Научная статья на тему 'Проектно-ориентированное управление инновационным университетом'

Проектно-ориентированное управление инновационным университетом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
982
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектно-ориентированное управление инновационным университетом»

Проектно-ориентированное управление инновационным университетом

Р. СТРОНГИН, профессор, ректор А. ГРУДЗИНСКИЙ, профессор, проректор

Фундаментально новая модель университета XXI в. функционально конструируется в виде триады «образование -исследования - инновации». В отличие от гумбольдтовской модели, отмечающей уже свое 200-летие и основанной на сочетании двух функций университета - развитие фундаментальной науки и фундаментального образования, современная модель университета включает третью - «поток» передачи информации в общество, получивший название «трансфер знаний». Он направлен на удовлетворение рыночного запроса, который требует все большего количества инноваций, обеспечивающих конкурентные преимущества корпораций, национальных экономик и обществ в целом. Страны - участницы саммита «Группывосьми»в декларации «Образование для инновационных обществ в XXI веке » (Санкт-Петербург, июль 2006 г.) заявили: «Мы будем способствовать формированию глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследования и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования, с тем чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях».

Интеграция всех трех «потоков знаний » дает возможность университету занять принципиально новое положение в обществе - стать интегратором знаний [1].

Новая социально-экономическая роль университета как центра воспроизводства интеллектуального потенциала общества, связанная с трансфером знаний, еще только осознается. Важными гранями этой но-

вой роли являются задачи, с одной стороны, массового высшего образования в целях повышения общего интеллектуального уровня развития нации, с другой - целевого внедрения и распространения новых знаний и инновационных технологий в самых разных сферах деятельности.

Разумеется, университет - это не единственное общественное предприятие по производству и распространению знаний. Образовательные учреждения других уровней, научно-исследовательские институты, производственные корпорации (особенно высокотехнологические компании), органы власти, культурные учреждения также генерируют и потребляют новые знания в сво-ихобластях. Однако в центре этой деятельности стоит именно университет - един-

ственная организация, где происходит воспроизводство той интеллектуальной элиты, которая затем работает в других отраслях производства знаний. Новый этап развития общества требует усиления «власти знания », органами которой в первую очередь являются университеты.

Трактовка университета как интегратора знаний, или информационного интегратора, основывается на понятии «интегратора» как организации, реализующей процессы взаимодействия частей сложной системы в целях обеспечения ее развития. В нашем случае мы имеем дело с информационным взаимодействием, под которым понимаются процессы совместной генерации, обмена, распространения и передачи знаний для использования на предприятиях рыночной экономики. Университет становится ведущим участником и организационным посредником в кооперации образовательных и научных структур с производством, культурными учреждениями, властными структурами. Целью кооперации является объединение усилий для решения междисциплинарных задач образования и науки, а также внедренческая инновационная деятельность.

Выполняя функции интегратора, университет предоставляет свои внутренние ресурсы для организационного взаимодействия, а также генерирует внешние организационные сети информационного взаимодействия. Следует особо подчеркнуть, что реализация функций интегратора предполагает не только создание условий для двухсторонних связей с разными партнерскими организациями, но и, в первую очередь, предоставление последним возможностей установления разнообразных отношений между собой на интеллектуальном университетском базисе, который, таким образом, выступает и как участник, и как посредник, и как катализатор сотрудничества.

Кардинально новый статус университета как интегратора знаний реализуется на основе его принципиально новой организационной модели, призванной обеспечить

трансфер знаний в динамически меняющихся рыночных условиях.

Для эффективного решения задач инновационного общества механизм управления вузом должен быть модернизирован на принципахтак называемого «органического менеджмента», то есть с опорой на инициативу сотрудников и на понимание целей и задач развития вуза всем коллективом. В настоящее время государственный научнообразовательный заказ играет роль государственного регулятора и гаранта образовательных прав населения. Но ведь государство является лишь одним из заказчиков на научно-образовательном рынке. Глобальный научно-образовательный рынок является сильно диверсифицированным и быст-роменяющимся во времени. Поэтому существенно большая, чем ранее, часть научнопедагогического состава вуза должна активно включаться в процесс взаимодействия с рынком для принятия эффективных решений как по развитию вуза в целом, так и по обеспечению финансового благополучия самих сотрудников. Отстраненность профессорско-преподавательского состава от решения проблем ресурсного обеспечения научно-образовательного процесса должна быть преодолена.

Нынешний этап развития страны, преследующий цель повышения уровня и качества человеческого капитала, требует существенных организационных усилий. Поэтому переход на новые принципы университетского управления, безусловно, подразумевает интенсификацию труда научнообразовательного сообщества в том смысле, что оно должно теперь уметь решать как классические задачи развития фундаментальной науки и фундаментального образования, так и насущные задачи экономики, основанной на знаниях, т.е. должно быть готово к освоению новых видов деятельности и увеличению объема работы. Вместе с тем перестройка системы управления вуза не должна привести к слому тех организационных структур, которые эффективно решали и продолжают решать

традиционные задачи поддержания фундаментальных исследований и образования, в частности роста научно-педагогических школ. Модернизированная система управления должна дополнять традиционные структуры новыми организационными формами и предлагать принципы органичного взаимодействия традиционных и инновационных структур.

Это является, несомненно, сложной управленческой проблемой. Один из вариантов ее решения предложен Нижегородским госуниверситетом, разрабатывающим и применяющим его в течение более чем десятилетия. Речь идет о проектно-ориентированном подходе к управлению инновационным университетом [2]. Данная концепция управления инновационным университетом и совокупность организационных мероприятий по ее реализации, предложенные нашим университетом, прошли экспертизу на высоком международном уровне. В частности, указанные идеи были положены в основу трех заявок ННГУ на выполнение проектов по программе «Темпус-Та-сис» Европейского союза, которые были отобраны для финансирования. В итоге Нижегородский университет получил право на выполнение проектов «На пути к предпринимательскому университету» (2002-2004 гг.), «Всеобщий менеджмент качества для университетов » (2004-2007 гг.) и «Университетский трансфер знаний для устойчивого роста » (2006-2010 гг.).

Разработкой научных основ и прикладных методов управления корпорациями в условиях глобальной экономики, основанной на знании, разумеется, уже в течение длительного времени занимаются ученые и практики-управленцы во всем мире. Был сформулирован и некоторый общий подход, заключающийся в переходе от механистического (бюрократического) менеджмента к органическому, опирающемуся на инициативу и предпринимательские качества людей. Проблема для нас заключалась в том, что сообщество ученых и практиков менеджмента долгое время рассматривало

новые подходы исключительно в приложении к промышленным корпорациям и не уделяло должного внимания управлению вузом. Этот пробел в исследованиях стал восполняться только с начала 90-х гг. прошлого столетия. Пожалуй, наиболее известной работой, посвященной новому типу университетского управления, стала книга Бартона Кларка «Создание предпринима-тельскихуниверситетов. Организационные пути трансформации »[3], вызвавшая горячие споры. Главный вывод автора заключается в том, что в современном обществе университеты вынуждены стать на путь развития всеобъемлющей предпринимательской организационной культуры. Поскольку предпринимательство в отсутствие организационных регуляторов могло обернуться весьма негативными последствиями, а также поскольку университет в целом должен был самоопределиться в обществе и на научно-образовательном рынке, четко обозначив вектор своего развития, уже в 90-х гг. на первый план выдвинулась задача формулировки миссии и стратегии вуза [4].

Кратко изложим существо разработан-

ного в ННГУ проектно-ориентированного подхода к управлению инновационным университетом. Прежде всего, проектно-ориентированный подход не разрушает традиционную вертикальную структуру вуза (ректорат - факультет - кафедра), подразумевая сохранение организационныхоснов научной и образовательной деятельности, роста научно-педагогических школ. Таким образом, предлагаемая модель университета не утрачивает академического измерения университетской свободы, т.е. носит позитивный характер. Проектно-ориентированный подход не отрицает никаких традиций академического сообщества и не ведет к ликвидации тех или иных вузовских структур и должностей. Всё, что предлагает органический управленческий метод, носит сугубо дополнительный к сложившимся реалиям университетской жизни характер.

Существо проектно-ориентированного подхода состоит в поощрении и поддержке инициатив сотрудников университета, в создании организационного механизма, обеспечивающего всестороннее

использование значительного интеллектуального резерва (резерва «производительности» интеллектуального труда) инновационного университета. В основе этого механизма лежит известная в современном менеджменте концепция «организации, ведомой проектами » (project-driven organization). В нашем случае она переработана с целью обеспечения возможности ее органичного сочетания с традиционной организационной структурой университета на основе идеи горизонтальных связей между подразделениями вуза. В целом организационную структуру инновационного университета можно представить как сочетание вертикальной иерархии учебнонаучных подразделений и горизонтальной подсистемы, где в качестве подразделений выступают проектные группы (временные творческие коллективы). При этом состав проектных групп «горизонтального университета» формируется из подразделений «вертикального университета» (рис. 1).

Мы исходим из того, что главным ресурсом, на основе использования которого

в настоящих условиях возможно всестороннее развитие университета, является в первую очередь интеллект его сотрудников и наличие у них предпринимательских и лидерских качеств. Отметим, что такой подход к управлению развитием организации является конституирующим признаком современной социально-экономической системы - общества знаний.

Конечно, высвобождение индивидуальной инициативы, развитие лидерских качеств сотрудников порождает некоторые проблемы в сфере управления, поскольку каждый лидер зачастую имеет свое видение приоритетов и трендов развития и к тому же желает адекватного его заслугам статуса в университете. С одной стороны, это позитивный фактор, так как он обеспечивает формирование реального резерва руководящих кадров. С другой стороны, если лидеры не будут получать соответствующего материального и морального вознаграждения, это может привести к организационному взрыву.

Известный ученый-экономист, нобелевский лауреат Василий Леонтьев дал образную иллюстрацию понятия «регулируемая рыночная экономика». Он сравнивал рыночную экономику с парусной яхтой, приводимой в движение ветром. Ветер - это предпринимательская инициатива, в целом ведущая себя как неуправляемая стихия. Однако у яхты есть руль и рулевой, и потому парусные суда движутся из исходного пункта в заданный, хотя при этом и сталкиваются с проблемами, вызванными штормом или штилем. При наличии соответствующих способностей рулевой может заставить яхту идти даже против ветра (но не сможет заставить ее двигаться в штиль!). В проектно-ориентированном инновационном университете в качестве «руля» и «рулевого» выступают миссия и стратегия развития университета (разработанные на определенный период), а в качестве организационных регуляторов - коллегиальные органы управления (координационные советы проектов).

Хотя современным специалистам в области университетского менеджмента необходимость формулирования миссии и стратегии университета понятна без дополнительных обоснований, их принятие широким вузовским сообществом представляет собой серьезную проблему. Отсутствие глубоких традиций в этой области, существование в общественном мнении легенд о «самоуправляемости » вуза и патерналистский настрой значительной части академического сообщества затрудняют возможность даже самой постановки проблемы определения университетской миссии. Нижегородский университет решил эту сложную проблему при поддержке программы «Темпус-Тасис» Европейского союза. В период с 2002 по 2004 гг. ННГУ выполнил проект «На пути к предпринимательскому университету », а в 2003 г. миссия была принята единогласно решением Ученого совета университета [5].

Следующим шагом в создании системы регуляторов развития проектно-ориентированного университета стало принятие в 2007 г. «Политики ННГУ в области качества образования» [6]. Ее разработка стала одним из результатов выполнения нами еще одного проекта «Темпус-Тасис» («Всеобщий менеджмент качества для университетов»).

В заключение еще раз подчеркнем важность рассматриваемой проблемы модернизации внутреннего управления в университете. В настоящее время законодателями, Министерством образования и науки России при активном участии вузовской общественности, и в первую очередь Российского союза ректоров, ведется сложнейшая творческая работа по созданию новых организационно-правовых форм функционирования российской высшей школы. Идеи, заложенные в соответствующие законы, учитывают новые внешние социально-экономические условия существования вуза. Однако при этом следует отдавать себе отчет в том, что если вуз с традиционной «советской» системой управления отпустить в

«рыночное плавание», то последствием такой реформы может стать и, скорее всего, станет его разрушение. Ряд университетов России уже пошли по пути модернизации внутренней системы управления с учетом ориентации на запросы инновационного общества. Нижегородский государственный университет находится в их числе. Являясь крупнейшим региональным вузом и одним из ведущих классических университетов России, ННГУ решает масштабные задачи инновационного характера. Их успешное выполнение обеспечивается той новой внут-риуниверситетской организацией, которая была создана за последнее десятилетие.

Литература

1. См.: Стронгин Р.Г., Максимов Г.А., Грудзинский А.О. Университет как интегратор в обществе, основанном на знании // Высшее образование в России. -2006. - №1.

2. См.: Стронгин Р.Г., Грудзинский А.О.

Инновационный университет: новый подход к управлению // Аналитический вестник. Серия: Основные проблемы социального развития России. Высшее

профессиональное образование и кадровая политика в современной России. — 2006. — №25 (313); Грудзинский А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. — Н. Новгород, 2004; Хохлов А.Ф., СтронгинР.Г., Грудзинский А.О. Проектно-ориентированный университет // Высшее образование в России. — 2002. — №2.

3. Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Issues in Higher Education. - Paris, 1998.

4. Грудзинский А.О. Стратегическое управ-

ление университетом: от плана к инновационной миссии // Университетское управление: практика и анализ. - 2004.

- №1 (30).

5. См.: Стронгин Р.Г., Грудзинский А.О.

Миссия Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского // Высшее образование в России. — 2004.

- №3.

6. См.: Стронгин Р.Г., Петров А.В., Груд-

зинский А.О. Качество образования: политика и система (Опыт Нижегородского университета) // Высшее образование в России. — 2007. — №11.

С. ГУРБАТОВ, профессор, проректор

Инновационная образовательная программа Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского «Образовательно-научный центр “Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение”» вошла в число победителей конкурса, проведенного в 2006 г. в рамках национального проекта «Образование ». Это объясняется как традициями исторически сложившейся в ННГУ успешной учебно-научной работы по широкому кругу на-

Инновационная образовательная программа ННГУ

правлений, обозначаемым сегодня как «информационно-телекоммуникационные системы», так и многолетним опытом интеграции его деятельности с академическими и отраслевыми научными структурами [1-6].

Программа охватывает всю цепочку разработки информационных технологий - от создания отдельных компонентов до стадии практической реализации (физика и химия материалов, из которых производятся компьютеры, системы связи, физические основы приборов, которые использу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.