Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ К ПРИНЯТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ГОТОВНОСТЬ К ПРИНЯТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ДОШКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRESCHOOL ORGANIZATION / ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ / HEALTHY CHILDREN / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / CHILDREN WITH THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF THE SPEECH / ПЕДАГОГИ / TEACHERS / РОДИТЕЛИ / PARENTS / МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ / QUESTIONING METHOD / АНКЕТА ЗАКРЫТОГО ТИПА / THE QUESTIONNAIRE OF THE CLOSED TYPE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL READINESS OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик Владимир Александрович, Тельнюк Ирина Владимировна, Сорокина Ольга Юрьевна

Приведены результаты анкетного опроса воспитателей дошкольной организации по вопросам их готовности к реализации программы инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с общим недоразвитием речи, а также обсуждается опрос родителей, выступающих законными представителями детей, об удовлетворенности посещения их детьми детского сада; отношение к группам комбинированной направленности, где воспитываются здоровые дети и те, у которых отмечаются проблемы речевого развития. Полученные результаты анализируются с учетом поиска мер по оптимизации образовательной среды, необходимости повышения квалификации педагогов по вопросам специального (дефектологического) образования, мнения родителей о нормах и гигиенических требованиях в условиях семьи и детского сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худик Владимир Александрович, Тельнюк Ирина Владимировна, Сорокина Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOTOVNOST TO ACCEPTANCE OF INCLUSIVE FORMATION OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT BY SUBJECTS

Results of questionnaire of tutors of the preschool organization for their readiness for implementation of the program of inclusive training of children with limited opportunities of health are given, in particular, with the general underdevelopment of the speech, and also poll of the parents acting as lawful representatives of children about satisfaction of visit by their children of kindergarten is discussed; the relation to groups of the combined orientation where healthy children and at what problems of speech development are noted are raised. The received results are analyzed taking into account search of measures for optimization of the educational environment, need of professional development of teachers on questions of special education, opinion of parents on norms and hygienic requirements in the conditions of a family and kindergarten.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ К ПРИНЯТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 376.3+372

В. А. Худик, И. В. Тельнюк, О. Ю. Сорокина

Готовность к принятию инклюзивного образования субъектами дошкольной образовательной среды

Актуальность проблемы. Обучение и воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении нередко сопряжено с решением задач по медико-социальному сопровождению воспитанников, у которых наблюдаются особенности психосоматического развития, именуемые в последнее время термином «ограниченные возможности здоровья» (ОВЗ). Под этим термином мы понимаем отклонение от нормального физического и психического развития, вызванные различными заболеваниями и вариантами дизонтогенетического соматопсихического развития [1].

Не вызывает сомнения, что дети с тяжелыми формами нарушений развития, должны обучаться в специальных образовательных организациях, где для них предусмотрено создание клинико-соци-альных и педагогических условий организации образовательной среды, то есть условий медико-психолого-педагогического сопровождения в развитии и социальной адаптации таких детей. Создание в

специальных учреждениях, учитывающих тип основного и сочетан-ного дефекта нарушений, оздоровительных комплексов, а также разработка и внедрение в практику работы данных учреждений методов обучения и воспитания детей позволит оптимизировать качество предоставляемых медико-социальных услуг.

В последнее время все шире приобретает актуальность обсуждение вопроса об инклюзивном образовании детей, имеющих нечетко выраженные нарушения в развитии, нивелирующиеся на различных этапах онтогенеза, о необходимости разработки нормативно-правовых аспектов реализации инклюзивного образования для детей с ОВЗ [2].

К такой группе детей могут быть отнесены дети с различными формами речевого недоразвития, но с относительно сохранными предпосылками когнитивного (более широко — интеллектуального) развития. Причем данный вопрос возникает скорее с точки зрения

практики взаимодействия таких социальных институтов, как «семья» и «детский сад», куда родители пытаются направить своего ребенка. В этой связи возникает вопрос, насколько подготовленными к формам интегрированного (инклюзивного) обучения являются педагоги дошкольной образовательной организации [3] и насколько согласны родители как здоровых детей, так и тех, которые отнесены к лицам с ОВЗ, к совместному пребыванию их детей в группе комбинированной направленности. Иными словами, существуют ли противоречия, относящиеся к готовности педагогов к обучению и воспитанию детей в группе комбинированной направленности, и насколько эмпатийной воспринимается идея инклюзивного образования самими родителями, чьи дети посещают группу инклюзивного образования в условиях обычного детского сада.

Цель исследования. Изучение оценочных суждений субъектов образовательной среды дошкольной образовательной организации — педагогов и законных представителей воспитанников (их родных и близких) с целью корригирования готовности реализации задач обучения и воспитания здоровых детей и лиц с ОВЗ.

В процессе проектирования и реализации исследования решались следующие задачи:

1) обосновывались и разрабатывались методы исследования;

2) осуществлялась апробация анкет-вопросников для педагогов и родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение;

3) анализировались полученные данные в аспекте проектирования программ повышения квалификации педагогов по вопросам инклюзивного образования в условиях группы комбинированной направленности.

методы исследования и характеристика исследуемых групп. С учетом поставленной цели были разработаны анкеты-вопросники закрытого типа, позволяющие целенаправленно выявить оценочные суждения — педагогов и родителей — по вопросам организации инклюзивного образования в условиях дошкольной образовательной организации.

Анкета-вопросник для изучения отношения педагогов к инклюзивному образованию включала в себя следующие блоки [4]:

1) рефлексивная оценка инклюзивного образования;

2) рефлексивная оценка соматического и психического состояния воспитанников;

3) оценка подготовленности и психологической готовности педагога к работе с детьми в группе инклюзивного образования;

4) мотивированность на повышение квалификации и применения новых технологий обучения в группе инклюзивного образования.

Анкета-вопросник для изучения отношения родителей к посещаемо-

сти ребенком детского сада включала в себя следующие блоки [5]:

1) рефлексивная оценка выбора дошкольного учреждения;

2) рефлексивная оценка позитивности пребывания ребенка в детском саду;

3) рефлексивная оценка соматического и психического состояния ребенка;

4) оценка привычек поведения и соблюдения санитарно-гигиенических правил ребенком в домашних условиях;

5) оценка отношения к группам комбинированной направленности и ожидаемые результаты от посещения ребенком дошкольного учреждения.

Исследуемая группа педагогов не отличалась по образовательному цензу, но несколько отличались по стажу работы (табл. 1).

Таблица 1

Распределение опрошенных педагогов по стажу работы в дошкольном учреждении

Стаж работы абс. %

до 3-х лет 7 16,2

до 5-и лет 8 18,6

до 10-и лет 12 27,9

до 15-и лет 6 13,9

до 20-и лет 4 9,3

свыше 20-и лет 6 13,9

Опрашиваемые сотрудники дошкольной образовательной организации — это педагоги с высшим

образованием, 88% из которых являются специалистами дошкольного профиля, остальные — 18% опрошенных являлись специалистами узкого профиля — логопед, психолог, учитель физической культуры, др. Всего в исследовании приняли участие 43 педагога дошкольного образовательного учреждения № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга1.

Опрашиваемые родители детей (33 человека) отличались различным профессиональным образованием, среди которых только 42% имели высшее педагогическое образование, но не связанное с дошкольным воспитанием. Около 73% опрошенных родителей имели высшее образование, но их профессиональная деятельность не была связана с обучением и воспитанием детей дошкольного возраста.

Данные сведения, касающиеся опрашиваемых групп испытуемых, имели определенное значение при обсуждении полученных данных и построении концепции инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях групп детского сада комбинированной направленности, то есть совместного обучения здоровых детей и тех детей, у которых имеют

1 Заведующий ГДОУ Детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга Л. А. Виноградова; методист по опытно-экспериментальной работе Детского сада № 93 И. В. Тельнюк

место нечетко выраженные нарушения психического развития. В частности, это касалось детей, у которых наблюдалось общее недоразвитие речи различной степени тяжести. При этом количество таких детей, находящихся в группе комбинированной направленности, составляло 4-6 человек.

Обсуждение результатов. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью специально разработанной программы, где учитывались количественные показатели выборов вариантов ответа по каждому вопросу, что позволяло в процентном отношении рассматривать удельный вес изучаемых тенденций и соотносить их с личностными установками субъектов образовательной среды по вопросу об инклюзивном образовании в условиях дошкольного учреждения.

В частности, опрос педагогов ДОУ показал, что около 45% опрошенных имеют ограниченные представления об инклюзивном образовании, а 16% из них отметили, что не имеют четкой позиции в отношении реализации концепции инклюзивного обучения детей в условиях группы комбинированной направленности или вообще относятся к данной идеи отрицательно. Такая позиция педагогов обусловлена их представлениями о том, какие условия должны быть организованы для различных групп детей, учитывая их особенности здоровья. Чуть более половины опро-

шенных воспитателей (55,8%) «не исключают возможности совместного пребывания здоровых детей и детей с ОВЗ», но придерживаются идеи комплектования групп с учетом состояния здоровья воспитанников, а 32,5% респондентов считают, что «группы детей следует комплектовать с учетом их состояния здоровья и психического развития».

Всё это не может не отражаться на готовности и подготовленности педагогов ДОУ к работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, и посещающими группу комбинированной направленности. Если готовность к работе с группой комбинированной направленности можно рассматривать в аспекте психологического фактора, то есть, как возможности принятия ситуации совместного пребывания детей с различным состоянием здоровья, о чем свидетельствует положительная установка лишь 6,9% опрошенных педагогов, то подготовка к работе с точки зрения профессиональных навыков отмечена у 1/3 воспитателей. Более 55% опрошенных лиц отмечают, что имеют ограниченные или не имеют вообще каких либо навыков работы с детьми, чьё физическое и психическое здоровье отличается от нормы (рис. 1).

Примерно 1/4 респондентов считают, что совместное пребывание здоровых и больных детей может иметь негативные последствия для обеих групп детей, а около 35%

Рис. 1. Представления педагогов о соматическом и психическом состоянии детей с ОВЗ:

по оси х — варианты ответа: 1) знаю об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ; 2) имею ограниченные представления об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ; 3) слабо ориентируюсь в знаниях об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ; 4) фактически не имею какие-либо представления об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ; 5) не могу ответить определенно; по оси у — % ответов из числа опрошенных педагогов

педагогов предпочли вообще воздержаться от какой-либо оценки по этому вопросу.

Педагоги ДОУ (39,5% опрошенных) считают необходимым заниматься самообразованием и повышать свой уровень профессиональной подготовки по вопросам инклюзивного образования самостоятельно. Около 23% воспитателей не занимаются самообразованием, ссылаясь на то, что обучение должно быть целенаправленным, затрагивать различные аспекты коррекционно-педагогического просвещения. Фактически все педагоги (около 86%) отмечают необходимость повышения квалификации в области коррекционной

педагогики и специальной психологии, что мотивирует их в выборе соответствующих учебных заведений, где им может быть предоставлена квалифицированная учебно-методическая база. При этом наиболее эффективными формами обучения опрошенные считают курсы повышения квалификации (67,4%), обмен опытом (55,8%), дополнительное образование в области специальной педагогики (23%).

В вопросах профессионализации в работе со здоровыми детьми и детьми, обнаруживающими ОВЗ, педагоги особое внимание уделяют здоровьесберегающим технологиям (41,8%), стараются их применять в

своей работе около 19% опрошенных лиц. Эту работу примерно 63% опрошенных педагогов напрямую связывают с необходимостью взаимодействовать со смежными специалистами — логопедом, детским психологом, врачом.

В ответах родителей, чьи дети посещают детский сад с группами комбинированной направленности, отмечается постоянность в выборе указанного образовательного учреждения (72,7%) в связи с близостью его нахождения по месту жительства (48,4%) или удовлетворительными условиями по уходу за детьми, их обучением и воспитание (39,3%). В то же время около 6% опрошенных считают выбор данного детского сада правильным, хотя «вынуждены тратить много времени, чтобы добираться». Однако были и такие ответы, в которых указывалось на то, что родители «согласилась на пребывание ребенка в данном ДОУ, поскольку других вариантов не было» (6%).

Основная причина, обусловливающая необходимость посещения ребенком детского сада, по мнению родителей, является представление о том, что «в детском коллективе ребенок лучше социализируется, усваивает нормы и правила поведения» (84,8%). Примерно около 1/4 опрошенных родителей ссылались на то, что вынуждены отправлять ребенка в детский сад, так как заняты работой, учебой, уходом за другими

членами семьи. Около 12% из числа респондентов руководствовались устоявшимся мнением, что «ребенок должен посещать детский сад». Однако оценочные мнения родителей по этому вопросу несколько расходились с установками и желаниями самих детей посещать детский сад. В частности, около 40% опрошенных отметили, что желание ребенка «идти или нет» в детский сад «зависит от его утреннего настроения», а 9% респондентов отметили, что почти каждый день ребенок отказывается идти в детский сад, и «приходится тратить много усилий, чтобы собрать и привести его», а иногда осуществлять это, используя хитрость, уговоры.

На мотивированность пребывания ребенка в детском саду влияет также общее настроение и характер эмоциональности ребенка к концу его пребывания в детском саду. Так, 60% родителей указывают на то, что их дети возвращаются из детского сада в хорошем настроении, «охотно рассказывают, чем занимались в детском саду». Правда, 1/3 родителей колебания эмоциональности связывали «с особенностями характера» своих детей.

В оценках состояния здоровья своих детей обнаруживается некоторая настороженность, когда родители предпочитают отмолчаться или сослаться на записи индивидуальных карт. Более 60% опрошенных родителей выбрали варианты

ответа: «считаю его здоровым и физически нормально развивающимся»; или «мой ребенок склонен к частым простудным заболеваниям» (33%).

Однако в оценках особенностей психического развития своих детей, ответы родителей отличались конкретностью выбора того или иного варианта ответа (рис. 2). Это было обусловлено тем, что изменения в развитии, как правило, очевидны, которые скрыть невозможно. Так, около 1/3 опрошенных родителей указывают на проблемы речевого развития своих детей, а также отмечают «излишнюю подвижность, неусидчивость и неисполнительность» (42,4%). «Драчливость, эмоциональную неустойчивость» отмечают 12% респондентов. В то же время, около половины опрошенных родителей считают своих детей любознательными, обнаруживающими интерес к различным областям знания.

Вопрос о состоянии физического и психического здоровья детей достаточно коррелирует с воспитанием и соблюдением ребенком санитарно-гигиенических требований в домашних условиях. Родители отмечают, что постоянно приходится напоминать детям о гигиенических привычках (60,6%), а некоторые дети (около 21%) даже отказываются соблюдать нормы гигиены после напоминания о необходимости «вымыть руки перед едой», «умыться утром» и пр. Около 25% детей не

следят за чистотой тела, склонны к «откусыванию ногтей на пальцах рук».

Наличие «плохих привычек» у детей расценивается родителями, как испытываемы трудности в их воспитании. Почти 1/3 детей «не приучены к порядку сохранять в надлежащем виде постель, игровое и учебное место», а около 25% детей «не проявляют инициативы в помощи уборки посуды, стола после еды».

Все это не может не учитываться в аспекте воспитательных мероприятий, реализуемых совместно как семьей, так и педагогами дошкольного образовательного учреждения. Однако родители не совсем ясно представляют себе, каким образом комплектуются группы детей дошкольного учреждения, где могут находиться дети с различными особенностями их психической сферы, состояния здоровья и поведения. Иными словами, всё это и характеризует изначальную модель инклюзивного образования, когда в процессе воспитания и обучения детей обнаруживаются общие и специфические особенности их развития.

Наличие очевидных отклонений в физическом и психическом развитии детей становится предметом обсуждения педагогов ДОУ и родителей на предмет возможности посещения таким ребенком детского сада общего типа. И здесь возможны противоречия как на уровне готовности образователь-

ПЛИ 6,0

12 1

И 3,0

30,3

Ш 3,0 30,3

48,4

20

40

60

%

0

Рис. 2. Оценка родителями особенностей психического развития своего ребенка:

по оси х — % ответов из числа опрошенных родителей; по оси у — варианты ответа: 1) отличается излишней подвижностью, неусидчивостью, неисполнительностью; 2) медлителен, утомляемый, эмоционально скуден; 3) наблюдаются незначительные проблемы речевого развития; 4) обнаруживает стремление к новым знаниям, но чаще по определенному интересу, тематике; 5) обнаруживает всесторонний интерес к различным областям знаний; 6) отличается замкнутостью, необщительностью, стремлением быть наедине; 7) в поведении демонстративен, эмоционален; бывает драчлив

ного учреждения к обучению детей с различным состоянием здоровья, так и на уровне представлений родителей о возможности посещения детского сада ребенком с ОВЗ. Так, более 45% опрошенных родителей «не видят в этом никакой проблемы» и положительно относятся к совместному пребыванию детей в группе комбинированной направленности, 21% опрошенных, напротив, высказывают опасение, считая невозможным комплектование таких групп, а 27% родителей высказываются с предостережением, что если возникнут проблемы, то «будут требовать перевода своего ребенка в обычную группу».

Концепция инклюзивного образования не исключает оценочных ожиданий родителей от посещения ребенком детского сада, что, безусловно, связано с подготовкой к школьному обучению, развитию адаптивных способностей и социализацией личности подрастающего человека. Ответы опрошенных родителей разнонаправленны и охватывают весь спектр формирующихся знаний, навыков и умений (рис. 3), необходимых для будущего обучения в ребенка в начальной школе.

Среди основных ожиданий — сформированность у детей потребности к учению (51,5%), а также проявление познавательного инте-

реса в игровой и учебной деятельности (48,4%), владение правилами нормами поведения в коллективе, в общении со сверстниками и старшими (45,4%). В целом, родители детей ожидают от дошкольного учреждения ответственности за психическое развитие своих детей, подготовку их к будущей социальной жизни — обучению в школе, общению и отношениям со сверстниками и старшими.

Выводы. Проведенный сравнительный опрос субъектов образовательной среды — педагогов и родителей, являющихся опекунами детей, которые посещают дошкольное учреждение, — свидетельствует о том, что они обнаруживают схожесть позиций в отношении оценивания особенностей физического и психического развития детей, но отличаются оценками их реального толкования при условиях направле-

Рис. 3. Оценка родителями ожиданий от посещения ребенком детского сада:

по оси х — % ответов из числа опрошенных родителей; по оси у — варианты ответа: 1) не рассчитываю на какие-либо результаты, главное, чтобы ребенок был чем-то занят и не сидел дома; 2) не ожидаю от дошкольного учреждения никаких результатов, важно, чтобы не навредили и сохранили здоровье ребенку; 3) хотелось, чтобы ребенок освоил основные нормы и правила поведения в детском коллективе и в общении со сверстниками и взрослыми; 4) рассчитываю на сформированность навыков самообслуживания, личной гигиены; 5) хотелось, чтобы у ребенка сформировалось потребность к познанию и активность в овладении навыками будущей учебной деятельности; 6) хотелось, чтобы педагоги выявили, сформировали и развивали интересы и познавательные способности ребенка в игровой и учебной деятельности; 7) хотелось, чтобы у ребенка были развиты коммуникативные навыки и навыки адаптации к новым жизненным условиям

ния того или иного ребенка в группу комбинированной направленности, где могут находиться дети с ОВЗ.

Отмечено, что и педагоги, и родители детей с осторожностью относятся к идее реализации инклюзивного образования в обычных условиях дошкольной организации. Педагоги считают необходимым повысить свой уровень профессиональной подготовки по дисциплинам коррекционной педагогики и специальной психологии, логопедии; тогда как родители, в частности, признавая проблемы речевого развития своих детей, выражают уверенность, что эти проблемы будут разрешены в процессе посещения ребенком группы комбинированной направленности, когда с ним проводятся дополнительные коррекционно-педагогические мероприятия.

Совместное пребывание детей с различным уровнем физического и психического здоровья соответствует идеи гуманистического подхода в воспитании, который предполагает интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья, или «с особыми потребностями», в детский коллектив, где дошкольники с

различными особенностями здоровья учатся взаимодействовать, выстраивать отношения и прогнозировать успешность игровой и учебной деятельности.

Анализ настоящей проблемы позволил выявить противоречие между имеющимися потенциальными возможностями развития личности ребенка с ОВЗ и отсутствием психолого-педагогических условий, способствующих максимальной самореализации данной категории детей дошкольного образовательного учреждения, о чем свидетельствует слабая подготовка педагогов. Исходя из этого, может быть определена глобальная проблема исследования — выявление совокупности организационно-педагогических условий воспитания, учитывающих особенности развития детей с ОВЗ и социальную позицию общества по отношению к ним, а также разработка и проектирование программ кли-нико-психологического и социально-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования, что может являться предметом специальных научно-прикладных исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Худик В. А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития личности. На материале исслед. детей и подростков / Рос. гос. пед.

ун-т им. А. И. Герцена. СПб., Образование, 2000.298 с.

2. Сборник нормативных документов по образованию детей с ОВЗ. учебно-методическое пособие / под

общ. ред. Т. А. Пениной [и др.]. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2014. 143 с.

3. Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ методическое пособие / [Староверова М. С. и др.]. М., ВЛАДОС, 2011. 166 с.

4. Худик В. А. Анкета-вопросник для изучения отношения педагогов к

инклюзивному образованию // Кор-рекционно-педагогическое образование. 2015. № 1. С. 62-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Худик В. А. Анкета-вопросник для изучения отношения родителей к посещаемости ребенком детского сада // Коррекционно-педагогиче-ское образование. 2015. № 1. С. 68-74.

REFERENCES

1. Kkudik V. A. Ontogenesis aspect of psychological diagnostics and correction of abnormal development of the personality. On material of research of children and teenagers / the Russian state pedagogical university of A. I. Herzen. St. Petersburg., Education, 2000. 298 p. (In Russ.)

2. The collection of normative documents by training of children with limited opportunities of health an educational and methodical grant / under a general edition of T. A. Penina [etc.]. St. Petersburg, Publishing house of Polytechnical university, 2014. 143 p. (In Russ.)

3. Inclusive education: the reference book of the teacher working with

children with limited opportunities of health a methodical grant / [Staroverova M. S., etc.]. Moscow, VLADOS, 2011. 166 p. (In Russ.)

4. Khudik V. A. The questionnaire for studying of the relation of teachers to inclusive education // Correctional pedagogical education journal. 2015. No. 1. P. 62-67. (In Russ.)

5. Khudik V. A. The questionnaire for studying of the relation of parents to attendance by the child of kindergarten // Correctional pedagogical education journal. 2015. No. 1. P. 68-74. (In Russ.)

Поступила 26.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.