Научная статья на тему 'Диагностика национальной самоидентификации обучающихся в организациях дополнительного образования туристско-краеведческой направленности'

Диагностика национальной самоидентификации обучающихся в организациях дополнительного образования туристско-краеведческой направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / НАЦИЯ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВО / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / DIAGNOSTICS / NATION / IDENTITY / PATRIOTISM / CITIZENSHIP / NATIONALITY / ADDITIONAL CHILDREN'S EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Д. В., Сяба М. В.

Раскрываются особенности национальной самоидентификации в подростковом возрасте у обучающихся организаций дополнительного образования детей. Анализируются и характеризуются особенности и основные составляющие национальной самоидентификации. Показана роль влияния различных сфер жизни общества (национально-исторической, политико-культурной) на процессы самоидентификации. Установлено, что в содержание национальной идентичности входят национальные традиции, особенности национальной культуры, обычаи и нравственные императивы. Полученные данные могут быть использованы педагогами при разработке авторских рабочих программ в организациях дополнительного образования детей, при проведении промежуточной или итоговой аттестации по программам туристско-краеведческой направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals some peculiarities of national identity of adolescent students studying in organizations of children’s additional education. The authors analyze and characterize the features and main components of the national identity. The article demonstrates the role of the influence of various spheres of society (national historical, political and cultural) on the process of selfidentification. It was found that the content of the national identity includes national traditions and characteristics of the national culture, customs and moral imperatives. The results of the research can be used by teachers in the development of their work-programmes in organizations of additional children’s education during the interim or final certification program of tourist and local lore orientation.

Текст научной работы на тему «Диагностика национальной самоидентификации обучающихся в организациях дополнительного образования туристско-краеведческой направленности»

Смирнов Д.В., Сяба М.В. Диагностика национальной самоидентификации обучающихся в организациях дополнительного образования туристско-краеведческой направленности //Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.2, №4,2016.

УДК 371

DOI: 10.18413/2313-8971-2016-2-4-48-52

Смирнов Д.В. Сяба М.В.

ДИАГНОСТИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Российский государственный университет туризма и сервиса, ул. Макаренко, д. 5/16, офис 105а, г. Москва, 105062,

Россия; E-mail: [email protected]; madutk [email protected] Белгородский институт развития образования, ул. Студенческая, д. 14, г. Белгород, 308007, Россия;

E-mail: [email protected]

Аннотация

Раскрываются особенности национальной самоидентификации в подростковом возрасте у обучающихся организаций дополнительного образования детей. Анализируются и характеризуются особенности и основные составляющие национальной самоидентификации. Показана роль влияния различных сфер жизни общества (национально-исторической, политико-культурной) на процессы самоидентификации. Установлено, что в содержание национальной идентичности входят национальные традиции, особенности национальной культуры, обычаи и нравственные императивы. Полученные данные могут быть использованы педагогами при разработке авторских рабочих программ в организациях дополнительного образования детей, при проведении промежуточной или итоговой аттестации по программам туристско-краеведческой направленности.

Ключевые слова: диагностика, нация, самоидентификация, патриотизм, гражданство, национальность, дополнительное образование детей.

Smirnov D.V. Syaba M.V.

DIAGNOSTICS OF NATIONAL SELF-IDENTIFICATION OF STUDENTS LEARNING IN THE ORGANIZATIONS OF ADVANCED EDUCATION SPECIALIZED IN TOURISM AND LOCAL HISTORY

Russian State University of Tourism and Service, Office 105a, 5/16 Makarenko St., Moscow, 105062, Russia;

E-mail: [email protected] ; [email protected] Belgorod Institute of Education Development, 14 Studencheskaya St., Belgorod, 308007, Russia; E-mail: [email protected]

Abstract

The article reveals some peculiarities of national identity of adolescent students studying in organizations of children's additional education. The authors analyze and characterize the features and main components of the national identity. The article demonstrates the role of the influence of various spheres of society (national historical, political and cultural) on the process of self-identification. It was found that the content of the national identity includes national traditions and characteristics of the national culture, customs and moral imperatives. The results of the research can be used by teachers in the development of their work-programmes in organizations of additional children's education during the interim or final certification program of tourist and local lore orientation.

Keywords: diagnostics; the nation; identity; patriotism; citizenship; nationality; additional children's education.

Самоидентификация является одним из ключевых элементов развития личности подростков. Основой формирования идентичности выступает нравственность, патриотизм и патриотическое воспитание в организациях общего и дополнительного образования. Педагогам необходимо сформировать позитивную самоидентификацию у обучающихся средствами туристско-краеведческой работы.

Введение. Проблема нравственно-патриотического воспитания в нашей стране решается на государственном уровне, за последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В 2001 - 2015 годах реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания. Патриотическое воспитание пред-

ставляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4].

На гребне социального перелома, сопровождающегося духовно-нравственным, социально-экономическим, демографическим кризисом, деструктивными тенденциями в обществе (резкая социальная поляризация, национализм, религиозный экстремизм и др.) особую роль в принятии подростком нравственно-патриотических ценностей призваны сыграть организации дополнительного образования детей.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркнута значимость дополнительного образования как вида образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании [12].

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательного пространства в социокультурную среду самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ (неформальных объединений), дети, подростки и юноши получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности, более того в разнообразных формах туристско-краеведческой деятельности - самодеятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности [5].

Основная часть. Подростковый и юношеский возраст - период осознанного взросления, который в настоящее время активно исследуется с точки зрения кризиса идентичности, становления и развития различных видов идентичности [10, с.55]. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение [7, с.68]. В этом возрастном периоде происходят важнейшие психосоматические изменения, личность становится более восприимчива к педагогическим воздействиям внешней среды, поэтому у педагогов и родителей есть возможность заложить основы нравственности

49

и духовности, патриотизма на основе ярких эмоциональных сопереживаний в процессе включения в активную детальность как формы патриотического воспитания, и, осознания содержания значений терминов «патриот», «Отечество», «Родина», «честь». При этом важно учитывать персонифици-рованность процесса самоидентификации у каждого подростка. Под самоидентификацией может пониматься процесс формирования человеком представления о себе самом как о самотождественной, цельной и уникальной личности [2, с.38].

Национальная самоидентичность может быть сформирована в системе дополнительного образования за счет использования средств туристско-краеведческой деятельности: походов, поисковых экспедиций, экскурсий, краеведческих олимпиад, конкурсов и пр.

В тоже время национальную самоидентичность невозможно рассматривать без гражданской (российской) идентичности - свободного отожествления человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации [6, с.45].

Цель исследования - определить основные структурные компоненты национальной самоидентификации обучающихся организации дополнительного образования туристско-краеведческой направленности.

Объекты и методы исследования. В исследовании принимали участие 50 обучающихся ГАУ ДО «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» в возрасте от 13 до 17 лет. В качестве диагностической процедуры была использована авторская диагностика, состоящая из 15 вопросов, направленных на выявление национальной самоидентификации обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате анкетирования подросткам были даны варианты трактовки термина «нация» и им следовало определить: из чего состоит эта «исторически сложившаяся часть человечества». Респонденты могли выбрать несколько вариантов или добавить свой. По результатам обработки анкет, было установлено, что 88% опрошенных считают, что в основе объединения нации лежит, прежде всего, культура, на втором месте - языковая принадлежность, также респонденты указали общность территории и экономической жизни. Нельзя не согласиться с их мнением, ведь, по сути, нация - это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика [8].

Смирнов Д.В., Сяба М.В. Диагностика национальной самоидентификации обучающихся в организациях дополнительного образования туристско-краеведческой направленности //Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.2, №4,2016.

Смирнов Д.В., Сяба М.В. Диагностика национальной самоидентификации обучающихся в организациях дополнительного образования туристско-краеведческой направленности //Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.2, №4,2016.

В Стратегии национальной безопасности России определяется государственная позиция на то, что в нашей стране возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности и происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм [11]. Наиболее ярким проявлением национальных особенностей являются национальные праздники и семейные традиции. По результатам проведенного нами исследования установлено, что самыми важными праздниками обучающиеся объединений ту-ристско-краеведческой направленности считают Рождество Христово (68%), День России (60%), Новый год (28%), День семьи, любви и верности (24%), Масленицу (24%). Так же белгородские подростки выделяют такие праздники как День рождения, день освобождения города Белгорода, Пасха, День народного единства, день Победы, день Святого Валентина, день защитника Отечества и день защиты детей.

В тоже время при организации нравственно-патриотического воспитания необходимо учитывать, что на ребенка значимое влияние оказывает социокультурная среда его семьи и те традиции, которые в ней существуют. Нашим исследованием установлено что, к сожалению, у 8% опрошенных подростков семейные традиции отсутствуют. Большинство подростков - респондентов выделили празднование Нового года и традицию наряжать елку (48%), по их мнению, это прекрасная возможность собрать за одним столом всю семью. Подросткам нравятся совместные выходы в кино и походы на природу, а также традиция готовить блины на Масленицу. Важность таких традиций как совместное участие с родителями в патриотических праздниках, возложении цветов к обелискам и памятникам отметили только 8% опрошенных.

На вопрос «Считаете ли Вы себя патриотами России?» практически все воспитанники (90%) ответили «да», нет - 6%, не совсем - 4%.

По мнению респондентов, патриот - это человек, который любит свою родину, страну, край, семью и гордится ими (72%). Также подростки считают, чтобы быть патриотом нужно любить народ, «быть проникнутым патриотизмом», быть верным своей стране, чтить память о героях, заботится об историческом наследии и памятниках, любить и знать историю своей страны, а, по мнению двух подростков, патриот - это тот, кто готов отдать жизнь за свою страну. При этом 8%

школьников не смогли дать ответ на вопрос «Кто такой патриот?».

Патриотическая направленность в организациях дополнительного образования детей должна выражаться в положительном отношении личности к духовно-нравственным ценностям гражданского общества и идеалам, а также в самосознании себя как субъекта активной деятельности по реализации интересов, желаний и убеждений на благо России [9, с.3]. Такая активная деятельность может быть реализована через участие в различных патриотических мероприятиях и акциях. На вопрос: «В каких патриотических мероприятиях Вы принимали участие?». 32% респондентов - школьников, ответили что, принимали участие в акции «Бессмертный полк», остальные участвовали в единичных акциях, таких как возложение цветов в честь дня Победы, митингах, благотворительных акциях. К сожалению, так как эти акции носили эпизодический характер, 20% респондентов отметили что, в таких мероприятиях не принимали участия, хотя считают себя патриотами, но не испытывают желания и необходимости в активной деятельности патриотической направленности.

Как истинные патриоты 76% респондентов ответили что, не хотят уезжать на постоянное место жительство в другую страну, при этом отдыхать предпочитают в разных странах мира. Подростки констатировали что, не хотят уезжать из России, так как им нравится «моя страна» и не хочется покидать «семью и родной дом». Однако, 24% подростков испытывают желание уехать на постоянное жительство из родной страны, они обосновывают это тем, что в других странах «выше зарплата», «там дёшево», «любят путешествовать», «для занятий спортом», «хочется новенького».

С 2014 года в Российской Федерации реализуется Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», одним из конечных результатов которой намечено повышение уровня толерантного отношения к представителям другой национальности [3]. В ходе нашего исследования респондентам было предложено ответить на вопрос: «Как вы относитесь к представителям других наций?». 12% опрошенных подростков высказались что, относятся нейтрально к представителям других наций, 88% - «хорошо». Подростки подчеркивали в своих ответах, что «все люди одинаковые», «я отношусь к ним так же, как и к представителям своей национальности», «адекватно», «я не испытываю к ним чувств отвращения», «толерантно и уважительно». Такой позитивный настрой, по нашему мнению, связан, прежде всего, с тем, что Белгородская область является приграничным регионом

Смирнов Д.В., Сяба М.В. Диагностика национальной самоидентификации обучающихся в организациях дополнительного образования туристско-краеведческой направленности //Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.2, №4,2016.

России. Всего в 80 километрах от Белгорода находится город Харьков и многие белгородцы имеют друзей и родственников на Украине. Это подтверждается и результатами проведенного анкетирования. На вопрос: «Оказывает ли влияние на культуру и национальные традиции близость Белгородчины к Украине? В чем это выражается?». 32% подростков ответили, что никакого влияния не происходит, они аргументируют это тем, что «наши традиции не сгубить», «Украина была нам близкой страной». В то время, как большинство опрашиваемых отметили, что «Бел-городчину и Украину связывает одна история на двоих», происходит «слияние культурных традиций», «от Украины нам досталась манера и особенности вышивки и другой творческой деятельности», так же подростки не отрицают «схожесть языка», которая проявляется в особенностях речи («мы говорим «гэ» и «шо», слово «тремпель», «неправильно ставим ударения» и др.).

Российская идентичность - это свободное отожествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации [1, с. 24]. Ними установлено, что для современных подростков Белгородчины важна их национальность (88% - респондентов). Но в тоже время они не до конца осознают сущность значение терминов «национальность» и «гражданство». Так, 36% опрошенных подростков считают эти термины одним и тем же понятием, по их мнению «национальность более привычное нам понятие».

Важными символами национальной самоидентификации, по мнению респондентов, являются флаг - «полотнище с главными цветами страны», ведь «он красивый и его все видят»; гимн - потому что это «хвалебная и главная песня России», «он величественно звучит», «при его звучании чувствуешь гордость за страну»; а так же герб - «потому что это знак мужества и он символизирует прошлое нашей страны».

Сохранение национальной самоидентичности невозможно без памяти о прошлом. Подростки считают значимыми событиями нашей истории, которые не следует забывать: это мировые войны, в частности события Великой Отечественной войны.

Самыми сложными для подростков были ответы на вопросы, связанные с термином «национальная самоидентичность». Так, на вопрос «Что Вы понимаете под национальной идентичностью?». 38% респондентов не смогли ответить на вопрос, 24% - считают национальность, 22% -принадлежность к определенной нации, 10% -гражданство. В тоже время для подростков национальная самоидентичность - это «любовь и ува-

жение к своей культуре и осознание её особенностей»; «знание и соблюдение традиций и обычаев», а также «внешняя схожесть».

Трудности у 44% подростков вызвало и определение составляющих понятия национальной самоидентичности. По мнению респондентов, национальная самоидентичность состоит из национальной культуры, обычаев, верований, нравственных законов, языка, культуры, традиций и мифов. Из этого следует - подростки не до конца понимают структуру национальной идентичности, не осознают ее сущностную основу.

Заключение. Таким образом, мы пришли к выводу о том что, диагностика, апробированная в ГАУ ДО «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», позволила нам выявить структурные компоненты национальной самоидентификации обучающихся и показала основные сложности формирования знани-евой составляющей данного термина у обучающихся подросткового возраста. Были выявлены важные личностно значимые для обучающихся, национальные праздники и семейные традиции. Подростки попытались раскрыть содержательное значение терминов «нация», «национальность», «национальная самоидентичность». Установлено что, обучающиеся на этапе становления личности (подростковый возраст) считают себя патриотами, но в тоже время у них не сформирована активная жизненной позиции, отсутствует или имеется, но не значительный опыт (проявления личного отношения) участия в мероприятиях патриотической направленности. Подростки испытывают сложности в формулировании содержания терминов «гражданство» и «национальность». Полученные данные необходимо учитывать при разработке модифицированных и авторских программ дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. Педагоги могут использовать полученные результаты для диагностики знаний обучающихся в организациях дополнительного образования, во внеклассной деятельности и на классных часах, а так же разрабатывать на ее основе свой диагностический блок для проведения промежуточной или итоговой аттестации по программам туристско-краеведческой направленности.

Список литературы

1. Григорьев Д.В. Формирование российской идентичности школьников: потенциал воспитательного пространства // Воспитательная работа в школе. 2015.№9. С. 24-29.

2. Лысак И.В. Особенности самоидентификации человека в условиях современного общества // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. С. 37-42.

Смирнов Д.В., Сяба М.В. Диагностика национальной самоидентификации обучающихся в организациях дополнительного образования туристско-краеведческой направленности //Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.2, №4,2016.

3. Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 N 718 (ред. от 25.05.2016)" О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)». URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=L AW;n=199358#0 (дата обращения: 10.09.2016).

4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=L AW;n=192149#0 (дата обращения 09.10.2016).

5. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&bas e=LAW&n=168200&fld=13 4&dst=1000000001,0&rnd=0 .2399682360088926#0 (дата обращения 09.10.2016).

6. Регинская Л. Идентичность как результат гражданско-патриотического воспитания: условия и способы достижения // Воспитательная работа в школе. 2016. № 2-3. С. 45-48.

7. Толбатова Е.В. Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности школьников подросткового возраста // Научный результат. 2015. № 1. С. 67-74.

8. Толковый словарь Ожегова. URL: http://slovari.299.ru/word.php?id=17956&sl=oj (дата обращения 09.10.2016).

9. Сяба М.В. Формирование патриотической направленности подростков средствами туристско-краеведческой работы в системе дополнительного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2012. 24 с.

10. Шакурова М.В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования // Классный руководитель. 2014. № 1. С.44-58.

11. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федера-^»>.URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. -cgi?req=doc;base=LAW;n=191669#0] (дата обращения 09.10.2016).

12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=L AW;n=201339#0 (дата обращения 09.10.2016).

References

1. Grigoriev D.V. Formation of the Russian school of identity: the potential of educational space // Educational work in a school. 2015.№9. Pp. 24-29.

2. Lisak I.V. Features of human identity in the conditions of modern society // Humanitarian and socioeconomic sciences. 2008. № 6. Pp. 37-42.

3. The RF Government Decree of 20.08.2013 N 718 (as amended on 25.05.2016.) "On the federal target program" Strengthening the unity of the Russian nation and ethno-cultural development of the peoples of Russia (2014 - 2020) » URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;b ase=LAW;n=199358#0 (date of access: September 10, 2016).

4. Resolution of the RF Government of 30.12.2015 N 1493 "On the state program" Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2016 - 2020 years." URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=L AW;n=192149#0 (date of access: October 9, 2016).

5. The RF Government Decree of 04.09.2014 N 1726-r "On approval of the Concept of development of additional education of children." URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&bas e=LAW&n=168200&fld=13 4&dst=1000000001,0&rnd=0 .2399682360088926#0 (date of access: October 9, 2016).

6. Reginskaya L.A. Identity as a result of civil and patriotic education: conditions and ways of its achievement // Educational work in a school. 2016. № 2-3. Pp. 45-48.

7. Tolbatova E.V. Psychological and pedagogical methods of arranging educational activities of schoolchildren // research Result. 2015. №1. Pp. 67-74.

8. Explanatory Dictionary by Ozhegov. URL: http: //slovari.299.ru/word.php id = 17956 & sl = oj (date of access: October 9, 2016).

9. Syaba M.V. Formation of patriotic teenagers by means of tourist and local history work in the system of supplementary education: Author. Dis. Cand. ped. Sciences. Belgorod, 2012. 24 p.

10. M.V. Shakurov Russian civil identity as a result of the formation of the personality // The class teacher. 2014. № 1. Pp.44-58.

11. The Presidential Decree of 31.12.2015 N 683 «On the Russian Federation's national security strategy». URL: http: //www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi req = doc; base = LAW; n = 191669 # 0] (date of access: October 9, 2016).

12. The Federal Law of 29.12.2012 N 273-FZ (ed. From 03.07.2016) "On Education in the Russian Federation" (rev. And ext., Joined. In force from 01.09.2016). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=L AW;n=201339#0 (date of access: October 9, 2016).

Данные авторов:

Смирнов Дмитрий Витальевич, профессор кафедры физического воспитания и безопасной жизнедеятельности, доктор педагогических наук, доцент, президент Международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова», ведущий научный сотрудник Центра управления инновационными проектами Института стратегии развития образования Российской академии образования

Сяба Мария Викторовна, доцент кафедры теории и методики воспитания и дополнительного образования, кандидат педагогических наук

About the authors:

Smirnov Dmitriy Vitalievich, Professor, Department of Physical Education and Safe Life, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, President of the International Public Organization "International Academy of Youth Tourism and Local History Named after A. Ostapets-Sveshnikov, Lead Researcher at the Center for Administration of Innovative Projects of the Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education

Syaba Mariya Viktorovna, Assistant Professor, Department of Theory and Methodology of Education and Further Education, PhD in Pedagogical Sciences

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.