Научная статья на тему 'Образование как фактор национальной безопасности России'

Образование как фактор национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / ЦЕННОСТИ / РОССИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Береговая О.А.

В статье представлены результаты анализа образования как фактора национальной безопасности России. Дана характеристика образования как системного явления. Проведен анализ функционирования образования в соответ-ствии с определенными целями и ценностями в интересах стратегического развития общества. Рассмотрены цен-ностно-целевые компоненты образования. Выявлены тенденции, проблемы развития российского общества и миро-вой практики, с учетом которых должны ставиться стратегические цели образования как фактора национальной без-опасности. Образование способно обеспечивать конкурентоспособность России в мире, формировать человеческий капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational issues were actualized in unstable and globalizing world. The article presents the results of analysis of edu-cation as a factor of national security of Russia. Education is characterized as a system phenomenon. The analysis focuses on functioning education in according to the definite purposes and values in the interests of strategic social development. Strate-gic purposes of education as a factor of national security should be defined by taking into account tendencies, problems of development of Russia and the world. Education can provide competiveness of Russia in the world and form human capital.

Текст научной работы на тему «Образование как фактор национальной безопасности России»

УДК 101+370(018)

О. А. Береговая

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск, Россия)

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В статье представлены результаты анализа образования как фактора национальной безопасности России. Дана характеристика образования как системного явления. Проведен анализ функционирования образования в соответствии с определенными целями и ценностями в интересах стратегического развития общества. Рассмотрены ценностно-целевые компоненты образования. Выявлены тенденции, проблемы развития российского общества и мировой практики, с учетом которых должны ставиться стратегические цели образования как фактора национальной безопасности. Образование способно обеспечивать конкурентоспособность России в мире, формировать человеческий капитал.

Ключевые слова: образование, национальная безопасность, стратегия, ценности, Россия, системный подход.

Мы живем в стремительно меняющемся и взаимозависимом мире, где образование, наука и инновации являются драйверами современного развития. Это означает, что для современного человека качественное образование становится определяющим фактором его благополучия, так как в процессе образования он не только получает определенные знания, умения, навыки и компетенции, но и впитывает социальные и культурные нормы. В российских условиях государство и общество отводят образованию особую роль. Современной России нужен здоровый в физическом и нравственном отношении человеческий капитал, способный поднять страну на новый уровень развития и достижений. От качественных характеристик человеческого капитала зависит потенциал любого государства и его положение.

Особенно актуализировались вопросы образования и его качественного развития в условиях глобализирующегося нестабильного мира. Основными его чертами стали: дальнейшая либерализация и открытость экономик, усиление информационного обмена, складывание информационного и сетевого общества, усиливающаяся транснациональность и транскультурность мира. В условиях стремительных перемен меняются и тенденции развития современного образования. К числу важнейших из них можно отнести: необходимость непрерывного обучения в течение всей жизни; возрастание значимости знаний как важнейшего экономического и культурного ресурса («экономика, основанная на знаниях»); развитие сферы гражданского образования, связанное с демократизацией обществ, расширением возможностей политического и социального выбора;

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2015. № 2. © О. А. Береговая, 2015

открытость образования; рост значения человеческого и социального капитала.

Интенсификация взаимодействия систем образования ведет как к позитивным, так и к негативным последствиям, а в некоторых случаях может угрожать интересам государства и общества. Так, если говорить о мировых тенденциях высшего образования, то спрос на него, по прогнозам, вырастет еще больше — с 97 млн студентов в 2000 г. до 263 млн студентов в 2025 г. По крайней мере 7 млн из них будут студенты, обучающиеся за пределами своих стран, многие с помощью дистанционного обучения1. Такие тенденции не могут не вызывать опасений относительно того, какими будут те люди, которые получат образование за пределами своей страны, на какие ценности они будут сориентированы.

Образование — это системное явление, одна из самых крупных и значительных сфер общественной жизни. Оно представляет упорядоченную систему элементов разного уровня, связанных между собой и образующих разного рода иерархические структуры. Образование как систему можно рассматривать на уровне: субъектов образования (групповые и индивидуальные); организаций (образовательные учреждения, научно-образовательные организации); процессов (целостный педагогический процесс, образовательный процесс, воспитательный, процесс обучения и т. п.); содержательном (знания, нормы, ценности, опыт и т. д.); управленческом (органы управления образованием, вырабатывающие образовательную политику, стандарты, стратегии); концептуальном (идеи, концепции, цели, ценности образования, взгляды на образование) и т. д. Они

1 См.: Stewart V., KaganS. L. A New World View: Education in a Global Era // Phi Delta Kappan. 2005. Vol. 87. Issue 3. P. 241.

представляют собой своего рода подсистемы системы образования и в то же самое время выступают самостоятельными системами со своими наборами компонентов, связями, уровнями, целями и функциями. Каждый элемент такой сложной многоуровневой системы, какой является образование, выполняет свою функцию в том случае, если будет взаимодействовать с другими ее элементами. Роль образования для общества проявляется через функции, которые оно выполняет: передача знаний, умений, трансляция культуры, социализация поколений, коммуникации, социальной и профессиональной мобильности и т. п.

Благодаря взаимодействию образования с элементами социальной системы образуется новое качество — человек с определенными знаниями, умениями, навыками, ценностями, способный к изменению данного общества, его воспроизводству и развитию. Таким образом, от системы образования во многом зависит, какого человека, с каким набором качеств получит общество и каким оно будет в дальнейшем. Через целенаправленную и специализированную образовательную деятельность общество старается не только себя сохранить, но и совершенствовать и развивать в новых поколениях людей. Постановка образования в более широкий социальный контекст позволяет говорить о нем как «о сфере необходимой социально-исторической практики, отказ от которой, невнимание к которой или неосмысленное управление ею ставят под угрозу дальнейшее сохранение, воспроизводство и развитие социальности»1. В этом смысле образованию отводится ответственная роль — сохранение и развитие общества на глобальном, общенациональном (государственном) и регионально-этническом уровне.

Смысл образования состоит в его функционировании в соответствии с определенными целями и ценностями в интересах стратегического развития общества. К ним относятся не только универсальные цели и ценности, присущие всем странам и народам (защита прав и свобод человека, его творческое развитие, гуманизм, распространение научного знания и передовых технологий, взаимообогащение национальных культур, экологическое отношение к жизни и окружающей среде, добро, справедливость и т. д.), но и ценностно-целевые основания образования на общенациональном уровне. Им присущи глубокие исторические корни, органическая связь с культурой, обновление с одновременной приверженностью традициям, патриотизм, непротиворечие национальных ценностей и общечеловеческих.

В условиях многонациональной России нельзя игнорировать и регионально-этнический уровень. Ценностно-целевые основания образования на данном уровне выражены в сохранении языка, культуры народа, этнической и региональной специфики, самосознания, самобытности и т. д.

1 Кусжанова А. Ж. Социально-философские проблемы теории образования : моногр. СПб. : Синтез Полиграф, 2003. С. 7.

Таким образом, являясь базовым элементом общества, образование выступает одним из факторов его выживания и самосохранения.

Ценностно-целевой компонент образования не менее важен для общества и государства, чем его экономический эффект. От того, какие цели ставятся перед образованием, какие ценности в него закладываются, зависит будущее страны, вектор его развития. Цели связаны напрямую с ценностями, вместе они направляют и регулируют действия, выражают активную сторону человеческого сознания в соответствии с объективными возможностями окружающего мира и самого субъекта. Ценности понимаются как смысло-жизненные ориентиры, с которыми индивиды соотносят свои действия и поступки, строят жизненные планы, формируют конкретные стратегии поведения, в том числе и в отношении образования. Под воздействием ценностей в системе образования происходит формирование жизненно важных интересов личности, общества, государства, которые напрямую связаны с безопасностью. Как справедливо отмечают Ю. А. Головин и П. В. Штарёв, «национальная безопасность или безопасность нации есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от

внутренних и внешних угроз, обеспечивающая

2

устойчивое поступательное развитие страны» .

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, решение задач национальной безопасности в сфере образования и науки достигается: путем формирования системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов; создания сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства; реализации программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности; обеспечения участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах с учетом конъюнктуры рынка интеллектуальной собствен-

3

ности .

Значимость этой проблемы определяется тем, что «образование воздействует на все без исключения уровни национальной безопасности. Экономическая, военная безопасность, да и другие

2 Головин Ю. А., Штарёв П. В. Основы национальной безопасности Российской Федерации. Ярославль : ЯрГУ, 2008. С. 7.

3 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20. Ст. 2444.

РАЗДЕЛ 5. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

составляющие национальной безопасности современного государства немыслимы без квалифицированных кадров, поскольку технологическая безопасность невозможна без тех же кадров и научных разработок»1. Обеспечение национальной безопасности России напрямую зависит от образовательной подготовки будущих поколений, их моральных и социальных принципов и устоев, уровня культуры (в том числе и политической), степени ответственности за судьбу страны.

Развитие современной России сопровождается изменениями в социально-экономической, гражданско-политической и общественной жизни. Происходит переоценка ценностей не только у подрастающего, но и у старшего поколения. Отсюда берут начало многие социальные проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся: кризис нравственности и правосознания, социальная нестабильность, падение ценности человеческой жизни, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум, ориентация на «западные» ценности и др.

Стратегические цели образования как фактора национальной безопасности должны быть тесно увязаны с проблемами развития российского общества, учитывать мировую практику и опираться на учет следующих тенденций.

Во-первых, процессы интеграции национальных систем образования (в том числе присоединение государств к Болонской декларации) носят объективный характер и призваны способствовать их прогрессу и обогащению. Вместе с тем все связанные с этим процессом решения государственных органов управления образованием должны быть тщательно проработаны, чтобы не утратить лучшие отечественные образовательные традиции и обеспечить соблюдение национальных интересов. Необходимо учитывать целостность образования в гармоничном единстве традиций, новаций и контекста глобализирующейся современности.

Во-вторых, инновационная деятельность современного российского общества в области образования зачастую абсолютизируется и переоценивается; вне зоны внимания остается то, что инновации должны осуществляться на базе определенных традиций. Иначе говоря, универсальной характеристикой любой культуры является единство традиции и инновации. Важно понимать, что новое в содержании и обучении, новые институции в образовательных системах когда-нибудь станут механизмом трансляции социального и культурного опыта новым поколениям, механизмом подготовки последних к будущим состояниям культуры. Поэтому любое нововведение в образовании — это еще и ответственность за те состояния культуры, которые проявятся в обществе. Трансформация общества, его модер-низационный транзит невозможны без опоры на

1 Камашев ^ В., Михалина О. А., Наливайко Н. В. Актуальные проблемы безопасности отечественной системы образования : моногр. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2007. С. 132.

традиции (национальную культуру), что подтверждено опытом многих стран мира. В частности, преобразования в современном российском образовании возможны при условии взаимной адаптации ценностей отечественной культуры и современной цивилизации.

В-третьих, стратегия развития отечественного образования должна сосредоточиться на человеческом факторе. Ресурсы, затраченные на образование, являются вложением в человеческий капитал, который включает в себя не только врожденные способности, таланты, но и приобретенные знания, квалификацию, опыт, творчество. Теория человеческого капитала (Г. Беккер, Т. Шульц, И. Фишер, П. Самуэльсон) определяет и границы экономической целесообразности инвестиций в образование. В современном мире вместе с ростом влияния человеческого капитала увеличивается значение образования как одного из важнейших факторов формирования нового качества общества.

В-четвертых, как отмечалось нами ранее, «образование в качестве социокультурной системы выступает как механизм консолидации общества, сохранения его единого социокультурного пространства и является средоточием всего того, что происходит в обществе, являясь механизмом его расширенного воспроизводства. В нем, как ни в каком другом явлении, отражаются и проявляются все стороны общественной жизни»2. Образование следует понимать широко, как системное понятие, взаимосвязанное и взаимодействующее с социумом, где человек выступает и как продукт системы, и как активный ее участник.

В-пятых, особое внимание следует обратить на гражданско-правовое образование, готовящее человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином своей страны. Гражданско-правовое образование есть непрерывный на протяжении всей жизни процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков и результат этого усвоения, выраженный в интеллектуальной и практической подготовке человека, развитой гражданско-правовой ответственности и культуре. Ключевым понятием в данном определении выступает ответственность. Можно иметь диплом о высшем образовании, но не быть образованным, иметь паспорт, но не быть полноценным и ответственным гражданином своей страны. В этом смысле компетенции, формируемые современной системой образования на всех его уровнях, не должны сводиться только к сфере материального производства или профессиональной компетентности. Речь идет о развитии компетентности человека в общении, сохранении традиций и культурной самобытности, развития активной гражданской позиции и т. п.

Сложная ситуация с соблюдением прав человека, низкий уровень ответственности могут

2 Михалина О. А. Философия образования: проблема концептуализации (сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов). Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2011. С. 257.

стать благодатной почвой для разных форм экстремизма, политической и общественной нестабильности в обществе. Массовая правовая неграмотность тормозит развитие гражданского общества и правового государства, что можно отнести к угрозе национальной безопасности. Представляется важным рассматривать сферу гражданско-правового образования населения в качестве одного из средств обеспечения национальной безопасности России, что и необходимо отразить в задачах основ государственной политики в сфере гражданско-правового образования и просвещения населения.

В-шестых, образование становится все более открытым. Наряду с другими общественными

институтами оно включено в процессы международного сотрудничества. Именно поэтому образование становится одним из решающих факторов мировой политики, становясь одним из условий обеспечения национальной безопасности стран.

Сегодня при разработке стратегии развития отечественного образования, претворении в жизнь тех или иных проектов необходимо принимать во внимание то, что образование способно обеспечивать конкурентоспособность России в мире, формировать человеческий капитал, являясь одним из основополагающих факторов национальной безопасности России.

O. A. Beregovaya

EDUCATION AS A FACTOR OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

Educational issues were actualized in unstable and globalizing world. The article presents the results of analysis of education as a factor of national security of Russia. Education is characterized as a system phenomenon. The analysis focuses on functioning education in according to the definite purposes and values in the interests of strategic social development. Strategic purposes of education as a factor of national security should be defined by taking into account tendencies, problems of development of Russia and the world. Education can provide competiveness of Russia in the world and form human capital.

Keywords: education, national security, strategy, values, Russia, system approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.