Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ХАКАТОН КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ХАКАТОН КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
688
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАКАТОН / ЛИЧНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СУБЪЕКТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА / ТЕХНОЛОГИИ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Карпова Мария Александровна

Целью обучения в высшем учебном заведении является подготовка конкурентоспособных специалистов, способных к поиску нестандартных решений. Неординарные мысли, творческий подход к любой ситуации способствуют формированию креативной личности. Для развития способности быстро принимать решения, давать собственную оценку различным явлениям и проблемам, аргументировать свою точку зрения можно использовать педагогический хакатон. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей педагогического хакатона в развитии креативных способностей субъектов образовательного процесса. Во время использования данной технологии субъекты образовательного процесса собираются вместе, формируют рабочую группу для решения поставленной задачи и в коллективе исследуют проблему для последующего ее решения. Педагогический хакатон способствует непрерывному профессиональному развитию студентов через творческую и научную самореализацию. В статье описана процедура подготовки и проведения педагогического хакатона, определены действия педагога и обучающихся для успешного проведения мероприятия. Перечислены рекомендации для успешной реализации учебного занятия. Педагогический хакатон, как площадка для саморазвития позволяет обмениваться знаниями и умениями, мотивирует активность обучающихся. Применение хакатона в процессе обучения способствует созданию интерактивной среды, направленной на развитие у студентов креативности, творческих навыков, критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Карпова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL HACKATHON AS A WAY TO DEVELOP THE CREATIVITY OF THE SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The purpose of training at a higher educational institution is to train competitive specialists capable of finding non-standard solutions. Extraordinary thoughts, a creative approach to any situation contribute to the formation of a creative personality. To develop the ability to make quick decisions, give your own assessment of various phenomena and problems, and argue your point of view, you can use a pedagogical hackathon. The purpose of the article is to reveal the possibilities of the pedagogical hackathon in the development of the creative abilities of the subjects of the educational process. During the use of this technology, the subjects of the educational process come together, form a working group to solve the problem and collectively investigate the problem for its subsequent solution. The pedagogical hackathon promotes the continuous professional development of students through creative and scientific self-realization. The article describes the procedure for preparing and conducting a pedagogical hackathon, defines the actions of the teacher and students for the successful conduct of the event. The recommendations for the successful implementation of the training session are listed. Pedagogical hackathon, as a platform for self-development, allows you to exchange knowledge and skills, motivates the activity of students. The use of the hackathon in the learning process contributes to the creation of an interactive environment aimed at developing students ' creativity, creative skills, and critical thinking.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ХАКАТОН КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

VAGANOVA Olga Igorevna and others

PEDAGOGICAL HACKATHON AS A WAY TO DEVELOP ..

Karelian Scientific Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

V7TK" 471 4 I1 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

J М14 1 1 |(ccj vU УГ7 l lib is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/knz4-2021-1002-0003 lfcdese™https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ХАКАТОН КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543

ВАГАНОВА Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» AuthorID: 438630 SPIN: 6841-2205 ORCID: 0000-0001-9950-9824 ScopusID: 57190127620

СМИРНОВА Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Технологий сервиса и технологического образования» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru ORCID: 0000-0003-1616-925Х

КАРПОВА Мария Александровна, преподаватель Российский университет кооперации, Поволжский кооперативный институт (филиал) (413100, Россия, Саратовская область, Энгельс, ул. Красноармейская, 24, e-mail: mashka_718@mail.ru) Аннотация. Целью обучения в высшем учебном заведении является подготовка конкурентоспособных специалистов, способных к поиску нестандартных решений. Неординарные мысли, творческий подход к любой ситуации способствуют формированию креативной личности. Для развития способности быстро принимать решения, давать собственную оценку различным явлениям и проблемам, аргументировать свою точку зрения можно использовать педагогический хакатон. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей педагогического хакатона в развитии креативных способностей субъектов образовательного процесса. Во время использования данной технологии субъекты образовательного процесса собираются вместе, формируют рабочую группу для решения поставленной задачи и в коллективе исследуют проблему для последующего ее решения. Педагогический хакатон способствует непрерывному профессиональному развитию студентов через творческую и научную самореализацию. В статье описана процедура подготовки и проведения педагогического хакатона, определены действия педагога и обучающихся для успешного проведения мероприятия. Перечислены рекомендации для успешной реализации учебного занятия. Педагогический хакатон, как площадка для саморазвития позволяет обмениваться знаниями и умениями, мотивирует активность обучающихся. Применение хакатона в процессе обучения способствует созданию интерактивной среды, направленной на развитие у студентов креативности, творческих навыков, критического мышления.

Ключевые слова: хакатон, личность, креативность, критическое мышление, субъекты, компетенции, самореализация, интерактивная среда, технологии, мотивация.

PEDAGOGICAL HACKATHON AS A WAY TO DEVELOP THE CREATIVITY OF THE SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

© The Author(s) 2021

VAGANOVA Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» SMIRNOVA Zhanna Venediktovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department

of «Technology of Service and Technological Education» Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St. 9, e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru) KARPOVA Maria Alexandrovna, teacher Russian University of Cooperation, Volga Cooperative Institute (branch) (413100, Russia, Engels, Krasnoarmeyskaya st., 24, e-mail: mashka_718@mail.ru) Abstract. The purpose of training at a higher educational institution is to train competitive specialists capable of finding non-standard solutions. Extraordinary thoughts, a creative approach to any situation contribute to the formation of a creative personality. To develop the ability to make quick decisions, give your own assessment of various phenomena and problems, and argue your point of view, you can use a pedagogical hackathon. The purpose of the article is to reveal the possibilities of the pedagogical hackathon in the development of the creative abilities of the subjects of the educational process. During the use of this technology, the subjects of the educational process come together, form a working group to solve the problem and collectively investigate the problem for its subsequent solution. The pedagogical hackathon promotes the continuous professional development of students through creative and scientific self-realization. The article describes the procedure for preparing and conducting a pedagogical hackathon, defines the actions of the teacher and students for the successful conduct of the event. The recommendations for the successful implementation of the training session are listed. Pedagogical hack-athon, as a platform for self-development, allows you to exchange knowledge and skills, motivates the activity of students. The use of the hackathon in the learning process contributes to the creation of an interactive environment aimed at developing students ' creativity, creative skills, and critical thinking.

Keywords: hackathon, personality, creativity, critical thinking, subjects, competencies, self-realization, interactive environment, technology, motivation.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Прогрессивное развитие общества определяется наличием творческого потенциала у современного че-

ловека. Целью обучения в высшем учебном заведении является подготовка конкурентоспособных специалистов, способных к поиску нестандартных решений. [1]. Креативность является важным качеством в современных условиях развития общества. Учебно-развивающая

Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

ВАГАНОВА Ольга Игоревна и другие ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ХАКАТОН КАК СПОСОБ ...

среда должна обеспечить субъектам образовательного процесса возможность эффективного формирования креативных способностей. Использование творческого потенциала обучающихся наблюдается при изучении как экономических, юридических, педагогических так и технических дисциплин. Нестандартные мысли, творческий подход к любой ситуации способствуют формированию креативной личности. Для развития способности быстро принимать решения, давать собственную оценку различным явлениям и проблемам, аргументировать свою точку зрения необходимо использовать определенные педагогические инструменты [2].

На современном этапе развития образования востребованы педагогические подходы, направленные на стимулирование познавательной деятельности посредством постановки проблемы. Мотивировать обучающихся проявить свои творческие способности может педагогический хакатон [3]. Во время проведения мероприятия субъекты образовательного процесса собираются вместе, формируют рабочую группу для решения поставленной задачи и в коллективе исследуют проблему для последующего ее решения. Использование хакатона в процессе обучения направлено на создание интерактивного пространства, способствующего развитию критического мышления, умения брать ответственность, коммуникационных способностей.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Развитие креативности субъектов образовательного процесса является актуальной проблемой в трудах педагогов, ученых. Торранс Е. определил некоторые требования, способствующие формированию творческих способностей студентов. Он утверждал, что для стимулирования деятельности обучающихся важно погрузить их в суть проблемы, обеспечить эмоциональную вовлеченность [4]. Педагогу необходимо предлагать противоречивые понятия и идеи для побуждения студентов к активной познавательной деятельности. У студентов должны возникнуть интеллектуальные, волевые и эмоциональные функции в процессе рассмотрения поставленной задачи.

По мнению Дружинина В.Н. креативность развивается в человеке только при подходящих условиях. Он уверен, что для эффективного формирования креативного мышления необходимо создать атмосферу, способствующую творческому поведению. Важно представить студентам пример творческого поведения, например, педагог при общении с аудиторией раскрывает креативные навыки. Отсутствие образца обыденного поведения будет способствовать выражению творческих способностей. По мнению психолога необходимо социальное подкрепление творческого выражения субъектов образовательного процесса [5].

С точки зрения Маслоу А.Г. креативность представляет собой свойство личности, стремящейся раскрыть свои таланты и возможности. Он уверен, что креативные способности есть в каждом индивиде, однако многие не развивают свои внутренние качества. Стереотипность, шаблонность не дает возможности людям для самовыражения [6].

Роджерс К.Р. уверен, что креативные качества развиваются в человеке при условии его стремления к лучшей жизни. С его точки зрения человек всегда стремится развить свои внутренние способности, решить возникающие вопросы, повысить навыки саморазвития [7]. Для эффективной реализации данных условий важно уметь принимать нестандартные решения, иметь свободу для самовыражения, защищенность внешней среды.

Обосновывается актуальность исследования. Привлечение субъектов образовательного процесса к созданию собственных решений, обеспечение пространства для их коллективного взаимодействия, достижение положительного результата посредством груп-

повой деятельности формирует креативную личность. Формированию самостоятельности и ответственности субъектов способствует использование педагогического хакатона. Специалист с нестандартным складом ума, активной мыслительной деятельностью и критическим мышлением будет востребован на рынке труда.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей педагогического хака-тона в развитии креативных способностей субъектов образовательного процесса.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ содержания этапов педагогического хакатона и их влияния на формирование креативности;

- описать рекомендации для успешного проведения педагогического хакатона.

Используемые методы, методики и технологии. В статье проанализированы особенности использования педагогического хакатона в образовательном процессе, проведена систематизация и дедукция полученных данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Педагогический хакатон представляет собой творческое образовательное событие, целью которого является саморазвитие и самореализация субъектов образовательного процесса. В процессе мероприятия студенты развивают креативное мышление и воображение. Применение данного инструмента в образовательной деятельности позволит соединить теоретические и практические знания обучающихся с помощью инновационных технологий обмена знаниями [8]. Педагогический хакатон способствует непрерывному профессиональному развитию студентов через творческую и научную самореализацию.

Изначально хакатоны появились за рубежом как средство оперативного решения проблем в определенной сфере деятельности. Позже хакатоны внедрились в образовательную сферу и совсем недавно пришли в Россию. Основная цель реализации педагогического ха-катона на современном этапе развития образования это создание пространства для развития у студентов критического мышления, творческих навыков, способности самостоятельно принимать решения.

Для подготовки к хакатону необходимо организовать знакомство студентов с ключевыми понятиями, идеями и объектами по изучаемой дисциплине. Важной целью процесса обучения будет ознакомление студентов с разрывом между знаниями и действиями в разных сферах науки [9]. В процессе педагогического хакатона преподаватель ставит цель предоставить обучающимся навыки, необходимые для критической оценки проблемы. Для успешной подготовки к педагогическому хакатону педагогу необходимо предоставить студентам расширенную информацию по темам, а студентам посещать все лекционные и практические занятия, изучать дополнительную литературу и участвовать в научных исследованиях.

В качестве подготовки к педагогическому хакатону важно организовать вовлеченность студентов в процесс обучения с самого начала семестра. Студентам должно быть представлено право самостоятельно принимать решения, они должны чувствовать себя лидерами. С помощью активных методов обучающиеся будут ориентированы на результат, станут принимать участие в коллективном обсуждении представленных проблем.

Преподаватель должен заранее обсудить с обучающимися ход педагогического хакатона. Например, студентам заранее предлагается разделиться на микрогруппы по четыре-пять человек. Первым заданием еще до начала мероприятия станет подготовка структури-

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика

13

VAGANOVA Olga Igorevna and others

PEDAGOGICAL HACKATHON AS A WAY TO DEVELOP ..

Karelian Scientific Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

рованной задачи, которую необходимо будет решить в процессе хакатона [10-15].

Процесс педагогического хакатона будет строиться на решении заранее заданной проблемы. Студенты, объединившись в микро-группы, должны будут представить все возможные варианты решения. Например, по правовым дисциплинам по итогам мероприятия студенты должны представить модель федерального закона, решающую проблему в определенной области, например, в образовании. Студенты должны использовать все имеющиеся у них знания, предлагать нестандартные идеи, творчески подойти к представлению результата. Получившие результаты студентам необходимо презентовать перед остальными обучающимися. В процессе предоставления итогов работы возможно вступление в дискуссию, обмен мнениями.

Особое внимание уделяется оценке результатов педагогического хакатона. Педагогам предлагается использовать современные информационные технологии для эффективного оценивания хакатона и успеваемости студентов. Например, можно создать онлайн-портал для обсуждения результатов проведенного мероприятия. На нем студенты смогут обмениваться мнениями, идеями, предлагать пути для более правильного разрешения проблемы [16]. Преподаватель также может провести анонимное анкетирование обучающихся для получения представлений о прошедшем мероприятии, возможных недостатках и предложениях.

Для успешной реализации педагогического хакатона необходимо соблюдение некоторых рекомендаций. Во-первых, для прочного закрепления творческих способностей и креативных навыков студентов важно использовать критическое мышление, потенциал студентов на протяжении всего обучения. Во-вторых, для закрепления межличностного взаимодействия студентов важно формировать микро-группы на весь период обучения. В-третьих, необходимо подбирать теоретический материал не только с точки зрения его актуальности, но и путем связывания его с дальнейшей практической работой. В-четвертых, студентам необходимо предоставить пространство, где они будут получать удовольствие от коллективной деятельности, смогут выражать свое мнение и знать, что их конечный результат имеет значение.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В трудах Сукало А.А. указано, что хакатоны в образовательном процессе позволяют достичь быстрого результата. Он утверждает, что педагогический хакатон способствует коллективному обучению для решения общих глобальных проблем [17]. В процессе исследования было установлено, что разделение студентов на микро-группы по 4-5 человек будет оказывать положительное влияние на решение поставленной задачи.

По мнению Васильевой Е.Е. хакатон является востребованной формой предоставления научных результатов творчества современных студентов [18]. Она считает, что погружение в научное творчество невозможно без использования такой формы выражения креативности как хакатон. Нельзя не согласиться с ее мнением, поскольку в процессе педагогического хакатона студенты действительно анализируют теоретический материал и создают собственную модель по решению поставленной проблемы.

Педагогический хакатон сочетает в себе теоретические и практические компоненты, направленные на овладение студентами критического мышления, навыками публичных выступлений, работой с большим объемом информации. Проведение мероприятия будет способствовать созданию интерактивной среды, где студенты практическим способов могут использовать учебный материал и инновационные технологии.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Таким образом, хакатон, как

площадка для саморазвития позволяет обмениваться знаниями и умениями, мотивирует активность обучающихся. Применение хакатона в процессе обучения способствует созданию интерактивной среды, направленной на развитие у студентов креативности, творческих навыков, критического мышления. На современном этапе развития общества это не только важные качества студента, но и профессиональные компетенции, которые играют большую роль при построении карьеры.

Перспективы дальнейших изысканий данного направления. Следует изучать разнообразные приемы использования педагогического хакатона. В настоящее время распространение получил цифровой хакатон, позволяющий реализовывать взаимодействие участников образовательного процесса в электронной среде. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пшеничная В.В., Короткевич Э.Р. Хакатон как способ реализации проектного обучения в высшей школе // Образовательные ресурсы и технологии. 2019. №1 (26). С.44.

2. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М. Мониторинг качества подготовки будущих специалистов при внедрении технологии модульного обучения в системе высшего образования // Глобальный научный потенциал. 2014. № 10 (43). С. 24-29.

3. Гребнева Д.М., Заплатин А.В. Современные формы обучения проектной деятельности студентов в сфере информационных технологий //Наука и перспективы. 2017. №4. С.85.

4. Абдусаламов Р.А., Магдилова Л.В. Развитие юридического образования в условиях информационного общества и сетевого взаимодействия //МНКО. 2018. №6 (73). С.133.

5. Голикова Л.В., Кравцова М.В. Scratсh-хакатон для начинающих программистов //Исследователь/Researcher. 2020. №2 (30), 111-117.

6. Большедворская М.В. Особенности обучения современных обучающихся // Информация и образование: границы коммуникаций INFO. 2018. №10 (18), 162-164.

7. Гилязова О.С. Модель развития современного российского университета: ретроспектива и перспектива. В сборнике: Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Л.А. Закс, Л.А. Мясникова, С.Д. Балмаева, Г.А. Брандт, А.В. Дроздова, С.А. Мицек, Н.В. Хмелькова. 2015. С. 39-43.

8. Верещагина Л.П., Анисимова Т.С. Влияние обучения на развитие креативности //Концепт. 2017. №S2. С.3.

9. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 1.

10. Васильева Е.Е., Комарова М.В. Особенности организации научного творчества студенческой молодёжи в высших учебных заведениях //Вестник МГУКИ. 2017. №2 (76), 189-198.

11. Андреева Т.В., Андреев П.Г., Сальников И.И. Прогнозирование показателей научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов на основе искусственных нейронных сетей //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 6 (34). С. 104109.

12. Бахарев Н.П. Формирование компетентности творчества у студентов техических университетов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 18-21.

13. Сундеева Л.А., Демакова Л.А. Формирование готовности будущих учителей начальных класов к творчеству в образовательной деятельности //Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 170-172.

14. Бахарев Н.П. Творчество - необходимое условие формирования профессиональных компетенций у специалистов технического направления подготовки // Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 17-21.

15. Смицких К.В., Шумик Е.Г., Курдюкова К.Р., Котина Д.Л. Формирование кадрового резерва в рамках практико-интегрированно-го обучения //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 344-348.

16. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.

17. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М. Влияние инновационных и традиционного методов обучения на формирование основы профессиональной подготовки студентов технического вуза // Перспективы науки. 2012. № 5 (32). С. 35-38.

18. Васильева Е.Е. Самореализация студенческой молодежи в сфере научного творчества //Вестник СПбГИК. 2018. №1 (34), 177-182.

Статья поступила в редакцию 29.03.2021 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.