Научная статья на тему 'Формирование патриотических ценностей студентов как одна из социально-управленческих задач государства'

Формирование патриотических ценностей студентов как одна из социально-управленческих задач государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1458
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГОСУДАРСТВО / НАРОД / ЦЕННОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / PATRIOTISM / GOVERNMENT / PEOPLE / VALUE / YOUNG STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Н. А.

Объектом исследования является патриотизм как одна из высших духовных ценностей. Определены состояние и проблемы формирования патриотизма в российском обществе, обоснована необходимость повышения его уровня как одного из условий возрождения великой России. Приведены результаты авторского социологического опроса студентов, которое дает представление о нормативно-ценностных и поведенческих аспектах патриотизма. Использованы методологические принципы и подходы социологии управления, молодежи, образования, методы системного анализа и комплексного подхода, сравнительный и эмпирический социологические методы сбора и обработки данных, статистические методы с применением пакета информационно-аналитической программы «STATISTICA». Анализируются ответы о различиях в ценностных предпочтениях у российских и западноевропейских студентов, категориях, соответствующих определению патриотизма, механизмах формирования патриотических ценностей, возрождении патриотизма в нашей стране и др. Показана актуальность и сложность социально-управленческой задачи государства при формировании патриотических ценностей студентов, подчеркивается большая роль системы образования в решении этой задачи. Предложены механизмы совершенствования молодежной политики в части формирования патриотических ценностей. Подчеркивается особая значимость формирования мер по патриотическому и нравственному воспитанию молодежи в целях обеспечения безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The object of the research is patriotism as one of the highest spiritual values. The article identifies the state and challenges of the formation of patriotism in Russian society and grounds the necessity to enhance patriotism as a condition for the revival of great Russia. The results of the author's sociological survey of students are presented, which gives an idea of the normative-value and behavioral aspects of patriotism. The research employs methodological principles and approaches of sociology of management, youth, education, system analysis methods and integrated approach, comparative and empirical sociological methods for data collecting and processing, statistical methods using the information package and STATISTICA analytical program. The author analyzes answers about the differences in value preferences among Russian and West European students, categories corresponding to the definition of patriotism, mechanisms for forming patriotic values, the revival of patriotism in Russia, etc. The article emphasizes the urgency and complexity of the state's sociopolitical task in shaping students’ patriotic values as well as the role of the system of education in solving the problem. The research offers mechanisms for improving the youth policy aimed at the formation of patriotic values. The article emphasizes the importance of developing measures to provide patriotic and moral education and upbringing of young people to ensure the country's security.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотических ценностей студентов как одна из социально-управленческих задач государства»

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12-327-332

УДК 316.346.32-053.6

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КАК ОДНА ИЗ СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВА

Иванова Н.А.

ФГБОУ ВО Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Объектом исследования является патриотизм как одна из высших духовных ценностей. Определены состояние и проблемы формирования патриотизма в российском обществе, обоснована необходимость повышения его уровня как одного из условий возрождения великой России. Приведены результаты авторского социологического опроса студентов, которое дает представление о нормативно-ценностных и поведенческих аспектах патриотизма. Использованы методологические принципы и подходы социологии управления, молодежи, образования, методы системного анализа и комплексного подхода, сравнительный и эмпирический социологические методы сбора и обработки данных, статистические методы с применением пакета информационно-аналитической программы <^ТАТВТГСА». Анализируются ответы о различиях в ценностных предпочтениях у российских и западноевропейских студентов, категориях, соответствующих определению патриотизма, механизмах формирования патриотических ценностей, возрождении патриотизма в нашей стране и др. Показана актуальность и сложность социально-управленческой задачи государства при формировании патриотических ценностей студентов, подчеркивается большая роль системы образования в решении этой задачи. Предложены механизмы совершенствования молодежной политики в части формирования патриотических ценностей. Подчеркивается особая значимость формирования мер по патриотическому и нравственному воспитанию молодежи в целях обеспечения безопасности страны. Ключевые слова: патриотизм, государство, народ, ценность, студенческая молодежь

Патриотизм как ценностная ориентация является важнейшим условием консолидации общества и формирования национальной идентичности, которые, в свою очередь, являются условием авторитетности и влиятельности страны на международной арене. Патриотизм понимается как нравственный принцип, заключающийся в любви к своей стране, гордости за прошлое и готовности защищать Россию от внешних угроз, способности воплощать образ достойного общенационального будущего [1, с. 143]. Патриотизм является в определенной степени критерием оценки гражданственности, который определяет степень развитости личности.

В работах отечественных исследователей патриотизм рассматривается как многокомпонентное, многоуровневое явление, затрагивающее многие сферы жизни общества, начиная от духовной сферы и заканчивая сферой государственного управления. Чаще всего патриотизм рассматривают как эмоционально-чувственный акт, выражающийся в любви, преданности и привязанности к Отечеству, своему народу [2]. Содержательное наполнение ценности патриотизма связано с представлениями граждан о положительных

чувствах - любви, гордости, уважении, почитании, которые они испытывают в отношении своей страны, ее истории и культуры [3, с. 203].

Проблематика формирования ценностей в молодежной среде, а также особенности молодежи как социальной группы отражены в работах Горшкова М.К., Зубок Ю.А., Чупрова В.И., Шереги Ф.Э. [4-6]. Роль молодежи в жизнедеятельности общества сложно переоценить, поскольку она является носителем интеллектуального потенциала. От ценностных ориентаций молодежи напрямую зависит будущее страны, ее экономическая и политическая стабильность.

Современное молодое поколение не подвержено жесткому идеологическому воздействию и практически не испытывает на себе общественного давления в части принятия тех или иных ценностных образцов. В то время как старшее поколение в большинстве своем склонно придерживаться ценностей, господствовавших в советский период, и потому гораздо меньше подвержено современным изменениям, происходящим в стране. Советский период российской истории отличался четко выстроенной системой патриотического и идеологического воспитания. После распада СССР произошел крах сложившейся идеологической си-

стемы. Существовавшие ранее так называемые социалистические ценностные ориентации, принятые в нашей стране, смешались с ценностями капиталистического общества. Кризисный период 1990-х гг. лишь усугубил внутренние противоречия морально-ценностной сферы, в стране наблюдалось разочарование в ценностной системе. И хотя сложившееся ценностное пространство современной России является сравнительно стабильным, оно характеризуется множеством внутренних противоречий и во многом зависит от происходящих внутренних и внешних событий.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в разделе молодежной политики одними из основных задач определены «гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи»1, в 2015 г. принята программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.»2. Все это свидетельствует о понимании на правительственном уровне важности решения задачи формирования патриотических ценностей. Однако остается проблема разработки рациональных управленческих решений. В настоящее время возникла потребность в создании отдельных структур в системе высшего образования, отвечающих за формирование патриотических и нравственных ценностей студентов.

Последнее десятилетие выявило новые трансформационные процессы наряду с уже существовавшими в структуре патриотических ценностей молодежи, что позволяет говорить о том, что современные принципы воспитания патриотических ценностей в молодежной среде нуждаются в серьезной корректировке. Существующие программы патриотического воспитания в основном были направлены на мотивацию к службе в Вооруженных силах Российской Федерации и формирование позитивного отношения к ней [7, с. 52]. В условиях мировой нестабильности вопросы социального управления, целями которого являются обеспечение нормального функционирования общества, сохранение целостности, а также его совершенствование и развитие, становятся все более актуальными. Формирование патриотических ценностей молодежи можно охарактеризовать как одну из приоритетных задач во внутренней политике страны.

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от

17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 10.02.2017 г.). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=L AW&n=212832&fld=134&dst=100789,0&rnd=0.32749607939 21581#0 (дата обращения 20.09.2017).

Ключевым противоречием формирования духовных ориентаций современной молодежи можно считать столкновение традиционных образцов и норм поведения, составной частью которых являются также и патриотические ценности, и новых разнонаправленных образцов поведения, порожденных как современными глобализационными процессами, так и плюралистическим способом выбора из множества возможных альтернатив поведения. Изменение поведенческих образцов требует от государства приложить усилия по формированию новых программ патриотического воспитания молодежи, учитывающих переход общественных систем от состояния стабильности и определенности к неопределенности и выбору из альтернатив. В современном быстро меняющемся мире трудно уследить за всеми тенденциями развития общества, а также за влиянием всех внутренних и внешних процессов на эффективность программ патриотического воспитания молодежи. Эти государственные программы должны отвечать современным тенденциям общества и интересам государства как социального института.

Современная молодежь как социальная группа несет в себе особое понимание патриотизма и патриотических ценностей, сформировавшееся в результате воздействия ценностных наборов, принадлежащих к разным историческим этапам развития нашей страны и имеющим разные методологические подходы к воспитанию патриотизма. На патриотическое воспитание влияют разные, порой полярные, оценки исторического прошлого России, что не всегда позволяет студентам оценить сущностное понимание патриотизма.

В период социальной трансформации стабильность социальной структуры общества находится в прямой зависимости от социальных настроений граждан. Поэтому особую актуальность сегодня приобретают социологические исследования в области определения стремлений, ценностных установок, ожиданий и действий такой социальной группы, как студенческая молодежь, которая является локомотивом социальных преобразований страны. Воспитание глубоких нравственных ценностей как элемента патриотического развития студенческой молодежи является одной из главных задач. Эффективность реализации этого механизма возможно только в случае, если студент будет принимать патриотические ценности как естественный и обязательный источник собственного развития.

Весной 2017 года автором статьи было проведено социологическое исследование, в котором приняли

2 Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». URL: http://www.consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=192149&rn d=244973.2358829694&dst=100010&fld=134#0 (дата обращения: 20.09.2017).

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 12

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12

—--—■

участие студенты московских вузов. Целью исследования было выявление понимания патриотических ценностей студентами. Основным методом сбора данных являлось индивидуальное очное выборочное анкетирование, поскольку оно позволяет опросить большее количество респондентов на условиях анонимности, что повышает честность ответов. Приблизительное число респондентов, необходимое для обеспечения репрезентативности при оптимальной ошибке выборки в 5,5-6% и уровне доверительной вероятности в 95% равно 318 респондентам. Объем выборочной совокупности проведенного исследования составил 400 человек. В опросе приняли участие студенты факультета государственного управления, философского факультета, факультета вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева. Количественный состав выборки позволяет говорить о достоверности полученных результатов. Качественный состав выборки характеризуется такими параметрами, как равноценное соотношение по гендерному принципу (49,8% мужчин, 50,2% женщин), охвачены слои студенческой молодежи по естественным и гуманитарным направлениям подготовки, разных курсов бакалавриата. При проведении опроса использовалась методика так называемой «закрытой анкеты»: по каждому вопросу респондентам предлагалось несколько вариантов ответов. Массив данных был обработан с использованием информационно-аналитической программы «^ТАТОТГСА».

В ответах на вопрос о различиях в ценностных предпочтениях у российских и западноевропейских студентов респонденты были практически единодушны: различия значительны - 50,2%, частично наблюдаются - 41,0% и лишь 6,1% были сторонниками глобального мира, мнения об одинаковых представлениях. Студенты поддерживают курс Российской Федерации на возрождение и развитие национальных традиций, моральных и религиозных ценностей (73,2%), в то же время 20,7% считают, что страна должна заимствовать западные ценности. Абсолютное большинство респондентов (88,1%) считают, что Россия должна быть великой державой с мощными вооруженными силами и имеющей влияние на политические процессы в мире.

Патриотические ценности, равно как и другие ценности, усваиваются индивидом в процессе социализации под влиянием различных институциональных и неинституциональных факторов. Сущность усваиваемых норм, а также степень их усваиваемости зависят от каналов трансляции данных норм и от их регулятивной силы. Для определения основных каналов ретрансляции патриотических ценностей, которые, по мнению молодежи, должны нести основную ответственность за

воспитание патриотизма, в анкету был включен вопрос о том, какие из указанных каналов формирования патриотических ценностей должны являться основными в рамках патриотического воспитания молодежи. Выделялись основные каналы, через которые происходит ретрансляция патриотических ценностей: институт семьи, государство в целом, средства массовой информации и т.д. Предполагалось, что среди указанных каналов наибольшую частоту упоминания будут иметь такие, как государство и семья, что и подтвердили результаты исследования. На первое место при проведении опроса на данный вопрос студенты ставили школу и вуз (67,0%), а также общество (67,4%); семью упоминали 44,1%, а вот телевидение - 29,1%, Интернет -23,0%. При этом стоит отметить, что «массмедиа способны так формировать внутренний мир человека, что, с одной стороны, у него достаточно четкое представление о самоценности своего «Я», а с другой существует возможность - наиболее эффективно управлять им незримым способом» [8, с. 131].

Для определения косвенного влияния неинституциональных факторов на образ патриота в широком смысле этого слова в анкету был введен вопрос о возможности уехать за рубеж. Большинство студентов рассматривают для себя отъезд за границу как возможность получить дополнительные знания (47,1%), 12,6% вообще не испытывают желания жить за рубежом, при этом хотят уехать, чтобы жить там постоянно, 21,5% опрошенных и 18,4% хотят уехать на время, чтобы заработать деньги.

Относительно представлений о патриотизме в молодежной среде стоит отметить, что наиболее выраженными оказались нормативно-ценностный и поведенческий аспекты патриотизма. Чаще патриотизм у молодежи ассоциируется с любовью к Родине (75,5%), к национальной культуре (62,1%) и гордостью за свою страну (61,3%). Далее следуют любовь к своему родного городу (41,4%), любовь к своей семье, близким (33,3%), стремление к социальной справедливости (23,4%), прославление побед Родины (21,1%). При этом 5% студентов ассоциируют возрождение традиций российского государства с патриотизмом, а 11,9% считают, что патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение, отрицают необходимость патриотического воспитания в целом и отвергают пропаганду патриотизма на всех уровнях как средство влияния на мнение людей.

С исторической точки зрения студенты в большей степени гордятся авторитетом России в мире, российскими Вооруженными силами, победой советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. над нацистской Германией, гласностью и перестройкой периода М.С. Горбачева, воссоединением Крыма с Россией, что демонстрируют результаты опроса, в ко-

тором студентов просили расположить в порядке значимости с их точки зрения некоторые события российской истории.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на достаточно высокий процент вовлечения молодежи в мероприятия патриотической направленности, она остается достаточно пассивной в плане принятия участия в таких мероприятиях и выбирает те виды деятельности, которые требуют минимального вложения усилий. Согласно опросу молодежи, проведенному в рамках данного исследования, наибольшей популярностью у молодежи пользуются такие мероприятия патриотической направленности, как встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных военных конфликтов (26,8%), чтение литературы патриотической направленности (23%), участие в патриотических фестивалях, конкурсах, выставках (18%). Немногие участвуют в деятельности патриотических клубов, центров (14,6%) или военно-спортивных играх (14,2%). Таким образом, вопрос о степени влияния мероприятий, проводимых в рамках реализации программы патриотического воспитания молодежи, остается открытым.

Студентам задавался вопрос о мерах, которые могли бы повлиять на возрождение патриотизма в нашем обществе. Большинство отметили, что необходимо коренным образом изменить отношение к проблеме патриотизма и патриотического воспитания со стороны руководства государства, политической элиты (56,7%), а также в средствах массовой информации (51%). Около трети опрошенных подчеркивали необходимость активизировать работу в учебных учреждениях (34,9%), усилить патриотическую работу со студентами со стороны Вооруженных сил, МВД, пограничных войск и т. д. (27,2%), на местах, в регионах (28%), оказывать помощь патриотическим объединениям, клубам, другим организациям патриотической направленности (33,7%).

Результаты исследования показывают, что на государственном уровне все же не уделяется должного внимания патриотическому воспитанию молодежи. Такие составляющие патриотизма, как сопряженность духовного и деятельностного компонентов, особенности индивидуального восприятия патриотизма и патриотические ценностные ориентации, остаются мало изученными или разобщенными в рамках разных подходов.

Патриотическое воспитание состоит из формирования не только комплекса знаний и умений патриотической направленности, но и из соответствующего мировоззрения и мироотношения, поведения человека [9, с. 94]. Но при формировании программ патриотического воспитания не получает должного внимания ценностный уровень, он считается в основном прерогативой

семьи, в то время как «проблема устойчивости управленческих практик состоит в игнорировании ценностного компонента управленческого механизма» [10, с. 72]. Программы патриотического воспитания граждан России, на которых базируются мероприятия и различные виды деятельности, направленные на воспитание будущих поколений, отличаются высокой степенью рассогласованности и противоречивости. Государственное патриотическое воспитание оказывается слабо связанным с нормативно-ценностным и поведенческим аспектами патриотизма, что является одной из причин низкой степени восприимчивости молодого поколения к идеям патриотизма, транслируемым через деятельность и мероприятия в рамках программы патриотического воспитания.

Разработка и претворение в жизнь государственных и общественных инициатив по формированию патриотических ценностных ориентаций достаточно затруднены. Зачастую во время разработки программ данной направленности не делаются попытки осмысления взглядов молодежи на патриотические ценности, что нередко ведет к отторжению предлагаемых идей и неприятию навязываемого образа действий. Социальная практика показывает, что многие решения, принимаемые на федеральном уровне, не реализуются или реализуются не полностью. Поэтому возникает необходимость совершенствования программ молодежной политики, в особенности в части ее реализации на местах. Представляется актуальным и необходимым переориентировать внимание государственных органов, ответственных за реализацию молодежной политики, с инвестирования в проекты, которые увеличивают потенциальные возможности молодежи, на инвестирование в конкретные результаты. Как следствие, это будет влиять на ценности и ценностные ориентации молодежи, в том числе на такие, как ощущение своей причастности к российскому обществу и желание изменить к лучшему окружающую действительность [11, с. 233].

Развитие общества требует уточнения и оптимизации всех уровней социального управления, его соответствия меняющимся повседневным задачам. Относительно слабой сферой остается молодежная политика, что ведет к дисфункциональности всей системы государственного управления. Выполнение программы молодежной политики необходимо «регулярно измерять и анализировать для того, чтобы выявить отклонения от намеченных в программе целей и оценить их влияние на планы готовящихся мероприятий» [12, с. 61]. В целях уточнения программ и механизмов воспитательной работы в вузах требуется регулярно проводить социологические опросы студентов.

Формирование патриотических ценностей у студентов является сложной социально-управленческой

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 12

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12 —--—

задачей, решение которой связано с углублением изучения системы и механизмов молодежной политики; постоянным совершенствованием оперативного управления в социальной сфере; оптимизацией функционирования административного аппарата; подготовке квалифицированных кадров, отвечающих за формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи, в т.ч. совершенствованием института кураторства; оптимизации принятия управленческих решений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Магарил С.А. Смыслы патриотизма - исторические трансформации // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 142-151.

[2] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

[3] Селезнева А.В. Патриотизм как политическая ценность: политико-психологический анализ // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. С. 200-208.

[4] Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 592 с.

[5] Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5. С. 1-29.

[6] Шереги Ф.Э. Молодежь и социальная структура [Электронный ресурс]. Центр социального прогнозирования

и маркетинга. Режим доступа:

https://www.civisbook.rU/files/File/Molodeg_i_structura.p df (дата обращения: 01.09.2017).

[7] Санина А.Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 44-53.

[8] Клементьев Д.С. Социология и психология управления: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2014. 194 с.

[9] Кашапова А.И. Патриотизм как социальная ценность: актуализация в современных условиях // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 10. Ч. 2. С. 93-96.

[10] Купряшин Г.Л. Кризисы государственного управления: неоинституционный подход // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 51. С. 56-84. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vest-nik/item/51_2015kupryashin.htm (дата обращения: 01.10.2017).

[11] Галлямова Д.И. Государственная молодежная политика: проблемы накопления человеческого капитала // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 61. C. 228-242. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/61_2017gallyamova.htm (дата обращения: 20.09.2017).

[12] Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Теория и механизмы современного государственного управления: Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2012. 642 с.

FORMING STUDENTS' PATRIOTIC VALUES: A SOCIAL MANAGEMENT

TASKS FOR THE STATE

Ivanova N.A.

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation

Annotation. The object of the research is patriotism as one of the highest spiritual values. The article identifies the state and challenges of the formation of patriotism in Russian society and grounds the necessity to enhance patriotism as a condition for the revival of great Russia. The results of the author's sociological survey of students are presented, which gives an idea of the normative-value and behavioral aspects of patriotism. The research employs methodological principles and approaches of sociology of management, youth, education, system analysis methods and integrated approach, comparative and empirical sociological methods for data collecting and processing, statistical methods using the information package and STATISTICA analytical program. The author analyzes answers about the differences in value preferences among Russian and West European students, categories corresponding to the definition of patriotism, mechanisms for forming patriotic values, the revival of patriotism in Russia, etc. The article emphasizes the urgency and complexity of the state's sociopolitical task in shaping students' patriotic values as well as the role of the system of education in solving the problem. The research offers mechanisms for improving the youth policy aimed at the formation of patriotic values. The article emphasizes the importance of developing measures to provide patriotic and moral education and upbringing of young people to ensure the country's security.

Key words: patriotism, government, people, value, young students

REFERENCES

[1] Magaril S.A. Smysly patriotizma - istoricheskie transfor-macii // Sociologicheskie issledovanija. 2016. № 1. p. 142151.

[2] Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka. M.: Azbukovnik, 1999. 944 p.

[3] Selezneva A.V. Patriotizm kak politicheskaja cennost': politiko-psihologicheskij analiz // Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta. Filosofija. Sociologija. Politologija. 2017. № 38. p. 200-208.

[4] Gorshkov M.K., Sheregi F.Je. Molodezh' Rossii: sociolog-icheskij portret. M.: CSPiM, 2010. 592 p.

[5] Zubok Ju.A., Chuprov V.I. Molodezhnyj jekstremizm: sushhnost' i osobennosti projavlenija // Sociologicheskie issledovanija. 2008. № 5. p. 1-29.

[6] Sheregi F.Je. Molodezh' i social'naja straktura [Jelektronnyj resurs], Centr social'nogo prognozirovanija i marketinga. Rezhim dostupa: https://www.civisbook.ru/files/File/Mo-lodeg_i_structura.pdf (data obrashhenija: 01.09.2017).

[7] Sanina A.G. Patriotizm i patrioticheskoe vospitanie v sov-remennoj Rossii // Sociologicheskie issledovanija. 2016. № 5. p. 44-53.

[8] Klement'ev D.S. Sociologija i psihologija upravlenija: Monografija. 2-e izd., pererab. i dop. M.: ARGAMAK-ME-DIA, 2014. 194 p.

[9] Kashapova A.I. Patriotizm kak social'naja cennost': aktual-izacija v sovremennyh uslovijah // Istoricheskie, filosof-skie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i is-kusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014. № 10. Ch. 2. p. 93-96.

[10] Kuprjashin G.L. Krizisy gosudarstvennogo upravlenija: ne-oinstitucionnyj podhod // Gosudarstvennoe upravlenie. Jel-ektronnyj vestnik. 2015. № 51. p. 56-84. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/51_2015kupryashin.htm (data obrashhenija: 01.10.2017).

[11] Galljamova D.I. Gosudarstvennaja molodezhnaja politika: problemy nakoplenija chelovecheskogo kapitala // Gosu-darstvennoe upravlenie. Jelektronnyj vestnik. 2017. № 61. p. 228-242. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vest-nik/item/61_2017gallyamova.htm (data obrashhenija: 20.09.2017).

[12] Kuprjashin G.L., Solov'ev A.I. Teorija i mehanizmy sov-remennogo gosudarstvennogo upravlenija: Uchebnoe posobie. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2012. 642 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.