УДК 159.9.072+376.3
В. А. Худик
анкета-вопросник для изучения отношения родителей к посещаемости ребенком детского сада
Введение. На определенном этапе воспитания ребенка в семье, родители начинают задумываться о том, чтобы расширить возможности его социализации, обеспечив адаптацию в новых социальных институтах, а также развитие интеллектуального и личностного потенциала — способностей, духовного и нравственного становления, прочих качеств, подготавливающих ребенка, в конечном итоге, к обучению в школе. Выбор дошкольного учреждения нередко ограничивается тем, что родители ориентируются на фактор близости его расположения к месту жительства или к месту работы одного из взрослых членов семьи. И в меньшей мере этот выбор может быть связан со спецификой данной образовательной организации, когда учитываются особенности физического или психического развития детей, в частности, наличие у них ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ). А эти проблемы, как известно, напрямую могут быть связанны с вопросами инклюзивного образования, которые реализуются в группах комбинированной направленности того или дошкольного учреждения общего профиля; подготовленно-
сти данного детского сада к работе с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, включая и готовность самих педагогов реализовывать программы инклюзивного образования [1].
В этой связи родителей могут интересовать итоги дошкольного воспитания и обучения детей, как правило, накануне их выпуска из дошкольной образовательной организации, когда необходимо констатировать, насколько ребенок подготовлен и психологически готов к обучению в школе, насколько социально зрелыми являются его установки, характеризующие когнитивно-личностное развитие на данном онтогенетическом этапе взросления человека [2].
Семья, как социальный институт, играет особое значение в жизни подрастающего человека, а взаимодействие «семьи» с «дошкольной образовательной организацией» и «школой» неотъемлемо свидетельствует о роли этих институтов в становлении личности каждого человека. Отношение семьи к данным социальным институтам неоднородно, но в большей мере — положительное, так как именно в этих социальных инсти-
тутах реализуется программа воспитания и обучения, подготовки лиц молодого возраста к жизни, активному участию собственной самореализации.
Необходимость проведения социальных исследований образовательной среды, к которой имеет прямое отношение и институт семьи, обусловлено потребностями учета различных факторов в оптимизации учебно-воспитательной работы. Поэтому опросы родителей, чьи дети посещают образовательную организацию, могут помочь повысить качество образовательных услуг, выявить обратную связь, выраженную в рефлексивной оценке позитивных и негативных суждений, удовлетворенности от посещения ребенком, в частности, детского сада, или реализации тех или иных образовательных программ. Конечно же, подобные исследования, как правило, предшествуют дальнейшим изменениям в сфере оказания образовательных услуг, они являются индикатором здоровой образовательной среды.
Методический аспект разработки анкеты-вопросника. Предлагаемая анкета-вопросник для изучения отношения родителей к посещаемости ребенком детского сада позволит выявить оценку эффективности организации образовательной среды и деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения. Рефлексивная оценка ребенка удовлетворенностью посещения детского сада глазами родителя, яв-
ляющегося его опекуном, имеет косвенную «объективную» оценку. Тем не менее, эту оценку нельзя не учитывать администрации дошкольного учреждения при проектировании образовательной среды, в том числе и при решении вопросов реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
Проектирование анкеты-вопросника предполагало получение структуры составляющих компонентов рефлексивной оценки мотивированности пребывания ребенка в детском саду и ожиданий в связи с его подготовкой к школьному обучению. Блоки вопросов в определенной степени взаимосвязаны и могут коррелировать с точки зрения исследуемых детерминант, то есть изучаемых рефлексивных оценок (рис. 1).
Выделенные блоки вопросов имеют логико-прогностическую тенденцию, что позволяет исследователю добавлять необходимые дополнительные вопросы:
1) рефлексивная оценка выбора дошкольного учреждения (вопросы № 1—3);
2) рефлексивная оценка позитивности пребывания ребенка в детском саду (вопросы № 4—5);
3) рефлексивная оценка соматического и психического состояния ребенка (вопросы № 6—7);
4) оценка привычек поведения и соблюдения санитарно-гигиенических правил ребенком в домашних условиях (вопросы № 8—9);
5) оценка отношения к группам комбинированной направленно-
Рис. 1. Проективная направленность блоков вопросов анкеты для изучения отношения родителей к посещаемости ребенком детского сада
сти и ожидаемые результаты от посещения ребенком дошкольного учреждения (вопросы № 10— 11).
Представленные блоки весьма условны и могут быть дополнены исследователями в соответствии с поставленными задачами.
Поскольку в основе концепции создания анкеты-вопросника — получение рефлексивной оценки, то и проектирование стимульного материала было направлено на возможный выбор предложенных вариантов ответа на конкретно поставленный вопрос. Предполагается как выбор, так и дополнение «своих» вариантов ответа.
Стимульный материал анкеты-вопросника.
Инструкция. Уважаемый, родитель! Предлагаем Вам ответить на ряд вопросов анкеты, результаты которой помогут нам совершенствовать воспитательную работу с детьми, улучшить качество реализуемых социальных и образовательных программ.
Отвечая на вопросы, выберите наиболее приемлемый вариант ответа и подчеркните.
Вопросы анкеты:
1. Посещал ли Ваш ребенок данный детский сад или другой до настоящего опроса?Выберите один из вариантов ответа:
а) не посещал детский сад вообще;
б) начал посещать этот детский сад впервые;
в) посещал этот детский сад раньше;
г) посещал детский сад в другом районе города.
2. Удовлетворяет ли Вас выбор данного дошкольного учреждения для посещения его ребенком? Отметьте один из вариантов ответа:
а) полностью удовлетворяет, целенаправленно старались получить направление именно в этот детский сад;
б) удовлетворяет, так как находится в шаговой доступности;
в) удовлетворяет, однако приходится тратить много времени, чтобы добираться;
г) согласилась на пребывание ребенка в данном ДОУ, поскольку других вариантов не было;
д) не удовлетворяет, хотелось бы перевести ребенка в другое ДОУ.
е)друго е_____
3. Чем обусловлена необходимость пребывания ребенка в детском саду? На данный вопрос возможно несколько вариантов ответа:
а) устоявшимся мнением о том, что ребенок должен посещать детский сад;
б) отсутствием членов семьи (бабушки, дедушки и др.), которые могли бы заниматься воспитанием ребенка в домашних условиях;
в) занятостью членов семьи (работа, учебы, уход за другими членами семьи);
г) особенностями поведения ребенка, при котором родители исчерпывают свои воспитательные возможности;
д) знаю, что в детском коллективе ребенок лучше социализируется, усваивает нормы и правила поведения;
е) рекомендациями знакомых об эффективной работе педагога данного ДОУ, у которого воспитывается мой ребенок;
ж) другое____
4. Как Вы оценивайте желание посещать данное ДОУ Вашим ребенком? На данный вопрос возможно несколько вариантов ответа:
а) ребенок охотно посещает детский сад;
б) желает посещать детский сад в дни праздничных или развлекательных мероприятий;
в) посещение детского сада в тот или иной день зависит от утреннего настроения ребенка;
г) почти каждый день отказывается идти в детский сад, трачу много усилий, чтобы собрать и привести его;
д)друго е____
5. Как чаще всего Вы оцениваете настроение ребенка в конце дня его пребывания в детском саду?На данный вопрос возможно несколько вариантов ответа:
а) ребенок в хорошем настроении, охотно рассказывает, чем занимался в детском саду;
б) настроение бывает разным и во многом зависит от особенностей характера моего ребенка;
в) иногда настроение определяется конкретной ситуацией, предшествовавшей появлению родителя;
г) рад появлению родителя, который наконец-то за ним пришел;
д) чаще всего никак не выражает своё настроение в конце дня пребывания в детском саду;
е)друго е_____
6. Как Вы оценивайте особенности здоровья своего ребенка? Выберите один из вариантов ответа:
а) считаю его здоровым и физически нормально развивающимся;
б) мой ребенок физически слаб, поскольку плохо питается;
в) мой ребенок склонен к частым простудным заболеваниям;
г) у моего ребенка имеются серьёзные соматические болезни;
д)друго е_____
7. Можете ли Вы отметить наличие особенностей психического развития Вашего ребенка? На данный вопрос возможно несколько вариантов ответа:
а) отличается излишней подвижностью, неусидчивостью, неисполнительностью,
б) медлителен, утомляемый, эмоционально скуден;
в) наблюдаются незначительные проблемы речевого развития;
г) ребенок обнаруживает стремление к новым знаниям, но чаще по определенному интересу, тематике;
д) обнаруживает всесторонний интерес к различным областям знаний;
е) отличается замкнутостью, необщительностью, стремлением быть наедине;
ж) в поведении демонстративен, эмоционален; бывает драчлив;
з)друго е_____
8. Соблюдает ли Ваш ребенок санитарно-гигиенические нормы дома? На данный вопрос возможно несколько вариантов ответа:
а) нет, не соблюдает, постоянно нужно напоминать ему о правилах личной гигиены;
б) чаще всего приходится напоминать о необходимости вымыть руки перед едой;
в) не совсем охотно выполняет требования по гигиене полости рта после еды;
г) сам (без напоминания) выполняет гигиенические требования по уходу за собой;
д)друго е_____
9. Можете ли Вы отметить наличие «плохих» привычек поведения у Вашего ребенка? На данный вопрос возможно несколько вариантов ответа:
а) не приучен к порядку сохранять в надлежащем виде постель, игровое и учебное место;
б) не проявляет инициативы в помощи уборки посуды, стола после еды;
в) не содержит в опрятном виде одежду и место, где она должна храниться;
г) не следит за чистотой собственного тела;
д) склонен к откусыванию ногтей и др.
е) другие вредные привычки
10. Как вы относитесь к тому, что Ваш ребенок будет посещать группу комбинированной направленности, куда включены дети с раз-
личным уровнем здоровья? Выберите один из вариантов ответа:
а) я не знаю, что это за группа и мне безразлично;
б) не вижу в этом никаких проблем, пусть посещает;
в) мне бы не хотелось, чтобы мой ребенок чувствовал себя в этой группе неуютно (не комфортно);
г) пусть попробует, но если возникнут проблемы, я потребую перевода в обычную группу;
д)друго е_____
11. Какие результаты Вы ожидаете увидеть по завершению пребывания Вашего ребенка в детском саду? На данный вопрос возможно несколько вариантов ответа:
а) не рассчитываю на какие-либо результаты, главное, чтобы ребенок был чем-то занят и не сидел дома;
б) не ожидаю от дошкольного учреждения никаких результатов, важно, чтобы не навредили и сохранили здоровье ребенку;
в) хотелось, чтобы ребенок освоил основные нормы и правила поведения в детском коллективе и в общении со сверстниками и взрослыми;
г) рассчитываю на сформиро-ванность навыков самообслуживания, личной гигиены;
д) хотелось, чтобы у ребенка сформировалось потребность к познанию и активность в овладении навыками будущей учебной деятельности;
е) хотелось, чтобы педагоги выявили, сформировали и развивали
интересы и познавательные способности ребенка в игровой и учебной деятельности;
ж) хотелось, чтобы у ребенка были развиты коммуникативные навыки и навыки адаптации к новым жизненным условиям;
з)друго е_____
Благодарим за участие!
Программа обработки и интерпретации результатов анкетирования. Обработка результатов анкетирования осуществляется с помощью программы Microsoft Office Excel 2003 (и следующих версий), куда вносятся данные по каждому вопросу анкеты, что позволяет выполнять вычисления, анализировать количественные характеристики по тому или иному варианту выбора ответа и по вопросу в целом, а также интерпретировать прогностические тенденции в корреляционной зависимости между различными переменными, в частности, по оценке «соматического и психического здоровья», наличия «привычек и соблюдения гигиенических норм в домашних условиях» или оценки «желания ребенка посещать детский сад».
Выводы. Настоящая анкета была апробирована в исследовании родителей, чьи дети посещали дошкольное образовательное учреждение № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга, где реализуется концепция инклюзивного образования детей с ОВЗ, в част-
ности, детей общим недоразвитием речи. Было отмечено, что с помощью анкеты-вопросника оперативно собран материал о предложениях родителей по оптимизации образовательной среды ДОУ, об отношении родителей к реализации программ инклюзивного обучения детей с проблемами развития, в частности, с общим недоразвитием речи; отношение родителей к формированию групп комбинированной направленно-
сти, реализующих также программу подготовки детей к обучению в школе.
Анкета не перегружена информативным материалом и легко может быть использована в качестве мониторинга профессиональных тенденций дошкольной образовательной организации, реализующей программы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Худик В. А., Тельнюк И. В., Со- 2. Худик В. А. Психологическая
рокина О. Ю. Готовность к принятию диагностика детского развития: ме-
инклюзивного образования субъекта- тоды исследования. Киев: Освита,
ми дошкольной образовательной сре- 1992. 220 с. ды // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 1. С. 33-43.
REFERENCES
1. Khudik V. A., Telnyuk I. V., Sorokina O. Yu. Gotovnost to acceptance of inclusive formation of the preschool educational environment by subjects // Correctional pedagogical education journal. 2015. No. 1. P. 33-43.
2. Khudik V. A. Psikhologicheskaya diagnostics of children's development: research methods. Kiev, Osvita, 1992. 220 p.
Поступила 26.05.2014 г.