ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
УДК 371.322
Е. Б. Осинняя, О. В. Касарицкая, О. В. Сямтомова
КОРРИГИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СВЯЗИ С ЗАДАЧАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Введение. Современный мир предъявляет высокие требования подрастающему поколению. Молодые люди должны владеть информацией, знаниями из различных областей научных дисциплин — естественно-научных, гуманитарных дисциплин, иметь навыки работы с информационно-технологическими ресурсами в системе образования и практической деятельности, понимать смежность и взаимодополняемость различных учебных дисциплин в контексте овладения функциональной грамотностью. Такие качества, как мобильность, лабильность, стрес-соустойчивость и работоспособность всегда являлись необходимыми на пути личностного взросления, но особенно они становятся востребованными в современных условиях жизни общества, когда конкурентоспособность выступает критерием оценивания качеств личности молодого человека в условиях становления рыночной экономики.
Высокий уровень образованности и воспитанности молодых людей — это заслуга коллективов не только образовательных организаций, семьи, но и самой личности обучающегося, чьи потребности, мотивы и воля были направленны на познание окружающего мира; формирования себя и поиска смысла жизни, готовности к будущей самостоятельной профессиональной деятельности. Социальный карьерный рост обеспечивается надлежащей учёбой и уникальностью личностных качеств, формирующихся в труде.
Однако проблемы образования в условиях современной России остаются актуальными и требуют своего разрешения. Социальные аспекты воспитания и обучения подрастающей молодежи [1] волнуют как педагогов, учащихся и их законных представителей (родных и близких обучающихся детей), так и законодателей, в чьих руках положение дел в системе образования. Снижение уровня образованности молодого поколения вызы-
вают опасения и тревогу у большинства преподавателей и родителей. По данным рейтинга стран по уровню образования, Россия получила индекс 0,823, что соответствует 39 месту — это между Мальтой и Венгрией [2]. А что касается индекса показателя человеческого развития (0,824), то Россия находится на 52 месте [3] — это между Румынией и Руандой (страна в восточной Африке). Поэтому есть, наверное, о чём задуматься самой богатой стране в мире по природным ископаемым, а также по богатству научных и гуманитарных открытий, которые внесла Россия в мировую науку и культуру, например, за последние два столетия.
Современная школьная молодёжь в большей своей части не обладает знаниями о потребностях рынка труда, не понимает, какие профессии наиболее востребованы, чтобы принять решение о выборе профессиональной деятельности и дальнейшем образовательном пути. А некоторые выпускники школы вообще не имеют представления о собственном профессиональном поиске и выборе будущего рода деятельности, что свидетельствует об их неподготовленности к самостоятельной жизни, инфантильности личности.
В большинстве случаев выбор дальнейшего места обучения с целью профессионального становления может быть связан с возможностью получить определенное количество баллов на итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Часто выбор места обучения связан с
возможностью сдать тот или иной предмет. Такое отношение к своему будущему не самым лучшем образом сказывается на заинтересованности, успеваемости и отношении к учебному процессу. Выявление внутренних мотивов школьников на достижение результатов в учебной деятельности, их корригирование в процессе учёбы становиться одной локальных задач педагогов образовательной организации.
Построение концепции корригирующей работы с учащимися. Образовательная жизнь школы всецело направлена на реализацию задач воспитания и обучения. Педагоги стараются, чтобы современный урок был интересным, чтобы учащиеся испытывали познавательный интерес и были бы более активными в освоении знаний и умений. Однако неоднородность в уровне подготовке самих учащихся ставит перед педагогами ряд других вопросов, касающихся их индивидуально-психологических свойств — насколько воспитанными и сформированными являются у школьников чувства ответственности, добросовестности, чуткости; насколько сформированы волевые качества и познавательные интересы, определяющие мотивы учения? Вопросы психолого-педагогической направленности («каким должен быть современный ученик, какими качествами он должен обладать?») всё больше звучат на педагогических советах и консультациях со специалистами — школьными психологами, соци-
альными педагогами, подростковыми врачами психоневрологами. Конечно, что каждый учитель хотел бы видеть перед собой целеустремленного, трудолюбивого, старательного ученика. Работа в таких учебных коллективах всегда интересна и результативна.
На педагогических совещаниях учителя сетуют на то, что им не хватает времени более ближе узнать учащегося, понять его проблемы и установки, связанные с учебной неуспеваемостью, определиться с необходимой помощью в учебном процессе. Нередко этому мешает переполненность учащихся в классе, слабая организация индивидуальных и коллективных форм обучения.
Очевидно, что для педагога существует такая задача, как определить не только то, какой учебный коллектив в целом, но и какой каждый конкретный ученик находится перед учителем, точно так же, как и понимание того, переполненные классы не способствует возможности в каждом конкретном ученике увидеть его способности, учебные привязанности, цели обучения. Следует согласиться с тем, что в современных образовательных условиях преподаватель должен не только уметь, но и совершенствоваться самостоятельно, учиться различным диагностическим методам, позволяющим лучше понять самого ребёнка.
Так как процесс обучения носит характер субъект-субъектной деятельности, то учащиеся также предъявляют определенные требо-
вания своим учителям. Следовательно, вопрос «каким должен быть учитель?» носит зеркальный характер. Отметим, что при таком подходе первостепенной задачей становится сохранение взаимного уважения каждого субъекта образовательного процесса.
Учебная деятельность — это ежедневный труд. И надо отметить, что не всегда безоблачный и простой. Результаты такого труда не всегда видны сразу, они, как правило, имеют отдаленный и отсроченный результат. Он может быть как положительный, так и отрицательный. Необходимо научить подростков извлекать опыт из обеих ситуаций. Любая деятельность результативна, если она носит системный характер. Каждый школьный предмет — это составляющая единой образовательной системы, направленной на личностный рост учащегося. Методы изложения, контроля могут быть различными у каждого преподавателя. Преподавательская деятельность — это творческий процесс, но организация учебной деятельности (планирование в изучении материала, контроль, коррекция результатов изучения, сроки и подготовка к промежуточной и итоговым аттестациям учащегося) требует единой системы (стратегии). Учащиеся должны понимать эту систему образовательного процесса, состоящую из постановки и формулирования цели и задач, контроля на каждом этапе изучения и освоения учебного материала, анализа результатов деятельности с дальнейшей коррекцией.
Учитывая, что учащиеся могут планировать свою деятельность на ближайшие 1—2 недели, отдаленный результат образования не может выполнять высоко мотиваци-онную функцию в их учебной деятельности. Следовательно, необходим поиск соответствующих форм, помогающих развивать навыки планирования деятельности, например, в процессе учебной деятельности. Одной из таких форм является проектная деятельность учащихся. С 2019—2020 учебного года представление и защита проектной работы является обязательным допуском к итоговой аттестации учащихся-старшеклассников. Работа над проектом стала значимой с точки зрения формирования навыка планирования, контроля и представления собственной деятельности. Отметим, что привлечение учащихся к участию в научно-практических конференциях различного уровня, в которых требуется изложение работы в письменном виде, и её устная презентация в различной форме также формирует способность планировать свою учебную деятельность.
В школьной жизни для подростка важны общение со своими сверстниками и мнение их друзей. И если подросток попадает в коллектив, где есть интерес к знаниям, то учебная деятельность становится значимой. Отметим, что создание специализированных классов только частично решает задачу формирования коллектива подростков с высокой степенью мотивации к учёбе. Поэтому перед учи-
телями возникает ещё одна задача — сформировать высоко мотивированный учебный коллектив, стремящийся достичь высоких результатов в учёбе. В данном случае педагог-предметник становится не только организатором учебной деятельности непосредственно на уроках, но и организатором коллектива единомышленников. Таким образом, привлечение большего числа учащихся к выполнению единого учебного задания (подготовки конференции, коллективной статьи, выступления) способствует сплочению учебного коллектива.
Для любого ученика в большинстве случаев важна такая формальная сторона обучения, как получение положительных, высоких оценок. Хорошая отметка в большинстве случаев является сильной мо-тивационной составляющей
обучения. Возможно, мы можем столкнуться с проблемой: с одной стороны, оценка может носить субъективный характер и не отражать истинной картины уровня полученных знаний. И с другой стороны — учёба за оценку, а не за высокий уровень знаний, за формирование творческого подхода, за выработку волевых качеств. Но учитывая сложность формирования мотивации к образовательному процессу, задел из хороших оценок может стать одним из первичных стимулов для изучения определенного предмета с последующим выбором его для перспективного применения.
Полагаем, в школах необходимо создавать условия, способствующие расширению кругозора учащихся. При наличии узкого кругозора или его отсутствия трудно представить перспективы получаемого образования, взаимосвязь полученных школьных знаний с дальнейшей профессиональной деятельностью. Преподавателю необходимо вести поиски методов, повышающих мотивацию к познавательной деятельности и расширению кругозора. Последнее может быть реализовано путём применения различных форм организации учебной деятельности на уроках, вовлечение учащихся в различные виды аудиторной и вне аудиторной деятельности (как в рамках работы в школы, так и вне её). Отметим, что организация предметных и междисциплинарных конференций, проведение уроков по смежным дисциплинам, привлечение учащихся для проведения уроков самостоятельно влияет на расширение кругозора и формирование мотивации. Также надо отметить, что для относительно слабого и не всегда успевающего ученика, такое участие является хорошим стимулом повышения познавательного интереса.
В формировании мотивацион-ной составляющей немалую роль играют родители и семья подростков. Проявляя высокую ответственность и заинтересованность, родители помогают определиться с дальнейшим выбором профессии, в коррекции результатов учебной деятельности, в становлении ком-
муникативных навыков в среде сверстников и людей старшего возраста, и даже в собственном понимании и осознании. Можно указывать на развивающуюся тенденцию разорванности между поколениями, на сложности взаимопонимания в связи с изменениями жизненных ценностей, на отсутствие неформальной поддержки со стороны государства. Однако каждая семья может внести собственный вклад в формирование и развитие взаимосвязей поколений, организуя собственные семейные праздники, которые закрепляются семейными традициями. Взаимосвязь поколений помогает формировать ответственность, понимание и себя, и других людей, что необходимо для формирования мо-тивационной составляющей учебной деятельности. Надо отметить, что недопустимо в современных условиях образовательной системы для достижения сформирован-ности заинтересованности к учебному процессу противостояние между родителями и преподавателям.
В качестве примера формирования сотрудничества родителей и преподавателей можно описать работу родительского клуба.
Заседания клуба проходят каждую четверть. На заседаниях обсуждаются вопросы по различной тематике. Кроме самих родителей и преподавателей, в заседаниях приминают участие специалисты по психологии, педагогике, методике воспитательной работы и социальные работники. Родители и преподаватели являются равноправными участниками в формировании у
подростков положительного отношения к учебному процессу. И родители, и преподаватели вносят огромный вклад в формирование мотивацион-ной составляющей и одновременно несут равную ответственность. Такие понятия, как сотрудничество, контакт, взаимопроверка и взаимоподдержка должны быть в обиходе преподавателей и родителей.
Взаимодействие родителей (законных представителей) прописаны в статье 44 Закона РФ «Об образовании» [4]. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в разделе 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Также на формирование положительного отношения к учёбе влияют волевая составляющая и внутренняя мотивация к познавательной и учебной деятельности. Иногда подростку необходимо усилием силы воли поднимать себя и идти в школу, где не всегда всё проходит без проблем, необходимо преодолевать собственную усталость и неудачи. Понимая высокую школьную нагрузку, для большей собранности, ответственно-
сти и стимула к деятельности встаёт необходимость вовлечения учащихся в занятия спортом, музыкой, рисованием. Отметим, что такие занятия не отвлекают от ученой деятельности, а скорее стимулируют её, так как способствуют развитию волевых качеств, ответственности, организации и планированию своей деятельности.
Организация обсуждение результатов исследования. С целью анализа мотивационных компонентов успеваемости старшеклассников, выбора ими дальнейшего пути профессионализации личности было проведено анкетное исследование, в котором участвовало 56 человек — ученики 10—11 классов и 18 педагогов ГБОУ «Брюсовская гимназия № 192» и ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 156» г. Санкт-Петербурга. Анкетный опрос включал себя вопросы закрытого типа, относящиеся к различным сферам организации учебного процесса.
В процессе исследования решались следующие задачи:
а) анализировалась роль в достижении результативного обучения мотивационной составляющей;
б) выявлялись факторы, которые позитивно влияют на формирование мотивации к учебной деятельности у старшеклассников;
в) изучались и корригировались субъект-субъектные отношения участников образовательной деятельности.
Помимо анкетного опроса, применялись дидактические технологии по активизации учащихся на
уроках, формирования у них мотивации на подготовку и позитивную сдачу ЕГЭ в связи с выбором тех или иных учебных дисциплин, связанных с дальнейшим выбором профильного обучения.
Результаты опроса выявили неоднозначность ответов как со стороны учащихся, так и педагогов школы на вопросы, относящиеся к оптимизации учебной деятельности. Так, большая часть учащихся (около 59%) считают возможным позволить им посещать учебные предметы выборочно с учётом ориентации на выпускные экзамены, тогда как педагоги школы эту позицию считают не приемлемой, разрушающей дисциплину и уклад жизни школы. Старшеклассники ориентированы на самостоятельное освоение некоторых учебных предметов, относящихся к гуманитарным областям знания (41,5%), полагая на свои возможности поиска информации в сети интернет и в электронных библиотеках, тогда как почти все опрошенные педагоги видят в этом скрытое желание не посещать школу. Учителя-предметники считают, что учащиеся недостаточно подготовлены с точки зрения анализа получаемой из вне информации, не научены в должной мере её систематизировать, чаще всего готовы к копированию «чужих» проектов. Школьники ратуют за включение в образовательный процесс интроспективных методов (38,4%), позволяющих учиться и усваивать методы наблюдения и самонаблюдения в преломлении прикладной направ-
ленности изучаемых естественнонаучных учебных дисциплин. То есть, по мнению учащихся, в учебном процессе должны быть представлены не только теоретические знания, но и возможности их применения на лабораторных (практических) занятиях. Теория и практика решения задач, по мнению большей части опрошенных старшеклассников (72%), разобщена и утрачивает свой дидактический смысл так как не отражает динамику интеллектуальной составляющей по мере усвоения учебного предмета. По мнению педагогов, учащиеся больше ориентированы на конечный результат (53,6%), то есть итоговое решение, например, задачи. Процесс же решения оказывается завуалированным, когда школьники не пытаются показать промежуточные действия или обосновать своё решение.
И учащиеся, и педагоги школы свидетельствуют о том, что образовательный процесс в старших классах больше ориентирован на подготовку и сдачу ЕГЭ (соответственно 80 и 69,5% опрошенных), что за этим процессом школа утрачивает свой смысл — выбор и подготовку к будущему профессиональному обучению и самостоятельной жизни. Школа как социальный институт удовлетворяет 35% учащихся. Некоторые школьники (15%) связывают посещение школы с необходимостью «пообщаться», «хорошо провести время».
Учащиеся старших классов считают необходимым включение в образовательный процесс факультативных занятий по профессиональной ориентации (около 72% опрошенных), где бы они не только знакомились с профессиями и предъявляемыми требованиями для лиц, желающих работать по избранной специальности, но и могли больше узнать о прикладной направленности изучаемых учебных дисциплин в искомом виде будущей профессиональной деятельности. Среди педагогов только 44,8% опрошенных отметили, что включают в процессе проведения уроков сведения о профессиях, где могут быть применены полученные знания.
Особо значимыми для опрошенных групп респондентов являлись вопросы о «семье учащегося», как о социальном институте, о роли семьи в становлении личности школьника [5]. Старшеклассники в большей своей части стараются, чтобы родители меньше «показывались на глаза в стенах школы» (78,5%), тогда как педагоги видят в этом положительную связь (51%), отражающую взаимодействие «семьи» и «школы» в воспитании учащихся. Некоторые ученики не скрывают наличие конфликтов в семье, из-за их отношения к посещаемости школы или успеваемости (29,5%), однако и часть педагогов не совсем готова к тому, чтобы обсуждать с родителя-
ми школьные проблемы учащегося (36%), перекладывая всю вину на школьника и его семью.
И старшеклассники, и учителя школы считают, что «семья принимает важное решение в отношении будущего профессионального выбора» учащимся. Однако педагоги школы отмечают, что нередко такой выбор происходит «спонтанно» (18,5%), практически к концу обучения ребёнка в школе, что может быть обусловлено решением «семьи».
Заключение. Конечно, школа должна идти в ногу с современностью, быстро и легко перестраивать систему отношений с институтом «семьи», принимать участие в жизни каждого ребёнка, включая социально-педагогическое сопровождение и оказание необходимой помощи в воспитании и обучении подрастающего поколения.
Последний этап школьного обучения ставит перед учащимися и педагогами школы свои задачи, решение которых определит будущее выпускников, их оценку взрослости, готовности к предстоящей самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Взаимодействие таких социальных институтов, как «семьи» и «школы» способствует корригированию интересов и мотивов обучения старшеклассников, подготавливает их к сознательному выбору будущей профессии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Худик В. А. Социальные аспекты проблемы воспитания в изменяющихся условиях современного общества // Коррекционно-педагогическое образование. 2022. № 1 (29). С. 5-12.
2. Данилов Д. Рейтинг стран по уровню и качеству образования (2021) // URL: https://top-rf.ru/places/616-obrazovanie.html#:~:text= (дата обращения: 10.03.2022).
3. Отчёты о человеческом развитии (2020) // URL: https://hdr.undp.org/en/ countries (дата обращения: 15.05.2022).
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) // URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16.05.2022).
5. Худик В. А., Малышева Е. В. Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников: роль семьи и школы. Монография / С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования. СПб.: Изд-во СПбАППО, 2003. 143 с.
REFERENCES
1. Khudik V. A. Social aspects of the problem of education in the changing conditions of modern society // Pedagogic Correction Education Journal. 2022. No. 1 (29). P. 5-12. (In Russ.).
2. Danilov D. Rating of countries by the level and quality of education (2021) // URL: https://top-rf.ru/places/616-obrazovanie.html #:~:text= (date of application: 10.03.2022).
3. Human Development Reports (2020) // URL: https://hdr.undp. org/en/countries (date of application: 15.05.2022).
4. Federal Law "On Education in the
273-FZ (latest edition) // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174 / (date of application: 16.05.2022).
5. Khudik V. A., Malysheva E. V. Psychological and pedagogical aspects of professional self-determination of high school students: the role of family and school. Monograph / St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education. St. Petersburg: Publishing House of SPbAPPO, 2003. 143 p. (In Russ.).
Russian Federation" dated 29.12.2012 N
Поступила в редакцию 19.02.2022 г.