Научная статья на тему 'Социальные науки в ННГУ: опыт международного сотрудничества'

Социальные науки в ННГУ: опыт международного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОЕКТЫ / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL SCIENCES / THE INTERNATIONAL COOPERATION / PROJECTS / UNIVERSITY MANAGEMENT / STRATEGIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блонин В. А.

Представлен аналитический обзор основных форм и результатов международного сотрудничества Нижегородского госуниверситета в области социальных наук. Анализируется воздействие международных проектов на научно-образовательную деятельность в университете, его стратегическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SCIENCES AT THE UNIVERSITY OF NIZHNI NOVGOROD: EXPERIENCE OF INTERNATIONAL COOPERATION

Article represents the review of the basic forms and results of the international cooperation at the University of Nizhni Novgorod in the field of social sciences. The influence of the international projects on research and educational activity at university, its strategic development is analyzed.

Текст научной работы на тему «Социальные науки в ННГУ: опыт международного сотрудничества»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 1 (25), с. 15-21 15

УДК 316

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ В ННГУ:

ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

© 2012 г. В.А. Блонин

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

blonin@fsn.unn.ru

Поступила в редакцию 3.03.2012

Представлен аналитический обзор основных форм и результатов международного сотрудничества Нижегородского госуниверситета в области социальных наук. Анализируется воздействие международных проектов на научно-образовательную деятельность в университете, его стратегическое развитие.

Ключевые слова: социальные науки, международное сотрудничество, проекты, университетское управление, стратегическое развитие.

90-е годы ХХ в. в вузах России - время глубоких качественных изменений в сфере социально-гуманитарных наук и образования, что было обусловлено общими переменами в системе высшего образования, особым образом затронувших традиционный для советской высшей школы комплекс общественных наук. Реформирование российского общества в условиях глубоких структурных изменений потребовало принципиально новых подходов к развитию социально-гуманитарного знания и созданию системы подготовки квалифицированных кадров для социальной сферы. Становление многих социальных наук, особенно для нестоличных вузов, при отсутствии необходимого опыта, подготовленных кадров сделало не просто полезным, но и жизненно важным обращение к международному опыту в этой области. Это в полной мере относится и к Нижегородскому государственному университету им. Н.И. Лобачевского.

Осознание важности перемен руководством университета определило поиск новых подходов и осуществление продуманных шагов по разработке стратегии развития социально-гуманитарного образования на долговременную перспективу. В начале 90-х годов в университете открывается подготовка по новым социально-гуманитарным специальностям (юриспруденция, социология, политология, социальная работа). Эти усилия были по заслугам оценены на региональном уровне - группа специалистов университета в 1993 году была награждена Премией Нижнего Новгорода. По инициативе ректората ННГУ и при поддержке Госу-

дарственного комитета по высшей школе РФ в 1993 г. при университете были созданы межвузовский центр по разработке концептуальных основ и содержания гуманитарного образования, научно-методический совет ННГУ по общему гуманитарному образованию, ВерхнеВолжский филиал Российского центра гуманитарного образования по переподготовке специалистов в сфере социально-гуманитарных наук, начало работу Нижегородское отделение Академии гуманитарных наук. Проделанная организационная, научно-методическая и аналитическая работа подготовила условия для следующего шага - разработана Концепция развития гуманитарного образования в ННГУ, которая была обсуждена и одобрена Ученым советом университета в декабре 1994 года [1]. В рамках реализации этой программы в 1996 году был создан и факультет социальных наук (ФСН).

Социально-экономические преобразования в России, открытие ранее «закрытого» города, каким был в советское время Нижний Новгород, и, соответственно, Нижегородского университета выдвинули стратегические задачи - освоения мирового опыта в научно-образовательной сфере и активного вхождения в международное образовательное пространство.

Обращение к международному научнообразовательному опыту в сфере социальных наук и организация сотрудничества с зарубежными вузами носит комплексный характер как в плане форм такого сотрудничества, так и с точки зрения его воздействия на развитие социального знания в ННГУ.

Данная статья представляет собой аналитический взгляд на содержание, результаты и перспективы этого сотрудничества.

Начнем с краткого обзора того, как развивалось взаимодействие с зарубежными вузами и специалистами в области социальных наук в ННГУ, и прежде всего с участием ФСН.

За последние двадцать лет Нижегородский университет накопил значительный опыт международного сотрудничества в образовательной и научной сфере. Организационную и финансовую основу большинства проектов в этих областях составляют академические программы различных международных и национальных организаций. Актуальность и сложность проблем подготовки специалистов для социальной сферы, организации научных исследований, важность изучения опыта западных университетов в этой сфере обусловили активность и последовательность руководства ННГУ в подготовке и реализации проектов в рамках соответствующих образовательных и исследовательских программ. В их числе можно назвать программы Национального фонда подготовки кадров, Темпус-Тасис Комиссии Европейских сообществ, а среди проектов выделить такие, как «На пути к предпринимательскому университету» («Becoming an Entrepreneurial University», Tempus-Tacis University Management Joint European Project) и «В Болонский процесс через всеобщее управление качеством» («Achieving Bologna through Total Quality Management», Tempus-Tacis University Management Joint European Project), «Трансфер знаний для устойчивого развития университета» («Knowledge Transfer for Sustainability of University Development», Tempus University Management Joint European Project). В рамках проекта по Программе Темпус-Тасис «На пути к предпринимательскому университету» была разработана и принята Миссия Нижегородского университета, определившая основные направления стратегического развития ННГУ [1].

Когда в 1996 году был создан факультет социальных наук, он сразу включился в международную образовательную деятельность. Сначала это было приглашение зарубежных специалистов из США, Канады, Германии и других стран, которые участвовали в образовательном процессе на ФСН в рамках «Гражданского образовательного проекта». Преподаватели из зарубежных университетов читали курсы лекций и проводили семинары для студентов по новым социальным дисциплинам, знакомили преподавателей факультета социальных наук со своим

опытом, вместе со специалистами из социальных служб участвовали в международных научно-практических конференциях, проводимых в ННГУ.

Однако по-настоящему масштабное и систематическое сотрудничество началось с совместного образовательного проекта по прикладным социальным наукам (социологии, политологии и социальной работе) двух университетов - ННГУ и университета Эссена (ныне университет Дуйсбург-Эссен) по программе сотрудничества российских и немецких университетов имени Александра Герцена при финансовой поддержке Германской службы академических обменов (DAAD) [2]. Начавшись с этого проекта, академическое взаимодействие двух университетов вышло далеко за его рамки, и обе стороны находили и находят все новые и новые возможности для его продолжения. Обозначенные формы деятельности получили развитие в рамках новых программ и проектов, среди которых следует выделить Инновационный проект развития образования, финансируемый Международным банком реконструкции и развития (2000-2004 гг.), по совершенствованию подготовки в области социально-экономических наук (по социологии для факультета социальных наук).

Эти проекты способствовали разработке инновационных учебных курсов и пособий, совершенствованию учебных планов, повышению квалификации преподавателей, укреплению материальной, информационной базы учебного процесса; студенты и аспиранты получили возможность совершенствовать языковую подготовку, а также стажироваться в западных университетах.

Следует отметить логику развития сотрудничества университетов: начавшись с образовательного проекта, оно переросло и рамки проектов, и программ, по которым проекты осуществлялись. Это было обусловлено прежде всего содержанием сотрудничества, которое изначально носило инновационный характер.

Основные виды деятельности по проектам предполагали:

• совместную разработку инновационных учебных курсов в рамках подготовки по прикладным социальным наукам и соответствующего методического обеспечения (в т.ч. разработку учебно-методических материалов, приобретение специальной литературы, материальнотехническое оснащение учебного процесса),

• чтение профессиональных и специальных курсов зарубежными профессорами для студентов ННГУ,

• специальную языковую подготовку по социальным наукам для студентов и молодых специалистов ННГУ,

• семестровые курсы для российских студентов в германском университете,

• стажировки преподавателей и аспирантов ННГУ в университете Эссена для ознакомления с учебным процессом, подготовки диссертаций, проведения совместных научных исследований.

Интеграционный, междисциплинарный характер избранного направления профессиональной подготовки, его практическая ориентированность позволили сформулировать предложения, разработать методическое обеспечение для подготовки специалистов, обладающих достаточными теоретическими знаниями и практическими навыками по прикладным социальным наукам. Такая подготовка соответствует современным перспективным тенденциям в сфере высшего образования, базирующимся на развитии и углублении интегрированного его характера. Подготовка универсальных специалистов также более полно отвечает реальным общественным потребностям и может обеспечить большую конкурентоспособность и во^ требованность выпускников университета на современном российском рынке труда (особенно на региональном уровне).

Стороны с самого начала осознавали насущную необходимость в том, чтобы подкрепить образовательную составляющую проекта совместной научно-исследовательской работой, поскольку университетское образование невозможно без соответствующей научной базы. Таким образом были заложены основы уникального трансфертного процесса регулярного взаимодействия в сфере социальных наук.

Основными задачами и формами многостороннего сотрудничества стали:

- интеграция мировых научных достижений в проблематику российских социальных наук;

- создание регулярного коммуникационного канала в рамках двухстороннего взаимодействия;

- проведение совместных научно-практических исследований в области социологии и социальной работы;

- свободный доступ нижегородских ученых к современной научно-практической информации;

- совершенствование учебного процесса в Нижегородском университете;

- знакомство студентов и аспирантов Нижегородского государственного университета с принципами и содержанием преподавания социальных наук в зарубежных вузах;

- организация регулярного преподавания факультативных курсов зарубежными специалистами в ННГУ,

- участие в международных научно-практических конференциях и симпозиумах по социальным наукам.

В результате на факультете социальных наук ННГУ сложился коллектив ученых, ориентированных на активное сотрудничество с зарубежными академическими кругами (проф. Саралиева

З.Х., проф. Иудин А.А., проф. Бекарев А.М., проф. Ивашиненко Н.Н., проф. Сизова И.Л., доц. Стрелков Д.Г., доц. Петрова И.Э., доц. Судьин С.А., к.с.н. Соловьева С.В., к.с.н. Солдаткин А.Е. и др.) и успешно применяющих свой научный опыт в учебном процессе, индивидуальной и коллективной научной деятельности.

Накопленный опыт и налаженные связи с немецкими коллегами заложили основы для дальнейшего сотрудничества с университетами Германии. Так, по рекомендации профессора В. Зодера были установлены контакты с другим немецким университетом (г. Хемниц), где группа социологов под руководством профессора Б. Наука координировала крупные международные исследовательские проекты. В результате специалисты ФСН были приглашены для организации российской части этих проектов, а участие в них открыло доступ к новейшим исследовательским методикам. Итог - проведение международного социологического исследования «Ценность детей и межпоколенные отношения» (2006-2008 гг.) и германо-российского социологического проекта «Взаимоотношения и семейная жизнь в России» (2009-2010 гг., научный руководитель российской части проектов профессор З.Х. Саралиева) [3].

С 2004 года Нижегородский университет принимает участие в Программе поддержки университетского управления (University Administration Support Program - UASP) Американского совета по международным исследованиям и обменам (IREX, США). IREX - международная некоммерческая организация, под эгидой которой реализуются многочисленные инновационные программы, в том числе и в сфере образования. Программа поддержки университетского управления финансируется Корпорацией Карнеги в Нью-Йорке и предназначена для представителей руководства университетов, определенных руководством программы. Эта программа реализуется с 2001 года и нацелена на содействие в совершенствовании управления университетами в России и Евразии. Программа реализуется в двух основных формах: проведение 10-недельных стажировок в университетах

США по проблемам университетского управления для руководящего звена российских университетов; осуществление пилотных проектов на грантовой основе в целях реформирования университетского управления. Программа предоставляет возможности представителям руководства университетов пройти стажировки в государственных университетах США и получить возможность ознакомиться с американским опытом организации процесса управления в высших учебных заведениях [4]. После возвращения домой участники программы могут принять участие в конкурсе на получение гранта для осуществления административных реформ в своих университетах. Участие в этой программе началось с заявки автора этой статьи на стажировку в одном из американских университетов. В качестве проблемы для изучения опыта американских университетов по рекомендации ректора ННГУ профессора Р.Г. Стронгина и проректора по международной деятельности А.О. Грудзин-ского были избраны вопросы стратегического планирования в университетах, весьма актуальные, но одновременно и дискуссионные в современном высшем образовании [5]. Проведенное исследование было посвящено изучению оптимальных форм, содержания, методов разработки и реализации университетского стратегического плана. В его основу было положено изучение опыта университетов США по стратегическому управлению и стратегическому планированию. В качестве организационного ресурса для аналитической и информационной поддержки процесса стратегического планирования был выбран проект по созданию Аналитического центра по обеспечению стратегического управления ННГУ в структуре кафедры социологии управления на факультете управления и предпринимательства, руководимой доктором социологических наук А.О. Грудзинским. Аналитический центр по обеспечению стратегического управления ННГУ призван содействовать формированию и развитию необходимых организационно-методических и информационно-аналитических условий для организации непрерывного процесса стратегического управления и планирования в ННГУ [6].

Важным новым шагом международной образовательной интеграции стало участие факультета социальных наук ННГУ в проекте «Модернизация российского образования в области социальной работы» в рамках программы Тем-пус Европейской комиссии (2009-2012 гг.). Целью проекта является модернизация и качественное совершенствование учебных планов, обучения и инфраструктуры подготовки по со-

циальной работе в Приволжском регионе на базе трех российских университетов: Саратовского государственного технического университета, Казанского государственного медицинского университета и Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Западными партнерами по проекту стали университет Линкольна (Великобритания), университет Зигена (Германия), университет Фракии (Греция). К основным задачам проекта относятся: модернизация учебных планов по социальной работе для двухуровневой системы подготовки (бакалавр/ магистр) в соответствии с требованиями Болонского процесса; разработка и модернизация основных учебных курсов по социальной работе; совершенствование системы отношений между вузами, учреждениями и органами управления в социальной сфере, подготовка инновационного учебника по социальной работе.

Разумеется, международных проектов и программ, в которых принимал и принимает участие Нижегородский университет и факультет социальных наук в том числе, существенно больше, чем было перечислено. Однако и на основе этих материалов можно сделать аналитическое обобщение, позволяющее оценить эффективность международного сотрудничества, его воздействие на образовательную и научную деятельность в области социальных наук.

Что показал накопленный опыт?

Международное сотрудничество и инновации в социальных науках. Последовательное развитие сотрудничества позволяет совершенствовать инновационные подходы к развитию социально-научного образования: от знакомства с опытом западных университетов, включая реализацию основных принципов Болонского процесса, к разработке и внедрению собственных учебных планов, базирующихся на компе-тентностном подходе и модульной системе, инновационных учебных курсов и учебно-методических материалов. Яркие примеры - участие в Инновационном проекте развития образования (ИПРО) по социологии (2000-2003 годы) и завершающемся в 2012 году проекте по программе Темпус «Модернизация российского образования в области социальной работы». В рамках этих проектов были модернизированы или созданы вновь инновационные учебные планы по подготовке бакалавров и магистров по социологии и социальной работе, механизмы мониторинга их реализации, разработаны и внедряются инновационные учебно-методические комплексы и учебные курсы, опубликован учебник «Социальное взаимодействие в

системе социальной работы» [7], ряд учебных пособий.

Опыт проектной работы. Участие в международных проектах способствует формированию и совершенствованию навыков проектной работы: от подготовки проектной заявки (определение целей и задач проекта, видение конечных его результатов, ресурсного обеспечения и т.д.) к готовности действовать в условиях жесткой внешней экспертизы, осваивать механизмы контроля качества собственной научной и образовательной деятельности. Накопленный таким образом непростой, но бесценный опыт помогает двигаться дальше в проектно-ориентированной работе, которая становится доминирующей в реалиях современной университетской жизни снизу доверху: от инициативных проектов до грантовых подходов по осуществлению научно-исследовательской работы, диктуемых органами государственного управления. Важным элементом такого организационного опыта является также готовность и способность координировать свою проектную деятельность с партнерами. Как показывает практика, международное сотрудничество стимулирует и придает более организованные формы кооперации с российскими коллегами: так, благодаря проекту Темпус по социальной работе взаимодействие факультета социальных наук ННГУ с партнерами из университетов Саратова и Казани вышло на новый, более высокий уровень.

Возможность социологического обобщения обретенного опыта. Сотрудничество в сфере социальных наук предоставляет и уникальную возможность его социологического сопровождения, предполагающего проведение социологических исследований на предмет оценки форм, содержания и результатов международного сотрудничества, а также перспектив его развития. Пример такого исследования - опрос 2006 года студентов и преподавателей факультета социальных наук по кооперации с университетом Дуйсбург-Эссен [2]. Результаты опроса показали как оценку состояния такого сотрудничества, сильных и слабых его сторон, так и видение перспектив его развития. Преподаватели и студенты отмечали наиболее перспективные направления академической работы студентов, формулируя рекомендации стратегического характера, например, о целесообразности освоения курсов, связанных с новыми методами анализа и новыми информационными технологиями, имеющими междисциплинарный характер и позволяющими анализировать социальные процессы в Европе и их последствия, интегрироваться в международный исследовательский процесс. В качестве пер-

спективного момента подготовки студентов преподаватели отмечают необходимость приглашения на семинары практикующих специалистов, углубление и расширение связи учебного процесса с практикой, изменение соотношения аудиторных занятий и самостоятельной работы в пользу последней, увеличение доли письменных форм отчетности студентов по курсам, а также активное использование в преподавании методов создания проблемных ситуаций. Среди значимых приобретений от научных командировок в университет Дуйсбург-Эссен преподавателями ННГУ чаще всего называются обретение новых коллег и друзей в академической среде. Большинство преподавателей считают, что следует шире привлекать студентов к проведению семинаров, научных конференций, круглых столов, к исследовательской работе. Некоторые преподаватели отмечают высокую мотивацию студентов, достаточно высокий уровень профессиональной, языковой и академической подготовки и, в связи с этим, видят возможность рассмотрения их в качестве кадрового резерва преподавательскою состава университета. Это мнение нашло свое подтверждение: большинство студентов, прошедших стажировку в Германии, по окончании вуза поступили в аспирантуру, а некоторые уже стали кандидатами наук. Преподаватели и студенты ННГУ, имеющие опыт научных контактов и командировок в Г ерманию, настроены на продолжение сотрудничества со своими немецкими партнерами, особенно в сфере проведения совместных научно-исследовательских проектов, конференций и семинаров. Помимо академического эффекта отмечается расширение кругозора, возрастание интереса и уважения к Германии и Европе, реальное сближение наций, основанное на приобретении друзей в академической среде.

В рамках программы был осуществлен совместный исследовательский проект в области социологии образования, посвященный изучению социальных ориентаций современного студенчества. В основе проекта лежали данные, полученные в совместном российско-канадском исследовании 1995 г. В 2003 г. это исследование имело свое продолжение по результатам опроса российских и немецких студентов [8]. Освоение зарубежного опыта на основе российско-немецкого сотрудничества нашло свое развитие в реализации проекта по изданию серии «Современная немецкая социология», в рамках которого уже опубликованы обзоры по проблемам социологии города и семьи [9].

Социологический потенциал - к социологии образования, к вопросам университетского ме-

неджмента. Социальные науки, и в частности социология, как практико-ориентированные выполняют важную функцию научного, аналитического сопровождения при решении вопросов университетского управления и развития университета. Международное сотрудничество стало важным стимулом для движения в этом направлении. Начав с участия в различных международных проектах, и прежде всего по программе Темпус Европейской комиссии в области социальных наук, ННГУ приступил к реализации проектов по университетскому управлению (по программам Темпус, IREX и др.). Именно на этом этапе университет, активно реализуя проектно-ориентированные подходы, приступил к их социологическому осмыслению под руководством проректора по международной деятельности (ныне первого проректора, проректора по международной деятельности и инновациям в образовании) профессора А.О. Грудзинского, результатом чего стало создание кафедры социологии управления и успешная защита в 2005 году диссертации на соискание степени доктора социологических наук по теме «Социальный механизм управления инновационным университетом» [10].

Все это является хорошей основой для дальнейшей интеграции ННГУ в международное научно-образовательное пространство, например, в таких проектах, как российско-американская программа «ЭВРИКА» (EURECA - сокр. англ. Enhancing University Research and Entrepreneurial Capacity), направленная на формирование в национальных исследовательских университетах России инфраструктуры для успешного трансфера в экономику результатов университетских научных разработок через привлечение опыта и возможностей американских исследовательских университетов; программа «Эразмус Мундус» Европейской комиссии и др.

Т ак, опираясь на полученный опыт, факультет социальных наук принял участие в заявках по программе Европейской комиссии «Эразмус Мундус» и стал участником двух консорциумов. В результате Нижегородский университет впервые вошел в число победителей программы Европейского союза «Эразмус Мундус» (Erasmus Mundus) по направлению «Партнерство с высшими учебными заведениями третьих стран и стипендии для мобильности». Проект, рассчитанный на четыре года и имеющий бюджет более двух миллионов евро, носит название «Европейско-Российская образовательная сеть» (ERANET-MUNDUS: Euro-

Russian Academic Network-Mundus). В консорциум проекта входят 17 вузов из Испании, Ни-

дерландов, Великобритании, Германии, Италии, Словакии, Польши и России. В числе российских партнеров кроме ННГУ - Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, а также ряд других вузов страны. Головным вузом проекта является университет Барселоны (Испания). В ННГУ базовым факультетом проекта является факультет социальных наук. Еще один выигранный проект - «Международный магистр в области изучения России, Центральной и Восточной Европы», реализуемый консорциумом университетов из Великобритании, Эстонии, Финляндии, Венгрии, Польши и Казахстана. Координатор проекта - университет Глазго (Великобритания). Проект длительностью два года будет выполняться в рамках программы «Эразмус Мундус» по направлению «Магистратура и совместная аспирантура». ННГУ имеет статус ассоциированного партнера проекта. В число ассоциированных партнеров также входят университеты из Канады, Украины, Азербайджана и Грузии.

Указанные проекты открывают новые возможности для академического сотрудничества, которое все более превращается в улицу с двусторонним движением. Нижегородский университет становится базой для включенного обучения бакалавров и магистров зарубежных университетов, для научных стажировок преподавателей и аспирантов из европейских вузов. Тем самым реализуется одна из важных задач, стоящих перед ННГУ как национальным исследовательским университетом, предусматривающая его превращение в научно-методический центр как в России, так и на международной арене.

Отмечая перспективность дальнейшего международного сотрудничества Нижегородского университета в сфере социальных наук, в том числе и в плане реализации Программы его развития как национального исследовательского университета, нельзя не подчеркнуть важное человеческое измерение такой кооперации. Через участие в таких проектах формируется кадровая основа в данной учебно-научной сфере -круг молодых, широко образованных, владеющих иностранными языками специалистов, которые будут определять будущее социальных наук в ННГУ.

Список литературы

1. Гуманитарное образование в университете // Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского. Черты нового / Рук. авт. коллектива Р.Г. Стронгин. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. 544 с.

2. Блонин В.А., Зодер В., Иудин А.А., Саралиева З.Х., Хаберль О. Академическое сотрудничество Нижегородского университета и университета Дуйс-бург-Эссен (Германия) в сфере социальных наук // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Вып. 1 (7). Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. С. 172-180.

3. Ценность детей и межпоколенные отношения: Сборник научных статей / Под ред. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2008. 179 с.

4. Исследования в сфере университетского уп -равления: опыт сотрудничества с Американским советом по международным исследованиям и обменам (IREX) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Вып. 1 (7). Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. С. 192-196.

5. Стронгин Р.Г., Максимов Г.А., Грудзинский А.О. Университет как интегратор в обществе, основанном на знании // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 15-27; Грудзинский А.О. Европейское измерение в развитии управления университетом // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 86-92.

6. Блонин В.А. Университетское стратегическое планирование: американский опыт и возможности

его применения в российском университете // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Вып. 1 (6). Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. С. 53-62.

7. Социальное взаимодействие в системе социальной работы: Учебник / Под общей ред. З.Х. Сара-лиевой. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гос-университета, 2011. 299 с.

8. Социальные ориентации современного студенчества / Под ред. А.А. Иудина и В. Зодера. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 201. 121 с.

9. Иудин А.А., Шпилев Д.А. Современная немецкая социология (Обзор). Проблемы развития города. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2010. 56 с.; Егорова Н.Ю., Иудин А.А., Шпилев Д.А. Современная немецкая социология (Обзор). Исследования проблем семьи. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2011. 84 с.

10. Грудзинский А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 2004. 370 с. (Монография); Грудзинский А.О., Стронгин Р.Г. Проектно-ориентированное управление инновационным университетом // Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 26-31.

SOCIAL SCIENCES AT THE UNIVERSITY OF NIZHNI NOVGOROD:

EXPERIENCE OF INTERNATIONAL COOPERATION

V.A. Blonin

Article represents the review of the basic forms and results of the international cooperation at the University of Nizhni Novgorod in the field of social sciences. The influence of the international projects on research and educational activity at university, its strategic development is analyzed.

Keywords: social sciences, the international cooperation, projects, university management, strategic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.