Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. СМОЛЕНСКА ЗА 2016-2019 ГОДЫ [1]'

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. СМОЛЕНСКА ЗА 2016-2019 ГОДЫ [1] Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СМОЛЕНСКЕ / МОНИТОРИНГ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМИССИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / КОМБИНИРОВАННЫЕ ГРУППЫ / ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / INCLUSIVE EDUCATION IN SMOLENSK / MONITORING / TERRITORIAL PSYCHO-MEDICAL AND PEDAGOGICAL COMMISSIONS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / CHILDREN WITH DISABILITIES / PRESCHOOL CHILDREN / COMBINED GROUPS / COMPENSATORY FOCUS GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Елена Викторовна, Меженцева Галина Николаевна

Анализ заболеваемости детей и подростков школьного возраста в г. Смоленске выявил лидирующие позиции болезней опорно-двигательной системы и очень низкую численность практически здоровых школьников. Анализ статистических данных по работе территориальных психолого-медико-педагогических комиссий г. Смоленска показал увеличение количества детей с разными нозологиями либо приблизительное сохранение количественного состава групп. Анализ состояния системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях г. Смоленска свидетельствует, что на сегодняшний день сохраняются нерешенные проблемы для успешной реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, выявлены трудности в создании специальных условий для воспитания и обучения детей, причины невыполнения рекомендаций территориальных психолого-медико-педагогических комиссий. Рассматриваемый период - с 2016 по 2019 годы включительно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крылова Елена Викторовна, Меженцева Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE INCLUSIVE PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM IN SMOLENSK FOR 2016-2019 [1]

The analysis of the morbidity of school-age children and adolescents in the city of Smolensk revealed the leading positions of diseases of the musculoskeletal system and the very low number of healthy students. The analysis of statistical data on the work of the territorial psychological, medical and pedagogical commissions of the city of Smolensk showed an increase in the number of children with different nosologies, or an approximate preservation of the quantitative composition of the groups. The authors analyzed the state of the system of psychological and pedagogical support for children with disabilities in schools and in preschool educational institutions of Smolensk. The research showed that today unsolved problems remain for successful implementation of the federal state educational standard for children with disabilities. Moreover, difficulties have been identified in creating special conditions for education and training children, reasons for non-compliance with the recommendations of the territorial psychological-medical-pedagogical commissions. The period under review: from 2016 to 2019 inclusive.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. СМОЛЕНСКА ЗА 2016-2019 ГОДЫ [1]»

УДК 376:373.2(470.332)"2016/2019"

Крылова Елена Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета, учитель-логопед,

дефектолог ТПМПК № 2 г. Смоленска

Меженцева Галина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. СМОЛЕНСКА ЗА 2016-2019 ГОДЫ [1]

Аннотация:

Анализ заболеваемости детей и подростков школьного возраста в г. Смоленске выявил лидирующие позиции болезней опорно-двигательной системы и очень низкую численность практически здоровых школьников. Анализ статистических данных по работе территориальных психолого-медико-педагогических комиссий г. Смоленска показал увеличение количества детей с разными нозологиями либо приблизительное сохранение количественного состава групп. Анализ состояния системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможно-стями здоровья и детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях г. Смоленска свидетельствует, что на сегодняшний день сохраняются нерешенные проблемы для успешной реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, выявлены трудности в создании специальных условий для воспитания и обучения детей, причины невыполнения рекомендаций территориальных психолого-медико-педагогических комиссий. Рассматриваемый период - с 2016 по 2019 годы включительно.

Ключевые слова:

инклюзивное образование в Смоленске, мониторинг, территориальные психолого-медико-педагогические комиссии, психолого-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья, дошкольники, комбинированные группы, группы компенсирующей направленности.

Krylova Yelena Viktorovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Special Pedagogy and Psychology Department, Smolensk State University, Speech Therapist, Defectologist, Territorial Psycho-Medical-Pedagogical Commission No. 2, Smolensk

Mezhentseva Galina Nikolayevna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Special Pedagogy and Psychology Department, Smolensk State University

THE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE INCLUSIVE PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM IN SMOLENSK FOR 2016-2019 [1]

Summary:

The analysis of the morbidity of school-age children and adolescents in the city of Smolensk revealed the leading positions of diseases of the musculoskeletal system and the very low number of healthy students. The analysis of statistical data on the work of the territorial psychological, medical and pedagogical commissions of the city of Smolensk showed an increase in the number of children with different nosologies, or an approximate preservation of the quantitative composition of the groups. The authors analyzed the state of the system of psychological and pedagogical support for children with disabilities in schools and in preschool educational institutions of Smolensk. The research showed that today unsolved problems remain for successful implementation of the federal state educational standard for children with disabilities. Moreover, difficulties have been identified in creating special conditions for education and training children, reasons for non-compliance with the recommendations of the territorial psychological-medical-pedagogical commissions. The period under review: from 2016 to 2019 inclusive.

Keywords:

inclusive education in Smolensk, monitoring, territorial psycho-medical and pedagogical commissions, psychological and pedagogical support, children with disabilities, preschool children, combined groups, compensatory focus groups.

В Смоленске, как и в целом в России, наблюдается рост заболеваемости детей и подростков, наиболее выраженный среди детей школьного возраста. Статистические данные управления образования и молодежной политики Администрации г. Смоленска за 2013-2014 учебный год показывают, что лидирующие позиции по заболеваемости занимали болезни опорно-двигательной системы (23,7 %), органов зрения (17,1 %), сердечно-сосудистой (9,5 %) и пищеварительной системы (8,6 %). Мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует о том, что численность практически здоровых школьников не превышает 5,6 % (I группа); количество детей с небольшими функциональными преходящими отклонениями в состоянии здоровья (II группа) в сравнении с прошлым годом уменьшилось на 2,8 % и составляет 54,8 %; количество детей, имеющих хроническую патологию в стадии компенсации (III группа) - 38,4 %; дети с хроническими заболеваниями с субкомпенсацией составили 1,2 % [2, с. 6].

Из публичного доклада о результатах деятельности муниципальной системы образования г. Смоленска за 2018-2019 учебный год мы имеем следующую статистическую информацию. Лидирующие позиции по заболеваемости по-прежнему остаются у заболеваний опорно-двигательной системы - 24,8 %, органов зрения - 13,2 %, сердечно-сосудистой системы - 8,6 %, эндокринной - 6,6 %, пищеварительной - 6,6 %, органов дыхания - 4,5 %, инфекционные заболевания -4,5 %, аллергические заболевания - 2,9 %, мочеполовой системы - 2,2 %, нервной системы -2,1 %, врожденные заболевания - 1,4 %. Мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует о том, что численность школьников с I медицинской группой не превышает 4,6 %, количество детей с функциональными нарушениями (II группа здоровья) - 55,8 %, с врожденной и хронической патологией (III и IV группы здоровья) - 39,3 %. В течение последних трех лет эти данные практически не меняются [3, с. 21].

Из детей, испытывающих трудности в обучении, большую по численности группу составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. К этой категории детей относятся дети: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами развития» [4, ст. 2].

В европейской англоязычной терминологии термин «ограниченные возможности здоровья» трактуется как «специальные образовательные потребности» - "special education needs" (SEN), о чем сообщает доклад ЮНЕСКО [5, с. 166]. Это определение представляется более корректным, так как образовательные организации не занимаются лечением, их цели лежат в образовательном педагогическом пространстве и логичнее употреблять лексику педагогической, а не медицинской науки и практики.

Все дети, имеющие статус ОВЗ, нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания. Одним из этих условий является адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [6, ст. 2].

Сложившаяся ситуация в некоторых регионах РФ и, в частности, в Смоленске не дает возможности в достаточной степени реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, подтверждением этому является анализ развития системы инклюзивного образования в Смоленске за 2016-2019 годы.

В Смоленске с января 2016 года функционируют две территориальные психолого-медико-педагогические комиссии (ТПМПК).

Количество детей, прошедших обследование с 2016 по 2019 год, представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Количество детей, прошедших ТПМПК с 2016 по 2019 гг.

Период (годы) Количество детей Дошкольники Школьники Инвалиды

всего из них инвалидов всего из них инвалидов всего из них неорганизованные

2016-2017 1223 975 57 248 26 83 19

2017-2018 1501 1184 65 317 35 100 30

2018-2019 1145 817 51 328 51 102 30

Данные показывают, что из года в год происходит увеличение количества детей с разными нозологиями либо приблизительное сохранение количественного состава групп. Значительно увеличился количественный состав детей с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, с расстройствами аутистического спектра, детей с ТМНР, также увеличилось количество детей в группах, включающих другие соматические заболевания, нарушения поведения. Все вышеперечисленные группы детей являются, по заключению ТПМПК, лицами с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в создании специальных условий получения образования. Лидирующее место занимает группа детей с первичными нарушениями речи.

В таблице 2 представлено количественное распределение по годам детей с различными нарушениями развития.

Таблица 2 - Дети, прошедшие ТПМПК (распределение по годам и нозологиям)

№ п/п Категории детей с нарушениями в развитии Количество детей (в %) по периодам

2016-2017 2017-2018 2018-2019

1 Дети с первичными нарушениями речи 60,8 59,80 49,8

2 Дети с нарушениями слуха 1,5 0,99 1,1

3 Дети с нарушениями зрения 4,0 2,70 3,1

4 Дети с задержкой психического развития 22,7 23,50 29,0

5 Дети с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость легкая, умеренная) 2,7 2,40 4,8

6 Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 1,2 2,10 1,3

7 Дети с РАС 1,6 2,30 3,1

8 Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития 0,7 0,40 0,7

9 Дети с различными заболеваниями, в том числе нарушением поведения, требующими создания специальных условий получения образования 2,5 2,80 4,5

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования в условиях ТПМПК подготовлены и выданы родителям (законным представителям) рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

По данным управления образования и молодежной политики Администрации г. Смоленска за 2016-2017 учебный год, для обеспечения равных возможностей получения дошкольного образования воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в детских садах г. Смоленска создавались специальные условия для получения образования, были разработаны паспорта доступности каждой образовательной организации и дорожные карты [7, с. 13].

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определялось адаптированными образовательными программами, а для инвалидов в том числе соблюдались рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Дошкольное образование предоставлялось воспитанникам с ОВЗ и детям-инвалидам как в группах компенсирующей, комбинированной направленности, так и общеразвивающих.

В период 2016-2017 гг. в 6 (4,9 %) дошкольных учреждениях Смоленска функционировали 24 группы компенсирующей направленности; 2 группы комбинированной направленности для здоровых детей и детей с задержкой психического развития; 4 группы оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией. Дошкольное образование предоставлялось воспитанникам с ОВЗ, детям-инвалидам и в группах общеразвивающей направленности. Детские сады посещали 429 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 142 ребенка-инвалида (в 2015-2016 учебном году - 138 детей) [8, с. 13].

Для сравнения: ПМПК за текущий учебный год прошли 975 детей с ОВЗ (в том числе 57 инвалидов). Таким образом, специальных условий для получения образования была лишена практически половина детей с ОВЗ.

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в 2016 году в 7 дошкольных учреждениях (№ 2, 3, 7, 8, 40, 45, 73) были созданы специальные условия для получения детьми-инвалидами качественного образования: оборудованы пандусы, установлены перила внутри зданий, созданы информационные уголки, оснащены кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога, приобретено специальное учебное, реабилитационное и компьютерное оборудование [9, с. 13-14].

Во всех дошкольных образовательных учреждениях созданы психолого-медико-педагогические консилиумы, обеспечивающие индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Информационные данные о состоянии сферы «Образование» г. Смоленска в 2017 году свидетельствуют о том, что в детские сады города поступили 1 344 воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 164 ребенка-инвалида (для сравнения: в 2016-2017 учебном году - 429 воспитанников с ОВЗ, в том числе 142 ребенка-инвалида). Рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью очевиден.

В дошкольных учреждениях города функционировали 23 группы компенсирующей направленности, которые посещали 294 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по образовательным программам дошкольного образования, в том числе для воспитанников с нарушениями слуха - 13 человек, с нарушениями речи - 185 человек, с нарушениями

зрения - 48 человек, с задержкой психического развития - 48 человек. Работали 4 группы оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией, которые посещали 57 воспитанников. Дошкольное образование предоставлялось воспитанникам с ОВЗ, детям-инвалидам и в группах общеразвивающей направленности, которые посещали 1073 человека [10, с. 15-16]. Таким образом, 1424 детям с ОВЗ и детям с инвалидностью были предоставлены специальные условия для получения образования. Для сравнения: за 2017-2018 годы ПМПК прошел 1501 ребенок с ОВЗ (в том числе с инвалидностью).

Из итогового отчета о результатах мониторинга системы образования муниципальных бюджетных образовательных организаций г. Смоленска за 2018 год известно, что в рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями на территории города Смоленска», в 40 дошкольных организациях (49,3 % от общего количества организаций) созданы специальные условия для получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (установлены системы вызова помощника, приобретено специальное оборудование). В 2018 году в рамках реализации мероприятий областной государственной программы «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» в 7 дошкольных образовательных организациях выполнены работы по созданию универсальной безбарьерной среды: приобретено учебное и реабилитационное оборудование, специальные технические средства, мебель [11, с. 22].

Детские сады города посещали 1434 воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (на 6 % больше, чем в 2017-2018 учебном году), в том числе 174 ребенка-инвалида (в 2017-2018 учебном году - 164 ребенка). В структуре численности детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается увеличение детей с нарушением речи на 8,5 %, с нарушением зрения - на 5 %.

В 2018-2019 учебном году в дошкольных организациях города функционировали 23 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушением зрения, со сложными дефектами, имеющими сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии; 2 группы комбинированной направленности для здоровых детей и детей с задержкой психического развития; 4 группы оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией [12, с. 22]. Данные группы посещали 435 воспитанников. Соответственно, 999 дошкольников получали помощь специалистов в группах общеразвивающей направленности.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определялось адаптированными образовательными программами, а для детей-инвалидов - индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Из отчета главы г. Смоленска о результатах своей деятельности за 2018 год известно, что в 2018 году в рамках реализации областной государственной программы «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» на 2014-2020 годы в 7 (8,6 %) дошкольных организациях (детские сады № 10, 25, 32, 51, 61, 71, 76) выполнены работы по созданию универсальной безбарьерной среды, приобретено специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование, мебель, специальные технические средства [13, с. 25].

Достаточно ясную картину состояния инклюзивного образования в Смоленске можно увидеть по результатам мониторинга, проведенного ТПМПК среди дошкольных образовательных организаций города.

В 2016-2017 учебном году в анкетировании приняли участие 62 дошкольные образовательные организации. В анкетировании участвовали заведующие детскими садами, старшие воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги.

В образовательные организации, согласно результатам мониторинга, были представлены 674 заключения ТПМПК. Не всем детям, имеющим заключения ТПМПК, были предоставлены соответствующие специальные условия.

Среди причин, обусловливающих невыполнение рекомендаций комиссии, названы следующие.

1. Недостаточное количество узких специалистов, имеющих соответствующее образование и работающих с детьми с ОВЗ, - 50 % респондентов. Самая большая потребность наблюдается в учителях-дефектологах, не хватает также педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, тьюторов.

2. Отсутствие необходимой теоретической и практической профессиональной подготовки педагогов и трудности на этапе написания адаптированной образовательной программы. На эту проблему указали 39 % дошкольных образовательных организаций.

3. Отсутствие необходимой материально-технической базы для реализации рекомендаций ТПМПК - 32 % ДОО.

4. Трудности учета индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ при их совместном обучении с другими детьми - 30 % детских садов.

5. Низкая мотивация педагогического коллектива - 10 %. Причинами этого назывались низкая заработная плата, отсутствие доплат за работу с детьми с ОВЗ, большая наполняемость групп.

В качестве иных трудностей было отмечено отсутствие четко разработанных нормативных документов по вопросу обучения детей с ОВЗ в дошкольном образовании в условиях инклюзивной практики.

В 2017-2018 учебном году в анкетировании приняло участие 58 дошкольных образовательных организаций. В ДОО было представлено 1099 заключений ТПМПК. 70 % образовательных учреждений смогли предоставить все условия для детей с ОВЗ, рекомендованные ТПМПК. Однако 109 обучающихся с ОВЗ, которые представили заключения комиссии в образовательные организации, специальные условия обучения и воспитания, прописанные в рекомендациях ТПМПК, не получили. Это составляет 10 % от общего количества детей с ОВЗ.

Анализ трудностей, с которыми столкнулись дошкольные образовательные организации при выполнении рекомендаций ТПМПК, выявил следующее.

- Недостаточное количество узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ - 15 ДОО (26 % от общего количества детских садов, принявших участие в мониторинге). Самая большая потребность наблюдается в учителях-дефектологах, значительно меньшая необходимость отмечается в социальных педагогах, педагогах-психологах, учителях-логопедах, тьюторах.

- Отсутствие групп компенсирующей направленности в дошкольных учреждениях - на эти проблемы указали 2 % детских садов.

В 2018-2019 учебном году в мониторинге приняли участие 71 детский сад (86,6 % от общего количества дОо). В анкетировании участвовали заведующие детскими садами, старшие воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги.

В дошкольные организации в текущем учебном году были предъявлены 907 заключений ТПМПК. Согласно полученным данным, 54 % образовательных учреждений выполняют все рекомендации ТПМПК и для детей созданы все необходимые условия. Для 106 (12 %) детей, обучающихся с ОВЗ, предъявивших заключения комиссии, специальные условия были предоставлены не полностью.

В качестве основных причин, по которым не были созданы специальные условия, назывались следующие:

- недостаточное количество узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ (преимущественно дефектологов) - 42 % детских садов;

- отказ родителей от АООП - 3 %.

Таким образом, анализ развития системы инклюзивного дошкольного образования г. Смоленска за 2016-2019 годы показал, что развитие инклюзивного образования в городе проходит нелегкий, тернистый путь. Приведенные статистические данные убедительно показывают, что на сегодняшний день сохраняются проблемы, препятствующие реализации ФГОС в полной мере для детей с ОВЗ, имеется ряд трудностей в создании специальных условий для воспитания и обучения детей: отсутствует необходимое количество групп компенсирующей направленности, недостаточно специалистов для работы с данной категорией детей (преимущественно дефектологов). Низкая мотивация у педагогов общего образования обусловлена нехваткой опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также низкой заработной платой.

Безусловно, есть позитивные сдвиги: ежегодно часть дошкольных образовательных организаций оснащается специальным материально-техническим оборудованием для работы с детьми с ОВЗ (в частности, с детьми-инвалидами). Регулярно, начиная с 2016 года, педагоги образовательных организаций проходят курсы профессиональной переподготовки по направлению «Дефектология» в ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования». В целях оказания методической, психолого-педагогической и диагностической помощи для родителей с 1 сентября 2017 года в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях Смоленска функционируют 19 (15,6 %) бесплатных консультационных центров [14, с. 19].

Однако проблем значительно больше, чем достижений. Дошкольная система образования обязана предоставить адекватные условия обучения и воспитания всем детям с ограниченными возможностями здоровья в связи с тем, что количество детей с ОВЗ увеличивается, усложняется структура дефекта. Нельзя забывать, что именно в дошкольный период формируются основные знания, умения и навыки, закладывается фундамент будущего ребенка, начинается становление его личности, и чем раньше начинается коррекция и компенсация дефектов развития, тем быстрее и устойчивее будет положительный результат.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00095.

2. История коррекционного и инклюзивного школьного образования в Смоленской области (2013-2020 годы) : сборник документов и материалов / под ред. Г.Н. Меженцевой. Рига, 2020. 212 с.

3. Там же.

4. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Legislation Pertaining to Special Needs Education. UNESCO, 1996. 183 p.

6. Об образовании в Российской Федерации

7. История коррекционного и инклюзивного дошкольного образования... С. 13.

8. Там же. С. 13.

9. Там же. С. 13-14.

10. Там же. С. 15-16.

11. Там же. С. 22.

12. Там же.

13. Там же. С. 25.

14. Там же. С. 19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Редактор: Шейхетова Ирина Александровна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.