ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПАРАТИВИСТСКИЙ КОНТЕКСТ
ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ
В статье характеризуются условия, при которых образование становится фактором укрепления конкурентоспособности стран Европейского Союза в экономической, социальной и образовательной сферах. Раскрываются основные направления обновления образования, ориентированные на достижение этой стратегической цели.
Превращение образования в странах Европейского Союза в средство укрепления конкурентоспособности в области экономики, научных и технических инноваций, формирования полноценной личности, способной активно участвовать в образовательном процессе, адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию, а также осознавать последствия ксенофобии, насилия и нетерпимости, связано с выполнением образовательными системами ряда важнейших требований, выдвинутых европейским содружеством.
Первым требованием является строительство «европейского гражданства», в основе которого лежит гуманистическая идея развития общей Европы. Европейское содружество с его культурным и экономическим разнообразием, специфическими естественными условиями жизни народов, объединено общей цивилизацией и общепризнанной европейской культурой. Перед
А.К. Савина
Ключевые слова:
Европейский Союз, конкурентоспособн ость,»Лиссабонская стратегия», стратегия «Европа 2020»,обра-зовательные системы, реформы образования, европейская образовательная интеграция.
© А.К. Савина
образовательными системами поставлена задача воспитывать у молодежи чувство гражданской принадлежности к Европе и общеевропейским ценностям; уважение к правам человека и человеческому достоинству; межчеловеческую солидарность; понимание значения мира на земле и противостояния насилию как средству достижения цели. Образование должно содействовать устойчивому развитию обществ; умело использовать сложившееся равенство возможностей, формировать ответственность за сохранение экосистемы и личную ответственность молодежи за предпринимаемые действия.
Второе требование состоит в укреплении европейской конкурентоспособности и обеспечении занятости молодого поколения. На образовательные системы возлагается ответственность за повышение качества образования, вооружение молодых европейцев знаниями, многосторонними компетенциями, квалификациями, развитие инновационных способностей, необходимых для наиболее востребованных и быстро обновляемых профессий. Образование несет также ответственность за повышение уровня технических знаний молодежи, формирование межкультурных отношений, способствующих свободному общению в международной среде. Важная роль в выполнении данного условия приписывается западными специалистами укреплению взаимосвязи между общим и профессиональным образованием. Ни одна форма общего образования, по их мнению, не может лишить молодое поколение возможности приобрести профессиональные умения и никакое профессиональное образование не может лишиться основных компетенций, которыми вооружает молодежь общее образование. Выполнение данного требования связывается с установлением тесного сотрудничества между предприятиями и учебными заведениями.
Третье требование предполагает формирование общественных связей в условиях демократизации образования, повышения уровня сколяризации, функционирования гибких и легко адаптируемых к возникающим потребностям школьных систем, максимальное использование европейскими странами пилотажных программ и результатов педагогических экспериментов.
Наконец, четвертое требование связано с использованием последствий интенсивного внедрения информационных технологий в область образования. Возрастающая роль коммуникации в учебном процессе предполагает более активное использование в обучении новых информационных технологий как вспомогательных инстру-
ментов и методов. Из-за угрозы дегуманизации образования за ними признается дополнительная функция по сравнению с традиционными методами.
В начале ХХ века направления развития образования в странах ЕС на ближайшие десятилетия определила «Лиссабонская стратегия» ( март 2000 г.), широкомасштабная программа по укреплению конкурентных позиций Европейского Союза в мире и важнейший ускоритель реформ в государствах - членах ЕС.Она придала образованию значение одного из основных столпов развития содружества, важнейшего средства его превращения в ведущую экономику мира, базирующуюся на «интеллектуальных обществах» [1].
Разразившийся в последнее десятилетие ХХ века кризис либерально-рыночной модели экономического развития оказал влияние на все области жизни стран содружества и самым непосредственным образом сказался на образовании. Он охватил страны «богатого» севера -Великобританию, Германию, Францию, страны Бенилюкса, Швецию, Австрию, северную Италию и «бедного» юга - Испанию, Португалию, Грецию, южную Италию, Болгарию и Румынию, с разной скоростью «врастающие» в общее социально-экономическое пространство. Недостаточная конкурентоспособность экономики ЕС, объединяющего страны разной экономической мощи, привела к экономической стагнации наиболее развитые страны Европы, замедлению динамики экономического роста, усилению социальной напряженности, вызванной увеличением безработицы [2]. Европейское содружество оказалось перед необходимостью разрешения ряда сложных экономических и социальных проблем.
Выход из затянувшегося кризиса связывается в Европе с подготовкой новой стратегии социально - экономического развития, более адекватно отражающей уровень достигнутой стадии интеграции и изменившуюся роль ЕС в мире. Принятая в 2010 году стратегия «Европа - 2020» фактически раскрывает европейскую социально - экономическую концепцию ХХ1 века. Она предусматривает меры по консолидации усилий государств - членов ЕС для выхода из кризиса и создания условий для устойчивого развития и всеобъемлющего роста. Среди семи важнейших направлений деятельности, являющихся приоритетными как для ЕС, так и для государств - членов, вторую позицию занимает пункт «Движение молодежи», под которым понимается «усиление результативности образовательных систем и способствование
привлечению молодых людей на рынок труда» [3].
Превращение во второй половине ХХ столетия образования в средство борьбы стран и регионов за лидерство, конкурентную и развивающуюся экономику оказало решающее влияние на дальнейшее развитие европейских образовательных систем. Пришло осознание того, что при переходе человечества к информационному этапу развития европейские системы образования, сформировавшиеся в разные исторические эпохи под влиянием системно - политических, экономических и культурологических факторов, а также на основе многообразных педагогических традиций, не совместимы по многим параметрам. Несопоставимыми оказались способы управления и финансирования образования, уровень образования, продолжительность обязательного обучения, возраст детей, начинающих обучение в школе, содержание учебных программ и многое другое, что вступило в явное противоречие с новой социально - экономической и образовательной ситуацией, сложившейся в европейских странах. Это противоречие проявилось в усилении культурно-цивилизационных барьеров, разделяющих эти страны.
Принятию «Лиссабонской стратегии» и стратегии «Европа -2020» предшествовала в 90-е годы ХХ столетия в Европе бурная перестройка систем образования, которая была вызвана техническим перевооружением и политическими процессами ведущих европейских государств. Под влиянием императивов глобальной конкуренции, подразумевающей существенное сокращение присутствия государства в сфере образования, в том числе и в области финансирования, введение рыночных принципов в образовательную систему, децентрализация управления, связь с бизнесом и производством, стимулирование конкуренции между образовательными заведениями - образование начало перестраиваться на рыночные рельсы и требования рынка все заметнее стали играть роль катализатора трансформации традиционных систем образования. Начались глубокие преобразования в привычных европейских моделях образования, содержании и методах обучения, системах подготовки учителей. От школьных систем потребовалась большая гибкость, вариативность, внедрение новых типов учебных заведений, открытость переменам, способность адекватно реагировать на них. Повышенные требования к образованию предъявили усложняющееся производство, возрастающий спрос на кадры высокой профессиональной квалификации и меняющаяся структура занятости европейцев.
Усилилось внимание деловых кругов к образованию как средству обеспечения непрерывной подготовки «человеческого ресурса» к его рентабельному использованию в постоянно меняющихся условиях. В жизнь активно стали внедряться такие понятия, как «рынок образования», «образовательные услуги», «образовательный бизнес» и др. Для промышленных корпораций образование и подготовка кадров приобрела значение стратегической инвестиции, жизненно важной для их будущего процветания. С позиции неолиберализма особые требования были предъявлены к ориентированному на запросы рынка содержанию образования, задача которого прививать научному и техническому персоналу инновационные способности, обеспечивающие эффективность функционирования предприятия. Школе вменялось в обязанность постоянно отслеживать изменения, происходящие на постиндустриальном рынке труда и вооружать будущего работника широким образованием, включающим знания из области промышленности, предпринимательства, разрешения кризисных и конфликтных ситуаций, формировать мотивацию к постоянному обновлению знаний и приобретению трудовых навыков.
Реформы систем образования в европейских странах стали важным аспектом социальной политики этих государств, проявляющейся в формировании единой европейской идентичности, достижение которой связывается с интеграционными процессами в Европе. Эти процессы отражают тенденцию к синтезу, новому уровню целостности, формированию нового общественного сознания [4. С. 58]. Ключевую функцию в формировании единой европейской идентичности и ее укреплении в условиях отсутствия социальной сплоченности европейских обществ призвана выполнять в ЕС интеграция образовательных систем, основывающаяся на образовательном диалоге и международной мобильности, реализующая стратегии открытого образования на базе мультилингвизма и поликультурализма.
Наиболее значимые изменения в образовательной сфере, требующей создания открытого образования, способного отвечать на изменения в общественном развитии и интегрировать культурные, научные и педагогические достижения других стран, происходят на территории западноевропейских государств, сыгравших уникальную роль в истории человечества. Реализуя политику интеграции, страны - члены содружества, с одной стороны, способствуют идентификации граждан ЕС с его институтами, разработке и внедрению идеала и статуса «ев-
ропейского гражданина», воспитанного в духе диалога, открытогого восприятия многообразия культур, принимающего общеевропейские ценности, не противоречащие национальной специфике, а, с другой -решают проблему политического и экономического единения Европы.
Значение единой европейской идентичности существенно возросло в связи с присоединением в 2000 - е гг. к Европейскому содружеству ряда стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), бывших членов Союза Экономической Взаимопомощи (СЭВ), характеризующихся разным уровнем социально - экономического развития и разнообразием образовательных систем, сформировавшихся в принципиально иных исторических условиях. С усилением гетерогенности Европейского содружества увеличилось значение образовательной интеграции, которая ориентирована на поиск способов включения отдельных стран в мировое образовательное пространство. Она проявляется в сближении, взаимоприспособлении и сращивании национальных образовательных систем на основе согласованной межгосударственной образовательной политики. Интегрирование образовательных систем ведет к их взаимопроникновению и переплетению, структурным изменениям внутри систем и признанию необходимости целенаправленного регулирования интеграционными процессами.
Политика Евросоюза в области европейской интеграции, конечная цель которой сближение, или унификация образовательных систем, не находит полной поддержки в зарубежной научной среде и в западноевропейских обществах. Несмотря на положительное отношение большинства европейских политиков и исследователей к идее создания интегрированных образовательных систем, взаимосвязанного и открытого европейского образовательного пространства, определяющего будущее Европы и ее граждан, противники этого процесса считают, что он ведет к снижению уровня образования и его подчинению приоритетам рынка.
Вместе с тем, в условиях поликультурализма и мультилингвизма реформирование европейских образовательных систем, характеризующихся открытостью международному сотрудничеству и ориентированных на выравнивание уровня образования стран-членов Евросоюза, не ставит перед собой задачу создания единой для всей Европы образовательной системы. ЕС не вмешивается в образовательную деятельность своих членов. Основная функция ЕС в области образовательной политики - способствовать достижению образования высокого каче-
ства через организацию сотрудничества между странами - участницами содружества, оказывать им поддержку в их образовательной деятельности в условиях культурного и языкового разнообразия, а также содействовать обмену международным опытом в рамках Европейской Информационной Сети (Eurydice).
Перед образовательными системами, функционирующими в условиях демократии и европейской интеграции, стоит задача изменить менталитет европейских обществ, навыки и привычки, стили жизни, а также убеждения и поведение людей, вооружить молодое поколение соответствующим объемом знаний и подготовить к профессиональной деятельности в условиях международных структур унифицированного европейского рынка труда [5]. Школе вменяется в обязанность готовить молодое поколение к осознанному выбору «идей, культур и стилей жизни», к функционированию в новых правовых условиях, прививать умение слушать, вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою позицию, защищать основные гуманистические и нравственные ценности.
Все европейские государства высоко ценят сложившееся разнообразие, гарантией которого является принцип субсидиарности, зафиксированный в Маастрихтском Трактате. В соответствии с этим принципом к образованию, которое остается сферой национальной политики стран европейского содружества и развивается с учетом специфических национальных ценностей, проявляется уважение, сочетающееся с соблюдением образовательных приоритетов, разработанных европейским содружеством.Наблюдающееся развитие интеграционных процессов в европейском образовании, дает основание говорить о тенденции его европеизации. При отсутствии непосредственного влияния руководства ЕС на формирование образовательных систем стран содружества, Европейский Союз через нормативные акты, распоряжения и другие официальные документы опосредованно влияет на формирование единой образовательной политики государств, регулируемой статьями 126, 127 и 308 Маастрихтского Трактата. Эти статьи предусматривают присутствие европейской идеи в образовании, сотрудничество в области образования, оказание поддержки государствам - членам содружества в деле организации систем образования, с учетом их языкового и культурного разнообразия, продвижение изучения иностранных языков, достижение «европейского измерения» в образовании, продвижение обмена учащимися и учителями, призна-
ние сроков обучения и дипломов, выдаваемых другими странами, развитие непрерывного образования.
В настоящее время образовательные системы европейских стран содружества перестраиваются на основе европейской модели образования, имеющей целью подготовить молодежь к эффективной реализации идеалов и задач интеграции. Эта модель базируется на четырех фундаментальных принципах, сформулированных в Докладе Международной комиссии по образованию для XXI века под председательством Ж. Делора «Образование: сокрытое сокровище» (The Treasure Within): учиться, чтобы знать; учиться, чтобы делать; учиться, чтобы сосуществовать, и учиться, чтобы быть. Европейское образование, реализуемое на основе этих принципов, рассматривается в трех основных аспектах: вооружение молодежи основами знаний о Европе с учетом глобальной и локальной политики; обучение в Европе, предусматривающее формирование отношений и умений, необходимых для молодых европейцев, ознакомление с европейской действительностью, обеспечивающей приобретение международного опыта, и обучение для Европы, включающее подготовку молодежи к постоянным контактам, к совместному труду с представителями других европейских стран [6[ Реализация заявленных ЕС направлений образовательной деятельности связана с глубокой трансформацией систем образования европейских стран. В 2001 году Совет Европы принял доклад «Конкретные будущие цели систем образования и обучения» (The concrete future objectives of education and training systems), в котором с позиций экономического развития европейского континента сформулированы три общие стратегические образовательные цели, приоритеты, раскрывающие и конкретизирующие эти цели, а также ключевые проблемы или виды деятельности, необходимые для достижения стратегических целей и реализации образовательных приоритетов. Доклад приобрел значение документа, определяющего развитие формального и неформального образования, комплексно решающего проблему приведения европейских образовательных систем в соответствие с требованиями современных европейских обществ. Эти цели следующие:
Стратегическая цель № 1 предусматривает повышение эффективности и качества образования в странах ЕС за счет реализации следующих приоритетов - повышения качества образования и профессионального совершенствования учителей; развития квалификаций и
компетенций, необходимых для общества знания; обеспечения доступа к информационно-коммуникационным технологиям; увеличения набора студентов на технические и естественнонаучные направления; увеличения расходов на образование.
Стратегическая цель № 2 предполагает расширение доступа к системам образования за счет создания открытого образовательного пространства, обновления и совершенствования процесса образования, обеспечения равенства образовательных возможностей.
Стратегическая цель № 3 рассматривает интеграцию систем образования с внешним миром в качестве важнейшего фактора укрепления связи с миром труда, исследовательскими институтами, работодателями и сотрудниками, развития предпринимательства, оптимизации изучения иностранных языков, увеличения мобильности и обмена учащимися, студентами и учителями, укрепления европейского сотрудничества [7].
Реформаторская деятельность европейских национальных ведомств образования, имеющая конечной целью сближение национальных образовательных систем и формирование мирового образовательного пространства, направлена на преодоление барьеров, разделяющих образовательные системы разных стран, образующих европейское содружество, выравнивание стандартов и норм их функционирования и организационное и содержательное обновление. Достижению этой цели способствует процесс трансформации национальных систем образования, который приобрел непрерывный характер.
Под влиянием интеграционных процессов, происходящих в объединенной Европе ХХ1 века, формируются взаимосвязанные, сравниваемые, близкие по структуре и содержанию образовательные системы, гибкие, открытые переменам, способные адекватно реагировать на них, и вместе с тем, сохраняющие свою идентичность и национальную специфику. Есть все основания говорить о формирующихся европейских системах образования, обладающих многими общими признаками и ориентированных на реализацию стратегических задач, сформулированных в «Лиссабонской стратегии» и скорректированных стратегией «Европа - 2020». Между отдельными звеньями устанавливается преемственная связь, которая нацелена на разрушение сформировавшихся барьеров, ликвидацию возрастных кризисов, возникающих при переходе с одной школьной ступени на другую, стимулирование раз-
вития детей, в соответствии с их индивидуальными потенциальными возможностями и с учетом особенностей их культурной и социальной среды.
Обновление европейских образовательных систем начинается на уровне дошкольного образования. Характерной тенденцией для мировой педагогической теории и практики ХХ - начала ХХ1 веков является стремление превратить дошкольное образование, которое во всех развитых европейских странах стало предметом национальной образовательной политики, в обязательное звено образовательной системны и обязательную форму работы с детьми соответствующего возраста. В результате изменения своего статуса дошкольное образование преобразовывается в исходную, неотъемлемую и полноценную ступень образовательной системы. Его задача обеспечить всем детям равные стартовые возможности и создать условия для развития их потенциальных данных. Необязательность дошкольного воспитания в большинстве европейских стран не освобождает детей от обязательного посещения, за год до поступления в школу, дошкольного учреждения. В его задачи входит социальная адаптация ребенка к новым условиям жизни, стимулирование его развития в соответствии с потенциальными возможностями, развитие коммуникативных навыков, моторной активности детей, формирование нравственных ценностных ориента-ций, корректировка некоторых недостатков в развитии ребенка, связанных с социально - культурными условиями его жизни и специфическими личностными чертами характера
Во многих европейских странах охват детей дошкольным воспитанием приближается к 100% Дети от 0 до 3 лет в Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Голландии, Дании, Италии, Испании, Польше, Португалии Румынии, Франции, Чехии и ряде других европейских стран посещают ясли. Дети в возрасте от 3 до 6 лет охвачены детскими садами. В некоторых европейских странах, таких как Литва, Латвия, Исландия, Словения, Норвегия, Швеция и Финляндия существуют интегрированные дошкольные учреждения, объединяющие ясли и детские сады [ 8. ].
В рамках интеграционных процессов в настоящее время в Европе успешно развивается одно из важнейших направлений интеграции - формирование единого образовательного пространства, объединяющего дошкольное и начальное образование. Этот процесс отражает стремление к достижению «высокого качества наций», оптимального
развития детей всех возрастных групп, обеспечения общедоступности дошкольного образования и создания для каждого ребенка адекватной среды его развития. Он становится приоритетным направлением образовательной политики зарубежных стран.
Преемственность дошкольных учреждений и начальных классов решается на уровне целей и задач дошкольного и начального образования, отбора и структурирования содержания образования, применения методов и средств работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, организации коррекционной деятельности, направленной на выравнивание образовательных возможностей дошкольников и младших школьников, индивидуальной работы с детьми, нуждающимися в педагогической и психологической помощи и поддержке Начальное образование становится логическим продолжением учебного -воспитательного процесса, начатого в дошкольных зарубежных учреждениях. Усиление преемственности между звеньями систем образования отражает поиск специалистами оптимальных путей реализации принципа непрерывного образования и повышения его качества;
В рамках трансформации европейских образовательных систем происходит сближение их структур. Наиболее распространённой является структура, состоящая из начального образования, длительностью от 4 до 6 лет, двух последовательных ступеней среднего образования продолжительностью 3 - 5 или 2 - 4 года соответственно. Таким образом, школьное обучение осуществляется по одной из следующих схем: 6 + 3 + 3 = 12 (наиболее распространённая схема); 5 + 4 + 3 = 12 или 6 + 5 + 2 = 13. В ряде стран Евросоюза (Дания, Швеция, Финляндия) начальное образование не выделяется в виде самостоятельной ступени, и первый уровень школьного образования продолжительностью 8-9 лет характеризуется как базовое (основное среднее образование).
Важным направлением на пути сближения образовательных систем является тенденция к снижению возраста начала обучения ( с 7 до 6 и менее лет) и увеличению продолжительности обучения.. В большинстве стран (Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Италия, Исландия Норвегия, Португалия, Румыния, Словакия, Чехия, Эстония и многих других) в школу поступают дети в возрасте 6 лет. В Люксембурге и на Кипре обучение детей в детских садах начинается с 4 лет. В Великобритании, Голландии и на Мальте в обязательную школу поступают дети в возрасте 5 лет. Обязательной предшкольной подготов-
кой охвачены дети 5 - летнего возраста в Венгрии, Голландии, Дании, Латвии, Польше и других европейских странах. В возрасте 7 лет идут в школу дети Болгарии, Латвии, Литвы, Швеции, Финляндии и Эстонии.
В 2009 году почти 90 % 17-летних европейцев продолжало обучаться в школе. Суммарная продолжительность общего среднего образования в Европе составляет от 11 до 13 лет, при этом в более чем в 80 % стран, включая Францию, Испанию, Швецию, страны Балтии и некоторые страны Восточной Европы, она составляет 12 лет. 13-летний срок обучения введен в Великобритании, Германии, Италии, Нидерландах, Чехии и Румынии.
Особенно глубоко процесс трансформации школьных систем затронул этап среднего образования, которое преодолевает инерцию национальных традиций, культурно-цивилизационные барьеры, вызванные неравномерностью социально-экономического развития стран членов ЕС, спецификой национальных ценностных систем, недостаточной согласованностью образовательных стандартов, отсутствием необходимой гибкости и открытости для окружающей среды. Традиционная средняя школа ряда европейских стран освобождается от наиболее очевидных пороков старой иерархической структуры, ограничивающей многим школьникам получение полноценного среднего образования. В первом десятилетии ХХ1 века 20 % молодых людей в возрастной группе 18-24- летних ежегодно отсеивалось из школы не завершив полную программу подготовки. Предполагается, что в третьем десятилетии ХХ1 века 85 % молодых европейцев в возрасте 22 лет станут обладателями свидетельств об окончании средней школы, по сравнению с 76 % в 2002 г. [9.16 -17 ]. Новый тип среднего учебного заведения формируется на основе сближения исторически сложившихся различных неполных средних школ практического и теоретического профиля. Он способствует демократизации образования, ликвидации традиционной для многих стран кастовости и обособленности разных направлений образования, уменьшению расхождений между учебными программами, снижению барьеров на пути установления преемственной связи между ступенями школьной системы.
Важнейшим показателем обновления и сближения европейских образовательных систем является стандартизация содержания общего образования, которая на рубеже двух тысячелетий стала одной из наиболее динамично развивающихся образовательных реформ. Разработка стандартов имеет исключительное значение для стран с
децентрализованными системами управления. Если в централизованных системах национальные стандарты практически всегда существовали в виде учебных планов и программ, утвержденных государственными ведомствами образования, обязательные для школ всей страны, то для децентрализованных систем образовательные стандарты явление новое. Образовательный стандарт как способ повышения качества образования и вхождения в мировую культуру, повлиял на решение проблемы взаимодействия в образовании обязательного для всех и индивидуального содержания образования; баланса между передачей знаний и процессом формирования навыков и компетенций, которые в настоящее время приобретают ключевое значение; между гуманитарными и естественнонаучными циклами учебных дисциплин; между повышением качества образования и удовлетворением склонностей и потребностей учащихся.
Общей тенденцией в области стандартизации содержания общего образования является смещение акцента с содержания образования на прогнозируемые результаты обучения, уровень знаний и компетенций, которыми должен владеть учащийся на отдельных этапах школьной системы. Поскольку национальные образовательные стандарты реализуются через систему требований, отраженных в документах, нормативных актах и учебных программах, формируется о нем представление как о совокупности требований к системе образования в целом, приоритете национальной политики государства, ведущем средстве повышения качества образования. Практически во всех странах содружества содержание общего образования стандартизировано. Различия касаются в основном формы и степени стандартизации, которая является более жёсткой и всеобъемлющей для обязательного образования и постепенно ослабевающей по мере продвижения к завершающему этапу среднего образования.
Обновление и сближение образовательных систем стран европейского содружества осуществляется также в процессе формирования оптимальной модели управления образованием, в которой распределяются и согласовываются компетенции, полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего, образовательных учреждений, органов местного самоуправления, региональных и центральных образовательных структур. Системы управления образованием освобождаются от формализма, директив-ности, и многоступенчатости, преобладания бюрократических и ад-
министративных методов управления, догматического толкования сущности управления. Максимум прав и свобод предоставляется местным органам самоуправления, школам, учителям, родителям, общественности и самим учащимся. В деятельности управленческих структур всех уровней образования смещены акценты с административно-организационных вопросов на проблемы высокого уровня качества образования, переориентированы на личностно-субъектный способ управления. В школу вводятся механизмы саморегуляции, внедряются современные технологии управленческой деятельности и применяются объективные критерии отбора руководящих кадров. Под влиянием новой морально-психологической обстановки, сложившейся в современных обществах, в развитии которой приоритетную роль играют общечеловеческие ценности, а гуманизм является ядром и связующим звеном, в зарубежной педагогике, все активнее поднимается вопрос о необходимости возвращения к исследованию воспитания вообще и проблемы формирования гуманистически ориентированной личности - в частности.
Усиленное внимание к воспитанию является реакцией на глубокий и многоаспектный кризис современной цивилизации, возникший в результате недооценки приверженцами технократической ориентации в образовании социальных последствий НТР, приведших к абсолютизации науки и научного мышления позитивистского толка, переоценке роли профессионального образования в ущерб общекультурному и общегуманистическому развитию личности. Сложившаяся в образовательной среде ситуация привела к «хаосу и драме ценностей» в молодежной среде. Под влиянием агрессивных СМИ начался процесс формирования «медийного или массового человека» - отчужденного, апатичного, авторитарного, агрессивного, смешения нравственных ориентиров, произошла утрата многих национальных ценностей и традиций, складывающихся в обществах веками. Происходит разрушение духовной среды, дегуманизация отношений. Проявилась неготовность современного поколения к жизни в многокультурном мире, недоверие и враждебность к «чужому», притязание на расовую и национальную исключительность, конфликты и войны на этнической и конфессиональной основе, активизация деятельности террористических организаций. Стало очевидным, что научно-технический прогресс и глобализирующийся мир, не опирающийся на нравственные императивы, не в состоянии автоматически разрешить наиболее острые проблемы
общества и личности. Переориентация зарубежных образовательных систем на формирование гуманистически ориентированной личности в условиях, прежде всего, европейской образовательной интеграции, поставила перед системами образования задачу способствовать духовному сближению народов, формировать европейское сознание, объединяющее западноевропейскую цивилизацию с присущими ей уникальными чертами, сложившимися в результате совместного культурного развития и взаимодействия народов.
В рамках адаптации образовательных систем к потребностям «обществ знаний» в интегрирующейся Европе происходит процесс обновления образования и профессиональной подготовки педагогических кадров в соответствии с вызовами времени. В странах содружества национальные системы подготовки учителей обновляются с учетом специфики экономических и политических условий отдельных стран, историко-общественных отношений и традиций образования. Сближение национальных систем осуществляется в рамках разработанного Европейской Комиссией в 2005 году набора ключевых компетенций для профессии и квалификации европейского учителя, которые подразделяются на две группы: компетенции, связанные с процессом учения/обучения, и компетенции, ориентированные на формирование отношений учащихся. Документ Европейской Комиссии определил также общие принципы, на которых строится процесс подготовки учителей: учителей должны готовить высшие учебные заведения; у учителя должно быть понимание, что его профессия связана с учением в течение всей жизни; учитель должен быть мобильным и, наконец, в основе профессии учителя должны лежать партнерские отношения, обеспечивающие ему сотрудничество со школами, промышленностью и институтами и прохождение практики [10].
Изменение в Европе отношения к детям с особыми образовательными возможностями привело к возникновению так называемого инклюзивного образования, которое является не только альтернативой специальному образованию, но и становится детерминантом европейского образования. В настоящее время оно представляет собой важное звено в модернизируемых системах образования, которые работают на основе принципов, соответствующих международным стандартам: ранней диагностики, партнёрских отношений, автономии воспитанников, мотивации и активизации учащихся.
Итак, процесс обновления образования в странах Европейского
Союза, глубоко связанного с национальными педагогическими традициями, особенностями исторического и социально - экономического развития стран стал объективной необходимостью, вызванной гло-бализационными и интеграционными процессами, происходящими в современно мире. Обновлению подвергаются все элементы образовательных систем, оказывающие влияние на достижение стратегических целей, стоящих перед странами европейского содружества.
Литература
1. Лиссабонская стратегия Евросоюза - разочарования и надежды: http://www.perspektivy.info(oykumena)europe/ lissabonskaja _strategija_ jevrosojuza_razocharovanija _ I _nadezhdy_2007 -09-26.htm.
2. Интеграция Зарубежной Европы в конце 20-го века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://geoinfoed.ru/ geo3/125integraciyazarubieznoj evropyvkonce20-goveka.html
3. Europe 2020-Europes growth strategy http://ec.europa.eu/europe 2020/ index_en
4. Левченко, В. В. Интеграционный процесс как педагогический феномен / В. В. Левченко // Ученые записки университета им. Л. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1. - С. 58-61.
5. Banach, Cz. Strategia I zadania edukacji w integracji Polski z Europa / Cz. Banach // Nowe w szkole, 1998/99, № 1.
6. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной Комиссии по образованию для XXI века / МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». - М., 2007.
7. Edukacja tradycje, rzeczywistosc, przysz£osc [Electronic resource]. -Mode of access: http://zbc.ksiaznica.szczecin.pl/Content/1936/161513_C. pdf
8. http://www.eurydice.org.pl
9. Лукичев, Г. А. Образование стран европейского союза устремлено в будущее / Г. А. Лукичев. - http://www.russianenic.ru/publications/ D0C/1%20lukichev166-177.pdf
10. Sielatycki, M. Kompetencje nauczyciela w Unii Europejskiej / M.Sielatycki // K. Sujak - Lesz (red.). Ksztalcenie nauczycieli w szkole wyzszej. Wybrane zagadnienia. - Wroclaw, 2008.