УДК 004 ББК 74.66
DOI: 10.31862/1819-463X-2021-1-133-142
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Е. П. Трошина, Е. А. Барабошкина, В. В. Мантуленко
Аннотация. В статье рассмотрен процесс инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями, а также способы эффективного образования детей с помощью цифровых технологий, описаны проблемы дистанционного образования детей-инвалидов и трудности педагогов в работе с такими детьми, что явлется актуальной проблемой на сегодняшний день. Приводится характеристика образовательного учреждения, которое готово обучать своих учеников с ограниченными возможностями. В статье используется статистика количества детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, реализующих программы образования. Рассмотрены нормы и требования, установленные действующим законодательством Российской Федерации, к образовательным учреждениям для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описывается такая современная технология, как планшетные панели для эффективного обучения таких учеников. Цель данной статьи заключается в анализе деятельности общеобразовательных учреждений, готовых к работе с детьми-инвалидами. В качестве примеров приведены школы с инклюзивным образованием в Самарской области.
Ключевые слова: инклюзивное образование, цифровизация, дети с ОВЗ, адаптированная основная общеобразовательная программа.
USING DIGITAL TECHNOLOGIES IN INCLUSIVE EDUCATION
E. P. Troshina, E. A. Baraboshkina, V. V. Mantulenko
Abstract. The article considers the process of inclusive education of children with disabilities, as well as ways to effectively educate children using digital technologies, describes the problems of distance education of children with disabilities and the difficulties of teachers in working with such children, which is an urgent problem today. The article describes an educational institution that is ready to teach students with disabilities. The article uses statistics on the number of children with disabilities in comprehensive education organizations that implement education programs. The norms and requirements
© Трошина Е. П., Барабошкина Е. А., Мантуленко В. В., 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
established by the current legislation of the Russian Federation for educational institutions for working with children with disabilities are considered. It describes a modern technology such as tablet panels for effective training of such students. The purpose of this article is to analyze comprehensive educational institutions that are ready to work with children with disabilities. Examples include schools with inclusive education in the Samara region.
Keywords: inclusive education, digitalization, children with disabilities, adapted basic comprehensive education program.
Введение
Одной из популярных точек зрения является та, согласно которой уровень цивилизации определяется тем, как общество относится к меньшинствам и людям, попавшим в беду. Совсем недавно многие люди с той или иной формой инвалидности были обречены на изоляцию, предоставление особых детских садов, школ, а в результате - оторванность от сверстников, социума на всю жизнь.
Здоровье - важнейшая жизненная ценность человека. Человек, имеющий проблемы со здоровьем, не может полноценно выполнять свои функции, существует множество заболеваний, которые ограничивают возможности деятельности человека. Современное общество заботится о людях с ограниченными возможностями здоровья, чтобы значительно улучшить их жизнь: государство выплачивает им регулярные пособия, обеспечивает бесплатные медицинское обслуживание и образование.
Учебная деятельность - это усвоение знаний и умений в процессе различных видов деятельности и форм общения, то есть процесс по овладению новым опытом, привычками, умениями, навыками, знаниями. Данные задачи ставит учитель на основе внешнего контроля и внешней оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Однако, как показывает практика, при разных условиях обучения учащиеся дают существенно отличающиеся результаты, что свидетельствует об отличии их психологических состояний. Таким образом, в общеобразовательное учреждение зачисляются и дети с ограниченными возможностями здоровья, основной дефект развития которых замедляет формирование познавательных
процессов и снижает познавательную активность [1].
Традиционно в России дети-инвалиды получали образование в специализированных (коррекционных)учебных заведениях, в специальных учреждениях-интернатах или на дому, что обеспечивало условия, соответствующие их медицинским и педагогическим потребностям, что, со всей очевидностью, препятствовало полноценной социальной интеграции, ограничивая их жизненные возможности. Раздельное обучение детей-инвалидов привело к тому, что такие дети стали далеки от социума, они сложно адаптируются в обществе.
Образование есть целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государственных образовательных уровней [2].
Каждая группа детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особые образовательные потребности, которые должен удовлетворять педагог. Образовательный процесс таких учеников имеет массу отличий, но использование цифровых технологий поможет учителям стать ближе к таким детям за счет более комфортной обстановки на уроке. Приоритетные потребности детей инвалидов - базовые (основные) потребности человека. Они нуждаются в пище, любви, защите и образовании. У школьников общеобразовательного класса и школьников с ОВЗ общие закономерности развития учебной деятельности.
Инвалидность в любом возрасте не должна мешать не только реализации человеческого
потенциала, но и социализации - полноценной жизни в обществе. Задача общества -сделать доступным для обучающихся с ограниченными возможностями мир науки и образования. Решением этой задачи может быть инклюзивное образование. Оно включает в себя процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. Инклюзивное образование обеспечивает равное отношение ко всем людям и создает особые условия для учащихся, имеющих особые потребности.
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Его целью является создание безбарьерной среды в обучении детей с ограниченными возможностями [3].
Комплекс мер, необходимых для обучения детей с ограниченными возможностями, подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме того, необходимы специальные учебные программы (планы), методические разработки, направленные на облегчение процесса адаптации с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
В инклюзивном образовании действует правило: «Нельзя сравнивать одного ребенка с другим, нужно сравнивать достижения ребенка с его возможностями, каждый должен догонять самого себя». Инклюзия -это наилучший путь в образовании, так как каждый ученик индивидуален и требует действительно особого подхода [3, с. 32].
Инклюзивные практики на территории Российской Федерации
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом
«Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свободах.
Реализуемый в общеобразовательных учреждениях подход к совместному обучению детей строится на принципах междис-циплинарности, уважения к личности ребенка и понимания его развития, участия родителей в воспитательном и образовательном процессах [4].
В школах создаются все необходимые условия для обучения таких детей:
• оборудованы сенсорные комнаты;
• реализуется методика В. Ф. Базарного;
• функционируют бассейны;
• приобретены речевые компьютерные программы, тактильные дорожки; тактильная настенная панель; развивающие и кор-рекционные деревянные игры.
Важным условием методики В. Ф. Базарного является то, что образовательные учреждения, в которых она используется, регулярно проводят экспресс-диагностику детей и отчитываются перед родителями о состоянии их здоровья и происходящих сдвигах в тех функциональных системах организма, которые наиболее остро реагируют на неблагополучие в организации педагогической среды. Это, прежде всего, творческое воображение, осанка, острота зрения, нервно-психическая сфера. При этом речь идет о строго количественных замерах, которые позволяют оценить динамику той или иной подсистемы организма, а также его состояние и развитие в целом. Количественные экспресс-тесты по всем этим показателям разработаны лабораторией Базарного. МБОУ СОШ № 177 г. Самары использует данную методику, ведь она направлена улучшение и сохранение здоровья учащихся.
Инклюзивное образование - это динамичный процесс, который постоянно развивается, подтверждая, что все дети могут учиться в общеобразовательных учреждениях, и позволяет образовательным структурам удовлетворять потребности всех учеников [5].
В рамках действующего законодательства любое образовательное учреждение становится инклюзивным и должно быть готовым к обучению детей с ограниченными возможностями. Готовность учреждения заключается в создании безбарьерной среды и профессиональной подготовке кадров.
Основные задачи, которые стоят перед образовательным учреждением с инклюзивным образованием:
• физическая доступность;
• доступность образовательного процесса.
Для реализации доступности образовательного процесса необходимо формировать адаптированные учебные места, которые включают в себя специализированное оборудование для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, также нельзя забывать о необходимости обеспечения вспомогательными устройствами и материалами педагогов, дефектологов и психологов, которые реализуют такие вспомогательные задачи, а именно обучение, адаптация, реабилитация учащихся с особыми потребностями.
Для школ с инклюзивным образованием разработаны особые санитарно-эпидемиологические требования, определяющие условия инклюзивного образования. Требования эти прописаны в Постановлении № 26.
Учебные заведения должны быть оснащены:
1) специальными программами и учебными пособиями для детей с нарушением зрительной, слуховой и опорно-двигательной функций;
2) необходимым оборудованием для занятий с логопедом и дефектологом, кабинетом педагога-психолога;
3) кабинетом логопеда либо дефектолога;
4) цифровыми модульными системами для работы с текстами;
5) сенсорными комнатами (по возможности);
6) универсальными цифровыми устройствами с синтезом речи для воспроизведения и записи звуковой информации.
Стоимость специального образования на одного ребенка слишком высока для
государственных образовательных учреждений. Правительство признает необходимость разработки более доступной системы, которая обеспечит качественное образование для всех детей. Все чаще те, кто работает в сфере специального образования, видят необходимость в инклюзивной практике.
В связи с финансовой проблемой в государственных образовательных школах наилучшим вариантом может быть введение дополнительной ставки для учителей «поддержки». Учителя «поддержки» работают на самых разных уровнях: ими могут быть волонтеры, работающие в сообществе, родители, практические тренеры или высококвалифицированные консультанты. Учитель «поддержки» может быть дополнительным помощником в классе, назначенным работать с одним конкретным ребенком или несколькими детьми.
Также не надо забывать о различных видах работы с родителями. Важно, чтобы на уроке, празднике или спортивном мероприятии ребенок с особенностями в развитии не только пассивно проводил время, но и активно принимал участие. Ведь это хорошая возможность показать положительные результаты и личные достижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, потому что участие ребенка в мероприятии - своего рода отчет педагогов о проделанной работе. В свою очередь, родители, воспитывающие детей с особенностями в развитии, могут наглядно увидеть, чему научился их ребенок, и гордиться его достижениями. Единство школы и семьи - ключ к успеху в инклюзивном образовании.
Целью образовательного процесса работы с детьми с проблемами в развитии является не только социализация и адаптация детей в обществе, но и развитие познавательных и речевых способностей детей [6]. Развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, речь, память, мышление, позволяет ребенку познавать самого себя и окружающий мир, чувствовать себя уверенным среди других людей и уметь ориентироваться в той или иной ситуации.
В 2018 г. на территории Самарской области осуществляли образовательную деятельность 337 детских садов, 541 школа и 91 автономная негосударственная дошкольная организация.
Согласно статистическим данным, по состоянию на 20.09 2018 г., в образовательных организациях, реализующих программы инклюзивного дошкольного образования, обучаются 154 525 детей, из них коррекци-онным сопровождением охвачено 17 941 детей (рис. 1), что составляет 11,6% от детей дошкольного возраста, посещающих сады, детей-инвалидов - 1222 (0,79%) от общего количества детей в школах, реализующих программы образования.
Дети с ОВЗ посещающают образовательные организации (сады, школы) в 6 округах: Западном, Кинельском, Поволжском, Юго-Восточном округах, г.о. Самара, г.о. Тольятти. Безусловно, правительство Самарской области создает все необходимые условия для жизни таких ребят и оказывает финансовую поддержку родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги образовательных учреждений повышают свою квалификацию, чтобы уметь работать с такими детьми и удовлетворять их потребности.
Соотношение общего количества детей к детям с ограниченными возможностями
здоровья в 2018 г. можно рассмотреть на рисунке.
Школы оборудованы всеми необходимыми средствами для создания комфортных условий, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями, но, к сожалению, трудности возникают даже в «подкованных» в этом роде школах. Программа общеобразовательной школы не рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья, в связи с этим возникают различного рода сложности, например: ребенку с физическими отклонениями сложно выходить к доске, это занимает время на уроке, также нужна поддержка у доски другого лица. Сложно оценивать знания ребенка с психическими отклонениями и говорить о его ошибках, здесь речь идет о перепадах настроения. Всего этого можно избежать благодаря цифровым технологиям в инклюзивном образовании.
Цифровые технологии в образовании
Цифровые технологии в образовании -это способ организации современной образовательной среды, основанный на цифровых технологиях. Цифровые технологии развиваются с огромной скоростью [7]. Многие сферы деятельности переходят на цифровые системы: больницы, заведения
180000 160000 140000 120000 100000 80 000 60 000 40 000 20 000 о
154 525
17 941
Общее количество детей Дети с ОВЗ
Соотношение общего количества детей к детям с ограниченными возможностями здоровья в 2018 г.
Рис. 1. Количество детей с ограниченными возможностями в 2018 г. Наука и Школа / Science and School № 1'2021 137
общественного питания, образовательные организации. Эксперты все чаще говорят о переходе школьной программы на электронный формат. Отличным вариантом эффективного инклюзивного образования можно назвать его цифровизацию: использование такой современной технологии, как планшетные панели. На платформе планшета размещена масштабная библиотека электронных учебников по всем предметам с 1-го по 11-й класс, в каждом из них имеются сотни мультимедийных и интерактивных объектов, удобная навигация экономит время урока. Положительным аспектом таких панелей можно считать изменение шрифта, делающее чтение комфортным, синхронизация на нескольких устройствах позволяет ученикам легко продолжить работу с домашнего компьютера или планшета.
Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, готовы сделать вклад в развитие своих детей. Такие планшеты родители могли бы приобрести совместно со школой, ведь их финансовое положение зависит не только от покупки новых гаджетов для ребенка, но и от обеспечения лекарствами, нахождения в реабилитационных центрах. В связи с этим целесообразнее будет помочь друг другу в этом вопросе или найти поддержку в других организациях.
Каждая школа смогла бы выбирать наиболее удобные способы использования планшетных панелей для себя. Это зависит еще и от финансового состояния школы, а также от квалификации учителей в работе с такими учениками.
Способы использования планшетных панелей в общеобразовательных учреждениях:
1. Использование планшетов детьми с ограниченными возможностями вместо тетрадей и ответа у доски. В случае, когда ребенок хотел бы ответить у доски, его записи на планшетной панели смогли бы отображаться для всего класса, сэкономив при этом время и силы для выхода к доске. Школа, в свою очередь, смогла бы сократить затраты на покупку планшетов для всей школы, купив данную технологию лишь для детей с ограниченными возможностями.
2. Использование планшетных панелей всеми учениками школы. Так как цифрови-зация избавляет от бумажных версий, родителям не придется тратить деньги на тетради, учебники, ручки и прочую канцелярию: школьные принадлежности дорогие. Электронные версии необходимо будет заменять на новые только в случае поломки старой техники.
3. Использование планшетных панелей в случае необходимости. Дети с ограниченными возможностями часто в учебное время находятся в реабилитационных центрах, что может привести к отставанию от школьной программы, сложностям в выполнении домашнего задания и подготовке к экзаменам. Школа и родители могли бы помочь данным ученикам избежать этих проблем.
4. Использовать данное оборудование через платформу интернет-образования СИПКРО. Передача оборудования в общеобразовательное учреждение в соответствии с поданными заявками осуществляется по договору безвозмездного пользования, заключаемому в соответствии с Законом Самарской области «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области». В свою очередь, образовательное учреждение передает комплект компьютерного оборудования родителям (законным представителям) ребенка-инвалида по договору в безвозмездное временное пользование на период обучения ребенка в образовательном учреждении по основным образовательным программам. В случае потери ребенком статуса ребенка-инвалида вследствие успешной медицинской, социальной или иной реабилитации, а также окончания образовательного учреждения оборудование возвращается в СИПКРО с целью передачи другому обучающемуся ребенку-инвалиду для организации обучения с использованием дистанционных технологий.
5. Если у ученика проблемы с руками, то существует стилус MouthStic (от компании Griffin) - первый в мире стилус, который управляется ртом. По внешнему виду он чем-то напоминает трубку от маски для снор-клинга. У него есть мягкая силиконовая
насадка для рта, которая является сменной. Управляя стилусом при помощи рта, люди с инвалидностью могут самостоятельно пользоваться смартфонами или планшетами. Электронное устройство при этом можно поставить на специальную подставку или просто положить на стол.
Переход к цифровому образованию - это значимый этап использования интернет-технологий. Сейчас наука развивается с большой скоростью, каждый день появляются новые структуры. Цифровизация обучения поможет школьникам лучше ориентироваться в информационном мире в будущем.
Оснащение рабочего места различными вспомогательными техническими средствами позволяет частично или полностью компенсировать ограничения, связанные с нарушениями зрения или функций опорно-двигательного аппарата.
Группа компаний «Исток-Аудио», основанная в 1994 г., на сегодняшний день является ведущим российским производителем и поставщиком в области разработки и реализации реабилитационного и адаптационного оборудования для людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе оборудования для обучения и реабилитации учащихся с инвалидностью в инклюзивных и коррекционных учебных заведениях, а также оборудования для формирования доступной среды в учреждениях широкого профиля. За все годы работы оборудовала более 8000 учреждений образования, культуры, спорта, здравоохранения, транспорта, социальных объектов, создав в них условия доступности для разных категорий инвалидности.
Таким образом, инклюзивное образование - гибкая система, где учитываются потребности всех учащихся не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста. Система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.
Очень важно формировать инклюзивную среду с раннего возраста, с дошкольных образовательных учреждений. Это способствует более быстрой адаптации ребенка к учебному процессу, включению его в социальную среду, развитию коммуникации и
формированию толерантного отношения к «особым» детям [8].
Организация инклюзивной практики требует от ее участников новых профессиональных компетенций, новых специалистов, использования цифровых технологий. Самое главное для педагога - сочетание различных возможностей на уроке для того, чтобы учить одновременно детей разного уровня.
Специалистам важно:
• гуманистические ценности (специалисты должны поддерживать идеи инклюзивного образования, должны быть заин-тресованы в том, чтобы справиться с этой задачей - помочь ребенку разобраться с его затруднениями, в которых он оказался);
• качество жизни (специалист должен помочь ребенку приобрести определенные навыки, чтобы он чувствовал себя комфортно в данной среде);
• акцент не на результат, а на процесс (делая акцент на процесс, получается гораздо больший результат);
• понимание целей инклюзии;
• исследовательская позиция (специалист не должен делать поспешные выводы, для специалиста важно знать, что можно изменить, как можно построить ситуацию по-другому, для того, чтобы эта ситуация смогла разрешиться);
• командная работа.
Заключение
Инклюзия - процесс, в котором дети, испытывающие какие-либо трудности, получают помощь от общества. Такие дети могут многое, но общество должно предоставить условия, которые помогут развиваться детям. Одно из таких условий - цифровые технологии. Сегодня мы должны уметь работать с разными людьми, сделать все наши сервисы и условия доступными для разных групп населения с разными индивидуальными потребностями развития.
Основное правило инклюзивного образования - комплексный и индивидуальный подход к формированию доступной комфортной среды, учитывающей особенности
и потребности учащихся всех возрастов. Для более эффективной организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями, а также облегчения труда учетелей школы могут быть использованы цифровые технологии (планшетные панели, электронные учебники, проектные доски и др.) [9]. Именно такой подход позволяет сформировать условия, которые необходимы детям с особыми образовательными потребностями.
В Самарской области для улучшения жизни инвалидов разработан проект «Доступная среда», с 2011 г. он пролонгирован до 2020 г. Это государственная программа, которая определяет линию изменений в образовании в сторону доступности.
15 самарских школ готовят к инклюзивному обучению. На заседании круглого стола обсудили предварительно итоги социального проекта «На урок - вместе», который направлен на то, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли учиться со своими сверстниками в классах, а не дома. Сейчас в рамках проекта решается проблема человеческого фактора, школьники посещают психологические занятия, уроки доброты, а педагоги проходят специальную переподготовку.
Примером инклюзивного образования в Самарской области является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 139», где директор Ирина Викторовна Раткевич, пройдя многочисленные инстанции, смогла создать благоприятные условия для безбарьерной среды, имея огромное желание заниматься проблемами инклюзии. Прежде всего, здесь обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в школе создана доступная среда, также большой опыт накоплен в работе с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра.
У детей очень важно сформировать правильное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, в этом плане советом школы № 139 были разработаны такие социальные проекты, как «Уроки доброты», «Се-мицветье», «Шаг навстречу», «Кладовая
Добра», «Дубрава» и др. Специфика данных проектов заключается в том, что деятельность школьников основывается на принципах де-тоцентризма: «От каждого по способностям и возможностям - каждому по интересам».
В основу проектов положена организация коллективных творческих дел. Дети-инвалиды с помощью таких проектов пробуют себя в различных социальных ролях: инициатор, судья, зритель, оформитель, член редколлегии, исполнитель разовых поручений, руководитель группы. Дети учатся видеть и понимать социальные процессы, проблемы конкретного человека, живущего рядом, понимать, что мир разнообразен и безграничен.
Реализация Государственной программы «Доступная среда» позволяет создать условия для частичного или полного восстановления навыков для общественной, бытовой и профессиональной деятельности у инвалидов, проживающих на территории Самарской области, и продолжить осуществление государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Еще одним примером инклюзивного образования в Самарской области является Школа № 50. Здесь наряду со всеми учатся и «особенные» дети. Комиссия школы рекомендует родителю специальные условия для получения образования, вариант программы, по которому ребенку будет комфортно учиться, все специальные условия, которые потребуются ребенку для реализации образовательной программы.
В школах сейчас проводятся мастер-классы по рисованию, оригами, робототехнике. Образовательная программа «Открытый Мир» для детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями помогает им совершенствовать двигательные умения и навыки, силу, умения и скорость.
Всем детям необходима поддержка со стороны общества. Инклюзия увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского сада, школы, а значит, направлена на снижение степени изоляции детей. Кроме того, инклюзивное образование учит детей доброте, терпимости и вниманию к людям с разными проблемами,
без этого невозможно вырастить эмоционально зрелую личность.
Анализ существующей практики инклюзивного образования, актуальных тенденций информатизации и цифровизации общества, а также дидактического потенциала цифровых технологий позволил сделать следующие выводы в данной работе. Цифровые технологии увеличивают возможности инклюзивного образования. Реализуя множество учебных и воспитательных функций, цифровые технологии и информационные ресурсы нового поколения могут быть использованы в целях инклюзивного образования в качестве:
• инструмента обработки учебных заданий в специальной форме (наиболее доступной и удобной для каждого обучающегося в зависимости от его индивидуальных образовательных нужд и потребностей, особенностей развития) [10, с. 20];
• помощника в учебной деятельности и средства коммуникации (данная функция не
должна сводиться лишь к возможности дистанционного общения с преподавателями и другими обучающимися, удаленного обучения; это более широкий инструмент, позволяющий содавать учебные платформы, сообщества по интересам, где люди с ограниченными возможностями здоровья могут реализовы-вать себя не только в роли обучающихся, но и менторов, различных специалистов, после получения образования) [11];
• средства моделирования действительности (данный инструмент широко используется сегодня в досуговой сфере, где предлагаются виртуальные экскурсии и путешествия для людей с ограниченными возможностями здоровья; на основе технологии цифрового следа и виртуальной реальности масштабы моделирования могут быть значительно расширены, так, например, ценным представляется потенциал цифрового следа для построения более эффективной модели непрерывного образования).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598.
3. Аверина И. Е. Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения детей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных групп). М.: Центр «Школьная книга», 2010.
4. Алехина С. В. Инклюзивное образование: иллюзия или реальность? // Сибирский вестник специального образования. 2017. № 1 (19). С. 4-6.
5. Алехина С. В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов // Психологическая наука и образование. 2015. T. 20, № 3. C. 70-78.
6. Борисова Н. В, Прушинский С. А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М.: Перспектива, 2009. 272 с.
7. Booth T., Ainscow M. Index for inclusion: Developing learning and participation in schools. Bristol, UK: Centre for Studies on Inclusive Education, 2011.
8. Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 156 с.
9. Garrote A., Dessemontet R. S., Opitz E. M. Facilitating the social participation of pupils with special educational needs in mainstream schools: a review of school-based interventions // Educational Research Review. 2017. No. 20. P. 12-23.
10. Мантуленко В. В. Особенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук). Самара: УОП СамГУ, 2007.
11. Социальные сети как уникальный образовательный ресурс / М. Д. Горячев, М. М. Горячев, Н. В. Иванушкина, В. В. Мантуленко // Аккредитация в образовании. 2014. No. 8 (76). С. 76-77.
REFERENCES
1. Federalnyy zakon ot 29 dekabrya 2012 goda No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii".
2. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 19.12.2014 g. No. 1598.
3. Averina I. E. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii raboty sluzhby soprovozhdeniya detey s detmi rannego vozrasta. Programma zanyatiy detsko-roditelskikh integrativnykh (inklyuzivnykh grupp). Moscow: Tsentr "Shkolnaya kniga", 2010.
4. Alekhina S. V. Inklyuzivnoe obrazovanie: illyuziya ili realnost? Sibirskiy vestnik spetsialnogo obrazovaniya. 2017, No. 1 (19), pp. 4-6.
5. Alekhina S. V. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya inklyuzivnogo obrazovaniya v praktike podgotovki magistrantov. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2015, Vol. 20, No. 3, pp. 70-78.
6. Borisova N. V, Prushinskiy S. A. Inklyuzivnoe obrazovanie: pravo, printsipy, praktika. Moscow: Perspektiva, 2009. 272 p.
7. Booth T., Ainscow M. Index for inclusion: Developing learning and participation in schools. Bristol, UK: Centre for Studies on Inclusive Education, 2011.
8. Volosovets T. V., Kutepova E. N. Inklyuzivnaya praktika v doshkolnom obrazovanii. Posobie dlya pedagogov doshkolnykh uchrezhdeniy. Moscow: MOZAIKA-SINTEZ, 2011. 156 p.
9. Garrote A., Dessemontet R. S., Opitz E. M. Facilitating the social participation of pupils with special educational needs in mainstream schools: a review of school-based interventions. Educational Research Review. 2017, No. 20, pp. 12-23.
10. Mantulenko V. V. Osobennosti ispolzovaniya elektronnykh media v uchebno-vospitatelnom protsesse obshcheobrazovatelnoy shkoly. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Samara: UOP SamGU, 2007.
11. Goryachev M. D., Goryachev M. M., Ivanushkina N. V., Mantulenko V. V. Sotsialnye seti kak unikalnyy obrazovatelnyy resurs. Akkreditatsiya v obrazovanii. 2014, No. 8 (76), pp. 76-77.
Трошина Елена Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладного менеджмента, Самарский государственный экономический университет
e-mail: [email protected]
Troshina Elena P., PhD in Economic Sciences, Assistant Professor, Department of Applied Management, Samara State Universuty of Economics
e-mail: [email protected]
Барабошкина Екатерина Алексеевна, студент бакалавриата, Самарский государственный экономический университет
e-mail: [email protected]
Baraboshkina Ekaterina A., student in the bachelor's programme, Samara State Universuty of Economics
e-mail: [email protected]
Мантуленко Валентина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладного менеджмента, Самарский государственный экономический университет
e-mail: [email protected]
Mantulenko Valentina V., PhD in Education, Assistant Professor, Department of Applied Management, Samara State Universuty of Economics e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.03.2020 The article was received on 08.03.2020