Научная статья на тему 'АНКЕТА-ВОПРОСНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ'

АНКЕТА-ВОПРОСНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1873
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТА ЗАКРЫТОГО ТИПА / БЛОКИ ВОПРОСОВ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ОЦЕНКА / ПРОГРАММА ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик Владимир Александрович

Показана особенность разработки анкеты-вопросника закрытого типа для изучения готовности педагогов участвовать в инклюзивном обучении детей с общим недоразвитием речи. Выделены блоки вопросов и рассмотрены их корреляционные отношения. Даны рекомендации по обработке результатов анкетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худик Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНКЕТА-ВОПРОСНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ»

коротко о новых МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 372.3+159.9.072

В. А. Худик

анкета-вопросник для изучения отношения педагогов к инклюзивному образованию

введение. Вопросы инклюзивного образования широко обсуждаются в средствах массовой информации, являются предметом научно-прикладных дискуссий ученых и педагогов-практиков, интересуют родителей, чьи дети обнаруживают проблемы физического и психического здоровья, и нуждаются в клинико-психологи-ческом и социально-педагогическом сопровождении на различных этапах развития, обучения и воспитания в образовательных организациях как общего, так и специального профиля.

В этой связи важным является то, насколько те или иные социальные институты готовы к реализации задач инклюзивного образования? В частности, готовы ли педагоги дошкольных образовательных организаций, начальной школы, которые ранее занимались обучением и воспитанием здоровых детей, на соответствующем профессиональном уровне оказывать образовательные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

Социальные исследования в области образования должны предшествовать реализации каких-либо изменений в сфере услуг для обучающихся, выявить то насколько подготовлена не только образовательная среда, но и сами субъекты этой образовательной среды к изменениям в обучении и воспитании, в том числе и при реализации концепции инклюзивного обучения лиц с ОВЗ. Это касается образовательной среды различного уровня — от дошкольных учреждений до высших учебных заведений.

Разработка социальных методов исследования — важная задача научно-эмпирического метода в анализе происходящих перемен, в том числе и в сфере образования.

методический аспект разработки анкеты-вопросника. Предлагаемая анкета-вопросник для изучения отношения педагогов к инклюзивному образованию позволит выявить степень готовности педагогов к реализации образовательных задач, проанали-

зировать существующие проблемы в педагогическом коллективе, оптимизировать условия обучения и воспитания лиц с ОВЗ, наметить пути повышения квалификации педагогов в вопросах коррекцион-ной педагогики и специальной психологии, социальной педагогики.

Проектирование анкеты-вопросника предполагало получение структуры составляющих компонентов профессионализации педагогов, занятых в сфере инклюзивного образования. Блоки вопросов в определенной степени взаимосвязаны и могут коррелировать с точки зрения исследуемых детерминант, то есть изучаемых рефлексивных оценок (рис. 1). Выделенные блоки вопросов имеют логико-прогностическую тенден-

цию, что позволяет исследователю добавлять необходимые дополнительные вопросы:

1) рефлексивная оценка инклюзивного образования (вопросы № 1-3);

2) рефлексивная оценка соматического и психического состояния воспитанников (вопросы № 5, 8, 12);

3) оценка подготовленности и психологической готовности педагога к работе с детьми в группе инклюзивного образования (вопросы № 4, 6-7);

4) мотивированность педагогов на повышение квалификации и применение новых технологий обучения в группе комбинированной направленности, реализующей программу инклюзивного образования (вопросы № 9-11).

Рис. 1. Проективная направленность блоков вопросов анкеты для изучения готовности педагогов к реализации инклюзивного образовани

Представленные блоки весьма условны и могут быть дополнены исследователями в соответствии с поставленными задачами.

Поскольку в основе концепции создания анкеты-вопросника — получение рефлексивной оценки, то и проектирование стимульного материала было направлено на возможный выбор предложенных вариантов ответа на конкретно поставленный вопрос. Предполагается как выбор, так и дополнение «своих» вариантов ответа.

Стимульный материал анкеты-вопросника.

Инструкция. Уважаемые коллеги! Внедрение в педагогическую практику программ инклюзивного образования (совместного воспитания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) и продвижение здоро-вьесберегающих технологий, с одной стороны, актуально в свете гуманистического подхода, с другой, — вызывает массу противоречий. В связи с этим, мы проводим небольшое анкетное исследование. Ответы на вопросы помогут оптимизировать учебную и воспитательную среду дошкольной образовательной организации, изучить проблемы инклюзивного образования и здоровьесбереже-ния воспитанников.

Отвечая на вопросы, выберите наиболее приемлемый вариант ответа и подчеркните. Если у Вас имеются дополнения, то Вы можете их дописать в соответствующей графе.

Вопросы анкеты:

1. Мои представления об инклюзивном образовании в ДОУ

а) хорошо понимаю и уясняю особенности инклюзивного образования;

б) имею ограниченные представления об инклюзивном образовании;

в) не имею представлений и не понимаю сути такого образования.

2. Мое отношение к инклюзивному образованию:

а) положительно отношусь к идее инклюзивного образования;

б) хотелось бы принять позицию инклюзивного образования, но обнаруживаю неуверенность в правильности этого обучения;

в) не имею четкой позиции в отношении инклюзивного образования;

г) отрицательно отношусь к идее инклюзивного образования;

д) не могу ответить определенно.

3. Мое отношение к комплектованию групп детей с различными особенностями состояния здоровья и психического развития:

а) считаю, что группы детей следует комплектовать с учетом их состояния здоровья и психического развития;

б) не исключаю возможности совместного пребывания здоровых детей и детей с ОВЗ2, но придерживаюсь идеи комплектования групп с учетом состояния здоровья воспитанников;

1 ДОУ — дошкольное образовательное учреждение

2 ОВЗ — ограниченные возможности здоровья

в) считаю возможным совместное пребывание детей с различным состоянием здоровья и психическим развитием;

г) не могу ответить определенно.

4. Моя готовность к работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности:

а) владею методами и приемами работы с детьми, обнаруживающими ОВЗ, и знаю пути их интеграции в коллектив здоровых детей;

б) имею ограниченные навыки работы с детьми, обнаруживающими ОВЗ, и испытываю трудности в их интеграции в коллектив здоровых детей;

в) не имею навыков работы и не знаю, каким образом помочь детям с ОВЗ в интеграции их в коллектив здоровых детей;

г) не могу ответить определенно.

5. Мои представления о соматическом и психическом состоянии детей с ОВЗ:

а) знаю об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ;

б) имею ограниченные представления об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ;

в) слабо ориентируюсь в знаниях об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ;

г) фактически не имею какие-либо представления об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ;

д) не могу ответить определенно.

6. Владение программами по работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности:

а) владею программами по работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности;

б) владею лишь некоторыми приемами и программами в работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности;

в) не владею программами в работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности;

г) не могу ответить определенно.

7. Обучение и самообразование по программам в работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности:

а) занимаюсь и совершенствуюсь в освоении программ по работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности;

б) иногда интересуюсь программами по работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности;

в) не занимаюсь самообразованием и не интересуюсь программами по работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности;

г) не могу ответить определенно.

8. Влияние присутствия детей с ОВЗ на здоровых детей в условиях группы комбинированной направленности:

а) никакого влияния присутствия детей с ОВЗ на здоровых де-

тей в условиях группы комбинированной направленности нет;

б) возможно положительное влияние детей с ОВЗ на здоровых детей в условиях группы комбинированной направленности в плане развития у здоровых детей эмпа-тии, толерантности и пр.

в) возможно негативное влияние детей с ОВЗ на здоровых детей в условиях группы комбинированной направленности в плане развития у здоровых детей нетерпимости, антипатии и непринятия детей с ОВЗ;

г) не могу ответить определенно.

9. Мотивация повышения квалификации в области коррекционной педагогики и коррекционной психологии в работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ:

а) нет необходимости повышать квалификацию;

б) хотелось бы повысить квалификацию по некоторым вопросам коррекционной педагогики и кор-рекционной психологии;

в) считаю необходимым получить дополнительное образование по коррекционной педагогике и коррекционной психологии;

г) получение квалификации по коррекционной педагогике и коррек-ционной психологии позволит эффективно работать в группах детей комбинированной направленности;

д) не могу ответить определенно.

10. Какую форму повышения квалификации Вы считаете эффективной:

а) получение дополнительного образования по соответствующей специальности;

б) обучение на курсах повышение квалификации;

в) обмен опытом;

г) нет эффективных форм повышения квалификации;

д) не могут ответить определенно.

11. Использование инновационных технологий в работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности:

а) широко использую инновационные игровые, здоровьесбере-гающие технологии;

б) иногда использую инновационные технологии, больше работаю по старинке;

в) не считаю возможным использование инновационных технологий, в том числе и компьютерных, поскольку это вредит здоровью детей;

г) не могут ответить определенно.

12. Готовность к взаимодействию со специалистами клинико-психологи-ческого и социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:

а) выражаю полную готовность к взаимодействию;

б) считаю возможным частичное взаимодействие с данными специалистами;

в) нет необходимости в таком взаимодействии;

г) не могут ответить определенно.

13. Стаж педагогической деятельности в ДОУ (укажите, пожалуйста, количество лет):___

Благодарим за участие!

Программа обработки и интерпретации результатов анкетирования. Обработка результатов анкетирования осуществляется с помощью про-

граммы Microsoft Office Excel 2003 (и следующих версий), куда вносятся данные по каждому вопросу анкеты, что позволяет выполнять вычисления, анализировать количественные характеристики по тому или иному варианту выбора ответа и по вопросу в целом, а также интерпретировать прогностические тенденции в корреляционной зависимости между различными переменными, в частности, по «стажу работы», «готовности к реализации инклюзивных программ» или «обучению на курсах повышения квалификации».

Выводы. Настоящая анкета была апробирована в исследовании педагогов дошкольного образовательного учреждения № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга, где реализуется концепция инклюзивного образования детей с ОВЗ, в частности, детей общим недоразвитием речи. Было отмечено, что с помощью анкеты-вопросника оперативно собран

материал о готовности педагогов ДОУ к реализации программы инклюзивного образования в группах комбинированной направленности, что легло в основу планирования дальнейших мероприятий по совершенствованию уровня профессионализма воспитателей посредством курсов повышения квалификации по дисциплинам коррекционной педагогики и специальной психологии, социальной педагогики и др., а также посредством обмена опытом и взаимодействия с другими специалистами — логопедом, специальным психологом, врачом и др.

Анкета не перегружена информативным материалом и легко может быть использована в качестве мониторинга профессиональных тенденций дошкольной образовательной организации, реализующей программы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Худик В. А., Тельнюк И. В., Со- ми дошкольной образовательной сре-рокина О. Ю. Готовность к принятию ды // Коррекционно-педагогическое инклюзивного образования субъекта- образование. 2015. № 1. С. 33-43.

REFERENCES

1. Khudik V. A., Telnyuk I. V., subjects // Correctional pedagogical Sorokina O. Yu. Gotovnost to education journal. 2015. №. 1. P. 33-43. acceptance of inclusive formation of the

preschool educational environment by Поступила 26.05.2014г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.