Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / САНКЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляпин Игорь Леонидович

В статье раскрывается взаимосвязь образования с национальной безопасностью. Отмечаются ее составляющие. Образование рассматривается как неотъемлемая часть образовательной политики и ресурс для обеспечения национальной безопасности государства. Новые геополитические условия, обозначили границы образовательных контактов с Россией. Из-за чего возникает необходимость проведения реформационных процессов в области подготовки студентов. Как наиболее активный слой населения молодежь выступает значимым инструментом в обеспечении национальных интересов. Поэтому удовлетворение их образовательных потребностей и формирование в процессе подготовки активной гражданской позиции выступает одним из важных компонентов развития национальной безопасности. Образование выступает механизмом мобилизации интеллектуальных способностей, обеспечивает накопление человеческого капитала. Человеческий капитал, обеспечивающий способность к участию в производственном процессе способствует развитию экономики страны и как следствие сохранению национальной безопасности. Санкционное воздействие обозначило ряд задач для российской системы образования. Санкции послужили причиной активного совершенствования отечественной системы подготовки. На сегодняшний день образовательная политика направлена на внедрение импортозамещающего программного обеспечения. А также организацию новых каналов для поставки оборудования, реализацию льгот для обучающихся, поиск новых путей и способов развития научной деятельности. Принимаются все необходимые меры для удовлетворения образовательных потребностей граждан и подготовки конкурентоспособных специалистов, заинтересованных в развитии своего государства и готовых к защите интересов своей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляпин Игорь Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS A COMPONENT OF EDUCATIONAL POLICY IN ENSURING NATIONAL SECURITY

The article reveals the relationship between education and national security. Its components are noted. Education is considered as an integral part of the educational policy and a resource for ensuring the national security of the state. New geopolitical conditions have marked the boundaries of educational contacts with Russia. Because of this, there is a need for reformation processes in the field of student training. As the most active segment of the population, young people act as a significant tool in ensuring national interests. Therefore, the satisfaction of their educational needs and the formation of an active civic position in the process of preparation is one of the important components of the development of national security. Education acts as a mechanism for mobilizing intellectual abilities, ensures the accumulation of human capital. Human capital, which provides the ability to participate in the production process, contributes to the development of the country's economy and, as a result, the preservation of national security. The sanctions impact has identified a number of tasks for the Russian education system. The sanctions were the reason for the active improvement of the domestic training system. To date, the educational policy is aimed at the introduction of import-substituting software. As well as the organization of new channels for the supply of equipment, the implementation of benefits for students, the search for new ways and means of developing scientific activities. All necessary measures are being taken to meet the educational needs of citizens and to train competitive specialists interested in the development of their state and ready to protect the interests of their country.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

[1, C. 75]. А.В. Минаков и Н.А. Ковбаса в своей работе отмечают снижение иностранного интереса в сотрудничестве с Россией в области IT-технологий, применяемых в образовании [9, C. 160].

Обращаясь к мировому опыту, можно сказать, что жесткие санкционные меры могут затруднить, но не остановить экономическое развитие страны. Несмотря на запрет на обмен информацией, научный, образовательный и культурный обмен, который оказывает значительное влияние на людей и сферу их деятельности, продолжается активное изыскание способов достижения образовательных целей, сохранения и повышения качества обучения.

Выводы. Как показывает анализ, отечественная система образования под действием санкций постепенно видоизменяется. Прогнозы указывают на глобальные перемены и отказ от европейских стандартов.

Возникающие затруднения, такие как отсутствие индексирования в международных базах и определения за их счет уровня российской науки на мировом уровне; отток иностранных студентов; прекращение действия системы обучения по обмену; приостановление работы электронных платформ, предоставляющих доступ к массовым открытым онлайн-курсам на какое-то время ограничат возможности профессиональной подготовки, однако не затронут качество обучения.

Санкционные действия со стороны зарубежных государств с одной стороны обостряют множество вопросов, с другой -выступают основой для качественного преобразования отечественной системы формирования кадрового состава. Это позволит развить отечественную подготовку, обратить внимание студентов на работу в российской науке и отечественных предприятиях, позволит предотвратить отток интеллектуального пласта населения, что благоприятно скажется на российской экономике.

Перестройка образовательной политики, вызванная геополитической ситуацией, позволяет говорить о возникновении новых путей подготовки специалистов, готовых осуществлять профессиональную деятельность в области защиты национальных интересов страны.

Литература:

1. Боброва, Н.А. Семь лет под прицелом мнимых мировых стандартов наукометрии / Н.А. Боброва // Конституционное и муниципальное право. - 2022. - № 4. - С. 74-80. - DOI 10.18572/1812-3767-2022-4-74-80. - EDN OYXUHO.

2. Ваганова, О.И. Поисково-исследовательская технология обучения / О.И. Ваганова, А.В. Гладков, Е.А. Алешугина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2022. -№ 1(59). - С. 131-134. - DOI 10.46845/2071-5331-2022-1-59-131-135. - EDN MGOKID.

3. Ваганова, О.И. Возможности инновационных технологий в повышении качества профессионального образования / О.И. Ваганова, О.Г. Шагалова, Е.А. Алешугина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. -№ 2(27). - С. 57-59. - DOI 10.26140/anip-2019-0802-0011. - EDN CUIHXM.

4. Голубцов, Н.В. Опыт применения информационных технологий в преподавании электроматериаловедения / Н.В. Голубцов, А.П. Сахаров, А.В. Гладков // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 4. - С. 155-159. - EDN NRXCJF.

5. Гладкова, М.Н. Реализация идей личностно-ориентированного подхода в профессиональном образовании / М.Н. Гладкова, М.А. Карпова, М.П. Прохорова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т. 9. - № 8-2. - С. 19-22. - EDN YWSUYH.

6. Казанцев, С.В. Жизнь под санкциями / С.В. Казанцев // Экономическая безопасность. - 2022. - Т. 5. - № 2. -С. 371-386. - DOI 10.18334/ecsec.5.2.114789. - EDN UUFBEO.

7. Лапшова, А.В. Инновационная проектная деятельность в учебном процессе профессиональной образовательной организации / А.В. Лапшова, Н.С. Петрова, Н.В. Сырова // Человек и образование. - 2016. - № 4(49). - С. 121-124. - EDN YTDMNI.

8. Лапшина, И.В. Национальная безопасность современного российского общества / И.В. Лапшина, В.В. Подберезный, О.В. Бегун. - Таганрог: Издатель С.А. Ступин, 2022. - 156 с. - ISBN 978-5-6047650-5-0. - EDN LRKZST.

9. Минаков, А.В. Тенденции и перспективы развития цифровых технологий в России в условиях глобализации / А.В. Минаков, Н.А. Ковбаса // Индустриальная экономика. - 2022. - № 2-2. - С. 161-168. - DOI 10.47576/2712-7559_2022_2_2_ 161. - EDN IEISWQ.

10. Петров, А.Ю. Компетентностный подход в современном управлении образовательным учреждением / А.Ю. Петров // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 10-1(48). - С. 119-123. - EDN JVGKMV.

11. Петров, Ю.Н. Перспективы развития и принципы построения основных компонентов содержания образования / Ю.Н. Петров, А.Ю. Петров // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". -2014. - № 4(64). - С. 24-29. - EDN TJGGQX.

12. Хмелева, Г.А. Потенциал российского человеческого капитала в условиях санкций / Г.А. Хмелева // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. - 2022. - Т. 13. - № 2. - С. 126-140. - DOI 10.18287/2542-0461-2022-132-126-140. - EDN GVHTLB.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат политических наук, старший преподаватель Ляпин Игорь Леонидович

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (г. Тюмень)

ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье раскрывается взаимосвязь образования с национальной безопасностью. Отмечаются ее составляющие. Образование рассматривается как неотъемлемая часть образовательной политики и ресурс для обеспечения национальной безопасности государства. Новые геополитические условия, обозначили границы образовательных контактов с Россией. Из-за чего возникает необходимость проведения реформационных процессов в области подготовки студентов. Как наиболее активный слой населения молодежь выступает значимым инструментом в обеспечении национальных интересов. Поэтому удовлетворение их образовательных потребностей и формирование в процессе подготовки активной гражданской позиции выступает одним из важных компонентов развития национальной безопасности. Образование выступает механизмом мобилизации интеллектуальных способностей, обеспечивает накопление человеческого капитала.

Человеческий капитал, обеспечивающий способность к участию в производственном процессе способствует развитию экономики страны и как следствие сохранению национальной безопасности. Санкционное воздействие обозначило ряд задач для российской системы образования. Санкции послужили причиной активного совершенствования отечественной системы подготовки. На сегодняшний день образовательная политика направлена на внедрение импортозамещающего программного обеспечения. А также организацию новых каналов для поставки оборудования, реализацию льгот для обучающихся, поиск новых путей и способов развития научной деятельности. Принимаются все необходимые меры для удовлетворения образовательных потребностей граждан и подготовки конкурентоспособных специалистов, заинтересованных в развитии своего государства и готовых к защите интересов своей страны.

Ключевые слова: образовательная политика, профессиональное образование, высшее образование, национальная безопасность, санкции, профессиональная подготовка, образовательные контакты.

Annotation. The article reveals the relationship between education and national security. Its components are noted. Education is considered as an integral part of the educational policy and a resource for ensuring the national security of the state. New geopolitical conditions have marked the boundaries of educational contacts with Russia. Because of this, there is a need for reformation processes in the field of student training. As the most active segment of the population, young people act as a significant tool in ensuring national interests. Therefore, the satisfaction of their educational needs and the formation of an active civic position in the process of preparation is one of the important components of the development of national security. Education acts as a mechanism for mobilizing intellectual abilities, ensures the accumulation of human capital. Human capital, which provides the ability to participate in the production process, contributes to the development of the country's economy and, as a result, the preservation of national security. The sanctions impact has identified a number of tasks for the Russian education system. The sanctions were the reason for the active improvement of the domestic training system. To date, the educational policy is aimed at the introduction of import-substituting software. As well as the organization of new channels for the supply of equipment, the implementation of benefits for students, the search for new ways and means of developing scientific activities. All necessary measures are being taken to meet the educational needs of citizens and to train competitive specialists interested in the development of their state and ready to protect the interests of their country.

Key words: educational policy, vocational education, higher education, national security, sanctions, vocational training, educational contacts.

Введение. Современная мировая политическая обстановка, введение санкционных мер в отношении Российской Федерации обуславливают потребность в разработке новых путей обеспечения национальной безопасности.

Цель статьи заключается рассмотрении образования как неотъемлемой части образовательной политики и ресурса для обеспечения национальной безопасности государства.

Национальная безопасность складывается из элементов, обеспечивающих гарантированную защиту интересов страны, достойный уровень жизни, благополучия граждан, суверенитет, независимость, территориальную целостность, стабильное социально-экономического развитие.

Обеспечение интересов государства во многом зависит от гражданской позиции молодежи, мотивации к участию в развитии экономики своей страны. Студенты - самый активный слой населения. Подготовка высококвалифицированных кадров, заинтересованных в развитии государства - мощный инструмент в обеспечении национальной безопасности России.

В первую очередь образование оказывает влияние на личностные качества, мировоззрение, интеллектуальный потенциал человека, его профессиональную компетентность. Формирование высоких личностных, моральных качеств, общекультурных и профессиональных компетенций студента в перспективе позволит подготовить кадры, способные к обеспечению военной, экономической безопасности, научного ресурса, которые входят в основу национальной безопасности.

Для рассмотрения образования как компонента образовательной политики в обеспечении национальной безопасности потребуется провести анализ современной политической ситуации и ее влияния на образование, выявить особенности политической обстановки и основные аспекты ограничительных мероприятий со стороны европейского сообщества.

Изложение основного материала статьи. С точки зрения системного подхода национальная безопасность может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, в качестве элемента систем более высокого уровня, как составная часть международной безопасности. Во-вторых, как многоуровневая система, обладающая своими подсистемами (военная, техническая, интеллектуальная, информационная безопасность). Национальная безопасность может быть рассмотрена как внутреннее или внешнее состояние целой страны или отдельных регионов при наличии или отсутствии внутренних и внешних угроз.

Стоит выделить понятие национальной безопасности. В широком понимании она может быть рассмотрена как совокупность различных видов безопасностей, основывающаяся на долгосрочных перспективных интересах, с учетом имеющихся внутренних и внешних угроз и на их защите [3, C. 75].

Функционал системы безопасности находится в ведении организационно-штатной структуры органов по охране национальных интересов [2, C. 194].

Среди функций системы безопасности стоит выделить: определение наиболее важных и ценных жизненных интересов государства; прогноз и оценка вероятности внутренних и внешних угроз [7, C. 380]; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности общества в целом и человека в отдельности; прогноз влияния позитивных и негативных факторов на национальную безопасность [8, C. 121].

В структурных органах должны осуществлять профессиональную деятельность специалисты, заинтересованные в защите интересов страны, ставить их в приоритет при выборе способов охраны [4, C. 58].

Национальная безопасность выделяется на уровне РФ, регионов РФ, субъектов РФ. Деятельность управленческого аппарата нацелена на удовлетворение значимых потребностей личности и общества, потребностей в защищённости и развитии.

Нормативное закрепление положений о национальной безопасности отражено в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом президента РФ № 400 от 2 июля 2021 г. Стратегия выступает базовым документом в обеспечении национальной безопасности.

Законодательство определяет приоритетным доступность образования, основываясь на необходимости обеспечения уровня технологической, информационной и других видов безопасности за счет интеллектуального ресурса.

Действительно, на сегодняшний день образование находится в центре интересов правительства, поскольку обеспечивает подготовку специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в конкретных областях безопасности (таможенное дело, министерство внутренних дел, пограничная служба и др.) [6, C. 156].

Образование - важнейшая стратегическая сфера, которая находится в важной точке своего развития [1, C. 214]. Образование как компонент образовательной политики является механизмом для развития и мобилизации

интеллектуальных способностей личности и формирования у нее потребности к инновационному саморазвитию, формированию моральных и политических взглядов [9, C. 150].

Образование влияет на восприятие обучающимися истории и культуры своей страны, формирование чувства патриотизма как элемент, способствующий предотвращению национальных угроз, как отмечает Е.А. Горбатовская [5, C. 99].

На фоне нестабильной политической обстановки появляется потребность в рассмотрении перспектив развития сферы образования. Под санкционным давлением обеспечение национальной безопасности становится одной из важнейших задач государства [11, C. 127]. И образование как компонент образовательной политики - неотъемлемая часть данного процесса.

Ограничительные мероприятия оказались достаточно широки. Подготовка с помощью электронных сервисов, а именно массовых открытых онлайн-курсов была либо прекращена полностью, либо остается с возможностью использования небольшого количества функций. Однако, на сегодняшний день уже имеются русскоязычные платформы, решающие вопрос дополнительной онлайн-подготовки обучающихся [10, C. 120]. Появились вопросы с научной деятельностью. Отечественные исследователи не могут обмениваться опытом с иностранными учеными. Публикация статей в иностранных научных журналах прекращена. Программы обмена иностранных студентов (DAAD, Tempus, Erasmus и др.) в ближайшем будущем будут лишены финансирования, а, следовательно, обмен прекратится. Проведение многих международных конгрессов отменено. Это позволяет говорить о возможной изоляции российской науки. Однако стоит принять во внимание факт о намерении восточных стран развивать сотрудничество. А также некоторые европейские университеты не готовы к разрыву связей и намерены продолжать взаимодействие.

В целом Министерство образования РФ отмечает, что западные санкции не несут разрушающего негативного влияния на российскую систему образования. Россия готова к смягчению последствий санкционного воздействия.

Ограничительные меры послужили началом для развития российского образования на новом уровне.

Образовательные проекты, разрабатываемые отечественными исследователями еще до начала активных политических действий на мировой арене, становятся частью сегодняшней цифровой образовательной трансформации. Примером готовности к реализации возможностей отечественных образовательных платформ становится «Сферум», который является совместным проектом Министерства просвещения, Mail.ru Group и ООО Цифровое образование. Платформа обладает необходимыми для качественной подготовки инструментами.

Отказ зарубежных коллег от участия в совместной с Россией деятельностью обеспечил развитие сферы отечественных IT, поскольку государство предоставляет на сегодняшний день значительные средства на развитие новых продуктов.

Образовательный процесс обеспечивает студенту поэтапное освоение культурных и патриотических ценностей. В процессе обучения студент приобщается к отечественным научным разработкам, постепенно осваивает имеющиеся научные достижения и на их основе предлагает пути развития научной и производственной сфер деятельности.

С целью продолжения приобщения современного студента к научной деятельности государство выделяет ряд приоритетов: государственные гарантии качественного и доступного образования; создание условий для повышения качества образовательного процесса; развитие эффективности экономических отношений в образовательной сфере. Для выпускников государство обеспечивает систему поддержки.

Высокую значимость для обеспечения национальной безопасности имеет человеческий капитал (интеллектуальные способности и практические навыки, сформированные в процессе получения образования). Наличие человеческого капитала означает способность человека участвовать в процессе производства. Следовательно, чем выше человеческий капитал, тем выше экономический рост и развитие.

Выводы. На фоне активных политических действий на мировой арене появляется масса ограничительных мероприятий, которые влекут за собой последствия в форме прекращения взаимодействия с иностранными коллегами во многих сферах, в том числе и в образовательной. Санкционные действия обозначили необходимость развития и совершенствования отечественной системы образования. Государство на сегодняшний день предпринимает активные меры поддержки науки и образования. Ведется разработка импортозамещающего программного обеспечения, поставок оборудования, для учебных заведений и студентов предоставляется ряд льгот.

Образование как компонент образовательной политики обладает мощным потенциалом в обеспечении национальной безопасности. Это базовый элемент, обозначающий жизнеспособность общества, а государственная образовательная политика - часть единой государственной политики.

Литература:

1. Асканова, О.В. Смена образовательной парадигмы - неизбежная необходимость в условиях противостояния с Западом / О.В. Асканова, Ю.В. Казанцева // Kant. - 2022. - № 2(43). - С. 211-215. - DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.37. -EDN ZYLTJZ.

2. Багрова, Н.А. Российская образовательная политика в условиях глобализации / Н.А. Багрова, В.Г. Горшколепова // Преподаватель высшей школы в XXI веке : труды Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 01-30 апреля 2019 года. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2019. - С. 193-201. -EDN WIWGCA.

3. Боброва, Н.А. Семь лет под прицелом мнимых мировых стандартов наукометрии / Н.А. Боброва // Конституционное и муниципальное право. - 2022. - № 4. - С. 74-80. - DOI 10.18572/1812-3767-2022-4-74-80. - EDN OYXUHO.

4. Ваганова, О.И. Возможности инновационных технологий в повышении качества профессионального образования / О.И. Ваганова, О.Г. Шагалова, Е.А. Алешугина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. -№ 2(27). - С. 57-59. - DOI 10.26140/anip-2019-0802-0011. - EDN CUIHXM.

5. Горбатовская, Е.А. Образование как одна из составляющих обеспечения национальной безопасности / Е.А. Горбатовская, Л.З. Гостева // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - № 88. - С. 98-100. - EDN NGALYG.

6. Голубцов, Н.В. Опыт применения информационных технологий в преподавании электроматериаловедения / Н.В. Голубцов, А.П. Сахаров, А.В. Гладков // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 4. - С. 155-159. - EDN NRXCJF.

7. Казанцев, С.В. Жизнь под санкциями / С.В. Казанцев // Экономическая безопасность. - 2022. - Т. 5. - № 2. -С. 371-386. - DOI 10.18334/ecsec.5.2.114789. - EDN UUFBEO.

8. Лапшова, А.В. Инновационная проектная деятельность в учебном процессе профессиональной образовательной организации / А.В. Лапшова, Н.С. Петрова, Н.В. Сырова // Человек и образование. - 2016. - № 4(49). - С. 121-124. - EDN YTDMNI.

9. Лапшина, И.В. Национальная безопасность современного российского общества / И.В. Лапшина, В.В. Подберезный, О.В. Бегун. - Таганрог: Издатель С.А. Ступин, 2022. - 156 с. - ISBN 978-5-6047650-5-0. - EDN LRKZST.

10. Петров, А.Ю. Компетентностный подход в современном управлении образовательным учреждением / А.Ю. Петров // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 10-1(48). - С. 119-123. - EDN JVGKMV.

11. Хмелева, Г.А. Потенциал российского человеческого капитала в условиях санкций / Г.А. Хмелева // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. - 2022. - Т. 13. - № 2. - С. 126-140. - Ш1 10.18287/2542-0461-2022-132-126-140. - EDN GVHTLB.

Педагогика

УДК 371.3

кандидат педагогических наук, доцент Макарова Ирина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул); старший преподаватель Ратникова Дарья Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул)

ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАКАТОН ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ-ПРАКТИКОВ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА НОВОГО ФОРМАТА

Аннотация. Существенной проблемой непрерывного самообразования остается организация образовательных площадок нового формата, которые способствовали бы формированию и развитию hard и soft skills. В статье рассматриваются инновационные методы обучения, к которым относится исторический хакатон для школьников, студентов и педагогов-практиков. Формат хакатона представляется как эффективный инструмент комплексного сочетания творческого потенциала, знаний и умений в области исторических наук, ИТ-технологий и исторического самосознания.

Ключевые слова: инновационные методы обучения, исторический хакатон, ИТ-технологии, самообразование.

Annotation. A significant problem of continuous self-education remains the organization of educational platforms of a new format that would contribute to the formation and development of hard and soft skills. The article discusses innovative teaching methods, which include the historical hackathon for schoolchildren, students and practicing teachers. The hackathon format is presented as an effective tool for a complex combination of creative potential, knowledge and skills in the field of historical sciences, IT technologies and historical identity.

Key words: innovative teaching methods, historical hackathon, IT technologies, self-education.

Введение. Анализ практики волонтерского и тьюторского движения, анкетирование и интервьюирование студентов демонстрируют ярко выраженную потребность молодежи в сохранении исторической памяти, изучении родословных, истории рабочих династий, стремление к участию в исторических проектах и инициативах, а также гордость за ратный и трудовой подвиги старших поколений, что, в свою очередь, диктует необходимость создания и развития новых форм вовлечения молодого поколения в гражданско-патриотическую социально значимую деятельность.

Одним из наиболее значимых мероприятий в этом направлении представляется национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2019 году.

В процессе обсуждения и принятия национального проекта «Образование» предполагалось, что к концу 2020 года на 100% будет введена национальная система учительского роста педагогических работников [9].

Тем не менее, в настоящее время отмечаются низкие темпы цифровизации образования, отсутствие образовательных площадок для совместного творчества школьников, студентов и педагогов-практиков с IT-специалистами.

Об этом свидетельствуют содержание и результаты хакатона «Барнаул-2019», на котором среди 28 прототипов, представленных участниками членам жюри и экспертам, только 3 были посвящены решению образовательных проблем и лишь одна из них - изучению истории [11].

Изложение основного материала статьи. Педагогические вузы изначально ориентированы на формирование профессиональных компетентностей, однако, учебные дисциплины (Основы информационной культуры, Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, Исследовательская и проектная деятельность в школе, Основы научно-исследовательской работы), формирующие столь важные для молодого педагога исследовательские и IT-компетенции, не входят в обязательную часть учебных планов педагогических вузов. Чаще всего это дисциплины по выбору. Следовательно, молодые специалисты - учителя в удаленных сельских школах сталкиваются не только с проблемами плохого интернета, слабой материально-технической базы образовательных организаций, но и с отсутствием необходимых в современных условиях умений и навыков. Таким образом, значимость системы непрерывного самообразования для практикующих педагогов как эффективных профессионалов является жизненно важной.

Существенной проблемой непрерывного самообразования остается организация образовательных площадок, которые способствовали бы формированию и развитию hard и soft skills. Поэтому одной из множества задач педагогических вузов в настоящее время стала конкурсная поддержка молодых педагогов в их стремлении активно развиваться в профессии.

Эффективной и интересной формой образовательных площадок, позволяющих развивать и совершенствовать компетенции школьников, студентов и молодых педагогов, связанные с проектной, исследовательской и IT-деятельностью в рамках современного образовательного пространства является хакатон - форум для разработчиков, во время которого специалисты из разных областей знаний сообща решают какую-либо проблему за определенное время.

На базе АлтГПУ в 2019 г. был реализован проект «Исторический хакатон «Моя Россия» [3]. Хакатон можно обоснованно считать образовательной площадкой нового типа. Участие в нем молодежных команд школьников, студентов и молодых педагогов позволяет погрузиться в историческо-краеведческую тематику, основанную на любви и уважении к малой Родине, понимании значения трудового, нравственного и воинского подвига своих предков и современников, сохранении исторической памяти, преемственности духовных ценностей и гражданских идеалов. Ценность идеи и ее актуальность для обучающихся в том, что они сами становятся носителями исторической памяти, начиная с изучения малой Родины до осмысления национальной идеи.

Участие в таком уникальном процессе - полноценная возможность стартапа как для обучающейся молодежи, так и практикующих учителей, повышение собственных hardskills и softskills [1].

Исторический хакатон «Моя Россия» предполагал три категории участников: школьники, студенты и молодые педагоги, которые работали одновременно. Для обеспечения высокого качества и эффективности мероприятия было

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.