенсивного обмена информацией и продуктами человеческого труда.
Вместе с тем, процесс формирования
открытого европейского поликультурного содружества, интегрирующего все сферы жизни, в том числе и образование, наталкивается на ряд препятствий, которые связаны со специфическими особенностями стран. Обнаруживается несоответствие глобальных потребностей европейского общества локальным потребностям отдельных наций; возникает противоречие между необходимостью воспитания в рамках национальной образовательной системы гражданина Европы, сохраняющего свою идентичность, и вместе с тем необходимостью воспитания гражданина, способного адаптироваться к условиям жизни другой нации и страны; существует опасность нарушения баланса между национальным содержанием образования и тематикой общеевропейского значения; выявляется неготовность отдельных стран к использованию возможностей межкультурного взаимодействия и неумение учителей решать в школе и в рамках других форм учебно-воспитательной деятельности проблемы гражданского и поликультурного воспитания.
Приспособлению европейских образовательных систем к динамически происходящим переменам способствовал доклад Римского Клуба «Обучение без границ» ( 1982 г.), который рекомендовал заменить обучение традиционное на инновационное - учение, чертами которого являются предвидение и участие, что активизирует обучающихся, расширяет их ответственность за общие дела, помогает творчески использовать собственные возможности и, что самое главное, прививает навыки непрерывного учения.
В принятой в начале 90-х гг. главами государств и правительств ЕС «Белой книге: вызовы и пути вхождения в ХХ1 век» [1] анализируется экономическая ситуация Европы и обнаруживается, что Европа теряет свои преимущества по сравнению с мировыми конкурентами из-за недостатка квалифицированных кадров и несоответствия спроса и предложения квалификации. Содержащиеся в «Белой книге» рекомендации ориентированы на глубокую адаптацию систем образования и профессиональной подготовки к новым условиям развития цивилизации.
Пути решения возникших в европейском образовательном пространстве проблем и противоречий были предложены в конце 90-х гг. постоянно действующей Конференцией европейских министров образования, которые рекомендовали при разработке европейскими странами учебных программ сконцентрировать внимание на четырех основных проблемах:
- поддержка демократической безопасности, общественного един-
ства и борьбы с проявлениями маргинализации;
- подготовка учащихся к решению спорных вопросов и принятию решений в условиях демократических обществ;
- поддержка «поликультурного измерения в образовании»;
- поддержка действий, направленных на развитие «европейского измерения в образовании», включающего обучение иностранным языкам, истории, различные формы обмена молодежью, повышение квалификации учителей.
Рекомендации министров образования способствовали развитию нового качества европейского образования, которое выражено понятием «европейское измерение в образовании» и характеризуется новыми параметрами, основанными на культурных ценностях (демократия, права человека, гражданственность, свобода, нравственность, равенство) и принципах современной педагогической деятельности (открытость, толерантность, диалог, доверие, справедливость).
Работа над формированием этого понятия проводится европейскими странами более сорока лет. Первоначально оно раскрывалось в учебных программах, ориентированных на объединение исторически разрозненных народов Европы, развитие взаимопонимания, создание нового европейского порядка. С конца 60-х годов содержание понятия «европейское измерение в образовании» постепенно менялось за счет усиления в нем прагматического подхода к формированию новой модели образования, включающей международное сотрудничество, межшкольный и межвузовский обмен учащимися и студентами, развитие совместных научных исследований, признание дипломов и другое.
В современном понимании «европейское измерение в образовании» не только отражает результаты интеграционных процессов в образовании европейских стран. Оно является своеобразным критерием качества реализации отдельными странами министерских, локальных и авторских учебных программ, степени их соответствия требованиям, предъявляемым к ним Евросоюзом и Советом Европы.
Цель «европейского измерения в образовании» - формирование гражданина и профессионала европейского типа, отличающегося толерантностью, открытостью, плюрализмом, умеющего ценить культурное наследие содружества, сознательного участника процесса европейской интеграции, воплощающего в себе «наследие прошлого, осуществление настоящего, изображение будущего» [2, с. 126]. «Европейское измерение» предполагает укрепление в сознании молодежи чувства
европейской идентичности и понимания основных ценностей европейской цивилизации, формирование заинтересованности изменениями, происходящими в мире и Европе, а также осознание роли и места собственной страны в происходящих в мире процессах.
«Европейское измерение в образовании» проявляется в образовательных системах европейских стран в нескольких основных аспектах: ценностном и целевом; содержательном и технологическом.
Сущность ценностного и целевого аспекта «европейского измерения в образовании» состоит в ориентации гармонически функционирующих европейских систем образования на развитие целостной гуманистической личности, как высшей цели жизни, которая стремится к максимальной самореализации своих возможностей (самоактуализации), открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ценностный и целевой аспект проявляется также в формировании европейской образовательной политики, цель которой распространение в национальных системах образования общеевропейских и национальных ценностей.
Этот сложный процесс формирования нового типа личности происходит в переломную историческую эпоху, когда меняются ценности и идеалы, обесцениваются культурные традиции и подвергаются дискредитации прежние идеологические и этические устои общества. В обществах происходит переосмысление и переоценка ценностей, сопровождающаяся нигилизмом и цинизмом, метанием от одной системы ценностей к другой, образованием экзистенциального вакуума и многими другими симптомами социальной патологии, возникающими на почве аксиологического и ценностного кризиса.
С опорой на гуманистическую концепцию человека, приписывающую ему ответственность за собственное становление и развитие, с середины ХХ века в Западной Европе и в мире в целом началось распространение гуманистической педагогики (humanistic education), получившей название персоналистической. Ее традиции восходят к прогрессивным идеям педагогов XVIII - XIX веков: «Школа радости» В.де Фельтре; теория свободного воспитания Ж.Ж.Руссо; идеи И.Г.Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем его включения в активную жизнедеятельность. Эти идеи становились теоретическим основанием таких течений, как «Новые школы» во Франции, Швейцарии, элитные школы в США, Германии, Австрии,
связывающие воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными отношениями между детьми и со взрослыми. В это же время получили развитие авторские системы Р. Штайнера, М. Монтессори, С. Френе и других видных педагогов, концепции которых базировались на гуманистической психологии, основанной А.Маслоу, Ш.Бюллер и К.Роджерсом. Гуманистическая психология на первое место выводит человека, его ценности, личную свободу и достоинство, умение прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь. Она соединяет образовательную практику, включающую элементы обучения и учения с гуманистическим подходом к человеку.
Гуманистическая педагогика стала попыткой примирения и одновременно противопоставления двух односторонних педагогических направлений: педагогики педоцентризма, называемой также функциональной педагогикой или педагогикой «свободного воспитания», которая в центре воспитательного процесса ставила ребенка, а сам процесс воспитания отождествляла с ходом его естественного свободного развития (Э. Клапаред, А.Феррье, Г.Киршенштейнер, Д. Дьюи, М. Монтессори, Я.Корчак и др.), и широко распространенных на Западе идей бихевиоризма, (Э. Дуркгейм, Э. Торндайк, Д.Б.Уотсон,Э.Ч. Толмен,, Б.Ф.Скиннер и др.), в основе которого лежит представление о возможности управления и изменения человеческого поведения в соответствии с заданными извне целями. Бихевиоризм, с точки зрения представителей гуманистической педагогики, безразличен к гуманистическим идеалам. Школа рассматривается им как конвейер для производства индивидов, приспособленных к существованию в определенных социальных условиях. Он не проявляет интереса к нравственному становлению личности, сущности ее внутренних убеждений и ценностных ориентаций.
С позиций гуманистической педагогики воспитание рассматривается как встреча личности с ценностями культуры при соблюдении определенных условий, в которых присутствуют три объекта: личность, ее окружение и культурные ценности. Понять человека, с точки зрения представителей этого направления, возможно прежде всего через историю, культуру, которые удовлетворяют его духовные потребности. Контакт человека с культурой осуществляется благодаря «переживанию» и «пониманию» им ценностей. Этому способствует образование, которое направлено на формирование «переживающей» и «понимающей» культуру личности воспитанника.
Специалисты считают, что невозможен настоящий моральный рост личности до тех пор, пока она находится в плену навязываемых ей и в то же время не осмысленных и не прочувствованных ею установок. Более того, как отмечал Э.Фромм, воспитанный в жесткой авторитарной атмосфере, человек в изменившихся и провоцирующих условиях может оказаться чрезвычайно жестоким, способным на самые чудовищные преступления. В оценке Э.Фромма гуманистическая педагогика - это педагогика неопросвещения. Она опирается на практические идеи гуманистической психологии и видит свое назначение в оказании молодежи помощи в процессе самоопределения и саморазвития, в проявлении уважения к своим и чужим правам [3, 174].
Образование, рассматриваемое гуманистической педагогикой в категориях ценностей и целей, остается последней надеждой на спасение находящейся в опасности цивилизации. Осознание первостепенной важности образования для развития современной цивилизации предъявляет особые требования разработчикам целей образования. Им предстоит решить, какие из них необходимо ставить перед школой; как объединить интеллектуальное воспитание с эмоциональным и эстетическим, с воспитанием воли, чтобы способствовать развитию не только интеллекта, но и других сторон гуманистической личности.
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал всесторонне и гармонически развитой личности. Человек воспринимается как уникальное явление природы, признается приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Современные европейские документы, разрабатываемые Евросоюзом и Советом Европы, определяют направления развития образования на ближайшие десятилетия и конкретизируют цели гуманистического воспитания: подготовка «к демократии» и « посредством демократии» к общественной жизни; подготовка к будущему, познанию мира, решению цивилизаци-онных вызовов и глобальных проблем; подготовка к плюрализму, толерантности и многообразию воззрений на мир; подготовка к социализации, гражданской жизни, «познанию самого себя» и «управления самим собой»; подготовка к формированию собственной субъектности и идентичности; подготовка к формированию собственных образовательных и жизненных планов и программ, а также руководству собственным развитием; подготовка каждого человека к формированию собственного целостного взгляда на окружающий мир.
«Глобальный человек» и прежде всего воспитанный и гуманистически ориентированный европеец, как утверждают сторонники гуманистической педагогики, ожидает от образования подготовки к жизни, получения умений адаптироваться и развиваться в постоянно меняющихся условиях, овладения современными технологиями, в особенности информационными, и иностранными языками, умением взаимодействовать с людьми разных мировоззрений, вероисповеданий, рас и политических ориентаций. Он должен обладать собственными убеждениями, следовать в жизни этическим и моральным принципам, уметь жить в сообществе и творчески участвовать в формировании общественной жизни и в развитии современной цивилизации.
Трудно переоценить влияние результатов деятельности Римского Клуба на процесс разработки целей образования и воспитания в интегрирующемся мире. Его основатель А. Печчеи в книге «Человеческие качества» сформулировал основные цели человечества в виде шести «стартовых» целей, связанных с «внешними» пределами планеты, «внутренними пределами» самого человека; культурным наследием народов; формированием мирового сообщества; охраной окружающей среды и реорганизацией производственной системы [4]. На интеграцию европейского образовательного пространства большое влияние оказали высказывания А.Печчеи, касающиеся совершенствования и духовного созревания человека, раскрытия его новых потенциальных возможностей, бережного отношения к национальному культурному наследию в условиях развития технологической цивилизации.
Таким образом, в целях гуманистического воспитания аккумулируются гуманистические позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они дают основание осмыслить человека как уникальное явление, признать приоритет его субъектности, развитие которой является целью жизни. Предлагаемые международными организациями формулировки целей воспитания и образования дают возможность человеку осознать степень собственного влияния на свою жизнь, присущее ему право на раскрытие собственных способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора, направлениями самореализации, саморазвития и целенаправленным воздействием на него общества.
Содержательный аспект «европейского измерения в образовании» включает ряд важнейших параметров, реализация которых способствует достижению целей образования и воспитания, поставлен-
ных перед европейским содружеством. В его основе лежат постулаты гуманистической педагогики, утверждающие личностно ориентированный подход к сущности содержания образования, направленного на развитие целостного человека, его природных способностей, социальных качеств и качеств субъекта культуры, формируемых в контексте общечеловеческих и национальных ценностей.
Обращение к личностно ориентированному содержанию образования увеличивалось по мере того, как все менее реалистичной становилась надежда на научно - технический прогресс, который, как предполагалось, автоматически разрешит наиболее острые проблемы современной цивилизации. Среди западной интеллигенции появились опасения, что «развитие науки и техники уничтожает исторически сложившийся тип одухотворенного мыслящего человека, порождает людей-роботов, ведет мир к катастрофе» [5, с.126]. Ведущие участники Римского Клуба видели путь спасения цивилизации прежде всего в формировании гуманистического сознания индивида, группы и всего человечества.
Содержательный аспект в «европейском измерении в образовании» формируется под влиянием многих программ, разрабатываемых Советом Европы, однако, три из них оказались особенно значимыми: среднее образование для Европы; обучение истории в новой Европе и обучение иностранным языкам для европейского гражданства. Действующая с 1991 года многоаспектная программа «Среднее образование для Европы» анализирует развитие образования в странах ЕС, информирует молодежь о возможностях получения образования на более высоких уровнях, раскрывает сущность компетентностного подхода, как ведущей тенденции формирующегося европейского образовательного пространства.
Сущность содержательного аспекта «европейского измерения в образовании» на данном историческом этапе отражает процесс стандартизации содержания общего образования, который на рубеже двух тысячелетий стал одной из наиболее динамичных образовательных реформ. Введение в научный оборот и образовательную практику термина «европейское измерение в образовании» имело исключительное значение для стран с децентрализованными системами управления. Если в централизованных системах национальные стандарты практически всегда существовали в виде учебных планов и программ, утвержденных государственными ведомствами образования, обязательных
для школ всей страны, то для децентрализованных систем образовательные стандарты - явление новое.
Разработка образовательных стандартов как способа повышения качества образования и вхождения в мировую культуру повлияла на решение проблемы взаимодействия в образовании обязательного для всех и индивидуального содержания образования; баланса между передачей знаний и формированием навыков и компетенций, которые в современных образовательных стандартах приобретают ключевое значение; между гуманитарными и естественнонаучными циклами учебных дисциплин; между повышением качества образования и удовлетворением склонностей и потребностей учащихся.
Важнейшей тенденцией в области стандартизации содержания общего образования является смещение акцента с содержания образования на прогнозируемые результаты обучения, уровень знаний и компетенций, которыми должен владеть учащийся на отдельных этапах школьной системы.
Содержание гуманитарного образования обогащается учебным материалом из области философии, культуры, искусства, техники и истории науки, что способствует подготовке молодого поколения к решению таких глобальных проблем как экологический кризис, терроризм, межнациональная рознь, религиозная нетерпимость. В учебные программы включаются темы глобального масштаба, направленные на воспитание в духе мира и уважения прав человека, социальную ориентированность и приобщение молодежи к идее европейской общности, формирование понимания общекультурного наследия европейцев, общей ответственности за развитие Европы и европейской идентичности. Ориентация на формирование «европейского сознания» привела, прежде всего, к отказу от энциклопедизма и «дидактики памяти», предоставляя приоритет «дидактике мышления». Учебные программы в европейских странах акцентируют внимание на целях и формировании социальных, поликультурных, лингвистических, информационных и предметно-деятельностных компетенций.
Особое внимание в рамках реализации содержательного направления «европейского измерения в образовании» уделяется изучению истории собственной страны и других стран, включающей конфликты ХХ века, проблемы прав человека и плюралистической демократии. Оно направлено на преодоление национальных, расовых, религиозных предрассудков и способствует формированию европейской идентич-
ности. Установка на изучение истории Европы как единого целого не исключает глубокого изучения национальной, локальной истории и истории национальных меньшинств. Школьные курсы истории освобождаются от политической конфронтации и идеологической риторики. Они наполняются свободным от манипуляции научным и объективно изложенным содержанием, раскрывающим в единстве историю экономических и культурных связей европейских стран.
Важное место в формировании «европейского сознания» занимает гражданское образование, которое базируется на следующих фундаментальных принципах: права человека, плюралистическая демократия и главенство закона, справедливость, автономия, участие, принадлежность и уважение разнообразия. Главная цель гражданского образования - подготовка молодого поколения к активному участию в политической и общественной жизни демократических обществ и формирование демократической культуры, критического мышления учащихся, аналитических умений и жизненной позиции, способствующей активному участию в школьной и общественной жизни.
Все европейские государства - члены ЕС в соответствии с рекомендациями доклада Citizenhip Education in Europe (Гражданское образование в Европе), опубликованного Еврокомиссией, включили гражданское образование в учебные программы основных и средних школ, содержание которого имеет инструментальный характер в борьбе с насилием, ксенофобией, расизмом, агрессий, национализмом и нетерпимостью и становится орудием строительства современных демократических обществ [6].
На практике применяются, в основном, три модели реализации программ гражданского образования: гражданское образование включается в учебные планы как самостоятельная учебная дисциплина; оно интегрируется с содержанием других учебных предметов или образовательных областей и, наконец, выступает как элемент межпредметного обучения. Последний вариант представлен в виде модулей, или межпредметных связей, которые объединяют философские, экологические, экономические, исторические и другие знания, расширяют и дополняют программы соответствующим содержанием, формируют мышление учащихся в междисциплинарных категориях и готовят молодое поколение к жизни в условиях интегрированной Европы [7].
Странами ЕС в рамках содержательного аспекта «европейского измерения в образовании» реализуется программа обучения иностран-
ным языкам, как средства, способствующего трудоустройству молодых европейцев и продолжению образования в разных странах Европы и мира. В докладе Ж.Делора, в частности, указывается: «Поощрение детей и молодых людей к изучению нескольких языков означает наделение их дополнительными средствами, позволяющими достигнуть успеха в завтрашнем мире» [8, с.133].
Сложившаяся ситуация кардинальным образом влияет на всю систему иноязычной подготовки в разных типах образовательных заведений. В качестве основного выступает тезис о том, что языки «должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках» [9].
Внимание стран ЕС концентрируется на трех стратегических сферах: изучение иностранных языков в течение всей жизни; улучшение преподавания иностранных языков и создание благоприятной среды для изучения языков. В соответствии с рекомендациями органов ЕС в большинстве стран изучение иностранных языков начинается на уровне начальных классов и продолжается в течение всего периода обучения в обязательной школе. На уровне среднего образования изучается не менее двух иностранных языков.
Меры, предпринимаемые европейскими странами на усиление изучения иностранных языков, дают реальные результаты. По данным на середину 2000-х годов количество граждан ЕС, владеющих, по крайней мере, одним иностранным языком, выросло с 47% в 2001 году до 56% в 2005 году. Самым распространенным языком в Европе является английский. Им как родным (13%) и как иностранным (38%) владеет 51 % европейцев. На французский и немецкий языки приходится по 14 %, испанский и русский - по 4%. 90% учащихся европейских школ изучают английский язык [10]. Доминирование английского языка в коммуникации европейского сообщества актуализировало изучение европейцами второго языка, близкого к родному, не являющегося языком международного общения.
Технологический аспект «европейского измерения в образовании» проявляется в образовательной политике государств - участниц Евросоюза, в которой приоритетными являются технологии европейского взаимодействия, ориентированные на сближение систем образования разных европейских стран. Сложились институциональные и организационные формы интеграционных процессов, отражающих качественно новую характеристику образования, называемую
«европейским измерением в образовании».
Широкое развитие в Европе получили организационные формы интеграции образования в виде международных учебных заведений, предоставляющих молодежи возможность получать или продолжать образование в любой европейской стране; Европейских клубов как формы поликультурного, гражданского, лингвистического образования; международных классов, ориентированных на всестороннее изучение стран - членов ЕС. Учащиеся европейских стран принимают участие в реализации различных образовательных программ ЕС и СЕ (Комениус, Европа в школе, День Европы и др.), в международных конкурсах под эгидой ЕС и СЕ, школьных и студенческих обменах и других формах взаимодействия, способствующих сближению народов Европы.
Итак, реализация приоритетных направлений образовательной политики стран Евросоюза, получивших отражение в «европейском измерении в образовании», направлена на повышение качества образования через реформирование содержания образования, исключение энциклопедизма и формирование независимого, самостоятельного мышления, европейского сознания, воспитание европейца - «гражданина мира», владеющего иностранными языками, толерантного по отношению к людям других рас, вероисповеданий, политических взглядов.
Литература
1. Борко Ю.А. От европейской идеи - к единой Европе. - М., 2003.
2. НайматовЯ.М. Образование в ХХ1 веке: тенденции и прогнозы. -М., 2002.
3. Фромм Э. Искусство любить/Фромм Э. Душа человека.- М., 1992.
4. Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1985.
5. Вульфсон Б.Л. Модернизация содержания гуманистического образования в школах Запада // Советская педагогика. - 1991. - № 1.
6. Эл. ресурс: http:// ibras.org/edukacja
7. Grzybowski P. Edukacja europejska - od wielokulturowosci do miedzykulturowosci. - Warszawa, 2008.
8. Образование - сокрытое сокровище // Доклад Международной комиссии по образованию для ХХ1 века. ЮНЕСКО, 1997
9. Тер-Минсова С.Г. Языки и межкультурная коммуникация. - М., 2000.
10. Эл.ресурс: http//ru.osvita.ua/lanquages