Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОГРАММ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОГРАММ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорощенко Галина Ивановна, Степичева Людмила Александровна

В статье рассматривается применение информационно-коммуникативных и цифровых технологий обучения в работе учителя-дефектолога. Обсуждаются результаты эмпирических наблюдений, относящихся к качеству реализуемых адаптированных программ обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечается улучшение показателей деятельности детей, их мотивированность в условиях обучения, а также даются рекомендации по применению цифровых технологий в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорощенко Галина Ивановна, Степичева Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF ADAPTED INFORMATION AND COMMUNICATION PROGRAMS IN TEACHING CHILDREN WITH DISABILITIES

The article discusses the use of information, communication and digital learning technologies in the work of a teacher-defectologist. The results of empirical observations related to the quality of implemented adapted educational programs for children with disabilities are discussed. There is an improvement in the performance of children, their motivation in the learning environment, and recommendations are given on the use of digital technologies in education.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОГРАММ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»



В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ

УДК 376.42

Г. И. Дорощенко, Л. А. Степичева

ПРИМЕНЕНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОГРАММ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Современные педагогические технологии с использованием компьютеров, планшетов, других интерактивных средств значительно повышают интерес субъектов педагогического взаимодействия (педагога и учащегося) к совместному участию в образовательной деятельности. И педагоги, и ученики обучаются пользоваться цифровыми технологиями [1], которые постоянно совершенствуются, что мотивирует субъектов совместной деятельности к адекватному их использованию.

В условиях дошкольного образования и начальной школы также широко применяются передовые технологии обучения детей чтению, изобразительной деятельности, познанию предметов и явлений окружающей действительности. Многие эффективные методики психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса адаптированы с учетом применения информационно-коммуникативных средств, что оказывает существенную помощь педагогу в его работе с детьми, осо-

бенно в условиях инклюзивного образования [2]. Такая помощь оказывается существенно значимой в работе с детьми, у которых наблюдаются интеллектуальные нарушения различной степени выраженности.

Учителю-дефектологу приходится уделять особое внимание детям с очевидными признаками психического дизонтогенеза [3], чтобы использовать в своей работе правильно подобранные методы обучения и коррекции их когнитивно-личностной сферы. Адаптированность программ обучения с учетом применения компьютерных технологий [4] позволяет детям с интеллектуальными нарушениями вовлекаться в образовательную среду как на индивидуальном уровне общения с педагогом, так и в процессе коллективных (групповых) видов совместной деятельности.

Нормально развивающиеся дети и дети с интеллектуальными нарушениями мотивированы на интерактивное взаимодействие с педагогом, опосредованно используя компью-

терные технологии - игры, обучающие программы, пр. Однако у детей с интеллектуальными нарушениями (в силу задержанного развития, органических повреждений мозговых структур, пр.) наблюдаются проблемы в усвоении пользовательских программ, последовательности мо-торно-двигательных действий, пере-ключаемости или устойчивости уровня активного внимания, в слабости мыслительных операций и т. д. Нередко у них наблюдаются нарушения в психоэмоциональном состоянии, обусловленные неудачами, трудностями в решении задач, понижением работоспособности, снижением общего тонуса организма, пр. [5].

Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития требует разработки новых подходов, программ, поиска нестандартных решений, что объясняет актуальность рассматриваемой темы. Используя научный подход к применению современных цифровых средств в работе педагога-дефекто-лога, можно решить поставленные задачи наиболее эффективным способом.

Среди таких задач могут быть следующие:

• формирование интересов и мотивации к участию в образовательной деятельности;

• развитие уровня активного внимания и работоспособности, способствующие улучшению сенсомотор-ной координации;

• развитие пространственного восприятия и воображения;

• тренировать особенности памяти и внимания;

• формирование гибкости мыслительных процессов

• разрабатывать индивидуализировать темп, сложность и содержание обучения;

• обучение регуляции поведения и эмоциональному контролю в различных условиях жизнедеятельности.

Возможны и другие задачи, которые возникают в процессе образовательной деятельности; они учитываются в учебно-тематическом плане учителем-дефектологом. Кроме того, необходимо учитывать и то, что учи-телю-дефектологу приходится работать с детьми, у которых нарушения интеллектуального развития могут выступать вследствие иных вариантов психического дизонтогенеза. А в этих случаях соответственно корригируются и сами задачи учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности развития (ОВЗ).

Необходимо отметить, что количество обучающихся с ОВЗ в последнее время имеет тенденцию к росту. Распространение инклюзивного образования требует от педагога повышенной концентрации на занятиях и высокой профессиональной квалификации для составления тематического плана на учебный год, в том числе речь идёт о составлении индивидуальных образовательных программ (индивидуальных образовательных маршрутов для разных обучающихся с ОВЗ).

Мы предполагаем, что применение цифровых средств в обучении детей осуществляется только с учетом здоровьесберегающих технологий, которые учитывают следующее:

а) соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с монитором (интерактивной панелью), планшетом либо телефоном (расстояние между экраном интерактивной панели и глазами обучающихся должно составлять не менее 60 см; время непрерывной работы не должно превышать 25 минут; вентиляция в помещении должна быть исправна);

б) проведение динамических пауз, зрительных гимнастик (план занятия учителя дефектолога с использованием интерактивных панелей либо планшетов должны включать зрительную гимнастику в середине и в конце занятия не менее одной минуты).

Подбор существующих дидактических игр или разработка новых игр для конкретного обучающегося (группы) должна осуществляться по детально продуманному плану.

На основании использования наших разработок был проведен мониторинг обучающихся, относящийся к тому, насколько дети понимают, владеют и решают ту или иную поставленную задачу.

Проводим описание некоторых из них.

1. Игра на развитие памяти - «Пригласи друга на день рождения».

Разработки для интерактивной панели: презентация с активными кнопками в виде цифр и видео с забавным медвежонком, который приглашает друзей к себе на день рождения. Для записи видео используется обычная мягкая игрушка и голос за кадром.

Ход игры: медвежонок просит детей пригласить его друзей на день рождения, так как сам очень занят и не может

этого сделать. При этом он называет одну цифру номера телефона. Дети нажимают цифру на интерактивной панели и попадают к другу, который предлагает позвать следующего зверя, при этом подсказывает следующую цифру. Далее дети нажимают уже две цифры.

Задача детей запомнить последовательность цифр, не записывая их.

2. Игра на развитие логического мышления - «Правда ли это?».

Разработки для интерактивной панели: несколько интерактивных картинок, которые содержат логические нарушения (к примеру, дети собирают спелые ягоды с зеленых кустов смородины в зимнее время; люди катаются на лыжах летом или ходят в шортах и футболках зимой; пальмы растут на Красной площади и пр.).

Ход игры: Дети нажимают то, что, по их мнению, нарушает логику картинки. Если их нажатие является правильным, то выбранная часть картинки меняет цвет либо растворяется.

3. Игра на развитие пространственного мышления - «Найди меня».

Разработки для интерактивной панели: нарисованная карта находок. Раздаточный материал: инструкции к карте находок, игральные кости.

В классе прячутся некоторые предметы (либо части пазла), а затем рисуется «карта находок». Карта находок открывается на интерактивной панели. Дети переставляют магнитики в качестве фишек при совершении хода. Игроки бросают кости, делают ход и читают инструкцию, в которой указано точное место расположения части головоломки (два шага влево от двери, три шага вправо от окна и т. д.). Игра помогает детям лучше ориентироваться в пространстве.

Мониторинг (табл. 1) проводился в период с 6 сентября по 17 декабря

Таблица 1

Результаты мониторинга применения игр с использованием цифровых средств в обучении

Уровень сформированное™ Стандартная программа без применения цифровых средств Использование игр на основе цифровых средств

Развитие памяти 26% 31%

Развитие логического мышления 29% 33%

Развитие пространственного мышления 22% 30%

2021 года в группе детей с ОВЗ и легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Количество проведённых занятий без применения цифровых средств - 10, количество занятий с применением цифровых средств - 10.

Результаты проведенного мониторинга свидетельствуют об улучшении характеристик интеллектуальной деятельности, в частности, памяти - на 6%, логического мышления - на 4%, пространственного мышления - на 8%. То есть, речь идёт об улучшении качества выполнения заданий с использованием цифровых технологий, когда необходимо продемонстрировать особенности запоминания, логику и ориентацию пространственных действий.

Результаты мониторинга позволяют сделать вывод о повышении уров-

ня сформированности различных аспектов познавательной деятельности. Улучшение результатов в значительной степени достигается за счёт того, что учебный процесс становится увлекательным, дети с ОВЗ становятся более мотивированными на результат.

Применение цифровых средств в работе учителя-дефектолога становится дополнительным дидактическим средством в проектировании индивидуальных и групповых учебных занятий с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития. Адаптированные компьютеризированные варианты дидактических игр также способствуют развитию информационно-коммуникативной среды обучающихся; они являются средством развития мотивации к учению детей с особыми образовательными потребностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Малышева М. А. Информационные технологии в специальном образовании // Специальное образование. Материалы XIII международной научно-практической конференции 26-27 апреля 2017 г.

Санкт-Петербург: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. С.127-130.

2. Четверикова Т. Ю. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования

// Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 58. С. 71-78 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ deti-s-ogranichennymi-vozmozhnos-tyamizdorovya-v-sisteme-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.02.2022).

3. Лебединский В. В. Нарушения психологического развития у детей: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1985. 167 с.

4. Русинова С. В. Применение компьютерных инструментов развиваю-

щего и коррекционно-направленного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Kant. 2020. № 2 (35). С. 310-313.

5. Худик В. А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития личности: На материале исслед. детей и подростков / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 2000. 298 с.

REFERENCES

1. Malysheva M. A. Information technologies in special education // Special education. Materials of the XIII Scientific and Practical International Conference on April 26-27, 2017. St. Petersburg: Publishing House of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin, 2017. P. 127-130. (In Russ).

2. Chetverikova T. Y. Children with disabilities in the system of inclusive education // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2016. No. 58. P. 71-78 // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyamizdorovya-v-sisteme-inklyuzivnogo-obrazovaniya (date of application: 05.02.2022).

3. Lebedinsky V. V. Violations of psychological development in children:

Textbook. M.: Publishing House of Moscow State University, 1985. 167 p. (In USSR).

4. Rusinova S. V. Application of computer tools for developing and correctional-oriented education of children with disabilities // Kant. 2020. No. 2 (35). P. 310-313. (In Russ).

5. Khudik V. A. Ontogenetic aspect of psychological diagnosis and correction of abnormal personality development: Based on the material of the research. children and adolescents / A. I. Herzen Russian State Pedagogical University. St. Petersburg: Education, 2000. 298 p. (In Russ).

Поступила в редакцию 02.03.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.