Научная статья на тему 'Европейское образование: основные пути обновления'

Европейское образование: основные пути обновления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1233
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"LISBON STRATEGY" / "EUROPE 2020" STRATEGY / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / »ЛИССАБОНСКАЯ СТРАТЕГИЯ» / СТРАТЕГИЯ «ЕВРОПА 2020» / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EUROPEAN UNION / COMPETITIVENESS / THE EDUCATIONAL SYSTEMS / EDUCATION REFORMS / EUROPEAN EDUCATIONAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савина Алиция Казимировна

В статье характеризуются условия, при которых образование становится фактором укрепления конкурентоспособности стран Европейского Союза в экономической, социальной и образовательной сферах. Раскрываются основные направления обновления образования, ориентированные на достижение этой стратегической цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European education: Basic update paths

"Human civilization has accumulated huge experience in the development of education and upbringing. It is essential to thoughtfully examine and rationally use it with strict consideration of the specific conditions of our country and identity taking into account economical, socio-political and cultural problems. This determines the significance of comparative pedagogy as an important branch of contemporary scientific knowledge " Boris L. Vulfson, Zoya A. Malkova "comparative pedagogy" Annotation The conditions under which education becomes a factor of strengthening the competitiveness of European Union countries in economical, social and educational spheres are characterized in the article. The basic directions of renewing of education, oriented on achieving of this strategic goal are revealed.

Текст научной работы на тему «Европейское образование: основные пути обновления»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПАРАТИВИСТСКИЙ КОНТЕКСТ

ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ

В статье характеризуются условия, при которых образование становится фактором укрепления конкурентоспособности стран Европейского Союза в экономической, социальной и образовательной сферах. Раскрываются основные направления обновления образования, ориентированные на достижение этой стратегической цели.

Превращение образования в странах Европейского Союза в средство укрепления конкурентоспособности в области экономики, научных и технических инноваций, формирования полноценной личности, способной активно участвовать в образовательном процессе, адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию, а также осознавать последствия ксенофобии, насилия и нетерпимости, связано с выполнением образовательными системами ряда важнейших требований, выдвинутых европейским содружеством.

Первым требованием является строительство «европейского гражданства», в основе которого лежит гуманистическая идея развития общей Европы. Европейское содружество с его культурным и экономическим разнообразием, специфическими естественными условиями жизни народов, объединено общей цивилизацией и общепризнанной европейской культурой. Перед

А.К. Савина

Ключевые слова:

Европейский Союз, конкурентоспособн ость,»Лиссабонская стратегия», стратегия «Европа 2020»,обра-зовательные системы, реформы образования, европейская образовательная интеграция.

© А.К. Савина

образовательными системами поставлена задача воспитывать у молодежи чувство гражданской принадлежности к Европе и общеевропейским ценностям; уважение к правам человека и человеческому достоинству; межчеловеческую солидарность; понимание значения мира на земле и противостояния насилию как средству достижения цели. Образование должно содействовать устойчивому развитию обществ; умело использовать сложившееся равенство возможностей, формировать ответственность за сохранение экосистемы и личную ответственность молодежи за предпринимаемые действия.

Второе требование состоит в укреплении европейской конкурентоспособности и обеспечении занятости молодого поколения. На образовательные системы возлагается ответственность за повышение качества образования, вооружение молодых европейцев знаниями, многосторонними компетенциями, квалификациями, развитие инновационных способностей, необходимых для наиболее востребованных и быстро обновляемых профессий. Образование несет также ответственность за повышение уровня технических знаний молодежи, формирование межкультурных отношений, способствующих свободному общению в международной среде. Важная роль в выполнении данного условия приписывается западными специалистами укреплению взаимосвязи между общим и профессиональным образованием. Ни одна форма общего образования, по их мнению, не может лишить молодое поколение возможности приобрести профессиональные умения и никакое профессиональное образование не может лишиться основных компетенций, которыми вооружает молодежь общее образование. Выполнение данного требования связывается с установлением тесного сотрудничества между предприятиями и учебными заведениями.

Третье требование предполагает формирование общественных связей в условиях демократизации образования, повышения уровня сколяризации, функционирования гибких и легко адаптируемых к возникающим потребностям школьных систем, максимальное использование европейскими странами пилотажных программ и результатов педагогических экспериментов.

Наконец, четвертое требование связано с использованием последствий интенсивного внедрения информационных технологий в область образования. Возрастающая роль коммуникации в учебном процессе предполагает более активное использование в обучении новых информационных технологий как вспомогательных инстру-

ментов и методов. Из-за угрозы дегуманизации образования за ними признается дополнительная функция по сравнению с традиционными методами.

В начале ХХ века направления развития образования в странах ЕС на ближайшие десятилетия определила «Лиссабонская стратегия» ( март 2000 г.), широкомасштабная программа по укреплению конкурентных позиций Европейского Союза в мире и важнейший ускоритель реформ в государствах - членах ЕС.Она придала образованию значение одного из основных столпов развития содружества, важнейшего средства его превращения в ведущую экономику мира, базирующуюся на «интеллектуальных обществах» [1].

Разразившийся в последнее десятилетие ХХ века кризис либерально-рыночной модели экономического развития оказал влияние на все области жизни стран содружества и самым непосредственным образом сказался на образовании. Он охватил страны «богатого» севера -Великобританию, Германию, Францию, страны Бенилюкса, Швецию, Австрию, северную Италию и «бедного» юга - Испанию, Португалию, Грецию, южную Италию, Болгарию и Румынию, с разной скоростью «врастающие» в общее социально-экономическое пространство. Недостаточная конкурентоспособность экономики ЕС, объединяющего страны разной экономической мощи, привела к экономической стагнации наиболее развитые страны Европы, замедлению динамики экономического роста, усилению социальной напряженности, вызванной увеличением безработицы [2]. Европейское содружество оказалось перед необходимостью разрешения ряда сложных экономических и социальных проблем.

Выход из затянувшегося кризиса связывается в Европе с подготовкой новой стратегии социально - экономического развития, более адекватно отражающей уровень достигнутой стадии интеграции и изменившуюся роль ЕС в мире. Принятая в 2010 году стратегия «Европа - 2020» фактически раскрывает европейскую социально - экономическую концепцию ХХ1 века. Она предусматривает меры по консолидации усилий государств - членов ЕС для выхода из кризиса и создания условий для устойчивого развития и всеобъемлющего роста. Среди семи важнейших направлений деятельности, являющихся приоритетными как для ЕС, так и для государств - членов, вторую позицию занимает пункт «Движение молодежи», под которым понимается «усиление результативности образовательных систем и способствование

привлечению молодых людей на рынок труда» [3].

Превращение во второй половине ХХ столетия образования в средство борьбы стран и регионов за лидерство, конкурентную и развивающуюся экономику оказало решающее влияние на дальнейшее развитие европейских образовательных систем. Пришло осознание того, что при переходе человечества к информационному этапу развития европейские системы образования, сформировавшиеся в разные исторические эпохи под влиянием системно - политических, экономических и культурологических факторов, а также на основе многообразных педагогических традиций, не совместимы по многим параметрам. Несопоставимыми оказались способы управления и финансирования образования, уровень образования, продолжительность обязательного обучения, возраст детей, начинающих обучение в школе, содержание учебных программ и многое другое, что вступило в явное противоречие с новой социально - экономической и образовательной ситуацией, сложившейся в европейских странах. Это противоречие проявилось в усилении культурно-цивилизационных барьеров, разделяющих эти страны.

Принятию «Лиссабонской стратегии» и стратегии «Европа -2020» предшествовала в 90-е годы ХХ столетия в Европе бурная перестройка систем образования, которая была вызвана техническим перевооружением и политическими процессами ведущих европейских государств. Под влиянием императивов глобальной конкуренции, подразумевающей существенное сокращение присутствия государства в сфере образования, в том числе и в области финансирования, введение рыночных принципов в образовательную систему, децентрализация управления, связь с бизнесом и производством, стимулирование конкуренции между образовательными заведениями - образование начало перестраиваться на рыночные рельсы и требования рынка все заметнее стали играть роль катализатора трансформации традиционных систем образования. Начались глубокие преобразования в привычных европейских моделях образования, содержании и методах обучения, системах подготовки учителей. От школьных систем потребовалась большая гибкость, вариативность, внедрение новых типов учебных заведений, открытость переменам, способность адекватно реагировать на них. Повышенные требования к образованию предъявили усложняющееся производство, возрастающий спрос на кадры высокой профессиональной квалификации и меняющаяся структура занятости европейцев.

Усилилось внимание деловых кругов к образованию как средству обеспечения непрерывной подготовки «человеческого ресурса» к его рентабельному использованию в постоянно меняющихся условиях. В жизнь активно стали внедряться такие понятия, как «рынок образования», «образовательные услуги», «образовательный бизнес» и др. Для промышленных корпораций образование и подготовка кадров приобрела значение стратегической инвестиции, жизненно важной для их будущего процветания. С позиции неолиберализма особые требования были предъявлены к ориентированному на запросы рынка содержанию образования, задача которого прививать научному и техническому персоналу инновационные способности, обеспечивающие эффективность функционирования предприятия. Школе вменялось в обязанность постоянно отслеживать изменения, происходящие на постиндустриальном рынке труда и вооружать будущего работника широким образованием, включающим знания из области промышленности, предпринимательства, разрешения кризисных и конфликтных ситуаций, формировать мотивацию к постоянному обновлению знаний и приобретению трудовых навыков.

Реформы систем образования в европейских странах стали важным аспектом социальной политики этих государств, проявляющейся в формировании единой европейской идентичности, достижение которой связывается с интеграционными процессами в Европе. Эти процессы отражают тенденцию к синтезу, новому уровню целостности, формированию нового общественного сознания [4. С. 58]. Ключевую функцию в формировании единой европейской идентичности и ее укреплении в условиях отсутствия социальной сплоченности европейских обществ призвана выполнять в ЕС интеграция образовательных систем, основывающаяся на образовательном диалоге и международной мобильности, реализующая стратегии открытого образования на базе мультилингвизма и поликультурализма.

Наиболее значимые изменения в образовательной сфере, требующей создания открытого образования, способного отвечать на изменения в общественном развитии и интегрировать культурные, научные и педагогические достижения других стран, происходят на территории западноевропейских государств, сыгравших уникальную роль в истории человечества. Реализуя политику интеграции, страны - члены содружества, с одной стороны, способствуют идентификации граждан ЕС с его институтами, разработке и внедрению идеала и статуса «ев-

ропейского гражданина», воспитанного в духе диалога, открытогого восприятия многообразия культур, принимающего общеевропейские ценности, не противоречащие национальной специфике, а, с другой -решают проблему политического и экономического единения Европы.

Значение единой европейской идентичности существенно возросло в связи с присоединением в 2000 - е гг. к Европейскому содружеству ряда стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), бывших членов Союза Экономической Взаимопомощи (СЭВ), характеризующихся разным уровнем социально - экономического развития и разнообразием образовательных систем, сформировавшихся в принципиально иных исторических условиях. С усилением гетерогенности Европейского содружества увеличилось значение образовательной интеграции, которая ориентирована на поиск способов включения отдельных стран в мировое образовательное пространство. Она проявляется в сближении, взаимоприспособлении и сращивании национальных образовательных систем на основе согласованной межгосударственной образовательной политики. Интегрирование образовательных систем ведет к их взаимопроникновению и переплетению, структурным изменениям внутри систем и признанию необходимости целенаправленного регулирования интеграционными процессами.

Политика Евросоюза в области европейской интеграции, конечная цель которой сближение, или унификация образовательных систем, не находит полной поддержки в зарубежной научной среде и в западноевропейских обществах. Несмотря на положительное отношение большинства европейских политиков и исследователей к идее создания интегрированных образовательных систем, взаимосвязанного и открытого европейского образовательного пространства, определяющего будущее Европы и ее граждан, противники этого процесса считают, что он ведет к снижению уровня образования и его подчинению приоритетам рынка.

Вместе с тем, в условиях поликультурализма и мультилингвизма реформирование европейских образовательных систем, характеризующихся открытостью международному сотрудничеству и ориентированных на выравнивание уровня образования стран-членов Евросоюза, не ставит перед собой задачу создания единой для всей Европы образовательной системы. ЕС не вмешивается в образовательную деятельность своих членов. Основная функция ЕС в области образовательной политики - способствовать достижению образования высокого каче-

ства через организацию сотрудничества между странами - участницами содружества, оказывать им поддержку в их образовательной деятельности в условиях культурного и языкового разнообразия, а также содействовать обмену международным опытом в рамках Европейской Информационной Сети (Eurydice).

Перед образовательными системами, функционирующими в условиях демократии и европейской интеграции, стоит задача изменить менталитет европейских обществ, навыки и привычки, стили жизни, а также убеждения и поведение людей, вооружить молодое поколение соответствующим объемом знаний и подготовить к профессиональной деятельности в условиях международных структур унифицированного европейского рынка труда [5]. Школе вменяется в обязанность готовить молодое поколение к осознанному выбору «идей, культур и стилей жизни», к функционированию в новых правовых условиях, прививать умение слушать, вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою позицию, защищать основные гуманистические и нравственные ценности.

Все европейские государства высоко ценят сложившееся разнообразие, гарантией которого является принцип субсидиарности, зафиксированный в Маастрихтском Трактате. В соответствии с этим принципом к образованию, которое остается сферой национальной политики стран европейского содружества и развивается с учетом специфических национальных ценностей, проявляется уважение, сочетающееся с соблюдением образовательных приоритетов, разработанных европейским содружеством.Наблюдающееся развитие интеграционных процессов в европейском образовании, дает основание говорить о тенденции его европеизации. При отсутствии непосредственного влияния руководства ЕС на формирование образовательных систем стран содружества, Европейский Союз через нормативные акты, распоряжения и другие официальные документы опосредованно влияет на формирование единой образовательной политики государств, регулируемой статьями 126, 127 и 308 Маастрихтского Трактата. Эти статьи предусматривают присутствие европейской идеи в образовании, сотрудничество в области образования, оказание поддержки государствам - членам содружества в деле организации систем образования, с учетом их языкового и культурного разнообразия, продвижение изучения иностранных языков, достижение «европейского измерения» в образовании, продвижение обмена учащимися и учителями, призна-

ние сроков обучения и дипломов, выдаваемых другими странами, развитие непрерывного образования.

В настоящее время образовательные системы европейских стран содружества перестраиваются на основе европейской модели образования, имеющей целью подготовить молодежь к эффективной реализации идеалов и задач интеграции. Эта модель базируется на четырех фундаментальных принципах, сформулированных в Докладе Международной комиссии по образованию для XXI века под председательством Ж. Делора «Образование: сокрытое сокровище» (The Treasure Within): учиться, чтобы знать; учиться, чтобы делать; учиться, чтобы сосуществовать, и учиться, чтобы быть. Европейское образование, реализуемое на основе этих принципов, рассматривается в трех основных аспектах: вооружение молодежи основами знаний о Европе с учетом глобальной и локальной политики; обучение в Европе, предусматривающее формирование отношений и умений, необходимых для молодых европейцев, ознакомление с европейской действительностью, обеспечивающей приобретение международного опыта, и обучение для Европы, включающее подготовку молодежи к постоянным контактам, к совместному труду с представителями других европейских стран [6[ Реализация заявленных ЕС направлений образовательной деятельности связана с глубокой трансформацией систем образования европейских стран. В 2001 году Совет Европы принял доклад «Конкретные будущие цели систем образования и обучения» (The concrete future objectives of education and training systems), в котором с позиций экономического развития европейского континента сформулированы три общие стратегические образовательные цели, приоритеты, раскрывающие и конкретизирующие эти цели, а также ключевые проблемы или виды деятельности, необходимые для достижения стратегических целей и реализации образовательных приоритетов. Доклад приобрел значение документа, определяющего развитие формального и неформального образования, комплексно решающего проблему приведения европейских образовательных систем в соответствие с требованиями современных европейских обществ. Эти цели следующие:

Стратегическая цель № 1 предусматривает повышение эффективности и качества образования в странах ЕС за счет реализации следующих приоритетов - повышения качества образования и профессионального совершенствования учителей; развития квалификаций и

компетенций, необходимых для общества знания; обеспечения доступа к информационно-коммуникационным технологиям; увеличения набора студентов на технические и естественнонаучные направления; увеличения расходов на образование.

Стратегическая цель № 2 предполагает расширение доступа к системам образования за счет создания открытого образовательного пространства, обновления и совершенствования процесса образования, обеспечения равенства образовательных возможностей.

Стратегическая цель № 3 рассматривает интеграцию систем образования с внешним миром в качестве важнейшего фактора укрепления связи с миром труда, исследовательскими институтами, работодателями и сотрудниками, развития предпринимательства, оптимизации изучения иностранных языков, увеличения мобильности и обмена учащимися, студентами и учителями, укрепления европейского сотрудничества [7].

Реформаторская деятельность европейских национальных ведомств образования, имеющая конечной целью сближение национальных образовательных систем и формирование мирового образовательного пространства, направлена на преодоление барьеров, разделяющих образовательные системы разных стран, образующих европейское содружество, выравнивание стандартов и норм их функционирования и организационное и содержательное обновление. Достижению этой цели способствует процесс трансформации национальных систем образования, который приобрел непрерывный характер.

Под влиянием интеграционных процессов, происходящих в объединенной Европе ХХ1 века, формируются взаимосвязанные, сравниваемые, близкие по структуре и содержанию образовательные системы, гибкие, открытые переменам, способные адекватно реагировать на них, и вместе с тем, сохраняющие свою идентичность и национальную специфику. Есть все основания говорить о формирующихся европейских системах образования, обладающих многими общими признаками и ориентированных на реализацию стратегических задач, сформулированных в «Лиссабонской стратегии» и скорректированных стратегией «Европа - 2020». Между отдельными звеньями устанавливается преемственная связь, которая нацелена на разрушение сформировавшихся барьеров, ликвидацию возрастных кризисов, возникающих при переходе с одной школьной ступени на другую, стимулирование раз-

вития детей, в соответствии с их индивидуальными потенциальными возможностями и с учетом особенностей их культурной и социальной среды.

Обновление европейских образовательных систем начинается на уровне дошкольного образования. Характерной тенденцией для мировой педагогической теории и практики ХХ - начала ХХ1 веков является стремление превратить дошкольное образование, которое во всех развитых европейских странах стало предметом национальной образовательной политики, в обязательное звено образовательной системны и обязательную форму работы с детьми соответствующего возраста. В результате изменения своего статуса дошкольное образование преобразовывается в исходную, неотъемлемую и полноценную ступень образовательной системы. Его задача обеспечить всем детям равные стартовые возможности и создать условия для развития их потенциальных данных. Необязательность дошкольного воспитания в большинстве европейских стран не освобождает детей от обязательного посещения, за год до поступления в школу, дошкольного учреждения. В его задачи входит социальная адаптация ребенка к новым условиям жизни, стимулирование его развития в соответствии с потенциальными возможностями, развитие коммуникативных навыков, моторной активности детей, формирование нравственных ценностных ориента-ций, корректировка некоторых недостатков в развитии ребенка, связанных с социально - культурными условиями его жизни и специфическими личностными чертами характера

Во многих европейских странах охват детей дошкольным воспитанием приближается к 100% Дети от 0 до 3 лет в Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Голландии, Дании, Италии, Испании, Польше, Португалии Румынии, Франции, Чехии и ряде других европейских стран посещают ясли. Дети в возрасте от 3 до 6 лет охвачены детскими садами. В некоторых европейских странах, таких как Литва, Латвия, Исландия, Словения, Норвегия, Швеция и Финляндия существуют интегрированные дошкольные учреждения, объединяющие ясли и детские сады [ 8. ].

В рамках интеграционных процессов в настоящее время в Европе успешно развивается одно из важнейших направлений интеграции - формирование единого образовательного пространства, объединяющего дошкольное и начальное образование. Этот процесс отражает стремление к достижению «высокого качества наций», оптимального

развития детей всех возрастных групп, обеспечения общедоступности дошкольного образования и создания для каждого ребенка адекватной среды его развития. Он становится приоритетным направлением образовательной политики зарубежных стран.

Преемственность дошкольных учреждений и начальных классов решается на уровне целей и задач дошкольного и начального образования, отбора и структурирования содержания образования, применения методов и средств работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, организации коррекционной деятельности, направленной на выравнивание образовательных возможностей дошкольников и младших школьников, индивидуальной работы с детьми, нуждающимися в педагогической и психологической помощи и поддержке Начальное образование становится логическим продолжением учебного -воспитательного процесса, начатого в дошкольных зарубежных учреждениях. Усиление преемственности между звеньями систем образования отражает поиск специалистами оптимальных путей реализации принципа непрерывного образования и повышения его качества;

В рамках трансформации европейских образовательных систем происходит сближение их структур. Наиболее распространённой является структура, состоящая из начального образования, длительностью от 4 до 6 лет, двух последовательных ступеней среднего образования продолжительностью 3 - 5 или 2 - 4 года соответственно. Таким образом, школьное обучение осуществляется по одной из следующих схем: 6 + 3 + 3 = 12 (наиболее распространённая схема); 5 + 4 + 3 = 12 или 6 + 5 + 2 = 13. В ряде стран Евросоюза (Дания, Швеция, Финляндия) начальное образование не выделяется в виде самостоятельной ступени, и первый уровень школьного образования продолжительностью 8-9 лет характеризуется как базовое (основное среднее образование).

Важным направлением на пути сближения образовательных систем является тенденция к снижению возраста начала обучения ( с 7 до 6 и менее лет) и увеличению продолжительности обучения.. В большинстве стран (Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Италия, Исландия Норвегия, Португалия, Румыния, Словакия, Чехия, Эстония и многих других) в школу поступают дети в возрасте 6 лет. В Люксембурге и на Кипре обучение детей в детских садах начинается с 4 лет. В Великобритании, Голландии и на Мальте в обязательную школу поступают дети в возрасте 5 лет. Обязательной предшкольной подготов-

кой охвачены дети 5 - летнего возраста в Венгрии, Голландии, Дании, Латвии, Польше и других европейских странах. В возрасте 7 лет идут в школу дети Болгарии, Латвии, Литвы, Швеции, Финляндии и Эстонии.

В 2009 году почти 90 % 17-летних европейцев продолжало обучаться в школе. Суммарная продолжительность общего среднего образования в Европе составляет от 11 до 13 лет, при этом в более чем в 80 % стран, включая Францию, Испанию, Швецию, страны Балтии и некоторые страны Восточной Европы, она составляет 12 лет. 13-летний срок обучения введен в Великобритании, Германии, Италии, Нидерландах, Чехии и Румынии.

Особенно глубоко процесс трансформации школьных систем затронул этап среднего образования, которое преодолевает инерцию национальных традиций, культурно-цивилизационные барьеры, вызванные неравномерностью социально-экономического развития стран членов ЕС, спецификой национальных ценностных систем, недостаточной согласованностью образовательных стандартов, отсутствием необходимой гибкости и открытости для окружающей среды. Традиционная средняя школа ряда европейских стран освобождается от наиболее очевидных пороков старой иерархической структуры, ограничивающей многим школьникам получение полноценного среднего образования. В первом десятилетии ХХ1 века 20 % молодых людей в возрастной группе 18-24- летних ежегодно отсеивалось из школы не завершив полную программу подготовки. Предполагается, что в третьем десятилетии ХХ1 века 85 % молодых европейцев в возрасте 22 лет станут обладателями свидетельств об окончании средней школы, по сравнению с 76 % в 2002 г. [9.16 -17 ]. Новый тип среднего учебного заведения формируется на основе сближения исторически сложившихся различных неполных средних школ практического и теоретического профиля. Он способствует демократизации образования, ликвидации традиционной для многих стран кастовости и обособленности разных направлений образования, уменьшению расхождений между учебными программами, снижению барьеров на пути установления преемственной связи между ступенями школьной системы.

Важнейшим показателем обновления и сближения европейских образовательных систем является стандартизация содержания общего образования, которая на рубеже двух тысячелетий стала одной из наиболее динамично развивающихся образовательных реформ. Разработка стандартов имеет исключительное значение для стран с

децентрализованными системами управления. Если в централизованных системах национальные стандарты практически всегда существовали в виде учебных планов и программ, утвержденных государственными ведомствами образования, обязательные для школ всей страны, то для децентрализованных систем образовательные стандарты явление новое. Образовательный стандарт как способ повышения качества образования и вхождения в мировую культуру, повлиял на решение проблемы взаимодействия в образовании обязательного для всех и индивидуального содержания образования; баланса между передачей знаний и процессом формирования навыков и компетенций, которые в настоящее время приобретают ключевое значение; между гуманитарными и естественнонаучными циклами учебных дисциплин; между повышением качества образования и удовлетворением склонностей и потребностей учащихся.

Общей тенденцией в области стандартизации содержания общего образования является смещение акцента с содержания образования на прогнозируемые результаты обучения, уровень знаний и компетенций, которыми должен владеть учащийся на отдельных этапах школьной системы. Поскольку национальные образовательные стандарты реализуются через систему требований, отраженных в документах, нормативных актах и учебных программах, формируется о нем представление как о совокупности требований к системе образования в целом, приоритете национальной политики государства, ведущем средстве повышения качества образования. Практически во всех странах содружества содержание общего образования стандартизировано. Различия касаются в основном формы и степени стандартизации, которая является более жёсткой и всеобъемлющей для обязательного образования и постепенно ослабевающей по мере продвижения к завершающему этапу среднего образования.

Обновление и сближение образовательных систем стран европейского содружества осуществляется также в процессе формирования оптимальной модели управления образованием, в которой распределяются и согласовываются компетенции, полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего, образовательных учреждений, органов местного самоуправления, региональных и центральных образовательных структур. Системы управления образованием освобождаются от формализма, директив-ности, и многоступенчатости, преобладания бюрократических и ад-

министративных методов управления, догматического толкования сущности управления. Максимум прав и свобод предоставляется местным органам самоуправления, школам, учителям, родителям, общественности и самим учащимся. В деятельности управленческих структур всех уровней образования смещены акценты с административно-организационных вопросов на проблемы высокого уровня качества образования, переориентированы на личностно-субъектный способ управления. В школу вводятся механизмы саморегуляции, внедряются современные технологии управленческой деятельности и применяются объективные критерии отбора руководящих кадров. Под влиянием новой морально-психологической обстановки, сложившейся в современных обществах, в развитии которой приоритетную роль играют общечеловеческие ценности, а гуманизм является ядром и связующим звеном, в зарубежной педагогике, все активнее поднимается вопрос о необходимости возвращения к исследованию воспитания вообще и проблемы формирования гуманистически ориентированной личности - в частности.

Усиленное внимание к воспитанию является реакцией на глубокий и многоаспектный кризис современной цивилизации, возникший в результате недооценки приверженцами технократической ориентации в образовании социальных последствий НТР, приведших к абсолютизации науки и научного мышления позитивистского толка, переоценке роли профессионального образования в ущерб общекультурному и общегуманистическому развитию личности. Сложившаяся в образовательной среде ситуация привела к «хаосу и драме ценностей» в молодежной среде. Под влиянием агрессивных СМИ начался процесс формирования «медийного или массового человека» - отчужденного, апатичного, авторитарного, агрессивного, смешения нравственных ориентиров, произошла утрата многих национальных ценностей и традиций, складывающихся в обществах веками. Происходит разрушение духовной среды, дегуманизация отношений. Проявилась неготовность современного поколения к жизни в многокультурном мире, недоверие и враждебность к «чужому», притязание на расовую и национальную исключительность, конфликты и войны на этнической и конфессиональной основе, активизация деятельности террористических организаций. Стало очевидным, что научно-технический прогресс и глобализирующийся мир, не опирающийся на нравственные императивы, не в состоянии автоматически разрешить наиболее острые проблемы

общества и личности. Переориентация зарубежных образовательных систем на формирование гуманистически ориентированной личности в условиях, прежде всего, европейской образовательной интеграции, поставила перед системами образования задачу способствовать духовному сближению народов, формировать европейское сознание, объединяющее западноевропейскую цивилизацию с присущими ей уникальными чертами, сложившимися в результате совместного культурного развития и взаимодействия народов.

В рамках адаптации образовательных систем к потребностям «обществ знаний» в интегрирующейся Европе происходит процесс обновления образования и профессиональной подготовки педагогических кадров в соответствии с вызовами времени. В странах содружества национальные системы подготовки учителей обновляются с учетом специфики экономических и политических условий отдельных стран, историко-общественных отношений и традиций образования. Сближение национальных систем осуществляется в рамках разработанного Европейской Комиссией в 2005 году набора ключевых компетенций для профессии и квалификации европейского учителя, которые подразделяются на две группы: компетенции, связанные с процессом учения/обучения, и компетенции, ориентированные на формирование отношений учащихся. Документ Европейской Комиссии определил также общие принципы, на которых строится процесс подготовки учителей: учителей должны готовить высшие учебные заведения; у учителя должно быть понимание, что его профессия связана с учением в течение всей жизни; учитель должен быть мобильным и, наконец, в основе профессии учителя должны лежать партнерские отношения, обеспечивающие ему сотрудничество со школами, промышленностью и институтами и прохождение практики [10].

Изменение в Европе отношения к детям с особыми образовательными возможностями привело к возникновению так называемого инклюзивного образования, которое является не только альтернативой специальному образованию, но и становится детерминантом европейского образования. В настоящее время оно представляет собой важное звено в модернизируемых системах образования, которые работают на основе принципов, соответствующих международным стандартам: ранней диагностики, партнёрских отношений, автономии воспитанников, мотивации и активизации учащихся.

Итак, процесс обновления образования в странах Европейского

Союза, глубоко связанного с национальными педагогическими традициями, особенностями исторического и социально - экономического развития стран стал объективной необходимостью, вызванной гло-бализационными и интеграционными процессами, происходящими в современно мире. Обновлению подвергаются все элементы образовательных систем, оказывающие влияние на достижение стратегических целей, стоящих перед странами европейского содружества.

Литература

1. Лиссабонская стратегия Евросоюза - разочарования и надежды: http://www.perspektivy.info(oykumena)europe/ lissabonskaja _strategija_ jevrosojuza_razocharovanija _ I _nadezhdy_2007 -09-26.htm.

2. Интеграция Зарубежной Европы в конце 20-го века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://geoinfoed.ru/ geo3/125integraciyazarubieznoj evropyvkonce20-goveka.html

3. Europe 2020-Europes growth strategy http://ec.europa.eu/europe 2020/ index_en

4. Левченко, В. В. Интеграционный процесс как педагогический феномен / В. В. Левченко // Ученые записки университета им. Л. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1. - С. 58-61.

5. Banach, Cz. Strategia I zadania edukacji w integracji Polski z Europa / Cz. Banach // Nowe w szkole, 1998/99, № 1.

6. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной Комиссии по образованию для XXI века / МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». - М., 2007.

7. Edukacja tradycje, rzeczywistosc, przysz£osc [Electronic resource]. -Mode of access: http://zbc.ksiaznica.szczecin.pl/Content/1936/161513_C. pdf

8. http://www.eurydice.org.pl

9. Лукичев, Г. А. Образование стран европейского союза устремлено в будущее / Г. А. Лукичев. - http://www.russianenic.ru/publications/ D0C/1%20lukichev166-177.pdf

10. Sielatycki, M. Kompetencje nauczyciela w Unii Europejskiej / M.Sielatycki // K. Sujak - Lesz (red.). Ksztalcenie nauczycieli w szkole wyzszej. Wybrane zagadnienia. - Wroclaw, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.