Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ'

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / ИНКЛЮЗИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румянцева Полина Николаевна

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ. Целью создания системы психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПРР в МКУДО «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр» была организация социально-психологических условий для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка, в тесном взаимодействии специалистов детского центра и семьи. В основу модели сопровождения дошкольников положены принципы: • Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы. • Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка (работу с ребенком ведут психолог и логопед, дефектолог). • Учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка. • Непрерывность и преемственность сопровождения ребёнка в образовательном процессе. В задачи психолого-педагогического сопровождения входит: - своевременное проведение ранней диагностики и коррекцию нарушений в развитии; - систематическая оценка уровня индивидуального развития детей; - создание социально-педагогических условий для раскрытия познавательных и творческих возможностей воспитанников; - психолого-педагогическая поддержка педагогов ДОО и родителей детей по вопросам воспитания и развития ребенка. Особенность модели психолого-педагогического сопровождения в Центре заключается в том, что ребенок с ОВЗ продолжает посещать ДОУ по месту жительства, находится в условиях инклюзивного образования, но получает коррекционную помощь (логопедическую, дефектологическую, психологическую) 2 раза в неделю в условиях детского центра. Алгоритм оказания психолого-педагогического сопровождения 302 следующий: 1. Родители ребенка обращаются в постоянно-действующую психолого-медико-педагогическую комиссию, которая является структурным подразделением Центра. На этом этапе они получают консультативную помощь и рекомендации. 2. Специалистами Центра проводится психологическое и речевое обследование ребенка. Составляется индивидуальный или групповой план работы. Работа психолога, дефектолога, логопеда согласуется на ПМПк. 3. Проводятся коррекционные занятия по плану. Родители и педагоги получают консультативную помощь. 4. Итоговая комплексная диагностика, после которой ребенку рекомендуется продолжить обучение в инклюзивной группе или рекомендуются занятия в группе компенсирующей направленности. По окончании курса реабилитационных и оздоровительных мероприятий оцениваются результаты реализации индивидуальной программы на очередном консилиуме Центра. Итогом психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольника с ЗПРР можно считать следующие результаты работы: 1) разработаны карты индивидуального развития дошкольников; 3) разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения; 4) разработана схема взаимодействия в работе специалистов Центра и воспитателей ДОУ; 6) отмечена положительная динамика в познавательном и речевом развитии ребенка; 7) созданы условия для дальнейшего психолого-педагогического сопровождения в ДОУ (инклюзивная или группа компенсирующей направленности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Румянцева Полина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Модель психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития.

Румянцева Полина Николаевна МКУДО "Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический)

центр"

Ключевые слова: Задержка психоречевого развития, инклюзия, психолого-педагогическое сопровождение

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ. Целью создания системы психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПРР в МКУДО «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр» была организация социально-психологических условий для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка, в тесном взаимодействии специалистов детского центра и семьи. В основу модели сопровождения дошкольников положены принципы: • Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы. • Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка (работу с ребенком ведут психолог и логопед, дефектолог). • Учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка. • Непрерывность и преемственность сопровождения ребёнка в образовательном процессе. В задачи психолого-педагогического сопровождения входит: -своевременное проведение ранней диагностики и коррекцию нарушений в развитии;- систематическая оценка уровня индивидуального развития детей; -создание социально-педагогических условий для раскрытия познавательных и творческих возможностей воспитанников; - психолого-педагогическая поддержка педагогов ДОО и родителей детей по вопросам воспитания и развития ребенка. Особенность модели психолого-педагогического сопровождения в Центре заключается в том, что ребенок с ОВЗ продолжает посещать ДОУ по месту жительства, находится в условиях инклюзивного образования, но получает коррекционную помощь (логопедическую, дефектологическую, психологическую) 2 раза в неделю в условиях детского центра. Алгоритм оказания психолого-педагогического сопровождения

следующий: 1. Родители ребенка обращаются в постоянно-действующую психолого-медико-педагогическую комиссию, которая является структурным подразделением Центра. На этом этапе они получают консультативную помощь и рекомендации. 2. Специалистами Центра проводится психологическое и речевое обследование ребенка. Составляется индивидуальный или групповой план работы. Работа психолога, дефектолога, логопеда согласуется на ПМПк. 3. Проводятся коррекционные занятия по плану. Родители и педагоги получают консультативную помощь. 4. Итоговая комплексная диагностика, после которой ребенку рекомендуется продолжить обучение в инклюзивной группе или рекомендуются занятия в группе компенсирующей направленности. По окончании курса реабилитационных и оздоровительных мероприятий оцениваются результаты реализации индивидуальной программы на очередном консилиуме Центра. Итогом психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольника с ЗПРР можно считать следующие результаты работы: 1) разработаны карты индивидуального развития дошкольников;

3) разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения;

4) разработана схема взаимодействия в работе специалистов Центра и воспитателей ДОУ;

6) отмечена положительная динамика в познавательном и речевом развитии ребенка;

7) созданы условия для дальнейшего психолого-педагогического сопровождения в ДОУ (инклюзивная или группа компенсирующей направленности).

Список литературы:

1. Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1989. - 320 с.

2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие / М.С. Староверова. - М.: ВЛАДОС, 2012. -167 с.

3. Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития / Л.Г. Мустаева. - М.: АРКТИ,2005. - 52с.

4. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2012. - 92 с.

5. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова. - М.: Коррекция, 1995. - 207 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.