Научная статья на тему 'Новые типы воспитания в Чехии: гражданское воспитание'

Новые типы воспитания в Чехии: гражданское воспитание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
792
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНИН ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА / ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО / ЧЕЛОВЕК И МИР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгая Оксана Игоревна

В статье анализируются изменения в целях воспитания в Чешской Республике, произошедшие в результате глубоких реформ в области образования в конце ХХ-начале ХХI вв. Характеризуется гражданское воспитание как один из основных новых видов воспитания и его отражение в программах образования на предшкольной и основной ступенях общеобразовательной школы ЧР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые типы воспитания в Чехии: гражданское воспитание»

НОВЫЕ ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ В ЧЕХИИ: ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ1

NEW TYPES OF UPBRINGING IN THE CZECH REPUBLIC: CIVIC UPBRINGING

Долгая О.И.

Старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» кандидат педагогических наук,

e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье анализируются изменения в целях воспитания в Чешской Республике, произошедшие в результате глубоких реформ в области образования в конце ХХ - начале XXI вв. Характеризуется гражданское воспитание как один из основных новых видов воспитания и его отражение в программах образования на предшкольной и основной ступенях общеобразовательной школы ЧР.

Ключевые слова: цели воспитания и образования, гражданское воспитание, гражданин демократического общества, человек и общество, человек и мир.

Dolgaya O.I.

Senior research fellow at the Institute of Theory and History of Pedagogics of the Russian Academy of Education, Candidate of science (Education).

e-mail: [email protected]

Annotation. The article analyzes the changes of the goals for upbringing in the Czech Republic which took place in the educational field at the end of the 20th-early 21st century as a result of considerable reforms. The author characterizes civic upbringing as one of the main new types of upbringing and its reflection in the educational programs at preschool and general school levels of secondary schools in the Czech Republic.

Keywords: goals of upbringing and education, civic upbringing, a citizen of a democratic society, man and society, man and world, civic upbringing in the content of education, social upbringing.

1 «Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-06-10102-а» 2015 год.

Для выявления новых типов воспитания, возникших в чешской школе на рубеже ХХ-ХХ1 веков, необходимо обратиться к изменению целей и задач воспитания и образования личности, произошедших в данный период времени. Анализируя с современных позиций причины краха общественно-политической и экономической системы чехословацкого государства, приведшего к распаду страны и образованию Чехии и Словакии, смене политического строя, переходу на рыночную экономику и всем последующим кардинальным переменам конца ХХ в. - начала ХХ1в., чешские ученые в качестве педагогических причин, способствовавших этим процессам, выдвигают ошибки и недостатки созданного в социалистический период идеала человека и целей его формирования.

С одной стороны, чехословацкая школа в социалистический период развития давала молодежи широкий объем знаний, уровень которых вполне соответствовал мировым стандартам, с другой - деформировала личность, воспитывая в ней качества, погубившие в конечном итоге систему. Созданная в то время модель личности с преобладавшим общественным компонентом, ориентацией на коллективные ценности отличалась деятель-ностной и мыслительной пассивностью, отсутствием стремления к новому, адаптивностью к существующим условиям жизни во всех сферах. Такая личность не смогла вписаться в изменяющийся мир и соответствовать условиям его стремительного развития, когда на передний план вышли новые требования к качествам отдельного индивида.

В 1989 году в Чехословакии произошел переход власти к демократическим силам, что сопровождалось появлением политического плюрализма, отказом от моноидеологизации, переориентацией на рыночное развитие экономики. Все это дало возможность начать системные преобразования во всех областях.

Произошедшие перемены обусловили необходимость реформирования всего образования, начиная с формулирования новых целей воспитания и образования.

Кардинально изменившиеся условия жизни и возрастающий спрос на активных инициативных людей, способных к творческим решениям в различных жизненных ситуациях потребовали формирования нового типа личности, обладающего высоким творческим потенциалом. Кроме того, зарождающееся гражданское общество, нацеленное на движение к демократическим идеалам, потребовало воспитания личности, обладающей знаниями и навыками жизни в демократическом обществе, осознающей свои права и обязанности.

Стремление Чешской Республики вступить в Европейский Союз в начале 90-х годов и, соответственно, необходимость воспитания граждан в духе «двойной лояльности» -к своей стране, и к объединенной Европе во многом определили новое содержание целей образования и воспитания.

Важное влияние на усиление внимания к сфере воспитания и образования оказали и изменения, происходящие с самой молодежью в тот период, когда стремительные расширение и углубление научно-технической революции повлекли участившиеся экологические катастрофы, возникновение мутагенной среды. А неконтролируемое развитие средств массовой культуры с их пропагандой антикультуры, насилия и жестокости во многом определило распад традиционных нравственных норм, ослабление воспитательной роли семьи. Все это вызвало рост преступности, наркомании, безнравственности, потерю духовных ориентиров. Как подчеркивалось в исследованиях «В этих условиях, созданных

самим человеком, гибнут общественные ценности, растет фанатизм, ненависть и государственный терроризм, формируется потребительское общество, в котором в погоне за материальным благополучием исчезают ценности высшего порядка» [1].

Принятие Закона о школе 1990 г. стало первым шагом на пути изменения приоритетов воспитания и образования молодежи Чехии в духе демократизации и гуманизации. Впервые в законодательном акте о школе прозвучали понятия «демократия», «гуманизм», «творчество», нашли отклик проблемы здорового образа жизни, знания человека о самом себе, своем психическом и физическом здоровье, проблемы формирования экологической культуры и экологического сознания молодежи [2].

Понимание важности проблем воспитания в современной Чехии нашло отражение и в образовательном проекте «Гражданская школа», разработанном министерством просвещения, молодежи и спорта в 1994 году [3]. Этот проект широко обсуждался в научных дискуссиях и на страницах общеполитических и педагогических изданий. Он не был осуществлен, но его идеи легли в основу многих документов, касающихся дальнейшего развития образования ЧР.

Гражданская школа, которую авторы считали новым педагогическим направлением, должна была охватить вторую ступень основной обязательной школы, т.е. детей в возрасте 11-15 лет. Идея заключалась в создании программы воспитания для наиболее широкого круга подрастающего поколения, обладающего в результате высоким уровнем общего образования, развитыми индивидуальными способностями и интересами.

По мнению авторов проекта такая «гражданская школа» необходима для создания демократического гражданского общества, где центром является человек, его личные качества. Путь к осуществлению поставленной цели авторы видели в соединении воспитательной и познавательной сторон образования.

При реализации программы «Гражданская школа» предполагалось опираться на традиции высокого качества чешского просвещения, заложенного Я.А. Коменским и творчески применять культурные традиции чешского народа. В тоже время авторы не отказывались от использования положительного опыта других педагогических систем. Авторы полагали, что школа второй ступени должна выполнять задачу основного воспитания, и воспитательный момент должен преобладать над научным. Однако из этого не следовало, что время, отведенное на воспитательные предметы будет больше, чем на научные. В научных дисциплинах должен быть выражен воспитательный аспект настолько, чтобы он стал ведущим принципом в педагогическом процессе в этот период.

Учебный материал был разделен по отдельным предметам, среди которых центральное место занимал предмет «Воспитание для жизни в обществе». Этот интегратив-ный предмет должен был выполнять три задачи:

- давать учащимся информацию и знания об обществе,

- давать возможность учащимся получить целостные знания по разным учебным дисциплинам, благодаря интегративному содержанию, включающему научные знания из различных областей;

- формировать способность отбирать и анализировать материал в разных ситуациях и взаимосвязях.

Учебный материал делился на несколько тематических разделов, каждый из которых важен для воспитания личности:

1. Родиноведение, воспитывающее у учащихся чувство гордости за свою страну, патриотизм, причастность к её истории, культуре, традициям, которые они будут продолжать; понимание учащимися необходимости взаимодействия с другими европейскими странами, среди которых они станут жить.

2. Правовая тематика давала не только сведения о законах, государственном устройстве страны, что должен знать каждый гражданин, но и понимание необходимости выполнения этих законов.

3. Экономический раздел содержал сведения об основных экономических понятиях современной жизни отдельного человека и государства в целом, но, прежде всего, задачей этого раздела являлось подведение ученика к пониманию ценности труда, к формированию у него чувства хозяина, который печется о своем и общественном благе, находит радость в работе.

4. Антропологический раздел, целью которого является показать человека как существо, чья задача быть свободной, ответственной и зрелой личностью, способной занять свое место в мире, открыть перед ним таинства любви и человеческих взаимоотношений.

5. Экологическая тематика призвана показать неразрывную связь человека с природой, частью которой он является, формировать у учащихся навыки правильного поведения с экологической точки зрения.

6. Политологический раздел - это понимание основных общественных отношений, структур и механизмов, представление цели политики как заинтересованности в развитии общества, отличие политики от политиканства, от собственного интереса отдельных личностей или групп.

7. Этика. Этот раздел не являлся самостоятельным, а имплицитно включался в предыдущие темы.

Отдельные вопросы воспитания (здравоохранительное, правовое, экологическое, половое и т.д.) были включены в учебные программы по многим предметам, поскольку авторы считали невозможным для полноценного формирования личности гражданина разделять воспитание и обучение.

Этот проект не был реализован на практике, однако многие его положения и предложения оказались полезными для выработки приоритетов чешского образования, постановки новых задач, модернизации содержания обучения и воспитания в духе «гражданской школы».

Анализируя проект, можно также сделать вывод о выдвижении на передний план в чешской системе образования нового типа воспитания - «гражданское воспитание».

Итогом поисков в области образования и воспитания в течение 90-х годов стало принятие в 2004 году Закона о школе (новая редакция 2012 год), опиравшегося на «Народную программу развития образования в ЧР» (Белую книгу, 2001г.). В «Белой книге», явившейся стратегическим документом для чешского образования, обозначены его главные цели, среди которых одно из центральных мест занимают цели сохранения единства общества и поддержания демократии и гражданского общества. В документе сказано,

что «демократия является насущной потребностью критически и независимо мыслящей личности, обладающей собственным достоинством и уважающей права и свободы других» [4].

Сформулированные в законе и Белой книге новые цели воспитания и образования ЧР базируются на идеях гуманизма, равноправия, воспитания учащихся в духе мира, взаимопонимания между народами, уважения прав и достоинства личности, провозглашенных ООН и ЮНЕСКО в различных рекомендациях и на международных конференциях.

Среди главных целей называются усвоение принципов демократии и развитие способности человека использовать основные свои права, усвоение таких ценностей как свобода, ответственность и толерантность; поддержка осознания принадлежности собственного народа к европейскому и общемировому сообществу, уважения к другим народам, культуре и ценностям, которые выработались за период развития человеческого общества - все эти качества и способности относятся к воспитанию гражданина демократического общества.

Провозглашенные в государственных чешских документах цели формирования гражданина демократического общества нашли свое отражение в содержании образования, начиная с его предшкольной ступени.

В «Рамочной программе по предшкольному образованию» (действует с 2005 года по настоящее время), являющейся элементарной основой образования, на которой базируются последующие ступени образования, среди задач предшкольного образования есть задача формирования навыков поведения ребенка с другими членами общества, объяснение норм и ценностей жизни в этом обществе, что далее будет развиваться при формировании гражданина демократического общества [5].

Содержание образования на предшкольной ступени носит интегрированный характер, условно подразделяясь на пять областей, из которых две непосредственно призваны социализировать ребенка в обществе и заложить основы будущего гражданского воспитания: Ребенок и общество; Ребенок и мир.

В процессе изучения материала из этих областей знаний у детей должны сформироваться, в том числе, компетенции деятельности и жизни в обществе, т.е. можно судить не столько о гражданском воспитании детей, сколько об их социализации. Так ожидаемыми результатами из области «Ребенок и общество» должно стать приобретение навыков правильного поведения по отношению ко взрослым и детям (уметь попросить о помощи, поблагодарить, попрощаться и т.п.); понимание того, что у каждого в обществе есть своя роль (в семье, в классе, в группе), в соответствии с которыми нужно себя вести; умение сотрудничать со сверстниками, уважать их интересы; усвоение правил поведения в коллективе; уважение авторитета старших; соблюдение правил в игре, в коллективной деятельности и т.п.

В качестве образовательных задач области «Ребенок и мир» указываются знакомство с городом, где живет ребенок, и формирование положительного отношения к нему; получение элементарных сведений о природе, культуре, технике; знание о существовании разных культур; основы экологических знаний об окружающем мире.

Таким образом, в чешской системе образования уже в предшкольном возрасте у детей 3-6 лет закладываются основы поведения в обществе, ребенок знакомится в ходе игровой и другого рода деятельности со своими и чужими правами и обязанностями, нормами и правилами, что в дальнейшем станет необходимой частью его гражданского сознания.

Приобретенные на предшкольной ступени знания и компетенции в духе гражданского воспитания расширяются и углубляются в основной школе (1-9 классы). Рамочная программа основного образования [6] подразделяется на две части - 1-я ступень - начальная (1-5 класс) и 2-я ступень (6-9 классы).

Одной из образовательных областей на 1 ступени является «Человек и его мир». Эта комплексная область содержания образования не подразделяется в учебном плане на отдельные предметы, и на её изучение отводится 12 часов в неделю в период с 1 по 5 классы. Т.е. количество еженедельных часов по годам решает конкретная школа. Подразделяясь на пять тематических подразделов: Место, в котором мы живем; Люди вокруг нас; Люди и время; Разнообразие природы; Человек и его здоровье, данная область образования содержит знания о человеке, семье, обществе, государстве, природе, культуре, технике, здоровье и т.п. Опираясь на историю и современность, направляет к формированию способностей к практической жизни. Эта интегративная область образования непосредственно опирается на знания и опыт, полученные в семье и в материнской школе (детский сад).

При изучении тематической области Место, где мы живем дети, познавая существующие в ближайшем окружении отношения, взаимосвязи учатся понимать организацию жизни в семье, в школе, на улице, в обществе. Они готовятся в каждодневной жизни выступать с собственными инициативами и высказывать свое мнение, видеть новое и интересное и адаптироваться к ним. Упор делается на изучение родного города и региона, прививаются практические навыки жизни в нем (правила дорожного движения, правила пользования общественным транспортом и т.д.). При помощи различных, в основном, практических заданий, прививается любовь к родному городу, к месту, где ребенок живет, что затем должно перерасти в уважение и любовь к своему народу и стране.

Тематическая область Люди вокруг нас постепенно закладывает и формирует основы правильного отношения с людьми, дает понимание толерантности, взаимопомощи и солидарности между людьми, взаимного уважения, равенства полов. Учащиеся знакомятся с основными правами и обязанностями, с проблемами, существующими между человеческими сообществами, государствами, с глобальными проблемами и противоречиями.

Учебный материал включает такие основные подразделы как:

• семья (поведение индивида в семье, роли членов семьи, функции семьи и т.п.),

• окружающие люди и их поведение (межличностные отношения, общение, совместные интересы, помощь немощным, социально незащищенным, общий «европейский дом», правила примерного поведения, принципы демократии),

• понятие собственности (частная, церковная, общественная, личная),

• право и справедливость (основные права людей и права детей, права и обязанности учеников в школе, противоправное поведение, правовая охрана человека, его собственности, достоинства),

• культура, основные глобальные проблемы (социальные, военные, экологические).

Таким образом, вся эта комплексная область направлена на получение начальных сведений и навыков будущего гражданина демократического общества.

Следующим этапом формирования гражданина и, следовательно, гражданского воспитания, является вторая ступень основной школы - 6-9 классы. В этот период обучения на передний план выходит именно гражданское воспитание в отличие от предшкольной и начальной ступеней, когда речь шла в большей мере о социализации ребенка. Расширяются и возможности для данного вида воспитания.

Как и на предыдущих ступенях содержание образования в «Рамочной программе образования в основной школе» для 2-й ступени (6-9 классы) делится на области. Непосредственно областью, продолжающей гражданское воспитание, является область «Чело -век и общество». В характеристике данной области в «Рамочной программе ...» сказано, что она снабжает ученика знаниями и умениями, необходимыми для его активного включения в жизнь демократического общества.

Обучение направлено на познание учеником исторических, социальных, культурно исторических аспектов жизни людей в их разнообразии, изменчивости, взаимозависимости. Оно знакомит учащихся с общественным развитием, различными общественными явлениями и процессами, которые влияют на каждодневную жизнь и формирование климата в обществе. Происходит формирование положительного общественного поведения, развития знаний о принадлежности к европейской цивилизации и культуре, знакомство с европейскими демократическими ценностями. Важной частью образования в этой области является профилактика расистских, националистических, ксенофобских, экстремистских идей, воспитание в духе толерантности и уважения прав людей, равноправия мужчин и женщин, уважения к культурным и природным ценностям, к охране художественных и культурных ценностей.

В образовательной области «Человек и общество», состоящей из «Истории» и «Гражданского воспитания», у учащихся формируются умения и навыки, необходимые для активного применения сведений об обществе и человеческих отношениях в общественной жизни. Они учатся распознавать и формулировать проблемы, стоящие перед обществом в прошлые времена и в современности, получать и анализировать информацию, делать выводы и предлагать пути решения тех или иных общественных ситуаций. У них вырабатывается умение применять полученные знания из области общественной жизни в конкретных жизненных ситуациях.

Предмет «Гражданское воспитание» посредством тем «Человек в обществе», «Человек как индивид», «Человек и экономика», «Государство и право», «Международные отношения, глобальный мир» на новом уровне расширяет, углубляет и структурирует знания и навыки, полученные на ранних ступенях школьного образования о государственном устройстве, органах региональной и местной власти, государственных организациях и учреждениях, разных типах и видах государства, формах и проявлениях демократии, о правовых отношениях личности и государства и т.д. На основе изучения государственных документов Чешской Республики (Конституции, законов), Деклараций о правах человека, знакомства с различными документами ООН, ЮНЕСКО, Европейского Союза у учащихся формируется картина современного состояния общественного развития в Чехии, в Европе, в мире.

Помимо обязательных областей образования в учебный план чешской школы включена, так называемая, сквозная тема, на изучение которой отводится по годам разное количество часов на усмотрение школы. Эта тема включает в себя разные виды воспитания, среди которых второе место занимает «Воспитание гражданина демократического общества». Хотя остальные направления воспитания, входящие в сквозную тему, также влияют на формирование личности, живущей в современном демократическом обществе: воспитание в духе европейского и глобального мышления; мультикультурное воспитание; экологическое воспитание; медиальное воспитание.

Сквозная тема является обязательной частью основного содержания образования и все её подтемы постепенно вводятся в основные дисциплины в качестве их интегрированной части, включаются в различную деятельность учащихся в школе и во внешкольной деятельности.

Подтема «Воспитание гражданина демократического общества», тесно связанная по своему содержанию и предполагаемым результатам с основной областью образования «Человек и общество», носит междисциплинарный и мультикультурный характер, прививая учащимся основные ценности: справедливость, толерантность и ответственность, формируя у них критическое мышление, осознание собственных прав и обязанностей, давая знания о демократическом устройстве общественной жизни, формируя умение решать спорные ситуации и конфликты демократическими способами.

На основе изученного материала, включающего государственные стратегические документы чешского образования и образовательные программы разных ступеней школьного обучения, можно сделать вывод о появлении новых видов воспитания, среди которых одно из центральных мест занимает гражданское воспитание. Реализация данного вида воспитания начинается с предшкольного возраста, когда оно обладает характеристиками, прежде всего, социального воспитания (социализации) детей. Затем на основной обязательной ступени гражданское воспитание становится одним из главных видов, реализуемым посредством нескольких учебных дисциплин и сквозной темы.

Список литературы:

1. Гуманистическая парадигма образования и воспитания : теоретические основы и исторический опыт реализации ( конец XIX - 90-е гг. XX вв.) / под ред. М. В. Богуславского, З. И. Равкина. - М. : ИТО и П РАО, 1998. - 290 с.

2. Obcanska skola // Ucitelske noviny. - Praha. - 1994, 10.05. - P. 13-20.

3. Zakon o predskolnim, zakladnim, strednim, vyssim odbornem a jinem vzdelavani : skolsky zakon // Ministerstvo skolstvi, mladeze a telovychovy [Elektronicky zdroj]. -Praha, 1990. - Rezim pristupu : http://www.msmt.cz, zdarma.

4. Bila kniha : narodni program rozvoje vzdelavani v Ceske Republice // Ministerstvo skolstvi, mladeze a telovychovy [Elektronicky zdroj]. - Praha, 2001. - Rezim pristupu : www.msmt.cz, zdarma.

5. Zakon o predskolnim, zakladnim, strednim, vyssim odbornem a jinem vzdelavani : skolsky zakon // Ministerstvo skolstvi, mladeze a telovychovy [Elektronicky zdroj]. -Praha, 2004 ; 2012. - Rezim pristupu : http://www.msmt.cz, zdarma.

6. Ramcovy vzdelavaci program pro predskolni vzdelavani // Ministerstvo skolství, mládeze a télovychovy [Elektronicky zdroj]. - Praha, 2005. - Rezim prístupu : http:// www.msmt.cz, zdarma.

7. Ramcovy vzdelavaci program pro zakladni vzdelavani // Ministerstvo skolství, mládeze a télovychovy [Elektronicky zdroj]. - Praha, 2007. - Rezim prístupu : http:// www.msmt.cz/vzdelavani/zakladni-vzdelavani/ramcovy-vzdelavaci-program-pro-zakladni-vzdelavani-verze-2007, zdarma.

Spisok literatury:

1. Gumanisticheskaia paradigma obrazovaniia i vospitaniia : teoreticheskie osnovy i istoricheskii opyt realizatsii ( konets XIX - 90-e gg. XX vv.) / pod red. M. V. Bo-guslavskogo, Z. I. Ravkina. - M. : ITO i P RAO, 1998. - 290 s.

2. Obcanska skola // Ucitelske noviny. - Praha. - 1994, 10.05. - P. 13-20.

3. Zákon o predskolním, základním, stredním, vyssím odborném a jiném vzdélávání : skolsky zákon // Ministerstvo skolství, mládeze a télovychovy [Elektronicky zdroj]. -Praha, 1990. - Rezim prístupu : http://www.msmt.cz, zdarma.

4. Bila kniha : narodni program rozvoje vzdelavani v Ceske Republice // Ministerstvo skolství, mládeze a télovychovy [Elektronicky zdroj]. - Praha, 2001. - Rezim prístupu : www.msmt.cz, zdarma.

5. Zákon o predskolním, základním, stredním, vyssím odborném a jiném vzdélávání : skolsky zákon // Ministerstvo skolství, mládeze a télovychovy [Elektronicky zdroj]. -Praha, 2004 ; 2012. - Rezim prístupu : http://www.msmt.cz, zdarma.

6. Ramcovy vzdelavaci program pro predskolni vzdelavani // Ministerstvo skolství, mládeze a télovychovy [Elektronicky zdroj]. - Praha, 2005. - Rezim prístupu : http:// www.msmt.cz, zdarma.

7. Ramcovy vzdelavaci program pro zakladni vzdelavani // Ministerstvo skolství, mládeze a télovychovy [Elektronicky zdroj]. - Praha, 2007. - Rezim prístupu : http:// www.msmt.cz/vzdelavani/zakladni-vzdelavani/ramcovy-vzdelavaci-program-pro-zakladni-vzdelavani-verze-2007, zdarma.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.