Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик Владимир Александрович

Статья подготовлена в связи с предстоящей Всероссийской научно-практической конференцией: «Общественное здоровье и качество жизни: междисциплинарный подход», которая состоится 21-22 октября 2022 года в Санкт-Петербурге. В работе выделены основные факторы, влияющие на снижение здоровья у субъектов образовательной деятельности, обусловленные особенностями развития общества в условиях информатизации, а также приводятся позитивные сдвиги, способствующие сохранению здоровья и профилактики нарушений на различных уровнях образования. Статья носит дискуссионный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худик Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS A MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL PROBLEM OF STUDENTS

The article was prepared in connection with the upcoming All-Russian scienti c and practical conference: “Public health and quality of life: an interdisciplinary approach”, which will be held on October 21-22, 2022 in St. Petersburg. The paper highlights the main factors in uencing the decline in health among the subjects of educational activity, due to the peculiarities of the development of society in the conditions of informatization, as well as positive changes that contribute to the preservation of health and the prevention of disorders at various levels of education. The article is debatable.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОБУЧАЮЩИХСЯ»

ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЯ В ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37+613

В. А. Худик

ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОБУЧАЮЩИХСЯ1

Введение. Образовательный период в жизни человека занимает большую часть времени, так как фактически на протяжении всей жизни приходится чему-то учиться, постоянно пополнять свой опыт новыми знаниями, навыками и умениями. Правда, фактологически мы соглашаемся с основным периодом пребывания в образовательной деятельности - с момента посещения дошкольных учреждений, школы и заканчивая обучение в средних профессиональных или высших учебных заведениях. Фрагментарно после получения профессионального

1 Статья публикуется по решению оргкомитета Всероссийской научно-практической конференция с международным участием: «Общественное здоровье и качество жизни: междисциплинарный подход», которая состоится 21-22 октября 2022 года в Санкт-Петербурге. Организаторы конференции: Российский государственный педагогический университета имени А. И. Герцена; Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт педагогики и психологии высшего образования (примеч. ред.).

образования некоторые продолжают обучение в аспирантуре, другие - повышают свою квалификацию в избранном виде трудовой деятельности, или обучаются по программам профессиональной переподготовки, что представляет собой непрерывный процесс обучения.

Вся суть образования сводится к тому, чтобы подготовить человека к следующему этапу его жизни, основываясь при этом на ведущие в его возрасте виды деятельности. В дошкольном детстве - подготовить ребёнка к обучению в школе, создавая благоприятные условия для его успешной социальной адаптации к новым условиям жизнедеятельности. В школьном возрасте, который длится достаточное время, ребёнок прощается с детством, приобретает необходимые учебные навыки, формируется как ответственная личность, способная отвечать за свои поступки, определяется с учебной направленностью своих интересов, обнаруживает проявления критичности в оценке своих и чужих достижений, в том числе и в учёбе. Подрост-

ковый и ранний юношеский возраст характеризуют взрослеющего человека как социально зрелую личность, подготовленную к самостоятельной жизни, выбору профессии и к трудовой деятельности. В некотором смысле - это идеальный вариант, который бы устроил родных и близких обучающегося и его педагогов. На деле же результаты взросления выглядят по-разному - одни более успешны и требовательны к себе, другие - с ранних лет обучения в школе утрачивают к ней интерес, пуская всё на самотёк, третьи - двигаются по предначертанному семьей пути, робко или с конфликтами перенося тяготы жизни.

Современное общество устроено таким образом, что родившемуся человеку не остается делать ничего, как следовать устоявшимся канонам -двигаться по пути уровневого образования, чтобы на выходе получить возможность трудоустроиться и далее двигаться по карьерной лестнице к пенсионному возрасту и покою. Но уже с момента рождения человеку приходиться разменивать своё «здоровье» на «не здоровье», поскольку окружающая его среда и образ жизни далеки от идеальных условий, поэтому влияние экзогенных факторов на соматическую и психическую сферы остаётся значимым, что порождает проблемы эндогенного характера внутренней среды организма с вытекающими последствиями в этиологии, клинике и патогенезе различных заболеваний. В молодом возрасте данные этио- и патогенетические факторы интегрируются в состояния предболезни, то есть той незаметной симптоматики, которая обеспечивает

развитие детских нервозов, конфликтных переживаний, психогений, пр. А поскольку этот период времени в основном связан с образовательной средой, то и сама образовательная среда нередко может выступать патогенетическим фактором в развитии учебной дезадаптации, обусловленной стрессами и неврозами, маскирующимися под различные отклоняющиеся формы поведения - отказы от посещения образовательного учреждения, жалобы на боли в эпига-стральной области, нарушения режимов сна и бодрствования и т. д.

Вполне очевиден тот факт, что многие молодые люди, заканчивающие школу, обнаруживают целый ряд нарушений деятельности организма - от снижения зрения, слуха до расстройств пищеварения и нервной системы; от нарушений массы тела до проблем с опорно-двигательным аппаратом, пр. Психическая сфера молодых людей также оказывается достаточно уязвимой, слабоустойчивой к конфликтам, навязчивым состояниям и различным зависимостям. И хотя речь идёт о физическом и психическом созревании молодых людей, что, возможно, в общей массе статистически достоверно указывает на физическую и социальную зрелость вчерашних школьников, проблемы со здоровьем тем не менее остаются актуальными для каждого конкретно взятого человека.

Основная часть. В исследовании настоящей проблемы обращают на себя внимание следующие основные причинно-следственные факторы:

1. Общие конституционально-генетические факторы как внутрен-

ние патогенетические предиспози-ции аномалий физического и психического развития в детском и подростковом возрасте, усиливающиеся или компенсирующиеся на следующих возрастных этапах жизненного пути [1]. Исследованиями установлено, что наличие неблагоприятного генетического фона способствует формированию преморбидных1 характерологических свойств, проявляющихся при негативных социальных факторах развития в детском и подростковом возрасте. Аномалии психического развития манифестируются в детском возрасте и на последующих этапах возрастного развития представляют собой угрозу для физического и психического здоровья индивида, усугубляют его учебную (более широко - социальную) дезадаптацию. Такие дети обнаруживают школьные проблемы -для них характерно непосещение учебных занятий, проявление пове-

1 Преморбид (от лат. morbus - болезнь) - предшествующее и способствующее развитию болезни состояние (на грани здоровья и болезни), когда защитные и приспособительные силы организма перенапряжены или резко ослаблены [2]. Факторы, отвечающие за преморбид, могут быть как врождённые, так и приобретённые, что впоследствии оказывают влияние на течение болезни в случае её возникновения [3, с. 526]. В психологии данное понятие рассматривается в аспекте личностных качеств, свойственных индивиду до начала заболевания, тогда как в психиатрии - это свойства личности, констатируемые до возникновения психического расстройства (примеч. ред.).

денческих реакций с психопатическими и иными формами реагирования, склонность к принятию пагубного воздействия асоциальных микрогрупп и проявление собственного делинкветного поведения2.

Ещё одним важным аспектом влияния конституционально-генетических факторов развития выступают различного рода соматические заболевания, возникновение которых может быть обусловлено также средо-выми компонентами - экология окружающей среды обитания людей, образ жизни, особенности режимов сна и бодрствования, интоксикаци-онно-аллергические вредности, пр. В условиях образовательной среды данные факторы выступают в контексте травматизации личности обучающегося, способствующие формированию вторичных (третичных) дефектов личности. В этом смысле группа детей с ограниченными возможностями здоровья3 значительно расширяется, поскольку каждый ребёнок в детстве переболел разными инфекционными и другими соматическими заболеваниями, последствия которых могли отразиться на

2 Делинквентное поведение (лат. delictum - проступок, англ. delinquency -правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом [4].

3 Статья 79 Федерального закона «Об образовании» определяет организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [5].

его органах зрения, слуха, опорно-двигательной системе, интеллектуальной деятельности в целом. Кроме того, целый ряд заболеваний приобретает характер хронических, поскольку недостаточные профилактические осмотры и диспансеризация населения в постсоветский период времени пришли в упадочное состояние (особенно в регионах сельской местности). Отсутствие профилактической медицины способствует ухудшению здоровья населения, а применительно к детскому и подростковому возрасту оказывает своё пагубное влияние на учебную мотивацию и успеваемость, в том числе по дисциплинам физической подготовки, выносливости, что должно учитываться в работе по программам профессиональной ориентации с учащимися и в вопросах трудоустройства молодых людей.

2. Педагогическая образовательная среда как фрустрация, обусловливающая возникновение детских неврозов, соматических и нервно-психических расстройств [6-7]. Исследователи отмечают, что в основе искажения внутренней образовательной среды лежат механизмы нарушенных отношений между субъектами педагогического взаимодействия - педагогом и обучающимся, что приводит к так называемой «дидактогении»1, другим последствиям, характеризующим проявления школьной дезадаптации.

1 Дидактогения [гр. didaktikos поучительный + gennao порождаю] - заболевание, возникающее как реакция на применяемые методы обучения и воспитания [8, с. 163].

Фактически большая часть обучающихся, начиная с посещения дошкольного образовательного учреждения и заканчивая обучением в вузе испытывала на себе тяготы «образовательной жизни», когда несогласованность действий некоторых педагогов с внутренним миром обучающегося могло приводить к излишней аффективности поведения последнего - к отказу посещать образовательную организацию, выполнять учебные поручения и т. д. В этом смысле особые образовательные потребности обнаруживают не только дети с ОВЗ и инвалиды, но и вполне здоровые в физическом и психическом отношении учащиеся, чьё соматическое и психическое здоровье не является статичным, а находится в постоянном изменении. Эти особенности педагогический коллектив образовательной организации должен учитывать, точно так же, как и дети должны учиться понимать, что педагоги - живые люди со своими проблемами своего физического и социально-психологического состояния.

Образовательная жизнь построена таким образом, что обучающиеся находятся в постоянном стрессе, обусловленном необходимостью посещать учебное заведение и выполнять учебные поручения, тогда как их интересы могут лежать в иной плоскости увлечений, занятий и т. д. Кроме того, нередко когнитивно-личностные особенности обучающихся в сочетании с очевидными успехами или неудачами образовательной деятельности не учитываются педагогами, что может способствовать возникновению конфликтных переживаний у

субъектов учения. Оценивание при этом не всегда представляется адекватным со стороны субъектов совместной образовательной деятельности, что порождает развитие различных видов анозогнозии1 в структуре психогенно обусловленных реакций обучающегося.

В целом следует обратить внимание на то, насколько пагубными для обучающегося являются так называемые проверочные работы; несут ли они в себе истинный мотивационный аспект когнитивного развития? К чему в реальности обучается «испытуемый» при контрольных измерениях -как научиться «списывать», как компилировать тексты и содержание известных источников, можно ли надеяться на особенности механической памяти (зазубривание) или вербальное манипулирование определенными ассоциациями, пр.? Насколько подготовка и выполнение «домашних» заданий, подготовка и сдача экзаменов формируют критичность мышления; насколько аффективное поведение обучающегося отражает удовлетворенность успехами собственной деятельности; могут ли субъекты педагогического взаимодействия находиться в состоянии

1 Анозогнозия (новолат. anosognosia; греч. а- - не- + юш^ - болезнь + ууйо^ -знание, познание) - отсутствие критической оценки больным своего дефекта либо заболевания [9]. Нами развитие критичности и её нарушения рассматриваются в контексте влияния аффекта на интеллектуальную (рассудочную) деятельность, что проявляется в оценке себя, своих способностей и оценки окружающих лиц [10].

«обмана» кажущейся успешности образовательной деятельности? Об этом, например, может свидетельствовать экзаменационная ведомость по одной из дисциплин студентов вуза, когда практически все студенты группы имеют отметку «отлично», а отметка «удовлетворительно» является крайней редкостью. Ведь не случайно многие студенты, имеющие «красный диплом», после окончания вуза, в реальности (на практике) оказываются далёкими от необходимого уровня профессиональной подготовки.

Проблема оценки обучающихся не нова, но требует качественного подхода в меняющихся условиях информационно-коммуникативной образовательной среды. Личность обучающегося в центре внимания экспертизы образования. Поэтому всегда очень важным является то, что мы оцениваем - знания, навыки, умения? Или в качестве оценки выступает то, как смог на вербальном уровне изложить материал опрашиваемый, насколько он смог себя проявить с точки зрения поведения? Конечно, все перечисленные атрибуты важны, но скорее всего они отражают особенности психической сферы обучающегося, показывают его адаптивные способности, навыки владения собой и своими эмоциями. Но педагогу важно знать, какие психологические новообразования сформировались у обучающегося в связи с освоением данного учебного предмета, насколько полученные знания оказались интегрированными в общую структуру будущей профессиональной деятельности, насколько сформированы элементы профессионального мышления?

Вполне очевидно, что подготовка и сдача учебных заданий, зачётов или экзаменов несёт в себе определенную нервно-психическую напряженность для обучающихся, может вызывать вегето-сосудистые нарушения, изменения в соматическом статусе и общей активности, отражается на поведении в целом. А сам процесс сдачи, например, экзамена нередко превращается для обучающихся в определенную экзекуцию (наказание), когда педагог ощущает себя «властелином», вправе которого вести себя так, чтобы «испытуемому» вспомнить всего его «грехи» и отношения к учёбе. Правда, период зачётно-экзаменационной сессии длится установленное время, к которому обучающиеся готовятся, проявляя адаптивные и индивидуально-личностные способности.

В период подготовки к зачётам, экзаменам обучающиеся могут тратить значительное время, применяя различные методики, чтобы «запомнить» изучаемый материал - пишут «шпаргалки», «зазубривают» отдельные темы, «пересказывают» прочитанное... Однако, уже на самом экзамене обнаруживают полную несостоятельность, рассеянность, отсутствие знаний и аффективную неустойчивость. А во время ответов нередко наблюдаются расстройства поведения - тики, импульсивные подергивания конечностей, гиперемия лица и шеи, нарушение речи и последовательности суждений, что воспринимается педагогом, как проявление «неуверенности в себе», «слабой подготовленности» учащегося. И, как следствие, эти особенности

поведения влияют на оценку, то есть оцениваются не знания и стиль мышления, понимания, а особенности умения управлять собой в условиях стресса. Поскольку другие учащиеся, которые может и недостаточно подготовились к экзамену, но успешно справляющиеся с эмоциональностью, получают в итоге лучшие отметки.

Ещё в первой половине XX века экспериментальным путём группой ученых (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. О. Добровицкий, С. Т. Шацкий, Р. М. Микельсон и др.) было изучено то, как экзамен влияет на соматическую и психическую сферы обучающихся [11]. Так, по утверждению А. Б. Залкинда, «Экзамен создаёт у школьников, студентов, да и у вполне зрелого ответственного человека -явления, полностью соответствующие симптомам острого травматического психоневроза. В тяжелой невротической травме, испытываемой объектом "экзаменационной контузии", играют активную роль многочисленные и разнообразные факторы. Во-первых, готовящийся к экзамену человек количественно перегружается..., притом в непрерывно возрастающем темпе. Во-вторых, .количественная перегрузка мозга развертывается в условиях наихудшей качественной продукции, .. .создаёт такое эмоциональное состояние, которое меньше всего способствует концентрирующей и дифференцирующей работе мозговой коры. В-третьих, эта ситуация эмоционально-интеллектуальной перегрузки вызывает ряд грубых объективно-физиологических расстройств.» [там же, с. 7].

Результаты исследований показали, что состояние испытуемых «до» и «после» сдачи экзамена изменялось в соответствии с ситуацией и установками экзаменуемых. Используя ассоциативный эксперимент на слова-раздражители различной направленности (в том числе и те слова, которые имеют определенное отношение к тематике экзамена, например, «книга», «экзамен», «физика», «провал», «комиссия» и др.), были выявлены различные характеристики поведения испытуемых, связанные с удлинением скорости реакции (до экзамена) или восстановление этих реакций (после экзамена), а также в отдаленные периоды после экзамена (через 3 месяца). Исследователи регистрировали также и другие изменения в моторно-сенсорной сфере, речевых реакций, интеллектуальной деятельности в целом. Было установлено, «экзамен травматизи-рует в первую очередь тех, кто принадлежит к реактивно-лабильному типу, обладает лабильной нервной системой. Такие испытуемые, ... страдающие аффективной неустойчивостью и возбудимостью, переутомленные и истощенные, - такие лица прежде всего резко нарушают всё своё поведение под влиянием экзамена» [там же, с. 63-64].

Авторы исследования считали необходимым пересмотреть вопрос о необходимости экзаменов; они предложили учитывать поточные условия выполнения заданий в процессе классного (аудиторного) и домашнего (вне учебного) времени. По мнению исследователей, «Учет (достижений - прим. ред.) должен регулировать педагогический процесс на

ходу. Он должен показывать результаты прохождения любого участка педагогической работы с тем, чтобы могли быть приняты меры к немедленному исправлению, если результат получился неудовлетворительный. Таким образом, принцип непрерывного, постоянного учета должен заменить оценку в конце крупных разделов работы. Оценка же. примет характер подведения итогов, суммирования результатов отдельных мелких этапов работы, на основании которых и можно будет дать квалификацию» [там же, с. 120].

Очевидно, что такая точка зрения на оценивание результатов учебной деятельности имеет право на существование и в наши дни. Однако, в нынешних условиях образовательная среда постоянно меняется, привносятся элементы дистанционных форм обучения с привлечением компьютерных телекоммуникационных технологий, с расширяющимся информационным контентом по образовательным дисциплинам, программам, техникам усвоения учебного материала, формам самостоятельной работы, пр. А тестирование, как форма оценки знаний обучающихся, может вообще исключать влияние педагога, как фактора, обусловливающего фрустрацию1. Независимо от

1 Фрустрация (лат. йгейайо - «расстройство планов», «уничтожение замыслов») - психическое состояние, возникающее в ситуации невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или ситуация, при которой наблюдается несоответствие желаний имеющимся возможностям, что вызывает конфликт и является травмирующей ситуацией [12].

внедрения новых педагогических технологий, главным остается вопрос - чему обучаются учащиеся, какие новообразования в психической сфере личности возникают в связи с освоением той или иной конкретной областью знания и опыта, способствуют ли новые условия образовательной среды взрослению личности и подготовки её к самостоятельной трудовой деятельности? Возникает также много других вопросов, относящихся к различным уровням образования и требующих своего осмысления.

3. Социально-средовые условия, обусловливающие различные варианты формирующейся личности в детском и подростковом возрасте. Обеспечение образовательной деятельности необходимыми педагогическими условиями всегда являлось приоритетной задачей подведомственных учреждений Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования, Департаментов непрерывного профессионального образования, непосредственно самих образовательных организаций, начиная от дошкольных учреждений, школ и до профессиональных колледжей, вузов, научных организаций в регионах Российской Федерации. С материальной точки зрения лучше обеспечены техническими средствами обучения образовательные организации, находящиеся в крупных городах, тогда как в поселках и селениях, более отдалённых, наблюдается некоторый упадок, связанный также с недостатком специалистов, ограниченным количеством обучающихся, что в конечном итоге ведёт к закры-

тию этих образовательных учреждений. Обучающимся и педагогам приходится покидать родные места и переезжать в более крупные селения и города, где можно продолжить учебу, а педагогам - найти работу.

Тем не менее создание социально-средовых, культурных условий обитания образовательной организации во многом зависит от самих педагогов, роли администрации образовательного учреждения в порождении и сохранении быта, в приближении школы к жизненному укладу, истории и культуры родного края. Посетив одну из таких школ (по близости г. Сургута) в 2016 г., мы обратили внимание на то, что всё образовательное пространство рационально используется и заполнено непосредственным вкладом учащихся в прикладную направленность трудовой и творческой деятельности учащихся. Декоративно-прикладное искусство сочетается с историей и традициями Севера, с культурным и профессиональным укладом жизни. По мнению Т. М. Соколовой и соавт. [13], создание культуры быта и естественного пространства в обучении позволяет учащимся увидеть прикладную направленность изучения тех или иных учебных предметов, проявить свою самостоятельность и определиться с интересами к будущему профессиональному выбору. Такая среда обеспечивает позитивный микроклимат, формирует учебную мотивацию школьников, создает предпосылки к различным занятиям «по интересам», нивелирует чувство усталости и наполняет жизненное пространство школьников образовательными

потребностями в течение дня и всего периода обучения в школе. Похоже, что такие образовательные учреждения представляют собой некий идеальный вариант современной общеобразовательной школы, где сохранены культура и традиции прошлого, интегрированы современные образовательные педагогические технологии, что обеспечивает эффективность обучения и сохранение здоровья субъектов совместной образовательной деятельности. Важная роль в этом принадлежит взаимодействию различных социальных институтов, таких как «школа», «семья», «производственные коллективы» и «общественные организации», в деле реализации совместных проектов по подготовке молодых людей к самостоятельной жизни и профессиональному самоопределению [14-15].

Правда, не всегда обнаруживается довольно идеальная картина деятельности образовательных организаций. Нередки случаи, когда при позитивных социальных условиях имеют место изъяны воспитания, когда дети и подростки становятся на путь асоциального поведения. Делинквент-ные формы поведения особо коррелируют с вариантами детских и подростковых акцентуаций характерологических свойств взрослеющей личности [16], что способствует манифестации психопатических форм поведения и развитию других аномалий личности [17]. В этой связи возникает объективный вопрос. На каком этапе возрастного развития, при каких условиях социальной ситуации развития был упущен из виду ребёнок? Где в этом случае была се-

мья, школа, другие социальные институты? Как правило, тревогу бьют уже тогда, когда случилось что-то не поправимое, в то время, как асоциальные формы поведения (непосещение школы, употребление алкоголя, наркотиков, курение, разбои, грабежи, бродяжничество и др.) от ситуативных форм проявления приобретают статичный характер. А проведение профилактических мер различными учреждениями в условиях образовательной организации или семьи оказываются малоэффективными. В этих случаях задаются вопросом все - и школа, и семья, и правоохранительные органы, и лечебные учреждения. Ответ лежит в плоскости смыслообразований взрослеющей личности, её духовных и нравственных начал, интеллектуальной и волевой составляющей, почему-то оказавшейся вытесненной из внутреннего мира ребёнка ^ подростка ^ юноши ^ взрослого человека. Возврат к духовным источникам -путь к рождению и развитию новой личности, её психическому и телесному возрождению, путь такой же длительный и индивидуальный, не подпадающий ни под какие-либо известные «рецепты» педагогики воспитания и обучения, как и путь жизни любого из нас.

4. Информационно-коммуникативные зависимости как стимуляторы плацебо-активности, способствующие возникновению инфантильности субъектов образовательной среды и развитию парциальных синдромокомплексов клиники приобретённого слабоумия. Современные условия образования уже не

мыслимы без компьютерных технологий, информационных систем, баз данных и доступных источников получения информации по любым отраслям науки, практики и т. д. Обучающиеся используют все эти технологии, что создает для педагогов известные проблемы, относящиеся к тому, чтобы понять насколько успешно освоен тот или иной учебный материал, приобретены ли реальные знания, опыт, или же приобретены способы копирования, сохранения, компиляции и пр. То есть возникает объективный вопрос - чему мы учим в век информационно-коммуникативных технологий? Насколько устойчиво и пагубно формируем зависимость от компьютерных технологий, поскольку всё, что должно сформироваться и храниться в голове, теперь храниться на персональных компьютерах, гаджетах и информационных серверах сети интернет?

Развитие психической сферы человека в фило- и онтогенетическом аспекте сложилось таким образом, что только через непосредственный путь познания и обретения практического опыта формируются необходимые когнитивно-личностные характеристики и свойства субъекта учения. Развитие моторных навыков, устной и письменной речи, ассоциативной памяти и мышления, воображения и представления, пр. проходит длительный путь, наряду с созреванием структур мозга, то есть развития самого мозга благодаря включению человека в различные виды деятельности. Учебная деятельность - одна из них, при которой разворачивается

формирование необходимых интеллектуальных навыков, эмоционально-личностных свойств. И если, например, с письменной речью связано формирование тонкой моторики руки, грамматики языка, то невозможно исключить при этом развивающиеся зоны цитоархитектоники коры головного мозга. Но, к сожалению, компьютерные технологии нивелируют эти достижения мозга, когда пользователь усваивает только клавиатуру, а при отсутствии в начальной школе техник правописания, почерк детей напоминает письмо человека с последствия перенесенной черепно-мозговой травмы, точно так же, как и о грамматике языка вообще не приходиться говорить.

Увеличение количества информации на фоне снижения её качества способствует тому, что субъекты образовательной деятельности нередко теряются в правильности применения, совершают механически те же ошибки, которые «гуляют» по источникам в интернете в связи с недобросовестным заимствованием, компиляцией и т. д. Такое обучение дискредитирует саму систему образования, переводит субъектов педагогического взаимодействия в пользователей различных программных продуктов, технологий с заведомо предсказуемым результатом. Знания и технологическая зависимость выступают в качестве «плацебо-эффекта», поскольку учащийся презентует продукты деятельности, которые легко самостоятельно извлекает из различных баз данных, выдавая их за собственное «творение». Кажущееся «успешное» обучение на деле сво-

дится к «подтасовке» нужных результатов, которые бы удовлетворили и обучающегося, и педагога. Подобная системная ошибка проецируется на все уровни образования, что объективно ведёт к формированию парциальных и тотальных симптомов клиники приобретенного слабоумия у субъектов образовательной деятельности - педагогов и обучающихся [18], а также к проявлению инфантильности личности вне информационно-компьютерных, коммуникативных систем. И только непосредственное включение вчерашних выпускников образовательных организаций в профессиональную деятельность ставит перед ними «новые / старые» задачи, связанные, например, с грамматикой, знаниями и опытом в той или иной области и т. д., когда им приходится навёрстывать упущенное, но теперь уже за дополнительное время и финансирование обучения.

5. Общая концепция морально-этического выхолащивания субъектов педагогического взаимодействия, приводящая к системе социальной «дегенерации» образования [19]. Сложившаяся система подбора педагогических кадров за последние 30 лет свидетельствует о полном разрушении традиций советской педагогической школы, когда на руководящие должности назначались высококвалифицированные специалисты -педагоги-практики, учёные. Советская высшая школа знаменовала собой развитие разных направлений в области науки и техники, напрямую была связана с прикладными отраслями народного хозяйства, что по-

зволяло готовить специалистов с учётом запросов социалистической экономики. В нынешних условиях образование, точно так же, как и здравоохранение, превратилось в реализацию платных услуг населению. Приём на работу специалистов в сфере педагогической деятельности свёлся к формализованному регламенту. Предпочтение отдаётся рекомендациям и лояльности к руководству учебным заведением. Тезис «.. .с улицы не берём.» уже ко многому обязывает «счастливчика», трудоустроившемуся в бюджетную образовательную организацию. Многие руководители учебных подразделений пользуются тезисом - «...набираю свою команду», чем способствуют усилению собственной позиции в разлагающей деятельности учебного заведения. Обучающиеся имеют возможность видеть, что происходит в педагогическом коллективе, получают опосредованный «воспитательный» заряд, то есть то, на что следует ориентироваться им самим же в дальнейшей будущей профессиональной деятельности.

Морально-этический аспект воспитания остаётся менее всего затронутым в деятельности образовательных организаций, фактически процесса воспитания как такого нет. Есть нормативно-правовые отношения, которые прописаны в каждой организации, их стараются соблюдать. Остальные проблемы, возникающие между субъектами совместной образовательной деятельности, должны решаться в «правовом поле».

Заключение. Затронутые вопросы лишь частично актуализируют

проблему здоровья субъектов совместной образовательной деятельности. При этом обучающиеся находятся в образовательном времени, которое считается наилучшим периодом их жизни. Субъективное же оценивание ими времени обучения разное, во многом определяется пережитыми стрессами, конфликтными состояниями, неврозами, а также позитивными воспоминаниями - о роли учителя в формировании интереса к учёбе, наставническом отношении к будущему, др.

Говоря об образовании, очевидно, необходимо ставить вопрос о том,

каким оно должно быть уже сегодня и в будущем, чтобы обеспечить сохранение здоровья подрастающего поколения? Разумеется, что необходимо сохранить те прошлые достижения педагогической науки и практики, которые показали себя на протяжении десятилетий советской власти и понимать, насколько те или иные технологии информационно-коммуникативного мира могут быть интегрированы в систему образования с учётом онтогенетических аспектов психологии развития и ак-меологии современного человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Худик В. А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. Монография. Киев: Здоровья, 1993. 144 с.

2. Преморбид // https://ru.wikipedia. о^/даЫ/Преморбид (дата обращения: 03.04.2022).

3. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 640 с.

4. Делинквентное поведение // https:// ru.wikipedia.org/wiki/Делинквентное_ поведение (дата обращения: 03.04.2022).

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) // http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/708566b2fd52d51c70 e2f0c8e02abb2d81a6c22e/ (дата обращения: 12.09.2022).

6. Худик В. А., Тельнюк И. В. К вопросу о генезисе и профилактике ди-дактогении в условиях образовательной среды школы // Вестник Ленинградского государственного университета имени

А. С. Пушкина: научный журнал. 2012. № 4. Т. 5. С. 48-54.

7. Фесенко Ю. А., Худик В. А. Ди-дактогения как ошибки воспитания и обучения детей и подростков // Вестник Череповецкого государственного университета: научный журнал. 2015. № 7 (68). С. 147-151.

8. Словарь иностранных слов. 11-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1984. 608 с.

9. Анозогнозия // https://ru.wikipedia. о^^Ы/Анозогнозия (дата обращения: 12.09.2022).

10. Худик В. А. Место аффекта и интеллекта в развитии критичности личности в детском возрасте // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 5. № 4. С. 54-62.

11. Экзамен и психика: Экспериментальные исследования: А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. О. Добровицкий, С. Т. Шацкий, Р. М. Микельсон: Педагогические вопросы / Предисл. А. Б. Зал-кинда. Работы Психологической лаборатории / Акад. коммун. воспитания им.

Н. К. Крупской; Вып. 3. Ленинград: Гос. изд-во, 1929. 120 с.

12. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. N° 6. С. 118-129.

13. Соколова Т. М., Милькова И. Н., Грудинская Т. Ю. Проектирование образовательного пространства общеобразовательной школы как условие формирования познавательной активности учащихся // Коррекционно-педагогиче-ское образование. 2016. С. 52-58.

14. Худик В. А., Малышева Е. В. Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников: роль семьи и школы. Монография / Санкт-Петербургская акад. постдиплом. пед. образования. СПб.: Изд-во СПбАППО, 2003. 143 с.

15. Худик В. А., Тельнюк И. В., Ху-дик М. В. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения учащейся молодежи (на материале исследования учащихся 9-х классов общеобразовательной школы) // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагоги-

ки и психологии высшего образования. 2022. № 3 (3). С. 11-20.

16. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1977. 208 с.

17. Худик В. А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития личности: На материале исслед. детей и подростков / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 2000. 298 с.

18. Худик В. А. Психология, клиника и профилактика развивающегося слабоумия у субъектов образовательной деятельности на различных этапах онтогенеза // Коррекционно-педагогическое образование. Научный журнал. 2017. № 2 (10). С. 5-16.

19. Худик В. А. К вопросу о социальной «дегенерации» управленческого аппарата в научно-образовательной деятельности учебного заведения высшего звена // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 3 (3). С. 5-10.

REFERENCES

1. Khudik V. A. Psychology of abnormal personality development in childhood and adolescence. Monograph. Kyiv: Zdorov'ya, 1993. 144 p. (In UA).

2. Premorbid // https://ru.wikipedia.org/ wiki/npeMopöng (date of the application: 03.04.2022).

3. Bleikher V. M., Kruk I. V. Explanatory Dictionary of Psychiatric Terms. Voronezh: NPO «MODEK», 1995. 640 p. (In Russ.).

4. Delinquent behavior // https:// ru.wikipedia.org/wiki/flenHHKBeHT-Hoe_noBegeHue (date of the application: 03.04.2022).

5. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on October 7, 2022)

«On Education in the Russian Federation» (with amendments and additions, entered into force on October 13, 2022) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/708566b2fd52d51c70e 2f0c8e02abb2d81a6c22e/ (date of the application: 12.09.2022).

6. Khudik V. A., Telnyuk I. V. On the issue of the genesis and prevention of didactogeny in the educational environment of the school // Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin: scientific journal. 2012. No. 4. V. 5. P. 4854. (In Russ.).

7. Fesenko Yu. A., Khudik V. A. Didactogeny as errors in the upbringing

and education of children and adolescents // Bulletin of the Cherepovets State University: scientific journal. 2015. No. 7 (68). P. 147-151.

8. Dictionary of foreign words. 11th ed., stereotypical. M.: Rus. yaz., 1984. 608 p. (In USSR).

9. Anosognosia // https://ru.wikipedia. org/wikiM.H030rH03HH (date of the application: 12.09.2022).

10. Khudik V. A. The place of affect and intellect in the development of critical personality in childhood // Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin. 2013. V. 5. No. 4. P. 54-62. (In Russ.).

11. Examination and psyche: Experimental studies: A. R. Luria, A. N. Le-ontiev, P. O. Dobrovitsky, S. T. Shatsky, R. M. Mickelson: Pedagogical issues / Foreword. A. B. Zalkinda. Works of the Psychological Laboratory / Acad. commun. education named after N. K. Krupskaya; Issue 3. Leningrad: State Publishing House, 1929. 120 p. (In USSR).

12. Levitov N. D. Frustration as one of the types of mental states // Questions of Psychology. 1967. No. 6. P. 118-129. (In USSR).

13. Sokolova T. M., Milkova I. N., Grudinskaya T. Yu. Designing the educational space of a general education school as a condition for the formation of cognitive activity of students // Pedagogic Correction Education Journal. 2016. P. 52-58. (In Russ.).

14. Khudik V. A., Malysheva E. V. Psychological and pedagogical aspects of professional self-determination of high school students: the role of family

and school. Monograph / St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education. St. Petersburg: SPbAPPO Publishing House, 2003. 143 p. (In Russ.).

15. Khudik V. A., Telnyuk I. V., Khudik M. V. Social and psychological aspects of professional self-determination of student youth (based on the study of 9th grade students of a general education school) // Bulletin of the St. Petersburg Research Institute of Pedagogy and Psychology higher education. 2022. No. 3 (3). P. 11-20. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Lichko A. E. Psychopathies and character accentuations in adolescents. M.: Medicine. Leningrad. Department, 1977. 208 p. (In USSR).

17. Ontogenetic aspect of psychological diagnosis and correction of abnormal personality development: Based on research. children and adolescents / Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen. St. Petersburg: Education, 2000. 298 p. (In Russ.).

18. Khudik V. A. Psychology, clinic and prevention of developing dementia in subjects of educational activity at various stages of ontogenesis // Pedagogic Correction Education Journal. 2017. No. 2 (10). P. 5-16. (In Russ.).

19. Khudik V. A. On the issue of social «degeneration» of the administrative apparatus in the scientific and educational activities of an educational institution of a higher level // Bulletin of the St. Petersburg Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 3 (3). P. 5-10. (In Russ.).

Поступила в редакцию 20.09.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.