Научная статья на тему 'Воспитание и обучение будущих музыкантов-педагогов'

Воспитание и обучение будущих музыкантов-педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / BRINGING UP TRAINING / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / MORALLY-ETHICAL PRINCIPLES / ПОТРЕБНОСТЬ И ИНТЕРЕС / REQUIREMENT AND INTEREST / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUALLY FOCUSED APPROACH / PSYCHOLOGICALLY-PEDAGOGICAL PROBLEMS / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL PROBLEMS / МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / MOTIVATIONAL NECESSITY PROBLEMS / ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / GENERAL PEDAGOGICAL PREPARATION / ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ / PRACTICAL PSYCHOLOGIST / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / PSYCHOLOGICAL SERVICE / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батчаева Н.А.

Статья посвящена вопросам воспитания и обучения студентов, получающих музыкальное образование. Эти вопросы рассматриваются на примере высшего учебного заведения с учётом специфики музыкального профессионального образования. Сохранение, приумножение традиций и совершенствование музыкальнопедагогической школы России позволит обеспечить воспитание и обучение будущих музыкантов-педагогов в современных условиях экономического и социального развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATING AND TRAINING FUTURE MUSIC TEACHERS

The article is devoted to educating and training music students. As an example of those issues the author takes higher education institution, specifically musical vocational training. The author argues that preserving and enriching traditions and adding to the Russian music teaching school is the basis of educating and training future music teachers in modern economic and social conditions.

Текст научной работы на тему «Воспитание и обучение будущих музыкантов-педагогов»

ф

менения в системе юношеского образования и задает отличные от традиционных требования к организации процесса образования на старшей ступени современной образовательной школы. При этом ролевая матрица «учитель -ученик» дополняется новыми институциями «куратор -учащийся», «профессионал - учащийся».

Не случайно в настоящее время эти требования закрепляются в разрабатываемых образовательных стандартах нового поколения, где говорится об организации новой образовательной среды, в которую впервые включена внеурочная деятельность как важная составная часть содержания образования, увеличивающая ее вариативность и адаптивность по отношению к интересам, потребностям и способностям школьников [4]. Анализ институциональной трансформации образования в старшей школе представлен в таблице.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гурина Р.В. Подготовка учащихся физико-математических классов к профессиональной деятельности в области физики: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008.

2. Гребенев И.В., Масленникова Ю.В., Фаддеев МА, Чупрунов Е.В. Дифференциация обучения в системе непрерывного образования «школа-вуз»: Моногр. - Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2005.

3. Черемных М. Образовательные стандарты современной старшей школы. // Народное образование. - 2007. - № 2.

4. Кузнецов АА. Разработка Федеральных образовательных стандартов общего образования // Педагогика. - 2009. - № 4.

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ МУЗЫКАНТОВ-ПЕДАГОГОВ

EDUCATING AND TRAINING FUTURE MUSIC TEACHERS

Н.А. Батчаева

Статья посвящена вопросам воспитания и обучения студентов, получающих музыкальное образование. Эти вопросы рассматриваются на примере высшего учебного заведения с учетом специфики музыкального профессионального образования. Сохранение, приумножение традиций и совершенствование музыкально-педагогической школы России позволит обеспечить воспитание и обучение будущих музыкантов-педагогов в современных условиях экономического и социального развития общества.

Batchaeva N.A.

The article is devoted to educating and training music students. As an example of those issues the author takes higher education institution, specifically musical vocational training. The author argues that preserving and enriching traditions and adding to the Russian music teaching school is the basis of educating and training future music teachers in modern economic and social conditions.

Ключевые слова: воспитывающее обучение, морально-этические принципы, потребность и интерес, личностно ориентированный подход, психолого-педагогические проблемы, социально-психологические проблемы, мотивационно-потребностные проблемы, общепедагогическая подготовка, практический психолог, психологическая служба.

Keywords: educational training, moral and ethical principles, demand and interest, personality-focused approach, psychological and pedagogical problems, social and psychological problems, motivational problems, general pedagogical training, practicing psychologist, psychological service.

В теории и практике преподавания в России утвердился термин «воспитывающее обучение». О необходимости всесторонне, «комплексно» воздействовать на ум и сердце учащегося, прививать ему определенные нормы поведения, вырабатывать морально-этические принципы, стимулировать разнообразные интересы и стремления, формировать индивидуально-личностные качества говорили выдающиеся мыслители прошлого (Ари-

стотель и Квентилиан), отечественные ученые (Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский и др.).

Воспитание - один из центральных компонентов учебного процесса, изучению которого посвящено большое количество фундаментальных трудов по педагогике. Особенно серьезны и общественно значимы задачи, стоящие перед сегодняшней российской педагогикой. Социально-политические и экономические катаклизмы,

#

сотрясавшие российское общество в последние годы, не прошли бесследно для людей всех возрастов и поколений, в том числе и для молодежи. В наше время много говорится о ее бездуховности, эмоциональном и интеллектуальном оскудении, о разрушении традиционных для России морально-этических устоев, об утрате современными подростками, юношами и девушками позитивных нравственных ориентиров и т. д. К сожалению, это соответствует действительности. Социальные и психолого-педагогические аспекты данной проблемы раскрыты в трудах Л.И. Божович, А.В. Мудрика, В.А. Сластёнина, Д.И. Фельдштейна и других авторов. «Анализ массовой педагогической литературы, нормативных документов, педагогической практики и обыденных представлений педагогов, как практиков, так и теоретиков и методистов, показывает, что фактически под воспитанием (независимо от деклараций) понимается работа, проводимая с детьми, подростками, юношами, девушками вне процесса. Поэтому не случайно то, что в отечественной педагогике одной из сквозных была и остается проблема обеспечения единства обучения и воспитания, которая так и не нашла удовлетворительного решения» [1, с. 19].

Обычно, говоря о воспитательной роли и функциях искусства, отмечают, что оно формирует эстетические вкусы, интересы и идеалы людей, развивает в человеке чувство прекрасного, дает возможность познавать и оценивать окружающий мир в системе художественных образов и категорий. Это, конечно, верно. Важно другое: занятия искусством, в том числе и музыкальным искусством, - если они проходят на достаточно высоком качественном уровне -формируют в той или иной степени весь спектр индивидуально-личностных качеств и свойств человека: его характер, волю, интеллектуальную и эмоциональную сферу, мотивацию и др. Более того, есть все основания утверждать, что музыкант (равно как и писатель, актер, живописец и др.) в ходе профессиональной деятельности во многом вырабатывает свои мировоззренческие позиции, вступает в те или иные отношения с окружающей действительностью. Когда-то Р. Шуман произнес: «Законы морали те же, что и законы искусства». Занятия художествен но-творческой деятельностью активируют лучшие качества в человеке, высвечивают наиболее яркие и привлекательные стороны его личности; человек как бы поднимается в процессе творчества над своим обычным, будничным «я», становится чище, светлее душой. Можно вспомнить слова К.С. Станиславского: «Художник и в жизни обязан быть носителем и проводником прекрасного. В противном случае он одной рукой будет творить, а другой - разрушать создаваемое». Искусство и морально-этическое начало, прекрасное и нравственное отделить друг от друга «так же невозможно, как разложить огонь на свет, тепло и силу горения», - утверждал В.Г. Белинский [2, с. 406-407]. Все вышеперечисленное имеет непосредственное отношение к музыкально-исполнительскому искусству во всех его видах и жанрах. Общаясь с шедеврами мировой и национальной музыкальной классики, с высокохудожественными образцами фольклорного искусства, учащиеся музыкально-

исполнительских классов - пианисты и струнники, вокалисты и народники, исполнители на духовых инструментах и дирижеры-хоровики - испытывают своего рода облучение флюидами музыкально-прекрасного. Тем самым создаются благоприятные психолого-педагогические условия для перехода эстетического в этическое и наоборот: в генетическом плане то и другое существует в неразрывном единстве. Потому-то В.А. Сухомлинский, выдающийся педагог и воспитатель, говорил, что музыка распрямляет душу, как гимнастика - тело. Очень многое зависит здесь от того, на чем концентрирует свое внимание педагог-музыкант. В силу специфики эти занятия вырабатывают такие качества, как трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных перед собой целей, - то есть воспитывают характер, волю. Воспитание учащегося, формирование его морально-этических, личностных качеств и свойств должно выступать в качестве осознанной, специальной установки. Только в этом случае возможно четко продуманное и ориентированное воздействие учителя на ученика, возможен реальный воспитательный эффект. Успешна ли работа педагога и насколько успешна - определяется, в конечном счете, именно по результату. «Эмпирически доказано, что развитие субъектных качеств будущих педагогов связано с продуктивностью осмысления жизни и профессии, рефлексивной активностью в учебном процессе и межличностных отношениях: будущие специалисты с высоким уровнем рефлексивной культуры обладают и более высоким уровнем субъективности» [3, с. 13].

В музыкальных учебных заведениях наиболее распространенной формой занятий (хотя, разумеется, и не единственной) являются индивидуальные занятия, в ходе которых учитель и ученик остаются фактически наедине друг с другом. Обучение игре на фортепиано и других музыкальных инструментах, вокал, дирижирование - все это область индивидуального обучения, то есть прямых и непосредственных межличностных контактов учителя и ученика. Понятно, что в этом случае возникает особая психологическая ситуация, благоприятствующая усилению воспитательных воздействий педагога на своего питомца. Проблема в том, чтобы эти возможности использовались с максимальной эффективностью и полнотой. Опытный преподаватель не упустит случая побеседовать с учащимися на различные темы - не только профессионально-исполнительские, но и многие другие. Можно вспомнить биографии ряда крупных педагогов-музыкантов: нередко случалось так, что молодые люди, обучавшиеся у них, становились впоследствии близкими им людьми, дружеские связи с которыми продолжались порой многие годы. Конечно, иной раз возникают ситуации чисто человеческой либо творческой несовместимости педагога и ученика - ничего необычного, сверхъестественного в этом нет. И все же чаще бывает наоборот - взаимопонимание, достигнутое в классе индивидуального обучения, служит основой для дальнейших дружеских отношений преподавателя и его воспитанника. Между тем далеко не все преподаватели, включая классных руководителей, от-

$

дают себе отчет в важности этой стороны дела; иные из них довольно-таки скептически, чтобы не сказать пренебрежительно, относятся к роли воспитателя, фактически игнорируют ее, сосредоточиваясь лишь на формировании у учащегося исполнительских умений и навыков. Профессионально-технические, «ремесленнические» задачи решаются, - но не более того.

Думается, разрыв между обучением и воспитанием учащегося должен определяться как нетерпимый, недопустимый. Хотя бы уже потому, что все усилия преподавателя могут в конечном счете пойти насмарку, если одновременно и параллельно с профессионально-исполнительскими не будут решаться и другие проблемы, более глубокого, духовного порядка. Об этом свидетельствует весь опыт музыкальной педагогики. Знаменитый пианист И. Гофман писал: «Интерпретация исполнителя - как бы точно ни придерживался он текста - должна и неминуемо будет отражать его воспитание, образование, темперамент, характер, - короче говоря, все те качества, из которых складывается его личность» [4, с. 10]. Продолжая эту мысль, можно утверждать, что воспитанность молодого музыканта, причем не только сугубо профессиональная, видна и слышна в его исполнении. Равно как и узость, ограниченность педагогических установок - тоже видна и слышна в игре учащихся. Формирование будущего педагога-музыканта в первую очередь определяется его потребностью и интересом. Потребность и интерес являются необходимой предпосылкой формирования профессиональных качеств учителя музыки. Подготовка к музыкально-педагогической деятельности очень важна для будущих педагогов-музыкантов. Индивидуальные занятия, выступления на сцене, а также сама учеба по специальным, теоретическим, общегуманитарным, общепрофессиональным дисциплинам - все это требует больших физических и физиологических затрат и не под силу слабому человеку. Помимо музыкального дара от всевышнего, нужна еще и физическая подготовка, и сила воли. К тому же, если у студентов обычных институтов и колледжей, например, педагогических, существует только один вид практики - педагогическая, то для студентов-музыкантов предусмотрены в обязательном порядке два вида практики - исполнительская и педагогическая. После изучения курса «Основы психологии и педагогики» при прохождении спецдисциплины «Методика преподавания по специальности» идет пассивная практика, а потом активная - в детских музыкальных школах и школах искусств, домах культуры, колледжах, воскресных школах. Лица, прошедшие обучение в музыкальных колледжах, конечно же, лучше подготовлены в социально-психологическом аспекте к учебе в институте. Именно они, как правило, без срывов учатся и успешно завершают высшее образование.

Обучение музыке - процесс длительный: детская музыкальная школа, колледж, институт. По этому пути в основном идут те, кто может посещать - посещать просто физически - эти заведения. Но у нас есть юные таланты, ко-

торые лишены этой возможности. Несовершенные физически, они обладают огромной силой воли, целеустремленностью, и поэтому мы видим и слышим на сцене хоры капеллы и танцующих слабослышащих юношей и девушек, слабовидящих и слепых певцов, инвалидов-колясочников, вальсирующих попаркету.Ведь музыкально-педагогическое образование - это не «обучение по Интернету». Хотя надо отдать должное ученым, которые развивают и внедряют новые информационно-организационные технологии в музыкальное образование и совершенствуют систему обучения студентов-музыкантов.

Преподаватель должен помнить, что он находится под постоянным и пристальным наблюдением студентов; осознанно или нет - но они непрестанно оценивают его действия: либо со знаком «плюс», либо со знаком «минус». Стало своего рода трюизмом говорить, что ученики берут пример со своих воспитателей - и тем не менее это так! Если педагог всесторонне эрудирован, начитан, многим интересуется, если он корректен, выдержан, вежлив в обращении - это не останется незамеченным. Принципиальность, честность и искренность преподавателя тоже непременно будут отмечены. И наоборот: грубость, бестактность, равнодушие, эгоизм могут, к сожалению, передаваться «по наследству» ученикам - подобные примеры тоже имеются. Словом, все в педагоге - начиная от его взглядов, суждений, оценок и вплоть до внешнего вида, манер, стиля поведения - оказывает то или иное влияние на ученика. Вопрос в том, каково это влияние.

Наконец, учащаяся молодежь чувствительна к общему морально-этическому климату в учебном заведении. Психологическая «тональность» взаимоотношений между членами педагогического коллектива, общая эмоциональная атмосфера в микросоциуме - все это ощущается юношами и девушками.

Ученые не оставляют без внимания эту проблему. Не случайно сейчас на первый план выходят работы, направленные на решение психолого-педагогических, социально-психологических и мотивационно-потребностных вопросов. Работа практического психолога востребована в учебно-образо ватель ном процессе. Организация деятельности служб практической психологии рекомендована Министерством образования Российской Федерации. Остается надеяться, что в ближайшее время в музыкально-профессиональном образовании начнется формирование психологических служб, в состав которых войдут психологи, педагоги-психологи, социологи, методисты и физиологи, что позволит студенту-музыканту творчески выразиться и самоутвердиться как личности. «Главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, но не эгоистически -лишь для себя, а через социально значимые дела, ибо индивидуальность может выражаться как в отторжении, отчуждении от общества, так и в стремлении проявить свое «я» в обществе» [5, с. 540].

Будущим педагогам-музыкантам необходимо перенимать педагогический опыт мастеров музыкально-

ф

педагогического образования, наших великих учителей, композиторов и исполнителей (таких, как Б.В. Асафьев, Г.П. Вишневская, В.Б. Дударова, Д.Б. Кабалевский, Е.А. Мравинский, Н.А. Петров, М.Л. Ростро-пович, В.Т. Спиваков, И.Ф. Стравинский, П.И. Чайковский, Т.Н. Хренов, А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостакович) и использовать его в своей практической деятельности. Сохранение и приумножение традиций, совершенствование музыкально-педагогической школы России, признанной во всем мире лучшей, позволит обеспечить обучение и воспитание будущих педагогов-музыкантов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мудрик А.В. Воспитание как социальная реальность // Научные труды МПГУ. Серия: Психол.-пед. науки: Сб. статей. - М., 2006.

2. Белинский ВГ. Полное собрание сочинений. - Т. 3.

3. Сластёнин В.И. Рефлексивная культура и профессионализм учителя // Науч. труды МПГУ. Серия: Психол.-пед. науки: Сб. статей. - М., 2006.

4. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Классика-XXI, 2007.

5. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. - М.; Воронеж,2005.

6. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Владос, 2000.

7. Батчаева НА. Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006.

СТИВЕН КИНГ: БОРЬБА ЗА УПРОЧЕНИЕ ПИСАТЕЛЬСКОГО СТАТУСА

STEPHEN KING: STRUGGLE FOR IMPROVING THE WRITER'S STATUS

Н.В. Киреева

Kireeva N.V.

В статье рассматривается писательский статус С. Кинга - создателя литературы ужасов и одновременно «классика» американской литературы. Исследовательское внимание сфокусировано на способах, с помощью которых С. Кинг планомерно «улучшал» свою писательскую репутацию, в том числе присваивая авторитетную роль исследователя. Анализируются образцы нехудожественной прозы С. Кинга: «Пляска смерти» (1981), «Как писать книги» (2000).

The article discusses the writer's status of S. King, a founder of horror literature and a "classic" of American literature. The author focuses her attention on how S. King purposefully "improved" his writer's reputation including his attempts to appropriate the authoritative role of a scholar.The author also analyzes the following S. King's non-fiction works: Dance Macabre (1981) and On Writing: Memoir of Craft (2000).

Ключевые слова: писательский статус, массовая литература, С. Кинг, нехудожественная проза.

Keywords: writer's status, mass literature, S. King, non-fiction.

Современное школьное образование ориентирует учителя на многообразие подходов и вариативность обязательных учебных программ, дополняемых различными элективными курсами. Подобная направленность позволяет воспитать информационно-адаптированную личность, способную к отказу от готовых схем восприятия и созданию собственных моделей деятельности. В то же время наблюдается тенденция к сокращению общего количества часов на преподавание литературы, что делает особенно важным адекватный выбор имен и произведений в школьном курсе литературы.

Утрата литературой центрального места в современном обществе - не только под влиянием мирового контекста, в рамках которого для функционирования литера-туроцентристских тенденций места практически не осталось, но и с увеличением веса СМИ, видео- и аудиокульту-ры, и, как следствие, изменением приоритетов массового потребителя - значительно осложняет задачу современного учителя, которому необходимо привить любовь к предмету, чьи позиции в современной культуре теснят иные медийные практики.

Знакомство с творчеством современных авторов, чей литературный статус еще окончательно не опреде-

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.