Научная статья на тему 'Интернационализация деятельности университета в глобальном обществе знаний'

Интернационализация деятельности университета в глобальном обществе знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА / ПРОГРАММА "5-100" / INTERNATIONALIZATION / GLOBALIZATION / GLOBAL KNOWLEDGE SOCIETY / TETRAHEDRON MODEL / INNOVATOR / COMPETITIVENESS OF UNIVERSITY / "5-100" PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бедный Александр Борисович

Рассмотрены процессы интернационализации применительно к национальному исследовательскому университету участнику Программы «5-100». Обсуждается роль интернационализации в стратегии развития и управлении университетом. Охарактеризованы основные технологии и механизмы интернационализации образования, науки и инновационной деятельности. Представлены ключевые результаты и перспективы дальнейшего развития процессов интернационализации для повышения конкурентоспособности университета среди ведущих мировых научных и образовательных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALIZATION OF UNIVERSITY ACTIVITIES IN THE GLOBAL KNOWLEDGE SOCIETY

The article focuses on the processes of internationalization of the activities of National Research University. The role of internationalization in the development strategy and in management of the university is discussed. Principal technologies and mechanisms for internationalization of education, research and innovation are characterized. Considering university as an object of internationalization, the author uses so called "tetrahedron of knowledge" model. According to this model the main functions of university are education, research and innovation. The international dimension is integrated in education process, research and innovation activities for the purpose to ensure acquisition of the qualities of "global innovators" by the graduates. The article shows the key results and prospects of further development of internationalization aimed at enhancing the University competitiveness among the world's leading scientific and educational centers. Particularly, the University became one of the 15 participants of the «5-100» Program and got a special grant.

Текст научной работы на тему «Интернационализация деятельности университета в глобальном обществе знаний»

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА В ГЛОБАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ ЗНАНИЙ

БЕДНЫЙ Александр Борисович - канд. социол. наук, доцент, проректор по международной деятельности, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. E-mail: abb@unn.ru

Аннотация. Рассмотрены процессы интернационализации применительно к национальному исследовательскому университету - участнику Программы «5-100». Обсуждается роль интернационализации в стратегии развития и управлении университетом. Охарактеризованы основные технологии и механизмы интернационализации образования, науки и инновационной деятельности. Представлены ключевые результаты и перспективы дальнейшего развития процессов интернационализации для повышения конкурентоспособности университета среди ведущих мировых научных и образовательных центров.

Ключевые слова: интернационализация, глобализация, глобальное общество знаний, конкурентоспособность университета, программа «5-100»

Для цитирования:: Бедный А.Б. Интернационализация деятельности университета в глобальном обществе знаний // Высшее образование в России. 2016. № 3 (199). С. 138-143.

Выступая в роли катализатора конкуренции в высшем образовании, глобализация стала ключевым фактором окружающей среды, обусловливающим существенные изменения в высших учебных заведениях во всём мире. Для университетов, которые стали субъектами глобализации, она создает спектр возможностей, требующих реализации. Разумеется, на неизбежные тенденции необходимо реагировать, и реакцией университетов становится интернационализация. Под интернационализацией в среде исследователей высшего образования понимается «процесс интеграции международного, межкультурного или глобального измерения в цели, функции или формы высшего образования» [1].

В рассмотрении университета как объекта интернационализации мы опираемся на предложенную в работе [2] модель «тетраэдра знаний» - функциональную модель конкурентоспособного университета. Эта модель относит к основным видам деятельности университета образование, науку и инновации, а его главным конкурентным преимуществом полагает подготовку высо-коквалифицированныхспециалистов-инно-

ваторов, сочетающих фундаментальное базовое образование с навыками инновационной предпринимательской деятельности. В этой связи интернационализация, в соответствии с используемым определением, подразумевает интеграцию международного измерения в образовательный процесс, научную и инновационную деятельность университета для обеспечения подготовки выпускников, обладающих качествами «глобальных инноваторов», имеющих востребованное глобальным обществом знаний сочетание творческих, предпринимательских и коммуникативных навыков.

В связи с повышением уровня глобальной конкуренции в высшем образовании ведущие государства все больше инвестируют в формирование потенциала систем и институтов высшего образования, создавая стимулы для совершенствования управления и повышения качества программ, поддерживая партнерство и мобильность, обеспечивая необходимую инфраструктуру. Повышение конкурентоспособности российских вузов обозначено в качестве приоритетной задачи современной государственной политики нашей страны. В Указе Президента РФ № 599 от 07.05.2012 г. «О мерах по реали-

зации государственной политики в области образования» Правительству РФ была поставлена задача разработать и утвердить «план мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров ». Документ формулирует и более конкретную задачу: «Вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировым рейтингам университетов ». В 2013 г. был проведен открытый конкурс среди вузов России на право получения специальной субсидии на реализацию мероприятий, способствующих повышению их международной конкурентоспособности и продвижению в международных рейтингах. По существу, главным инструментом реализации Программы «5-100» (краткое название Программы, отражающее ключевую задачу его реализации) является именно интернационализация. Одним из пятнадцати первых участников этой Программы стал Университет Лобачевского.

ННГУ в 2016 г. встречает столетний юбилей, но лишь на протяжении последней четверти своей вековой истории он имел возможность полноценного участия в международном сотрудничестве. До 1991 г. Нижний Новгород был закрытым для иностранцев городом, а значит, университет фактически не имел возможности участвовать в международной деятельности. С начала 1990-х годов ННГУ активно включился в процессы международного сотрудничества, поместив интернационализацию в число приоритетных задач и инструментов своего стратегического развития.

Понимание руководством университета новых вызовов, связанных с глобализацией и значительным ужесточением конкуренции на международном рынке образования, играло определяющую роль в запус-

ке эффективных механизмов интернационализации университета и достижении высоких результатов в сжатые сроки. Это отражалось в стратегических документах, задающих вектор развития университета. Так, в принятой в 2003 г. Миссии ННГУ международная деятельность была отнесена к числу приоритетных направлений, обеспечивающих сохранение и укрепление его роли как одного из ведущих российских вузов В соответствии с Миссией университет принимает участие в процессах становления единого европейского образовательного пространства, активно участвует в формировании международных университетских сетей, создает систему обучения иностранных студентов и аспирантов в рамках российской системы экспорта образования. Закрепление данных приоритетов в Миссии отечественного университета того времени (как и сам факт разработки этого нового для российских университетов документа) являлось отражением его приверженности принципам интернационализации в образовании.

В начале 2013 г. принимается Стратегия развития ННГУ-2020, в которой заявляется, что Нижегородский университет должен выйти на новый уровень международного признания как ведущий исследова-

1 Тексты Миссии, Стратегии-2020, Программы развития ННГУ как Национального исследовательского университета и Программы повышения конкурентоспособности размещены на сайте ННГУ. URL: http://www.unn.ru

тельский и инновационный классический университет, конкурентоспособный среди мировых научно-образовательных центров. В качестве интегральной оценки достигнутого уровня развития рассматривается место ННГУ в признанных международных рейтингах университетов. Интернационализация рассматривается как главный инструмент достижения установленной цели. Фактически принятие Стратегии ННГУ-2020 предвосхитило успех университета в открытом конкурсе среди вузов России на право участия в Программе «5-100», состоявшемся в том же году. Участие ННГУ в этой важнейшей государственной программе окончательно зафиксировало ключевое место интернационализации в стратегии развития университета.

«Дорожной картой » ННГУ, реализуемой в рамках Программы «5-100», предусматривается широкий спектр мероприятий по интернационализации, направленных на достижение университетом лидирующих позиций среди ведущих мировых вузов. Это и приглашение ведущих ученых, и создание международных научных центров и лабораторий, и использование мирового опыта университетского управления, и участие в организации работы вуза высококвалифицированных университетских управленцев с опытом работы в ведущих зарубежных вузах, и привлечение иностранных студентов благодаря реализации образовательных программ на иностранных языках и совместных программ с ведущими зарубежными вузами, и многое другое.

Начало 2015 г. ознаменовалось еще одним важным этапом в развитии процесса интернационализации - появлением первого международного органа управления университетом. Был сформирован Международный совет, который, в соответствии с Уставом, обеспечивает развитие университета в части повышения его международной конкурентоспособности. В состав Совета вошли мировые эксперты в области управления высшим образованием, стратегического развития университета, ведущие

зарубежные ученые по приоритетным для университета направлениям из Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Израиля, Италии, Нидерландов, США, Финляндии и Франции. Возглавил Международный совет ННГУ профессор Мартин Паул, президент Университета Маастрихта (Нидерланды) - одного из наиболее динамично развивающихся и международно-ориентированных университетов Европы.

Процессы формирования современного облика Университета Лобачевского развивались во многом с помощью инструментов интернационализации. Основа для этого была сформирована благодаря реализации вузом международных проектов и программ. Так, с 1994 г. ННГУ активно участвует в одной из крупнейших программ, направленных на развитие высшего образования в Европе, - программе Европейского Союза «Темпус-Тасис» (с 2014 г. эта программа стала частью программы "Ега8шш+"). За истекший периодННГУ стал участником 21 международного проекта «Темпус» и четырех проектов программы «Ега8шш+». Осуществление таких проектов стало важным источником накопления опыта в сфере интернационализации образовательных программ, развития систем университетского управления и обеспечения качества на международном уровне [3].

При поддержке проектов «Темпус» в сфере университетского управления в ННГУ была принята инновационная «Миссия университета», создана система управления качеством и утверждена «Политика в области качества образования », разработана «Стратегия трансфера знаний ». Благодаря проектам, направленным на совершенствование учебного процесса, совместно с европейскими партнерами были разработаны новые образовательные программы, осуществлялась студенческая и преподавательская мобильность по таким направлениям, как финансы, право, статистика, социальная работа, нейронауки, информационные технологии. Реализация международных проектов сыграла важную

роль в развитии кадрового потенциала университета.

Привлечение иностранных студентов является важным элементом политики интернационализации образования в ННГУ на протяжении последнего десятилетия. В 2005 г. в университете был создан факультет иностранных студентов и появились первые несколько десятков иностранцев, приехавших на полный цикл обучения. В настоящее время в ННГУ обучаются около 1000 иностранных студентов из 90 стран. Ведется активная работа по привлечению студентов со всего мира, созданию комфортной интернациональной среды обучения и общения. Разрабатываются и запускаются новые образовательные программы, ориентированные на иностранных студентов (программы изучения русского языка и культуры, профессиональные образовательные программы с преподаванием на иностранных языках). В целом в настоящее время реализуются восемь бакалаврских и магистерских программ на английском языке и одна магистерская программа на французском языке.

Наряду с привлечением иностранных студентов на полный цикл обучения, большое внимание уделяется развитию совместных образовательных программ с зарубежными вузами (в том числе программ двух дипломов), организации включенного обучения в ННГУ студентов ведущих университетов мира. Сегодня университет реализует 22 совместные программы с университетами Италии, Франции, Великобритании, США, Китая. Задачи в сфере привлечения иностранных студентов университет ставит амбициозные: в соответствии с целевыми показателями по Программе «5-100» к 2020 г. доля иностранных студентов должна составлять не менее 17% от общего числа студентов.

Десятилетний опыт подготовки иностранных студентов в ННГУ показывает, что эффект от этой формы университетской интернационализации многогранен и не ограничивается достижением соответ-

ствующих целевых показателей развития. Прямым результатом этой деятельности становится повышение узнаваемости и популяризация бренда ННГУ в мире, развитие языковых компетенций преподавателей и студентов, повышение качества образовательных программ. Кроме того, достигнут важный для университета социокультурный эффект: студенты и преподаватели стали воспринимать иностранных граждан в качестве естественного и необходимого элемента университетского социума. Это происходит и благодаря совместному обучению россиян и иностранцев, и в результате реализации социальных, спортивно-культурных и адаптационных мероприятий, направленных на интеграцию иностранных студентов и преподавателей в университетскую жизнь. Показательно, что в последние годы в фестивалях студенческой самодеятельности лучшие результаты демонстрирует именно интернациональная команда факультета иностранных студентов. Ее выступления собирают полные залы зрителей, причем российские студенты с радостью участвуют в творческих номерах вместе со студентами из ближнего и дальнего зарубежья.

Процесс развития глобальной экономики знаний тесно переплетен с интернационализацией науки. Известно, что научные статьи, подготовленные международными авторскими коллективами, имеют более высокую цитируемость, а развитие международного научного сотрудничества - путь к увеличению научной продуктивности [4]. Это в полной мере проявляется в Нижегородском университете, поскольку многие научные проекты реализуются учеными университета в тесном сотрудничестве с зарубежными коллегами. Развитию такихкол-лабораций в настоящее время способствует системная поддержка на государственном и институциональном уровне. В частности, ННГУ является одним из лидеров в России по числу так называемых «мегагрантов» -грантов на привлечение ведущих мировых ученых в российские образовательные и на-

учные учреждения и создание под их руководством новых научныхлабораторий (Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 220). С 2010 г. университет выиграл семь таких проектов. Кроме того, в рамках реализации Программы «5-100» были открыты 10 новых научно-исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых из США, Великобритании, Японии, Болгарии, Израиля и России. Создание научных лабораторий под руководством ученых с мировым именем является эффективным инструментом интернационализации университетской науки и повышения качества образовательных программ в соответствующих областях знаний.

ННГУ развивает программы международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогическихработ-ников и аспирантов. Эти программы предусматривают участие в международных конференциях и семинарах, совместных научно-исследовательских проектах, стажировках, в программах повышения квалификации. В 2014 г. в таких программах приняли участие свыше 600 сотрудников и аспирантов университета.

В тесной взаимосвязи с процессами интернационализации в ННГУ происходит развитие инновационной деятельности. Ключевую роль здесь играет участие уни-верситетав международных проектах. Среди них - ряд уже упомянутых проектов программы «Темпус» Европейского Союза, содействующих предпринимательскому и инновационному развитию университета, партнерству с ведущими вузами США и других стран. В университете сформирована инновационная экосистема, обеспечивающая возможности международного трансфера знаний и одновременно выполняющая важную образовательную роль, связанную с выработкой международных предпринимательских компетенций у ее участников, то есть содействующая подготовке «глобальных инноваторов ».

Заключение. Стремительно развивающееся глобальное общество знаний оказы-

вает существенное влияние на развитие систем высшего образования ведущих стран мира. Реакцией на это становится интернационализация. Процессы интернационализации университетов отличаются многогранностью, разнообразием целей, задач и форм их реализации, а также подходами к оценке результатов. Для ведущих российских университетов, стремящихся стать конкурентоспособными членами глобального рынка образования, интернационализация уже превратилась в императив. Необходимость ее использования в числе основных инструментов развития университета подтверждается как мировым опытом, так и конкретными примерами успешных трансформаций российских вузов. Основной эффект от интернационализации для ведущих отечественных вузов связан с наращиванием их глобальной конкурентоспособности через приведение к лучшим мировым стандартам образовательных программ, научного и инновационного потенциала. Исключительно важную роль в этих процессах играет как непосредственное использование передового мирового опыта, так и развитие международных, глобальных компетенций и навыков сотрудников и студентов университетов через их участие в университетской интернационализации.

Литература

1. Knight J. Higher Education in Turmoil. The

Changing World of Internationalization. Rotterdam, the Netherlands: Sense Publishers, 2008.

2. Грудзинский А.О, Бедный А.Б. Инноваци-

онный университет и его выпускник-ин-новатор // Социология образования. 2014. № 5. С. 45-54.

3. Бедный А.Б. Международная деятельность

- инструмент обеспечения конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 58-61.

4. Бедный А.Б, Грудзинский А.О. Интерна-

ционализация как драйвер инновационного развития университета // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4-5 (92-93). С. 114-120.

Статья поступила в редакцию 25.01.16.

INTERNATIONALIZATION OF UNIVERSITY ACTIVITIES IN THE GLOBAL KNOWLEDGE SOCIETY

BEDNYI Alexander B. - Cand. Sci. (Sociology), Assoc. Prof., Vice-Rector for International Affairs, Lobachevsky National Research State University of Nizhni Novgorod, Nizhniy Novgorod, Russia. E-mail: abb@unn.ru

Abstract. The article focuses on the processes of internationalization of the activities of National Research University. The role of internationalization in the development strategy and in management of the university is discussed. Principal technologies and mechanisms for internationalization of education, research and innovation are characterized. Considering university as an object of internationalization, the author uses so called "tetrahedron of knowledge" model. According to this model the main functions of university are education, research and innovation. The international dimension is integrated in education process, research and innovation activities for the purpose to ensure acquisition of the qualities of "global innovators" by the graduates. The article shows the key results and prospects of further development of internationalization aimed at enhancing the University competitiveness among the world's leading scientific and educational centers. Particularly, the University became one of the 15 participants of the «5-100» Program and got a special grant.

Keywords: internationalization, globalization, global knowledge society, tetrahedron model, innovator, competitiveness of university, «5-100» Program

Cite as: Bednyi, A.B. (2016). [Internationalization of University Activities in the Global Knowledge Society]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 3 (199), pp. 138-143. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Knight, J. Higher Education in Turmoil. The Changing World of Internationalization. Rotterdam,

the Netherlands: Sense Publishers, 2008.

2. Grudzinskiy, A.O., Bednyi, A.B. (2014). [Innovative University and Its Graduate-Innovator]. Sociologiya obrazovaniya [Sociology of Education]. No. 5, pp. 45-54. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Bednyi, A.B. (2008). [International Activities as a Tool to Ensure the University's Competitiveness].

Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 4, pp. 58-61. (In Russ.)

4. Bednyi, A.B., Grudzinskiy, A.O. (2014). [Internationalization as a Driver for University Innovative

Development]. Universitetskoeupravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis]. No 4-5. pp. 114-120. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 25.01.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.