Научная статья на тему 'Образование Наука инновации (интервью с ректором ННГУ Р. Г. Стронгиным)'

Образование Наука инновации (интервью с ректором ННГУ Р. Г. Стронгиным) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование Наука инновации (интервью с ректором ННГУ Р. Г. Стронгиным)»

<50

§ . ^ ■§- so

^ ^ С*)

8^ S S ^

^о . <о ^ <о

5 ^ S ^ ^ ><< ч со 5 ^ «л 0^ ^ ^ ^ ^ ^ о ~Г

^ О <0 ^ 2;

I §^1 * I S^s;

У go

5 * ^ 1 5

,, ^ 0^ ?5 У

* о -a, s ^

£ ■^'О £ S 8 О U

^ S s ^ *

8 й X * 3 >S § ° К S s К On а Ч

* ^ т-ч ^>

® ^ ^ о g Ж О А "> Ж

^о о

S S g ч ^ SS ^ S

* ^ О о Р4

a S « S «

1 5 а § О

в « о " і

£ * а Ч3''© &> « a vs г1

§ £ ж ° §

* ст$ § о S

§ I съ go J * ц Ї ^ ^ S s

«5

о

чс *

ON

*-Ч

ч О

о

~ s § § 40 I *-ч <^>

5S I s 3

a ^ \§ ^

0 «Г

й I

1 s 5 ^

0 ^ s ^ S' a

1 ^

О Q

<£>

^ ж * ° s ^ ё t§ v^S 11

G Ж

?* >л

•\ Q

I § s ^ ж §, ^ s ^

If 1 S s

1-1*2 S

8 S S t*

s I -8,

Л ^ §S 3* S*

^ О o, ^ $*l § g и 3 « S I

^ ?* ^ S ^

S? S; Ж ^

X

^ S'

ж О

« 5

«5 A

Ж Vs

s ^ £ 5

^ <^1

sc ^

о ^

^s s

2 so і s S о 0(S

I s

S' 'so 7* ^

I g # і

s 5 ^ A

I 11 I

R О J5 \o

0 s s' I

V» »\ *

n ^ ^ ^o

1 !^§ ^11^ ^ s Is

a « «- о

Й ^ fR ^

^ о

s 2 о ^

ж ^ ^

*i§| sr s § I

S ^ ^ ж

1 Si, S

'gUu

g N I « § о <^> ж

Ж Ж 04 S § ^ « S'

■ 2 s s „ £ ^ s

iM !u f 1 I®:

о 5 <a q ^ S ц ^

S ^ ^o ^ 8 g о S S 5 <§ S

fTv ^ ^

1^11 ? і § £ ^g ^8 о S g> о s « Й «

s ч3 1 ^

ж \o R о s о «

Ї5 «5 "S- a

^ 55 TCi

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о

s к о o о

'§ 'o

s ж ж ^o s? s X s **© 40 ^ ^ §

s

r^ 00

£ S

«5 ^O

tsl о

о ж

о «

о s

о

о g §

о

о * g і s

S ЕЦ

о ^3

£q ж s

й T& О H ° r? Ж Лч

о ^o

w-\

s О о ж

О ^o

r^ о 00

s

В настоящее время ННГУ является одним из ведущих инновационных университетов.

В 2006 г. он вошел в число вузов - победителей первого конкурсного отбора высших учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках национального проекта «Образование ». В университете обучается около 40 000 студентов и слушателей, свыше 1000 аспирантов и докторантов. Исследования и разработки ведутся совместно с крупнейшими научными организациями РАН, отечественными и зарубежными научно-инновационными центрами и предприятиями высоких технологий.

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского играет особую, интегрирующую роль в научно-педагогическом пространстве области и региона. При этом он «интегрирует не только научную и образовательную, но и социальную, экономическую, в некоторых вопросах политическую и, конечно, культурную сферу жизни общества », - считает ректор ННГУ профессор Р.Г. Стронгин. Пользуясь случаем, мы задали Роману Григорьевичу ряд принципиальных вопросов.

Стронгин Роман Григорьевич - вице-президент Российского союза ректоров, председатель Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа, председатель Совета ректоров Нижегородской области, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой математического обеспечения ЭВМ факультета вычислительной математики и кибернетики, почетный гражданин Нижнего Новгорода.

- Роман Григорьевич, новые социально-экономические условия существования заставили вузы взяться за решение не свойственных им ранее задач. Наиболее характерной из них является предпринимательская деятельность в сфере образования и науки. На Западе появилась даже концепция <<предпринимательского университета ». В вашем вузе разрабатывается и успешно реализуется идея проектно-ориентированного университета. Означает ли это отход от классических ценностей университетского образования?

- На мой взгляд, с этой стороны никакой угрозы университетскому образованию нет. Все, что происходит в мире в этой сфере, является результатом закономерного общественного прогресса.

Всего лишь два столетия назад общество находилось в аграрной фазе развития. С XIX в. началось развитие промышленности, которое привело к созданию индустриального общества ХХ в. Как это сказалось на сельском хозяйстве? Привело к утрате ценностей, дорогих землепашцу с кобылой?

Упадку аграрного производства? Конечно, нет. Напротив, механизация сельского хозяйства, перевод его на индустриальные рельсы дал невиданный за всю историю цивилизации толчок к развитию аг-

22

Высшее образование в России • № 4, 2008

рарного сектора, при этом высвободив массы людей для участия в промышленном производстве. Трудно поверить, что кто-то еще ностальгирует, как сказано у Льва Николаевича Толстого, по «Сохе Андреевне». К началуXXI в. в мировом сообществе сформировалось понимание, что все мы уже находимся в новой фазе развития - информационном обществе, или обществе, основанном на знании. И что, это привело к массовому закрытию сталелитейных заводов? Сворачиванию производства автомобилей, самолетов и т.д.? Индустриальное общество никуда не исчезло. Просто пришло осознание того, что главным фактором конкурентной борьбы во всех сферах жизни стало не количество тонн выпускаемой стали или количество автомобилей, а скорейшее внедрение новых знаний, в частности умелое применение информационных технологий при той же выплавке стали или автоматизации производства других видов продукции. В широкий оборот вошел термин «инновации», а нынешнее общество стали называть еще и «инновационным обществом». Главное, что я хочу сказать этим примером, что переход к новому этапу развития поднимает на новый, более эффективный уровень деятельность, связанную с предыдущей формой общества.

Теперь поговорим об университетской идее. В середине 90-х годов мировое университетское сообщество было весьма озабочено осмыслением того, что происходит с гум-больдтовским университетом. В серии «Переосмысляя западную традицию » Йельский университет переиздал знаменитую книгу Джона Генри Ньюмана «Идея университета». Как известно, кардинал Ньюман, наряду с В. Гумбольдтом, считается основоположником современной идеи «свободного университета». Сразу скажу, что чтение этой книги не прибавит аргументов сторонникам сохранения университета в его прежней концептуальной форме. Например, если ортодоксально следовать ньюмановской «университетской идее», то придется признать, что все технические университеты таковыми не являются. Ньюман пишет, что университетское образование по определению отличается от обучения профессии или ремеслу. Задача университетского образования -расширение кругозора, изменение мышления, привитие привычки мыслить, вовлечение студентов в круг социальных взаимодействий. При чем же здесь узкая специальность типа «технология производства такого-то оборудования »? Первая часть книги Ньюмана была опубликована в 1852 г. Будучи церковным деятелем, озабоченным распространением в Ирландии римской католической церкви и созданием Католического университета в Дублине, он посвятил содержание своего труда теологическим спорам вокруг образования и, конечно, не мог предвидеть бурного развития промышленности, особенно в XX в. Индустриальное общество потребовало индустриальных университетов. Они были созданы, и многие мировые, в том числе российские, технические университеты являются звездами на университетском небосклоне. Интересно, осмелится ли кто-либо сейчас публично сказать, что появление технических университетов разрушило святую университетскую идею «знание ради знания», «образование ради образования» и нанесло удар по «истинному» университетскому движению? Конечно, ничего разрушено не было. Напротив, были созданы новые дополнительные, я бы даже сказал, не ветви, а «стволы» науки и образования: прикладная наука и прикладное профессиональное образование.

То же самое происходит и сейчас, в условиях постиндустриального общества. Рыночная экономика, основанная на знаниях, втягивает университеты в систему глобальной конкуренции национальных экономик. В новых условиях от университетов требуется не только фундаментальное, не только общеполезное прикладное знание, но и конкретное, отвечающее рыночному заказу знание, причем переданное «под ключ» и в срок. Это то, что мы сейчас называем «инновациями». Производить инновации гораздо сложнее, но и

отдача от них выше. Гумбольдтовская модель университета, основанная на сочетании образования и науки, дополнена третьим элементом - инновациями. Термин «треугольник знаний » становится общепринятым. В скобках отмечу, что он даже вошел в число приоритетов новой программы «Темпус-Тасис» для межнациональных проектов. Новая модель университета, базирующаяся на этой концепции, требует, разумеется, и новых подходов к управлению. Мы в ННГУ развиваем проектно-ориентированный подход к управлению инновационным университетом, который обсуждается в одной из статей этого номера журнала.

- Еще одной проблемой, вокруг которой до сих пор не утихают споры, является участие России в Болонском процессе. Роман Григорьевич, что Вы думаете об этом?

- Прежде всего, нам надо всем помнить, что Россия еще в 2003 г. поставила свою подпись под Болонской декларацией. Сегодня уже принят Федеральный закон о двухуровневом образовании. Нижегородский университет в соответствии с приказом Рособразования является вузом-координатором по вопросам реализации целей Болонского процесса в Приволжском федеральном округе. Мы выполнили несколько проектов программы «Темпус», связанных с данной тематикой. Первый их них, посвященный взаимному признанию дипломов между ННГУ и вузами Италии и Дании, мы начали еще в 1998 г., когда идеи Болоньи уже носились в воздухе, но сама декларация еще не была даже подписана. Последний проект, посвященный созданию в ННГУ системы обеспечения качества образования, отвечающей общеевропейским требованиям, только что завершился и получил высокую оценку европейских экспертов...

- Ну, наверное, можно не продолжать. Видно, что Вы за Болонский процесс!

- Погодите, не все так просто. Болонский процесс неразумно обсуждать в терминах «за» и «против», так сказать, в черно-белых цветах. Другим примером столь же многокритериальной, неоднозначно воспринимаемой проблемы, которая сейчас у всех на слуху, является проблема вступления России в ВТО. Мне как председателю Общественной палаты Нижегородской области приходится принимать участие в широких обсуждениях по этому вопросу с участием ведущих российских экспертов. Чтобы не уйти далеко в сторону от нашей темы, только кратко отмечу, что для образования эти две проблемы тесно связаны, и вступление в ВТО в сочетании с уже действующими у нас нормами Болоньи может поставить российские вузы в условия прямой конкуренции с вузами мира.

В чем смысл Болонского процесса? Мне кажется, что квалифицированной читательской аудитории журнала не следует повторять его принципы или историю возникновения. Я дам только одну иллюстрацию, которая, как мне кажется, хорошо поясняет проблему, с которой столкнулись в Европе. Несколько лет назад я участвовал в международной конференции, организованной Европейской академической сетью деканов. Конференция проходила в бельгийском Генте и была посвящена проблемам реализации болонских идей. В своем выступлении министр образования Фландрии (голландскоязычной части Бельгии) рассказывал, что он завален жалобами от выпускников фламандских вузов, которых не принимают на работу в соседней Голландии, потому что там не признают их дипломы. И перейти из фламандского вуза в голландский тоже проблема. Центр Европы, фигурально говоря, «пешеходные расстояния », один язык - и такая несогласованность образовательных систем. А вот в США таких проблем нет. Дипломы вузов США, естественно, признаются на всей территории, и переход из вуза в вуз, хотя и требует сопоставления так называемых «транс-

24

Высшее образование в России • № 4, 2008

криптов», решается, как говорится, в рабочем порядке. Болонский процесс следует рассматривать прежде всего как конкурентный ответ объединенной Европы в целях создания внутреннего мобильного рынка рабочей силы и научно-образовательных услуг.

Многое из того, что включает в себя «болонское движение », можно оспаривать, причем серьезные дискуссии ведутся и в Европе. Кстати, мы помним, что Болонская декларация не носит обязательного характера для подписавшей ее страны. В целом, я бы сказал, что для нас главный вопрос не в том, является ли то или иное положение декларации плохим или хорошим, а в том, хочет ли Россия быть в европейском образовательном пространстве или нет.

- Одно из современных веяний университетской жизни - более активное участие студентов во всех сторонах деятельности вуза. Кстати, студенческие союзы Европы активно включились и в реализацию Болонского процесса. Каково Ваше отношение к этому?

- Безусловно положительное. Мы в университете создали специальный отдел по работе со студентами, у нас есть центр трудоустройства выпускников, ведется большая культурная и спортивная работа. Студенты участвуют и в деятельности центра обеспечения качества образования. Эта сторона университетской жизни в той или иной степени представлена в большинстве вузов. Я бы хотел коротко рассказать о нашем уникальном проекте - это «Малая академия государственного управления». Она создана по инициативе и при поддержке полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе А.В. Коновалова и насчитывает 180 слушателей - студентов различных вузов региона. Главной целью проекта является подготовка лидеров из числа студентов, обладающих социально активной позицией и навыками организационно-массовой работы. Перед слушателями академии выступают, кроме университетских лекторов, полномочный представитель Президента РФ, губернатор области, главы федеральных и региональных органов государственной власти. В обучение включены тренинги, а также практические занятия в местных органах государственной власти. Когда говорят о лидерстве,

то в первую очередь возникают политические ассоциации. Я бы хотел отметить, что проблема гораздо шире. В государстве ставится задача развития среднего класса, а это малый и средний бизнес, который становится массовой профессией. Создание и успешное ведение своего, пусть небольшого, бизнеса требует хороших лидерских качеств и навыков, а следовательно, соответствующей системы обучения. Конечно, не все наши студенты станут государственными или партийными деятелями, но всем им пригодятся лидерские навыки в условиях рыночной экономики.

- В связи с новыми условиями работы вуза в рыночной среде, с обсуждения которых мы начали беседу, часто высказывается мысль, что студент - это клиент вуза, со всеми вытекающими последствиями...

- То есть, например, мы должны руководствоваться рыночным лозунгом «клиент всегда прав»? Ставишь двойку за нелепый ответ, а он тебе объясняет, кто прав... Выгнали двоечника, а он жалуется - не оказали услугу, не смогли обучить, плохо работаете, господа. Пожалуйте денежки назад, да еще неустойку за зря потраченное время. Как ни странно, но тезис о том, что студент - это клиент, я слышал и от иностранных коллег, а больше всего при встрече с представителями студенческой молодежи западных университетов. На то, куда все это ведет, я только что намекнул. Не приводя больше других аргументов, я выражу свое твердое убеждение: студент не клиент, он активный участник процесса обучения. Воспользуюсь иностранным словом: студент - это stakeholder (пайщик) образовательного процесса, причем пайщик, к которому предъявляются самые высокие требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.