Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ)'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / УЧАЩИЕСЯ 9-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ / СЕМЬЯ / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик Владимир Александрович, Тельнюк Ирина Владимировна, Худик Мария Владимировна

Рассмотрены педагогические условия формирования профессионального самоопределения у школьников 9-х классов; влияния семьи и школы, других социальных институтов на выбор будущей профессии и профильобучения. Приведены результаты собственного анкетного исследования, которые обсуждаются в контексте предметного обучения, формирующихся интересов и успехов в учёбе. Предлагаются пути профессионально-ориентированной работы со школьниками, обеспечивающие рефлексию профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худик Владимир Александрович, Тельнюк Ирина Владимировна, Худик Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS (BASED ON A STUDY OF 9TH GRADE STUDENTS OF A SECONDARY SCHOOL)

The pedagogical conditions for the formation of professional self-determination among schoolchildren of the 9th grade are considered; the influence of family and school, other social institutions on the choice of future profession and profile of education. The results of their own questionnaire research are presented, which are discussed in the context of subject education, emerging interests and academic success. Ways of professionally oriented work with schoolchildren are proposed, providing a reflection of professional self-determination.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ)»

ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.26

В. А. Худик, И. В. Тельнюк, М. В. Худик

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (на материале исследования учащихся 9-х классов общеобразовательной школы)

Введение. Учащаяся молодежь различных образовательных учреждений находится в постоянном поиске и утверждении себя по интересам, проявляющимся навыкам и способностям в той или иной деятельности, что объективно влияет на выбор будущей профессии — профессиональное самоопределение. Однако, если старшеклассники общеобразовательной школы только начинают задумываться о том, какую профессию им избрать, по которой продолжить получение профессионального образования, то студенты колледжей и высших учебных заведений уже осуществляют обучение по избранной ими профессии. Правда, не всегда этот выбор является выбором самого обучающегося, поскольку влияние института семьи или школы остается существенным [1], и нередко молодому человеку приходится соглашаться с таким выбором, который зависит от ряда факторов (например, бюджетное образование,

необходимое количество баллов, территориальное место нахождения образовательной организации, пр.).

Так или иначе, понятие «профессиональное самоопределение» не является тождественным понятию «выбора профессии», поскольку процесс самоопределения пролонгирован по времени как субъективный, нравственно-этический и когнитивный опыт, тогда как выбор профессии явление статичное, во многом обусловленное внешними факторами. Не учитывать эти особенности при зачислении обучающихся в колледж или вуз, значит — способствовать формализованным критериям набора на обучение, и, следовательно, повышать риск будущего отчисления таких студентов, которые могут разочароваться в выборе профессии и продолжать находиться в состоянии «профессионального самоопределения».

Конечно, это не значит, что учащаяся молодежь колледжей и вузов не продолжает испытывать чувства поиска себя в избранной ими профессии. Знакомясь с различными теоретическими и практическими курсами учебных дисциплин, общаясь с педагогами и учеными образовательной организации, они обнаруживают у себя широту интереса к профессии, возможности пытливости ума и опыта деятельности, приобретая тем самым необходимые учебные и профессиональные компетенции. В то время как профессиональные интересы, по мнению Е. П. Ильина [2], станут проявляться значительно позже — в процессе непосредственной профессиональной деятельности, что сделает такое обучение непрерывным процессом на пути профессионального становления личности как специалиста в данной области человеческой деятельности.

Возникают объективные вопросы. Как помочь учащемуся школы, студенту колледжа или вуза в становлении рефлексивного опыта в вопросах профессионального самоопределения? Какие методики объективного изучения личности, её способностей и возможностей могут быть использованы в целях динамического наблюдения становления тех или иных интересов к деятельности, в которой конкретный субъект учения мог бы себя проявить на потребностно-мотивационном и когнитивно-эмоциональном уровнях? Могут ли педагоги образовательных организаций принимать участие в кор-

ригировании интереса к предметной деятельности на этапах освоения учащимися той или иной учебной дисциплины, если да, то каким образом та или иная предметная область учебной дисциплины связана, по рекомендациям П. П. Блонского [3], с практическим опытом повседневной жизни обучающегося, с его интересами, потребностями, знаниями и навыками? Есть многие другие вопросы, относящиеся к области организации образовательной среды обучающихся, к различным видам практик, что безусловно отражает качество предоставляемых образовательных услуг и обеспечивает мотивированность обучающихся на результаты формирующихся компетенций.

Ответы на эти вопросы лежат в плоскости организации и управления образовательной деятельности школы, учреждений профессионального образования среднего и высшего звена. В условиях современных требований к персонифицированному учету успеваемости обучающихся особое внимание уделяется уровню тестовых измерений — ОГЭ1,

1 Основной государственный экзамен (ОГЭ) — итоговый экзамен за курс основного общего образования в России. Служит для контроля знаний, полученных учащимися за 9 лет, а также для приёма в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы). Является одной из трёх форм Государственной итоговой аттестации (ГИА) [4].

ЕГЭ1, ЗЭТ2, пр. Однако и педагогу, и обучающемуся необходимо ориентироваться не только на реальные достижения в определенной области предметной подготовки, но и на перспективы интеллектуального развития учащегося в искомом виде будущей профессиональной деятельности, отвечая, таким образом, на следующие вопросы.

А зачем изучать ту или иную учебную дисциплину?

Насколько успехи обучения могут быть интегрированы в общекультурное развитие личности на следующих этапах профессионального образования?

Будут ли востребованы полученные знания в будущем?

Обучаюсь ли я только для успешной сдачи экзаменов, прохождения

1 Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях (школах, лицеях и гимназиях), форма проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования; служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы [5].

2 Зачётная единица трудоёмкости (ЗЕТ), (или просто зачётная единица, обозначаемая также «з.е.») — единица измерения трудоёмкости учебной работы и других мероприятий образовательной программы или учебного плана. Значение величины одной зачётной единицы, равной именно 36 академическим часам, закреплено в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) [6].

тестирования, получения удовлетворительного аттестата, или же моё обучение необходимо для решения иных социально значимых задач?

Эти и другие вопросы имеют различные лейтмотивы, определяющие истинное положение дел в успешности обучения как в общеобразовательной школе, так и в образовательных учреждениях среднего и высшего звена. Очевидно, что помощь учащимся в разрешении данных вопросов лежит в плоскости воспитания, реализуемого как образовательными организациями, так и институтом семьи, другими социальными институтами-партнёрами, связь с которыми образовательные учреждения реализуют в контексте решения задач по профессиональному ориентированию школьников, приобщению их к трудовой деятельности, волонтёрскому движению и т. д.

Постановка проблемы исследования. В нынешних условиях функционирования образовательных организаций роль социальных институтов изучена недостаточно, что обусловлено явлениями «закрытости» учебного заведения; цифровизации образовательной среды; смещения коммуникативных аспектов взаимодействия с общественными и производственными организациями в плоскость информационного пространства, например, при необходимости решения ряда социально-экономических проблем образовательной организации посредством её уча-

стия в государственных закупках1. В совокупности данные факторы перестраивают многолетнюю концепцию существовавших педагогических условий воспитания учащейся молодежи в аспекте её подготовки к самостоятельной жизни, к трудовой деятельности, к сохранению и преумножению семейных ценностей, проявлению чувств гражданственности и патриотизма к своей Родине.

Изложенное выше послужило катализатором в выборе темы исследования, целью которой явилось: изучение роли социальных институтов в попытках профессионального самоопределения учащейся молодежи. При этом исследуемую группу составили учащиеся 9-х классов общеобразовательной школы, поскольку именно эта категория учащихся впервые в процессе обучения в школе испытывает на себе значимость школьного образования для определения дальнейшего своего жизненного

1 Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) — единое информационное пространство всей сферы государственных закупок в России. В системе размещаются сведения о закупках в соответствии с федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-Ф3. ЕИС была создана для облегчения доступа к сведениям о торгах и минимизации коррупции в сфере закупок; доступна не только участникам закупок, но и всем посетителям портала государственных закупок; позволяет эффективнее контролировать их как со стороны общества, так и со стороны органов власти [7].

пути. Выпускной год обучения становится для многих школьников итогом их школьного развития и социальной зрелости, проверка которой начнется с момента успешности сдачи ОГЭ и адаптации к новым условиям профессионального образования.

Организация и проведение исследования. В качестве метода исследования использовалась анкета закрытого типа для решения задач профессиональной ориентации [8], позволяющая рассматривать готовые варианты клише-ответов в контексте упрощённой модели количественного и качественного анализа полученных данных.

При проектировании анкеты-вопросника мы исходили из того, что выбор будущей профессии у молодых людей начинается задолго до того, как они приступают к профессиональной деятельности.

Ещё в условиях детского сада у детей спрашивают: «Кем ты хочешь быть?», «Какая работа тебе нравится?», «Кем работают твои мама и папа?» и т. д. Подбадривая ребёнка, воспитатель говорит и зарождает надежду: «Вот вырастешь, станешь...!».

В школьном возрасте детей всё время тестируют на предмет их готовности к школьному обучению. В условиях школы дети находятся под пристальным вниманием педагогов, отслеживающих их успеваемость и выявляя способности и наклонности в той или иной предметной деятельности, а родители помогают им в этом и возлагают определенные надежды на школу.

Уже в средних и старших классах общеобразовательной школы стано-

вится очевидным доминирующий профиль интеллектуального развития учащихся — гуманитарный или естественно-научный. Психологическая служба школы занимается вычислением уровня что особенно важно для старшеклассников, вплотную близко подошедших к выбору дальнейшего пути профессионального обучения. С учащимися проводится профориентационная работа, изучаются особенности профессиональной направленности личности старшеклассника.

Разработанная нами анкета-вопросник содержала вопросы с вариантами ответа, которые респонденты должны были выбрать. Печатный вариант анкеты был структурирован для удобства при проведении экспресс-опроса.

Приводим стимульный вариант анкеты.

Экспресс-опрос для старшеклассников: «Я выбираю профессию».

Инструкция. У каждого человека наступает период в жизни, когда наиболее важными для него становятся ответы на вопросы, обращенные к самому себе: «На что я способен?», «Кто

1 Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития): уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека (такого же или среднего возраста); в более узком смысле — отношение так называемого умственного возраста к истинному хронологическому возрасту данного лица (индивида) [9].

я есть и кем смогу стать?», «Что может мешать мне, и что поможет в осуществлении стремлений и планов?». И не всегда здесь все ясно и определенно.

Ваши ответы-суждения на предлагаемую анкету помогут вам задуматься о значимости предстоящего выбора или утвердиться в уже сделанном выборе будущей профессии, а возможно, что это поспособствует своевременному обращению к наставнику или специалисту за советом и помощью при консультировании по выбору будущей профессии.

В каждом вопросе нужно выбрать и обвести один вариант ответа.

1. Насколько мне нравится учеба в школе:

а) очень нравится;

б) нравится учиться, но уже хотелось бы скорее завершить обучение;

в) нравится учиться, но хотелось бы реже посещать школу;

г) не нравится, так как считаю, что большую часть времени тратится попусту;

д) не нравится, если бы было можно, то перестал бы ходить в школу;

е) другое (укажите свой вариант ответа) _

2. Помогает ли мне обучение в школе подойти к выбору моей будущей профессии:

а) да, именно в школе я увлёкся некоторыми предметами, с которыми в будущем будет связана моя профессия;

б) да, в школе я смог найти ориентиры, которые помогли с выбором профессии;

в) не вижу пока особой роли школы в моих будущих профессиональных предпочтениях;

г) в выборе моей будущей профессии большая заслуга принадлежит другим (семье, спортивной школе, школе искусств) (подчеркните представленный вариант в скобках или укажите свой вариант ответа)_

д) другое (укажите свой вариант ответа)__

3. Моё личное отношение к выбору будущей профессии:

а) считаю, что выбор профессии — это личный самостоятельный выбор каждого;

б) считаю, что в моём выборе профессии должны участвовать семья или близкие родственники, старшие наставники;

в) считаю, что в моём выборе могут участвовать друзья или сверстники;

г) мне незачем думать о выборе профессии, за меня это сделают другие;

д) другое (укажите свой вариант ответа)__

4. Не важно, с чем будет связан мой выбор профессии, так как сейчас мне интересно:

а) программирование;

б) дизайн;

в) спорт (укажите вид спортивных занятий)__

г) музыка (что именно)

д) блогерство (прямые эфиры, видео трансляции);

е) киберспорт;

ж) танцы;

з) другое (укажите свой вариант ответа)_______

5. Чем я буду руководствоваться при выборе образовательной организации после окончания школы:

а) считаю, что надо ориентироваться на удобный график учебных занятий и форму обучения;

б) во время учебы необходимо набраться знаний и опыта по выбранной специальности;

в) выбранная профессия должна соответствовать моим интересам, желаниям и способностям;

г) нет никакого выбора, поэтому соглашусь учиться там, где возьмут;

д) предпочтение отдам образовательным организациям, находящимся близко к дому;

е) наверное, соглашусь с родными и близкими, которые самостоятельно примут решение о моем будущем обучении;

ж) другое (укажите свой вариант ответа)__

Благодарим за участие и желаем выбора профессии по душе!

Опросом было охвачено 62 учащихся 9-х классов школ Петроградского и Калининского районов Санкт-Петербурга.

Обсуждение результатов исследования. При обработке данных учи-

тывались не только отмеченный выбор вариантов ответа, но и самостоятельные рассуждения учащихся в открытых дополнениях к ответам.

Так, ответы на вопрос, связанный с желанием учиться в школе, свидетельствуют о том, что около 27% учащихся отмечают, что им «нравится учится в школе, но им хотелось бы реже её посещать», а 23% учащихся, помимо положительного отношения к школе, указывают на то, что большая часть времени в условиях школы «тратится попусту», также 22% учащихся из числа положительно относящихся к учебе отмечают желание быстрее бы «завершить обучение». Варианты свободных ответов (около 10% респондентов) указывают на то, что учащимся «хотелось бы меньше уроков», они отмечают, что в обучении присутствует «много ненужных предметов», из-за чего приходится «тратить время зря». Есть нарекания в адрес системы «подготовки и сдачи ОГЭ». Некоторые школьники, наряду с желанием учиться, отмечают собственную раздражительность в связи с большим количеством учащихся, шумом; высказывают пожелания «учиться дистанционно».

Роль семьи и школы в выборе профессиональных предпочтений для учащихся 9-х классов менее очевидна, поскольку учащиеся недостаточно осведомлены в профессиональном выборе и ещё не имеют конкретного решения о продолжении профиля обучения

после сдачи ОГЭ. Примерно 60% опрошенных лиц считают, что «школа не оказывает никакой роли в предстоящем выборе будущей профессии или профиле будущего профессионального обучения», тогда как 21% учащихся, наоборот, отмечают роль отдельных учителей в успешности освоения ими учебных дисциплин, развитии «увлеченности и занятий», с которыми «может быть связан будущий профессиональный выбор». Роль института семьи и других общественных организаций (например, спортивной секции) в профессиональном выборе отметили 11% учащихся. В целом большая часть учащихся, по рекомендациям родителей, считает необходимым продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном лицее, но это, по мнению учащихся, не является пока что их осознанным профессиональным выбором — «так хотят родители».

В то же время примерно 64% опрошенных респондентов считают, что «выбор профессии — это личное самостоятельное решение каждого», не зависимо от того, насколько осознано, критично подошёл к этому вопросу тот или иной учащийся. Около И опрошенных учащихся считают, что именно благодаря школе смогли определиться с будущим выбором профессии, дальнейшее обучение по которой видят в учреждениях среднего профессионального образования.

Учащиеся связывают выбор профессии со своими успехами в

учёбе и интересами. При этом интересы и увлечения чаще лежат вне плоскости школьных мероприятий, что указывается как недостаток в организации школьной жизни. Интересы учащихся — это «астрономия», «альпинизм», «чтение», «медицина», «история», «искусство», «рисование», «индустрия моды и красоты», «театр», «черчение», «иностранные языки», «различные виды спорта и физической культуры», что отметили около 40% опрошенных. Отмечены также и другие интересы — «программирование и компьютерные технологии» (15%), «блогерство» (15%), «музыка и танцы» (25%), «дизайнерская деятельность» (5%).

Следует отметить, что большая часть школьников после окончания 9-го класса предпочитают продолжить своё обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального уровня — в колледжах или техникумах, поэтому в своём выборе профессиональных предпочтений больше ориентируются на итоговой балл в аттестате и количество баллов по ОГЭ, а также на территориальную «близость будущей образовательной организации к дому» (около 10% опрошенных), возможное «соответствие выбранной профессии интересам, желаниям и способностям» (62%). Около 18% опрошенных считают, что их «родные и близкие самостоятельно решат судьбу будущего профессионального образования».

Выводы. Полученные результаты свидетельствуют в пользу неод-

нозначности мнений обучающихся о роли различных социальных институтов в становлении их будущих профессиональных предпочтений. Интересы к той или иной профессии рассматриваются учащимися 9-х классов несколько обособлено от их успеваемости, не связаны напрямую с конкретным видом профессиональной деятельности. Чаще всего профессиональное самоопределение подменяется ими выбором той или иной средней профессиональной образовательной организации с помощью родных и близких, реже — успешностью усвоения школьных образовательных предметов и сдачей ОГЭ. Интересы и увлечения школьников констатируются ими опосредовано от вопросов профессиональной ориентации, которая в условиях общеобразовательной школы реально оторвана от возможного взаимодействия с общественными и производственными организациями. Правда, некоторые школы пытаются самостоятельно развивать сотрудничество с организациями, опираясь на опыт советского времени, когда приоритетными в области профессиональной ориентации были реальные связи школы с производственными коллективами регионального уровня, где школьники проходили производственную практику, знакомились с производством, условиями труда, профессиями и т. д.

Таким образом, «профессиональное самоопределение» применительно к учащимся 9-х классов

общеобразовательной средней школы находится в так называемом «зачаточном состоянии», то есть как феномен социально-психологического развития, не получивший должного созревания. Это обусловлено закрытостью школы, как института образования, реализация задач которой не связана с подготовкой школьников к самостоятельной жизни и будущей трудовой деятельности. «Школу» интересует только то, как дети посещают занятия, какие они имеют поточные отметки и конечный результат в виде ОГЭ, так как это стало основным показателем «качества» образования и свидетельствует о рейтинге школы. В отличие от «семьи», ориентированной на социализацию ребёнка в обществе, получение им необходимого профессионального образования и дальнейшего трудоустройства. Роль других социальных институтов (общественных и производ-

ственных организаций) в профессиональном самоопределении школьников несколько опосредована и не всегда напрямую связана со школой или семьей, чаще всего она детерминирована непосредственными отношениями конкретного учащегося, его интересами и увлечениями, успехами деятельности в связи с, например, личным участием в спортивных соревнованиях, конкурсах и пр.

Очевидно, что следует вернуть в педагогику школьного образования уроки трудовой направленности, шефство и сотрудничество с профессиональными организациями, что являлось достаточно актуальным в советский период развития отечественного обучения, целью которого было — формирование жизненно важных навыков, умений учиться и трудиться, подготовка молодежи к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Худик В. А., Малышева Е. В. Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников: роль семьи и школы / С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования. СПб.: Изд-во СПбАП-ПО, 2003. 143 с.

2. Ильин Е. П. Мотивы человека: Теория и методы изучения. Киев: Вища шк., 1998. 291 с.

3. Блонский П. П. Трудовая школа и вопросы политехнического образования // Избранные педагогические

произведения. М. Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961. С. 200-370.

4. Основной государственный экзамен // https://ru.wikipedia.org/wiki/ Основной_государственный_экзамен (дата обращения: 12.09.2022).

5. Единый государственный экзамен // https://ru.wikipedia.org/wiki/ Единый_государственный_экзамен (дата обращения: 12.09.2022).

6. Зачётная единица трудоёмкости // https://ru.wikipedia.org/wiki/ Зачёт-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ная_единица_трудоёмкости (дата обращения: 12.09.2022).

7. Единая информационная система в сфере закупок // ЬМ^:// ru.wikipedia.org/wiki/ Единая_инфор-мационная_система_в_сфере_заку-пок (дата обращения: 12.09.2022).

8. Худик В. А. Психологическое изучение профессиональной направ-

ленности личности в подростковом и юношеском возрасте: Учеб.-метод. пособие. Киев: Освгта, 1992. 30 с.

9. Коэффициент интеллекта // https://ru.wikipedia.org/wiki/ Коэффи-циент_интеллекта (дата обращения: 12.09.2022).

REFERENCES

1. Khudik V. A., Malysheva E. V. Psychological and pedagogical aspects of professional self-determination of high school students: the role of family and school / S.-Peterb. akad. postdiplom. ped. obrazovaniya. SPb.: Izd-vo SPbAPPO, 2003. 143 p. (In Russ.).

2. Ilyin E. P. Human motives: Theory and methods of study. Kiyev: Vishcha shk., 1998. 291 p. (In UA).

3. Blonsky P. P. Labor school and issues ofpolytechnic education // Selected pedagogical works. M. Izd-vo Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1961. P. 200-370. (In USSR).

4. Main state exam // https:// ru.wikipedia.org/wiki/ OcHOBHon_ro-суцарственнLIH_экзамен (date of the application: 12.09.2022).

5. Unified state exam // https:// ru.wikipedia.org/wiki/ EflHHBin_ro-

сударственный_экзамен (date of the application: 12.09.2022).

6. Credit unit of labor input // https:// ru.wikipedia.org/wiki/ Зачётная_еди-ница_трудоёмкости (date of the application: 12.09.2022).

7. Unified information system in the field of procurement // https:// ru.wikipedia.org/wiki/ Единая_инфор-мационная_система_в_сфере_заку-пок (date of the application: 12.09.2022).

8. Khudik V. A. Psychological study of the professional orientation of personality in adolescence and youth. Educational methodical manual. Kiyev: Osvita, 1992. 30 p. (In UA).

9. IQ // https://ru.wikipedia.org/ wiki/ Коэффициент_интеллекта (date of the application: 12.09.2022).

Поступила в редакцию: 19.09.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.