Научная статья на тему 'Миссия Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского'

Миссия Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миссия Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского»

Р. СТРОНГИН, профессор, ректор А.ГРУДЗИНСКИЙ, доцент, проректор

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

К началу XXI века глобальные тенденции развития мировой образовательной системы вполне определились. За исключением ряда элитных университетов, пользующихся приоритетной поддержкой государств, основная масса вузов оказалась в той или иной степени (в зависимости от национальных условий и собственных возможностей) вовлеченной в рыночно-ориентированную деятельность, основанную на конкуренции за ресурсы. Целью соревнования стал государственный заказ на подготовку специалистов, средства населения, готового оплачивать различные образовательные услуги, средства, выделяемые в виде грантов на научные исследования государствами, общественными и частными фондами, корпорациями. Более того, университеты наравне с производственными предприятиями включились в рыночную борьбу за продвижение высокотехнологичной продукции, изготавливаемой в вузах или ассоциированных с ними производственных структурах.

Правительства европейских государств в целом поощряют движение университетов в сторону рынка и создают институциональные условия его глобализации в рамках общего процесса интеграции Европы. Примерами усилий европейских правительств, направленных на глобализацию рынка образовательных и научных услуг, являются Болонский процесс и Рамочные программы научно-технологического

Миссия

Нижегородского

государственного

университета

им. Н.И. Лобачевского

развития. Правительство Российской Федерации также приняло решения по вовлечению российских вузов в эти глобальные процессы.

Практики и исследователи университетского менеджмента в течение последнего десятилетия прошлого века сформулировали и стали активно обсуждать одну из важнейших проблем управления, вытекающую из этой новой ситуации. Суть ее состоит в том, что университеты не могут более «управляться традициями», то есть жить по фиксированным правилам, сложившимся в течение столетий и известным всем сотрудникам университетов со студенческой скамьи. Новые условия заставляют вузы работать, руководствуясь некоторыми обоснованно избранными, уникальными для каждого вуза концепциями и планами действий, отвечающими реалиям конкретной социально-экономической ситуации в регионе и, более того, учитывающими перспективу динамичного развития внешних условий.

Краеугольным камнем концепции развития вуза является определение его функции, то есть ясное очерчивание видов и форм его деятельности, обеспечивающих решение тех фундаментальных задач образования и науки, которого ожидают от него общество и государство. В связи с вышесказанным в университетском менеджменте возникли понятия миссии и стратегического плана деятельности университета. Европейские и американские уни-

верситеты в большинстве своем имеют явно сформулированную миссию. Сложнее обстоит дело со стратегическим планированием. Оптимальные форма, содержание, способы разработки университетских стратегических планов все еще остаются предметом обсуждения и экспериментов. Тем не менее многие из европейских и американских университетов имеют соответствующие документы, используемые как планы развития на длительную перспективу.

Российские вузы в последние годы также стали осознавать необходимость ясной формулировки задач развития в новых условиях, причем формулировки, доступной для использования в качестве руководства к действию каждым членом коллектива вуза. Этому способствовали собственный анализ социально-экономической ситуации, а также рекомендации, исходящие из Министерства образования РФ, например в виде целевых управленческих проектов. Кроме того, университеты приняли участие в различных образовательных и исследовательских программах в области университетского управления, таких, как программы Национального фонда подготовки кадров, программа Темпус-Тасис Комиссии Европейских сообществ, программа «Поддержка административного управления в высших учебных заведениях» Международного совета по научным исследованиям и обменам (АЙ-РЕКС) и другие. Одной из последних инициатив такого рода является новый проект Зальцбургского семинара «Университетское стратегическое планирование в контексте регионализации российского высшего образования», стартовавший осенью 2003 года.

Как и подавляющее большинство государственных вузов России, Нижегородский государственный универси-

тет в течение последнего десятилетия ХХ века вынужден был самостоятельно искать пути сначала выживания, а затем и активного развития в новых условиях. Наряду с укреплением и развитием традиционных управленческих подходов, руководство университета выбрало путь, основанный на широком использовании инициативы сотрудников в деле привлечения дополнительных источников финансирования. В ННГУ сформировалась новая концепция университетского управления, получившая название «проектно-ориен-тированный подход» [1-3]. В условиях развития многочисленных инициативных инновационных проектов особенно актуальным стал вопрос о стратегическом регулировании организационной системы и наличии некоторого общедоступного руководства для сотрудников университета, очерчивающего допустимые направления и способы активизации их деятельности.

В 2000 году факультет управления и предпринимательства вошел в Европейскую академическую сеть деканов (DEAN) [4], что позволило получить доступ к информации о тенденциях развития европейского университетского менеджмента и сформулировать текущую задачу управления университетом как задачу разработки миссии и стратегического плана. С целью широкого учета международного опыта по разработке миссии и стратегического плана, обеспечения их международной экспертизы ННГУ подготовил заявку на грант Комиссии Европейских сообществ по программе Темпус-Тасис. В 2001 году в консорциуме с Лондонским столичным университетом и Европейским центром по стратегическому управлению университетами (Брюссель) мы получили право на выполнение проекта Темпус «На пути к предпринимательскому университету» [5], главной задачей которого стало создание инно-

вационной миссии и стратегического плана развития Нижегородского госуниверситета.

Принятие Миссии широким университетским сообществом представляет собой серьезную проблему. Отсутствие глубоких традиций в этой области, существование в общественном мнении легенд о «самоуправляемости» вуза и патерналистский настрой большинства вузовского сообщества существенно затрудняли возможность даже самой постановки проблемы создания университетской миссии. Особенно сложной она представлялась в связи с инновационным характером университетских задач, которые нужно было поставить перед коллективом в этом документе. Более полутора лет ушло на продвижение идеи и ее обсуждение среди широкого слоя руководителей подразделений университета.

В период с 2002 по 2003 годы более 50 представителей руководящего состава ННГУ (ректорат, деканы, директора НИИ, руководители управлений университета) приняли участие в семинарах по университетскому управлению в ведущих университетах Великобритании и Бельгии. В ходе этих семинаров они посетили университеты Люве-на, Гента, Лондонский столичный, Вор-вика, Лидса, Солфорда, Суррея, Восточного Лондона, Брюнеля, Кембриджа, а также целый ряд британских и международных организаций, занимающихся вопросами университетского управления. Один из наиболее впечатляющих семинаров был проведен в Кембридже. В ходе этого семинара было показано, что классический мировой лидер фундаментального образования и науки (Кембридж является абсолютным «рекордсменом» по количеству Нобелевских лауреатов) одновременно является лидером и в инновационном университетском менеджменте (Кембридж вторым в мире после

американского Стэнфорда создал технопарк, а в настоящее время активно развивает университетский Центр предпринимательства).

Важным этапом разработки Миссии стало проведение в ННГУ в конце октября 2003 года семинара «Концептуальные вопросы стратегического управления в образовании» в рамках проекта Минобразования РФ «Управленческий мониторинг и консалтинг как эффективная форма диссеминации передового международного опыта управления университетами» (Госконтракт № 1146 от 24.06.03 г., руководитель проекта Е.А. Князев). На заключительном этапе подготовки был проведен семинар в Европейском центре стратегического управления университетами, где текст миссии оценивался группой экспертов (бывших и действующих старших администраторов университетов, включая ректоров) из Бельгии, Голландии, Великобритании, Франции, Венгрии.

Подготовленный проект текста Миссии был распространен в подразделениях университета, где в течение более чем трех недель шло его обсуждение. Миссия ННГУ была принята единогласно решением Ученого совета университета 3 декабря 2003 года.

Предваряя полный текст Миссии, сделаем несколько методических замечаний, которые могут оказаться полезными вузам, находящимся в поисках своего пути. Знакомый с миссиями зарубежных и российских вузов обратит внимание на то, что текст Миссии ННГУ существенно более структурирован и построен по классической модели «цели-задачи-средства ». Следующая после преамбулы формулировка общих целей функционирования нашего университета во многих случаях и составляет собственно Миссию университета (некоторые европейские университеты имеют подобный текст Миссии разме-

ром не более полстраницы). Тем не менее коллектив разработчиков1 посчитал необходимым включить в текст также и детальную расшифровку решаемых задач в русле четырех основных направлений деятельности классического университета: образование, наука, региональное развитие и международная деятельность. Кроме того, последняя часть Миссии призвана четко указать, что для решения задач развития современного университета нужны инновационные управленческие методы комплексного характера. Ниже следует полный текст Миссии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), созданный в 1916 году как Народный университет и определивший основу развития системы высшего образования и фундаментальной науки в Нижегородском регионе, относится к числу лучших классических университетов России.

Университет стал местом зарождения многих новых направлений научных исследований и подготовки кадров. Международное признание имеют научно-педагогические школы ННГУ. Их воспроизводство и развитие определяют высокое качество образовательной деятельности ННГУ как университета исследовательского типа. Университет всегда стремился предложить эффективные научно-образовательным ответы на новые потребности времени.

В составе ННГУ сложились крупные научно-исследовательские институты, обеспечивающие концентрацию исследовательских усилий на прорыв-

1 В разработке текста, положенного в основу Миссии ННГУ, кроме авторов данной статьи, принимали участие А.В. Петров (проректор по учебной работе) и В.А. Блонин (декан факультета социальных наук).

ных направлениях. Институциализи-ровано научно-образовательное сотрудничество ННГУ с Российской Академией наук. Традиционным является многоплановое взаимодействие университета с отраслями экономики. Университет ведет систематическую работу по созданию дополнительных источников обеспечения своей деятельности.

ННГУ является центром интеграции образовательной, научной и культурной жизни региона.

Внутриуниверситетскую жизнь ННГУ отличает высокий демократизм.

Нижегородский университет видит свою миссию в сохранении и укреплении роли ННГУ как одного из ведущих институтов российского высшего образования, осуществляющего:

• основанную на научных исследованиях подготовку высококвалифицированных кадров, способных внести эффективный вклад в прогрессивное развитие России;

• развитие фундаментальной и прикладной науки как основы высокого качества образования и источников новых знаний и технологий для эффективного решения социальных и экономических проблем современного общества, развитие общеуниверситетской культуры трансфера знаний и технологий;

• значительный вклад в развитие российского образования и участие в работе высшей школы России по формированию интегрированной системы высшего образования Европы;

• активное воздействие на социально-экономическое и духовное развитие региона и Приволжского федерального округа.

Для реализации объявленных целей Нижегородский университет решает следующие задачи:

в области образовательной деятельности:

• осуществляет подготовку квалифицированных специалистов на базе научных исследований с использованием современной системы управления и контроля, гарантирующей высокое качество образования;

• вводит новые направления подготовки для кадрового сопровождения потребностей общества, основанного на знаниях, развивает элитные и массовые программы подготовки специалистов;

• реализует функции центра разработки и апробации новых образовательных стандартов, программ и методов обучения;

• обеспечивает потребности личности, общества и государства в широком спектре основных и дополнительных образовательных программ, реализуемых в востребованных обучающимися формах, создает условия для непрерывного образования;

• воспитывает у обучающихся потребность в постоянном обновлении знаний, лидерские качества, способствует их формированию как высококультурных, социально активных и гармонично развитых личностей;

в области научной деятельности:

• проводит многопрофильные и междисциплинарные фундаментальные и прикладные научные исследования, определяющие общий потенциал университета и составляющие основу образования высокого качества;

• создает условия для расширения и укрепления научно-педагогических школ ННГУ, для широкого привлечения талантливой молодежи к научно-образовательной деятельности;

• осуществляет подготовку научных кадров высшей квалификации через магистратуру, аспирантуру и докторантуру;

• ведет экспертно-аналитическую деятельность в области науки и образования;

• укрепляет сотрудничество с институтами Российской Академии наук и отраслевыми институтами, создает и развивает учебно-научные центры;

• расширяет инфраструктуру инновационного развития, обеспечивающую эффективный трансфер наукоемких технологий и создание конкурентоспособной продукции;

в области регионального развития:

• содействует социальному, экономическому, институциональному и культурному развитию страны, округа и региона;

• сотрудничает с федеральными и региональными органами власти;

• способствует формированию высокотехнологических секторов экономики округа и региона через активизацию передачи наукоемких технологий и интеграцию с мировой индустрией высоких технологий, способствующую привлечению в регион внешних инвестиций;

• содействует созданию социальной стабильности, атмосферы взаимопонимания, терпимости, взаимного духовного и культурного обогащения в многонациональном и поликонфессиональном Приволжском федеральном округе и в Нижегородском регионе;

в области международной деятельности:

• участвует в процессах формирования интегрированного европейского образовательного пространства, сохраняет традиции евразийского сотрудничества;

• активно участвует в формировании региональных и международных университетских сетей;

• развивает международное сотрудничество в области науки и высоких технологий, создает новые формы взаимодействия в актуальных областях;

• создает систему обучения иностранных студентов и аспирантов в рамках российской системы экспорта образования;

• активно участвует в программах международного сотрудничества Приволжского федерального округа и региона.

Для решения указанных задач ННГУ:

• развивает собственную структуру и совершенствует систему управления, опираясь на динамичную организацию основной деятельности (проек-тно-ориентированный подход) и интеграцию с другими образовательными и научными учреждениями;

• расширяет систему дополнительных источников финансирования;

• развивает материально-техническую базу образовательной и научной деятельности, а также материальную инфраструктуру обеспечения социальной жизни коллектива сотрудников и студенчества;

• создает информационную среду, обеспечивающую формирование высокой информационной культуры в уни-

верситетском сообществе и вне его и создающую основу для информационно-технологического обеспечения образовательно-научной и административно-управленческой деятельности.

Литература

1. Хохлов А.Ф, Стронгин Р.Г, Грудзинс-кий А.О. Проектно-ориентированный университет // Высшее образование в России. - 2002. - №2. - С. 3-11.

2. Грудзинский А.О. Университет как пред-

принимательская организация // Соци-ол. исслед. - 2003. - № 4. - С. 113-121.

3. Грудзинский А.О. Концепция проектно-

ориентированного университета // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - №3 (26). - С. 24-37.

4. Грудзинский А.О. DEAN - Европейская

академическая сеть деканов // Вестник высшей школы. - 2001. - №5. - С. 15.

5. Tempus-Tacis University Management Joint European Project «Becoming an Entrepreneurial University». Contract No. UM_JEP-22240-2001, Координатор проекта Стронгин Р.Г.

Н. ЛОВЦОВА, доцент Саратовский государственный техни -ческий университет

С 2000/2001 учебного года в Саратовском государственном техническом университете на кафедре социальной антропологии и социальной работы начался эксперимент по внедрению блочно-модульной технологии обучения, одобренной Министерством образования РФ.

В ее основу легли идеи концентрированного и параллельного обучения, реализация которых делает более видимой связь между различными дисциплинами, теорией и практикой, а так-

Блочная система

же обеспечивает фокусированное усвоение знаний. Обучение студентов 35 курсов по специальностям «Социальная работа» и «Социальная антропология» было выстроено по принципу, суть которого в том, что учебный семестр разбивается на 4 блока, каждый из них длится 4-5 недель и посвящен освоению двух (реже трех) дисциплин. Как правило, в блок объединяются дисциплины теоретического плана и практически-ориентированные (а также дисциплины, имеющие сходную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.