Научная статья на тему 'АНКЕТА-ВОПРОСНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ПОСЕЩАЕМОСТИ РЕБЕНКОМ ДЕТСКОГО САДА'

АНКЕТА-ВОПРОСНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ПОСЕЩАЕМОСТИ РЕБЕНКОМ ДЕТСКОГО САДА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
482
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТА ЗАКРЫТОГО ТИПА / THE QUESTIONNAIRE OF THE CLOSED TYPE / БЛОКИ ВОПРОСОВ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ОЦЕНКА / ПРОГРАММА ОБРАБОТКИ ДАННЫХ / THE PROGRAM OF DATA PROCESSING / BLOCKS OF QUESTIONS / REFLEXIVE ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Худик Владимир Александрович

Показана особенность разработки анкеты-вопросника закрытого типа для изучения отношения родителей к посещаемости их детьми детского сада с инклюзивными формами обучения. Выделены блоки вопросов и рассмотрены их корреляционные отношения. Даны рекомендации по обработке результатов анкетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Худик Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTIONNAIRE FOR STUDYING OF THE RELATION OF PARENTS TO ATTENDANCE BY THE CHILD OF KINDERGARTEN

Feature of development of the questionnaire of the closed type for studying of readiness of teachers to participate in inclusive training of children with the general underdevelopment of the speech is shown. Blocks of questions are allocated and their correlation relations are considered. Recommendations about processing of results of questioning are made.

Текст научной работы на тему «АНКЕТА-ВОПРОСНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ПОСЕЩАЕМОСТИ РЕБЕНКОМ ДЕТСКОГО САДА»

УДК 159.9.072+376.3

В. А. Худик

анкета-вопросник для изучения отношения родителей к посещаемости ребенком детского сада

Введение. На определенном этапе воспитания ребенка в семье, родители начинают задумываться о том, чтобы расширить возможности его социализации, обеспечив адаптацию в новых социальных институтах, а также развитие интеллектуального и личностного потенциала — способностей, духовного и нравственного становления, прочих качеств, подготавливающих ребенка, в конечном итоге, к обучению в школе. Выбор дошкольного учреждения нередко ограничивается тем, что родители ориентируются на фактор близости его расположения к месту жительства или к месту работы одного из взрослых членов семьи. И в меньшей мере этот выбор может быть связан со спецификой данной образовательной организации, когда учитываются особенности физического или психического развития детей, в частности, наличие у них ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ). А эти проблемы, как известно, напрямую могут быть связанны с вопросами инклюзивного образования, которые реализуются в группах комбинированной направленности того или дошкольного учреждения общего профиля; подготовленно-

сти данного детского сада к работе с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, включая и готовность самих педагогов реализовывать программы инклюзивного образования [1].

В этой связи родителей могут интересовать итоги дошкольного воспитания и обучения детей, как правило, накануне их выпуска из дошкольной образовательной организации, когда необходимо констатировать, насколько ребенок подготовлен и психологически готов к обучению в школе, насколько социально зрелыми являются его установки, характеризующие когнитивно-личностное развитие на данном онтогенетическом этапе взросления человека [2].

Семья, как социальный институт, играет особое значение в жизни подрастающего человека, а взаимодействие «семьи» с «дошкольной образовательной организацией» и «школой» неотъемлемо свидетельствует о роли этих институтов в становлении личности каждого человека. Отношение семьи к данным социальным институтам неоднородно, но в большей мере — положительное, так как именно в этих социальных инсти-

тутах реализуется программа воспитания и обучения, подготовки лиц молодого возраста к жизни, активному участию собственной самореализации.

Необходимость проведения социальных исследований образовательной среды, к которой имеет прямое отношение и институт семьи, обусловлено потребностями учета различных факторов в оптимизации учебно-воспитательной работы. Поэтому опросы родителей, чьи дети посещают образовательную организацию, могут помочь повысить качество образовательных услуг, выявить обратную связь, выраженную в рефлексивной оценке позитивных и негативных суждений, удовлетворенности от посещения ребенком, в частности, детского сада, или реализации тех или иных образовательных программ. Конечно же, подобные исследования, как правило, предшествуют дальнейшим изменениям в сфере оказания образовательных услуг, они являются индикатором здоровой образовательной среды.

Методический аспект разработки анкеты-вопросника. Предлагаемая анкета-вопросник для изучения отношения родителей к посещаемости ребенком детского сада позволит выявить оценку эффективности организации образовательной среды и деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения. Рефлексивная оценка ребенка удовлетворенностью посещения детского сада глазами родителя, яв-

ляющегося его опекуном, имеет косвенную «объективную» оценку. Тем не менее, эту оценку нельзя не учитывать администрации дошкольного учреждения при проектировании образовательной среды, в том числе и при решении вопросов реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

Проектирование анкеты-вопросника предполагало получение структуры составляющих компонентов рефлексивной оценки мотивированности пребывания ребенка в детском саду и ожиданий в связи с его подготовкой к школьному обучению. Блоки вопросов в определенной степени взаимосвязаны и могут коррелировать с точки зрения исследуемых детерминант, то есть изучаемых рефлексивных оценок (рис. 1).

Выделенные блоки вопросов имеют логико-прогностическую тенденцию, что позволяет исследователю добавлять необходимые дополнительные вопросы:

1) рефлексивная оценка выбора дошкольного учреждения (вопросы № 1—3);

2) рефлексивная оценка позитивности пребывания ребенка в детском саду (вопросы № 4—5);

3) рефлексивная оценка соматического и психического состояния ребенка (вопросы № 6—7);

4) оценка привычек поведения и соблюдения санитарно-гигиенических правил ребенком в домашних условиях (вопросы № 8—9);

5) оценка отношения к группам комбинированной направленно-

Рис. 1. Проективная направленность блоков вопросов анкеты для изучения отношения родителей к посещаемости ребенком детского сада

сти и ожидаемые результаты от посещения ребенком дошкольного учреждения (вопросы № 10— 11).

Представленные блоки весьма условны и могут быть дополнены исследователями в соответствии с поставленными задачами.

Поскольку в основе концепции создания анкеты-вопросника — получение рефлексивной оценки, то и проектирование стимульного материала было направлено на возможный выбор предложенных вариантов ответа на конкретно поставленный вопрос. Предполагается как выбор, так и дополнение «своих» вариантов ответа.

Стимульный материал анкеты-вопросника.

Инструкция. Уважаемый, родитель! Предлагаем Вам ответить на ряд вопросов анкеты, результаты которой помогут нам совершенствовать воспитательную работу с детьми, улучшить качество реализуемых социальных и образовательных программ.

Отвечая на вопросы, выберите наиболее приемлемый вариант ответа и подчеркните.

Вопросы анкеты:

1. Посещал ли Ваш ребенок данный детский сад или другой до настоящего опроса?Выберите один из вариантов ответа:

а) не посещал детский сад вообще;

б) начал посещать этот детский сад впервые;

в) посещал этот детский сад раньше;

г) посещал детский сад в другом районе города.

2. Удовлетворяет ли Вас выбор данного дошкольного учреждения для посещения его ребенком? Отметьте один из вариантов ответа:

а) полностью удовлетворяет, целенаправленно старались получить направление именно в этот детский сад;

б) удовлетворяет, так как находится в шаговой доступности;

в) удовлетворяет, однако приходится тратить много времени, чтобы добираться;

г) согласилась на пребывание ребенка в данном ДОУ, поскольку других вариантов не было;

д) не удовлетворяет, хотелось бы перевести ребенка в другое ДОУ.

е)друго е_____

3. Чем обусловлена необходимость пребывания ребенка в детском саду? На данный вопрос возможно несколько вариантов ответа:

а) устоявшимся мнением о том, что ребенок должен посещать детский сад;

б) отсутствием членов семьи (бабушки, дедушки и др.), которые могли бы заниматься воспитанием ребенка в домашних условиях;

в) занятостью членов семьи (работа, учебы, уход за другими членами семьи);

г) особенностями поведения ребенка, при котором родители исчерпывают свои воспитательные возможности;

д) знаю, что в детском коллективе ребенок лучше социализируется, усваивает нормы и правила поведения;

е) рекомендациями знакомых об эффективной работе педагога данного ДОУ, у которого воспитывается мой ребенок;

ж) другое____

4. Как Вы оценивайте желание посещать данное ДОУ Вашим ребенком? На данный вопрос возможно несколько вариантов ответа:

а) ребенок охотно посещает детский сад;

б) желает посещать детский сад в дни праздничных или развлекательных мероприятий;

в) посещение детского сада в тот или иной день зависит от утреннего настроения ребенка;

г) почти каждый день отказывается идти в детский сад, трачу много усилий, чтобы собрать и привести его;

д)друго е____

5. Как чаще всего Вы оцениваете настроение ребенка в конце дня его пребывания в детском саду?На данный вопрос возможно несколько вариантов ответа:

а) ребенок в хорошем настроении, охотно рассказывает, чем занимался в детском саду;

б) настроение бывает разным и во многом зависит от особенностей характера моего ребенка;

в) иногда настроение определяется конкретной ситуацией, предшествовавшей появлению родителя;

г) рад появлению родителя, который наконец-то за ним пришел;

д) чаще всего никак не выражает своё настроение в конце дня пребывания в детском саду;

е)друго е_____

6. Как Вы оценивайте особенности здоровья своего ребенка? Выберите один из вариантов ответа:

а) считаю его здоровым и физически нормально развивающимся;

б) мой ребенок физически слаб, поскольку плохо питается;

в) мой ребенок склонен к частым простудным заболеваниям;

г) у моего ребенка имеются серьёзные соматические болезни;

д)друго е_____

7. Можете ли Вы отметить наличие особенностей психического развития Вашего ребенка? На данный вопрос возможно несколько вариантов ответа:

а) отличается излишней подвижностью, неусидчивостью, неисполнительностью,

б) медлителен, утомляемый, эмоционально скуден;

в) наблюдаются незначительные проблемы речевого развития;

г) ребенок обнаруживает стремление к новым знаниям, но чаще по определенному интересу, тематике;

д) обнаруживает всесторонний интерес к различным областям знаний;

е) отличается замкнутостью, необщительностью, стремлением быть наедине;

ж) в поведении демонстративен, эмоционален; бывает драчлив;

з)друго е_____

8. Соблюдает ли Ваш ребенок санитарно-гигиенические нормы дома? На данный вопрос возможно несколько вариантов ответа:

а) нет, не соблюдает, постоянно нужно напоминать ему о правилах личной гигиены;

б) чаще всего приходится напоминать о необходимости вымыть руки перед едой;

в) не совсем охотно выполняет требования по гигиене полости рта после еды;

г) сам (без напоминания) выполняет гигиенические требования по уходу за собой;

д)друго е_____

9. Можете ли Вы отметить наличие «плохих» привычек поведения у Вашего ребенка? На данный вопрос возможно несколько вариантов ответа:

а) не приучен к порядку сохранять в надлежащем виде постель, игровое и учебное место;

б) не проявляет инициативы в помощи уборки посуды, стола после еды;

в) не содержит в опрятном виде одежду и место, где она должна храниться;

г) не следит за чистотой собственного тела;

д) склонен к откусыванию ногтей и др.

е) другие вредные привычки

10. Как вы относитесь к тому, что Ваш ребенок будет посещать группу комбинированной направленности, куда включены дети с раз-

личным уровнем здоровья? Выберите один из вариантов ответа:

а) я не знаю, что это за группа и мне безразлично;

б) не вижу в этом никаких проблем, пусть посещает;

в) мне бы не хотелось, чтобы мой ребенок чувствовал себя в этой группе неуютно (не комфортно);

г) пусть попробует, но если возникнут проблемы, я потребую перевода в обычную группу;

д)друго е_____

11. Какие результаты Вы ожидаете увидеть по завершению пребывания Вашего ребенка в детском саду? На данный вопрос возможно несколько вариантов ответа:

а) не рассчитываю на какие-либо результаты, главное, чтобы ребенок был чем-то занят и не сидел дома;

б) не ожидаю от дошкольного учреждения никаких результатов, важно, чтобы не навредили и сохранили здоровье ребенку;

в) хотелось, чтобы ребенок освоил основные нормы и правила поведения в детском коллективе и в общении со сверстниками и взрослыми;

г) рассчитываю на сформиро-ванность навыков самообслуживания, личной гигиены;

д) хотелось, чтобы у ребенка сформировалось потребность к познанию и активность в овладении навыками будущей учебной деятельности;

е) хотелось, чтобы педагоги выявили, сформировали и развивали

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

интересы и познавательные способности ребенка в игровой и учебной деятельности;

ж) хотелось, чтобы у ребенка были развиты коммуникативные навыки и навыки адаптации к новым жизненным условиям;

з)друго е_____

Благодарим за участие!

Программа обработки и интерпретации результатов анкетирования. Обработка результатов анкетирования осуществляется с помощью программы Microsoft Office Excel 2003 (и следующих версий), куда вносятся данные по каждому вопросу анкеты, что позволяет выполнять вычисления, анализировать количественные характеристики по тому или иному варианту выбора ответа и по вопросу в целом, а также интерпретировать прогностические тенденции в корреляционной зависимости между различными переменными, в частности, по оценке «соматического и психического здоровья», наличия «привычек и соблюдения гигиенических норм в домашних условиях» или оценки «желания ребенка посещать детский сад».

Выводы. Настоящая анкета была апробирована в исследовании родителей, чьи дети посещали дошкольное образовательное учреждение № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга, где реализуется концепция инклюзивного образования детей с ОВЗ, в част-

ности, детей общим недоразвитием речи. Было отмечено, что с помощью анкеты-вопросника оперативно собран материал о предложениях родителей по оптимизации образовательной среды ДОУ, об отношении родителей к реализации программ инклюзивного обучения детей с проблемами развития, в частности, с общим недоразвитием речи; отношение родителей к формированию групп комбинированной направленно-

сти, реализующих также программу подготовки детей к обучению в школе.

Анкета не перегружена информативным материалом и легко может быть использована в качестве мониторинга профессиональных тенденций дошкольной образовательной организации, реализующей программы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Худик В. А., Тельнюк И. В., Со- 2. Худик В. А. Психологическая

рокина О. Ю. Готовность к принятию диагностика детского развития: ме-

инклюзивного образования субъекта- тоды исследования. Киев: Освита,

ми дошкольной образовательной сре- 1992. 220 с. ды // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 1. С. 33-43.

REFERENCES

1. Khudik V. A., Telnyuk I. V., Sorokina O. Yu. Gotovnost to acceptance of inclusive formation of the preschool educational environment by subjects // Correctional pedagogical education journal. 2015. No. 1. P. 33-43.

2. Khudik V. A. Psikhologicheskaya diagnostics of children's development: research methods. Kiev, Osvita, 1992. 220 p.

Поступила 26.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.