Научная статья на тему 'Развитие нормативно-правового регулирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на современном этапе'

Развитие нормативно-правового регулирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
545
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY / NATIONAL SECURITY / ENSURING NATIONAL SECURITY / NORMATIVE REGULATION OF NATIONAL SECURITY / STRATEGIC PLANNING / NATIONAL SECURITY CONCEPT / NATIONAL SECURITY STRATEGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаврентьева Мария Сергеевна, Ильичева Олеся Алексеевна

В статье рассматриваются понятие «национальная безопасность», развитие ее нормативного регулирования. Авторы излагают с учетом хронологии принятия правовых актов по вопросам обеспечения национальной безопасности причины и условия, послужившие основанием для разработки правовой базы национальной безопасности. Отмечается необходимость переработки действующих юридических документов, касающихся обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.This article discusses the concept of «national security», the development of its regulatory regulation. The authors sets out, taking into account the chronology of the adoption of legal acts on ensuring national security, the reasons and conditions that served as the basis for the development of a legal framework for national security, and also notes the need to revise existing legal documents related to ensuring national security of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лаврентьева Мария Сергеевна, Ильичева Олеся Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие нормативно-правового регулирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на современном этапе»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10104

РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Мария Сергеевна ЛАВРЕНТЬЕВА, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Российского государственного социального университета, кандидат юридических наук, доцент E-mail: mari.lav.702@yandex.ru

Олеся Алексеевна ИЛЬИЧЕВА, магистрант кафедры государственно-правовых дисциплин Российского государственного социального университета E-mail: lesencka81@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Аннотация. В статье рассматриваются понятие «национальная безопасность», развитие ее нормативного регулирования. Авторы излагают с учетом хронологии принятия правовых актов по вопросам обеспечения национальной безопасности причины и условия, послужившие основанием для разработки правовой базы национальной безопасности. Отмечается необходимость переработки действующих юридических документов, касающихся обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, обеспечение национальной безопасности, нормативное регулирование национальной безопасности, стратегическое планирование, концепция национальной безопасности, стратегия национальной безопасности.

Annotation. This article discusses the concept of «national security», the development of its regulatory regulation. The authors sets out, taking into account the chronology of the adoption of legal acts on ensuring national security, the reasons and conditions that served as the basis for the development of a legal framework for national security, and also notes the need to revise existing legal documents related to ensuring national security of the Russian Federation.

Keywords: security, national security, ensuring national security, normative regulation of national security, strategic planning, national security concept, national security strategy.

О беспечение национальной безопасности без преувеличения следует отнести к вопросам первостепенной важности любого государства. Эффективность системы обеспечения национальной безопасности достигается различными правовыми, политическими, административными и экономическими методами, но, прежде всего, на повышение эффективности системы обеспечения национальной безопасности направлено ее нормативное правовое регулирование.

В понимании сущности национальной безопасности условно выделяются три подхода.

Последователи первого подхода относят к ней охрану ценностей социума страны, где безопасность — это не только защита ценностей нации страны, а, в первую очередь, их постоянное и беспрепятственное активное распространение (не только внутри страны, а и за ее пределами)1.

Авторы второго научного направления ставят во главе защиты интересы граждан страны и общества в целом.

Представители третьего подхода изучения теоретических основ безопасности устанавливают связь между национальными ценностями и интересами, а также отмечают важность учета их взаимообусловленности в изучении вопросов национальной безопасности2.

Некоторые исследователи определяют безопасность как состояние, при котором отсутствуют угрозы.

Так, М.Г. Фомин отмечает: «Под национальной безопасностью подразумевается отсутствие или оперативная и эффективная ликвидация внутренних и внешних угроз, которые могут нанести ущерб национальному характеру жизни и интересам общества и государства»3.

№ 2/2020

С.Ю. Чапчиковым под безопасностью предлагается понимать социально-правовое состояние, включающее совокупность условий и факторов, позволяющих эффективно реагировать на возникновение жизненно важных внутренних и внешних угроз личности, обществу и государству, что обеспечивает их защищенность от негативного воздействия4.

После распада СССР вопрос значимости безопасности нашел отражение в Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», который в настоящее время утратил силу. Данным Законом устанавливались правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, системы безопасности и ее функции, порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности. Здесь «безопасность» понималась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Вместе с тем именно термин «национальная безопасность» изначально прозвучал в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (также утратил силу), который регулировал отношения в области формирования и использования информационных ресурсов. Соответственно, термин «национальная безопасность» применялся в сфере информатизации, а не в широком современном значении.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 13 июня 1996 г. «О национальной безопасности» раскрывается содержание понятия «обеспечение национальной безопасности» как деятельности государства, всего общества и каждого гражданина в отдельности, направленной на защиту национальных интересов и национальных ценностей и их приумножение.

Логическим продолжением становления и развития обеспечения безопасности нашего государства явилась разработка Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (ныне утратила силу). Концепция представляла собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В названной Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики, а под национальной безопасностью понималась безопасность ее мно-

гонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти.

Однако с учетом ситуации, складывающейся на международной арене, влияния различных факторов на состояние национальной безопасности нашей страны, а также направлений в области внешней и внутренней политики государства, требующих постановку и решение новых стратегических задач, была разработана и утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее — Стратегия до 2020 года).

Среди преимуществ данной Стратегии до 2020 года относительно ранее отмененной Концепции следует выделить новую оценку современных внутренних и внешних угроз и рисков для нашей страны. Кроме того, нормативно закрепляется значение Стратегии как базового документа по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Данное обстоятельство, по нашему мнению, имеет важное значение для разработки иных нормативных правовых актов, а также эффективного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений в рассматриваемой области.

При этом Стратегией до 2020 года вводится понятийный аппарат, в котором национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Дальнейшее развитие и нормативное закрепление вопросов безопасности нашего государства формулируется в Федеральном законе «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 (далее — Закон «О безопасности»).

Данным Законом регулируются отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом важным обстоятельством данного правового регулирования безопасности является то, что законодательно к национальной безопасности Законом «О безопасности» отнесено содержание

№ 2/2020

деятельности по обеспечению перечисленных выше видов безопасности, т.е. национальная безопасность включает государственную, личную, общественную, эконмическую и другие виды безопасности.

Кроме того, Закон «О безопасности» закрепляет полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации. В связи с этим нельзя не отметить юридическую значимость Закона «О безопасности» в области обеспечения безопасности нашего государства.

Отдельного внимания в области правовой регламентации обеспечения национальной безопасности заслуживает такой юридический документ, как Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685.

Данная Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности, которая является частью национальной безопасности Российской Федерации. Также Концепцией определены основные источники угроз общественной безопасности, цели, задачи, принципы и основные направления деятельности уполномоченных государственных органов, а также органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности.

В то же время действие Концепции рассчитано на два этапа мероприятий, которые должны осуществиться до 2020 года. Учитывая приближение завершения реализации данной Концепции и важность продолжения осуществления поставленных ею задач, с учетом современных реалий, нам представляется целесообразным осуществить ее корректировку в будущий период.

В рамках рассматриваемой темы необходимо отметить разработку и принятие Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ, который устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации. Отдельные статьи данного Закона посвящены документам в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Так, статья 17 регламентирует требования к содержанию, а также порядок разработки, экспертизы и корректировки документов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. А статья 18 в целом посвящена стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Как уже отмечалось выше, Стратегия до 2020 года была утверждена Президентом РФ 12 мая 2009 г. Разработка и вступление в силу в 2010 г. Закона «О безопасности», а в 2014 г. Закона «О стратегическим планировании в Российской Федерации», необходимость формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности РФ с учетом анализа состояния современной мировой обстановки повлекли за собой необходимость переработки и корректировки Стратегии до 2020 года. В связи с этим Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 утверждена ныне действующая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее — действующая Стратегия) и признана утраченной силу Стратегия до 2020 года.

В настоящий момент действующая Стратегия определена как базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации, а также обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Следовательно, в целях реализации действующей Стратегии разрабатываются и реализуются иные документы стратегического планирования, а также другие нормативные правовые акты, в которых конкретизируются ее положения.

В заключение рассматриваемой темы следует отметить, что правовая основа обеспечения национальной безопасности представляет собой систему различных правовых актов, направленных на регулирование отношений по обеспечению национальной безопасности в разных сферах деятельности государства и общества. Бесспорно, главная роль в нормативном регулировании реализации национальной безопасности отведена действующей Стратегии.

В настоящее время по поручению Президента РФ подготавливаются предложения по корректировке действующей Стратегии. По информации из официального сайта Совета Безопасности Российской Федерации (http://www.scrf.

№ 2/2020

gov.ru/) 10 февраля 2020 г. состоялось заседание Секции по проблемам стратегического планирования Научного совета при Совете Безопасности РФ, на котором рассмотрены научно-методические подходы к корректировке действующей Стратегии. Отмечено, что при подготовке новой редакции документа целесообразно предусмотреть уточнение отдельных положений Стратегии с учетом современной международной обстановки и ситуации внутри страны.

1 Солнышкин П.С. Национальная безопасность России и методы ее укрепления // Синергия наук. 2018. № 25. С. 503.

2 Там же. С. 504.

3 Там же.

4 Чапчиков С.Ю. Концептуальные основания национальной безопасности и механизм ее обеспечения: теоретико-правовое исследование: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Курск, 2018. С. 9.

Библиографический список

1. Конституция РФ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 14.11.2013 г. № Пр-2685) // http://www. consultant.ru/

3. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

4. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

5. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3378.

6. Закон РФ «О безопасности от 05.03.1992 г. № 2446-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769. Утратил силу.

7. Указ Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российские вести. 1997. № 239. 25 дек. Утратил силу.

8. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444. Утратил силу.

9. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444. Утратил силу.

10. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

11. Чапчиков С.Ю. Концептуальные основания национальной безопасности и механизм ее обеспечения: теоретико-правовое исследование: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Курск, 2018. 48 с.

12. Солнышкин П.С. Национальная безопасность России и методы ее укрепления // Синергия наук. 2018. № 25. С. 502—511.

№ 2/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.