Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 5 (387). Философские науки. Вып. 40. С. 55-62.
УДК 37.01 ББК 6/8.87.5.60.0
ОБРАЗОВАНИЕ КАК САМОСОЗНАНИЕ КУЛЬТУРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ФИЛОСОФСКИХ НАУК
С. В. Иванеев
Университет «Синергия», Москва, Россия
Рассматриваются концепции феномена образования с точки зрения социальной философии и философии образования в контексте самосознания культуры. Проанализированы существующие подходы в соответствии с особенностями и потребностями современной общественной системы, отмечен прогностический потенциал образования как воспроизводственной системы с позиции будущего.
Ключевые слова: образование, самосознание
софия образования, воспроизводство, будущее.
В современном пространстве образования возрастает потребность в развитии его инновационных форм, которые бы выражали особое нормативное пространство, где новые знания, высокие нравственные ценности и ориентиры становятся существенной стороной общественной жизни, входят в её содержание. Связи образовательного пространства и современного общества сложны и многомерны, как и само это пространство. Поэтому в настоящее время актуализируется вопрос не только предоставления знаний, умений, навыков — как традиционной функции образования, но и формирования с учётом новых тенденций и стремительных изменений мировоззрения, культурно-ценностных ориентиров — то есть самосознания культуры. Образование в данном контексте определяет применение транслируемых знаний с учётом конкретных задач и требований современной социальной системы.
Сегодня образовательное пространство исследуется рядом философских дисциплин и направлений, в том числе социальной философией и философией образования. Но демаркационные линии между ними всё ещё чётко не определены, и происходит размывание границ предметной области и выход за её пределы. Поэтому при анализе феномена образования и образовательного пространства требуется большая определённость. Рассмотрим подходы к исследованию образования с точки зрения социальной философии и философии образования.
Социальная философия определяет феномен образования в контексте особого социального института, одновременно считая его частью культуры, социально-культурного взаимодействия людей, проявляемого в форме познания и его конечных результатов, включая знания, опыт, уме-
культуры, общество, социальная философия, фило-
ния и навыки. В частности, А. С. Порожняков отмечает многомерность его проекций в рамках социальной философии, рассматривая его через призму общественных отношений и влияния на общественное развитие, сферы и структуры. «Социальная философия исследует, прежде всего, общие вопросы взаимоотношения и взаимодействия общества и системы образования, её место и роль в социальной системе» [1. С. 55]. В проблемную область образования в этом контексте входят вопросы функционирования и развития современных систем образования с учётом особенностей развития информационных технологий. Также сюда входят и проблемы социальных функций института образования и его роли в общественной жизни, взаимосвязь и взаимодействие образования с социальной структурой общества и социальной мобильностью. Особое место здесь занимает отражение в системе образования потребностей и интересов общества, социальных групп и личности, роли системы образования в воспроизводстве и изменении социальной структуры, взаимоотношения системы образования с другими социальными институтами.
Но ведь и философия образования изучает общие вопросы взаимодействия общества и системы образования. Действительно, раскрывая статус философии образования в современной отечественной литературе, можно отметить постоянные пересечения с социальной философией. Это происходит отчасти потому, что сегодня в философии образования формирование общего подхода к его сущности ещё не достигнуто. Соответственно, статус философии образования требует своего уточнения.
Так, Б. Л. Вульфонсон выделил четыре определения философии образования [2. С. 14]. Первый
подход рассматривает философию образования как особый раздел философии, предметом которого являются общие вопросы образования, изучаемые с философских позиций. Здесь предмет — именно феномен образования как таковой. К примеру, с точки зрения Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой, философии образования как отрасли научных знаний не существует вовсе. Исследованию должны подлежать актуальные философские проблемы теоретической педагогики и сферы образования в целом [3].
При таком подходе общие философские положения используются для обоснования статуса образования и закономерностей его развития, но это уже переходит в ракурс социальной философии. Здесь задачами философии образования становятся общие проблемы образования, а её предметом — сопоставление различных концепций образования и их критический анализ для поиска предельных оснований консенсуса образовательной системы и педагогической мысли.
Второй подход к определению статуса философии образования рассматривает философию образования как синоним общей педагогики. Так, согласно позиции В. В. Кумарина, «научная педагогика была, есть и останется философией образования» [4. С. 17].
Третий подход рассматривает философию образования как самостоятельную область научных знаний, предметом которой являются наиболее общие, фундаментальные основания функционирования и развития образования.
Четвёртый подход определяет философию образования как общую теорию мира и человека. И здесь явное включение не только социальной философии, но и философии вообще. И. П. Савицкий под термином «философия образования» подразумевает определённую систему представлений о мире и месте человека в нём. Сама система определяет содержательную структуру, основные организационные принципы, цели образования [5].
В данных направлениях философия образования рассматривается как средство прояснения фундаментальных оснований образования. Характеризуя эти основания, Н. В. Смирнова пишет: «Философия образования выявляет двуединую сущность образования: как механизма (формы) воспроизводства культуры и способа воспроизводства человека в его социально-личностных проявлениях» [6]. То есть всеобщее, составляющее предельное основание образования
как процесса воспроизводства, находится и в основании любой образовательной деятельности, независимо от её системы целеполагания, содержания, форм реализации и иных характеристик, обусловленных социокультурной спецификой. Оно связано с предельностью оснований культуры, её символически-смыслового поля и социального бытия. Предельные основания образовательной деятельности — это также сфера социальной философии.
Раскрывая современное понимание философии образования и указывая на её сложность, О. А. Базалук сравнивает структуру философии образования с пирамидой, в основании которой находятся обобщающие положения о человеке как субъекте и объекте исследования, то есть философская антропология, включающая в себя и современные обобщения нейрофилософии, нейропсихологии и т. п. Первый этаж занимает психология как наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. На вершине пирамиды — педагогика, определённая Б. Бим-Бадом как «наука и искусство совершенствования человека и групп людей с помощью образования, воспитания и обучения» [7. С. 13]. Причём вся предложенная О. А. Базалуком пирамида структуры философии образования действует в условиях непрерывно и нелинейно развивающихся микро-и макросоциальных групп, в масштабах социальной философии [8].
В данном подходе предмет образования ещё бо -лее запутан, так как здесь сложно выделить собственно саму философию, её собственную сферу, так как она пересекается с психологией, педагогикой. Что, в принципе, обеспечивает целостность данной пирамиды? С точки зрения данного автора, это место и функция философии образования. Автор считает, что философия образования как теория и практика ещё с Античности выполняла посреднические функции между философией как теоретической основой и образовательными практиками [Там же].
Очевидно, что наиболее общие основания функционирования образования выходят за сферу философии образования и становятся задачей социальной философии. Включённость философии образования в её социально-философские основы фиксирует и О. А. Базалук, который подчёркивает, что философия образования не просто зависит от состояния развития социальной фи-
лософии, как и философии в целом, а через свой методологический аппарат реализует социально-философские наработки в педагогических практиках [8]. Тем не менее эта зависимость остаётся по-прежнему конкретно не раскрытой.
Анализ исследований по философии образования последнего десятилетия приводит к мысли, что сегодня значительная часть философии образования не отвечает стоящим перед образовательно-воспитательной сферой проблемам и задачам. Сегодня, в начале XXI столетия, необходимо перевести исследования в более значимую для текущего момента плоскость, нежели извечные споры об объективности материализма и идеализма в образовательной среде. Саму же проблематику образовательно-воспитательной среды следует рассматривать с мировоззренческих и этических позиций, а более конкретно — на уровнях картин миропонимания, парадигм и концепций [9]. Но это и означает требование концептуально-методологического разграничения этих двух сфер философского знания.
Так, опираясь на философию Гегеля, А. Н. Муравьёв рассматривает процесс образования как путь формирования духа, или общественного сознания и культуры. Если посмотреть на образовательный процесс в целом, — полагает он, — становится ясно, ради какой цели происходит смена состояний духа. А совершается она ради понятия как такового, поскольку только понятие как логическая форма выступает итогом, то есть абсолютным, а не лишь относительным, промежуточным результатом процесса образования. На этом основании философия может быть признана высшим, всеобщим способом духа, а не просто более высоким. Поэтому, с точки зре -ния тотальности процесса образования, отличающейся от любой другой конечной конкретно-исторической точки зрения, все предшествующие понятию формы духовной деятельности оказываются формами генезиса понятия, а само понятие —началом развёртывания системы образования, всеобщим основанием всех особенных форм культуры духа. Вопреки видимости, непосредственный опыт, искусство, религия, эмпирические науки и история философии есть не основания, а только условия достижения всеобщей логической науки, к которой восходит по особенным ступеням образование. «Поэтому именно философией как наукой должен завершаться современный образовательный процесс, по определению не могущий не включать в себя высшее
достижение, квинтэссенцию человеческой культуры» [10. С. 248].
В этой абстрактной форме анализируется весьма важное для человека и общества развитие, становление образования как общего качества культуры, субъективности и самосознания, возникающее в историческом процессе и логике самораз -вития общества — прежде всего с периода письменной культуры. И здесь же подчёркнуто, что только в целостности «образованного духа» приобретают своё самосознание частные или конкретные направления образования.
Соотношение философии и сферы образования исследуется также в работах А. Огурцова и В. Платонова. Авторы выделяют такие конструкты, как «образы образования», которые определяют отношение философии — философского сознания — и сферы образования. Одной из главных позиций признаётся позиция трансцендентализма, которая, по их мысли, связана с проведением дистанции между философским сознанием и действительностью. При этом делается акцент на процедуре отстранения рефлексии от процессов образовательной системы, допуская однородность интеллектуального пространства и выдвигая идеалы и нормы образования как сферы долженствования в противовес реальной системе образования. Другая позиция — имманентная, при которой философское сознание встроено в процессы образования, а акцент делается на процедурах вживания, понимания, интерпретации, включённой в педагогическое отношение. «Если первую позицию можно назвать позицией "сознания-о-мире образования", то вторую — позицией "сознания-в-жизни образования"» [11. С. 7].
Проблема соотношения философии и сферы об -разования тесно связана с более общей — соотно -шением образования и общества. В свете этой же проблемы рассматриваются особенности образования как системы. В. А. Штурба, С. С. Васильев исследуют это свойство образования в контексте рыночных отношений. Подчёркивается, что, с одной стороны, система образования должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям во внешней по отношению к образованию среде. С другой — она должна быть по возможности стабильной в своей психолого-педагогической основе, не подверженной рыночной конъюнктуре и излишне быстротечным публичным настроениям, бросающимся из одной крайности в другую. Сегодня
на понятии «система образования» существенным образом сказывается личностно-ориенти-рованная парадигма, которая, как известно, отдаёт приоритет личностным образовательным ценностям. Централизованная образовательная система всё более отчётливо превращается в вариативную, открытую для оперативных изменений и обоснованных инноваций в дифференцированную сферу образовательных услуг. Такое представление диаметрально меняет саму парадигму образования, особенно в её прогностической интерпретации. По мысли авторов, при таком подходе система жёстко детерминированных образовательных учреждений, навязываемая человеку и ограничивающая его свободу выбора, отходит на второй план, а главную роль занимает человек, сознательно или на основе консультаций компетентных групп выбирающий индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими интересами и способностями. Здесь возникает проблема соответствия дифференцированных образовательных потребностей личности предлагаемым образовательным услугам. «При сопоставлении в условиях рыночных отношений образовательных потребностей и образовательных услуг может наблюдаться диссонанс спроса и предложения. Этому явлению должны сопутствовать точно выверенные политика и стратегия образования, тонко и чутко улавливающие назревающие объективные тенденции в обществе, прослеживающие их и в необходимых случаях противодействующие, с помощью, разумеется, правовых механизмов, любым деструктивным явлениям в данной сфере» [12. С. 11].
Здесь важной мыслью является объективность образования, выраженная в его системной организации. Отсюда — необходимость раскрыть факторы, которые регулируют взаимоотношение образования и общества как самостоятельных систем.
Глубокий анализ образования как философской категории мы находим в статье П. С. Гуревича «Философия образования: теория и практика» [13]. Здесь рассмотрены различные уровни и функции образования как социального феномена: образование как компонент человеческой природы, как социальный опыт, взятый в ракурсе его содержания и сохранения для будущих поколений, как сфера духовности, морали и др.; раскрыты цели образования, его общественный смысл и др.
«Образование, — как отмечает П. С. Гуревич, — не просто вид общественной деятельности, изучение которой предполагает нахождение наиболее эффективных способов сохранения и передачи накопленного знания. Последовательное размышление о воспитании неизменно порождает постижение человеческой природы» [13. С. 32]. Рассуждая о воспитании, В. С. Соловьёв пишет одновременно о том, что выражает суть человека как существа: «Высшая, безусловная нравственность также обязывает настоящее поколение передать новому двоякое наследие; во-первых, всё положительное, что добыто прошедшим человечества, все результаты исторического сбережения, а во-вторых, способность и готовность воспользоваться этим основным капиталом для общего блага, для нового приближения к высшей цели» [14. С. 495]. С другой стороны, подчёркивает П. С. Гуревич, образование погружает исследователей в сферу социальной философии, так как характер общества, его тип и специфика направляют содержание обучения.
Обратим внимание, что образование — не только передача социального опыта. Это трансляция, в которой удерживается его истинность, то есть человеческая субъективность. Это означает, что в его опыт, структуру входят и ценностные ориентиры людей, и их схемы практической деятельности, и особенности взаимопонимания. Подводя итоги своих размышлений, П. С. Гуревич подчёркивает роль образования как фрагмента общесоциальной теории. В общественной системе образование полифункционально. «Оно выполняет различные социальные задачи и в этом смысле может быть определено по-разному: а) образование есть вхождение человека в мир; б) образование есть постижение человеком смысла бытия; в) образование есть обретение человеком собственного образа; г) образование есть пробуждение духовности» [15. С. 148].
Итак, образование является не только специальным институтом и регулятором социализации подрастающих и взрослых поколений, но оно представляет собой глубоко укоренённую в общество часть его культурной, духовной жизни. Но поскольку общество существует на основе его постоянного самовоспроизводства, образование также входит в этот процесс и является особым механизмом (системой), тесно связанным с формированием в обществе вектора будущего.
В самом общем смысле воспроизводственная функция образования оказывается встроенной
в более общий алгоритм взаимодействия образования и общества, которое происходит как диалектический процесс. Здесь существует и отношение тождества (синтез), и отношение различия, и даже определённого противоречия, выступающего как постоянное формирование в сфере образования ещё не освоенных в теории и практике компонентов общественной жизни — знаний, технологий, социальных и культурных норм, ценностей и др. — и их практическое освоение через обучение.
Но вместе с тем инновационное содержание образования переходит в сферу будущего и приобретает статус целей, общественных идеалов и нормативных ориентиров. Здесь воспроизводственная сторона выступает не только как связь образования и общества, но и как способ раскрытия потенциала самого образования.
Предварительно можно сказать, что, если философия образования сконцентрирована на анализе общих вопросов самого образования, учитывая его связи с обществом и с конкретными педагогическими теориями и направлениями, то социальная философия занимается образованием как феноменом, который находится внутри общества и регулируется общественным процессом и его структурами, в свою очередь, воздействуя на общественные отношения.
В реальности такое взаимодействие осуществляется в динамике, в непрерывном становлении, в котором постоянно действующим фактором яв-
ляется именно «достраивание» образованием необходимой для общества целостности (культурно-смысловой, субъектно-объектной, информационно-коммуникативной, нормативной и др.). Но этот процесс оказывается всегда незавершённым, так как общественная система постоянно отстаёт от этой целостности, создавая дистанцию между целями и реальностью, идеалами и существующими нормами, правилами регулирования общественной жизни.
Таким образом, образование в контексте общественного развития функционирует как сфера сосуществования возможного и действительного, фактического и нормативного. Его задачей (вместе с культурой, философией, наукой) является особое распределение открывающихся новых знаний, социальных возможностей, связанных с интересами людей, с общественными отношениями в горизонте времени. Часть новых знаний и социального опыта попадает в настоящее, выступая культурной и предметной средой в практике для современников, а другая часть переходит в сферу идеала, приобретая значение обновлённой регулятивной нормы, целей и задач общества. И эти особенности образования должна выявить и систематизировать социальная философия, открывая тем самым и инновационный потенциал образования, его роль в развитии общества и его культуры, а значит — и в развитии личности.
Список литературы
1. Порожняков, А. С. Институт образования как объект социально-философского анализа / А. С. Порожняков // О-во: политика, экономика, право. - 2010. - № 1.
2. Вульфонсон, Б. Л. Философия образования : круглый стол журнала «Педагогика» / Б. Л. Вульфон-сон // Педагогика. - 1995. - № 3.
3. Гусинский, Э. Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. - М. : Логос, 2000. - 224 с.
4. Кумарин, В. В. Философия образования : круглый стол журнала «Педагогика» / В. В. Кумарин // Педагогика. - 1995. - № 3.
5. Савицкий, И. П. О философии глобального образования / И. П. Савицкий // Философия образования для XXI века. - М., 1992.
6. Смирнова, Н. В. Образовательный процесс как объект философско-социологического анализа [Электронный ресурс] / Н. В. Смирнова // Credo News. - 1999. - № 5. - URL: http://credonew.ru/content/ view/151/51/
7. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология. Введение в научную и общекультурную дискуссию о человеке как воспитателе и воспитуемом, о путях его самосовершенствования / Б. М. Бим-Бад. - М. : РАО, 2005. - 330 с.
8. Базалук, О. А. Современное понимание философии образования / О. А. Базалук // Филос. мысль. -2015. - № 4.
9. Семченко, Е. Е. Философия образования: исходные понятия и проблемы [Электронный ресурс] / Е. Е. Семченко // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - Т. 7, № 2. - URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/132PVN215.pdf
10. Муравьёв, А. Н. Философия и образование (историко-философский анализ) / А. Н. Муравьёв // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - 2005. - Т. 5, № 10. - С. 239-250.
11. Огурцов, А. П. Образы образования. Западная философия образования. XX век / А. П. Огурцов,
B. В. Платонов. - СПб. : РХГИ, 2004. - 520 с.
12. Штурба, В. А. Образование как социально-культурный феномен / В. А. Штурба, С. С. Васильев // Ист. и социал.-образоват. мысль. - 2009. - № 1. - С. 6-18.
13. Гуревич, П. С. Философия образования: теория и практика / П. С. Гуревич // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 4. - С. 31-38.
14. Соловьёв, В. С. Сочинения : в 2 т. / В. С. Соловьёв. - М., 1988. - Т. 1.
15. Жихаревич, М. Е. Философия и гражданское образование / М. Е. Жихаревич, Н. Д. Федотова // Философия преподавания и философии. - Калуга, 2000.
16. Баркова, Э. В. Философия межкультурных коммуникаций в проектировании образовательно-воспитательных систем: экофилософский анализ / Э. В. Баркова // Молодёжь и гражданское общество в современном мире: стратегии взаимодействия и модели воспитания : материалы I Междисциплинар. науч. симп. с междунар. участием. - М., 2015. - С. 21-25.
17. Баркова, Э. В. Масштаб личностного развития в целевых установках проектирования экокуль-туры информационного общества / Э. В. Баркова // Социокультурные среды и коммуникативные стратегии информационного общества : тр. Междунар. науч.-теорет. конф. / отв. за вып. О. Д. Шипунова. -СПб., 2015. - С. 5-8.
18. Бузская, О. М. Экологическая безопасность как критерий развития межкультурных коммуникаций / О. М. Бузская // Вестн. Рос. экон. ун-та им. Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2015. -№ 1-2 (11). - С. 5-12.
19. Бузская, О. М. Модели проектирования современного социокультурного пространства / О. М. Бузская // Молодёжь и гражданское общество в современном мире: стратегии взаимодействия и модели воспитания : материалы I Междисциплинар. науч. симп. с междунар. участием. - М., 2015. -
C. 26-29.
Сведения об авторе
Иванеев Сергей Васильевич — кандидат философских наук, доцент кафедры конституционного и международного права, университет «Синергия». Москва, Россия. sivaneev@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2016. No. 5 (387). Philosophy Sciences. Issue 40. Pp. 55-62.
EDUCATION AS A CULTURAL IDENTITY IN THE SPACE OF PHILOSOPHY
S. V. Ivaneev
University "Synergy". Moscow, Rissia. sivaneev@mail.ru
The article conciders the concept of the education phenomenon formation from the perspective of social philosophy and philosophy of education in the context of cultural identity. The author analyzes the existing approaches in accordance with the characteristics and needs of modern social systems and underlines the prognostic potential of education as the reproductive system from the future position.
Keywords: education, self-culture, society, social philosophy, philosophy of education, reproduction, the future.
References
1. Porozhnyakov A.S. Institut obrazovaniya kak ob'yekt sotsial'no-filosofskogo analiza [Institute of Education as an Object of Social-philosophical Analysis]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo [Society: Politics, Economics, Law], 2010, no. 1. (In Russ.).
2. Vul'fonson B.L. Filosofiya obrazovaniya: kruglyy stol zhurnala «Pedagogika» [Philosophy of Education: Round Table of the Journal "Pedagogy"]. Pedagogika [Padagogy], 1995, no. 3. (In Russ.).
3. Gusinskiy E.N., Turchaninova Yu.I. Vvedeniye v filosofiyu obrazovaniya [Introduction to the Philosophy of Education]. Moscow, Logos Publ., 2000. 224 p. (In Russ.).
4. Kumarin V.V. Filosofiya obrazovaniya: kruglyy stol zhurnala «Pedagogika» [Philosophy of Education: Round Table of the journal "Pedagogy"]. Pedagogika [Pedagogy], 1995, no. 3. (In Russ.).
5. Savitskiy I.P. O filosofii global'nogo obrazovaniya [On the Philosophy of Global Education]. Filosofiya obrazovaniya dlyaXXI veka [Philosophy of Education for XXI Century]. Moscow, 1992. (In Russ.).
6. Smirnova N.V. Obrazovatel'nyy protsess kak ob'yekt filosofsko-sotsiologicheskogo analiza [Educational Process as an Object of Philosophical and Sociological Analysis]. Credo News [Journal of Theoretical Credo News], 1999, no. 5. - Available at: http://credonew.ru/content/view/151/51 (In Russ.).
7. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskaya antropologiya. Vvedeniye v nauchnuyu i obshchekul'turnuyu dis-kussiyu o cheloveke kak vospitatele i vospituyemom, o putyakh yego samosovershenstvovaniya [Pedagogical Anthropology. Introduction to the Scientific and General Cultural Debate about the Person as an Educator and Educability, the Ways of its Self]. Moscow, 2005. 330 p. (In Russ.).
8. Bazaluk O.A. Sovremennoye ponimaniye filosofii obrazovaniya [Modern Understanding of the Philosophy of Education]. Filosofskaya mysl' [Philosophical Thought], 2015, no. 4.
9. Semchenko Ye.Ye. Filosofiya obrazovaniya: iskhodnyye ponyatiya i problemy [Educational Philosophy: Original Concepts and Problems]. Internet Journal "Naukovedenie"], 2015, vol. 7, no. 2. Available at: http:// naukovedenie.ru/PDF/132PVN215.pdf
10. Murav'yev A.N. Filosofiya i obrazovaniye (istoriko-filosofskiy analiz) [Philosophy and Education (historical-philosophical analysis)]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences], 2005, vol. 5, no. 10, pp. 239250 p. (In Russ.).
11. Ogurtsov A.P., Platonov V.V. Obrazy obrazovaniya. Zapadnayafilosofiya obrazovaniya. XXvek [Images of Education. Western Philosophy of Education. XX Century]. St. Petersburg, 2004. 520 p. (In Russ.).
12. Shturba V.A., Vasil'yev S.S. Obrazovaniye kak sotsial'no-kul'turnyy fenomen [Education as a Socio-cultural Phenomenon]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical and Social-educational Ideas], 2009, no. 1, pp. 6-18. (In Russ.).
13. Gurevich P.S. Filosofiya obrazovaniya: teoriya i praktika [Philosophy of Education: Theory and Practice]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye [Knowledge. Understanding. Skill], 2006, no. 4, pp. 31-38. (In Russ.).
14. Solov'yev V.S. Sochineniya [Works in 2 vol. Vol. 1]. Moscow, 1988. 495 p. (In Russ.).
15. Zhikharevich M.Ye., Fedotova N.D. Filosofiya i grazhdanskoye obrazovaniye [Philosophy and Civic Education]. Filosofiya prepodavaniya i filosofii [Philosophy Teaching and Philosophy]. Kaluga, 2000. 148 p. (In Russ.).
16. Barkova E.V. Filosofiya mezhkul'turnykh kommunikatsiy v proyektirovanii obrazovatel'no-vospitatel'nykh sistem: ekofilosofskiy analiz [The Philosophy of Intercultural Communication in the Design of Educational and Educational Systems Analysis]. Molodezh' i grazhdanskoye obshchestvo v sovremennom mire: strategii vzaimodeystviya i modeli vospitaniya. Materialy I Mezhdistsiplinarnogo nauchnogo simpoziuma s mezhdunarodnym uchastiyem [Ecophilosophy Youth and Civil Society in the Modern World: Strategy of Cooperation and Training Model. Proceedings of the I Interdisciplinary Scientific Symposium with International Participation]. Moscow, 2015. Pp. 21-25. (In Russ.).
17. Barkova E.V. Masshtab lichnostnogo razvitiya v tselevykh ustanovkakh proyektirovaniya ekokul'tury informatsionnogo obshchestva [The Scope of Personal Development in Targeted Units of Designing Ecological Culture of the Information Society]. Sotsiokul'turnyye sredy i kommunikativnyye strategii informatsionnogo obshchestva. Trudy Mezhdunarodnoy nauchno-teoreticheskoy konferentsii [Socio-cultural Environment and Communication Strategy of the Information Society Proceedings of the International Scientific-theoretical Conference]. St. Petersburg, 2015. Pp. 5-8. (In Russ.).
18. Buzskaya O.M. Ekologicheskaya bezopasnost' kak kriteriy razvitiya mezhkul'turnykh kommunikatsiy [Ecological Safety as a Criterion for the Development of Intercultural Communication]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova. Vstupleniye. Put ' v nauku [Herald of the Plekhanov Rus-sian University of Economics. Introduction. The Way to the Science], 2015, no. 1-2 (11), pp. 5-12. (In Russ.).
19. Buzskaya O.M. Modeli proyektirovaniya sovremennogo sotsiokul'turnogo prostranstva [Model Design of modern social and cultural space]. Molodezh' i grazhdanskoye obshchestvo v sovremennom mire: strategii vzaimodeystviya i modeli vospitaniya. Materialy I Mezhdistsiplinarnogo nauchnogo simpoziuma s mezhdun-arodnym uchastiyem [Youth and Civil Society in the Modern World: Strategies and Models of Interaction between Education. Proceedings of the I Interdisciplinary Scientific Symposium with International Participation]. Moscow, 2015. Pp. 26-29. (In Russ.).