ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
Р. СТРОНГИН, профессор, ректор А. ПЕТРОВ, доцент, проректор А. ГРУДЗИНСКИЙ, профессор, проректор
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
«Движение за качество образования», возникшее в середине 90-х гг. [1], уже достаточно давно перешло в фазу практической работы по созданию вузовских, национальных и наднациональных систем обеспечения качества высшего образования, однако дискуссии на эту тему в среде российской вузовской общественности все еще продолжаются. Поскольку любая модель системы качества базируется на воспитании соответствующей культуры исполнения определенных процедур («культуры качества»), задача ведения широкой разъяснительной работы среди вузовских преподавателей остается весьма актуальной. Основанием для скептического отношения части профессорско-преподавательского состава к усилиям руководства вуза по внедрению процедур обеспечения качества часто является некритично воспринимаемое мнение о высоком качестве советского и постсоветского высшего образования. Это мнение, безусловно справедливое для отдельных исторических периодов времени и для отдельных областей знания (а также для выпускников, прошедших, как правило, дневную форму обучения в ограниченной группе ведущих вузов и по ограниченной группе специальностей), уводит в сторону от главной причины, вызывающей необходимость создания системы обеспечения качества подготовки специалистов во всем мире. Она состоит в появлении принципиально новых задач образования, не возникавших в условиях индустриального (а применительно к советскому периоду России - ещё и закрытого) общества. Клю-
Качество образования:
политика и система (Опыт Нижегородского университета)
чевыми словами, характеризующими современную ситуацию, в которой оказались системы образования мира в XXI в., являются «инновационное общество знаний», «массовое образование», «глобализация», «мобильность». Именно эти новые факторы и привели к возникновению в развитых странах «движения за качество образования», которое в настоящее время захватило и Россию.
Правительства и университетские сообщества государств мира считают необходимым постоянно подтверждать приверженность идее обеспечения качества высшего образования,разъяснять важность создания новой системы качества и делают практические шаги по решению этой задачи. Процитируем в подтверждение этого несколько документов.
Собравшаяся в июле 2006 г. в Санкт-Петербурге «Группа восьми» приняла Декларацию «Образование для инновационных обществ в XXI веке». В Декларации неоднократно подчеркивается стремление ведущих государств мира к развитию качественного образования. В частности, в ней провозглашается: «Наши государства будут уделять основное внимание обеспечению качества, эффективности и доступности в наших образовательных системах» [2]. В принятой министрами образования государств - членов «Группы восьми» «Московской декларации» говорится: «Министры образования в очередной раз выразили свою приверженность улучшению всех аспектов качества образования. Участниками встречи было указано на не-
обходимость создания адекватных и подотчетных систем управления для поддержки систем высококачественного образования, отвечающих потребностям общества и экономики. Повышение качества образования также обеспечивает более эффективное использование государственных ресурсов» [Там же]. На встречах министров образования стран - участниц Болонского процесса постоянно уделяется внимание решению вопросов гармонизации систем качества. Министры встречались в Праге (2001 г.), в Берлине (2003 г.), в Бергене (2005 г.) и в Лондоне (2007 г.). Лондонское коммюнике от 18 мая 2007 г., как и коммюнике других встреч министров, содержит раздел, посвященный обеспечению качества образования. В нем отмечается, что стандарты и руководство по обеспечению качества в европейском образовательном пространстве, принятые в Бергене, стали мощным инструментом изменения отношения к обеспечению качества. В документе указывается, что все страны приступили к их реализации, и некоторые государства достигли существенного прогресса [3].
Европейская ассоциация университетов (EUA) также активно участвует в процессе выработки общеевропейских подходов к обеспечению качества высшего образования. В своих политических декларациях, начиная с Конвенции в Саламанке в 2001 г., EUA подчеркивает значение качества образования как основного условия доверия, релевантности, мобильности, совместимости и привлекательности европейского образовательного пространства [4] . Последняя, Лиссабонская декларация, принятая весной 2007 г., также содержит раздел, посвященный качеству образования. В нем, в частности, особо подчеркивается роль контроля качества на европейском уровне. В декларации записано: «Университеты призывают министров принять предложения, разработанные в течение последних двух лет «Группой Четырех» (E4 Group), включающей Европейскую ассоциацию по контролю качества высшего образования
(ENQA), Европейскую ассоциацию национальных студенческих союзов (ESIB), Европейскую ассоциацию университетов и Европейскую ассоциацию высших учебных заведений (EURASHE), продемонстрировав, таким образом, доверие к ответственным партнерским отношениям между участниками процесса, лежащими в основе данных предложений» [5]. Этот призыв был услышан министрами образования стран-участниц Болонского процесса. В уже цитированном ранее Лондонском коммюнике (лондонская встреча состоялась через месяц после принятия Лиссабонской декларации) четыре вышеупомянутые европейские организации призываются к ежегодному проведению европейских форумов по обеспечению качества для распространения передового опыта и продолжения улучшения качества образования в европейском образовательном пространстве.
В США вопросы развития новой системы качества образования также стоят в повестке правительственных органов. Из статьи Юдит Итон, президента Совета по аккредитации высшего образования (Вашингтон), следует, что в настоящее время в США, так же как и в Европе, предпринимается попытка усилить влияние правительства на обеспечение стандартов качества образования [6]. Дело в том, что более полувека аккредитацией вузов в США занимаются неправительственные организации. Сами эти организации проходят процедуру признания в соответствии с установленными федеральным правительством стандартами и требованиями. Таким образом, федеральные критерии оценки прилагаются к американским университетам лишь опосредованно - через упомянутые неправительственные аккредитационные агентства. Специальная правительственная комиссия признала такой подход неэффективным в современной ситуации. В докладе комиссии (выпущенном в сентябре 2006 г.) признано необходимым усилить государственный контроль в области аккредитации вузов. В числе предложений, сформулиро-
ванных в докладе, выдвигается концепция национального фонда по аккредитации как некоторого эквивалента федерального «Министерства качества». Автор статьи высказывает опасения, что такой подход войдет в противоречие с тремя ключевыми особенностями американской системы высшего образования, которые формулируются следующим образом: опора на миссию университета как средство поддержания качества, важность ответственной институциональной автономии в обеспечении качества высшего образования и жизненно важная роль академической свободы. Отметим схожесть этой американской проблемы с задачами, решаемыми Европой в рамках «движения за качество». В связи с этим еще раз сошлемся на Лиссабонскую декларацию, призывающую сохранить многообразие европейских образовательных систем при единстве целей.
Основные модели управления качеством специалистов, используемые в вузах России, опираются на зарубежные подходы и стандарты. В приложении к Приказу Федерального агентства по образованию № 304 от 3 декабря 2004 г. в качестве таких моделей называются оценочный метод (на основе SWOT-анализа), метод всеобщего управления качеством (TQM) и подход, основанный на международных стандартах качества ISO 9000:2000 [7]. Принятая в настоящее время типовая модель внутри-вузовской системы качества [8] соответствует стандартам и руководствам Европейской ассоциации по контролю качества высшего образования и базируется на процессной модели системы менеджмента качества, используемой в стандарте ISO 9000.
На формирование системы и культуры качества в российских вузах положительное влияние оказывает участие в соответствующих международных проектах и, в частности, в программе «Темпус-Тасис» Европейского союза. Первым таким крупным проектом был двухлетний проект «Темпус-Тасис» по университетскому управлению «Качество в образовании для но-
вого тысячелетия», выполнявшийся в 2001-2003 гг. В консорциум этого проекта входили, кроме зарубежных партнеров, Московский государственный институт электроники и математики, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» и Европейский центр по качеству в Москве. Основной целью проекта являлось реформирование структуры управления в учреждениях высшего образования РФ посредством анализа «лучших практик» обеспечения качества в европейских университетах.
Проект программы «Темпус-Тасис», выполняемый Нижегородским госунивер-ситетом, стал еще одним шагом в построении внутривузовских систем управления качеством подготовки специалистов на основе изучения опыта европейских университетов и при финансовой поддержке Европейской комиссии. Английское название проекта «Achieving Bologna through Total Quality Management» можно перевести как «Достижение целей Болонской декларации посредством всеобщего менеджмента качества». Проект стартовал в 2004 г. и завершается в 2007 г. (продолжительность - 3 года). Таким образом, сейчас можно говорить о результатах его выполнения.
Целью проекта являлась разработка в Нижегородском университете системы обеспечения качества учебного процесса, удовлетворяющей требованиям Болонской декларации и внешних заказчиков. Един-ственнымроссийским (целевым) вузом проекта является Нижегородский университет. Все остальные члены консорциума -представители ЕС. Зарубежными партнерами ННГУ по проекту стали Европейский центр по стратегическому управлению университетами (Бельгия), Лондонский столичный (London Metropolitan) университет (Великобритания) и Дублинский технологический институт (Ирландия). Подчеркнем, что двумя основными целевыми характеристиками создаваемой системы обеспе-
чения качества стали её соответствие задачам Болонской декларации и требование взаимодействия с внешними предприятиями, в том числе с бизнес-сообществом, для удовлетворения их потребностей в высококвалифицированных специалистах. Оба этих дополнительных требования, которые были сформулированы во время подготовки проектного предложения осенью 2003 г., отразили наиболее свежие на тот момент в России идеи развития подходов к обеспечению качества подготовки специалистов. Россия поставила свою подпись под Болонской декларацией в сентябре 2003 г., а процесс формулирования задач взаимодействия бизнес-сообщества с университетами приобрел институциональную форму фактически лишь в 2006 г. на VIII съезде Российского союза ректоров. Для европейских же университетов как «болонский» аспект проблемы качества, так и аспект, связанный с взаимодействием «университет - предприятие», был в тот момент и остается в настоящее время весьма актуальным.
Основными задачами проекта являются:
• создание трёх международных «кружков качества» в ННГУ для решения вопросов формирования системы управления качеством подготовки специалистов в ННГУ (на институциональном уровне и по двум направлениям обучения - менеджмент и информационные технологии);
• создание Центра по обеспечению качества образования в ННГУ;
• повышение квалификации руководящего состава ННГУ по вопросам управления качеством учебного процесса (формирование «болонской культуры качества»);
• разработка и принятие «Политики» ННГУ в области качества образования и «Руководства» по управлению качеством в университете;
• распространение результатов и обеспечение устойчивой работы после окончания проекта, включая разработку и реализацию программы повышения квалифика-
ции по вопросам управления качеством учебного процесса.
В настоящее время все основные задачи проекта выполнены. Дадим краткую характеристику вклада проекта в создаваемую систему качества подготовки специалистов в ННГУ. Как уже отмечалось в начале статьи, формирование «культуры качества» в вузе, безусловно, является ключевым условием функционирования всей системы управления качеством образования. Именно вклад в воспитание такой культуры следует признать наиболее значимым результатом проекта. За время его выполнения 106 сотрудников университета (работников подразделений, ответственных за качество подготовки специалистов, преподавателей, заведующих кафедрами, деканов и их заместителей, проректоров) прошли обучение за рубежом на тринадцати различных семинарах и кружках качества. Семинары проходили не только в университетах - партнерах проекта, но и в других вузах: Свободном университете Брюсселя, Университете Гента, Лювенском университете (старом и новом), Университетском колледже Лондона, Кембриджском университете, Университете Восточного Лондона, Университете Оксфорд Брукс, университете Хартфордшира и еще в ряде вузов Великобритании. Кроме того, были организованы лекции и беседы в Европейской ассоциации по контролю качества высшего образования, Европейской ассоциации национальных студенческих союзов, Европейской ассоциации университетов, Британском фонде лидерства высшего образования, Британском агентстве по обеспечению качества и некоторых других международных и национальных организациях, занимающихся вопросами управления качеством подготовки специалистов. Руководство ННГУ было приглашено присутствовать на заседаниях, проводившихся в ходе аудита Лондонского столичного университета Британским агентством по обеспечению качества. В самом Нижегородском университете были также проведены ряд
семинаров, курсы повышения квалификации и конференция по тематике проекта с участием представителей зарубежных партнеров.
Параллельно с развитием представлений о европейском подходе к управлению качеством и созданием на его основе собственной системы в ННГУ велась работа, связанная с реализацией второй важнейшей составляющей качественного обучения - взаимодействия с внешними организациями и предприятиями. Это направление деятельности имеет самостоятельное значение и в последние годы активно развивается в ННГУ на основе сформулированной университетским коллективом авторов концепции университета как интегратора в обществе, основанном на знании [9]. Функциональная интеграция с институтами РАН, с НИИ и предприятиями, фирмами высоких технологий, учебными заведениями разных уровней, активное взаимодействие с органами государственной и местной власти и общественными организациями рассматриваются нами как путь повышения качества и востребованности высшего образования [10]. Отметим, что разработка стратегии ННГУ по взаимодействию с внешними предприятиями и организациями также поддерживается программой «Темпус-Тасис». С 2007 г. вуз выполняет проект «Университетский трансфер знаний для устойчивого роста».
Разрабатываемая у нас система оценки и обеспечения качества подготовки специалистов ориентирована на типовую модель внутривузовской системы качества, предложенную Рособрнадзором. Центральным идеологическим документом такой системы является, как известно, коллегиально принятая политика качества вуза. «Политика качества ННГУ» разрабатывалась в ходе выполнения проекта «Темпус-Тасис» и неоднократно обсуждалась на кружках качества совместно с зарубежными партнерами. Подготовку этого документа мы также рассматриваем как значительный вклад проекта в создание общей системы
обеспечения качества ННГУ. Политика качества основывается на Миссии Нижегородского университета [11]. В заключение приведем полный текст «Политики качества ННГУ», единогласно принятый Ученым советом университета весной 2007 г.
Политика Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в области качества образования
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского - место зарождения многих инновационных направлений научных исследований и подготовки кадров, признанный интегратор образовательной, научной, инновационной и культурной жизни региона - в принятой в 2003 г. Миссии ННГУ
■ рассматривает образование как единый процесс всестороннего развития личности, осуществляемый университетом во взаимосвязи с научными, управленческими и хозяйственными организациями региона в интересах человека, общества и государства;
■ определяет высокое качество образования как один из главных приоритетов в деятельности вуза;
■ предполагает формирование политики качества как одной из основ стратегического управления университетом.
Основная цель политики ННГУ в области качества образования - подготовка выпускников,
■ способных обеспечивать функционирование и развитие профессиональных сфер деятельности на уровне передовых достижений,
■ являющихся достойными гражданами страны,
■ конкурентоспособных в России и за рубежом.
Задачи ННГУ в области качества образования, обеспечивающие достижение указанной цели:
• Совершенствование структуры и содержания образовательных программ, от-
крытие новых направлений подготовки для кадрового сопровождения потребностей общества, основанного на знаниях, развитие элитных и массовых форм подготовки специалистов.
• Развитие системы непрерывного и многоуровневого образования, включая развитие институтов аспирантуры, докторантуры, структуры регионального распределенного университета.
• Расширение инфраструктуры инновационного развития и подготовка кадров в области трансфера знаний и технологий.
• Развитие многопрофильных и междисциплинарных фундаментальных и прикладных научных исследований как основы высокого качества подготовки выпускников.
• Поддержка и всестороннее развитие ведущих научно-педагогических школ как фундамента качественного университетского образования на всех уровнях.
• Расширение и укрепление сотрудничества с Российской академией наук, в том числе в рамках Нижегородского объединенного учебно-научного центра университета и институтов РАН.
• Расширение взаимодействия с основными работодателями, привлечение их к определению содержания и форм образовательного процесса и к материально-техническому обеспечению образовательной деятельности.
• Укрепление материально-технической базы учебного процесса путем приобретения современного научного и учебного оборудования и развития связанной с ним инфраструктуры.
• Развитие самостоятельности и лидерских качеств обучающихся, потребности в постоянном обновлении знаний, формирование высококультурной, социально активной и гармонично развитой личности.
• Развитие современной системы управления, гарантирующей высокое качество образования, формирование в коллективе культуры качества с учетом тенденций
развития мирового образования и опыта Болонского процесса.
Решая поставленные задачи, университет:
■ ведет экспертно-аналитическую деятельность в области науки, образования, трудоустройства выпускников ННГУ. Осуществляет мониторинг качества образования;
■ участвует в вузовских сетях управления качеством образования, создаваемых Министерством образования и науки России и вузовским сообществом, в формировании российских и международных институтов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Проводит научно-методические совещания по проблемам управления качеством образования;
■ организует образовательный процесс с учетом критериев качества, создает и совершенствует учебно-методическую и другую нормативную документацию по вопросам качества образования. Обеспечивает материальные условия для использования новых образовательных технологий;
■ формирует механизмы обеспечения прямой и обратной связи с научными учреждениями, работодателями и подразделениями, реализующими образовательный процесс;
■ привлекает учреждения науки и работодателей региона к предоставлению баз практики, материальному оснащению лабораторий и демонстрационных центров университета и к непосредственному участию в образовательном процессе, включая ведение занятий, формирование учебных планов и программ, создание филиалов кафедр;
■ систематически вовлекает обучающихся в научную и практическую деятельность. Развивает формы практической подготовки студентов к роли организаторов, формирует систему воспитания молодых лидеров. Создает условия для раскрытия творческого потенциала студентов, способствует самореализации их личности;
■ создает и развивает организационные структуры, обеспечивающие экспертную оценку и мониторинг качества образования, в том числе совет ННГУ по качеству, центр качества образования, советы по качеству и методические комиссии факультетов и другие;
■ организует учебу по вопросам качества образования и совершенствует систему повышения научной и педагогической квалификации сотрудников. Создает условия, стимулирующие заинтересованность работников университета в повышении качества образования. Вводит регламентацию обязанностей и полномочий сотрудников в вопросах качества образования.
Политика ННГУ в области качества образования является неотъемлемым элементом стратегии университета и основой планирования его образовательной деятельности.
Литература
1. Quality culture in European Universities: A
Bottom-Up Approach: Report on the Three Rounds of the Quality Culture project 20022006. - European University Association, 2006.
2. Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8.
3. Высшее образование в России. - 2007. -
№ 9. - С. 15-18.
4. Salamanca Convention 2001. The Bologna
process and the European Higher Education Area. - http://www.eua.be
В. ТИТОВ, ректор Д. ЕНДОВИЦКИЙ, проректор Воронежский государственный университет
момента вступления в силу Федерального закона от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» в российском вузовском и научном сообществе возник интерес к так называемым эндаументам (эндаумент-фондам) как к новому перспективному ин-
5. Лиссабонская декларация. Университеты
Европы после 2010 года: многообразие при единстве целей. - http://www.eua.be
6. Eaton J. S. The US Government and Accredi-
tation: Extraordinary Attention // International Higher Education. The Boston College Center for International Higher Education. - 2007. - №48.
7. О разработке и внедрении внутривузовской
системы управления качеством в высших учебных заведениях (на примере Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета): Справка / Подгот. П.Ф. Анисимов / М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию // Офиц. док. в образовании. - 2005. - № 2.
8. Круглов В., Кутузов В., Пузанков Д., Сте-
панов С. Управление качеством как процесс: типовая модель системы качества образовательных учреждений // Аккредитация в образовании. - 2006. - №7.
9. Стронгин Р., Максимов Г., Грудзинский А. Университет как интегратор в обществе, основанном на знании // Высшее образование в России. - 2006. - №1.
10. Стронгин Р., Гурбатов С., Петров А. Интеграция как путь повышения качества и востребованности высшего образования // Высшее образование в России. - 2006. - № 11.
11. Стронгин Р., Грудзинский А. Миссия Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского // Высшее образование в России. - 2004. - № 3.
Эндаумент-фонды в системе высшего образования РФ
струменту финансовой поддержки высшего образования. Еще в 90-е гг. прошлого века представителям научно-педагогического сообщества стало понятно, что государственное финансирование в рыночных условиях не может и не должно покрывать все потребности высшего образования, и в нашей стране появилась новая быстроразвиваю-