Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАКАТОН ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ-ПРАКТИКОВ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА НОВОГО ФОРМАТА'

ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАКАТОН ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ-ПРАКТИКОВ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА НОВОГО ФОРМАТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАКАТОН / ИТ-ТЕХНОЛОГИИ / САМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Ирина Ивановна, Ратникова Дарья Владимировна

Существенной проблемой непрерывного самообразования остается организация образовательных площадок нового формата, которые способствовали бы формированию и развитию hard и soft skills. В статье рассматриваются инновационные методы обучения, к которым относится исторический хакатон для школьников, студентов и педагогов-практиков. Формат хакатона представляется как эффективный инструмент комплексного сочетания творческого потенциала, знаний и умений в области исторических наук, ИТ-технологий и исторического самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Ирина Ивановна, Ратникова Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL HACKATHON FOR SCHOOLCHILDREN, STUDENTS AND PRACTICING TEACHERS AS AN EDUCATIONAL PLATFORM OF A NEW FORMAT

A significant problem of continuous self-education remains the organization of educational platforms of a new format that would contribute to the formation and development of hard and soft skills. The article discusses innovative teaching methods, which include the historical hackathon for schoolchildren, students and practicing teachers. The hackathon format is presented as an effective tool for a complex combination of creative potential, knowledge and skills in the field of historical sciences, IT technologies and historical identity.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАКАТОН ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ-ПРАКТИКОВ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА НОВОГО ФОРМАТА»

10. Петров, А.Ю. Компетентностный подход в современном управлении образовательным учреждением / А.Ю. Петров // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 10-1(48). - С. 119-123. - EDN JVGKMV.

11. Хмелева, Г.А. Потенциал российского человеческого капитала в условиях санкций / Г.А. Хмелева // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. - 2022. - Т. 13. - № 2. - С. 126-140. - Ш1 10.18287/2542-0461-2022-132-126-140. - EDN GVHTLB.

Педагогика

УДК 371.3

кандидат педагогических наук, доцент Макарова Ирина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул); старший преподаватель Ратникова Дарья Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул)

ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАКАТОН ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ-ПРАКТИКОВ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА НОВОГО ФОРМАТА

Аннотация. Существенной проблемой непрерывного самообразования остается организация образовательных площадок нового формата, которые способствовали бы формированию и развитию hard и soft skills. В статье рассматриваются инновационные методы обучения, к которым относится исторический хакатон для школьников, студентов и педагогов-практиков. Формат хакатона представляется как эффективный инструмент комплексного сочетания творческого потенциала, знаний и умений в области исторических наук, ИТ-технологий и исторического самосознания.

Ключевые слова: инновационные методы обучения, исторический хакатон, ИТ-технологии, самообразование.

Annotation. A significant problem of continuous self-education remains the organization of educational platforms of a new format that would contribute to the formation and development of hard and soft skills. The article discusses innovative teaching methods, which include the historical hackathon for schoolchildren, students and practicing teachers. The hackathon format is presented as an effective tool for a complex combination of creative potential, knowledge and skills in the field of historical sciences, IT technologies and historical identity.

Key words: innovative teaching methods, historical hackathon, IT technologies, self-education.

Введение. Анализ практики волонтерского и тьюторского движения, анкетирование и интервьюирование студентов демонстрируют ярко выраженную потребность молодежи в сохранении исторической памяти, изучении родословных, истории рабочих династий, стремление к участию в исторических проектах и инициативах, а также гордость за ратный и трудовой подвиги старших поколений, что, в свою очередь, диктует необходимость создания и развития новых форм вовлечения молодого поколения в гражданско-патриотическую социально значимую деятельность.

Одним из наиболее значимых мероприятий в этом направлении представляется национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2019 году.

В процессе обсуждения и принятия национального проекта «Образование» предполагалось, что к концу 2020 года на 100% будет введена национальная система учительского роста педагогических работников [9].

Тем не менее, в настоящее время отмечаются низкие темпы цифровизации образования, отсутствие образовательных площадок для совместного творчества школьников, студентов и педагогов-практиков с IT-специалистами.

Об этом свидетельствуют содержание и результаты хакатона «Барнаул-2019», на котором среди 28 прототипов, представленных участниками членам жюри и экспертам, только 3 были посвящены решению образовательных проблем и лишь одна из них - изучению истории [11].

Изложение основного материала статьи. Педагогические вузы изначально ориентированы на формирование профессиональных компетентностей, однако, учебные дисциплины (Основы информационной культуры, Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, Исследовательская и проектная деятельность в школе, Основы научно-исследовательской работы), формирующие столь важные для молодого педагога исследовательские и IT-компетенции, не входят в обязательную часть учебных планов педагогических вузов. Чаще всего это дисциплины по выбору. Следовательно, молодые специалисты - учителя в удаленных сельских школах сталкиваются не только с проблемами плохого интернета, слабой материально-технической базы образовательных организаций, но и с отсутствием необходимых в современных условиях умений и навыков. Таким образом, значимость системы непрерывного самообразования для практикующих педагогов как эффективных профессионалов является жизненно важной.

Существенной проблемой непрерывного самообразования остается организация образовательных площадок, которые способствовали бы формированию и развитию hard и soft skills. Поэтому одной из множества задач педагогических вузов в настоящее время стала конкурсная поддержка молодых педагогов в их стремлении активно развиваться в профессии.

Эффективной и интересной формой образовательных площадок, позволяющих развивать и совершенствовать компетенции школьников, студентов и молодых педагогов, связанные с проектной, исследовательской и IT-деятельностью в рамках современного образовательного пространства является хакатон - форум для разработчиков, во время которого специалисты из разных областей знаний сообща решают какую-либо проблему за определенное время.

На базе АлтГПУ в 2019 г. был реализован проект «Исторический хакатон «Моя Россия» [3]. Хакатон можно обоснованно считать образовательной площадкой нового типа. Участие в нем молодежных команд школьников, студентов и молодых педагогов позволяет погрузиться в историческо-краеведческую тематику, основанную на любви и уважении к малой Родине, понимании значения трудового, нравственного и воинского подвига своих предков и современников, сохранении исторической памяти, преемственности духовных ценностей и гражданских идеалов. Ценность идеи и ее актуальность для обучающихся в том, что они сами становятся носителями исторической памяти, начиная с изучения малой Родины до осмысления национальной идеи.

Участие в таком уникальном процессе - полноценная возможность стартапа как для обучающейся молодежи, так и практикующих учителей, повышение собственных hardskills и softskills [1].

Исторический хакатон «Моя Россия» предполагал три категории участников: школьники, студенты и молодые педагоги, которые работали одновременно. Для обеспечения высокого качества и эффективности мероприятия было

приобретено необходимое мобильное презентационное оборудование, на базе образовательной площадки обеспечена устойчивая интернет-связь.

Хакатон проводился в несколько этапов: информационная кампания, включающая рассылку писем-приглашений и Положения о хакатоне «Моя Россия»; отбор экспертной комиссией проектов и идей для участия в экспертных сессиях и презентационном форуме; основной этап - выездная двухдневная образовательная площадка, включающая питч идей, экспертную сессию, тьюторское сопровождение команд и защиту проектов; завершающий этап - награждение лучших команд-участников, размещение созданных образовательных ресурсов на специальном портале. В основе идеи - поиск общих интересов молодых участников, проектный подход, работа в командах, развитие надпрофессиональных навыков и, как результат, создание новых образовательных продуктов, веб-приложений и виртуальных экскурсий, разработка военно-тактических игр, карт, приложений и сервисов (например, для юнармейских отрядов).

Без должных «мягких» навыков (soft skills) добиться успеха зачастую невозможно. Д. Гоулман пишет, что эффективность человека в профессиональной деятельности напрямую зависит от уровня развития у него «мягких» навыков, которые, по его мнению, отличают «успешных специалистов от неуспешных» [5, 4].

Термин «soft skills» имеет ряд определений: это «личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми» [12]; человеческие качества, без которых даже самый лучший профессионал не сможет добиться хорошего результата...», «навыки, приобретенные благодаря дополнительному образованию и личному жизненному опыту и используемые для собственного развития именно в профессиональной деятельности», «социальные навыки, дающие возможность устанавливать взаимодействие с разными возрастными категориями людей», «социально-психологические навыки: коммуникативные лидерские, командные, публичные и другие» и т.д. [1, С. 201].

В целом, применительно к педагогическому процессу, инновация - это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания [8].

Примерами практической реализации применения инновационных методов являются виртуальные экскурсии и музеи, интерактивные карты, пособия и т.д., в основе которых лежит решение творческо-поисковых задач [6, 7].

В связи с этим, В.В. Пшеничная считает хакатон одним из способов реализации проектного обучения, во время проведения которого увлеченные люди собираются вместе, формируют рабочие команды для решения проблем и в сотрудничестве находят инновационные решения с ноля. В конце хакатона решения представляются и оцениваются. При оценивании учитывается жизнеспособность, практическая значимость и «вау-фактор» решения [10].

По мнению О.Ф. Брыксиной, Е.П. Круподеровой, применение хакатона в образовании может помочь устранить разрыв между теоретическими знаниями и практикой их применения с помощью инновационных методов получения и обмена знаниями. Авторы считают, что можно помочь школьникам, студентам, молодым педагогам в их непрерывном развитии, обучая их тому, как получать и создавать знания с помощью независимого исследования, расширять их знания в области науки и вооружать их практическими навыками, повышая мотивацию и познавательный интерес к обучению [2].

Основной целью нашего проекта было создать образовательную площадку нового формата для максимальной включенности школьников, студентов и практикующих учителей в формирование личностного субъектного опыта осознания национальной идеи и ценностного отношения к ключевым историческим фактам с использованием цифровых технологий.

Задачами являлись обеспечение образовательной площадки нового типа полноценными ресурсами для взаимодействия школьников, студентов, молодых педагогов с представителями IT-компаний, экспертами в области науки и исторического образования; проведение широкой информационной кампании для формирования совокупности креативных концепций и проектов в области разработки образовательных веб-ресурсов исторической и краеведческой направленности; формирование экспертного сообщества для оценки идей и проектов, конкурентоспособности команд, участвующих в очном этапе хакатона «Моя Россия»; формирование у школьников, студентов, молодых педагогов новых знаний, умений и навыков, необходимых для компетенций в сфере IT-технологий (создание веб-ресурсов, проектов, продуктов) с целью их дальнейшего воплощения в образовательную и творческую практику по истории и краеведению; проведение конкурсных мероприятий и презентаций, направленных на отбор лучших идей и проектов; создание платформы для размещения цифровых ресурсов, программных продуктов исторической направленности, разработанных участниками в рамках мероприятия.

Главным содержанием подготовительного этапа к историческому хакатону «Моя Россия» стало определение школьниками, студентами, молодыми педагогами ключевых вопросов в области проведения учебных исторических исследований, организации проектно-исследовательской деятельности, применения IT-технологий в урочной и внеурочной работе по истории. В процессе подготовительного этапа были выявлены наиболее значимые проблемы: определение разрыва между сформированными историческими знаниями и практическими действиями в различных сферах образовательного процесса: патриотическое, краеведческое и поисковое направление; IT-сфера; основы проектной деятельности; формирование навыков критического мышления, необходимых для эффективной оценки предложенных идей; выявление ценности междисциплинарного и мультикультурного подходов к глобальному знанию; создание представлений об использовании конкретных методологических инструментов при проведении историческо-краеведческих исследований.

В период подготовки к хакатону школьники, студенты, молодые педагоги сформировали рабочие команды в составе трех человек (компетентных в области истории, проектной деятельности и IT-сферы). Их первой задачей было представить идею продукта собственного проекта.

Подготовка к хакатону была основана на принципе участия, подразумевающем включение в образовательный процесс. Каждый из участников команды на определённой стадии работы над проектом получал возможность стать лидером, либо лицом, принимающим итоговое решение. В процессе совместной деятельности участники хакатона сформировали положительный личностный субъектный опыт в применении IT-технологии, организации и проведении историко-краеведческого исследования, в междисциплинарном сотрудничестве. Результатом подготовительного этапа стало самостоятельное погружение каждой команды в процесс создания собственного проекта.

В рамках основного этапа было организовано ключевое мероприятие - 48-часовая очная площадка по доработке, созданию и защите готовых проектных продуктов. Участники хакатона представили 30 проектов, которые подверглись пристальному вниманию и оценке компетентного пула 15 экспертов в области патриотического, краеведческого и поискового направления, IT-сферы и основ проектной деятельности. Проекты оценивались по следующим критериям: уровень практической реализации; оригинальность идеи, отсутствие аналогов; массовость аудитории - потребителя цифрового продукта; значимость содержания для целевой аудитории; научная обоснованность предоставляемого материала; оптимальность выбора среды (средств) для технической реализации проекта.

Критерии оценки проектов и определения призеров очного этапа включали дополнительные пункты в оценочный лист: командный подход к разработке проекта, включение в состав команды специалистов в области цифровых технологий и

предметных областей; владение цифровыми, презентационными технологиями и знание предметной области при представлении проекта.

По завершению очного этапа в форме обратной связи было проведено анонимное анкетирование, в ходе которого получено представление об удовлетворенности либо неудовлетворенности работой образовательной площадки. Анкета обратной связи включала в себя характеристику оценки содержания образовательной программы экспертов, условий проведения образовательной программы; комментарии участников к содержанию образовательной программы, работе экспертов, условиям проведения образовательной программы; информацию о слушателе - участнике хакатона с указанием его контактных данных для дальнейшего взаимодействия (по желанию).

Благодаря подходу, который сочетал в себе прямое инструктирование по применению IT-технологии в процессе исследовательской и проектной деятельности по истории и краеведению, участники смогли овладеть навыками критического мышления (отраженными в самооценке, итоговых очерках и дискуссиях в группах), навыками оперативного мышления, навыками презентации, работы с различным программным обеспечением, создания прототипов для веб-сайтов и распространения их работы.

Количественными результатами проекта хакатон «Моя Россия» стали: 200 участников; 30 проектов; информационный охват - не менее 10 000 человек. Лучшими проектами были признаны: «Культурный альбом: электронный справочник для подготовки ГИА по истории», «3D-модель Сереброплавильного завода», проект сайта музея «Живая старина села Березовка», проект виртуальной викторины на платформе Mine Craft по истории, проект компьютерной игры в сеттинге Холодной войны и т.д.

Качественные результаты по итогам реализации проекта заключались в реализации нового формата образовательной площадки с выходом на конкретный результат - до 30 новых образовательных цифровых продуктов (идей, проектов) по истории и краеведению; формировании компетенций школьников, студентов и педагогов-практиков в сфере создания веб-ресурсов по истории и краеведению, основ продвижения продуктов интеллектуальной деятельности; создании новой площадки для самореализации талантливой молодежи, реализации индивидуальных способностей, лидерских качеств и организаторских навыков; содействии интеграционным процессам формирования молодежного добровольческого сообщества в области изучения истории Родины; формировании профессионального сообщества старшеклассников, студентов и молодых педагогов.

Выводы. Основные методические моменты по организации хакатона как образовательной площадки нового формата заключаются в следующем: образовательные площадки нового формата, творчески использующие навыки общения, информационные технологии и программное обеспечение, должны иметь твердый встроенный компонент обучения, позволяющий школьникам, студентам и молодым педагогам стать более уверенными в использовании IT-технологий в процессе исследовательской и проектной деятельности по истории и краеведению и, следовательно, сосредоточиться на достижении полноценных практических результатов; для закрепления навыков опыта общения между участниками, рабочие группы, сформированные на образовательной площадке, для дальнейшего развития приобретенных навыков могут оставаться активными и после завершения хакатона; важно выбирать учебные и другие информационные материалы не только с акцентом на их актуальность и соответствие конкретной теме, но также для более эффективного связывания их с практическими заданиями (корпус экспертов включал в себя представителей краеведческого и поискового направлений, IT-сферы, основ образовательной и проектной деятельности, специалистов в области управления образованием). Привлечение экспертов из перечисленных сфер позволило минимизировать пробелы в знаниях участников по тематике хакатона и сделать оценивание проектов более объективным.

Таким образом, основной целью использования хакатона в образовательном процессе является создание интерактивной среды, которая способствует развитию у школьников, студентов и молодых педагогов критического мышления, умения самостоятельно принимать решения, коммуникационных и презентационных навыков. Сегодня это не только значимые академические умения и навыки, но также и профессиональные компетенции, которые имеют важное значение в развитии личности.

Литература:

1. Бацунов, С.Н. Современные детерминанты развития soft skills / С.Н. Бацунов, И.И. Дереча, И.М. Кунгурова // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2018. - №4 (апрель). - С. 198-207.

2. Брыксина, О.Ф. Учебное событие как способ мотивации студентов к освоению информационных технологий / О.Ф. Брыксина, Е.П. Круподерова // Вестник Минского университета. - 2017. - №1 (18). - С. 7.

3. Визгалева, А. Наследие прошлого и технологии будущего: первый исторический хакатон «Моя Россия» СибФО / А. Визгалева, А. Руднева // Алтайский государственный педагогический университет: официальный сайт. - 2019. - URL: https://old.altspu.ru/vospit/vospit_projects/hackathon_my_russia/29947-nasledie-proshlogo-i-tehnologii-buduschego-pervyy-istoriko-patrioticheskiy-hakaton-moya-rossiya-sibfo.html (дата обращения: 05.09.2020).

4. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 301 с.

5. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. - Москва: АСТ, 2009. - 480 с.

6. Игнатенко, А.А. Школьный виртуальный музей как компонент учебно-воспитательного процесса в современной школе / А.А. Игнатенко // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы: материалы шестой международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 1 ноября 2017 года / Алтайский государственный педагогический университет; под науч. ред. И.И. Макаровой; [редкол.: Н.А. Матвеева, И.И. Макарова, Н.А. Сапронова]. - Барнаул, 2018. - URL: http://library.altspu.ru/dc/pdf/makarova2.pdf (дата обращения: 02.09.2020).

7. Короткова, В.В. Интерактивное пособие по истории как инструмент исследовательской деятельности школьников / М.В. Короткова // Наука и школа. - 2017. - № 1. - С. 153-156.

8. Маланичева, А.В. Инновационные процессы в системе непрерывного педагогического образования / А.В. Маланичева, Д.В. Ратникова // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2019. - № 3. - С. 343-344.

9. Национальный проект «Образование» // Министерство Просвещения Российской Федерации: официальный сайт. -2020. - URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 10.08.2020).

10. Пшеничная, В.В. Хакатон как способ реализации проектного обучения в высшей школе / В.В. Пшеничная, Э.Р. Короткевич // Образовательные ресурсы и технологии. - 2019. - №1(26). - С. 41-47.

11. «Hackathon - 2019»: студенты педуниверситета в числе призёров IT-конкурса // БЕZФОРМАТА: [сайт]. - 2019. -20 мая. - URL: https://barnaul.bezformata.com/listnews/hackathon-2019-studenti-peduniversiteta/74965910/ (дата обращения: 01.09.2020).

12. Oxford English Dictionary. - 2nd edition. - Clarendon Press, 1989. - 624 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.