Научная статья на тему 'Образование как одна из составляющих обеспечения национальной безопасности'

Образование как одна из составляющих обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
248
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATION SYSTEM / NATIONAL SECURITY SYSTEM / PRIORITY AREAS / STRATEGY / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбатовская Е.А., Гостева Л.З.

В статье выдвигается и обосновывает связь между образованием и степенью национальной безопасности, а также рассмотрена идея о том, что образование выступает ресурсом, объектом и инструментом государственной политики национальной безопасности.The article analyzes the education system as one of the components of ensuring national security. This article puts forward and substantiates the relationship between education and the degree of national security, and the article considers the idea that education is a resource, object and instrument of the state national security policy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование как одна из составляющих обеспечения национальной безопасности»

инклюзивные культурно-массовые и физкультурно-спортивные мероприятия; социальное партнерство (ВОГ, ВОС); содействие трудоустройству.

Так на сегодняшний день коротком и сжатом виде выглядит главная проблема инклюзивного высшего образования.

1. Голуб, Е.В., Сапрыкин, И.С. Инклюзивное образование в высших учебных заведениях России: проблемы и решения // Поволжский педагогический вестник. - 2015. - № 4 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ inklyuzivnoe-obrazovanie-v-vysshih-u^ (дата обращения: 05.01.2020).

2. Кантор, В.З., Пузань, В.В. Отношение студенческой молодежи к инвалидам как детерминанта их включения в интегративное реабилитационно-образовательное пространство вуза // Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С. 151-163.

3. Кантор В.З. Инклюзивное высшее образование: специальные средовые условия обучения студентов-ин-валидов в вузе // Психолого-педагогические исследования. - 2019. - Т. 11, № 3. - С. 44-56.

4. Лешер, О.В., Деменина, JI.B. Инклюзивное обучение студентов университета: комплекс научных подходов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - Режим доступа: www.science-educati-on.ru/121-18603 (дата обращения 08.11.2015).

5. Марголис, A.A., Рубцов, В.В., Серебрянникова, O.A. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22, № 1.-С. 10-17.

6. Сорокин, Н.Ю., Луковенко, Т.Г. Готовность профессорско-преподавательского состава к обучению инвалидов в вузе // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23, № 2. - С. 68-76.

УДК 37.01

Е.А. Горбатовская, JI.3. Гостева

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНА Н3 СОСТАВЛЯЮЩИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье выдвигается и обосновывает связь между образованием и степенью национальной безопасности, а также рассмотрена идея о том, что образование выступает ресурсом, объектом и инструментом государственной политики национальной безопасности.

Ключевые слова: система образования, система национальной безопасности, приоритетные направления, стратегия, образовательные организации.

EDUCATION AS ONE OF THE NATIONAL SECURITY COMPONENTS

The article analyzes the education system as one of the components of ensuring national security. This article puts forward and substantiates the relationship between education and the degree of national security, and the article considers the idea that education is a resource, object and instrument of the state national security policy.

Key words: education system, national security system, priority areas, strategy, educational organizations.

Выпуск 88, 2020

Вестник АмГУ

99

Обеспечение безопасности - важная составляющая устойчивого развития любого государства. Одним из основных направлений государственной политики России является комплексная гарантированная защита интересов как самого общества, так и всей страны.

Впервые политическая концепция «Национальная безопасность» была использована в 1901 г. президентом США Теодором Рузвельтом в послании к нации. А официально термин «национальная безопасность» появился в 1947 г., когда был принят закон о национальной безопасности.

В современной России термин «безопасность» нормативно закреплен в Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности». В этом законе впервые появилась формула «личность -общество - государство» - защита права на эти объекты с точки зрения национальной безопасности.

Сегодня в Российской Федерации основными документами, направленными на защиту государства, его населения, являются Федеральный закон от 28.12.2010 № Э90-ФЗ «О безопасности» и Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Одна из составляющих обеспечения национальной безопасности - сфера образования.

«Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутренней политической, экономической, социальной сферах, в области науки и образования...», - говорится в Стратегии национальной безопасности России [4].

В Стратегии приоритет отдается росту уровня и доступности конкурентоспособного образования населения, поскольку безопасность нации обеспечивается увеличением уровня технологической безопасности, в том числе в информационной сфере, вследствие совершенствования государственной инновационной и промышленной политики.

В современном мире образование находится в центре интересов правительства любой страны. Образование и наука тесно связанны друг с другом, поэтому образование - одна из основных гарантий региональной, национальной и международной безопасности [3].

Образование выступает в качестве инструмента формирования личностных качеств, мировоззрения человека, формирует личность, ее этический, интеллектуальный и рабочий потенциал, а также способность обеспечивать свою безопасность. Например, без квалифицированного персонала невозможна военная и экономическая безопасность стран, без научных разработок - невозможна технологическая безопасность.

В интересах государственной безопасности система образования решает следующие задачи:

1. Готовит специалистов, которые профессионально заняты обеспечением конкретных видов и направлений безопасности(юриспруденция, таможенное дело, пограничная служба, учреждения Министерства внутренних дел и т.д.). В различных государственных органах есть собственные учебные заведения, которые готовят кадры для себя, а также для других структур, нуждающихся в специалистах соответствующего профиля.

2. Ведет преподавание «Основ безопасности жизнедеятельности» в учреждениях базового общего образования, в учреждениях среднего профессионального и высшего образования, где каждый учащийся получает знания, навыки и умения, где формируются основы личной безопасности и прививается культура индивидуальной безопасности. В процессе обучения человек учится действовать ответственно и грамотно, при этом учитывая интересы общественной безопасности.

3. В учебных заведениях организуются курсы повышения квалификации, а также курсы профессиональной переподготовки с целью «прокачки» специалистов, обеспечивающих национальную безопасность.

По словам кандидата педагогических наук, доцента C.B. Демченко, «система национальной безопасности современного государства органично зависит от эффективности проводимой инновационной и образовательной политики».

Сфера образования - один из главных механизмов полного развития, мобилизации и актуализации интеллектуальных способностей и инновационного созревания личности. Отсюда следует, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от образовательной подготовки молодежи, от того, какими будут ее моральные и политические взгляды, социальные ценности, уровень культуры и профессиональной подготовки.

В Стратегии национальной безопасности указано, что национальные интересы России в духовной сфере «заключаются в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций гуманизма и патриотизма» [4].

Система образования играет важную роль в сохранении культуры. У студентов формируется уважение к стране, к ее прошлому, к старшему поколению. Система образования воспитывает у учащихся чувство патриотизма, выступая таким образом в качестве мощного механизма нейтрализации национальных угроз и укрепления национальной безопасности России.

Сама система образования является объектом безопасности. В связи с этим выделяются три позиции:

1. Обеспечение физической безопасности образовательного учреждения. В соответствии со статьей 28 Закона РФ «Об образовании Российской Федерации» организация образования обязана создавать безопасные условия для обучения и воспитания студентов в связи с установленными стандартами [5].

2. Обеспечение образовательной организацией учебного процесса и режима. Одним из базовых принципов образования, как указано в Законе «Об образовании в Российской Федерации», является принцип обеспечения защиты и укрепления здоровья учащихся образовательных организаций.

3. Организация и функционирование системы образования как социального института.

Подводя итог изложенному, следует отметить, что основу национальной безопасности обеспечивают сами граждане, а это во многом зависит от уровня их образования и воспитания. Образование в системе национальной безопасности играет огромную роль. Оно действует одновременно как объект, ресурс, средство, оно создает, укрепляет фундамент благополучия нации и безопасности страны. Именно поэтому развитие образовательных организаций должно выступать важнейшим приоритетом государственной политики в области обеспечения национальной безопасности государства.

1. Кардашова, И.Б. Система национальной безопасности Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Всероссийский гос. ун-т юстиции (РПА Минюста России), 2014. - 142 с.

2. Мухин, И.В. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. -М., 2000.

3. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: монография / Л.Н. Башкатов, А.Е. Беляев, А.Е. Бондаренко [и др.]; под ред. А. В. Опалева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -512 с.

4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

6. Чернявская, Н.М. Основы национальной безопасности: учебное пособие. - Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический гос. ун-т, 2011. - 293 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.