Культура и образование
Социальные
и психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения студентов профессионального музыкального
образования
H.A. Батчаева
Общественно значимы задачи, стоящие перед сегодняшней российской педагогикой. Социально-политические и экономические катаклизмы, сотрясавшие российское общество в последние годы, не прошли бесследно для всех возрастов и поколений, в том числе и молодёжи, 3 наше время много говорится о её бездуховности, эмоциональном и интеллектуальном оскудении, о разрушении традиционных для России морально-этических устоев, об утрате современными подростками, юношами и девушками позитивных нравственных ориентиров и т.д. К сожалению, всё это действительно имеет место. Современная социокультурная ситуация диктует свои условия в образовании, влияет на мотивационную сферу учащейся молодёжи. Значимость воспитательной работы вузовско-о образования определяется самим возрастом обучающихся. Именно на пору студенчества приходится период духовно-нравственного становления молодых людей, когда они более всего нуждаются в верных ориентациях. В высшей школе советского периода сложилась определённая система воспитания студентов. Можно по-разному относиться к её содержанию, но в организационном плане она действовала достаточно эффективно. Затем, в силу известных причин, она была практически разрушена. И это не могло не сказаться на духовном мире специалистов - выпускников высшей школы. Глубоко прав русский мыспитель И.А. Ильин, высказавший замечательное суждение о том, что образование без воспитания не формирует
человека, а разнуздывает и портит его, так как даёт в его распоряжение жизненно выгодные возможности, которыми он, бездуховный, бессовестный, начинает злоупотреблять.
Социальные и психолого - педагогические аспекты проблемы обеспечения единства воспитания и обучения раскрыты втрудах Л.И. Божович, A.B. Мудрика. В.А. Сластёнина, Д.И. Фельдштей-на и других авторов. «Анализ массовой педагогической литературы, нормативных документов, педагогической практики и обыденных представлений педагогов, как практиков, так и теоретиков и методистов, показывает, что фактически под воспитанием (независимо от деклараций) понимается работа, проводимая с детьми, подростками, юношами, девушками вне процесса. Поэтому не случайно то, что в отечественной педагогике одной из сквозных была и остаётся проблема обеспечения единства обучения и воспитания, которая так и не нашла удовлетворительного решения» (6, с. 19).
Обычно, говоря о воспитательной роли и сЬункциях искусства, отмечают, что оно формирует эстетические вкусы, интересы и идеалы людей, развивает в человеке чувство прекрасного, даёт возможность познавать и оценивать окружающий мир в системе художественных образов и категорий. Это, конечно, верно. Важно другое: занятия искусством, в том числе и музыкальным искусством, если они проходят на достаточно высоком и качественном уровне, формируют в той или иной степени весь спектр индивидуально-личностных качеств и свойств человека: его характер, волю,
Актуальные вопросы теории и практики образования б сфере культуры
интеллектуальную и эмоциональную сферу, мотивацию и др. Более того, есть все основания утверждать, что музыкант (равно как и писатель, актер, живописец и др.) в ходе профессиональной деятельности во многом вырабатывает свои мировоззренческие позиции, вступает в те или иные отношения с окружающей действительностью, участвует в формировании социума, влияет на историю культуры.
Занятия художественно-творческой деятельностью активируют лучшие качества в человеке, высвечивают наиболее яркие и привлекательные стороны его личности; человек как бы поднимается в процессе творчества над своим обычным, будничным «Я», становится чище, светлее душой. Можно вспомнить слова К.С. Станиславского: «Художник и в жизни обязан быть носителем и проводником прекрасного. В противном случае он одной рукой будет творить, а другой - разрушать создаваемое». Искусство и морально-этическое начало, прекрасное и нравственное отделить друг от друга «также невозможно, как разложить огонь на свет тепло и силу горения», - утверждал В.Г.Белинский (3, с.406 - 407). Всё вышеперечисленное имеет непосредственное отношение к музыкально-исполнительскому искусству во всех его видах и жанрах. Общаясь с шедеврами мировой и национальной музыкальной классики, с высокохудожественными образцами фольклорного искусства, учащиеся музыкально-исполнительских классов ■■ пианисты и струнники, вокалисты и народники, исполнители на духовых инструментах и дирижёры-хоровики - попадают под воздействие этой прекрасной музыки. Тем самым создаются благоприятные психолого-педагогические условия для перехода эстетического в этическое и наоборот: в генетическом плане то и другое существует в неразрывном единстве. Потому-то В. Сухомлинский, выдающийся педагог и воспитатель, говорил, что музыка распрямляет душу так же, как гимнастика -■ тело. Очень многое зависит здесь от того, на чём концентрирует своё внимание педагог-музыкант. 6 силу специфики эти занятия вырабатывают такие качества как трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных перед собой целей, то есть воспитывают характер, волю.
Воспитаниеучащегося,аименноего морально-этических, личностных качеств и свойств, должно выступать в качестве осознанной.
социальной установки. Только в этом случае возможно чётко продуманное и ориентированное воздействие учителя на ученика, возможен реальный воспитательный эффект. Успешна ли работа педагога и насколько успешна, вымеряется в конечном счёте именно по результату. «Эмпирически доказано, что развитие субъектных качеств будущих педагогов связано с продуктивностью осмысления жизни и профессии, рефлексивной активностью в учебном процессе и межличностных отношениях: будущие специалисты с высоким уровнем рефлексивной культуры обладают и более высоким уровнем субъективности» (7, с. 13).
В музыкальных учебных заведениях наиболее распространённой формой занятий (хотя, разумеется, и не единственной) являются индивидуальные занятия, в ходе которых учитель и ученик остаются фактически наедине друг с другом. Обучение игре на фортепиано и других музыкальных инструментах, вокал, дирижирование -всё это область индивидуального обучения, тс есть прямых и непосредственных межличностных контактов учителя и ученика. Понятно, что в этом случае возникает особая психологическая ситуация, благоприятствующая усилению воспитательных воздействий педагога на своего питомца, Проблема в том, чтобы эти возможности использовались бы с максимальной эффективностью и полнотой. Опытный преподаватель не упустит случая побеседовать с учащимися на различные темы - не только профессионально-исполнительские, но и многие другие. Можно вспомнить биографии ряда крупных педагогов-музыкантов' в их практике нередко случалось так, что молодые люди, обучавшиеся у них, становились впоследствии близкими им людьми, дружеские связи с которыми продолжались порой многие годы. Конечно, возникают иной раз ситуации чисто человеческой, либо творческой несовместимости педагога и ученика; ничего необычного, сверхъестественного в этом нет. И все же чаще бывает наоборот взаимопонимание, достигнутое в классе индивидуального обучения, служит основой для дальнейших дружеских отношений преподавателя и его воспитанника. Между тем далеко не все преподаватели на практике, включая классных руководителей, отдают себе отчёт в важности этой стороны дела; иные из них довольно-таки скептически, чтобы не сказать - пренебрежительно,
Культура и образование
относятся к роли воспитателя, фактически игнорируют её, сосредотачиваясь лишь на формировании у учащегося исполнительских умений и навыков. Профессионально-технические, «ремесленнические» задачи решаются, но - не сверх того. На урон, который наносит развитию музыканта подход по формированию сугубо ремесленнических умений и навыков, обращает внимание композитор, пианист и педагог Николай Петров. Думается, если подходить к профессии педагога-музыканта по большому счёту разрыв между обучением и воспитанием учащегося должен определяться как нетерпимый, недопустимый. Хотя бы уже потому, что все усилия преподавателя могут в конечном счёте пойти насмарку, если одновременно и параллельно с профессионально-исполнительскими проблемами не будут решаться и другие проблемы, более глубокого, духовного порядка. Об этом свидетельствует весь опыт музыкальной педагогики. Знаменитый пианист И. Гофман писал: «Интерпретация исполнителя - как бы точно ни придерживался он текста - должна и неминуема будет отражать его воспитание, образование, темперамент, характер, - короче говоря, все те качества, из которых складывается его личность» (4, с. 10). Продолжая эту мысль, можно утверждать, что воспитанность молодого музыканта, причём не только сугубо профессиональная, видна и слышна в его исполнении. Равно как и узость, ограниченность педагогических установок - тоже видна и слышна в игре учащихся. «Высший по направленности смысл педагогики музыкального образования, если исходить из современных научных представлений о ней, состоит прежде всего в развитии личности, способной через музыкальную интонацию постигать окружающую действительность, свой внутренний мир, многообразие проблем человеческого бытия» (5, с. 39).
Говоря об учителе музыки, мы говорим о его музыкально-педагогической деятельности, включающей всебя педагогическую, музыковедческую, хормейстерскую, музыкально-исполнительскую и исследовательскую работу педагога, способного обобщить, систематизировать свои знания и проявить творческую активность. Б. В. Астафьев писал: «Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть "спецом" в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком, и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом,
и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или иную сторону» (1, с. 18).
Формирование и развитие будущего педагога-музыканта, в первую очередь, определяется его потребностью и интересом. Потребность и интерес являются необходимой предпосылкой формирования и развития профессиональных качеств учителя музыки. Подготовка к музыкально-педагогической деятельности очень важна для будущих педагогов-музыкантов. Новые социальные условия требуют и нового качества педагогической готовности студентов системы музыкально-профессионального образования. Формирование и развитие общепедагогической готовности студентов профессионального музыкального образования к педагогической деятельности - это относительно новая и недостаточно изученная, но весьма актуальная проблема педагогики высшей и средней школы, тесно связанная с вопросами обеспечения и оценки качества подготовки специалистов - будущих музыкантов и педагогов. Общепедагогическая готовность специалистов системы профессионального музыкального образования определяется как индивидуальная музыкально-творческая совокупность исполнительских приёмов, педагогической грамотности и компетентности во взаимосвязи с познавательной, эмоционально-волевой и духовной активностью студента, определяющая качество «передачи» своих знаний и умений учащимся (2).
Общепедагогическая готовность - личностное образование студента, находящегося в процессе обучения, которое является результатом общепедагогической подготовки. Уровень сформированности и развития общепедагогической готовности напрямую зависит от заинтересованности студента областью профессионального музыкального образования, его мотивацией к педагогической деятельности.
Более того, учащемуся, помимо музыкального дара от Всевышнего, потребуется хорошая физическая подготовка и сила воли, так как он испытывает значительные физические и физиологические нагрузки при исполнительской деятельности, индивидуальных занятиях, выступлениях на сцене в качестве музыканта, а также в процессе самой учёбы по специальным, теоретическим, общегуманитарным и общепрофессиональным дисциплинам. К тому же. если
ББ
Актуальные вопросы теории и практики образования в культуры
у студентов обычных институтов и колледжей, например педагогических, - одна практика: педагогическая, то для студентов музыкального образования предусмотрены в обязательном порядке дье практики: исполнительская и педагогическая. После изучения курсов по основам психологии и педагогики при прохождении спецдисциплины «Методика преподавания по специальности» идёт пассивная практика, а потом активная - в детских музыкальных школах и школах искусств, домах и центрах культуры, колледжах, воскресных школах.
Преподаватель находится под постоянным и пристальным наблюдением студентов; осознанно или нет но они непрестанно оценивают его действия - либо со знаком «плюс», либо со знаком «минус». Стало своего рода трюизмом говорить, что ученики берут пример со своих воспитателей -и тем не менее это так. Если педагог всесторонне эрудирован, начитан, многим интересуется; если он корректен, выдержан, вежлив в обращении -это не останется незамеченным. Если принципиален, честен и искренен это тоже будет отмечено. И наоборот: грубость, бестактность, равнодушие, эгоизм могут, к сожалению, передаваться «по наследству» ученикам; примерь: тому к сожалению, тоже имеются. Словом, всё в педагоге - начиная от его взглядов, суждений, оценок и вплоть до внешнего вида, манер, стиля поведения - оказывает то или иное влияние на ученика. Вопрос в том - каково это влияние. Наконец, небезразличен для учащейся молодежи и общий морально-этический климат в учебном заведении. Психологическая «тональность» взаимоотношений между членами педагогического коллектива, общая эмоциональная атмосфера в микросоциуме - все это ощущается подростками, юношами и девушками. Учёные достаточно быстро реагируют на сложившуюся ситуацию. Не случайно на первый план выходят работы, направленные на решение психолого-педагогических, социально-психологических и мотивационно-потребностных проблем. В области музыкального образования этим вопросам посвящены работы З.Б. Абдул-лина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной. Л.Г. Ар-чажниковой, Б.М, Афанасьева, Л.С. Выготского, А.Л. Готсдинера, В.И. Петрушина, М.С. Страчеус, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина и других учёных. 11си-хология находится в разных функциональных отношениях с теорией и практикой музыкального образования. Работа практического психолога
востребована в учебно-образовательном процессе. Организация деятельности служб практической психологии рекомендована Министерством образования Российской Федерации. Остаётся надеяться, чтс в ближайшем времени в музыкально - профессиональном образовании начнётся формирование Психологических служб, в состаь которых войдут психологи, педагоги-психологи, практические психологи, социологи, методисты и физиологи, что поможет творчески выразиться и самоутвердиться студенту-музыканту как личности. «Главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, но не эгоистически лишь для себя, а через социально значимые дела, ибо индивидуальность может выражаться как в отторжении, отчуждении от общества, так и в стремлении проявить своё «Я» в обществе» (8, с. 540).
Процесс обучения предполагает фундамент воспитания, который позволяет молодым людям усвоить проверенные столетиями культурные ценности человечества и выработать собственные жизненные принципы.
Примечания
1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л Музыка, 1982. 2г Батчаева H.A. Проблема общепедагогической готовности студентов системы профессионального музыкального образования. М.: Спутник +, 2007
3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. М :Академия наук СССР, ¡953. • Т.З.
4. Гофман И. Фортепианная игоа. Ответы на зо-просы о фортепианной игре. М : Классика-XXI, 2007
5. Методологическая культура педагога -музыканта / Под ред. Э.Б. Абдуллина. М 2002.
6. Мудрик A.B. Воспитание как социальная реальность // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сборник статей. М. 2006.
7 Сластёнин В.И. Рефлексивная культура и профессионализм учителя // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сборник статей М., 2006. 8. Фельдштейн Д.И Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. -М.. Воронеж, 2005. - Т 1