Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / САНКЦИИ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляпин Игорь Леонидович

Образование рассматривается как важнейший стратегический ресурс в развитии государства и общества. Квалифицированные кадры и научные разработки им принадлежащие раскрываются в качестве значимых элементов обеспечения современной национальной безопасности. Цель статьи состоит в анализе образовательной политики с точки зрения обеспечения национальной безопасности страны. В статье обозначаются аспекты современной политической ситуации и основные особенности ее влияния на систему образования. Раскрывается взаимовлияние политических действий на мировой арене и событий в области образования. Выделяются последствия вводимых ограничений. Геополитическая обстановка обуславливает необходимость реорганизации системы образования и укрепления механизмов отечественной науки. Несмотря на санкционные меры со стороны зарубежных государств и снижение интенсивности научно-образовательных контактов, продолжается процесс совершенствования существующих способов подготовки студентов. Осуществляется изыскание новых результативных образовательных инструментов. Российская Федерация обладает достаточным ресурсом для построения новых образовательных путей с целью сохранения национальной безопасности. Предпринимаются меры для качественного преобразования отечественной системы формирования кадрового состава. Прогнозы указывают на внедрение глобальных изменений и уход от европейских стандартов. Санкционные действия с одной стороны выявляют затруднения. Однако выступают стимулом развития отечественной подготовки. Заставляют обратить внимание студентов на отечественные организации и предприятия. Позволяют предотвратить отток интеллектуального ресурса, оказывающего значительное влияние на российскую экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляпин Игорь Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POLICY IN ENSURING NATIONAL SECURITY

Education is considered as the most important strategic resource in the development of the state and society. Qualified personnel and scientific developments belonging to them are revealed as significant elements of ensuring modern national security. The purpose of the article is to analyze the educational policy from the point of view of ensuring the national security of the country. The article outlines aspects of the current political situation and the main features of its impact on the education system. The mutual influence of political actions on the world stage and events in the field of education is revealed. The consequences of the imposed restrictions are highlighted. The geopolitical situation makes it necessary to reorganize the education system and strengthen the mechanisms of domestic science. Despite sanctions measures from foreign countries and a decrease in the intensity of scientific and educational contacts, the process of improving existing methods of training students continues. The search for new effective educational tools is being carried out. The Russian Federation has sufficient resources to build new educational paths in order to preserve national security. Measures are being taken for the qualitative transformation of the domestic system of personnel formation. Forecasts point to the introduction of global changes and departure from European standards. Sanctions actions on the one hand reveal difficulties. However, they act as an incentive for the development of domestic training. They force students to pay attention to domestic organizations and enterprises. They allow to prevent the outflow of the intellectual stratum of the population, which has a significant impact on the Russian economy.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Литература:

1. Российская Федерация. Подзаконные акты. Приказ Минздравсоцразвития №761-и: [зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. №18638].

2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)] - URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/69794bfca0da4ae81cb56e282fa696a6.pdf (дата обращения: 07.08.2022).

3. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик) [и др.]. - Тверь: СФК-офис, 2012. - 246 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат политических наук, старший преподаватель Ляпин Игорь Леонидович

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (г. Тюмень)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. Образование рассматривается как важнейший стратегический ресурс в развитии государства и общества. Квалифицированные кадры и научные разработки им принадлежащие раскрываются в качестве значимых элементов обеспечения современной национальной безопасности. Цель статьи состоит в анализе образовательной политики с точки зрения обеспечения национальной безопасности страны. В статье обозначаются аспекты современной политической ситуации и основные особенности ее влияния на систему образования. Раскрывается взаимовлияние политических действий на мировой арене и событий в области образования. Выделяются последствия вводимых ограничений. Геополитическая обстановка обуславливает необходимость реорганизации системы образования и укрепления механизмов отечественной науки. Несмотря на санкционные меры со стороны зарубежных государств и снижение интенсивности научно-образовательных контактов, продолжается процесс совершенствования существующих способов подготовки студентов. Осуществляется изыскание новых результативных образовательных инструментов. Российская Федерация обладает достаточным ресурсом для построения новых образовательных путей с целью сохранения национальной безопасности. Предпринимаются меры для качественного преобразования отечественной системы формирования кадрового состава. Прогнозы указывают на внедрение глобальных изменений и уход от европейских стандартов. Санкционные действия с одной стороны выявляют затруднения. Однако выступают стимулом развития отечественной подготовки. Заставляют обратить внимание студентов на отечественные организации и предприятия. Позволяют предотвратить отток интеллектуального ресурса, оказывающего значительное влияние на российскую экономику.

Ключевые слова: образование, образовательная политика, национальная безопасность, санкции, квалифицированные кадры, профессиональная подготовка.

Annotation. Education is considered as the most important strategic resource in the development of the state and society. Qualified personnel and scientific developments belonging to them are revealed as significant elements of ensuring modern national security. The purpose of the article is to analyze the educational policy from the point of view of ensuring the national security of the country. The article outlines aspects of the current political situation and the main features of its impact on the education system. The mutual influence of political actions on the world stage and events in the field of education is revealed. The consequences of the imposed restrictions are highlighted. The geopolitical situation makes it necessary to reorganize the education system and strengthen the mechanisms of domestic science. Despite sanctions measures from foreign countries and a decrease in the intensity of scientific and educational contacts, the process of improving existing methods of training students continues. The search for new effective educational tools is being carried out. The Russian Federation has sufficient resources to build new educational paths in order to preserve national security. Measures are being taken for the qualitative transformation of the domestic system of personnel formation. Forecasts point to the introduction of global changes and departure from European standards. Sanctions actions on the one hand reveal difficulties. However, they act as an incentive for the development of domestic training. They force students to pay attention to domestic organizations and enterprises. They allow to prevent the outflow of the intellectual stratum of the population, which has a significant impact on the Russian economy.

Key words: education, educational policy, national security, sanctions, qualified personnel, professional training.

Введение. На современном этапе глобализационных трансформаций в мировых хозяйствах роль науки и образования признана одной из решающих, оказывающих влияние на сохранение внутреннего единства и политической стабильности, модернизацию экономики и промышленного потенциала, а также формирование суверенной государственности. Перечисленные составляющие напрямую относятся к процессу обеспечения национальной безопасности. Национальная безопасность - защищенность суверенитета от внутренних и внешних угроз [8, C. 150].

Образование в Российской Федерации отнесено к числу приоритетных национальных проектов и выступает как основополагающий элемент экономической и национальной системы в целом. Это объясняется тем, что высшее и профессиональное образование обеспечивают возможность расширения процесса воспроизводства высококвалифицированных кадров, которые, в свою очередь, способствуют развитию социально-экономической системы и системы образования.

Подготовка высококвалифицированных кадров формирует перспективные конкурентные преимущества на разных уровнях социально-экономических систем.

Образовательная политика позволит противостоять внутренним и внешним угрозам национальной безопасности [1, C. 74]. Их предотвращение становится возможным с опорой на новые достижения науки и техники [2, C. 133].

Для внутренних угроз характерны проблемы старения населения, ухудшение здоровья, снижение уровня экономической конкурентоспособности, снижение качества образования и интереса к науке.

С внешней стороны можно отметить повышение конкуренции за ресурсы, в том числе и интеллектуальные, политическую и экономическую мировую перестройку и др.

Укрепление механизмов отечественной науки позволит подготовить кадры, способные предотвратить появление угроз и будет способствовать обеспечению национальной безопасности [6, C. 380].

В глобальном информационном противостоянии обостряется борьба за интеллектуальный пласт населения [5, C. 20]. Предотвращение оттока интеллектуальных ресурсов - задача, решение которой является одним из способов сохранения и укрепления национальной безопасности. Для сохранения и развития отечественного интеллектуального ресурса в рамках

специфики глобальных политических действий требуются новые условия. Образовательная политика приобретает новые черты, следовательно, требуется систематический анализ данного процесса.

Изложение основного материала статьи. Цель статьи: анализ образовательной политики с точки зрения обеспечения национальной безопасности страны. Глобальные трансформационные процессы на мировой арене заставляют обратить внимание на необходимость качественных изменений в образовательном процессе с целью подготовки студентов, готовых осуществлять профессиональную деятельность в новых быстро изменяющихся условиях. Возникает потребность в формировании и укреплении отечественного интеллектуального потенциала, способного предотвратить увеличение внутренних и внешних угроз национальной безопасности.

Современные политические условия актуализируют вопрос изменения условий подготовки студентов средних профессиональных и высших учебных заведений и формирования новых условий для развития научной деятельности и публикаций научно-исследовательских материалов.

Одним из следствий современных политических действий в области научно-образовательной сферы стало прекращение сотрудничества российских и зарубежных ученых. Россия прекратила публикационную деятельность с научными изданиями США и Европы.

Проследить политическое влияние на образовательную сферу можно обратившись к ситуациям 2008 и 2014 годов, когда обострились отношения с Грузией и Южной Осетией в первом случае, и когда Крым был присоединен к территории РФ - в другом. Со стороны Запада были введены санкции. Однако в 2022 году ограничительные меры стали значительно шире, и ситуация показывает острую необходимость в совершенствовании отечественной научной сферы. Отмечаются и политические мотивы отчисления российских студентов из иностранных вузов.

В феврале 2022 г. министерство образования и науки ФРГ прекратило сотрудничество с РФ в сфере научных исследований и профессиональной подготовки.

Заморозка и прекращение функционирования официальных каналов взаимодействия с Россией влечет особые меры для совершенствования отечественной системы образования, выступающей поддержкой для национальной безопасности, что требует систематического анализа.

Политические процессы и сфера образования тесно взаимосвязаны, и вопросы национальной безопасности зависят от решений, принятых в данной сфере [4, C. 156].

Основополагающим документом, раскрывающим положения национальной безопасности является «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400. Стратегия является базовым документом, который определяет национальные интересы и приоритеты страны и пути обеспечения национальной безопасности [7, C. 123]. Национальными интересами РФ устанавливаются удовлетворение потребностей членов общества и государства в целом в безопасности и устойчивом планомерном развитии. Как закрепляет документ - развитие научного потенциала и повышение качества образования значительно влияют на реорганизацию и совершенствование российской экономики [9]. Подготовка студентов в новых условиях позволит сформировать способность к использованию конкурентных преимуществ РФ с учетом долгосрочных перспектив [10, C. 120].

Чтобы проследить связь политики и образовательных процессов, а также их взаимовлияние обратимся к современным действиям, проходящим на мировой арене [11, C. 25].

Интенсивность научно-образовательных контактов начинает сокращаться. Германия прекращает академическое сотрудничество с Россией. Ее примеру следуют Норвегия, Швейцария, Финляндия, Канада, Нидерланды и другие страны. В марте 2022 года Ассоциацией университетов Европы было исключено 14 университетов РФ. Приостанавливаются программы академического обмена и получения двойных дипломов.

Своя специфика появляется и в области использования массовых открытых онлайн-курсов [3, C. 57]. Одна из самых больших платформ Coursera закрывает доступ к ресурсам для российских пользователей. Британская рейтинговая компания не только приостанавливает работу в России, но и исключает все достижения российских университетов и сведения о них.

Как мы можем заметить санкции направлены на приостановление и разрыв научных контактов с РФ. Отказ от сотрудничества несет в себе изменения, связанные с мобильностью обучающихся. Признание российских дипломов в зарубежных странах представляется крайне затруднительным, поскольку положения Конвенции об эквивалентности дипломов распространяются только на членов Совета Европы. Со стороны же РФ было принято решение о выходе из организации, так как соблюдение положений, установленные в рамках СЕ, целью которого являлось сотрудничество для соблюдения прав человека и демократического развития приобрело относительный характер.

Последствиями предпринятых зарубежными странами действий становится возвращение многих студентов в отечественную образовательную систему, которая должна быть готова к подготовке нового слоя населения, готового выступить в защиту национальных интересов.

Масштабные ограничительные мероприятия становятся основанием для начала интенсивного развития отечественных образовательных систем.

Из-за возможного отказа от принципов Болонской системы возникает необходимость внедрения изменений в систему высшего образования. Геополитическая ситуация нацеливает на формирование новых систем подготовки кадрового состава.

Для обеспечения национальной безопасности образовательная политика направлена на решение таких задач как сохранение единого языкового пространства; ценностного пространства; формирование активной гражданской позиции студентов; повышение доступности качественного образования в рамках инновационного развития экономики; повышение роли человеческого капитала; создание наиболее оптимальных условий для реализации достижений науки и инновационных технологий; популяризация профессионального и высшего образования; др. Решение задач проводится достаточно активно. Указом президента Российской Федерации от 25 июля 2022 г. № 496 был утвержден новый праздник «День профессионального образования», который назначен на 2 октября. Праздник призван повысить статус и престиж профессионального образования среди молодежи РФ.

Хмелева Г.А. считает наращивание человеческого капитала в условиях санкционного давления главнейшей целью для обеспечения устойчивости экономики. И выделяет его составляющие: уровень образования, научно-исследовательская, изобретательская активность [12, C. 127].

В области научных публикаций также планируются перемены. Отметим, что индексирование в иностранных базах давало возможность определения уровня российской науки в мировых масштабах. Отсутствие России в мировых рейтингах вероятнее всего сократит приток иностранных студентов, ориентирующихся именно на международный рейтинг.

Ввиду отказа от индексации в базах Web of Science (европейская база) и Scopus (американская база) обсуждается вопрос создания собственной базы индексирования. Однозначно также и то, что изменения коснутся отечественной системы РИНЦ, которая получит новый путь развития. Ученые готовы к проработке вопросов совершенствования системы индексирования. В работе H.A. Бобровой приводятся рекомендации по разработке критериев научной деятельности

[1, C. 75]. А.В. Минаков и Н.А. Ковбаса в своей работе отмечают снижение иностранного интереса в сотрудничестве с Россией в области IT-технологий, применяемых в образовании [9, C. 160].

Обращаясь к мировому опыту, можно сказать, что жесткие санкционные меры могут затруднить, но не остановить экономическое развитие страны. Несмотря на запрет на обмен информацией, научный, образовательный и культурный обмен, который оказывает значительное влияние на людей и сферу их деятельности, продолжается активное изыскание способов достижения образовательных целей, сохранения и повышения качества обучения.

Выводы. Как показывает анализ, отечественная система образования под действием санкций постепенно видоизменяется. Прогнозы указывают на глобальные перемены и отказ от европейских стандартов.

Возникающие затруднения, такие как отсутствие индексирования в международных базах и определения за их счет уровня российской науки на мировом уровне; отток иностранных студентов; прекращение действия системы обучения по обмену; приостановление работы электронных платформ, предоставляющих доступ к массовым открытым онлайн-курсам на какое-то время ограничат возможности профессиональной подготовки, однако не затронут качество обучения.

Санкционные действия со стороны зарубежных государств с одной стороны обостряют множество вопросов, с другой -выступают основой для качественного преобразования отечественной системы формирования кадрового состава. Это позволит развить отечественную подготовку, обратить внимание студентов на работу в российской науке и отечественных предприятиях, позволит предотвратить отток интеллектуального пласта населения, что благоприятно скажется на российской экономике.

Перестройка образовательной политики, вызванная геополитической ситуацией, позволяет говорить о возникновении новых путей подготовки специалистов, готовых осуществлять профессиональную деятельность в области защиты национальных интересов страны.

Литература:

1. Боброва, Н.А. Семь лет под прицелом мнимых мировых стандартов наукометрии / Н.А. Боброва // Конституционное и муниципальное право. - 2022. - № 4. - С. 74-80. - DOI 10.18572/1812-3767-2022-4-74-80. - EDN OYXUHO.

2. Ваганова, О.И. Поисково-исследовательская технология обучения / О.И. Ваганова, А.В. Гладков, Е.А. Алешугина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2022. -№ 1(59). - С. 131-134. - DOI 10.46845/2071-5331-2022-1-59-131-135. - EDN MGOKID.

3. Ваганова, О.И. Возможности инновационных технологий в повышении качества профессионального образования / О.И. Ваганова, О.Г. Шагалова, Е.А. Алешугина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. -№ 2(27). - С. 57-59. - DOI 10.26140/anip-2019-0802-0011. - EDN CUIHXM.

4. Голубцов, Н.В. Опыт применения информационных технологий в преподавании электроматериаловедения / Н.В. Голубцов, А.П. Сахаров, А.В. Гладков // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 4. - С. 155-159. - EDN NRXCJF.

5. Гладкова, М.Н. Реализация идей личностно-ориентированного подхода в профессиональном образовании / М.Н. Гладкова, М.А. Карпова, М.П. Прохорова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т. 9. - № 8-2. - С. 19-22. - EDN YWSUYH.

6. Казанцев, С.В. Жизнь под санкциями / С.В. Казанцев // Экономическая безопасность. - 2022. - Т. 5. - № 2. -С. 371-386. - DOI 10.18334/ecsec.5.2.114789. - EDN UUFBEO.

7. Лапшова, А.В. Инновационная проектная деятельность в учебном процессе профессиональной образовательной организации / А.В. Лапшова, Н.С. Петрова, Н.В. Сырова // Человек и образование. - 2016. - № 4(49). - С. 121-124. - EDN YTDMNI.

8. Лапшина, И.В. Национальная безопасность современного российского общества / И.В. Лапшина, В.В. Подберезный, О.В. Бегун. - Таганрог: Издатель С.А. Ступин, 2022. - 156 с. - ISBN 978-5-6047650-5-0. - EDN LRKZST.

9. Минаков, А.В. Тенденции и перспективы развития цифровых технологий в России в условиях глобализации / А.В. Минаков, Н.А. Ковбаса // Индустриальная экономика. - 2022. - № 2-2. - С. 161-168. - DOI 10.47576/2712-7559_2022_2_2_ 161. - EDN IEISWQ.

10. Петров, А.Ю. Компетентностный подход в современном управлении образовательным учреждением / А.Ю. Петров // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 10-1(48). - С. 119-123. - EDN JVGKMV.

11. Петров, Ю.Н. Перспективы развития и принципы построения основных компонентов содержания образования / Ю.Н. Петров, А.Ю. Петров // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". -2014. - № 4(64). - С. 24-29. - EDN TJGGQX.

12. Хмелева, Г.А. Потенциал российского человеческого капитала в условиях санкций / Г.А. Хмелева // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. - 2022. - Т. 13. - № 2. - С. 126-140. - DOI 10.18287/2542-0461-2022-132-126-140. - EDN GVHTLB.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат политических наук, старший преподаватель Ляпин Игорь Леонидович

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (г. Тюмень)

ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье раскрывается взаимосвязь образования с национальной безопасностью. Отмечаются ее составляющие. Образование рассматривается как неотъемлемая часть образовательной политики и ресурс для обеспечения национальной безопасности государства. Новые геополитические условия, обозначили границы образовательных контактов с Россией. Из-за чего возникает необходимость проведения реформационных процессов в области подготовки студентов. Как наиболее активный слой населения молодежь выступает значимым инструментом в обеспечении национальных интересов. Поэтому удовлетворение их образовательных потребностей и формирование в процессе подготовки активной гражданской позиции выступает одним из важных компонентов развития национальной безопасности. Образование выступает механизмом мобилизации интеллектуальных способностей, обеспечивает накопление человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.