Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
157
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / TERRITORIAL PSYCHOLOGICAL-MEDICAL-PEDAGOGICAL COMMISSION / INSPECTION / SOCIAL AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ / ОБСЛЕДОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Костиль А.А.

Статья написана на основе материалов работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, расположенной в Приморско-Ахтарском районе Краснодарского края. Отражены основные проблемы и особенности взаимодействия семьи, образовательных организаций и территориальной психолого-медико-педагогической комиссии в решении вопросов обследования и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Внимание уделяется этапам диагностического обследования детей, заключениям МПМК и рекомендациям по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Костиль А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL PEDAGOGICAL CONDITIONS OF OVERALL PERFORMANCE OF THE TERRITORIAL PSYCHOLOGICAL-MEDICAL-PEDAGOGICAL COMMISSION

Article is written on the basis of materials of work territorial psychological-medical-pedagogical commission located in the Seaside and Akhtarsky region of Krasnodar region. The main problems and features of interaction of a family, the educational organizations and territorial psychological-medical-pedagogical commission are reflected in the solution of questions of inspection and escort of children with special educational needs. The attention is paid to stages of diagnostic inspection of children, the conclusions of psychological-medical-pedagogical commission and recommendations about education and training of children with limited opportunities of health.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ»

ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УДК 376+37.04+159.9.072.42

А. А. Костыль

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ1

В современной системе специального образования, переживающей серьезное реформирование, ведущая организационная и методическая роль принадлежит территориальным психолого-медико-педагогическим комиссиям (ТПМПК). Создана серьезная нормативно-правовая база деятельности ПМПК. Однако можно констатировать факт, что работа комиссий нередко вызывает много нареканий со стороны различных социальных институтов — семьи, школы, др. Особенности работы ПМПК отражены в некоторых публикациях [1—2]. Наблюдается отсутствие специальных публикаций, облегчающих деятельность комиссий на местах.

Ведущие ученые-дефектологи, психиатры в свое время уделяли огромное внимание и сами практически занимались работой вы-

1 Научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент Л. В. Смирнова.

явлению и диагностике детей с аномалиями психического развития (Г. И. Россолимо, В. П. Кащенко, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Л. В. Занков, М. С. Певзнер, Ж. И. Шиф, В. И. Лубовский, К. С. Лебединская, С. Д. Забрам-ная и др.) [3]. Исторически медико-педагогическая комиссия, а затем и ПМПК были ориентированы на детей и подростков с отклонениями в развитии, но последнее десятилетие ХХ века и начало XXI в. со всей очевидностью показали, что в поле зрения специалистов ПМПК попадают самые разные дети с проблемами школьной и общесоциальной дезадаптации.

Проблема организации деятельности ПМПК обусловлена тем, что существуют противоречия в содержании, методическом сопровождении, кадровом и материально-техническом обеспечении деятельности ПМПК. При этом на первом месте среди вопросов, относящихся к эффективности работы комиссий, являются диагности-

ческие ошибки, что ведет к неверным рекомендациям по обучению детей, к не совсем правильному выбору программ или индивидуальных образовательных маршрутов. Следующим важным вопросом является поиск механизмов оптимального взаимодействия образовательных организаций с ПМПК, когда отсутствие какой-либо связи приводит к недостаточному контролю за динамикой развития детей с различными вариантами психического дизонтогенеза. Серьезным вопросом выступает то, каким образом оформляется документация ПМПК, насколько она соответствует единым требованиям с учетом деятельности таких консультаций в образовательных организациях или ТПМПК? Немаловажными также являются вопросы, относящиеся к нормативно-правовому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и деятельности самой ПМПК в решении различных вопросов по сопровождению данных групп детей. Следует отметить, что это далеко не весь круг вопросов, которые волнуют дефектологическое сообщество на современном этапе развития специального образования.

Целью настоящего исследования являлось: анализ реальной ситуации в деятельности территориальной ПМПК и поиск путей их преодоления в условиях внедрения специального образовательного

стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Базой исследования выступила временно действующая психолого-медико-педагогическая комиссия Приморско-Ахтарского района Краснодарского края.

Анализ нормативно-правовых документов деятельности данной комиссии выявил, что в своей деятельности ТМППК руководствуется рядом международных, федеральных и региональных актов, среди которых:

— Международная Конвенция о правах ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., принятая третьей сессией Верховного Совета СССР 13.06.1990 г.;

— Декларация Организации Объединенных Наций о правах умственно-отсталых лиц, провозглашенная резолюцией XXVI Генеральной ассамблеи ООН 20.12.1971 г., а также Декларация Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, принятая на ХХХ сессии ООН 09.12.1975 г.;

— Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми образовательными потребностями, которая принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями, принятая 10.06.1994 г.;

— Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г.,

— Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти (МКБ-10), которая

внедрена в практику здравоохранения на всей территории РФ в 1999 году приказом Минздрава России от 27.05.1997г. № 170;

— Международная классификация функционирования (МКФ), ограничений жизнедеятельности и здоровья, впервые опубликованная ВОЗ в 1980 г.

Также деятельность психолого-медико-педагогических комиссий регламентируется действующими законоположениями Российской Федерации об образовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России.

Проанализировав основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность комиссий, было выявлено, что в приказе Министерства образования и науки РФ, принятом в 2013 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» существует ряд пунктов, которые не в полном объеме описывают и регламентируют деятельность комиссий. Так, в положении нет четко прописанных требований к педагогам и медикам, которые непосредственно участвуют в процессе обследования детей. Также, количество комиссий определяется с расчетом одна комиссия на десять тысяч человек, что, на наш взгляд, является недостаточным. Комиссия не может охватить и провести сопроводительную работу в полной мере, отслеживать пути перемещения ребёнка по об-

разовательным организациями, выделять необходимое количество времени на предоставление компетентных и профессиональных рекомендаций родителям. В положении нет необходимого количества документов, которые должны предоставить родители и образовательная организация для обследования ребёнка.

В приказе Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» нет четко прописанных условий обучения для каждой категории детей с нарушениями развития.

В то же время деятельность комиссий Краснодарского края регулируется различными региональными нормативно-правовыми актами, которые имеют свои недочеты, относящиеся, например, к этнокультурной, языковой специфике, пр. Наблюдается отсутствие взаимосвязи между территориальной ПМПК и образовательными учреждениями муниципалитета, что способствует увеличению количества детей, у которых могут отмечаться незначительные отклонения в развитии, не всегда очевидные для педагогов дошкольных учреждений или учителей начальных классов общеобразовательной школы. Нередко имеют место недостаточно квали-

фицированные заключения специалистов ПМПК по выявленным нарушениям развития у ребёнка, что приводит к ошибкам диагностики и рекомендаций. Страдает методическое просвещение специалистов ПМПК. Это далеко не все проблемы, стоящие перед специалистами территориальных ПМПК, необходима система помощи специалистам комиссии для решения вышестоящих проблем.

В своем исследовании, на этапе констатирующего эксперимента, мы проанализировали опыт работы специалистов ТПМПК, и пришли к выводу, чтобы улучшить эффективность работы каждого специалиста в составе ТПМПК, необходимо создать такую систему взаимодействия, которая позволит получать необходимые сведения педагогам, врачам, сопровождать семью с особенным ребёнком.

Таким образом, территориальная ПМПК взаимодействует с учреждениями здравоохранения, а

Центр занятости населения района

Учреждения здравоохранения

ТПМ

именно, с педиатрами, детскими неврологами, психиатрами, а также с другими социальными службами. На данном этапе необходимо создать «базу детей группы риска», в которую входят:

1. Проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико патологической характеристики;

2. Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3. Дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4. Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5. Дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Следующий этап взаимодействия — это взаимодействие с дошкольными организациями района. Необходимо добиваться того, чтобы без внимания ТПМПК не остались дети с особенностями поведения и развития. Важно, чтобы

Дошкольные учреждения района

ПК

Школы района

Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными ЦПМПК возможностями здоровья

Рис. 1. Взаимосвязь ТПМПК со службами медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

администрация ДОУ вела четкую и правильно организованную работу с родителями, объясняла им, как важна ранняя диагностика и коррекция.

Также важным является взаимодействие ТПМПК со школами района, чтобы выявить учащихся, испытывающих трудности в обучении, с нарушениями коммуникации, с другими отклонениями физического и психического развития, чтобы специалисты комиссии выбрали наиболее оптимальный вариант обучения ребёнка по школьной программе, прописали рекомендации и специальные условия, которые необходимы конкретному ученику. На данном этапе развития ТПМПК необходимо установление сотрудничества между комиссией и школами.

Важно, чтобы взаимодействие было в партнерском формате, которое должно складываться в определенную систему сотрудничества, направленную на оказание помощи ребёнку в его социализации и успешном освоении программ обучения, подготовке к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

Одним из направлений сотрудничества ТПМПК является организация методической помощи педагогам школ с целью их подготовки по сбору документов на ребёнка, их грамотной квалификации и представлению в ПМПК. Педагогов следует подготовить в вопросах понимания целей

ПМПК, особенностей наблюдения за детьми, которые обнаруживают проблемы развития, отражения сведений, которые помогут комиссии ПМПК принять адекватные решения. В свою очередь при наличии полной информации специалисты ПМПК смогут более точно провести диагностику, определить дальнейший маршрут ребёнка и необходимую коррекцию. При недостатке информации специалисты комиссии должны иметь возможность запросить более подробную информацию о ребёнке, либо уточнить недостающую.

Взаимодействие ТПМПК с реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья также имеет важное значение поскольку позволяет своевременно провести необходимые коррекци-онные и реабилитационные мероприятия с такими детьми.

Специалисты ТПМПК, в рамках работы с родителями, сообщают им, где дети могут получить комплексную помощь, а сами родители — необходимую медико-социальную и психолого-педагогическую консультацию.

Не менее важно взаимодействие ТПМПК с центром занятости населения района. Так как диагностика детей осуществляется до 18 лет включительно, то специалисты ПМПК могут направить подростка, достигшего совершеннолетия, на востребованные сферы труда.

Таким образом, мы видим, как важно взаимодействие различных организаций, реализующих права ребёнка на образование, реабилитацию, абилитацию и коррекцию с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией района. ПМПК отводится ведущая роль, она объединяет в себе специалистов различных направлений, дает возможность наиболее эффективно скоординировать деятельность различных ведомств в интересах ребёнка.

В качестве примера можно привести данные работы ТПМПК Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. За период с 2012 по 2016 гг. ПМПК прошли дети с различными образовательными потребностями. Это дети с задержкой психического развития, дети с интеллектуальными нару-

шениями, дети с проблемами речевого развития и др. (рис. 2).

Данные статистики свидетельствуют, что увеличивается количество детей, направляемых на комиссию. Особенно отмечено возросшее число детей, имеющих интеллектуальные нарушения, задержку психического развития. В связи с этим возникает необходимость сделать работу психолого-медико-педагогических комиссий максимально профессиональной и компетентной, способной дифференцировать пограничные состояния.

ТПМПК имеет единые требования к пакету документов, предоставляемого на этапе направления ребёнка на ПМПК.

К этим требования относятся:

— копия паспорта родителя (законного представителя),

— свидетельство о рождении ребёнка,

Рис. 2. Сводные данные о детях, прошедших ТПМП с 2012 по 2016 гг.

— заявление о проведении обследования,

— согласие на обработку данных,

— заключение ПМПК прошлых лет (при наличии),

— медицинские заключения (невролога, психиатра и др.),

— выписка из истории развития (данные анамнеза),

— характеристика, выданная образовательной организацией,

— тетради и письменные работы по математике и русскому языку.

Работа комиссии была проанализирована также с точки зрения укомплектования штатным расписанием.

Отмечено, что из всего списка кадров, в комиссию входили:

— учитель-дефектолог (олигофре-нопедагог), имеющий высшее образование;

— учитель-логопед, имеющий высшее образование;

— педагог-психолог, имеющий высшее образование,

— врач-психиатр;

— врач-невролог;

— врач-офтальмолог;

— председатель комиссии, имеющий высшее педагогическое образование.

Следует отметить, что председатель ПМПК должен иметь специальное (дефектологическое) образование, а также большой опыт диагностической и коррекцион-ной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, владеть программами обучения таких детей, что позволит, с

нашей точки зрения, квалифицировано решать задачи, которые стоят перед комиссией. Кадровый состав ПМПК (с точки зрения профессиональных компетенций и опыта работы с детьми) имеет важное значение для целей решения проблем детей с различными вариантами дизонтогенеза физического и психического развития. Необходимым условием для эффективной работы ПМПК является приглашение на комиссию достаточно узких специалистов: педиатра, ортопеда, отоларинголога, офтальмолога, невролога, психиатра, сурдопедагога, тифлопедагога и др., что позволит в каждом конкретном случае провести объективную диагностику и выработать необходимые рекомендации по медико-социальному и психолого-педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. Это также позволит соблюсти деонтологические принципы: не навреди, добровольное согласие, конфиденциальность, знакомство с результатами.

Еще одним важным условием эффективной работы ТПМПК является постоянное повышение квалификации специалистов на курсах тематического повышения квалификации или профессиональной переподготовки в рамках специального (дефектологического) образования. Важно также расширить работу комиссии с родителями (законными представителя-

ми) детей, консультативную работу с педагогами образовательных организаций.

Разрабатываемая нами модель ТПМПК предполагает активное участие педагогов образовательных организаций в работе комиссии. Присутствие педагога (при условии согласия родителя ребенка) в процессе обследования позволит ему достаточно широко вникнуть в суть проблемы, получить квалифицированную консультацию специалистов. При этом специалисты комиссии смогут уточнить, какие возникают сложности в обучении ребёнка, его возможные резервы, какую работу уже проводил педагог, узнать о результатах этой работы. Также педагог может увидеть, как работает ребёнок с другими педагогами. Заключение комиссии будет более понятно для педагога, что позволит ему выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, проводить необходимые коррекционно-педагогические мероприятия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Наша модель ТПМПК предполагает разработку объективного инструментария для специали-стов-дефектологов.

В частности, речь идет о разработке карт подробного психолого-педагогического обследования, в которой должны найти отражения:

а) сведения о ребёнке;

б) сведения о семье ребёнка;

в) развернутый анамнез, который собирает специалист во время беседы с родителем ребёнка, где указываются особенности беременности, перенесенные вредности, генетические заболевания, отягощенность генетики, особенности развития ребёнка в раннем детстве, овладение им основными навыками и т. д.;

г) особенности социального взаимодействия;

д) особенности психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания;

е) другие сведения, которые необходимо отразить специалисту во время обследования.

Эта карта была апробирована нами в работе ТПМПК г. Примор-ско-Ахтарска Краснодарского края. Также нами была разработана специальная анкета для родителей, позволяющая учитывать особенности складывающихся отношений между «семьей ребёнка» (в лице родителей — законных представителей) и «комиссией» — специалистами ТПМПК. Это необходимо было для того, чтобы избежать возможных недоразумений, конфликтных ситуаций, а также для более эффективного взаимодействия семьи и ТПМПК в вопросах медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

В то же время были разработаны единые требования к образовательным организациям, направляющим ребёнка на ТПМПК. Необходимость в этом возникла в связи с тем, что организации пишут на де-

тей разнородные характеристики, зачастую, не информативные, не несущие необходимой информации для специалистов комиссии.

В требованиях к характеристикам на детей дошкольного возраста мы включили моменты, которые трудно исследовать в процессе одноразового обращения ребёнка на комиссию, но которые несут важную информацию о развитии ребёнка:

— особенности взаимодействия со сверстниками;

— отношение к игре;

— понимание инструкций;

— временной период нахождения ребёнка в учреждении;

— особенности адаптации ребёнка;

— особенности поведения на занятиях;

— применяемые и используемые методы коррекции;

— владение навыками самообслуживания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— особенности характера ребёнка, его мотивация и работоспособность;

— особенности зрительного и слухового внимания, восприятия;

— особенности памяти, мышления;

— сформированность пространственно-временных представлений;

— особенности речевого развития;

— выводы специалистов, прогноз.

К требованиям характеристики школьников мы отнесли:

— программу обучения;

— уровень усвоения программы;

— умение читать, писать;

— владение математическими операциями;

— какие предметы вызывают трудности, какие предметы осваивает успешно;

— особенности характера, поведение на уроках, на организационных моментах;

— есть ли у ребёнка друзья;

— отношение к учебе;

— требуется ли ребёнку помощь;

— выводы и рекомендации учителя;

— проведенная работа учителя, ее результаты.

Едиными требованиями ко всем характеристикам является объективность, мнения нескольких специалистов, взаимодействующих с ребёнком в условиях учреждения.

В структуре модели ТПМПК особое место отводится кабинету обследования детей и применяемому диагностическому психолого-педагогическому инструментарию. До настоящего времени нет четких требований к оформлению кабинета, а порой такими кабинетами являются обычные классы школы или одна из комнат для дневного пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.

В то же время специфические нарушения развития, которые наблюдаются у детей, объективно требуют соответствующих условий их диагностирования. Например, для обследования ребёнка с нарушениями слуха необходимо обеспечить специально оборудованное и в полной мере защищенное от шума помещение без эффекта реверберации, площадь которого позволит проводить диагностику слухового восприятия ребенка на расстоянии свыше шести метров от уха.

В целом кабинет, где проводится обследование детей, должен быть разделен на зоны: зона учебно-методического и учебно-дидактического материала, предназначенная для размещения учебно-методической литературы (в этой зоне необходим сейф для хранения документации); зона обследования детей раннего возраста, зона обследования детей дошкольного возраста, зона обследования детей школьного возраста, консультативная зона. Такое деление на зоны поможет оптимизировать и улучшить работу специалистов комиссии.

Применение психолого-педагогического диагностического инструментария, дидактических игровых и учебных материалов должно соответствовать требованиям объективного оценивания изучаемых свойств психической сферы ребёнка. Поэтому данные методы (методики) мы пытались структурировать с учетом возраста, их направленности на изучение тех или иных когнитивно-личностных характеристик обследуемого, а также с учетом рекомендаций, представленных в научно-методических разработках отечественных авторов [4]. В частности, мы предлагаем альбом обследования, который имеет дифференциацию по возрастам и сложности заданий. Альбом состоит из нескольких частей, в котором учитывается возраст ребёнка и рекомендуемый психолого-педагогический инструментарий, дидак-

тические пособия, пр. В альбом включены как рисуночные материалы (преимущественно для детей дошкольного, младшего школьного возраста), так и текстовые задания (для детей среднего и старшего школьного возраста).

Процедура обследования, ход проведения опытов и ведение протоколов также имеют важное значение для дальнейшего осуществления количественного и качественного анализа полученных данных и составления экспертного заключения [5]. После завершения процедуры обследования, специалисты комиссии беседуют с педагогом ребёнка, выясняют необходимые вопросы об особенности адаптации, динамике, методах коррекционного воздействия, особенностях взаимодействия с семьей ребёнка и др.

Сбор всей информации представляет собой формирование пакета документации, которую ведет педагог-дефектолог психолого-медико-педагогической комиссии.

В данный пакет следует внести:

— календарное планирование;

— график работы специалистов;

— карту обследования;

— подробное заключение дефекто-лога;

— коллегиальное заключение.

Итоговым этапом в структуре разрабатываемой нами модели выступает составление заключения и рекомендаций для специалистов-дефектологов ПМПК. Необходи-

Таблица 1

Типовые варианты педагогического заключения на детей с ЗПР

Медицинское заключение Педагогическое заключение

Дошкольный возраст 1. Астеноневротиче-ский синдром на ре-зидуальном фоне. 2. Задержка психо-ре-чевого развития. 1. Задержка психического развития конституционального генеза. Дети ниже среднего роста, отставание эмоционально-волевой сферы, у таких детей наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций, их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот, у детей этим очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте. 2. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Она связана с длительными соматическими заболеваниями в раннем возрасте. 3. Задержка психического развития психогенного происхождения. Такой вид нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. 4. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения.

Школьный возраст 1. Синдром когнитивного дефицита на конституциональном фоне. 2. Синдром школьной дезадаптации с дефицитом внимания, пед-запущенность. 3. Дезадаптационный синдром на фоне стрессовой ситуации.

мость данной работы объясняется тем, что в настоящее время заключения ПМПК носят поверхностный, обобщенный характер, который не несет в себе достаточной информативности для планирования дальнейшей коррекционной работы с ребёнком. С нашей точки зрения, в заключении необходимо отразить не только клинический аспект варианта психического ди-зонтогенза, но и социальный, психолого-педагогический прогноз в развитии ребёнка.

Приводим пример возможного заключения на ребёнка с задержкой психического развития, в котором отражена специфика классификации по К. С. Лебединской (табл. 1).

Заключительным этапом разрабатываемой модели ТМПК является составление рекомендаций по дальнейшей коррекционно-педа-гогической работе с детьми. Данные рекомендации носят конкретный характер, касающийся особенностей взаимодействия педагога или родителя с ребёнком, работы логопеда, воспитателя или учителя в рамках образовательного сопровождения ребёнка при составлении индивидуального маршрута, или например, тьютора на период адаптации ребёнка в определенной образовательной среде.

Приводим пример некоторых рекомендаций ПМПК:

а) обучение по адаптированной основной образовательной про-

грамме для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)2;

б) занятия с психологом по коррекции эмоционально-волевой сферы;

в) занятия с дефектологом по развитию высших психических функций;

г) форма обучения;

д) сопровождение тьютора на период адаптации.

Рекомендации, в первую очередь, должны отражать актуальный и ближайший уровни развития ребёнка. На наш взгляд, в рекомендациях необходимо указывать конкретные специальные образовательные условия отдельно для всех категорий детей.

Приводим пример специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения. Отметим, что специальные условия — это условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие в себя:

— использование адаптированных образовательных программ и специальных приемов и методов обучения и воспитания;

— использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

— использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

2 В соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

— предоставление услуг ассистента (помощника) или тьютора, оказывающего обучающимся необходимую социально-педагогическую помощь;

— проведение коррекционных занятий (групповых и/или индивидуальных);

— обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

— другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В рекомендациях помимо использования адаптированной программы, необходимо указывать и более конкретные приемы и методы работы с детьми, например, возможности применения нейроп-сихологической коррекции, сенсорной интеграции и др. Иными словами, по результатам углубленной психолого-педагогической диагностики можно подойти к выработке конкретных рекомендаций коррекционно-педагогической ра-

боты с детьми, которые будут реа-лизовываться в условиях образовательной организации или семьи.

Таким образом, организационно-педагогические условия эффективности работы ТПМПК во многом зависит от уровня профессионального состава сотрудников комиссии, их профессиональной компетентности, соблюдения ими нормативно-правовых норм сопровождения детей с ОВЗ, сотрудничества комиссии с родными и близкими ребёнка — законными представителями, позитивного взаимодействия комиссии с образовательными организациями, осуществляющими воспитание и обучение лиц с ОВЗ, широкой просветительской работы по консультированию социальных институтов, реализующих задачи медико-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

СПИСОК

1. Плетнева Е. Б. К 25-летнему юбилею государственного бюджетного учреждения Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга: история, современность, перспективы // Коррекционно-педагогическое образование. 2017. № 3 (11). С. 5-9.

2. Худик В. А. Участие педагога-психолога в работе психолого-медико-педагогической консультации // Коррекционно-педагогическое образование. 2017. № 3 (11). С. 84-95.

ЛИТЕРАТУРЫ

3. Смирнова Л. В., Худик В. А. Исторические и методологические аспекты развития системы психолого-медико-педагогического консультирования в России // Коррекцион-но-педагогическое образование. 2016. № 1 (5). С. 5-17.

4. Забрамная С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.-мед.-пед. комис. М.: ВЛАДОС, 2005. 32 с.

5. Худик В. А. Психологическая ды исследования. Киев: Освита, 1992. диагностика детского развития: мето- 220 с.

REFERENCES

1. Pletneva E. B. To 25-year anniversary of the center of diagnostics and consultation of St. Petersburg: history, present, prospects // Pedagogic Correction Education Journal. 2017. № 3 (11). P. 5-9. (In Russ.).

2. Khudik V. A. Participation of the psychologist in work of the psychological, medical and pedagogical consultation // Pedagogic Correction Education Journal. 2017. № 3 (11). P. 84-95. (In Russ.).

3. Smirnova L. V., khudik V. A. Historical and methodological aspects of the development of the system of psychological, medical and pedagogical

consulting in Russia // Pedagogic Correction Education Journal 2016. № 1 (5). P. 5-17.

4. Zabramnaya S. D. Practical material for psychological and pedagogical examination of children: manual for psychological, medical and pedagogical Commission. M.: VLADOS, 2005. 32 p. (In Russ.).

5. Khudik V. A. Psychological diagnostics of children's development: research methods. Kiev: Osvita, 1992. 220 p. (In UA).

Поступила в редакцию 14.07.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.