Научная статья на тему 'Европейское измерение в развитии управления университетом'

Европейское измерение в развитии управления университетом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ТРАНСФЕР ЗНАНИЙ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОГРАММА ТЕМПУС / UNIVERSITY MANAGEMENT / ENTREPRENEURSHIP / QUALITY ASSURANCE / KNOWLEDGE TRANSFER / INTERNATIONALIZATION / TEMPUS PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грудзинский Александр Олегович

Статья о современных целях развития управления в европейских университетах, которые являются актуальными и для российских вузов. Список этих целей включает развитие предпринимательства, обеспечение качества образования, трансфер знаний и интернационализацию вузов. Решение задач европейского университетского менеджмента в Нижегородском университете осуществлялось при поддержке программы Темпус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European dimension in development of university management

This article is about the present-day objectives of European universities management development, which are, as we think, of urgent need for Russian universities. The list of these objectives includes entrepreneurship, quality assurance, knowledge transfer, and internationalization. The adoption of European university management ideas at the University of Nizhni Novgorod was supported by the Tempus Programme.

Текст научной работы на тему «Европейское измерение в развитии управления университетом»

ных наук (экспертные оценки деятельности аспирантуры) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2007. №8. С. 23-28.

12. См.: http://www.bologna.mgimo.ru/ fileserver/File/ reports/2007_Norway.pdf

13. См.: ttp://www.kremlin.ru/text/stcdocs/ 2006/03/l04573.shtml#

14. См.: Ван Дайк Н. Двадцать лет ранжирования университетов // Высшее образование в Европе. 2005. Т. XXX. № 2.

15. Бедный Б.И., Миронос А.А. Модель диагностики научного потенциала и результативности аспирантуры // Высшее образование в России. 2008. №5. С. 121-131.

BEDNYIB.I, MIRONOS A.A. TRENDS IN DEVELOPMENT OF POSTGRADUATE TRAINING IN INNOVATIVE SOCIETY

The phenomenon of «mass training of Ph.D.'s » in EC countries, USA and Russia is analyzed. Some innovative forms for organizing Ph.D. programs and possible ways to modernize the national system for training scientific personnel are considered.

Keywords: postgraduate studies, scientific personnel, structured programs, efficiency.

Европейское измерение

а.о. грудзинский, профессор в развитии управления

университетом

Статья о современных целях развития управления в европейских университетах, которые являются актуальными и для российских вузов. Список этих целей включает развитие предпринимательства, обеспечение качества образования, трансфер знаний и интернационализацию вузов. Решение задач европейского университетского менеджмента в Нижегородском университете осуществлялось при поддержке программы Темпус.

Ключевые слова: университетское управление, предпринимательство, качество образования, трансфер знаний, интернационализация, программа Темпус.

Нужно ли менять доставшуюся нам по наследству систему советского внутривузовского управления, и если менять, то чем руководствоваться? Вопрос этот, уже много лет активно дискутируемый российским вузовским сообществом (см., например, аналитический доклад [1]), тем не менее остаётся актуальным и сейчас. Необходимость возврата к его обсуждению возникает не только в результате наблюдений, говорящих о медленном и вялом ходе изменений в реальном управлении и в общей организационной культуре в российских вузах. Дело еще в том, что в течение последних почти 20 лет мы находимся в одинаковой ситуации со всей мировой образовательной системой, вынужденной менять направле-

ния своего развития в силу радикального изменения внешних социально-экономических условий. Фундаментальное изменение парадигмы образования заключается в том, что если ещё в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого столетия за образец для подражания брался гумбольдтовский университет (академическая свобода плюс единство науки и образования), то с начала нового века начинает доминировать концепция рыночно-ориентированного инновационного университета, основанного на «треугольнике знаний» (образование - наука - инновации).

Формирование новой университетской модели и новой университетской культуры - процесс сложный и может решаться только совместными

усилиями вузовских сообществ развитых стран. Россия, поставив свою подпись под Болонской декларацией в 2003 г., дала ответ на вопрос, с кем российская система высшего образования будет совместно искать новые пути развития университетов. Этот шаг вызвал неоднозначные оценки внутри России. Однако, с нашей точки зрения, разумной альтернативы такому решению нет.

В чем могут заключаться другие подходы? Представляется, что советская организация внутривузовского управления, тяготевшая в силу принципов государственного устройства Советского Союза к догумбольдтовской французской системе (основанной на институциональном разделении науки и образования), пронизанная идеологией централизованного планирования и управления в целях обеспечения выполнения государственного заказа и при этом существовавшая в условиях закрытого общества, никак не может быть признана адекватной в условиях рыночной экономики и в целом - в ус-

ловиях свободного глобального инновационного общества знаний.

Образовательная система ведущей державы мировой экономики, США, является образцом, к которому стремятся многие страны мира. Однако надо признать, что американская система сколь далека от нас географически, столь же далека по уже достигнутым результатам в науке, образовании и инновациях, по агрессивному предпринимательскому духу деятельности, корпоративному стилю менеджмента и, разумеется, по базовым экономическим возможностям. К сожалению, надо сказать, что этот факт не является очевидным для многих российских коллег, в то время как европейские коллеги признают безусловное превосходство результативности американской высшей школы. Критериями, наглядно демонстрирующими наше отставание, являются невысокое место России по уровню развития инновационной составляющей экономики страны, существенно меньшая доля, которую имеют российские вузы на мировом рынке экспорта образования по сравнению с вузами США (Россия - 3,1% мирового рынка, в то время как США -20%) [2], а также другие экономические показатели. Для трезвой оценки ситуации можно также посмотреть на два общепризнанных рейтинга вузов мира: так называемый Шанхайский список (составленный Shanghai Jiao Tong University), в котором из 100 лучших вузов 54 находятся в США и только один в России, и рейтинг британской газеты The Times Higher Education Supplement, где лучший российский вуз (МГУ) в 2008 г. занял 183-е место. Кстати, и в недавно подготовленном отечественном рейтинге (Независимое агентство РейтОР) в первую сотню попали только три российских вуза против 48 из США. Еще один штрих в картину отставания российской обра-

зовательной системы от американской внесла вебометрическая оценка университетов [3], из которой, например, видно, что на начало 2009 г. в первую тысячу входит 354 американских вуза и только три российских.

Говоря об образцах для подражания, в принципе можно упомянуть и страны Востока. Для этого есть основания, поскольку, например, в уже упомянутый вебометрический список тысячи лучших вузов входят 22 китайских вуза (вместе с Гонконгом) и 38 японских. Однако в силу существенных культурных (в том числе языковых) различий уровень проникновения знаний о китайском или японском университетском менеджменте на данный момент недостаточен для того, чтобы всерьёз обсуждать их как образец для изучения и возможной адаптации.

Объединенная Европа уже поставила перед собой амбициозную задачу достижения уровня инновационной эффективности американского образования. Болонский процесс, Рамочная программа научно-технологического сотрудничества - это важнейшие инструменты соревнования с США. Россия получила право участия в европейских программах развития высшего образования. Представляется, что в условиях современного инновационного общества знаний, только находясь в едином научно-образовательном пространстве с Европой, Россия сможет реализовать потенциал инновационного развития.

Каковы ключевые слова, характеризующие главные тенденции стратегического развития европейских вузов? Это понятия «предпринимательство», «обеспечение качества образования», «трансфер знаний» и «интернационализация». Когда мы говорим о «европейском измерении» в развитии управления российским вузом, мы имеем в виду ориентацию на эти основные на-

правления развития вузовского менеджмента.

О предпринимательском университете заговорили в 90-х гг. прошлого столетия, когда стало ясно, что для поддержания «свободного» университета, то есть университета, независимого от сиюминутных потребностей общества, денег налогоплательщиков уже не хватает. «Башня из слоновой кости» вынуждена была ограничить свою академическую свободу одним из двух возможных способов: либо умерить свои изыскательские аппетиты, либо искать тех, кому будут нужны результаты научных исследований прямо сейчас, а не в отдаленном будущем. Эта ситуация неизбежно привела вузы на рынок, который вместе с государством взял на себя ответственность за развитие мировой образовательной системы. Все смешалось в управлении университетом. С одной стороны, в вузе преобладаюттрадиции свободного академического сообщества, которые не могут и не должны быть устранены в силу того, что без развития фундаментальной науки и образования невозможно сделать следующий шаг -выполнить рыночный заказ. А развитие фундаментальных исследований невозможно без хорошо финансируемого свободного научного поиска и права на ошибку. С другой стороны, войдя в рынок, университет должен действовать по рыночным правилам. Значит, по крайней мере, та часть его управленческой системы, которая повернута лицом к рынку, должна обладать свойствами, характерными для управленческих систем рыночных корпораций. Как сочетать эти противоречивые черты системы управления в университете - это вопрос, ответ на который продолжают искать вузовские управленцы и исследователи университетского менеджмента. В связи с этим хотелось бы обратить внимание

на только что анонсированный (на момент написания данной статьи) американский сборник с красноречивым заголовком «Приватизация государственных университетов. Перспективы как их видит вузовское сообщество» [4].

Обеспечение качества образования. Эта задача, разумеется, всегда стояла перед университетами. Однако в глобальном обществе знаний она приобрела аспекты, заставляющие её звучать по-новому. Прежде всего это связано с тем, что знание, которое несут университеты, имеет два диалектически связанных измерения: с одной стороны, оно является общественным благом, с другой - товаром, продаваемым в условиях весьма жесткой конкуренции. В условиях свободного распространения фундаментального знания за его качество в основном отвечают сами преподаватели, ориентируясь на самооценку и оценку академического сообщества. В ситуации, когда знание стало товаром, естественным образом встал вопрос о применении процедур контроля качества, основой которых являются общие принципы и стандарты, применяемые производственными корпорациями и сферой услуг.

В европейском сообществе актуальной становится еще одна грань этой проблемы, связанная с мобильностью студентов. Поощряя движение студентов с целью реализации принципа «один семестр за рубежом», вузы должны иметь определенные гарантии качества знаний, полученных в другом университете, чтобы признать их при присвоении степени.

«Трансфер знаний» - это понятие, появившееся несколько лет назад, вбирает в себя все аспекты, связанные с обеспечением инновационной составляющей деятельности университета. Оно включает трансфер технологий, организацию взаимодействия с

предприятиями и местными сообществами, повышение квалификации и переподготовку (как элемент образования в течение всей жизни) и другие аспекты, связанные с коммерциализацией прикладных знаний. Все вместе это еще называют «третий поток» знаний, подразумевая, что два первых - это фундаментальные образование и наука. В целом эти три потока, как уже отмечалось, отражают концепцию современного инновационного университета в виде «треугольника знаний».

Интернационализация - ключевое слово, отражающее стремление Европы занять лучшее место на мировом рынке науки и образования. Это значит прежде всего - больше иностранных студентов, причем студентов, полностью покрывающих расходы на свое обучение. Это международные гранты и выгодные контракты с корпорациями вне зависимости от их государственной принадлежности. Средством для достижения этих целей является в первую очередь, конечно, высокое качество проводимых вузом научных исследований и высокое качество образования. Но и вторичные по своей сути методы, связанные с формированием и продвижением имиджа университета, имеют существенное значение. К примеру, следует отметить важную роль результатов вебометрического анализа сайтов университетов мира.

Представляется, что среди перечисленных направлений развития европейского университетского менеджмента нет ничего чуждого и вредного для российских университетов. Все эти направления могут и должны стать целями развития любого крупного российского университета, ставящего перед собой задачу равноправного соревнования на мировом образовательном рынке и, разумеется, имеющего

для этого научно-образовательный потенциал.

Главным проводником европейского влияния на российское вузовское сообщество, безусловно, является широко известная в России и Европе программа Темпус. Еще одной важной составляющей системы получения европейской интеллектуальной помощи стали для Нижегородского университета участие в деятельности Европейской сети деканов (DEAN - Deans and European Academics Network) и Европейской ассоциации университетов (European University Association). Можно сказать, что современный облик менеджмента в ННГУ, его организационная культура и, в частности, позитивное отношение к болонским идеям единого европейского образовательного пространства сложились во многом под влиянием выполненных совместных проектов.

Начиная с 1994 г. Нижегородский университет выиграл четырнадцать проектов программы Темпус. Именно благодаря этой европейской программе ННГУ из закрытого для внешнего мира вуза (Нижний Новгород до 1990 г. был закрытым для иностранцев городом) превратился в заметный в международном образовательном пространстве университет. Большое число сотрудников университета теперь имеют достаточную международную культуру, чтобы вести совместную научную и учебную работу с зарубежными коллегами, а выпускники университета, участвовавшие в выполнении проектов, соответствуют по своей квалификации уровню международного профессионала.

В этой статье мы коснемся только проектов, основной целью выполнения которых было реформирование университетского управления в рассмотренных областях. Среди них - три проекта по университетскому управлению:

«На пути к предпринимательскому университету», «Всеобщий менеджмент качества для университетов» и «Университетский трансфер знаний для устойчивого роста». Что касается интернационализации университета, то это направление деятельности поддерживалось всеми выигранными проектами программы Темпус. Особо выделим один из них - «Мобильность и признание финансового образования», который заложил основы организации совместных международных образовательных программ, ведущих к получению двух дипломов (в российском и зарубежном вузе).

Начнем с последнего из перечисленных проектов («Mobility and Recognition in Financial Studies», Contract No. Mobility_JEP-10461-98). Он был выполнен в период с 1999 по 2002 гг. В консорциум входили три университета: ННГУ и два европейских партнера - Университет Калабрии (Италия) и Университетский центр Роскилле (Дания). Цель проекта - разработка и реализация структуры финансового образования, обеспечивающей получение студентами двух дипломов на основе признания одного года обучения за рубежом. В ходе выполнения проекта разработаны схемы взаимного признания учебных планов и мобильности студентов. На ее основе 55 студентов из университетов-партнеров прошли годовое обучение в зарубежном вузе и получили два диплома. Эта схема продолжает действовать до сих пор в рамках так называемого Российско-Итальянского университета. В рамках данной образовательной программы студенты ННГУ теперь уже на основе самофинансирования проходят обучение в течение одного года в Университете Калабрии и получают российский и итальянский дипломы.

Проект «На пути к предпринима-

тельскому университету» («Becoming an Entrepreneurial University», Contract No. UM_JEP-22240-2001) стал первым из серии проектов, нацеленных на развитие системы стратегического управления университетом. Проект выполнен в период с 2002 по 2004 гг. Партнерами ННГУ по проекту были расположенный в Брюсселе Европейский центр по стратегическому управлению университетами (European Centre for Strategic Management of Universities - ESMU) и Лондонский столичный университет (London Metropolitan University - London Met). Цель проекта - разработка миссии и стратегического плана ННГУ, а также повышение квалификации университетских управленцев на всех уровнях для обеспечения саморазвития университета. В результате выполнения проекта принята Миссия ННГУ, отработаны новые организационные принципы деятельности университета на основе проектно-ориентирован-ного подхода [5].

Проект «Всеобщий менеджмент качества для университетов» («Achieving Bologna through Total Quality Management», Contract No. UM_JEP-24069-2003) заложил основы создания в ННГУ системы обеспечения качества образования европейского типа. Проект выполнялся с 2004 по 2007 гг. В консорциум, кроме ННГУ, входили уже упомянутые выше ESMU и London Met, а также Дублинский технологический институт (Dublin Institute of Technology - DIT). Цель проекта - разработка политики, системы и структур обеспечения качества образования, которые удовлетворяют требованиям Болон-ской декларации и работодателей. Созданная в результате выполнения проекта система обеспечения качества обучения дала новый импульс организации всей учебной работы в университете. Были подготовлены и приняты

такие важные документы, как «Политика в области качества образования» и «Руководство по обеспечению качества образования в ННГУ». Результаты выполнения проекта получили высокую оценку Еврокомиссии. В 2008 г. по результатам мониторинга он был отобран как лучший проект по вопросам обеспечения качества образования в России и представлен среди семи образцов лучших практик всех стран-участниц программы Темпус на конференции в Каире [6].

Последним по времени выполнения стал проект «Университетский трансфер знаний для устойчивого роста» («University Knowledge Transfer for Sustainable Growth», Contract No. UM_ JEP-26017-2005). К выполнению этого проекта ННГУ приступил в 2006 г. Срок окончания - февраль 2010 г. В консорциум этого проекта в дополнение к партнерам проекта по качеству образования вошла британская Ассоциация университетов для научных исследований и связей с промышленностью (Association for University Research and Industry Links - AUIRIL). Цель проекта - расширение возможностей ННГУ по самофинансированию за счет разработки стратегии, системы и культуры трансфера знаний, эффективного управления коммерческим взаимодействием между университетом и внешними предприятиями, подготовки университетских специалистов в области трансфера знаний.

В заключение повторим, что единственной реальной возможностью для российских вузов стать конкурентоспособными на мировом рынке науки и образования является совместное с европейскими вузами участие в поиске путей эффективного менеджмента университета. Опыт Нижегородского университета показывает, что такое сотрудничество может быть очень плодотворным.

Литература

1. Управление в высшей школе: опыт, тенден-

ции, перспективы. Аналитический доклад / Рук-ль авторского коллектива В.М. Филиппов. М.: Логос, 2005. 540 с.

2. Айдрус И.А. Позиция России на мировом

рынке образовательных услуг (Аналитический обзор) // Вестник высшей школы Alma Mater. 2009. №2. С. 10-16.

3. Маршакова-Шайкевич И.В. Вебометричес-

кая оценка университетов России // Выс-

шее образование в России. 2009. №4. С. 25-36.

4. Privatizing the Public University: Perspectives

from across the Academy / Christopher C. Morphew and Peter D. Eckel (Eds.). Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2009.

5. Стронгин Р.Г, Грудзинский А.О. Проект-

но-ориентированное управление инновационным университетом // Высшее образование в России. 2008. №4. С. 26-31.

6. Bringing out the best in education. Enhancing

quality in higher education: a Tempus survey. Tempus Conference. Cairo, 7/8 May, 2008.

GRUDZINSKIYA. EUROPEAN DIMENSION IN DEVELOPMENT OF UNIVERSITY MANAGEMENT

This article is about the present-day objectives of European universities management development, which are, as we think, of urgent need for Russian universities. The list of these objectives includes entrepreneurship, quality assurance, knowledge transfer, and internationalization. The adoption of European university management ideas at the University of Nizhni Novgorod was supported by the Tempus Programme.

Keywords: university management, entrepreneurship, quality assurance, knowledge transfer, internationalization, Tempus Programme.

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского НОЦ «Физика твердотельных наноструктур» НОЦ «Нанотехнологии»

НОЦ «Физика твердотельных наноструктур» создан в ННГУ в 1998 году Министерством образования Российской Федерации и Американским фондом гражданских исследований и развития в рамках совместной российско-американской программы «Фундаментальные исследования и высшее образование». В основу центра положена идея о создании в российских университетах точек роста с современной исследовательской базой для подготовки будущих поколений ученых и инженеров, ориентирующихся на блестящие традиции российской науки и использующих свое умение на благо развития страны и ее конкурентоспособности.

НОЦ «Нанотехнологии» создан в ННГУ в 2007 году в рамках реализации ФЦП «Развитие исследовательской, инновационной и технологической инфраструктуры для наноиндустрии Российской Федерации 2007-2010 гг.». Основными задачами центра являются разработка новых технологий и исследование новых наноструктурирован-ных материалов, интеграция научных исследований и образования, развитие новых форм организации учебного процесса на базе научных исследований и повышение качества образования.

Научно-образовательные центры по направлению «нанотехнологии» располагают уникальным исследовательским и технологическим оборудованием, в том числе технологическим комплексом для выращивания твердотельных наноструктур методами молекулярно-лучевой эпитаксии, химического осаждения на базе системы AIXTRON, а также уникальным комплексом для разработки и получения новых нано-структурированных металлических и керамических материалов на основе системы электроимпульсного плазменного спекания SPS-625.

Научно-образовательные центры ННГУ по направлению «нанотехнологии»

проводят фундаментальные и прикладные исследования и разработки, а также обеспечивают подготовку специалистов по перспективным направлениям развития науки и технологии:

♦ создание многофункциональных наноматериалов и наносистем, включая разработку и исследование сложных эпитаксиальных наногетероструктур на основе А3В5;

♦ создание и исследование магнитных полупроводниковых наноструктур для спинтроники;

♦ разработка технологии формирования методом молекулярно-лучевой эпитаксии многослойных легированных наноструктур;

♦ разработка и исследование перспективных наноструктурированных материалов для планарной оптики и оптоэлектроники;

♦ разработка, получение и исследование новых нано- и микрокристаллических металлов, сплавов и керамик с уникальными прочностными и сверхпластическими свойствами.

Научно-образовательные центры ННГУ по направлению «нанотехнологии» работают в режиме центров коллективного пользования и открыты для выполнения совместных исследований и разработок.

Контактная информация:

603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, НОЦ ФТНС, НОЦ НТ ННГУ

тел./факс (831) 4657631 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.