Университет как интегратор в обществе, основанном на знании
Р. СТРОНГИН, профессор, ректор Г. МАКСИМОВ, профессор, проректор
А. ГРУДЗИНСКИЙ, профессор, проректор Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Исторический лозунг Ф. Бэкона «Знание - сила» (knowledge itself is power) начал приобретать глобальную социально-экономическую трактовку, раскрывающую новую расстановку приоритетов развития национальных экономик. В настоящее время действительную силу (конкурентоспособность) общества определяют не столько природные богатства и рабочие руки, сколько ресурс, ставший символом современного этапа развития мирового социума, - знание, другими словами, интеллект нации.
Центром воспроизводства интеллектуального потенциала является университет, социально-экономическая роль которого в обществе, основанном на знании, только начинаетосознаваться. Статус университета сегодня определяют две основополагающие задачи: во-первых, массовое (а также элитное) высшее образование в целях развития нации и осуществления лучших интеллектуальных решений на каждом рабочем месте и, во-вторых, получение новых знаний и трансфер знаний с целью скорейшего тотального внедрения и распространения инновационных технологий в самых разных областях деятельности.
Разумеется, университет - не единственное общественное предприятие по производству и распространению знаний. Образовательные учреждения других уровней, научно-исследовательские институты, производственные корпорации (особенно высокотехнологичные компании), органы власти, организации культуры также генерируют новые знания в своих областях. Однако в центре этой деятельности стоит университет как единственный социальный институт, где происходит воспроизводство
интеллектуальной элиты, которая затем работает в других отраслях производства знаний.
Таким образом, университет приобретает уникальную роль - интегратора знаний, или информационного интегратора общества знаний. Под «интегратором» мы понимаем организацию, реализующую процессы взаимодействия частей сложной системы в целях обеспечения ее развития. В данном случае мы рассматриваем информационное взаимодействие, т.е. процессы совместной генерации, обмена и трансфера знаний. Университет становится в этом смысле ведущим участником и организационным посредником коммуникации и кооперации образовательных и научных структур с производством, учреждениями культуры, властными структурами. Целью кооперации является объединение усилий для решения междисциплинарных задач образования и науки, а также внедренческая инновационная деятельность.
Выполняя функции интегратора, университет предоставляет «площадку» для организационного взаимодействия, а также генерирует внешние организационные сети информационного взаимодействия. Следует особо подчеркнуть, что функция интегратора означает не только множество двухсторонних взаимоотношений с разными партнерскими организациями, но и в первую очередь возможность сотрудничества партнерских организаций между собой на интеллектуальном университетскомбазисе, который выступает и как участник, и как посредник, и как катализатор взаимодействия.
Проведем аналогии с другими интеграторами сложных социально-экономических систем. В первую очередь следует указать
на государство, которое в системе регулируемого рыночного хозяйства можетиграть роль экономического интегратора [1]. Оглядываясь в советское прошлое, можно вспомнить роль партийной организационной структуры как властно-идеологического интегратора, позволявшего решать задачи взаимодействия самых разных типов организаций (научно-образовательных, культурных, производственных и т.д.) через партийные органы.
Новый этап развития общества выдвинул на первый план социальной жизни «власть знания», органами которой в первую очередь являются университеты.
Европейская повестка для университетов
Одним из весомых аргументов в пользу концепции университета как информационного интегратора является реализуемая Европейским Союзом политика в области образования и науки. Эта политика находит свое выражение в двух глобальных процессах - Болонском процессе трансформации образовательных систем и процессе интенсификации трансфера знаний, заданном Лиссабонской повесткой.
Болонский процесс с его идеей гармонизации национальных образовательных систем отражает потребность в массовом (а также элитном) образовании и мобильности рабочей силы в условиях острой нехватки в Европе высококвалифицированных специалистов, и прежде всего - ученых-ис-следователей. В апреле 2005 г. в Глазго состоялась конференция Европейской ассоциации университетов (ЕАУ), выступая на которой председатель Европейской Комиссии Х.М. Баррозу заявил, что в настоящее время Европе не хватает 700 000 исследователей. Он отметил, что в то время как в Японии на каждую 1000 человек работающих приходится 9 исследователей, в Европе эта цифра составляет 6 человек [2].
Лиссабонская повестка - это программа научно-технического, экономического и социального развития Старого Света, при-
званная помочь ему догнать к 2010 г. США и Японию. Прежде всего она определяет задачи европейских стран по расширению инновационной деятельности. Ведущим европейским механизмом продвижения трансфера технологий являются рамочные программы (РП) по исследованию и развитию, в которых, кстати, имеют право участвовать и российские научные коллективы [3] (в настоящее время завершается РП6 и уже определены основные параметры РП7).
По итогам конференции Европейская ассоциация университетов приняла декларацию с весьма показательным названием: «Сильные университеты для сильной Европы». Поскольку положения декларации явным образом нацеливают университеты на выполнение функций «локомотива» европейской экономики через реализацию задач информационного интегратора, представляется целесообразным достаточно обширное цитирование ее текста:
«1. Декларация Глазго определяет основы непрерывного политического диалога на высоком уровне между университетами - в самом широком смысле - и органами государственной власти, к которому призвал в Глазго председатель Европейской Комиссии Хосе Мануэль Баррозу, с целью обеспечения будущего европейских университетов, являющегося одним из самых высоких приоритетов европейской политики.
2. В Декларации Глазго излагаются меры, призванные обеспечить максимальную вовлеченность университетов в дело строительства Европы как крупнейшего участника на мировой арене...
3. В качестве ведущих участников процесса строительства европейского общества, основывающегося на знаниях, Европе нужны сильные и созидающие университеты, действующие исходя из их приверженности принципам широкого участия и «пожизненного образования» и способствующие поддержанию отличного качества преподавания, учебы, исследовательской и инновационной деятельности.
4. Этого смогут добиться уверенные в
своих силах университеты, способные определить пути собственного развития, а также внести вклад в обеспечение социального, культурного и экономического благополучия на региональном, национальном, европейском и мировом уровнях.
5. Университеты будут и далее совершенствовать свои руководящие структуры и укреплять компетентность руководства в целях повышения общей эффективности работы и наращивания инновационного потенциала, а также в целях выполнения разнообразных стоящих перед ними задач.
6. Спектр задач, стоящих перед университетами, охватывает формирование, сохранение, оценку, распространение и использование знаний. Сильные университеты должны обладать мощными научными и социальными ресурсами, являющимися ключевыми факторами обеспечения их вклада в развитие общества. Университеты разделяют приверженность делу обеспечения социальной составляющей экономического роста, а также этическим нормам, лежащим в основе высшего образования и исследовательской работы.
7. Университеты разрабатывают различные подходы и методы для решения вопросов глобальной конкуренции при сохранении своей приверженности принципам социального согласия и доступности образования. Диверсификация и нарастающая конкуренция уравновешиваются сотрудничеством между образовательными учреждениями на основе общей приверженности качеству.
8. Межуниверситетское сотрудничество продолжает оставаться важнейшей характерной чертой европейских университетов и приобретает все большую значимость в условияхглобализации и нарастающей конкуренции. Университеты признают, что процесс европейской интеграции должен сопровождаться углублением международного сотрудничества на основе общности интересов.
10. Университеты продемонстрировали
наличие неразрывной связи между реализацией болонских реформ и выполнением задач в области исследовательской и инновационной деятельности, заявленных в Лиссабонской повестке дня. Эти две политические программы необходимо как можно скорее начать рассматривать как тесно взаимосвязанные, для того чтобы обеспечить успешность реализации каждой из них в долгосрочной перспективе.
11. Признание данной программы развития исследовательской деятельности и сферы высшего образования подразумевает пересмотр роли правительств в их взаимоотношениях с университетами. Правительства должны подтвердить свое доверие к университетам и их полномочия, а также разработать стимулы для обеспечения поддержки и определения направлений развития сферы высшего образования и сосредоточиться скорее на своих надзорных, нежели на регулирующих функциях.
12. Важность инвестиций в образование, инновационной и исследовательской деятельности для выполнения лиссабонских задач, а также центральная роль университетов означают, что политический диалог между университетами и государственными властями должен вестись как на уровне правительств в целом, так и на уровне отдельных министерств.
22. Университеты должны выполнять свои собственные обязательства по углублению исследовательской и инновационной деятельности посредством оптимального использования ресурсов и разработки институционных исследовательских стратегий. Различия в профильности университетов обеспечивают расширение их участия в исследовательской и инновационной деятельности с привлечением различных партнеров.
23. Университеты твердо поддерживают идею создания Европейского исследовательского совета (ЕИС) с целью повышения качества исследовательской работы в Европе и призывают национальные прави-
тельства и Европейскую комиссию к созданию этого органа в кратчайшие сроки, в ходе реализации Седьмой рамочной программы. Учитывая известные примеры положительной практики в ряде европейских стран, а также результаты, полученные в ходе реализации Шестой рамочной программы, правительствам необходимо осознать необходимость налаживания и координации национального финансирования.
24. Университеты признают, что существует некое противоречие, вызванное наличием одновременно необходимости укрепления исследовательских университетов и предоставления ресурсов для поддержки образования, основывающегося на ж-следованиях во всех университетах. Университеты призывают правительства признать особую роль университетов как ключевых звеньев сетей, способствующих разработке и внедрению инноваций на региональном уровне, и обеспечить их необходимой финансовой поддержкой для укрепления данного процесса» [2].
Приведенные выше выдержки из текста декларации сами по себе достаточно красноречивы и в особых комментариях не нуждаются. Выделим особо только одну мысль, которая в той или иной форме встречается в качестве основного направления развития университетов. Это взгляд на университеты как ключевые звенья сетей взаимодействия для продвижения знаний и инноваций. Таким образом, мы видим, что в европейской повестке дня стоит задача создания сильных университетов, выступающих интеграторами знаний в ходе реализации Болонского процесса, Лиссабонской повестки и других программ, нацеленных на европейскую интеграцию для развития конкурентоспособности объединенной Европы.
Интегратор знаний в регионе. Опыт Нижегородского университета
Университеты в регионах России самим ходом общественного и экономического
развития втягиваются в процессы обеспечения интеграционных связей на территориях. Наиболее известный и активно развивающийся процесс - это взаимодействие университетов с научными организациями и прежде всего с институтами РАН [4]. По мере развития он начинает выполнять и более широкие функции, обеспечивая - с использованием возможностей университетов
- взаимосвязи научных организаций (включая научные коллективы вузов) с промышленными предприятиями. Аналогичным образом налаживаются отношения с органами власти, сферой культуры, создаются региональные сети взаимодействия различных профилей.
Проиллюстрируем на примере Нижегородского университета развитие данных интеграционных процессов (рис. 1). Как в большинстве университетов, в ННГУ факультеты состоят из кафедр, при кафедрах имеются научные лаборатории. Отметим, что в университете 130 кафедр и 160 учебно-научных лабораторий. Все они объединены в научно-исследовательскую часть, которая по своим размерам не меньше крупного научно-исследовательского института. Кроме того, в университете имеется 5 научно-исследовательских институтов. Поскольку обеспечение высококачественного образования, основанного на научных исследованиях, является важным инструментом развития вуза, возникает задача глубокой интеграции факультетов, реализующих учебный процесс, с НИИ университета.
Кафедры вуза и отделы (или лаборатории) НИИ вуза являются основной формой, в которой происходит становление и развитие научно-педагогических школ,научная значимость которых и определяет в конечном счете учебно-научный потенциал университета. Поэтому при организационных мероприятиях по налаживанию взаимодействия учебно-научных подразделений учитывается не только творческий характер работы таких групп, но и особая роль их лидеров. В связи с этим одной из основных форм организации таких взаимодействий являет-
Научно-
исследовательский физико-технический ин-т ННГУ
НИИ Химии ННГУ
НИИ Прикладной математики и кибернетики ННГУ
НИИ Механики ННГУ
НИИ Молекулярной биологии и Vрегиональной экологии ННГУ
Малое
предприятие
«хаи-тек»
Малое
предприятие
«хаи-тек»
Рис.1. Территориальный учебно-научный и инновационный комплекс Нижегородского университета,
институтов РАН и предприятий «хай-тек»
Практика модернизации
ся обеспечение единства руководства. При таком подходе либо заведующий кафедрой одновременно назначается (избирается) на должность руководителя научного подразделения НИИ вуза, либо руководитель научного подразделения НИИ становится одновременно заведующим кафедрой. В результате при отсутствии вертикальной со-подчиненности подразделений в структуре вуза обеспечивается их функциональное учебно-научное единство(«горизонтальная интеграция»). По существу, происходит становление коллектива, члены которого ведут и научную, и педагогическую работу в рамках общего учебно-научного поля.
Принцип единства руководства эффективен и при организации учебно-научного взаимодействия с исследовательскими подразделениями отраслевых НИИ и институтов РАН - в частности, в форме создания на их базе филиалов кафедр вуза.
Важным направлением работы ННГУ как исследовательского университета является управление интеллектуальной собственностью, включающее выявление ее объектов, выбор формы их правовой охраны и эффективное использование. Для развития этого сравнительно нового для университетов вида деятельности (прежний опыт «патентования и внедрения» разработок в современных условиях малоэффективен) в ННГУ создан Инновационно-технологический центр (ИТЦ). Цель ИТЦ ННГУ - реализовать в университете «зеленый коридор»: от получения знаний до производства на их основе конкурентоспособной продукции и выведения ее на рынок. Освоение в ИТЦ реальной практики трансфера технологий, прикладных разработок ученых уже привело к созданию успешно работающих в высокотехнологичном производстве малых предприятий. К сожалению, нынешнее российское законодательство существенно осложняет привлечение инвесторов для коммерциализации разработок, а также ограничивает участие вуза при учреждении малых наукоемких предприятий.
Нижегородский университет активно участвует в мероприятиях по программе «Старт», инициированной Министерством образования и науки России и Фондом (государственным) содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Эта программа нацелена на выявление перспективных для коммерциализации научно-технических разработок и «выращивание» малых инновационных предприятий, становящихся объектом внебюджетного, в том числе венчурного, финансирования. ИТЦ ННГУ выполняет функции структуры, ответственной за организацию и проведение программы «Старт» в Приволжском федеральном округе, в рамках которой в 2004 г. создано более 70 малых инновационных предприятий. Они развивают свою деятельность на основе наукоемких разработок университетов и научных организаций, расположенных в округе. Повышение эффективности комплексных мероприятий по введению интеллектуальной собственности в гражданский оборот требует, как показывает мировой опыт, вхождения университетов в состав учредителей малых предприятий, что увеличивает устойчивость последних на ранних фазах развития и делает их более привлекательными для инвесторов.
Нижегородский государственный университет и институты РАН, расположенные в Нижнем Новгороде (см. рис. 1), многие годы ведут совместную работу в области образования, науки и трансфера технологий. С целью ее координации в 2001 г. организован Нижегородский объединенный учебно-научный центр университета и институтов РАН (рис. 2). Его создание было согласовано с министром образования РФ, президентом РАН и губернатором Нижегородской области. Этот центр создан в организационно-правовой форме простого товарищества без образования юридического лица. Общее руководство объединенным УНЦ осуществляет координационный совет, включающий на паритетных основах представителей университета и институтов
РАН. В рамках объединенного центра получили развитие новые формы учебно-научного сотрудничества, обеспечивающие элитную подготовку кадров в интересах РАН и наукоемких отраслей. Для осуществления такой подготовки привлекаются научный потенциал и материально-техническая база институтов РАН, факультетов и НИИ ННГУ.
В Институте прикладной физики (ИПФ РАН) на правах факультета ННГУ действу-
Примером несколько иного рода служит созданная в Институте физики микроструктур (ИФМ РАН) университетская базовая кафедра (рис. 1) физики твердотельных наноструктур. На кафедре проходит общую специализацию объединенная группа студентов трех факультетов - физического, радиофизического и высшей школы общей и прикладной физики. Специализацию обеспечивают преподаватели всех трех факультетов и научные сотрудники ИФМ и ИПФ
Базовый факультет ННГУ в ИПФ РАН; 4 базовые кафедры и 12 филиалов кафедр в институтах РАН Базовые лаборатории институтов РАН в университете Центры коллективного пользования уникальным оборудованием Подготовка кадров высшей квалификации, совместная работа в 10 докторских диссертационных советах
Рис. 2. Нижегородский объединенный учебно-научный центр университета и
институтов РАН
ет высшая школа общей и прикладной физики (базовый факультет), представляющая пример предельно тесной интеграции академической науки и высшего образования. Каждый студент этого факультета, начиная с первого курса, имеет личного наставника
- сотрудника ИПФ. Общую подготовку обеспечивают лучшие преподаватели многих факультетов университета; специализация и специальные практикумы на уникальном оборудовании проводятся научными сотрудниками ИПФ, а также Института физики микроструктур РАН. Высокое качество такой подготовки подтверждается многими наградами, которые ежегодно получают студенты факультета на всероссийских олимпиадах по физике и математике.
РАН. Такой подход позволяет организовывать элитную подготовку по новым направлениям современной науки и техники. В целях поддержки специализации институты РАН создали свои базовые учебно-научные лаборатории на физическом и радиофизическом факультетах.
В институтах РАН работают 12 филиалов кафедр ННГУ. На работу в институты РАН и в университет пришли 83 выпускника ННГУ 2002-2004 гг. Более 40 сотрудников академических институтов, в том числе 17 членов и членов-корреспондентов РАН, читают лекции для студентов и аспирантов ННГУ. Университет оказывает поддержку выполнению образовательного компонента подготовки аспирантов академических ин-
ститутов. В 2002-2004 гг. совместно проведены 9 международных и 11 всероссийских конференций, школ для молодых ученых; проводится областная олимпиада школьников «Будущие исследователи» (по математике, физике, химии).
Нижегородский объединенный УНЦ является признанным центром экспертизы при подготовке научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для системыобразования, науки и промышленности. В состав семи из пятнадцати докторских советов при ННГУ входят сотрудники РАН, а профессора университета работают в четырех докторских диссертационных советах при институтах РАН. Ряд профессоров ННГУ входят в состав ученых советов каждого из нижегородских институтов РАН, а три члена РАН участвуют в работе ученого совета университета.
Важной чертой Нижегородского объединенного УНЦ является сложившаяся система взаимодействия академического и университетского секторов науки. Значительная часть научных проектов, тем, грантов выполняется совместно учеными ННГУ и институтов РАН. Около 150сотрудников и аспирантов ННГУ активно работают в институтах РАН, а более 60 сотрудников академических институтов занимаются исследованиями в университетских лабораториях. Например, сотрудники РАН пользуются уникальным оборудованием для сканирующей зондовой микроскопии научнообразовательного центра ННГУ «Физика твердотельных наноструктур», созданного благодаря совместной программе «Фундаментальные исследования и высшее образование» Министерства образования и науки РФ и известного американского фонда СИБР. С другой стороны, сотрудники ННГУ выполняют ряд работ в центрах коллективного пользования аналитическим оборудованием академических институтов. Эта совместная деятельность получила поддержку в рамках федеральной целевой научно-технической программы (2005 г.), из которой выделены средства на создание
центра коллективного пользования научным оборудованием «Волновые и квантовые технологии». Соисполнителями работ являются расположенные в Нижнем Новгороде академические институты и ННГУ.
Университет уделяет большое внимание взаимодействию с НИИ прикладного профиля и с предприятиями высокотехнологичных отраслей промышленности (рис. 1). Эта работа ведется на основе комплексных договоров, предусматривающих сотрудничество в области научных исследований и подготовки кадров. При этом созданы и продолжают создаваться новые филиалы кафедр ННГУ в организациях-партнерах (что включает развитие специализаций и проведение специальных практик и практикумов) и базовые лаборатории организаций-партнеров на факультетах ННГУ. Такие договоры имеются со многими научно-производственными объединениями, расположенными в Нижегородском регионе (Научно-исследовательский институт измерительных систем, НПО «Салют», НПО «Кварц», НПО «Полет» и др.).
Как показывает практика, учебно-научное взаимодействие ННГУ с предприятиями сектора высоких технологий может быть одним из важнейших факторов формирования регионального рынка труда в соответствующих областях деятельности. Как пример такого влияния кратко рассмотрим опыт сотрудничества ННГУ с известной международной компанией «Интел», научно-производственные лаборатории и региональные маркетинговые структуры которой сформировались в Нижнем Новгороде. Нижегородские подразделения компании оказывают серьезную поддержку в подготовке кадров в области информационных технологий (и в смежных областях). Речь идет как о заказах на научные исследования, так и о безвозмездной поставке дорогого и эффективного оборудования. К примеру, на радиофизическом факультете создана базовая учебно-научная лаборатория беспроводных технологий, а на факультете вычислительной математики и кибер-
нетики - аналогичная лаборатория информационных технологий. Компания поддерживает средствами и призами проведение на базе университета студенческих и школьных олимпиад и конкурсов по информатике и компьютерному делу, обеспечивая (вместе с одной из местных газет) позитивную профессиональную ориентацию молодежи на новую актуальную область деятельности. Одним из последних совместных проектов является организация на базе факультета повышения квалификации ННГУ семестрового курса в области современных информационных технологий для отбираемых по конкурсу преподавателей региональных вузов. Этот проект, получивший название «Виртуоз» и охвативший ряд преподавателей из российских и украинских вузов, финансируется также и другими компаниями (Borland, Microsoft, IBM, Лаборатория Касперского). Добавим к этому, что при поддержке и на средства компании «Интел» в ННГУ проведено повышение квалификации в области информационных технологий для трех тысяч учителей школ Нижегородской области (в рамках совместной программы «Обучение для будущего» Минобразования РФ и компании «Интел»). Все эти работы выполнялись на основании соответствующих договоров сторон.
Для развития интеграционной функции университета, выполняющего множество проектов, требуется создание не только системы организации проектной работы, но и специальных подразделений информирования о возможностях инициирования таких проектов. В ННГУ уже создана система информирования о научно-технологических программах российских и зарубежных фондов (в том числе Рамочной научно-технической программы Европейского Союза). Отдельное подразделение управления международной деятельности университета осуществляет поиск финансирования проектов на основе международных грантов. ННГУ выполняет инфраструктурный проект, направленный на развитие сотрудничества в области информационно-комму-
никационных технологий между Европейским Союзом и Приволжским федеральным округом. На рис. 3 показана сеть контактных точек в Приволжском федеральном округе, помогающих российским ученым создавать международные консорциумы для подачи заявок на финансирование проектов по рамочным научно-техническим программам Европейского Союза. Создана сеть из 100 контактных точек в организациях ПФО. В настоящее время создается структура, задачей которой станетиниции-рование совместных проектов с региональной промышленностью.
В интеграционные процессы, разумеется, вовлечена не только естественно-научная сфера деятельности, но и производственная, социально-экономическая и гуманитарная сферы. На рис. 4 представлена обобщенная организационная схема взаимодействия университета-интегратора с научными учреждениями, органами государственной и местной власти, промышленными предприятиями, вузами, школами, организациями культуры и другими учреждениями на примере Нижегородского университета.
Университет заключил с областной прокуратурой договор о целевой подготовке кадров, в соответствии с которым прокуратура участвует в формировании (начиная с третьего курса) программы соответствующей специализации на юридическом факультете, в подборе контингента студентов, проходящих эту специализацию, в обеспечении этих студентов местами практики в городских и районных прокуратурах. Кроме того, около 40 сотрудников областной прокуратуры обучаются в заочной аспирантуре ННГУ или являются соискателями.
Очень важной формой взаимодействия, способствующей высококлассной подготовке специалистов, является подход, при котором известные практики - руководители ключевых структур финансового, налогового и других секторов возглавляют кафедры в университете. Так, например, управляющий ГУ Центрального банка по Ни-
Phl-. '3. [Jtrb миппігтнюі гочга для рзізвпиа сотрудничества & области информационных н к™н>>:икіішимшня тгансдолів между
LiuponedteucHM Соіуном н ]]риеолз;схнм фслерллышм скрытом
Органы госвласти и их
структуры
Объединенный УНЦ
ИНТЕЛ
Прокуратура
Судебная
система,
ГУВД,
Налоговая
служба,
МИД,
Таможня,
Госбанк
Институты
РАН
ТЭЛМА
• 1 і •
{Малые фирмы|
і її і і і і і
ВНИИЭФ
Ассоциация
промышленников
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Факультеты
НИИ ННГУ
Инновационно-технологический центр
Научно-образовательные
центры
Центры коллективного пользования
Институт аспирантуры и докторантуры, диссертационные советы
Центр довузовской подготовки
Информационные центры
і і Школы, 1
Вузы техникумы
1 1 1
Совет Региональное
ректоров министерство
Организации
культуры
Творческие союзы, музеи, выставки
«-----►
Университетская сеть на территории региона
«-----►
Международные проекты и программы
Рис.4. Университет - центр интеграции. Сети взаимодействий университета
Практика модернизации
жегородской области (кандидат экономических наук, доцент) возглавляет кафедру «Банки и банковское дело». Кафедрой «Системы налогообложения» заведует доктор наук, руководитель управления Федеральной налоговой службы. Аналогичная ситуация на кафедре «Таможенное дело».
Исключительно важна роль университета в обеспечении внедрения новых технологий в различные актуальные виды деятельности, к числу которых относятся, например, введение электронного документооборота и системы электронной подписи. Совместно с соответствующими службами ННГУ создал и оснастил единственный в Приволжском федеральном округе центр подготовки кадров по этим вопросам. Другим примером является участие студентов и сотрудников университета совместно с органами государственной статистики в методическом и информационном обеспечении проведения Всероссийской переписи населения. Следует упомянуть и привлечение студентов и сотрудников к формированию планов социально-экономического развития территории. Есть и другие подобные примеры.
Такая интеграционность организации образовательного процесса приближает его к задачам новых областей деятельности, позволяет студентам практически познакомиться с ними, расширяет возможности соответствующих служб и работодателей в формировании контингента новых сотрудников.
ННГУ является центром сетей взаимодействия по различным направлениям в регионе. Например, работа со школами, традиционно осуществляемая многими вузами, в ННГУ носит систематический характер вертикальной интеграции, в которую входят десятки школ как Нижнего Новгорода, так и районов Нижегородской области. Университет служит базой проведения более двух десятков предметных олимпиад для школьников, школьных лабораторий, кружков и воскресных школ для одаренных детей. Многие из таких мероприятий
проводятся непосредственно в районах области совместно с областным министерством образования.
Организационная стратегия интеграции
Реализация во многом новой для университетов интеграционной функции, разумеется, требует применения и новых организационно-управленческих подходов, т.е осуществления организационных изменений, которые относятся к сфере университетского стратегического управления. Применение соответствующей методологии обеспечивает развитие организации в динамичных внешних условиях, когда старые, ранее приводившие к успеху подходы становятся недостаточно эффективными в силу изменения внешних факторов. Для реализации таких организационных изменений требуются современные менеджерские решения, основанные на динамических организационных структурах. Важнейшими, консолидирующими коллектив на выполнение задач развития организации, элементами стратегического управления являются миссия и стратегический план организации.
Роль университета как интегратора знаний очевидным образом требует применения методов стратегического управления в силу ориентированности на внешние научные, производственные, культурные, властные и другие структуры. Выработка новых динамических методов университетской организации сама по себе представляет сложную научную задачу. Заметим, что для того, чтобы некоторый университет смог организовывать взаимодействие внешних по отношению к нему партнеров, он должен научиться решать проблемы взаимодействия своих внутренних подразделений, а также приобрести навыки управления, принятые в распределенных «сетевых» организациях.
С целью решения указанной проблемы в Нижегородском госуниверситете в течение длительного времени отрабатывался и
практически применялся уникальный управленческий подход, получивший название «проектно-ориентированный университет» [5, 6]. Этот новый метод организации университетской деятельности задает способы реализации горизонтальных связей [4, 7] между подразделениями вуза в виде проектных организационных структур. Не разрушая «вертикальную» организационную основу развития научно-педагогических школ, этот дополнительный организационный прием дает возможность создания динамической организационной подсистемы, чутко реагирующей на изменения внешней социально-экономической среды.
Примером использования этого подхода внутри университета является создание факультета (управления и предпринимательства), осуществляющего обучение около 3000 студентов и при этом полностью опирающегося в своей деятельности на профессорско-преподавательский состав других факультетов. Идеи проектно-ориентированного управления активно используются Нижегородским университетом и при взаимодействии с внешними организациями. Коллектив университета принял миссию, включающую положения об интегрирующей роли университета и методах ее реализации на основе проектно-ориентированного подхода [8].
Для российского региона большой многопрофильный классический университет играет совершенно особую роль. Он интегрирует не только научную и образовательную, но и социокультурную сферу. Это широкий интегратор, являющийся alma mater для многих участников социальноэкономической и политической жизни. Университет и ранее играл значительную роль, но в таких масштабах подобных функций он не выполнял. И связано это с тем, что для университета естественно быть универ-
сальным, представлять все области знания, иметь возможность играть конструктивную роль во всех областях деятельности.
Возникновение феномена интегратора знаний является закономерным этапом построения информационного общества. Ведущие университеты берут на себя эту функцию, решая задачи саморазвития, развития своего региона и российского общества в целом. Современный мировой и российский опыт показывает, что стратегия интеграции является основным способом усиления конкурентоспособности университета в глобальном обществе.
Литература
1. Денисов Б.А., Богачева Г.Н. Государство -
экономический интегратор // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - №4.
2. http://www.eua.be/eua/
3. Грудзинский А.О., БалабановаЕ.С., Пекуш-
кина О.А. Европейский трансфер технологий: кооперация без «утечки мозгов» // Социол. исслед. - 2004. - №11.
4. Стронгин Р.Г., Максимов Г.А. Опыт ин-
теграции образования и науки // Высшее образование в России. - 2005. - №1.
5. Хохлов А.Ф., Стронгин Р.Г., Грудзинский
А.О. Проектно-ориентированный университет // Высшее образование в России. - 2002. - №2.
6. Грудзинский А.О. Проектно-ориентиро-
ванный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. - Н. Новгород, 2004.
7. Стронгин Р.Г. О новой модели универси-
тета (опыт ННГУ) // Зальцбургский семинар. Проект «Университеты». Симпозиум-2 «Перспективы автономии: академические системы, цели и социальная ответственность» (6-12 июля 1997 г.). Доклады и обзоры, 1997.
8. Стронгин Р.Г., Грудзинский А.О. Миссия
Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского // Высшее образование в России - 2004. - №3.
g