Научная статья на тему 'КОРРИГИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СВЯЗИ С ЗАДАЧАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

КОРРИГИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СВЯЗИ С ЗАДАЧАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОТИВЫ УЧЕНИЯ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осинняя Елена Борисовна, Касарицкая Ольга Валентиновна, Сямтомова Ольга Владимировна

Обсуждаются вопросы готовности старшеклассников к выбору профессии, а также мотивы учения в связи профессиональным самоопределением. Анализируется влияние различных факторов на успешность обучения, на особенности становления субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, на становление у старшеклассников профессионального выбора к концу обучения в школе. Приводятся результаты анкетного опроса учащихся и педагогов, относящегося к качеству образования, оптимизации учебной деятельности субъектов педагогического взаимодействия. Указывается на роль новых информационно-коммуникативных технологий в обучении, а также отмечается важность взаимодействия семье и школы в вопросах подготовки молодых людей к профессиональному самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осинняя Елена Борисовна, Касарицкая Ольга Валентиновна, Сямтомова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF EDUCATIONAL MOTIVATION IN CONNECTION WITH THE TASKS OF PROFESSIONAL SELFDETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The issues of readiness of high school students to choose a profession, as well as the motives for learning in connection with professional self-determination, are discussed. The influence of various factors on the success of education, on the features of the formation of subject-subject relations in the educational process, on the formation of professional choice among high school students by the end of schooling is analyzed. The results of a questionnaire survey of students and teachers related to the quality of education, optimization of educational activities of the subjects of pedagogical interaction are given. The role of new information and communication technologies in education is indicated, as well as the importance of interaction between the family and the school in preparing young people for professional self-determination is noted.

Текст научной работы на тему «КОРРИГИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СВЯЗИ С ЗАДАЧАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

УДК 371.322

Е. Б. Осинняя, О. В. Касарицкая, О. В. Сямтомова

КОРРИГИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СВЯЗИ С ЗАДАЧАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Введение. Современный мир предъявляет высокие требования подрастающему поколению. Молодые люди должны владеть информацией, знаниями из различных областей научных дисциплин — естественно-научных, гуманитарных дисциплин, иметь навыки работы с информационно-технологическими ресурсами в системе образования и практической деятельности, понимать смежность и взаимодополняемость различных учебных дисциплин в контексте овладения функциональной грамотностью. Такие качества, как мобильность, лабильность, стрес-соустойчивость и работоспособность всегда являлись необходимыми на пути личностного взросления, но особенно они становятся востребованными в современных условиях жизни общества, когда конкурентоспособность выступает критерием оценивания качеств личности молодого человека в условиях становления рыночной экономики.

Высокий уровень образованности и воспитанности молодых людей — это заслуга коллективов не только образовательных организаций, семьи, но и самой личности обучающегося, чьи потребности, мотивы и воля были направленны на познание окружающего мира; формирования себя и поиска смысла жизни, готовности к будущей самостоятельной профессиональной деятельности. Социальный карьерный рост обеспечивается надлежащей учёбой и уникальностью личностных качеств, формирующихся в труде.

Однако проблемы образования в условиях современной России остаются актуальными и требуют своего разрешения. Социальные аспекты воспитания и обучения подрастающей молодежи [1] волнуют как педагогов, учащихся и их законных представителей (родных и близких обучающихся детей), так и законодателей, в чьих руках положение дел в системе образования. Снижение уровня образованности молодого поколения вызы-

вают опасения и тревогу у большинства преподавателей и родителей. По данным рейтинга стран по уровню образования, Россия получила индекс 0,823, что соответствует 39 месту — это между Мальтой и Венгрией [2]. А что касается индекса показателя человеческого развития (0,824), то Россия находится на 52 месте [3] — это между Румынией и Руандой (страна в восточной Африке). Поэтому есть, наверное, о чём задуматься самой богатой стране в мире по природным ископаемым, а также по богатству научных и гуманитарных открытий, которые внесла Россия в мировую науку и культуру, например, за последние два столетия.

Современная школьная молодёжь в большей своей части не обладает знаниями о потребностях рынка труда, не понимает, какие профессии наиболее востребованы, чтобы принять решение о выборе профессиональной деятельности и дальнейшем образовательном пути. А некоторые выпускники школы вообще не имеют представления о собственном профессиональном поиске и выборе будущего рода деятельности, что свидетельствует об их неподготовленности к самостоятельной жизни, инфантильности личности.

В большинстве случаев выбор дальнейшего места обучения с целью профессионального становления может быть связан с возможностью получить определенное количество баллов на итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Часто выбор места обучения связан с

возможностью сдать тот или иной предмет. Такое отношение к своему будущему не самым лучшем образом сказывается на заинтересованности, успеваемости и отношении к учебному процессу. Выявление внутренних мотивов школьников на достижение результатов в учебной деятельности, их корригирование в процессе учёбы становиться одной локальных задач педагогов образовательной организации.

Построение концепции корригирующей работы с учащимися. Образовательная жизнь школы всецело направлена на реализацию задач воспитания и обучения. Педагоги стараются, чтобы современный урок был интересным, чтобы учащиеся испытывали познавательный интерес и были бы более активными в освоении знаний и умений. Однако неоднородность в уровне подготовке самих учащихся ставит перед педагогами ряд других вопросов, касающихся их индивидуально-психологических свойств — насколько воспитанными и сформированными являются у школьников чувства ответственности, добросовестности, чуткости; насколько сформированы волевые качества и познавательные интересы, определяющие мотивы учения? Вопросы психолого-педагогической направленности («каким должен быть современный ученик, какими качествами он должен обладать?») всё больше звучат на педагогических советах и консультациях со специалистами — школьными психологами, соци-

альными педагогами, подростковыми врачами психоневрологами. Конечно, что каждый учитель хотел бы видеть перед собой целеустремленного, трудолюбивого, старательного ученика. Работа в таких учебных коллективах всегда интересна и результативна.

На педагогических совещаниях учителя сетуют на то, что им не хватает времени более ближе узнать учащегося, понять его проблемы и установки, связанные с учебной неуспеваемостью, определиться с необходимой помощью в учебном процессе. Нередко этому мешает переполненность учащихся в классе, слабая организация индивидуальных и коллективных форм обучения.

Очевидно, что для педагога существует такая задача, как определить не только то, какой учебный коллектив в целом, но и какой каждый конкретный ученик находится перед учителем, точно так же, как и понимание того, переполненные классы не способствует возможности в каждом конкретном ученике увидеть его способности, учебные привязанности, цели обучения. Следует согласиться с тем, что в современных образовательных условиях преподаватель должен не только уметь, но и совершенствоваться самостоятельно, учиться различным диагностическим методам, позволяющим лучше понять самого ребёнка.

Так как процесс обучения носит характер субъект-субъектной деятельности, то учащиеся также предъявляют определенные требо-

вания своим учителям. Следовательно, вопрос «каким должен быть учитель?» носит зеркальный характер. Отметим, что при таком подходе первостепенной задачей становится сохранение взаимного уважения каждого субъекта образовательного процесса.

Учебная деятельность — это ежедневный труд. И надо отметить, что не всегда безоблачный и простой. Результаты такого труда не всегда видны сразу, они, как правило, имеют отдаленный и отсроченный результат. Он может быть как положительный, так и отрицательный. Необходимо научить подростков извлекать опыт из обеих ситуаций. Любая деятельность результативна, если она носит системный характер. Каждый школьный предмет — это составляющая единой образовательной системы, направленной на личностный рост учащегося. Методы изложения, контроля могут быть различными у каждого преподавателя. Преподавательская деятельность — это творческий процесс, но организация учебной деятельности (планирование в изучении материала, контроль, коррекция результатов изучения, сроки и подготовка к промежуточной и итоговым аттестациям учащегося) требует единой системы (стратегии). Учащиеся должны понимать эту систему образовательного процесса, состоящую из постановки и формулирования цели и задач, контроля на каждом этапе изучения и освоения учебного материала, анализа результатов деятельности с дальнейшей коррекцией.

Учитывая, что учащиеся могут планировать свою деятельность на ближайшие 1—2 недели, отдаленный результат образования не может выполнять высоко мотиваци-онную функцию в их учебной деятельности. Следовательно, необходим поиск соответствующих форм, помогающих развивать навыки планирования деятельности, например, в процессе учебной деятельности. Одной из таких форм является проектная деятельность учащихся. С 2019—2020 учебного года представление и защита проектной работы является обязательным допуском к итоговой аттестации учащихся-старшеклассников. Работа над проектом стала значимой с точки зрения формирования навыка планирования, контроля и представления собственной деятельности. Отметим, что привлечение учащихся к участию в научно-практических конференциях различного уровня, в которых требуется изложение работы в письменном виде, и её устная презентация в различной форме также формирует способность планировать свою учебную деятельность.

В школьной жизни для подростка важны общение со своими сверстниками и мнение их друзей. И если подросток попадает в коллектив, где есть интерес к знаниям, то учебная деятельность становится значимой. Отметим, что создание специализированных классов только частично решает задачу формирования коллектива подростков с высокой степенью мотивации к учёбе. Поэтому перед учи-

телями возникает ещё одна задача — сформировать высоко мотивированный учебный коллектив, стремящийся достичь высоких результатов в учёбе. В данном случае педагог-предметник становится не только организатором учебной деятельности непосредственно на уроках, но и организатором коллектива единомышленников. Таким образом, привлечение большего числа учащихся к выполнению единого учебного задания (подготовки конференции, коллективной статьи, выступления) способствует сплочению учебного коллектива.

Для любого ученика в большинстве случаев важна такая формальная сторона обучения, как получение положительных, высоких оценок. Хорошая отметка в большинстве случаев является сильной мо-тивационной составляющей

обучения. Возможно, мы можем столкнуться с проблемой: с одной стороны, оценка может носить субъективный характер и не отражать истинной картины уровня полученных знаний. И с другой стороны — учёба за оценку, а не за высокий уровень знаний, за формирование творческого подхода, за выработку волевых качеств. Но учитывая сложность формирования мотивации к образовательному процессу, задел из хороших оценок может стать одним из первичных стимулов для изучения определенного предмета с последующим выбором его для перспективного применения.

Полагаем, в школах необходимо создавать условия, способствующие расширению кругозора учащихся. При наличии узкого кругозора или его отсутствия трудно представить перспективы получаемого образования, взаимосвязь полученных школьных знаний с дальнейшей профессиональной деятельностью. Преподавателю необходимо вести поиски методов, повышающих мотивацию к познавательной деятельности и расширению кругозора. Последнее может быть реализовано путём применения различных форм организации учебной деятельности на уроках, вовлечение учащихся в различные виды аудиторной и вне аудиторной деятельности (как в рамках работы в школы, так и вне её). Отметим, что организация предметных и междисциплинарных конференций, проведение уроков по смежным дисциплинам, привлечение учащихся для проведения уроков самостоятельно влияет на расширение кругозора и формирование мотивации. Также надо отметить, что для относительно слабого и не всегда успевающего ученика, такое участие является хорошим стимулом повышения познавательного интереса.

В формировании мотивацион-ной составляющей немалую роль играют родители и семья подростков. Проявляя высокую ответственность и заинтересованность, родители помогают определиться с дальнейшим выбором профессии, в коррекции результатов учебной деятельности, в становлении ком-

муникативных навыков в среде сверстников и людей старшего возраста, и даже в собственном понимании и осознании. Можно указывать на развивающуюся тенденцию разорванности между поколениями, на сложности взаимопонимания в связи с изменениями жизненных ценностей, на отсутствие неформальной поддержки со стороны государства. Однако каждая семья может внести собственный вклад в формирование и развитие взаимосвязей поколений, организуя собственные семейные праздники, которые закрепляются семейными традициями. Взаимосвязь поколений помогает формировать ответственность, понимание и себя, и других людей, что необходимо для формирования мо-тивационной составляющей учебной деятельности. Надо отметить, что недопустимо в современных условиях образовательной системы для достижения сформирован-ности заинтересованности к учебному процессу противостояние между родителями и преподавателям.

В качестве примера формирования сотрудничества родителей и преподавателей можно описать работу родительского клуба.

Заседания клуба проходят каждую четверть. На заседаниях обсуждаются вопросы по различной тематике. Кроме самих родителей и преподавателей, в заседаниях приминают участие специалисты по психологии, педагогике, методике воспитательной работы и социальные работники. Родители и преподаватели являются равноправными участниками в формировании у

подростков положительного отношения к учебному процессу. И родители, и преподаватели вносят огромный вклад в формирование мотивацион-ной составляющей и одновременно несут равную ответственность. Такие понятия, как сотрудничество, контакт, взаимопроверка и взаимоподдержка должны быть в обиходе преподавателей и родителей.

Взаимодействие родителей (законных представителей) прописаны в статье 44 Закона РФ «Об образовании» [4]. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в разделе 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Также на формирование положительного отношения к учёбе влияют волевая составляющая и внутренняя мотивация к познавательной и учебной деятельности. Иногда подростку необходимо усилием силы воли поднимать себя и идти в школу, где не всегда всё проходит без проблем, необходимо преодолевать собственную усталость и неудачи. Понимая высокую школьную нагрузку, для большей собранности, ответственно-

сти и стимула к деятельности встаёт необходимость вовлечения учащихся в занятия спортом, музыкой, рисованием. Отметим, что такие занятия не отвлекают от ученой деятельности, а скорее стимулируют её, так как способствуют развитию волевых качеств, ответственности, организации и планированию своей деятельности.

Организация обсуждение результатов исследования. С целью анализа мотивационных компонентов успеваемости старшеклассников, выбора ими дальнейшего пути профессионализации личности было проведено анкетное исследование, в котором участвовало 56 человек — ученики 10—11 классов и 18 педагогов ГБОУ «Брюсовская гимназия № 192» и ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 156» г. Санкт-Петербурга. Анкетный опрос включал себя вопросы закрытого типа, относящиеся к различным сферам организации учебного процесса.

В процессе исследования решались следующие задачи:

а) анализировалась роль в достижении результативного обучения мотивационной составляющей;

б) выявлялись факторы, которые позитивно влияют на формирование мотивации к учебной деятельности у старшеклассников;

в) изучались и корригировались субъект-субъектные отношения участников образовательной деятельности.

Помимо анкетного опроса, применялись дидактические технологии по активизации учащихся на

уроках, формирования у них мотивации на подготовку и позитивную сдачу ЕГЭ в связи с выбором тех или иных учебных дисциплин, связанных с дальнейшим выбором профильного обучения.

Результаты опроса выявили неоднозначность ответов как со стороны учащихся, так и педагогов школы на вопросы, относящиеся к оптимизации учебной деятельности. Так, большая часть учащихся (около 59%) считают возможным позволить им посещать учебные предметы выборочно с учётом ориентации на выпускные экзамены, тогда как педагоги школы эту позицию считают не приемлемой, разрушающей дисциплину и уклад жизни школы. Старшеклассники ориентированы на самостоятельное освоение некоторых учебных предметов, относящихся к гуманитарным областям знания (41,5%), полагая на свои возможности поиска информации в сети интернет и в электронных библиотеках, тогда как почти все опрошенные педагоги видят в этом скрытое желание не посещать школу. Учителя-предметники считают, что учащиеся недостаточно подготовлены с точки зрения анализа получаемой из вне информации, не научены в должной мере её систематизировать, чаще всего готовы к копированию «чужих» проектов. Школьники ратуют за включение в образовательный процесс интроспективных методов (38,4%), позволяющих учиться и усваивать методы наблюдения и самонаблюдения в преломлении прикладной направ-

ленности изучаемых естественнонаучных учебных дисциплин. То есть, по мнению учащихся, в учебном процессе должны быть представлены не только теоретические знания, но и возможности их применения на лабораторных (практических) занятиях. Теория и практика решения задач, по мнению большей части опрошенных старшеклассников (72%), разобщена и утрачивает свой дидактический смысл так как не отражает динамику интеллектуальной составляющей по мере усвоения учебного предмета. По мнению педагогов, учащиеся больше ориентированы на конечный результат (53,6%), то есть итоговое решение, например, задачи. Процесс же решения оказывается завуалированным, когда школьники не пытаются показать промежуточные действия или обосновать своё решение.

И учащиеся, и педагоги школы свидетельствуют о том, что образовательный процесс в старших классах больше ориентирован на подготовку и сдачу ЕГЭ (соответственно 80 и 69,5% опрошенных), что за этим процессом школа утрачивает свой смысл — выбор и подготовку к будущему профессиональному обучению и самостоятельной жизни. Школа как социальный институт удовлетворяет 35% учащихся. Некоторые школьники (15%) связывают посещение школы с необходимостью «пообщаться», «хорошо провести время».

Учащиеся старших классов считают необходимым включение в образовательный процесс факультативных занятий по профессиональной ориентации (около 72% опрошенных), где бы они не только знакомились с профессиями и предъявляемыми требованиями для лиц, желающих работать по избранной специальности, но и могли больше узнать о прикладной направленности изучаемых учебных дисциплин в искомом виде будущей профессиональной деятельности. Среди педагогов только 44,8% опрошенных отметили, что включают в процессе проведения уроков сведения о профессиях, где могут быть применены полученные знания.

Особо значимыми для опрошенных групп респондентов являлись вопросы о «семье учащегося», как о социальном институте, о роли семьи в становлении личности школьника [5]. Старшеклассники в большей своей части стараются, чтобы родители меньше «показывались на глаза в стенах школы» (78,5%), тогда как педагоги видят в этом положительную связь (51%), отражающую взаимодействие «семьи» и «школы» в воспитании учащихся. Некоторые ученики не скрывают наличие конфликтов в семье, из-за их отношения к посещаемости школы или успеваемости (29,5%), однако и часть педагогов не совсем готова к тому, чтобы обсуждать с родителя-

ми школьные проблемы учащегося (36%), перекладывая всю вину на школьника и его семью.

И старшеклассники, и учителя школы считают, что «семья принимает важное решение в отношении будущего профессионального выбора» учащимся. Однако педагоги школы отмечают, что нередко такой выбор происходит «спонтанно» (18,5%), практически к концу обучения ребёнка в школе, что может быть обусловлено решением «семьи».

Заключение. Конечно, школа должна идти в ногу с современностью, быстро и легко перестраивать систему отношений с институтом «семьи», принимать участие в жизни каждого ребёнка, включая социально-педагогическое сопровождение и оказание необходимой помощи в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Последний этап школьного обучения ставит перед учащимися и педагогами школы свои задачи, решение которых определит будущее выпускников, их оценку взрослости, готовности к предстоящей самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Взаимодействие таких социальных институтов, как «семьи» и «школы» способствует корригированию интересов и мотивов обучения старшеклассников, подготавливает их к сознательному выбору будущей профессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Худик В. А. Социальные аспекты проблемы воспитания в изменяющихся условиях современного общества // Коррекционно-педагогическое образование. 2022. № 1 (29). С. 5-12.

2. Данилов Д. Рейтинг стран по уровню и качеству образования (2021) // URL: https://top-rf.ru/places/616-obrazovanie.html#:~:text= (дата обращения: 10.03.2022).

3. Отчёты о человеческом развитии (2020) // URL: https://hdr.undp.org/en/ countries (дата обращения: 15.05.2022).

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) // URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16.05.2022).

5. Худик В. А., Малышева Е. В. Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников: роль семьи и школы. Монография / С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования. СПб.: Изд-во СПбАППО, 2003. 143 с.

REFERENCES

1. Khudik V. A. Social aspects of the problem of education in the changing conditions of modern society // Pedagogic Correction Education Journal. 2022. No. 1 (29). P. 5-12. (In Russ.).

2. Danilov D. Rating of countries by the level and quality of education (2021) // URL: https://top-rf.ru/places/616-obrazovanie.html #:~:text= (date of application: 10.03.2022).

3. Human Development Reports (2020) // URL: https://hdr.undp. org/en/countries (date of application: 15.05.2022).

4. Federal Law "On Education in the

273-FZ (latest edition) // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174 / (date of application: 16.05.2022).

5. Khudik V. A., Malysheva E. V. Psychological and pedagogical aspects of professional self-determination of high school students: the role of family and school. Monograph / St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education. St. Petersburg: Publishing House of SPbAPPO, 2003. 143 p. (In Russ.).

Russian Federation" dated 29.12.2012 N

Поступила в редакцию 19.02.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.