Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИБУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИВ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКЕ'

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИБУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИВ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКЕ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бужинская Надежда Владимировна, Гребнева Дарья Михайловна

Введение. В статье рассматриваются вопросы подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование». Согласно профессиональному стандарту педагога, в компетентность учителя входит развитие у обучающихся креативных способностей, поэтому актуальной проблемой становится развитие креативной компетентности студентов педагогических вузов. Авторами представлена поэтапная модель развития креативной компетентности будущих учителей информатики в процессе обучения робототехнике. Предложенная модель включает пять взаимосвязанных этапов: базовый, мотивационный, операциональный, практико-ориентированный, диагностический. Реализация модели развития креативной компетентности будущих учителей информатики направлена на формирование у студентов умений искать нестандартные способы решения педагогических задач, применять авторские приемы и методы обучения робототехнике и оценивать эффективность полученных результатов. Цель статьи - представить и теоретически обосновать применение элементов методики развития креативной компетентности будущих учителей информатики при обучении робототехнике в педагогическом вузе. Методология. На основе анализа научно-методической литературы приводится теоретическое обоснование понятий «креативная компетентность» и «креативная компетенция», выделяются компоненты и структура креативной компетентности. Базу исследования представил филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижний Тагил. В опытно-поисковой работе приняли участие 120 студентов института направления «Педагогическое образование». Результаты. Эффективность предлагаемых авторами элементов методики развития креативной компетентности будущих учителей информатики доказывается эмпирическими данными, полученными в ходе их обучения робототехнике. Заключение. Авторами обосновывается результативность применения элементов методики поэтапного развития креативной компетентности студентов и указывается значимость целенаправленного развития креативной компетентности для успешного решения профессиональных задач будущими учителями информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бужинская Надежда Владимировна, Гребнева Дарья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE COMPETENCEOF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICSIN THE PROCESS OF TEACHING ROBOTICS

Introduction. The article discusses the issues of training students in the direction of «Pedagogical education». According to the professional standard of the teacher, the teacher’s competence includes the development of students’ creative abilities, therefore, the development of the creative competence of students of pedagogical universities is an urgent problem. The authors present a step-by-step model for the development of the creative competence of future informatics teachers in the process of teaching robotics. The proposed model includes five interrelated stages: basic, motivational, operational, practice-oriented, diagnostic. The implementation of a step-by-step model for the development of creative competence of future teachers of informatics is aimed at developing students’ skills to look for non-standard ways to solve pedagogical problems, apply author’s techniques and methods of teaching robotics and evaluate the effectiveness of the results obtained. The purpose of the article is to present and theoretically substantiate the elements of the methodology for the development of creative competence of future informatics teachers when teaching robotics at a pedagogicaluniversity. Methodology. Based on the analysis of scientific and methodological literature, a theoretical substantiation of the concept of “creative competence” and “creative competency” is given, the components and structure of creative competence are highlighted. The research base was presented by the branch of the Russian State Vocational Pedagogical University in Nizhny Tagil. 120 students of the institute of the direction “Pedagogical education” took part in the experimental search work. Results. The effectiveness of the proposed by the authors elements of the methodology for the development of creative competence of future teachers of informatics is proved by empirical data obtained during their approbation in the process of teaching robotics. Conclusions. The authors substantiate the effectiveness of the elements of the methodology for the step-by-step development of students’ creative competence and indicate the importance of the purposeful development of creative competence for the successful solution of professional problems by future teachers of informatics.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИБУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИВ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКЕ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ BASED ON THE EXPERIENCE OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

УДК/UDC 378.14 Н. В. Бужинская, Д. М. Гребнева

N. Buzhinskaya, D. Grebneva

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКЕ

DEVELOPMENT OF CREATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS IN THE PROCESS OF TEACHING ROBOTICS

Введение. В статье рассматриваются вопросы подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование». Согласно профессиональному стандарту педагога, в компетентность учителя входит развитие у обучающихся креативных способностей, поэтому актуальной проблемой становится развитие креативной компетентности студентов педагогических вузов. Авторами представлена поэтапная модель развития креативной компетентности будущих учителей информатики в процессе обучения робототехнике. Предложенная модель включает пять взаимосвязанных этапов: базовый, мотивационный, операциональный, практико-ориентированный, диагностический. Реализация модели развития креативной компетентности будущих учителей информатики направлена на формирование у студентов умений искать нестандартные способы решения педагогических задач, применять авторские приемы и методы обучения робототехнике и оценивать эффективность полученных результатов. Цель статьи - представить и теоретически обосновать применение элементов методики

развития креативной компетентности будущих учителей информатики при обучении робототехнике в педагогическом вузе.

Методология. На основе анализа научно-методической литературы приводится теоретическое обоснование понятий «креативная компетентность» и «креативная компетенция», выделяются компоненты и структура креативной компетентности. Базу исследования представил филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижний Тагил. В опытно-поисковой работе приняли участие 120 студентов института направления «Педагогическое образование».

Результаты. Эффективность предлагаемых авторами элементов методики развития креативной компетентности будущих учителей информатики доказывается эмпирическими данными, полученными в ходе их обучения робототехнике.

Заключение. Авторами обосновывается результативность применения элементов методики поэтапного развития креативной компетентности студентов

и указывается значимость целенаправленного развития креативной компетентности для успешного решения профессиональных задач будущими учителями информатики.

Introduction. The article discusses the issues of training students in the direction of «Pedagogical education». According to the professional standard of the teacher, the teacher's competence includes the development of students' creative abilities, therefore, the development of the creative competence of students of pedagogical universities is an urgent problem. The authors present a step-by-step model for the development of the creative competence of future informatics teachers in the process of teaching robotics. The proposed model includes five interrelated stages: basic, motivational, operational, practice-oriented, diagnostic. The implementation of a step-by-step model for the development of creative competence of future teachers of informatics is aimed at developing students' skills to look for non-standard ways to solve pedagogical problems, apply author's techniques and methods of teaching robotics and evaluate the effectiveness of the results obtained. The purpose of the article is to present and theoretically substantiate the elements of the methodology for the development of creative competence of future informatics teachers when teaching robotics at a pedagogical university.

Methodology. Based on the analysis of scientific and methodological literature, a theoretical substantiation of the concept of "creative competence" and "creative competency" is given, the components and structure of creative competence are highlighted. The research base was presented by the branch of the Russian State Vocational Pedagogical University in Nizhny Tagil. 120 students of the institute of the direction "Pedagogical education" took part in the experimental search work.

Results. The effectiveness of the proposed by the authors elements of the methodology for the development of creative competence of future teachers of informatics is proved by empirical data obtained during their approbation in the process of teaching robotics.

Conclusions. The authors substantiate the effectiveness of the elements of the methodology for the step-by-step development of students' creative competence and indicate the importance of the purposeful development of creative competence for the successful solution of professional problems by future teachers of informatics.

Ключевые слова: креативная компетентность педагога, креативная компетенция, креативные способности, методика обучения робототехнике, модель

развития креативной компетентности, подготовка учителя информатики.

Keywords: creative competence of a teacher, creative competence, creative abilities, methods of teaching robotics, a model for the development of creative competence, training of a computer science teacher.

Введение

Согласно профессиональному стандарту, в компетентность педагога входит «развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей...» [1]. Творческие способности необходимы обучающимся для качественного выполнения учебных проектов, решения нестандартных задач по предметам, работы с кейсо-выми заданиями. Умение развивать творческие способности обучающихся требует от учителя определенного педагогического мастерства, основы которого необходимо формировать с начала обучения в высших учебных заведениях. В связи с этим неотъемлемой частью обучения студентов педагогических вузов является развитие их креативной компетентности, которая подразумевает генерирование новых идей, способов решения той или иной задачи и оценивание полученных результатов.

Будущие учителя информатики могут эффективно проявлять свою креативную компетентность при обучении школьников новым направлениям: «^-моделирование», «Искусственный интеллект», «Основы робототехники». Данные направления предоставляют широкие возможности для реализации творческих замыслов, новых идей. Таким образом, при изучении, например, дисциплины «Основы робототехники» в педагогическом вузе важно должное внимание уделять не только предметной области, но и методам, приемам развития креативной компетентности студентов, которые они в будущем могут применить в школе при работе с обучающимися.

Цель исследования - теоретически обосновать применение элементов методики развития креативной компетентности будущих учителей информатики при обучении робототехнике в педагогическом вузе.

Методология

Понятие и структура креативной компетентности педагога рассматривается в работах И. С. Бекеше-вой, И. Е. Бряковой, Ю. Ф. Варлаковой, Р. У. Давлето-вой, М. М. Кашапова, С. М. Овчарова, О. Ф. Чупровой, А. Г. Шумовской и др.

В исследовании И. Е. Бряковой утверждается, что креативная компетентность - это свойство личности

или многофакторное умение, которое оказывает влияние на результаты решения задач. При этом автор дифференцирует понятия «креативная компетентность» и «креативная компетенция». В отличие от креативной компетентности, креативная компетенция обозначает способность личности мобилизовать свои способности для решения творческих задач и является структурным компонентом креативной компетентности [2].

О. Ф. Чупрова, А. Г. Шумовская под креативной компетентностью понимают совокупность собственно креативной, коммуникативной, командной компетенций и качеств личности (мотивация достижения успеха, любознательность, склонность к риску, инициативность), направленных на принятие и создание нового педагогического продукта, генерирование идей, решения педагогических задач [3].

И. С. Бекешева согласна с предыдущими авторами и считает креативную компетентность интегративным качеством личности, которое проявляется в способности находить оригинальные решения различных задач и проблем путем применения различных методов [4].

Со способностями принимать нестандартные решения в профессиональной деятельности связывает креативную компетентность Ю. Ф. Варлакова, которая утверждает, что на современном этапе развития общества креативная компетентность является важнейшим качеством конкурентоспособного специалиста [5].

Результаты

На основе анализа рассмотренных выше исследований под креативной компетентностью учителя информатики мы будет понимать совокупность личностных и профессиональных качеств педагога, направленных на генерирование идей, способствующих повышению эффективности результатов данной деятельности. Креативная компетентность всегда проявляется в опыте и характеризует способность личности к генерированию новых идей, самосовершенствованию и саморазвитию при решении различных профессиональных задач [6].

Согласно исследованию Т. Г. Киселевой, М. Л. Зуевой [7], в структуре креативной компетентности педагога целесообразно выделить четыре основных компонента: когнитивный, мотивационный, операциональный и диагностический.

Когнитивный компонент - базовый уровень знаний, степень информированности студентов о предметной области и особенностях применения элементов творчества в ней.

Мотивационный компонент - стремление будущего учителя информатики к применению новых нестандартных технологий обучения для достижения образовательных результатов.

Операциональный компонент включает в себя общепедагогические навыки и умения студентов, а также владение специальными образовательными технологиями, подходящими соответствующей предметной области (в частности, робототехнике).

Диагностический компонент связан с оценкой и самооценкой сформированности креативной компетентности у будущих учителей информатики.

Таким образом, дисциплина «Основы робототехники» для студентов педагогических вузов должна быть спроектирована так, чтобы она включала в свое содержание и методику развития всех четырех компонентов креативной компетентности будущего учителя информатики. Другими словами, преподаватель робототехники в педагогическом вузе должен получить ответы на четыре вопроса: «Как сочетать предметный учебный материал по робототехнике с теоретическими особенностями творческой деятельности в этой области?», «Как мотивировать студентов к применению элементов творчества при преподавании робототехники?», «Как наглядно показать применение эффективных технологий и методик обучения робототехнике?», «Как оценивать не только предметные знания обучающихся, но и их уровень развития творческих способностей в процессе обучения робототехнике?». С учетом перечисленных особенностей выделим основные этапы развития креативной компетентности будущих учителей информатики в процессе обучения робототехнике (рис. 1).

Формирование и развитие креативной компетентности будущих учителей - это поэтапный процесс. Процесс формирования креативной компетентности начинается с момента изучения робототехники как науки и продолжается на протяжении всей деятельности учителя с приобретением опыта работы. Важнейшим условием развития креативной компетентности является желание учителя развиваться в данной области и приобщать к этому обучающихся. Для описания методики развития креативной компетентности будущих учителей информатики выделим цель, содержание и планируемые результаты каждого этапа.

Этап 1 - базовый.

Цель этапа - формирование знаний и умений студентов в области образовательной робототехники. В содержание робототехники для будущих учителей информатики целесообразно включать как непосред-

Рис. 1. Этапы формирования креативной компетентности студентов в области робототехники

ственно учебный материал для формирования предметных знаний и умений студентов, так и элементы методики преподавания робототехники. Например, при изучении основных понятий робототехники необходимо познакомить студентов с приемами построения соотношений понятий с помощью кругов Эйлера, систематизации и обобщения изучаемых понятий в виде схем («Ментальные карты», методы «Фишбоун», «Дерево понятий» и др.), выделения главных признаков понятий с помощью написания синквейнов. При конструировании механизмов учебных роботов для решения практических задач студенты могут применять методы генерации идей (мозговой штурм, брейнрайтинг, метод фокальных объектов и др.). При программировании и тестировании роботов можно использовать такие приемы, как ранжирование, «дерево предсказаний», метод ключевых слов.

При таком подходе в результате прохождения базового этапа у студентов будут сформированы не только предметные знания и умения по робототехнике, но и своеобразная «методическая копилка» -владение приемами обучения той или иной теме робототехники.

Этап 2 - мотивационный.

Цель этапа - повышение уровня мотивации студентов к применению новых нестандартных технологий обучения робототехнике для достижения образовательных результатов.

В любой деятельности важно получить результат. Следовательно, хорошим мотиватором развития в себе креативной компетентности может быть приобщение студентов к участию в различных олимпиадах, конкурсах и хакатонах по робототехнике и методике преподавания данной дисциплины, в том числе в дис-

танционном формате. Участие в таких мероприятиях позволяет будущим учителям информатики совершенствовать свои знания и умения в области робототехники, расширять опыт применения средств образовательной робототехники, получать адекватную самооценку деятельности.

Этап 3 - операциональный.

Цель этапа - формирование готовности студентов к применению специальных технологий и методик обучения робототехнике для достижения образовательных результатов. Студенты проводят пробные уроки по робототехнике. Для расширения базы методических приемов планируется посещение будущими учителями информатики образовательных организаций города, кружков, тематических клубов по интересам с целью анализа особенностей методики обучения робототехнике обучающихся различных возрастов. Результатом операционального этапа является формирование первичного опыта студентов в выборе эффективных методик и методических приемов обучения робототехнике обучающихся разных возрастов и критической оценки этих методик.

Этап 4 - практико-ориентированный.

Цель этапа - приобретение опыта самостоятельной разработки студентами элементов методики обучения робототехнике и критериев оценки действий обучающихся. При этом студенты должны уметь самостоятельно разрабатывать задания, дифференцированные по степени сложности, оказывать помощь обучающимся в выполнении проектов и т. д. Практико-ориентированный этап, как правило, реализуется при прохождении студентами педагогических практик и обобщает полученные на предыдущих этапах знания и умения студентов.

Для адекватной оценки умений студентов формировать не только знания, но и креативные способности обучающихся важна как самооценка студентов своих успехов, так и оценка их деятельности компетентными учителями информатики, руководителями кружков робототехники и другими специалистами. Например, при педагогическом наблюдении можно ориентироваться на следующие описания уровней развития креативной компетентности студентов, предложенных Т. Г. Киселевой, М. Л. Зуевой:

- высоким уровнем проявления креативной компетентности можно считать создание студентом авторского специального инструментария для достижения образовательных результатов по робототехнике и в первую очередь для формирования у обучающихся метапредметных результатов;

- средним уровнем проявления креативной компетентности будет являться уровень, связанный с поиском и адаптацией специального инструментария в зависимости от особенностей обучающихся, особенностей робототехники как учебного предмета, специфики образовательной организации, личностных и профессиональных особенностей педагога;

- низким уровнем креативной компетентности можно считать уровень, на котором студент использует устоявшийся инструментарий обучения робототехнике.

Результатом практико-ориентированного этапа является формирование опыта студентов в применении знаний и умений по робототехнике и методики ее преподавания при обучении школьников, развитие креативной компетентности будущих учителей информатики.

Этап 5 - диагностический.

Цель этапа - формирование рефлексивных умений для оценки результатов своей деятельности,

самооценка студентами уровня сформированно-сти креативной компетентности. В конце курса робототехники студентам важно получить адекватную оценку уровня предметных знаний и умений, а также уровня сформированности креативной компетентности. В качестве средств оценивания могут выступать тесты [8], педагогическое наблюдение, листы самооценки. Результатом диагностического этапа должно стать формирование адекватной самооценки будущих учителей информатики уровня своей креативной компетентности и определение направлений саморазвития в данной области.

Для оценки результативности предложенных элементов методики развития креативной компетентности будущих учителей информатики была проведена опытно-поисковая работа. Исследование заключалось в оценке уровня креативной компетентности на каждом этапе, динамике изменения уровня и установлении соответствия между тем, как хорошо студенты развивают креативные способности обучающихся на уроках робототехники и уровнем креативной компетентности студентов на диагностическом этапе.

В исследовании приняли участие 120 студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование», профили обучения «Информатика и физика», «Информатика и математика».

Распределение студентов по уровням развития креативной компетентности на диагностическом этапе представлено в таблице 1 и на рисунке 2. Для распределения студентов по уровням развития креативной компетентности нами были проанализированы на педагогической практике умения студентов формулировать и придумывать интересные задания, применять активные методы обучения для объясне-

80 70 60 50 40 30 20 10 0

!

КГ (4-й курс) ЭГ (4-й курс) КГ (5-й курс) ЭГ (5-й курс)

Рис. 2. Распределение студентов контрольной и экспериментальной групп по уровням развития креативной компететности

■ Низкий

□ Средний

□ Высокий

ния материала, разрабатывать авторские образовательные ресурсы, генерировать новые идеи и оценивать эффективность работы обучающихся. Также в процессе оценки учитывались отзывы учителей, которые являлись руководителями практики в образовательных организациях, и мнение преподавателей университета.

Таблица 1

Уровни сформированности креативной компетентности студентов

Анализ результатов, представленных в таблице 1, показал, что рост уровня креативной компетентности у студентов наблюдается в обеих группах, но данный процесс в контрольной группе идет медленнее и у меньшего числа студентов. При этом в экспериментальной группе сдвиг в сторону увеличения сформированности креативной компетентности более значительный, чем в контрольной группе.

Для определения взаимосвязи между умением студентов развивать креативные способности школьников на уроках робототехники (X) и уровнем развития креативной компетентности студентов был рассчитан коэффициент Пирсона ^=0.42). Полученное значение коэффициента корреляции Пирсона говорит о наличии обратной связи между X и ^ Величина коэффициента показывает, что связь умеренная положительная.

Заключение

Таким образом, результаты опытно-поисковой работы позволяют заключить, что применение предложенных элементов методики развития креативной компетентности будущих учителей информатики обеспечивает готовность студентов эффективно использовать современные методы и приемы развития креативных способностей у школьников при обучении робототехнике в образовательной организации.

Разработанная поэтапная модель развития креативной компетентности студентов в процессе обучения робототехнике позволяет повысить уровень креативной компетентности студентов, что обеспечивает успешное применение ими технологий обуче-

ния робототехнике для развития креативных способностей школьников. Каждый этап развития креативной компетентности будущих учителей информатики имеет определенную цель, связанную с формированием того или иного компонента креативной компетентности. Сформулированные цели достигаются с помощью введения в процесс обучения робототехнике различных педагогических технологий и методик, нацеленных на раскрытие креативных способностей студентов и их актуализацию. Высокий уровень развития креативной компетентности позволяет студентам при преподавании сделать переход от применения готового инструментария обучения робототехнике в школе к опыту эффективного применения современных, в том числе авторских, технологий для развития креативных способностей обучающихся, что согласуется с требованиями современного профессионального стандарта педагога.

Литература

1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н. URL: https://base.garant. ru/70535556/ (дата обращения: 23.01.2021).

2. Брякова И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2010. 490 с.

3. Чупрова О. Ф., Шумовская А. Г. Мониторинг формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. № 3. С. 252-257.

4. Бекешева И. С. Модель формирование креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике // Мир науки. 2017. Т. 5, № 3. С. 1-10.

5. Варлакова Ю. Ф. Развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе : дис. ...канд. пед. наук. Красноярск, 2013. 280 c.

6. Овчаров С. М. Педагогическая технология развития креативности будущих учителей информатики в условиях университетского образования // Карельский научный вестник. 2013. № 1. С. 43-45.

7. Креативность как ключевая компетентность педагога / под ред. М. М. Кашапова, Т. Г Киселевой, Т. В. Огородовой. Ярославль, 2013. 392 с.

8. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант. СПб., 2006. 176 с.

References

1. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» [On approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)]. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 544n of

Время исследования Группы Распределение студентов по уровням развития креативной компетентности(%)

Низкий Средний Высокий

4-й курс: КГ 8 70 21

конец уч. года ЭГ 11 56 33

5-й курс: КГ 9 62 30

конец уч. года ЭГ 2 43 55

October 18, 2013. Available at: https://base.garant.ru/70535556/ (accessed 23.01.2021). (In Russian).

2. Bryakova I. E. Metodicheskaya sistema formirovaniya kreativnoj kompetentnosti studentov-filologov pedagogicheskogo vuza [Methodological system for the formation of creative competence of students-philologists of a pedagogical university]. Doctor's degree dissertation. St. Petersburg, 2010, 490 p. (In Russian).

3. Chuprova O. F., Shumovskaya A. G. Monitoring formirovaniya kreativnoj kompetentnosti budushchego pedagoga v nauchnom sotvorchestve [Monitoring of creative competence of the future teacher through research cooperation]. Bulletin of the Irkutsk State Linguistic University, 2013, no. 3, pp. 252-257. (In Russian).

4. Bekesheva I. S Model' formirovanie kreativnoj kompetentnosti budushchih bakalavrov-uchitelej v processe obucheniya matematike [Model for the formation of creative competence of future bachelors-teachers in the process of teaching mathematics]. The World of Science, 2017, vol. 5, no. 3, pp. 1-10. (In Russian).

5. Varlakova Yu. F. Razvitie kreativnosti budushchih bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya v vuze [Development of creativity of future bachelors of pedagogical education at the university]. Ph. D. thesis. Krasnoyarsk, 2013, 280 p. (In Russian).

6. Ovcharov S. M. Pedagogicheskaya tekhnologiya razvitiya kreativnosti budushchih uchitelejinformatiki v usloviyah universitetskogo obrazovaniya [Pedagogical technology of the development of future it teachers' creativity in the conditions of university education]. Karelian Scientific Journal, 2013, no. 1, pp. 43-45. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kreativnost' kak klyuchevaya kompetentnost' pedagoga [Creativity as a key competence of a teacher]. Eds. M. M. Kashapov, T. G. Kiseleva, T. V. Ogorodova. Yaroslavl, 2013, 392 p. (In Russian).

8. Tunik E. E. Diagnostika kreativnosti. Test E. Torrensa. Adaptirovannyjvariant [Diagnostics of creativity. E. Torrance test. Adapted version]. St. Petersburg, 2006, 176 p. (In Russian).

УДК/UDC 378.1 : 51 А. В. Дягилева, Н. Т. Журавская, А. В. Каплун

A. Dyagileva, N. Zhuravskaya, A. Kaplun

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

CONTEMPORARY PROBLEMS OF MATHEMATICAL EDUCATION IN A TECHNICAL UNIVERSITY AND METHODS OF THEIR SOLVING

Введение. Статья посвящена исследованию влияния недостатков в преподавании математики в старших классах средних образовательных школ на освоение студентами высшей математики в технических вузах (на примере студентов, поступивших в Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева - КузГТУ).

Методология. В основе исследования лежат методы статистического и теоретического анализа данных, в том числе нормативных документов, позволяющие конкретизировать и обратить внимание на проблемы в рассматриваемой предметной области. Кроме того, было проведено анкетирование для выявления наиболее распространенных проблем, по мнению преподавательского состава кафедры математики КузГТУ, при изучении математических дисциплин в вузе.

Результаты. Исследованы результаты ЕГЭ по математике студентов 4-го курса КузГТУ. Выявлена причинно-следственная связь между низкими баллами за экзамен и числом отчислившихся или сменивших направление подготовки студентов.

Заключение. Авторы статьи считают недопустимым сокращение объема часов на изучение математических дисциплин в техническом вузе и в качестве путей решения проблемы предлагают введение обязательных дополнительных занятий для первокурсников, повышение проходного балла за экзамен по математике при поступлении в вуз, а также ужесточение системы контроля текущей успеваемости студентов с целью стимулирования самодисциплины обучающихся.

Introduction. The article is dedicated to the analysis of the influence of deficits in the teaching of mathematics in the senior classes of secondary educational establishments on the development of higher mathematics by students in technical universities (on the example of the Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev - Kuzbass State Technical University).

Methodology. The research is based on the methods of statistical and theoretical analysis of data, including normative documents, which allow us to specify and get attention to the problems in the subject area under consideration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.