Научная статья на тему 'Основные критерии европейского качества образования'

Основные критерии европейского качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
783
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ» / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ЦЕННОСТИ / ЦЕЛИ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / «ЕВРОПЕЙСКОЕ СОЗНАНИЕ» / EUROPEAN DIMENSION IN EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / INTEGRATION / HUMANISTIC PEDAGOGY / VALUES / GOALS / STANDARDIZATION / EUROPEAN CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савина Алиция Казимировна

В статье раскрывается понятие «европейское измерение в образовании», которое в европейских странах приобрело значение показателя качества подготовки учащихся. Анализируются основные аспекты этого понятия, отражающие уровень требований, предъявляемых странами Евросоюза к образованию подрастающего поколения на данном этапе исторического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Criteria of the European Quality of Education

The notion of "European Dimension in Education", which in the European countries has acquired significance of quality index of preparation of pupils, is revealed in the article. The basic aspects of this notion, reflecting the level of requirements for the European Union countries to the education of the younger generation at the present stage of historical development.

Текст научной работы на тему «Основные критерии европейского качества образования»

и

А.К. Савина

Ключевые слова:

«европейское измерение в образовании», качество образования, интеграция, гуманистическая педагогика, ценности, цели, стандартизация, «европейское сознание».

основные критерии европейского качества образования

В статье раскрывается понятие «европейское измерение в образовании», которое в европейских странах приобрело значение показателя качества подготовки учащихся. Анализируются основные аспекты этого понятия, отражающие уровень требований, предъявляемых странами Евросоюза к образованию подрастающего поколения на данном этапе исторического развития.

В Западной Европе, сыгравшей уникальную роль в истории человечества, проходят испытание новейшие формы и методы экономической, политической, социокультурной и образовательной интеграции, являющейся объективной реальностью, обусловленной прежде всего экономическим и политическим сближением европейских стран. Интеграционные процессы в образовательной сфере сопровождаются повышением качества европейского образования, созданием открытого образования, способного отвечать на изменения в общественном развитии и интегрировать культурные, научные и педагогические достижения других стран, подготовкой людей к жизни в расширенной системе общеевропейского сотрудничества, интенсивного обмена информацией и продуктами человеческого труда.

Вместе с тем, процесс формирования

открытого европейского поликультурного содружества, интегрирующего все сферы жизни, в том числе и образование, наталкивается на ряд препятствий, которые связаны со специфическими особенностями стран. Обнаруживается несоответствие глобальных потребностей европейского общества локальным потребностям отдельных наций; возникает противоречие между необходимостью воспитания в рамках национальной образовательной системы гражданина Европы, сохраняющего свою идентичность, и вместе с тем необходимостью воспитания гражданина, способного адаптироваться к условиям жизни другой нации и страны; существует опасность нарушения баланса между национальным содержанием образования и тематикой общеевропейского значения; выявляется неготовность отдельных стран к использованию возможностей межкультурного взаимодействия и неумение учителей решать в школе и в рамках других форм учебно-воспитательной деятельности проблемы гражданского и поликультурного воспитания.

Приспособлению европейских образовательных систем к динамически происходящим переменам способствовал доклад Римского Клуба «Обучение без границ» ( 1982 г.), который рекомендовал заменить обучение традиционное на инновационное - учение, чертами которого являются предвидение и участие, что активизирует обучающихся, расширяет их ответственность за общие дела, помогает творчески использовать собственные возможности и, что самое главное, прививает навыки непрерывного учения.

В принятой в начале 90-х гг. главами государств и правительств ЕС «Белой книге: вызовы и пути вхождения в ХХ1 век» [1] анализируется экономическая ситуация Европы и обнаруживается, что Европа теряет свои преимущества по сравнению с мировыми конкурентами из-за недостатка квалифицированных кадров и несоответствия спроса и предложения квалификации. Содержащиеся в «Белой книге» рекомендации ориентированы на глубокую адаптацию систем образования и профессиональной подготовки к новым условиям развития цивилизации.

Пути решения возникших в европейском образовательном пространстве проблем и противоречий были предложены в конце 90-х гг. постоянно действующей Конференцией европейских министров образования, которые рекомендовали при разработке европейскими странами учебных программ сконцентрировать внимание на четырех основных проблемах:

- поддержка демократической безопасности, общественного един-

ства и борьбы с проявлениями маргинализации;

- подготовка учащихся к решению спорных вопросов и принятию решений в условиях демократических обществ;

- поддержка «поликультурного измерения в образовании»;

- поддержка действий, направленных на развитие «европейского измерения в образовании», включающего обучение иностранным языкам, истории, различные формы обмена молодежью, повышение квалификации учителей.

Рекомендации министров образования способствовали развитию нового качества европейского образования, которое выражено понятием «европейское измерение в образовании» и характеризуется новыми параметрами, основанными на культурных ценностях (демократия, права человека, гражданственность, свобода, нравственность, равенство) и принципах современной педагогической деятельности (открытость, толерантность, диалог, доверие, справедливость).

Работа над формированием этого понятия проводится европейскими странами более сорока лет. Первоначально оно раскрывалось в учебных программах, ориентированных на объединение исторически разрозненных народов Европы, развитие взаимопонимания, создание нового европейского порядка. С конца 60-х годов содержание понятия «европейское измерение в образовании» постепенно менялось за счет усиления в нем прагматического подхода к формированию новой модели образования, включающей международное сотрудничество, межшкольный и межвузовский обмен учащимися и студентами, развитие совместных научных исследований, признание дипломов и другое.

В современном понимании «европейское измерение в образовании» не только отражает результаты интеграционных процессов в образовании европейских стран. Оно является своеобразным критерием качества реализации отдельными странами министерских, локальных и авторских учебных программ, степени их соответствия требованиям, предъявляемым к ним Евросоюзом и Советом Европы.

Цель «европейского измерения в образовании» - формирование гражданина и профессионала европейского типа, отличающегося толерантностью, открытостью, плюрализмом, умеющего ценить культурное наследие содружества, сознательного участника процесса европейской интеграции, воплощающего в себе «наследие прошлого, осуществление настоящего, изображение будущего» [2, с. 126]. «Европейское измерение» предполагает укрепление в сознании молодежи чувства

европейской идентичности и понимания основных ценностей европейской цивилизации, формирование заинтересованности изменениями, происходящими в мире и Европе, а также осознание роли и места собственной страны в происходящих в мире процессах.

«Европейское измерение в образовании» проявляется в образовательных системах европейских стран в нескольких основных аспектах: ценностном и целевом; содержательном и технологическом.

Сущность ценностного и целевого аспекта «европейского измерения в образовании» состоит в ориентации гармонически функционирующих европейских систем образования на развитие целостной гуманистической личности, как высшей цели жизни, которая стремится к максимальной самореализации своих возможностей (самоактуализации), открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ценностный и целевой аспект проявляется также в формировании европейской образовательной политики, цель которой распространение в национальных системах образования общеевропейских и национальных ценностей.

Этот сложный процесс формирования нового типа личности происходит в переломную историческую эпоху, когда меняются ценности и идеалы, обесцениваются культурные традиции и подвергаются дискредитации прежние идеологические и этические устои общества. В обществах происходит переосмысление и переоценка ценностей, сопровождающаяся нигилизмом и цинизмом, метанием от одной системы ценностей к другой, образованием экзистенциального вакуума и многими другими симптомами социальной патологии, возникающими на почве аксиологического и ценностного кризиса.

С опорой на гуманистическую концепцию человека, приписывающую ему ответственность за собственное становление и развитие, с середины ХХ века в Западной Европе и в мире в целом началось распространение гуманистической педагогики (humanistic education), получившей название персоналистической. Ее традиции восходят к прогрессивным идеям педагогов XVIII - XIX веков: «Школа радости» В.де Фельтре; теория свободного воспитания Ж.Ж.Руссо; идеи И.Г.Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем его включения в активную жизнедеятельность. Эти идеи становились теоретическим основанием таких течений, как «Новые школы» во Франции, Швейцарии, элитные школы в США, Германии, Австрии,

связывающие воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными отношениями между детьми и со взрослыми. В это же время получили развитие авторские системы Р. Штайнера, М. Монтессори, С. Френе и других видных педагогов, концепции которых базировались на гуманистической психологии, основанной А.Маслоу, Ш.Бюллер и К.Роджерсом. Гуманистическая психология на первое место выводит человека, его ценности, личную свободу и достоинство, умение прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь. Она соединяет образовательную практику, включающую элементы обучения и учения с гуманистическим подходом к человеку.

Гуманистическая педагогика стала попыткой примирения и одновременно противопоставления двух односторонних педагогических направлений: педагогики педоцентризма, называемой также функциональной педагогикой или педагогикой «свободного воспитания», которая в центре воспитательного процесса ставила ребенка, а сам процесс воспитания отождествляла с ходом его естественного свободного развития (Э. Клапаред, А.Феррье, Г.Киршенштейнер, Д. Дьюи, М. Монтессори, Я.Корчак и др.), и широко распространенных на Западе идей бихевиоризма, (Э. Дуркгейм, Э. Торндайк, Д.Б.Уотсон,Э.Ч. Толмен,, Б.Ф.Скиннер и др.), в основе которого лежит представление о возможности управления и изменения человеческого поведения в соответствии с заданными извне целями. Бихевиоризм, с точки зрения представителей гуманистической педагогики, безразличен к гуманистическим идеалам. Школа рассматривается им как конвейер для производства индивидов, приспособленных к существованию в определенных социальных условиях. Он не проявляет интереса к нравственному становлению личности, сущности ее внутренних убеждений и ценностных ориентаций.

С позиций гуманистической педагогики воспитание рассматривается как встреча личности с ценностями культуры при соблюдении определенных условий, в которых присутствуют три объекта: личность, ее окружение и культурные ценности. Понять человека, с точки зрения представителей этого направления, возможно прежде всего через историю, культуру, которые удовлетворяют его духовные потребности. Контакт человека с культурой осуществляется благодаря «переживанию» и «пониманию» им ценностей. Этому способствует образование, которое направлено на формирование «переживающей» и «понимающей» культуру личности воспитанника.

Специалисты считают, что невозможен настоящий моральный рост личности до тех пор, пока она находится в плену навязываемых ей и в то же время не осмысленных и не прочувствованных ею установок. Более того, как отмечал Э.Фромм, воспитанный в жесткой авторитарной атмосфере, человек в изменившихся и провоцирующих условиях может оказаться чрезвычайно жестоким, способным на самые чудовищные преступления. В оценке Э.Фромма гуманистическая педагогика - это педагогика неопросвещения. Она опирается на практические идеи гуманистической психологии и видит свое назначение в оказании молодежи помощи в процессе самоопределения и саморазвития, в проявлении уважения к своим и чужим правам [3, 174].

Образование, рассматриваемое гуманистической педагогикой в категориях ценностей и целей, остается последней надеждой на спасение находящейся в опасности цивилизации. Осознание первостепенной важности образования для развития современной цивилизации предъявляет особые требования разработчикам целей образования. Им предстоит решить, какие из них необходимо ставить перед школой; как объединить интеллектуальное воспитание с эмоциональным и эстетическим, с воспитанием воли, чтобы способствовать развитию не только интеллекта, но и других сторон гуманистической личности.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал всесторонне и гармонически развитой личности. Человек воспринимается как уникальное явление природы, признается приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Современные европейские документы, разрабатываемые Евросоюзом и Советом Европы, определяют направления развития образования на ближайшие десятилетия и конкретизируют цели гуманистического воспитания: подготовка «к демократии» и « посредством демократии» к общественной жизни; подготовка к будущему, познанию мира, решению цивилизаци-онных вызовов и глобальных проблем; подготовка к плюрализму, толерантности и многообразию воззрений на мир; подготовка к социализации, гражданской жизни, «познанию самого себя» и «управления самим собой»; подготовка к формированию собственной субъектности и идентичности; подготовка к формированию собственных образовательных и жизненных планов и программ, а также руководству собственным развитием; подготовка каждого человека к формированию собственного целостного взгляда на окружающий мир.

«Глобальный человек» и прежде всего воспитанный и гуманистически ориентированный европеец, как утверждают сторонники гуманистической педагогики, ожидает от образования подготовки к жизни, получения умений адаптироваться и развиваться в постоянно меняющихся условиях, овладения современными технологиями, в особенности информационными, и иностранными языками, умением взаимодействовать с людьми разных мировоззрений, вероисповеданий, рас и политических ориентаций. Он должен обладать собственными убеждениями, следовать в жизни этическим и моральным принципам, уметь жить в сообществе и творчески участвовать в формировании общественной жизни и в развитии современной цивилизации.

Трудно переоценить влияние результатов деятельности Римского Клуба на процесс разработки целей образования и воспитания в интегрирующемся мире. Его основатель А. Печчеи в книге «Человеческие качества» сформулировал основные цели человечества в виде шести «стартовых» целей, связанных с «внешними» пределами планеты, «внутренними пределами» самого человека; культурным наследием народов; формированием мирового сообщества; охраной окружающей среды и реорганизацией производственной системы [4]. На интеграцию европейского образовательного пространства большое влияние оказали высказывания А.Печчеи, касающиеся совершенствования и духовного созревания человека, раскрытия его новых потенциальных возможностей, бережного отношения к национальному культурному наследию в условиях развития технологической цивилизации.

Таким образом, в целях гуманистического воспитания аккумулируются гуманистические позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они дают основание осмыслить человека как уникальное явление, признать приоритет его субъектности, развитие которой является целью жизни. Предлагаемые международными организациями формулировки целей воспитания и образования дают возможность человеку осознать степень собственного влияния на свою жизнь, присущее ему право на раскрытие собственных способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора, направлениями самореализации, саморазвития и целенаправленным воздействием на него общества.

Содержательный аспект «европейского измерения в образовании» включает ряд важнейших параметров, реализация которых способствует достижению целей образования и воспитания, поставлен-

ных перед европейским содружеством. В его основе лежат постулаты гуманистической педагогики, утверждающие личностно ориентированный подход к сущности содержания образования, направленного на развитие целостного человека, его природных способностей, социальных качеств и качеств субъекта культуры, формируемых в контексте общечеловеческих и национальных ценностей.

Обращение к личностно ориентированному содержанию образования увеличивалось по мере того, как все менее реалистичной становилась надежда на научно - технический прогресс, который, как предполагалось, автоматически разрешит наиболее острые проблемы современной цивилизации. Среди западной интеллигенции появились опасения, что «развитие науки и техники уничтожает исторически сложившийся тип одухотворенного мыслящего человека, порождает людей-роботов, ведет мир к катастрофе» [5, с.126]. Ведущие участники Римского Клуба видели путь спасения цивилизации прежде всего в формировании гуманистического сознания индивида, группы и всего человечества.

Содержательный аспект в «европейском измерении в образовании» формируется под влиянием многих программ, разрабатываемых Советом Европы, однако, три из них оказались особенно значимыми: среднее образование для Европы; обучение истории в новой Европе и обучение иностранным языкам для европейского гражданства. Действующая с 1991 года многоаспектная программа «Среднее образование для Европы» анализирует развитие образования в странах ЕС, информирует молодежь о возможностях получения образования на более высоких уровнях, раскрывает сущность компетентностного подхода, как ведущей тенденции формирующегося европейского образовательного пространства.

Сущность содержательного аспекта «европейского измерения в образовании» на данном историческом этапе отражает процесс стандартизации содержания общего образования, который на рубеже двух тысячелетий стал одной из наиболее динамичных образовательных реформ. Введение в научный оборот и образовательную практику термина «европейское измерение в образовании» имело исключительное значение для стран с децентрализованными системами управления. Если в централизованных системах национальные стандарты практически всегда существовали в виде учебных планов и программ, утвержденных государственными ведомствами образования, обязательных

для школ всей страны, то для децентрализованных систем образовательные стандарты - явление новое.

Разработка образовательных стандартов как способа повышения качества образования и вхождения в мировую культуру повлияла на решение проблемы взаимодействия в образовании обязательного для всех и индивидуального содержания образования; баланса между передачей знаний и формированием навыков и компетенций, которые в современных образовательных стандартах приобретают ключевое значение; между гуманитарными и естественнонаучными циклами учебных дисциплин; между повышением качества образования и удовлетворением склонностей и потребностей учащихся.

Важнейшей тенденцией в области стандартизации содержания общего образования является смещение акцента с содержания образования на прогнозируемые результаты обучения, уровень знаний и компетенций, которыми должен владеть учащийся на отдельных этапах школьной системы.

Содержание гуманитарного образования обогащается учебным материалом из области философии, культуры, искусства, техники и истории науки, что способствует подготовке молодого поколения к решению таких глобальных проблем как экологический кризис, терроризм, межнациональная рознь, религиозная нетерпимость. В учебные программы включаются темы глобального масштаба, направленные на воспитание в духе мира и уважения прав человека, социальную ориентированность и приобщение молодежи к идее европейской общности, формирование понимания общекультурного наследия европейцев, общей ответственности за развитие Европы и европейской идентичности. Ориентация на формирование «европейского сознания» привела, прежде всего, к отказу от энциклопедизма и «дидактики памяти», предоставляя приоритет «дидактике мышления». Учебные программы в европейских странах акцентируют внимание на целях и формировании социальных, поликультурных, лингвистических, информационных и предметно-деятельностных компетенций.

Особое внимание в рамках реализации содержательного направления «европейского измерения в образовании» уделяется изучению истории собственной страны и других стран, включающей конфликты ХХ века, проблемы прав человека и плюралистической демократии. Оно направлено на преодоление национальных, расовых, религиозных предрассудков и способствует формированию европейской идентич-

ности. Установка на изучение истории Европы как единого целого не исключает глубокого изучения национальной, локальной истории и истории национальных меньшинств. Школьные курсы истории освобождаются от политической конфронтации и идеологической риторики. Они наполняются свободным от манипуляции научным и объективно изложенным содержанием, раскрывающим в единстве историю экономических и культурных связей европейских стран.

Важное место в формировании «европейского сознания» занимает гражданское образование, которое базируется на следующих фундаментальных принципах: права человека, плюралистическая демократия и главенство закона, справедливость, автономия, участие, принадлежность и уважение разнообразия. Главная цель гражданского образования - подготовка молодого поколения к активному участию в политической и общественной жизни демократических обществ и формирование демократической культуры, критического мышления учащихся, аналитических умений и жизненной позиции, способствующей активному участию в школьной и общественной жизни.

Все европейские государства - члены ЕС в соответствии с рекомендациями доклада Citizenhip Education in Europe (Гражданское образование в Европе), опубликованного Еврокомиссией, включили гражданское образование в учебные программы основных и средних школ, содержание которого имеет инструментальный характер в борьбе с насилием, ксенофобией, расизмом, агрессий, национализмом и нетерпимостью и становится орудием строительства современных демократических обществ [6].

На практике применяются, в основном, три модели реализации программ гражданского образования: гражданское образование включается в учебные планы как самостоятельная учебная дисциплина; оно интегрируется с содержанием других учебных предметов или образовательных областей и, наконец, выступает как элемент межпредметного обучения. Последний вариант представлен в виде модулей, или межпредметных связей, которые объединяют философские, экологические, экономические, исторические и другие знания, расширяют и дополняют программы соответствующим содержанием, формируют мышление учащихся в междисциплинарных категориях и готовят молодое поколение к жизни в условиях интегрированной Европы [7].

Странами ЕС в рамках содержательного аспекта «европейского измерения в образовании» реализуется программа обучения иностран-

ным языкам, как средства, способствующего трудоустройству молодых европейцев и продолжению образования в разных странах Европы и мира. В докладе Ж.Делора, в частности, указывается: «Поощрение детей и молодых людей к изучению нескольких языков означает наделение их дополнительными средствами, позволяющими достигнуть успеха в завтрашнем мире» [8, с.133].

Сложившаяся ситуация кардинальным образом влияет на всю систему иноязычной подготовки в разных типах образовательных заведений. В качестве основного выступает тезис о том, что языки «должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках» [9].

Внимание стран ЕС концентрируется на трех стратегических сферах: изучение иностранных языков в течение всей жизни; улучшение преподавания иностранных языков и создание благоприятной среды для изучения языков. В соответствии с рекомендациями органов ЕС в большинстве стран изучение иностранных языков начинается на уровне начальных классов и продолжается в течение всего периода обучения в обязательной школе. На уровне среднего образования изучается не менее двух иностранных языков.

Меры, предпринимаемые европейскими странами на усиление изучения иностранных языков, дают реальные результаты. По данным на середину 2000-х годов количество граждан ЕС, владеющих, по крайней мере, одним иностранным языком, выросло с 47% в 2001 году до 56% в 2005 году. Самым распространенным языком в Европе является английский. Им как родным (13%) и как иностранным (38%) владеет 51 % европейцев. На французский и немецкий языки приходится по 14 %, испанский и русский - по 4%. 90% учащихся европейских школ изучают английский язык [10]. Доминирование английского языка в коммуникации европейского сообщества актуализировало изучение европейцами второго языка, близкого к родному, не являющегося языком международного общения.

Технологический аспект «европейского измерения в образовании» проявляется в образовательной политике государств - участниц Евросоюза, в которой приоритетными являются технологии европейского взаимодействия, ориентированные на сближение систем образования разных европейских стран. Сложились институциональные и организационные формы интеграционных процессов, отражающих качественно новую характеристику образования, называемую

«европейским измерением в образовании».

Широкое развитие в Европе получили организационные формы интеграции образования в виде международных учебных заведений, предоставляющих молодежи возможность получать или продолжать образование в любой европейской стране; Европейских клубов как формы поликультурного, гражданского, лингвистического образования; международных классов, ориентированных на всестороннее изучение стран - членов ЕС. Учащиеся европейских стран принимают участие в реализации различных образовательных программ ЕС и СЕ (Комениус, Европа в школе, День Европы и др.), в международных конкурсах под эгидой ЕС и СЕ, школьных и студенческих обменах и других формах взаимодействия, способствующих сближению народов Европы.

Итак, реализация приоритетных направлений образовательной политики стран Евросоюза, получивших отражение в «европейском измерении в образовании», направлена на повышение качества образования через реформирование содержания образования, исключение энциклопедизма и формирование независимого, самостоятельного мышления, европейского сознания, воспитание европейца - «гражданина мира», владеющего иностранными языками, толерантного по отношению к людям других рас, вероисповеданий, политических взглядов.

Литература

1. Борко Ю.А. От европейской идеи - к единой Европе. - М., 2003.

2. НайматовЯ.М. Образование в ХХ1 веке: тенденции и прогнозы. -М., 2002.

3. Фромм Э. Искусство любить/Фромм Э. Душа человека.- М., 1992.

4. Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1985.

5. Вульфсон Б.Л. Модернизация содержания гуманистического образования в школах Запада // Советская педагогика. - 1991. - № 1.

6. Эл. ресурс: http:// ibras.org/edukacja

7. Grzybowski P. Edukacja europejska - od wielokulturowosci do miedzykulturowosci. - Warszawa, 2008.

8. Образование - сокрытое сокровище // Доклад Международной комиссии по образованию для ХХ1 века. ЮНЕСКО, 1997

9. Тер-Минсова С.Г. Языки и межкультурная коммуникация. - М., 2000.

10. Эл.ресурс: http//ru.osvita.ua/lanquages

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.