ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Н.А. Батчаева, кандидат педагогических наук, преподаватель МГИМ им. А.Г. Шнитке, [email protected]
В статье «Образование как социокультурное явление» рассматриваются вопросы построения образовательной парадигмы, открывающей новые созидательные возможности, культурные и ценностные смыслы образования как социокультурного явления в российской реальности. Современная социокультурная ситуация диктует свои условия в образовании, влияет на мотивационную сферу учащейся молодежи. В условиях становления новой российской государственности обновление образования выступает решающим условием формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно образование должно собрать воедино эти ценности и установки вместе с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества.
Ключевые слова: социокультурная реальность, социализация образования, значимость учителя музыки, качество подготовки специалистов.
EDUCATION AS THE SOCIOCULTURAL PHENOMENON
Batchaeva N.A.
The questions of construction of the educational paradigm opening new creative possibilities, cultural and valuable senses of formation as the sociocultural phenomena in the Russian reality are considered. Modern sociocultural situation dictates the conditions of education, influences motivational sphere of studying youth. In the conditions of new Russian statehood formation the educational updating is the solving condition of formation of system of modern socially significant values and public installations. Education should collect these values and installations together with the advanced domestic traditions in new valuable system of a society.
Key words: sociocultural reality, socialization of education, importance of the teacher of music, quality of preparation of experts.
Развитие современной России влечет за собой кардинальные изменения в социально-экономической, гражданско-политической и общественной жизни страны, которые сопровождаются сложными и противоречивыми тенденциями во всех социальных сферах, в том числе и в образовании. Движение российского общества к новой фазе своего развития ведет к новой интерпретации образования в изменившихся социально-экономических и общественно-политических условиях. Естественно, что подобная ситуация в российской социокультурной реальности создает определенные трудности для построения образовательной парадигмы, открывающей новые созидательные возможности, культурные и ценностные смыслы образования как социокультурного явления. В российских условиях образование по своим функциональным особенностям может стать «активным стимулом интеграции общественных сфер, предусматривающим системное решение проблемных вопросов экономического, социально-психологического, политического, правового характера в обществе» [6]. Как важнейший инструмент социализации образование устанавливает определенную взаимосвязь между личностью, обществом и государством. Гуманистично то образование, которое учитывает в первую очередь способности, возможности, ожидания личности.
Каждый тип культуры представлен тремя слагаемыми — государством, обществом и личностью. История всякой культуры есть история государства и частной жизни. Своеобразие отношений между этими тремя измерениями
создает исключительность культурно-исторического типа. Своеобразие отечественной культуры во многом определяется отношениями между этими тремя измерениями на разных этапах истории. Недостаточная свобода в выражении частной и общественной жизни, которая характерна для отечественной истории, определяет чередования то периодов послушания, смирения и покорности, то периодов анархии, бунта, сопротивления [3].
В современном российском обществе после длительного периода недооценки роли личности в обществе признается не только сама личность как таковая, но и ее роль в противостоянии кризисным, неупорядоченным социальным, экономическим и культурологическим процессам. Развитие личности и ее роль в обществе становится условием цивилизованности общества. Интересна гипотеза профессора Гарвардского университета Самюэля Хантингтона о том, что в XXI веке источником конфликтов станет уже не идеология и не экономика, а культурные и национальные различия. С его точки зрения, наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. «Линии разлома между цивилизациями — это и есть линии будущих фронтов», — заключает С. Хантингтон [7]. Сложность российской цивилизации заключается в том, что маргинальные субкультуры (контркультуры) оказываются репрезентативными по отношению к ментальности цивилизации как таковой, что позволяет говорить о лиминальных чертах, присущих ее представителям [9].
Социальная и социокультурная ситуация в России из жестко заданной превратилась в неопределенную и непрограммируемую. Перед личностью в жизни и профессии встали сложные проблемы, для которых нет готовых решений. Это касается выпускников профессиональных учебных заведений, в том числе представляющих область культуры и искусства. М.С. Каган заметил: «Известный принцип "Незаменимых людей нет" верен по отношению ко всем областям деятельности, кроме художественно-творческой...» [5]. Личность учителя, педагога-музыканта так же неповторима и незаменима в образовательном процессе, в процессе общения с учащимися, как незаменима личность музыканта, живописца, литератора, актера и т.п. в его профессиональной деятельности. Значимость учителя музыки следует рассматривать чрезвычайно высоко, имея в виду, что «музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» (В.А. Сухомлинский). Выпускники профессионального музыкального образования зачастую оказываются неподготовленными к тем условиям профессиональной деятельности, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни. Существует явное противоречие между требованиями сегодняшнего «рынка труда» в сфере музыкального искусства и культуры и унифицированной системой подготовки специалистов-музыкантов (исполнителей, теоретиков, педагогов). Широкая педагогическая практика, включая музыкально-педагогическую, не релевантна реалиям сегодняшней жизни, не учитывает ее специфику. Изучение состояния культуры и искусства, социологии искусства необходимо соотносить не только с идеологией, но и с психологией масс или исторической психологией. Масса, выпадая из структурированных обществ, выпадает тем самым и из культуры. Подобное выпадение представляет наиболее репрезентативное явление по отношению к переходным процессам в истории культуры, которое наука до сих пор оставляет без внимания [8].
Современная социокультурная ситуация диктует свои условия в образовании, влияет на мотивационную сферу учащейся молодежи. Музыкальное учебное заведение обязано считаться с тем фактом, что многие его выпускники займутся в дальнейшем не только исполнительской, но и педагогической деятельностью. К будущей педагогической деятельности учащихся надо готовить заблаговременно. В этой связи огромное значение приобретает общепедагогическая готовность студентов-музыкантов. Учить следует не только тому, как на музыкальном инструменте интерпретировать те или иные музыкальные произведения, но и тому, как придется в будущем учить других. Профессия педагога-музыканта исключительно сложна и многогранна. Неслучайно на музыкальных факультетах университетов в ряде западноевропейских стран (например, в Великобритании) один год обучения, обычно последний, отводится специально на педагогическую подготовку.
Выпускники отечественных высших и средних профессиональных музыкальных учебных заведений высоко ценятся по своему профессиональному уровню подготовки за рубежом. Подготовке российских музыкантов, исполнителей
и педагогов постоянно уделяется внимание (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, В.И. Авратинер, Л.Г. Арчажни-кова, Б.В. Асафьев, А.К. Глазунов, В.Ф. Жданов, Д.Б. Кабалевский, С.С. Майкопар, Л.Н. Оборин, С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков, Б.О. Сибор, С.И. Танеев, Г.М. Цы-пин и другие выдающиеся музыканты-педагоги).
Сегодняшний выпускник консерватории, музыкальных колледжей и других специальных институтов должен чутко реагировать на потребности общества и быть подготовленным к преодолению социально-экономических и профессиональных трудностей. Нельзя не считаться с тем, что часть выпускников музыкально-исполнительских вузов и колледжей, в основном, дирижеры-хоровики, приходит работать в общеобразовательные школы. А что требует от учителя-музыканта современная общеобразовательная школа? Прежде всего, чтобы он был высокоэрудированным специалистом, владел не только профессиональными музыкальными знаниями, но и обширным кругом смежных, родственных знаний. Композитор и педагог Б.В. Афанасьев пишет о необходимости широкой специализации музыканта-руководителя в школе, который должен быть теоретиком, регентом, историком музыки, этнографом, исполнителем, владеющим инструментом, инструктором и психологом. Музыку нельзя преподавать в школе как некую изолированную, локальную, самодостаточнную дисциплину; она должна быть теснейшим образом связана с другими искусствами, выступать в контексте мировой национальной художественной культуры. Одной из важнейших задач является формирование и развитие общепедагогической готовности выпускников к педагогической деятельности, поскольку новые социальные условия требуют и нового качества педагогической готовности студентов системы профессионального музыкального образования. Формирование и развитие общепедагогической готовности студентов профессионального музыкального образования к педагогической деятельности — это относительно новая, но весьма актуальная проблема высшей и средней школы, тесно связанная с вопросами обеспечения и оценки качества подготовки специалистов, будущих музыкантов и педагогов. В этой связи можно рассматривать актуальность социального запроса, поскольку в современной системе профессионального музыкального образования имеется потребность в активной и деловой личности, владеющей в совершенстве своей специальностью и умеющей реализовать педагогические навыки для передачи знаний последующим поколениям. Актуальность перспективы выражается в том, что в условиях наметившихся изменений в экономической и социальной обстановке в стране возникает потребность в качественной подготовке кадров для осуществления прогнозируемого развития индивидуального стиля исполнительской деятельности, которая невозможна без компетентной психолого-педагогической деятельности преподавателя музыки [2].
Жизнь требует от специалиста, прежде всего от педагога, воспитателя юного поколения и молодежи, быть постоянно в движении, в условиях личного профессионального
развития, идти в ногу со временем, оперативно и умело откликаться на требования дня. Между тем традиционная система профессионального образования — на среднем и высшем ее уровнях — зачастую игнорирует эти требования. В столь острой социальной ситуации представляют интерес исследования о ценности личности, о ее совершенствовании и способности оптимально осуществлять свою профессиональную деятельность, выполнять социальную роль, жить полноценной жизнью. В последние десятилетия в России произошел поворот от культа знаний к всестороннему развитию личности. Его суть и смысл — сменить парадигму управления и манипулирования людьми на парадигму самоуправления, саморегуляции для достижения соразмерности личности сверхсложному социуму. Речь идет о процессе развития и саморазвития личности в образовании, о поиске соразмерности социальных жизненных изменений личностным свойствам человека [4]. Возникшие проблемы требуют своего разрешения. В современном социуме необходимы: понимание места личности, ориентация на самостоятельность деятельности личности, на личностное гарантирование своего соответствия избранной профессии и социальной роли. Идея совершенствования человека всегда присутствовала в учениях и мировоззрениях передовых мыслителей и ученых (философов, социологов, культурологов, историков, педагогов, психологов) — даже в самые тяжелые социальные эпохи. О необходимости решать задачу совершенствования личности не по принципу «искусство ради искусства», а ради укрепления ее жизненных сил, писал Б.Г. Ананьев. Предвидя недалекое будущее, Б.Г. Ананьев выдвинул идею необходимости подготавливать человека к жизни в разных ее проявлениях, а не только передавать ему необходимую систему знаний [1]. Достижение вершин компетентности, профессионализма стало социальной необходимостью. Если прежнее понимание социальной детерминации заключалось в признании решающей роли внешних воздействий на личность, то сегодняшнее ее понимание радикально преобразовано. Произошла своего рода, по выражению А.Н. Леонтьева, «интеграция детерми-национных зависимостей». Не социум действует на потребности, способности, психику и личность, а сама личность так использует свои способности, мотивацию, психические, биологические, физические и физиологические ресурсы, чтобы оптимизировать свое соотношение с социумом, минимизировать несоответствие ему. Конечно, в современном социуме человеку требуется психологическое обеспечение той или иной деятельности или жизнедеятельности в целом, а также жизнедеятельной и профессиональной адаптации.
Научный интерес к таким явлениям, как образование и культура, усиливается в нашей стране. Это, на наш взгляд, связано с тем, что образование, выступавшее первоначально как процесс и результат целенаправленного освоения культуры, постепенно совершенствуясь, приобрело черты изолированной самодостаточности, и его нормативный характер стал некой альтернативой культуре. Образование не может больше оставаться в состоянии внутренней замкнутости («образование для образования»). В системе об-
разования, как и в обществе в целом, произошли серьезные изменения, смысл и значение которых обусловлено поиском в образовании нового, соответствующего современным тенденциям развития российского общества.
Российское общество переживает период глубоких структурных, в частности, социокультурных изменений. В условиях становления новой российской государственности и демократического общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки вместе с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Проблемы современного человеко-знания. — М., 1976.
2. Батчаева НА. Проблема общепедагогической готовности студентов системы профессионального музыкального образования. — М., 2007.
3. Бердяев Н. Русская идея (основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века). — Париж, 1946.
4. Дергач АА. Методико-прикладные основы ак-меологических исследований. — М., 2000.
5. Каган М.С. Музыка в мире искусства. — СПб., 1996.
6. Сорокин ПА. Социокультурная динамика / Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.
7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Полис. — № 1. — 1994.
8. Хренов НА. Переход как повторяющееся явление в истории культуры: опыт интерпретации // Искусство и науки об искусстве в переходные периоды истории культуры. — М., 2000.
9. Хренов НА. Личность лиминарного типа как субъект российской цивилизации и институци-онализация ее картины мира в культуре / Пространство жизни субъекта. — М., 2004.