МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Р. СТРОНГИН, ректор
Г. МАКСИМОВ, проректор по научной
работе
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Идея развития образования на базе научных исследований, сформулированная основателем Берлинского университета Вильгельмом Гумбольдтом, была важнейшим принципом и в деятельности первых российских университетов, учрежденных в XVIII - начале XX веков. Последующее научно-техническое развитие в условиях плановой экономики, ограниченности ресурсов и нацеленности на быстрое достижение успеха по узкому кругу главных направлений привело к определенной специализации и ведомственной разобщенности образования и науки в России. По мере расширения спектра важнейших направлений науки и промышленности, формирования их сложных взаимосвязей и повышения требований к кадровому обеспечению стали развиваться новые подходы к укреплению научно-образовательного сотрудничества. Возникли филиалы кафедр высших учебных заведений в научно-исследовательских институтах отраслей и Академии наук. Сформировалась концепция целевой подготовки специалистов, организуемой на основании соответствующих договоров вузов и предприятий. При всей важности этих новых форм они не обрели системного характера. Гарантии государственного распределения выпускников в определенном отношении снижали стимулы отраслей в поддержке развития конкретных учреждений образования. Для организации внедрения разработок, носивших в значительной степени административный характер и основан-
Опыт интеграции образования и науки
ных на господствовавшем монополизме (и, следовательно, на отсутствии заметной конкуренции), творческое сотрудничество с вузами также не играло существенной роли. Система вполне обеспечивала необходимые количественные показатели. При этом стимулы для вложений, обеспечивающих рост качества, были недостаточными. Некоторое исключение составляли те отрасли, в которых оценка успехов имела известную политическую значимость, что и определяло достаточную эффективность административного управления в таких отраслях.
В современных условиях, когда в России складываются рыночные отношения и страна включается в мировой рынок, административные механизмы управления экономикой уже не могут в целом обеспечить необходимую эффективность. Резко и повсеместно возрастает роль конкурентоспособности, которая становится решающим основанием для выбора решений во всех областях деятельности.
Среди широко обсуждаемых новых подходов важное место отводится задаче интеграции науки, образования и инновационной деятельности как одному из решающих факторов развития экономики и общества, основанных на знаниях. Актуальность этой проблемы отмечается и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, где прямо отмечается необходимость «дальше интегрировать образование и научную деятельность. Развитие вузовской науки и крупных
научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей».
Как уже говорилось, интеграция науки и образования имеет исключительное значение для обеспечения их конкурентоспособности. Именно качество приходящих в академические и отраслевые научные организации новых поколений специалистов определяет уровень последующих научных достижений и их возможный прикладной потенциал. Интеграция способствует не только активному участию преподавателей вуза в исследовательской работе, но и позволяет создать профессионально-образовательные программы и предоставить лабораторное оборудование, отвечающие современному состоянию науки. При этом создается возможность участия обучающихся в выполнении исследований по актуальной тематике, превращающего получаемые ими знания в инструмент нового целенаправленного познания. Одновременно это позволяет обучающимся быть участниками процесса воспроизводства и развития крупных научно-педагогических школ. В результате будущие исследователи уже на ранних стадиях подготовки знакомятся с различными аспектами организации научного творчества, включая сложные взаимодействия, необходимые для решения больших комплексных задач.
В существующих российских условиях решение задачи интеграции образования и науки означает налаживание эффективного и устойчивого взаимодействия университетов с институтами Российской Академии наук, с исследовательскими центрами отраслевой направленности, а также с предприятиями, выпускающими наукоемкую и высокотехнологичную продукцию.
Возможный (и часто обсуждаемый) подход к достижению обозначенной цели может состоять в административном объединении (присоединении,сли-
янии) исследовательских институтов и университетов. Например, ставится вопрос о присоединении институтов РАН к университетам или о создании университетов в системе РАН. При этом следует иметь в виду, что прямое участие в образовании не является главной функцией фундаментальной науки. Что касается включения университета в структуру академического института, то оно потребует значительных (и не вполне оправданных) затрат на создание в РАН развитой структуры образовательной деятельности вне поля, непосредственно управляемого Министерством образования и науки. Кроме того, произойдет «растаскивание» университета по отдельным узкопрофильным НИИ, ибо ни один научный институт не охватывает всех направлений учебно-научной деятельности университета. В обоих случаях первым этапом реализации может стать разрушение существующей структуры высшего образования и науки с неизбежными и не всегда прогнозируемыми потерями.
Поскольку, с одной стороны, в настоящее время отсутствует сколь-ни-будь значительный опыт успешной реализации такого административного механизма интеграции, а с другой стороны, велики риски значительных потерь в случае неудачного согласования принимаемых решений со спецификой организации и характером творческой деятельности в области науки и образования, то реализацию такого подхода целесообразно начать с нескольких пилотных проектов.
Вместе с тем, по нашему мнению, необходимо использовать уже накопленный опыт функциональной интеграции деятельности университетов и исследовательских структур(институтов, центров, предприятий), сформировавшиеся в стране механизмы традиции учебно-научного сотрудничества. Раз-
витию таких механизмов и традиций во многом способствовала федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы».
Предлагаемое ниже рассмотрение посвящено различным аспектам второго подхода, т.е. проблемам функциональной интеграции образования и науки.
Традиционная инфраструктура исследовательского университета
Структурной основой образовательной и научной деятельности классического российского университета являются его кафедры. При кафедрах создаются учебные и (обычно сравнительно небольшие) научно-исследовательские лаборатории, тематически связанные с направлением образовательной работы коллектива кафедры. Кафедры объединяются в факультеты, обеспечивающие подготовку по некоторому спектру (достаточно близких) специальностей. Помимо ведения общих дисциплин, учебно-научный комплекс («выпускающей») кафедры в целом обеспечивает также специализацию студентов старших курсов в рамках той или иной специальности или направления, подготовку аспирантов и докторантов, проведение научных исследований.
В ряде российских классических университетов для решения крупных комплексных проблем созданы научно-исследовательские институты. При этом они либо входят в состав соответствующего по профилю факультета, либо подчинены непосредственно руководству вуза (обычно с правомочиями юридического лица).
Кафедры вуза и отделы (или лаборатории) НИИ вуза являются той основной формой, в которой происходит становление и развитие научно-педа-
гогических школ, определяющих (в конечном счете) учебно-научный потенциал университета. Поэтому при организационных мероприятиях по налаживанию взаимодействия учебно-научных подразделений учитывается не только творческий характер работы таких групп, но и особая роль их лидеров, что важно для обеспечения единства руководства. При таком подходе либо заведующий кафедрой одновременно назначается (избирается) на должность руководителя научного подразделения НИИ вуза, либо руководитель научного подразделения НИИ становится одновременно заведующим кафедрой. В результате при отсутствии вертикальной соподчиненности подразделений в структуре вуза обеспечивается их функциональное учебно-научное единство («горизонтальная интеграция»). По существу, происходит становление коллектива, все (или почти все) члены которого ведут и научную, и педагогическую работу в рамках общего учебно-научного поля.
Этот принцип обеспечения единства руководства имеет особую значимость и при организации учебно-научных взаимодействий с исследовательскими подразделениями отраслевых НИИ и институтов РАН. Эффективной формой такого взаимодействия является также создание филиалов кафедр вуза на базе исследовательских структур.
Таким образом, многие российские классические университеты имеют значительный положительный опыт организации подготовки кадров на базе научных исследований. Все это в полной мере относится и к Нижегородскому государственному университету им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), в котором в течение многих лет научно-образовательная интеграция ставится в основу подготовки по широкому спектру естественнонаучных специальностей.
Дальнейшее развитие: учебно-научные (и инновационные) центры
Нарастающие сложность и комплексность современный научных исследований, а также реализующих их результаты наукоемких («хай-тек») отраслей заметно повышает требования к их кадровому обеспечению. В этих условиях как дальнейшее развитие схемы «кафедра - лаборатория» возникают новые формы функциональной интеграции, которые естественно назвать учебно-научными центрами университета (УНЦ). При этом к числу научных структур, деятельность которых интегрируется такими центрами, относятся и подразделения организаций-партнеров, не входящих в состав университета (институты РАН, «хай-тек» предприятия). В связи с этим можно уже говорить о территориальном учебно-научном и инновационном комплексе университета, содержащем многие УНЦ.
Примером такого комплекса нам представляется территориальный учебно-научный и инновационный комплекс Нижегородского университета, институтов РАН и предприятий «хай-тек» (рис.1). Краткие сведения об университете приведены на схеме.
В университете сформировались всемирно известные научные школы в области теории колебаний (академик А.А.Андронов), кристаллографии (академик Н.В.Белов), радиофизики (академик А.В.Гапонов-Грехов), химии металлоорганических соединений (академик Г.А.Разуваев), химии высокочистых веществ (академик Г.Г.Девятых), теории функций (профессор И.Р.Брай-цев), теории динамических систем (профессор Ю.И.Неймарк), популяци-онной генетики (профессор С.С.Четвериков).
Инновации в науке и образовании -характерная черта деятельности Нижегородского университета. В 1945 году в ННГУ был создан первый в СССР радиофизический факультет, в 1963 году, также первый, — факультет вычислительной математики и кибернетики, что оказало заметное влияние на развитие радиоэлектронной промышленности и информационных технологий в стране. В ННГУ семь естественнонаучных факультетов. Кроме двух упомянутых выше, это: механико-математический, физический, высшая школа общей и прикладной физики, химический и биологический факультеты. Активное участие вуза в решении актуальных научно-технических задач привело к формированию в структуре университета крупных научно-исследовательских институтов: физико-технического (1932 г.), химии (1944 г.), радиофизического (1956 г.), прикладной математики
Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского
В составе ННГУ:
- 18 факультетов
- 125 кафедр; 158 учебно-научных лабораторий
- 5 научно-исследовательских институтов
- Инновационно-технологический центр
В ННГУ обучаются: 31 тысяча человек, в том числе студентов 28 тысяч человек аспирантов и докторантов 1100 человек
Научно-педагогическую работу ведут:
- профессорско-преподавательский состав 1400 человек
- научные сотрудники 500 человек среди них:
- 300 докторов наук, в том числе 17 действительных членов и чл-корр. РАН
- 900 кандидатов наук
- 33 лауреата Государственных премий, премий Правительства и премий Президента РФ
и кибернетики (1964 г.), механики (1974 г.), молекулярной биологии и региональной экологии (2002 г.). Нижегородские институты РАН - Институт прикладной физики, Институт физики микроструктур, Институт химии высокочистых веществ, Институт металло-органической химии - «генетически»
Ин-т прикладной физики РАН
Ин-т физики
микроструктур
РАН
Ин-т химии высокочистых веществ РАН
Ин-т
металлооргани ческой химии РАН
НФ Института
машиноведения
РАН
л
Науч.-иссл . ин-т
измерительных
систем
ИНТЕЛ НН
НПО «Полет»
ТЕЛМА (МОТОРОЛА)
НПО «Салют»
>
У
Институт РАН
Базовый ^^
факультет
Научные подразделения
Базовая кафедра
Филиал кафедры
Базовая лаборатория
Научное подразделение
Научное подразделение
Аспирантура
Дис . совет
Подразделение
Филиал кафедры
Предприятие «хай-тек »
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
(исследовательский университет)
Факультет университета
Базовая кафедра
Науч1 Центр коллек
Кафедра
Кафедра
Кафедра
Базовая кафедра
Кафедра
но-образовательный
тивного пользования оборуд
Це
нтр
ованием
Лаборатория
Лаборатория
Лаборатория
Базовая лаборатория
Базовая лаборатория
Лаборатория
Научно-исследовательская часть ун-та
Аспирантура
Аспирантура
Аспирантура
Аспирантура
Аспирантура
Аспирантура
Дис . совет
Ин-т аспирантуры и докторантуры университета
НИИ ННГУ
Научное подразделение
Научные подразделения
Базовая лаборатория
Базовая лаборатория
Инновационно технологический центр
Отдел трансфера технологий
Учебный центр по инноватике
Управление международной деятельности
-
Научно-исследователь физико-технич ин-т ННГУ
НИИ ХимииНН
НИИ Прикладн математики и кибернетики Н1
НИИ Механики
НИИ Молекуляр биологии и региональной экологии ННГУ
Малое предприятие «хай-тек »
Малое предприятие «хай-тек »
Российско -Ита, университет Российско -Фра университет Образовательные проекты программы «Темпус Тасис
Рис. 1. Территориальный учебно-научный и инновационный комплекс Нижегородского университета, институтов РАН и предприятий «хай-тек»
связаны с университетом: все они в свое время сформировались на основе лабораторий ННГУ и его НИИ, имеют постоянную кадровую поддержку со стороны университета.
Структурной основой ННГУ как исследовательского университета являются учебно-научные и инновационные центры (УНЦ) по отраслям наук (специальностям, направлениям подготовки кадров), которые сформировались в течение многолетней совместной учебной и научной работы факультетов и НИИ ННГУ. Кафедры факультетов имеют базовые лаборатории в институтах. Руководит такой лабораторией, как правило, заведующий или профессор кафедры, привлекающий к выполнению актуальной научной работы, наряду со штатными научными сотрудниками НИИ, также и преподавателей, аспирантов, студентов старших курсов. Научные сотрудники НИИ читают специальные курсы лекций на кафедре, подготавливают на основе научного оборудования лабораторные работы и ведут их со студентами. В ряде случаев хорошо развитое научное подразделение НИИ ННГУ формирует на факультете базовую кафедру, обеспечивая все стороны ее учебной, методической и научной работы. Факультет и НИИ университета объединяют свои усилия для обеспечения совместной работы современными дорогостоящими приборами для научных исследований. В большинстве УНЦ ННГУ (прикладная математика, механика, физика твердого тела, радиофизика, химия, биология) созданы центры коллективного пользования уникальным научным оборудованием, доступ к которому открыт для выполнения актуальных научных проектов.
Поддержку работе УНЦ ННГУ оказывают общеуниверситетские подразделения: учебно-методическое управление, фундаментальная библиотека,
интернет-центр, научно-исследовательская часть, диссертационные советы, а также аспирантура и докторантура (около 1000 человек).
Важным новым направлением работы ННГУ как исследовательского университета является управление интеллектуальной собственностью, включающее выявление ее объектов, выбор формы их правовой охраны и эффективное их использование. Для развития этого возникшего вида деятельности (прежний опыт «патентования и внедрения» разработок в современных условиях малоэффективен) в ННГУ создан Инновационно-технологический центр (ИТЦ). Цель ИТЦ ННГУ — задействовать в университете «зеленый коридор» от получения новых знаний до производства на их основе новой конкурентоспособной продукции и выведения ее на рынок. Освоение в ИТЦ реальной практики трансфера технологий (в том числе образовательных), прикладных разработок ученых уже привело к созданию успешно работающих в высокотехнологическом производстве малых предприятий. К сожалению, современное российское законодательство существенно осложняет вузу привлечение инвесторов для коммерциализации разработок, а также ограничивает участие вуза при учреждении малых наукоемких предприятий.
Нижегородский университет активно участвует в мероприятиях по программе «Старт», инициированной Министерством образования и науки России и Фондом (государственным) содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Эта программа нацелена на выявление перспективных для коммерциализации научно-технических разработок и выращивание малых инновационных предприятий, становящихся объектами внебюджетного, в том числе венчурно-
го, финансирования. ИТЦ ННГУ выполняет функции структуры, ответственной за организацию и проведение программы «Старт» в Приволжском федеральном округе, в рамках которой в 2004 году создано более 70 малых инновационных предприятий. Подавляющая их часть развивает свою деятельность на основе наукоемких разработок университетов и научных организаций, расположенных в Приволжском округе. Повышение эффективности комплексных мероприятий по введению интеллектуальной собственности в гражданский оборот требует, как показывает мировой опыт, вхождения университетов в состав учредителей малых предприятий, что увеличивает устойчивость последних на ранних фазах развития и делает их более привлекательными для инвесторов.
Нижегородский государственный университет и институты РАН, расположенные в Нижнем Новгороде, многие годы ведут совместную работу в области образования, науки и трансфера технологий [1]. С целью ее координации в 2001 году организован «Нижегородский объединенный учебно-научный центр университета и институтов РАН». Его создание было согласовано с министром образования РФ, президентом РАН и губернатором Нижегородской области. Этот центр создан в организационно-правовой форме простого товарищества без образования юридического лица. Общее руководство объединенным УНЦ осуществляет координационный совет, включающий на паритетных основах представителей университета и институтов РАН.
В рамках объединенного центра получили развитие новые формы учебно-научного сотрудничества, обеспечивающие элитную подготовку кадров в интересах РАН и наукоемких отраслей. Для осуществления такой подготовки
привлекаются научный потенциал и материально-техническая база институтов РАН, факультетов и НИИ ННГУ.
В Институте прикладной физики (ИПФ РАН) на правах факультета ННГУ действует высшая школа общей и прикладной физики, представляющая пример предельно тесной интеграции академической науки и высшего образования. Каждый студент этого факультета, начиная с первого курса, имеет личного наставника — сотрудника ИПФ. Общую подготовку обеспечивают лучшие преподаватели многих факультетов университета; специализация и специальные практикумы на уникальном оборудовании проводятся научными сотрудниками ИПФ, а также Института физики микроструктур РАН. Высокое качество такой подготовки подтверждается многими наградами, которые ежегодно получают студенты факультета на всероссийских олимпиадах по физике и математике. Факультет явился одним из самых удачных проектов уже упоминавшейся ФЦП «Интеграция».
Примером несколько другого рода служит созданная в Институте физики микроструктур (ИФМ РАН) университетская базовая кафедра физики твердотельных наноструктур. На кафедре проходит общую специализацию объединенная группа студентов трех факультетов — физического, радиофизического и высшей школы общей и прикладной физики. Специализацию обеспечивают преподаватели всех трех факультетов и научные сотрудники ИФМ ИПФ РАН. Такой подход позволяет эффективно организовывать элитную подготовку по новым направлениям современной науки и техники, преодолевая сложившееся в прошлое время межфакультетское разделение функций. Указанная организация основана на договорных отношениях ННГУ и соответствующих институтов РАН. В це-
лях поддержки обсуждаемой специализации институты РАН создали свои базовые учебно-научные лаборатории на физическом и радиофизическом факультетах.
В институтах РАН работают 12 филиалов кафедр ННГУ. 83 выпускника ННГУ 2002-2004 гг. пришли на работу в институты РАН и в университет. Более сорока сотрудников академических институтов, в том числе 17 членов и членов-корреспондентов РАН, читают лекции для студентов и аспирантов ННГУ. Университет оказывает поддержку образовательной подготовке аспирантов академических институтов. В 2002-2004 гг. совместно проведены девять международных и одиннадцать всероссийских конференций, школ для молодых ученых, проводится областная олимпиада школьников «Будущие исследователи» (математика, физика, химия).
Нижегородский объединенный УНЦ является признанным центром экспертизы при подготовке научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для системы образования, науки и промышленности. В состав семи из пятнадцати докторских советов при ННГУ входят сотрудники РАН, а профессора университета работают в четырех докторских диссертационных советах при институтах РАН. Ряд профессоров ННГУ входят в состав ученых советов каждого из нижегородских институтов РАН, а три члена РАН участвуют в работе Ученого совета университета.
Важной чертой Нижегородского объединенного УНЦ является сложившаяся система взаимодействия академического и университетского секторов науки. Значительная часть научных проектов, тем, грантов выполняется совместно учеными ННГУ и институтов РАН. Около 150 сотрудников и аспирантов ННГУ активно работают в институтах РАН, а более 60 сотрудников акаде-
мических институтов занимаются исследованиями в университетских лабораториях. Например, сотрудники РАН пользуются уникальным оборудованием для сканирующей зондовой микроскопии научно-образовательного центра ННГУ «Физика твердотельных наноструктур», созданного благодаря совместной программе «Фундаментальные исследования и высшее образование» Минобразования РФ и известного американского фонда СКОБ. С другой стороны, сотрудники ННГУ выполняют ряд работ в центрах коллективного пользования аналитическим оборудованием ИФМ РАН и Института химии высокочистых веществ (ИХВВ РАН). Совместно выполняются поддержанные грантами Министерства образования и науки России и Европейской комиссии проекты, нацеленные на развитие инфраструктуры инновационной научно-технической деятельности в Нижегородском регионе и Приволжском федеральном округе.
В качестве примера, характеризующего особенности работы различных учебно-научных центров, входящих в состав Нижегородского объединенного УНЦ, приведем деятельность центра «Физика твердого тела» (рис.2), одним из направлений научно-образовательной работы которого является на-ноэлектроника.
Современный уровень развития электроники, одной из приоритетных отраслей науки и техники, требует специалистов, имеющих глубокую фундаментальную подготовку в области физики полупроводников (такая подготовка наилучшим образом ведется на физическом факультете), физики колебаний и волновых процессов (радиофизический факультет), нанотехнологий (Научно-исследовательский физико-технический институт ННГУ), физики твердотельных наноструктур (Институт физики микроструктур РАН). Объеди-
Институт физики микроструктур РАН
Научные подразделения
Базовая кафедра Физики твердотельных наноструктур
Диссертационный совет
Аспирантура
Предприятия «хай-тек»» НИИИС,НПО «Салют» ИНТЕЛ НН
Филиал кафедры ^
Подразделение
Научное подразделение
Научное подразделение
Нижегородский государственный университет _(исследовательский университет)_
Физический факультет
Л
НИФТИ
Научно-образовательный центр (БКИБ)
Центр коллективного пользования научным оборудованием
Кафедра физики п/п
Лаборатория
магистранты, аспиранты, докторанты
Базовая лаборатория ИФМ
Кафедра
&
Научные подразделения
Базовая лаборатория НИФТИ
Радиофизический факультет
Кафедра электроники
Лаборатория магистранты, аспиранты, докторанты
Базовая лаборатория ИФМ
Кафедра
Базовая лаборатория предприятия
Отдел трансфера ф_ технологий I
Малые предприятия «хай-тек»
Диссертационные советы Институт аспирантуры и докторантуры
Рис.2. Учебно-научный и инновационный центр «Физика твердого тела». Специальность: Наноэлектроника
нение усилий высококвалифицированных преподавателей и ученых двух факультетов и исследовательских институтов, удовлетворительная материально-техническая база для выполнения актуальных научных разработок с участием студентов и аспирантов, учет в образовательном процессе запросов предприятий «хай-тек», тщательный конкурсный отбор студентов позволили вести элитную подготовку специалистов в области наноэлектроники. Такие выпускники университета востребованы для работы в институтах РАН, вузах и в научно-производственных корпорациях. Для формирования современной учебной и научно-технической базы центра «Физика твердого тела» важную роль сыграло выполнение в ННГУ пилотного проекта российско-американской программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» (БКИБ), а также успешное сотрудничество в этой работе с коллегами из университетов США и Европейского Союза. Координацию учебно-научной работы УНЦ «Физика твердого тела» осуществляет Совет руководителей факультетов и научных организаций, входящих в состав центра.
Как уже отмечалось, университет уделяет большое внимание взаимодействию с НИИ прикладного профиля и с предприятиями высокотехнологических отраслей промышленности. Эта работа также ведется на основе комплексных договоров, предусматривающих сотрудничество в области научных исследований и подготовки кадров. При этом предусматривается создание филиалов кафедр ННГУ в организациях-партнерах (что включает развитие специализаций и проведение специальных практик и практикумов) и создание базовых лабораторий организаций-партнеров на факультетах ННГУ. Такие договоры имеются со многими научно-производственными объедине-
ниями, расположенными в Нижегородском регионе (Научно-исследовательский институт измерительных систем, НПО «Салют», НПО «Кварц» и др.).
Как показывает практика, учебно-научное взаимодействие ННГУ с предприятиями из сектора высоких технологий может быть одним из важнейших факторов формирования регионального рынка труда в соответствующих областях деятельности. Как пример такого влияния коротко рассмотрим опыт сотрудничества ННГУ с известной международной компанией «Интел», достаточно большие научно-производственные лаборатории и региональные маркетинговые структуры которой сформировались в Нижнем Новгороде. Компания, нижегородские подразделения которой имеют заметную тенденцию к дальнейшему росту, оказывает серьезную поддержку подготовке кадров в области информационных технологий (и в смежных областях). Речь идет как о заказах на научные исследования, так и о безвозмездной поставке дорогого и эффективного оборудования. К примеру, на радиофизическом факультете создана базовая учебно-научная лаборатория компании по тематике беспроводных технологий, а на факультете вычислительной математики и кибернетики — аналогичная лаборатория в области информационных технологий. Компания поддерживает средствами и призами проведение на базе университета студенческих и школьных олимпиад и конкурсов по вопросам информатики и компьютерного дела, обеспечивая (вместе с одной из местных газет) позитивную профессиональную ориентацию молодежи на новую актуальную область деятельности. Одним из последних совместных проектов является организация на базе факультета повышения квалификации ННГУ семестрового курса в области современных информационных технологий для (отбираемых по конкурсу) преподавателей реги-
ональных вузов. Этот проект, получивший название «Виртуоз» и охвативший ряд преподавателей из российских и украинских вузов, финансируется также и другими компаниями («Борланд», «Микрософт», «ИБМ», «Лаборатории Кас-перского»). Добавим к этому, что при поддержке и на средства компании «Интел» в ННГУ проведено повышение квалификации в области информационных технологий для трех тысяч учителей школ Нижегородской области (в рамках совместной программы «Обучение для будущего» Минобразования РФ и компании «Интел»). Все эти работы выполнялись на основании соответствующих договоров сторон.
Интеграция и проблемы управления
Рассмотренные выше схемы функциональной интеграции образования, науки и инновационной деятельности касались задач, которые можно охарактеризовать как отвечающие долгосрочным потребностям. Устойчивость этих схем обеспечивается либо механизмом единоначалия, какв случае пары «кафедра - лаборатория», либо договорными отношениями организаций-партнеров, подкрепляемыми внутренними распорядительными документами каждой из организаций-партнеров в соответствии с ее договорными обязательствами, как в случае создания учебно-научных центров. Для обеспечения координации работы многихразных подразделений, деятельность которых объединяется соответствующим центром, создаются советы УНЦ, включающие представителей всех сторон, а также некоторыхпол-номочных членов из руководящего ядра каждой организации. Фактически работа кафедр, факультетов и лабораторий НИИ ННГУ в составе ряда различных УНЦ преодолевает традиционные границы факультетов и НИИ, определяемые вертикальной структурой соподчинения в университете. Для гармонизации возникающих при этом сложных взаимодействий в университете учреждено еженедельное совещание дека-
нов факультетов и директоров институтов ННГУ. За более чем полтора десятилетия своего существования это совещание сформировалось в главный штаб развития сложноструктурированного, многопрофильного университета.
Нарядус развитием форм интеграции для решения долгосрочных учебно-научных задач, университет должен использовать свой потенциал и для быстрого реагирования на многочисленные новые запросы рынка образования и научных услуг, которые могут и не быть долгосрочными. Речь идет как о коротких образовательных программах, семинарах, отдельных курсах, так и о конкретных небольших по объему (но тем не менее, возможно, весьма сложных) исследованиях или экспертизах. Содержание таких работ, как правило, определяется совместно с заказчиком, финансирующим соответствующий проект. Значительный поток таких проектов может быть важным источником не только финансового обеспечения, но и научно-учебного развития университета.
Деятельность такого рода имеет свою специфику. Во-первых, такие проекты содержат определенные риски, поскольку созданное для их исполнения специальное научное или учебное обеспечение может и не быть востребовано в дальнейшем (единичный характер запроса), что не всегда можно предвидеть заранее. Во-вторых, очень часто для исполнения такого запроса необходим многопрофильный коллектив исполнителей. Создать такой коллектив для выполнения краткосрочной работы можно, лишь оперативно привлекая (например, на основе совместительства) сотрудников различных кафедр и лабораторий, что вновь возвращает к проблеме конфликта интересов подразделений (руководителей), «законные» границы деятельности которых пересекаются в связи с реализацией подобных проектов. В-третьих, существующие поколения преподавателей и специалистов не всегда готовы заниматься весьма хлопотной деятельностью, связанной с поиском и организацией выполнения таких проектов
(что включает также вопросы логистики и оценки финансовой состоятельности).
Для успеха проектной деятельности, существенно расширяющей вклад университета в повышение конкурентоспособности нашего общества, необходимо воспитание в коллективе вкуса и готовности к взаимовыгодной кооперации подразделений. В свою очередь, это требует выработки и принятия определенных «правил игры». В Нижегородском госуниверситете руководители крупных проектов и координационные советы таких проектов обладают значительной самостоятельностью, в том числе при принятии и при реализации финансовых решений и в подборе кадров.
Важнным шагом в этом направлении является коллективное формирование единого взгляда на задачи и пути развития вуза, выраженное в форме миссии университета [2]. Кроме того, необходима значительная работа, направленная на привитие навыков современного менеджмента достаточно широкому кругу сотрудников университета. Для этих целей в ННГУучрежден центр изучения проблем университетского управления, который ведет учебно-исследовательскую работу на основе принципов организации, отвечающих новым экономическим условиям. Это вполне соответствует современнымевропейским тенденциям в развитии университетов (см., например, классическую работуБ. Кларка [3]). Развитие этой тенденции в ННГУ привело к формированию концепции проектно-ориен-тированного университета [4].
Сказанное, разумеется, не может полностью исчерпать заявленную большую и важную темуи достаточно подробно осветить все стороны соответствующего опыта Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Наша главная мысль: современный исследовательский университет — это интегрированный университет. При этом важно, чтобы широкая, многосторонняя и весьма сложная интеграция образования, научныхисследований и инновационной дея-
тельности эффективно обеспечивалась напу-тях функционального объединения усилий многихподразделений, каквходящихв структуру самого университета, таки другихюри-дическихлиц. Все это приводит и куже отмеченным новым особенностям системы управления вузом. Можно даже говорить о формировании новой модели университета, сочетающей традиционные «вертикальные» структуры управления и описанные выше «горизонтальные» отношения.
Важно отметить, что все эти процессы отнюдь не ведут к «размыванию» «идеи университета». Будучи широко и многосторонне интегрированным, университет остается самим собой и решает свои традиционные (и, по существу, вечные) задачи. Новой является лишь форма его взаимодействия с другими центрами исследований и приложений, отвечающая современным реалиям. Новое—пути преодоления традиционныхдля университета внутренних границмежду подразделениями (факультетами, институтами). Новой (как в России, так и в Европе) является и необходимость введения предпринимательского подхода в организацию деятельности вуза.
Литература
1. Хохлов А.Ф, Стронгин Р.Г, Максимов
Г.А. Учебно-научные центры Нижегородского университета и институтов РАН. Состояние и перспективы развития // Интеграция фундаментальной науки и высшего образования. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (21-24 сентября 1998 г.). - Самара, 1998. - С.178-180.
2. Стронгин Р.Г, Грудзинский А.О. Мис-
сия Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского // Высшее образование в России. - 2004. -№3. - С. 21-26.
3. Clark B.R.. Creating entrepreneurial univer-
sities: organizational pathways of transformation. Issues in higher education. - Paris, 1998.
4. Грудзинский А.О. Проектно-ориентиро
ванный университет. - Н.Новгород, 2004.