УДК 101.1+37.013.73 DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.3.31
БЕРЕГОВАЯ Оксана Александровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных основ государственной службы Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Новосибирск). Автор более 100 научных публикаций, в т. ч. 7 монографий и трех учебных пособий*
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В данной статье рассматриваются концептуальные и институциональные основы современной философии образования в России: представлены этапы развития отечественной философии образования в ХХ-ХХ1 веках, ее основные проблемные тенденции, показан рост заинтересованности научной общественности вопросами образования. В частности, выделяются и характеризуются 5 этапов развития философии образования. Особое внимание уделено материалам V Российского философского конгресса «Наука. Философия. Общество», проходившего в г. Новосибирске в 2009 году. Анализ материалов конгресса позволил выделить ряд направлений и подходов современной российской философии в рассматриваемой области. Для отечественной философии образования характерен проблемно-аспектный подход, связанный с многогранным пониманием образования (сфера теории и практики, общественный институт, сфера формирования личности и т. д.). Автор делает вывод о том, что философия образования - это область фило-софско-методологических и социально-философских исследований образования в современном мире. Ее проблемное поле фокусируется в основном на проблемном поле социальной и практической философии, однако в профессиональной среде философов сохраняется представление о том, что функционирование образования есть прерогатива только педагогики или теории образования. Также существуют множественность и разнородность трактовок образования и философии образования, что затрудняет классификацию и типологизацию. В России построение философско-образовательных теорий и концепций строится на рефлексии преимущественно западного и отечественного опыта в данной области, не учитывается опыт восточной модели воспитания и образования, ее философское наследие, кроме того, мало изучен мировой опыт философии образования.
Ключевые слова: философия образования, философия образования в России, этапы развития философии образования.
* Адрес: 630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6; e-mail: [email protected]
Для цитирования: Береговая О.А. Философия образования в современной России // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2017. № 3. С. 31-39. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.3.31
Отечественная философия образования ведет свой отсчет с начала XX века. Основоположниками данной области науки в России являются В.В. Розанов и С.И. Гессен. Интенсивное же выделение проблем образования в качестве специального предмета философских исследований в нашей стране стало происходить в конце ХХ века, что связано с реформированием и модернизацией системы образования. Потребность отечественной науки в философском осмыслении образования появилась с началом перестройки, распадом Советского Союза и устранением «диктата официозной марксистско-ленинской философии», с уходом моноидеологии [1, с. 7], когда в общественном и научном сознании возникли неопределенность, широкий разброс мнений и оценок в отношении советской системы воспитания и образования - от крайне негативных до откровенно апологетических; а также в связи с тем, что образование стали понимать как особую сферу социокультурной реальности, осмысление которой выходит далеко за рамки педагогики и психологии.
Обращение российской науки к философии образования является актуальным и перспективным. Т. А. Арташкина считает, что «перед отечественной системой образования страны на протяжении целого десятилетия как минимум дважды стояла проблема выживаемости. Появилась потребность в теоретико-философском осмыслении путей дальнейшего развития отечественного образования» [2, с. 37].
Во-первых, появление философии образования вызвано усложнением самого процесса познания современной науки, когда сложность и комплексность тех или иных проблем выходят за рамки узкой области знаний и необходимо применение междисциплинарного подхода. С такой позиции философия выступает системообразующим вектором исследования образования как междисциплинарного объекта и предмета изучения.
Во-вторых, ее появление вызвано стремительно растущей международной интеграцией отечественного образования (в частности, созданием Международной сети философов
образования в 1988 году). В конце 1980-х -1990-е годы российские педагоги, философы и психологи принимали участие в научных конференциях и симпозиумах по философии образования и не могли не воспринять новые идеи в данной сфере. Обращение к западным традициям в теории и практике образования в те годы - это не только попытка их копирования, но и открытие возможностей новых областей познания, привнесение новых взглядов и идей, приобщение к международному опыту. Стоит отметить, что за последние десятилетия публикации по вопросам философии образования многократно умножились.
В-третьих, в период активного проявления глобальных проблем, быстрого развития постиндустриального и информационного общества, коэволюционного изменения в природе, обществе и человеке резко обозначилась необходимость поиска новых мировоззренческих оснований и ориентиров не только в России, но и в мировой образовательной системе. В современных условиях нарастания процессов глобализации, интеграции и интернационализации образования перед отечественной философией образования стоят задачи постепенного становления единого образовательного пространства, интеграции позитивных национальных образовательных программ и стратегий в контексте универсальных общечеловеческих ценностей и образовательных идеалов при бережном сохранении национально значимых приоритетов системы образования.
Исследования, проводимые в данной области, позволили выделить этапы развития отечественной философии образования (с точки зрения ее тесной взаимосвязи с образовательной практикой и воспитательным процессом) [3].
На первом этапе (1940-1950-е) проблематика философии образования еще не выделяется в самостоятельную область, но отдельные ее элементы содержатся в теоретических работах по философии, психологии и педагогике. Складывается философско-психологическое направление, связанное со школой Л.С. Выготского и заложившее солидное основание в разработку
культурологической и деятельностной парадигм не только науки и философии, но и широкой образовательной практики.
На втором этапе (1950-1960-е) начинают осознанно ставиться задачи философско-об-разовательных исследований: деятельностный подход (А.Н. Леонтьев); субъективно-дея-тельностная теория развития (Э.В. Ильенков, С.Л. Рубинштейн); философско-методологи-ческие проблемы педагогики (М.А. Данилов); междисциплинарный подход (Г. П. Щедровиц-кий, Ф.Ф. Королев); психологические концепции образования (А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Л.В. Занков, Б.Г. Ананьев и др.). Функция философии сводится к обоснованию самой возможности философии распространять педагогический опыт, богатый идеями образования «с человеческим лицом», арсеналом гуманистических технологий в сфере образования и воспитания.
На третьем этапе (1960-1970-е) разрабатываются образовательные программы, имеющие философское обоснование, рассматриваются некоторые аспекты философско-образователь-ной проблематики: «школа диалога культур» (В.С. Библер, Г.С. Батищев); теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий, понятий и образов (П.Я. Гальперин); идея свободы в воспитании (В.А. Сухомлинский) и др.
Важную роль в формировании методологии философии образования в этот период играет Московский методологический кружок, возглавляемый Г.П. Щедровицким. В образовательную практику вводятся технократические формы обучения (алгоритмизация, программированное обучение). Активно развивается деятельностный подход в философии, который составляет методологическую базу для психологии и педагогики (Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков, Ф.Т. Михайлов и др.). В 1970-е годы получают развитие проблемное обучение (работы Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лер-нера, А.М. Матюшкина и др.), идея культурно-ориентированного образования как путь снижения его идеологизации, сохранения, возрождения и развития русской культуры
(А.Ф. Лосев, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, С.С. Аверинцев и др.).
В основе системы развивающего обучения Д.В. Эльконина и В.В. Давыдова лежит развитие теоретического мышления. Своеобразной интерпретацией этих идей является «школа диалога культур» В.С. Библера, где старое знание включается в новое не в отрицании, а в диалогическом сопряжении старой и новой информации (сообразно сути современной логики культуры - в соединении высших достижений человеческого разума с предыдущими формами культуры: Античности, Средневековья, Нового времени и т. д.).
На четвертом этапе (1980-е - 1990 год) осознанно формируется философско-обра-зовательная проблематика, осуществляется философская рефлексия образования, происходит смена парадигм. Обсуждаются типы методологической работы как концептуальной схемы проектирования образовательной практики. Разворачивается «идейное» движение педагогов-новаторов (В.Ф. Шаталов, В.Ф. Матвеев).
Философия образования сосредотачивается на вопросах применения социокультурного подхода к философским проблемам образования, обращая внимание на культурологические, гуманистические и психологические, методологические аспекты (работы Н.Г. Алексеева, Ю.К. Бабанского, В.С. Библера, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Ф.Т. Михайлова, В.М. Розина, В.С. Швырева, Ю.В. Громыко, Д.В. Элькони-на и др.). В этот период в отечественное образовательное пространство проникают идеи западной и восточной моделей воспитания, начинается новый импульс гуманистической традиции в воспитании и образовании.
С 1990 года начинается пятый, современный, этап. На этом этапе философия образования оформляется в особую область знания, разрабатываются ее методологические и теоретические проблемы (труды М.К. Мамардашвили, О.С. Анисимова, М.Н. Берулавы, Б.С. Гершун-ского, В.М. Розина, Н.С. Розова, С.А. Смирнова, Л.А. Степашко, А.И. Суббето и др.).
В настоящее время философская мысль в области образования в России диалектически развивается в различных направлениях. В отечественной науке дискуссии на тему философии образования освещаются на страницах ведущих научных журналов: «Вопросы философии», «Педагогика», «Философия образования», «Философские науки» и др. Мыслители, анализирующие различные аспекты сферы образования, доказывают ее особую восприимчивость к социокультурным факторам (А.П. Ва-лицкая, Б.С. Гершунский, О.В. Долженко, Г.А. Комиссарова, Б.О. Майер, Н.В. Наливайко, Н.С. Розов, Л.А. Степашко, Я.С. Турбовской и др.). Тем не менее проблема концептуализации философии образования является одной из самых насущных.
На пятом этапе развития проявляются признаки институционализации: учреждение Научно-исследовательского института философии образования в Новосибирском государственном педагогическом университете в 2001 году; создание лаборатории философии образования в Институте теории образования и педагогики РАО (Москва), лаборатории философии образования в Московском городском педагогическом университете в 2008 году; наконец, открытие единственной кафедры философии образования в нашей стране на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в 2008 году при поддержке ректора, академика В.А. Садовниче-го. Идея создания данной кафедры принадлежит декану философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, члену-корреспонденту РАН В В. Миронову [4, с. 57].
Представим динамику развития философии образования в анализе материалов философских конгрессов.
В августе 2003 года на XXI Всемирном конгрессе «Философия лицом к глобальным проблемам», проходившем в Стамбуле (Турция), проблемы образования, философии, образовательных и воспитательных ценностей ставились довольно остро, а секция «Философия образования» была одной из самых многочисленных и по количеству докладов. Примечательно,
что из 42 докладов 13 принадлежали российским ученым [5, с. 318]. В августе 2008 года на XXII Всемирном конгрессе «Переосмысливая философию сегодня» (Сеул, Южная Корея) из 50 докладов на секции «Философия образования» российскими были 16 [6, с. 196]. В 2013 году на XXIII Всемирном конгрессе «Философия как познание и образ жизни» (Афины, Греция) секция философии образования также была в числе самых многочисленных. Как указали в своем итоговом обзоре мероприятия А.Н. Чумаков и А.Д. Королев, «на секцию были представлены и опубликованы 80 докладов из 23 стран. Почти половину составляли докладчики из России (34 доклада). Вторыми были греки (11 докладов), третьими - бразильцы (5 докладов)» [7, с. 10]. Приведенные данные свидетельствуют о возросшем внимании к вопросам образования во всем мире. Под влиянием процесса глобализации активизируется философский поиск моделей образования, учитывающих глобальные тенденции его изменений и локальный (национальный, региональный) опыт.
О возрастании роли философии образования в современной жизни также свидетельствует наличие секций, круглых столов, симпозиума по данной теме в рамках V Российского философского конгресса «Наука. Философия. Общество», проходившего в 2009 году в Новосибирске. Анализ материалов конгресса позволил выделить ряд направлений и подходов современной отечественной философии в рассматриваемой области. Несмотря на то, что в России (в отличие от Запада) до недавнего времени не существовало философии образования как отдельной дисциплины, тем не менее уже имеются собственные традиции и подходы к ее разработке.
Выделим особенные черты отечественной философии образования на современном этапе ее развития.
Для отечественной философии образования характерен проблемно-аспектный подход. Аспектный подход связан с многогранным пониманием образования как сферы теории и практики, общественного института, сферы формирования личности и т. д. Проблемный
подход позволяет выстраивать концептуальные схемы и теоретические модели, в центре которых находится та или иная образовательная проблема. Проблемы также могут быть рассмотрены в разных аспектах: онтологическом, праксиологическом, психологическом и т. д. Изучение наиболее важных «проблемных узлов» отечественной философии образования на современном этапе дает возможность целостно, концептуально представить ее настоящее и будущее развитие. Данные «проблемные зоны» выделены нами с опорой на материалы конгресса.
Теоретико-методологические проблемы философии образования включают: вопросы методологии философии образования, теории образования; обоснование роли, статуса философии образования в системе знания; разработку понятийного и категориального аппарата философии образования; парадигмальный, стратегиальный и концептуальный подходы в философии образования; взаимодействие науки, философии и образования; рассмотрение феномена «образование» во всех аспектах его проявления в социокультуре; построение картины мира образования, т. е. образование в общецивили-зационном аспекте, информационном обществе и т. д. (Е.В. Брызгалина, В.А. Дмитриенко, В.М. Кондратьев, А.Р. Курбанов, Н.В. Наливай-ко, Т.М. Новикова, О.Р. Сигнаевская и др.).
Е.В. Брызгалина, в частности, отмечает, что «философия образования актуализируется в кризисные периоды развития образовательной системы», а также «связана с решением проблем централизации и децентрализации образовательных систем, соотношения стабильности и прогностичности образовательной системы, с анализом влияния на образование внешних по отношению к нему факторов - политических, экономических, социокультурных, и детерминации самих этих факторов образованием» [8, с. 380].
Проблемы реформирования отечественного образования включают: философию образовательной политики и образовательной стратегии на современном этапе; обсуждение
государственных реформ образования на разных его уровнях; философию управления образованием, менеджмент качества; проблемы осмысления образования в новых экономических условиях (коммерциализация, маркетизация, приватизация образования); проблемы образования и национальной безопасности России; образование как фактор формирования гражданского общества и правового государства; взаимоотношение демократии и образования; правовые аспекты современного образования; философское осмысление концепции модернизации отечественного образования, Национальной доктрины образования и других документов в этой области; концепцию устойчивого развития образования, модели инновационного развития образования (С.В. Андросенко, С.В. Камашев, Е.Г. Кривых, О.Д. Олейникова, Н.П. Орлова, Т.Н. Петрова, В.И. Стрельченко и др.).
Гуманистические проблемы философии образования отражают весь комплекс проблем, связанных с философией человека в образовании и для образования: формирование и воспитание личности; подготовка кадров; проблемы компетентности в образовании (профессиональное образование, профильное обучение, военное образование, гражданское образование и воспитание, гуманитарное образование, экологическое образование и т. д.); гуманизация образования и воспитания; проблемы свободы (А.Д. Королев, А.А. Корольков, В.П. Лежников, Г.И. Петрова, П.В. Ушаков, С.В. Хо-мутцов и др.).
Проблемы глобализации образования выражаются в рассмотрении следующих процессов и вопросов: глобальное образование и его система; вхождение России в глобальное образовательное пространство; образование как инструмент современной геополитики; международная интеграция в сфере образования и сохранение национальной самоидентификации; глобальные и региональные тенденции отечественного образования (Б.О. Майер, А.Ю. Наумова, И.А. Пеккер и др.).
Проблемы «своего» и «чужого» в философии образования находят отражение в иссле-
дованиях и обсуждении участия России в Бо-лонском процессе; критике или заимствовании существующих европейских моделей образования; изучении проблемы мобильности студентов и преподавателей; разработке проблемы соответствия современного знания мировым (западным) стандартам и запросам общества (Е.Ю. Васильева, С.И. Дудник, Т.А. Рубанцо-ва и др.). Так, С.И. Дудник отмечает, что переход на Болонскую систему в отечественном образовании не решил многих проблем, в т. ч. и проблему мобильности: «Сегодня можно признать, что пятилетнее образование ничем не хуже, а даже лучше четырехлетнего» [9, с. 386].
Аксиологические проблемы философии образования являются фундаментальными и формулируются в таких аспектах, как: образование как ценность и ценности образования для человека, общества, государства; ценностные ориентации личности; процесс трансформации ценностей; ценностные основания образования; духовность в образовании (Т.А. Артамонова, Л.Е. Балашов, Л.А. Беляева, В.А. Колесников и др.).
Проблемы философии воспитания поднимают спектр вопросов, относящихся к разработке отечественной концепции воспитания (Т.С. Косенко, Н.Л. Худякова и др.)
Культурологические проблемы выражаются в этнофилософии образования; выстраивании культурной стратегии образования и культуро-сообразной (культуротворческой) парадигмы образования; проблеме взаимодействия культуры и образования; культурологических моделях образования (медиаобразование, эстетизация, воспитание творчества); культурных смыслах знания (И.А. Жерносенко, Л.И. Иванкина, И.М. Кыштымова, Н.С. Рыбаков, А.Н. Семенова и др.).
Проблемы взаимодействия науки и образования отражают комплекс вопросов, связанных с фундаментализацией образования, научно-образовательной культурой; с соответствием современного знания потребностям общества, образования (В.А. Балханов, А.Н. Быстрова, Е.В. Виноградова, Ю.И. Колюжов, Ю.В. Пуш-карев, Е.А. Пушкарева, О.В. Санфирова и др.).
Философско-педагогические и философско-психологические проблемы связаны с преподаванием философии и философии образования; осмыслением образовательного процесса; проблемами педагогического взаимодействия; формированием и развитием образовательного мышления; проблемами познания и новых образовательных технологий; инновационным потенциалом современной философии для детей (Г.Е. Горчакова, Т.И. Коваль, Т.В. Морозова, Т.Н. Овчинникова, Ю.И. Орлов, Л.Т. Ретюн-ских, С.Н. Семенов, Л.К. Синцова и др.).
Историко-философские проблемы образования посвящены историческим концепциям образования и классическим философским учениям об образовании и воспитании. Малоизученными остаются концепции национальных основ отечественного образования и воспитания; история философии духовного воспитания; философско-образовательные учения Русского зарубежья и др. (М.Г. Дмитриева, И.Н. Каланчина, Т. С. Килина, Н.Б. Мельник, Е.А. Плеханов, Н.Л. Румянцева, А.В. Семуш-кин, Н.П. Чупахин и др.).
Компаративные проблемы философии образования являются наименее разработанными, но наиболее актуальными и перспективными на современном этапе развития отечественного образования. К ним относятся: философии образования Востока и Запада, диалог философий образования - исторический, межкультурный (Н.В. Андросенко, А.А. Кучинский, О.А. Михалина и др.).
Следующие два российских конгресса -VI Российский философский конгресс «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» (Нижний Новгород, 2012) и VII Российский философский конгресс «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад - диалог мировоззрений» (Уфа, 2015) - показали, насколько важны проблемы образования для России.
Проблемную ситуацию, в которой сегодня находится построение концепции философии образования в России, можно охарактеризовать в целом следующим образом: философско-об-разовательная проблематика уже устоялась,
но до сих пор не разрешен вопрос о статусе философии образования. В среде профессиональных философов данная область знаний все еще отождествляется с педагогикой, имеются методологические трудности классификации и типоло-гизации направлений философии образования.
Сегодня отечественная философия образования как никогда обращена в область практических задач, стоящих перед образованием в контексте происходящих в России социокультурных изменений, и актуализирует свою конструктивно-проективную деятельность, необходимую педагогам-практикам, организаторам и реформаторам образования. Однако формирование концепций образования происходит преимущественно на основе западного и отечественного опыта, практически не рефлексирует-ся опыт восточных моделей воспитания и образования. Также мало исследован мировой опыт философии образования в целом. До настоящего времени в обсуждении старых и новых проблем в данном поле исследований систематизация исторически сложившихся парадигм и моделей образования проводится в крайне узком пространственно-временном масштабе.
Как отмечалось в меморандуме секции «Философия образования» VI Российского философского конгресса, «данные проблемы не являются исключительно российскими, о чем свидетельствуют многочисленные усилия мирового сообщества по разработке новой философии образования для XXI века», но они отражают «существование в российской системе образования глубокого когнитивного провала, выражающегося в кризисе образования, который
носит не только системный, но и теоретико-методологический характер», «результаты исследований в области философии образования могут послужить теоретически обоснованным и практически осмысленным основанием реформирования всех уровней системы образования, базирующегося на принципах преемственности и целостности»1.
Отечественная система образования и ее философия накопили существенный опыт, который может быть переосмыслен на философском уровне. Сегодня философия образования -область социально-философского знания, изучающая общие закономерности и тенденции образования как особой деятельности по воспроизводству и развитию общества в динамически изменяющемся социокультурном контексте, она также представляет собой рефлексию философских оснований образования и поиск оптимальных стратегий его реформирования.
Круг задач, решаемых философией образования, все более концентрируется в проблемном поле социальной философии. В этом ракурсе образование стало предметом исследования в отечественной науке лишь в последнее десятилетие, когда появилась потребность в междисциплинарных подходах к анализу различных аспектов образования и обнаружилась недостаточность узконаправленного рассмотрения данного феномена - только в рамках педагогики, психологии или социологии. Таким образом, на современном этапе философия образования обращена на область практических задач, стоящих перед отечественным образованием в контексте происходящих в России социокультурных изменений.
Список литературы
1. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб., 2004. 520 с.
2. Арташкина Т.А. Генезис и структура целеполагания в системе деятельности высшей школы: моногр. Владивосток, 2006. 621 с.
1Меськов В.С., Мамченко А.А. Меморандум секции «Философия образования» VI РФК // Вестн. Рос. фи-лос. общества. 2012. № 3. URL: http://www.intelros.ru/readroom/vestnik-rossijskogo-filosofskogo-obshhestva/v3-2012/16391-memorandum-sekcii-filosofii-obrazovaniya-vi-rfk.html (дата обращения: 12.03.2016).
3. Алексеев Н., Семенов И., Швырев В. Философия образования // Высш. образование в России. 1997. N° 3. С. 88-94.
4. Брызгалина Е.В., Курбанов А.Р., Сунгатулина Е.К. Институционализация философии образования в пространстве философской мысли XXI века // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. 2012. № 1. С. 41-60.
5. Михалина О.А. Философия образования в современном мире: (информационный обзор) // Философия образования. 2004. № 3. С. 316-322.
6. Михалина О.А. Философия образования: проблема концептуализации (сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов). Новосибирск, 2011. 310 с.
7. Чумаков А.Н., Королев А.Д. Философия как познание и образ жизни // Вопр. философии. 2014. № 5. С. 3-14.
8. Брызгалина Е.В. Философия образования: предметный статус в системе знания // Наука. Философия. Общество: V Всерос. конгр., г. Новосибирск, 25-28 августа 2009 года. Новосибирск, 2009. Т. III. С. 380-381.
9. Дудник С.И. Проблема мобильности в образовании единого пространства // Наука. Философия. Общество: V Всерос. конгр., г. Новосибирск, 25-28 августа 2009 года. Новосибирск, 2009. Т. III. С. 386-387.
References
1. Ogurtsov A.P., Platonov VV. Obrazy obrazovaniya. Zapadnayafilosofiya obrazovaniya. XXvek [The Images of Education. Western Philosophy of Education. The Twentieth Century]. St. Petersburg, 2004. 520 p.
2. Artashkina T.A. Genezis i struktura tselepolaganiya v sisteme deyatel'nosti vysshey shkoly [Genesis and Structure of Goal-Setting in the System of Higher Education]. Vladivostok, 2006. 621 p.
3. Alekseev N., Semenov I., Shvyrev V. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 1997, no. 3, pp. 88-94.
4. Bryzgalina E.V, Kurbanov A.R., Sungatulina E.K. Institutsionalizatsiya filosofii obrazovaniya v prostranstve filosofskoy mysli XXI veka [Institutionalization of the Philosophy of Education in the Space of 21st-century Philosophical Thought]. VestnikMoskovskogo universiteta. Ser. 7: Filosofiya, 2012, no. 1, pp. 41-60.
5. Mikhalina O.A. Filosofiya obrazovaniya v sovremennom mire: (informatsionnyy obzor) [Philosophy of Education in the Modern World: (Information Review)]. Filosofiya obrazovaniya, 2004, no. 3, pp. 316-322.
6. Mikhalina O.A. Filosofiya obrazovaniya: problema kontseptualizatsii (sravnitel'nyy analiz otechestvennykh i zarubezhnykh podkhodov) [Philosophy of Education: The Problem of Conceptualization (a Comparative Analysis of Russian and Foreign Approaches)]. Novosibirsk, 2011. 310 p.
7. Chumakov A.N., Korolev A.D. Filosofiya kak poznanie i obraz zhizni [Philosophy as Knowledge and Lifestyle]. Voprosy filosofii, 2014, no. 5, pp. 3-14.
8. Bryzgalina E.V Filosofiya obrazovaniya: predmetnyy status v sisteme znaniya [Philosophy of Education: The Subject Status in the System of Knowledge]. Nauka. Filosofiya. Obshchestvo: V Vseros. kongr. [Science. Philosophy. Society: 5th Russia-Wide Congr.]. Novosibirsk, 25-28 August 2009. Novosibirsk, 2009. Vol. 3, pp. 380-381.
9. Dudnik S.I. Problema mobil'nosti v obrazovanii edinogo prostranstva [The Problem of Mobility in the Formation of the Common Space]. Nauka. Filosofiya. Obshchestvo: V Vseros. kongr. [Science. Philosophy. Society: 5th Russia-Wide Congr.]. Novosibirsk, 25-28 August 2009. Novosibirsk, 2009. Vol. 3, pp. 386-387.
DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.3.31 Oksana A. Beregovaya
Siberian Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration;
ul. Nizhegorodskaya 6, Novosibirsk, 630102, Russian Federation;
e-mail: [email protected]
PHILOSOPHY OF EDUCATION IN MODERN RUSSIA
This paper describes the conceptual and institutional foundations of modern philosophy of education in Russia. It presents the periods in the development of Russian philosophy of education in the 20th and 21st centuries and its main problematic trends, as well as demonstrates the growing interest
of the academic community in education. In particular, it identifies and describes five stages in the development of philosophy of education. Special attention is paid to the proceedings of the 5th Russian Philosophical Congress "Science. Philosophy. Society", which was held in 2009 in Novosibirsk. The analysis of these proceedings has allowed us to identify a number of trends and approaches of modern Russian philosophy in the area under study. Russian philosophy of education mostly applies the problem and aspectual approach, which is associated with an understanding of education as a multifaceted phenomenon: a field of theory and practice, a social institution, and a sphere of identity formation, etc. The author concludes that the philosophy of education is a field of philosophical-methodological and socio-philosophical studies of education in the modern world. The problem field of philosophy of education focuses primarily on the problem field of social and practical philosophy. However, in the professional community of philosophers there still prevails the idea that the functioning of education is the sole prerogative of pedagogy or theory of education. In addition, there are numerous different interpretations of education and philosophy of education, which complicates classification and typology. In Russia, the construction of philosophical and educational theories and concepts is based on the reflection of mainly Western and domestic experience in this area. The experience of the Eastern model of education and its philosophical heritage are not taken into account. The world experience of the philosophy of education is little studied as well.
Keywords: philosophy of education, philosophy of education in Russia, development stages of the philosophy of education.
Поступила: 28.08.2016 Received: 28 August 2016
For citation: Beregovaya O.A. Philosophy of Education in Modern Russia. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2017, no. 3, pp. 31-39. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.3.31