Научная статья на тему 'Современные методы обучения иностранному языку в предпринимательском вузе как средство формирования коммуникативных компетенций'

Современные методы обучения иностранному языку в предпринимательском вузе как средство формирования коммуникативных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ВУЗЫ / ИНОЯЗЫЧНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОЕКТЫ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / МЕТОДИКА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ / ХАКАТОН / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ENTREPRENEURIAL UNIVERSITIES / FOREIGN LANGUAGE COMPETENCIES / PROFESSIONAL COMPETENCIES / INTERDISCIPLINARY PROJECTS / PROJECT METHOD / PROJECT ACTIVITIES / FOREIGN LANGUAGES / METHODS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES / METHODS OF FOREIGN LANGUAGES IN HIGH SCHOOL / HACKATHON / TEACHING METHODS / COMMUNICATION COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Александра Георгиевна, Анчугова Ольга Вячеславовна, Зарифуллина Дарья Павловна, Курманова Диляра Ильшатовна, Ткачева Марина Викторовна

В условиях возрастающей конкуренции на рынке образовательных услуг высшие учебные заведения стремятся стать научно-исследовательскими центрами, в которых, помимо традиционных функций образования и науки, осуществляется перенос знаний в практические области экономики и общества в целом, чем выполняются их запросы в условиях информатизации. Вузы реформируют процессы управления, диверсифицируют источники финансирования, занимаются предпринимательской деятельностью и применяют инновации в процессе образования. Ученые России и зарубежных стран сходятся во мнении, что предпринимательский университет это центр научных исследований, деятельность которого включает практическое применение научных достижений в прикладных областях экономики, промышленности и общества. Данная деятельность в первую очередь ориентирована на создание реального инновационного продукта или услуги, которые могут обеспечить решение актуальных проблем. Современные условия требуют от выпускника не только профессиональных компетенций, но и так называемых soft skills. Данная статья демонстрирует, что формированию soft skills способствует развитие многокомпонентной иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции в процессе обучения иностранному языку в предпринимательском университете. Среди приоритетных методов обучения в предпринимательском университете рассматриваются междисциплинарные проекты, одной из форм которых является хакатон. Взаимодействие и сотрудничество студентов в ходе реализации подобных проектов способствует формированию и развитию различных компонентов иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции и soft skills, что повышает конкурентность современной профессиональной личности. Хакатон дает студентам возможность научиться взаимодействию в команде со специалистами из разных областей, находить нестандартные решения поставленных задач, задумываться о перспективах продвижения своих идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Александра Георгиевна, Анчугова Ольга Вячеславовна, Зарифуллина Дарья Павловна, Курманова Диляра Ильшатовна, Ткачева Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY FOREIGN LANGUAGE TEACHING METHODS AS A MEANS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCES AT AN ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY

Within the increasing competition on the higher educational services market universities aim to become research centres. In addition to the traditional functions of education and science, knowledge is transferred to practical fields of economy and society, responding to the requests in terms of informatization. Universities reform the processes of management, diversify the sources of funding, engage in entrepreneurial activities and apply innovations in education. Russian and foreign scientists share the view that an entrepreneurial university is a research centre, in which an activity is realized by the practical application of scientific activity in the applied fields of economics, industry and society. This activity is primarily focused on the creation of a real innovative product or service that provides the solution of actual problems. Modern conditions require a graduate to have not only professional skills, but also the so-called Soft Skills. The article demonstrates that the development of multi-component foreign language communicative professional competence in a process of foreign language teaching at an entrepreneurial university contributes to the formation of Soft Skills. Interdisciplinary projects are considered among the priority teaching methods at an entrepreneurial university. Hackathon is one of the forms of interdisciplinary projects. Interaction and collaboration of students during the project implementation contribute to the formation and development of various components of foreign language communicative professional competence and Soft Skills. It increases the competitiveness of a modern professional personality. Hackathon gives the students the opportunity to learn how to interact in a team with specialists from different fields, find non-standard solutions to the set challenges, and think through the perspectives to promote their ideas.

Текст научной работы на тему «Современные методы обучения иностранному языку в предпринимательском вузе как средство формирования коммуникативных компетенций»

УДК 378.016:811.1 ББК Ш12/18-9

DO110.26170/po 19-05-07 ГРНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.08

Ковалева Александра Георгиевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и перевода, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]

Анчугова Ольга Вячеславовна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков и перевода, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]

Зарифуллина Дарья Павловна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков и перевода, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]

Курманова Диляра Ильшатовна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков и перевода, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]

Ткачева Марина Викторовна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков и перевода, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предпринимательские вузы; иноязычные компетенции; профессиональные компетенции; междисциплинарные проекты; метод проектов; проектная деятельность; иностранные языки; методика преподавания иностранных языков; методика иностранных языков в вузе; ха-катон; методы обучения; коммуникативные компетенции.

АННОТАЦИЯ. В условиях возрастающей конкуренции на рынке образовательных услуг высшие учебные заведения стремятся стать научно-исследовательскими центрами, в которых, помимо традиционных функций образования и науки, осуществляется перенос знаний в практические области экономики и общества в целом, чем выполняются их запросы в условиях информатизации. Вузы реформируют процессы управления, диверсифицируют источники финансирования, занимаются предпринимательской деятельностью и применяют инновации в процессе образования. Ученые России и зарубежных стран сходятся во мнении, что предпринимательский университет — это центр научных исследований, деятельность которого включает практическое применение научных достижений в прикладных областях экономики, промышленности и общества. Данная деятельность в первую очередь ориентирована на создание реального инновационного продукта или услуги, которые могут обеспечить решение актуальных проблем.

Современные условия требуют от выпускника не только профессиональных компетенций, но и так называемых soft skills. Данная статья демонстрирует, что формированию soft skills способствует развитие многокомпонентной иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции в процессе обучения иностранному языку в предпринимательском университете. Среди приоритетных методов обучения в предпринимательском университете рассматриваются междисциплинарные проекты, одной из форм которых является хакатон. Взаимодействие и сотрудничество студентов в ходе реализации подобных проектов способствует формированию и развитию различных компонентов иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции и soft skills, что повышает конкурентность современной профессиональной личности. Хакатон дает студентам возможность научиться взаимодействию в команде со специалистами из разных областей, находить нестандартные решения поставленных задач, задумываться о перспективах продвижения своих идей.

Kovaleva Alexandra Georgievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Foreign Languages and Translation, Ural Federal University named after First President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.

Anchugova Olga Vyacheslavovna,

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages and Translation, Ural Federal University named after First President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.

Zarifullina Darya Pavlovna,

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages and Translation, Ural Federal University named after First President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.

Kurmanova Dilyara Ilshatovna,

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages and Translation, Ural Federal University named after First President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.

Tkacheva Marina Viktorovna,

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages and Translation, Ural Federal University named after First President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.

CONTEMPORARY FOREIGN LANGUAGE TEACHING METHODS AS A MEANS

OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCES AT AN ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY

KEYWORDS: entrepreneurial universities; foreign language competencies; professional competencies; interdisciplinary projects; project method; project activities; foreign languages; methods of teaching foreign languages; methods of foreign languages in high school; hackathon; teaching methods; communication competences.

ABSTRACT. Within the increasing competition on the higher educational services market universities aim to become research centres. In addition to the traditional functions of education and science, knowledge is transferred to practical fields of economy and society, responding to the requests in terms of informatization. Universities reform the processes of management, diversify the sources of funding, engage in entrepreneurial activities and apply innovations in education. Russian and foreign scientists share the view that an entrepreneurial university is a research centre, in which an activity is realized by the practical application of scientific activity in the applied fields of economics, industry and society. This activity is primarily focused on the creation of a real innovative product or service that provides the solution of actual problems.

Modern conditions require a graduate to have not only professional skills, but also the so-called Soft Skills. The article demonstrates that the development of multi-component foreign language communicative professional competence in a process of foreign language teaching at an entrepreneurial university contributes to the formation of Soft Skills. Interdisciplinary projects are considered among the priority teaching methods at an entrepreneurial university. Hackathon is one of the forms of interdisciplinary projects. Interaction and collaboration of students during the project implementation contribute to the formation and development of various components of foreign language communicative professional competence and Soft Skills. It increases the competitiveness of a modern professional personality. Hackathon gives the students the opportunity to learn how to interact in a team with specialists from different fields, find non-standard solutions to the set challenges, and think through the perspectives to promote their ideas.

Введение

С одной стороны, в данный момент на рынке услуг высшего образования возрастает конкуренция. С другой стороны, уменьшается государственное финансирование высших учебных заведений. В этих условиях вузы стремятся продать как можно больше образовательных услуг, встраиваясь в современную социально-экономическую систему России. Таким образом, вузы отвечают на современные запросы общества и потребительского рынка, что приводит к формированию стратегии предпринимательского вуза. В сложившейся ситуации университеты активно сотрудничают с государственными и частными предприятиями. В свою очередь, обучение иностранному языку представляет собой перспективную область взаимодействия на международном уровне. Таким образом, цель данного исследования — рассмотреть современный метод обучения, хакатон, как средство междисциплинарного взаимодействия и развития soft skills для формирования профессиональных компетенций. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач: определить особенности образовательной среды предпринимательского вуза, рассмотреть особенности формирования иноязычной профессиональной компетенции и soft skills методом хакатона как средства междисциплинарного взаимодействия. Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в высшем учебном заведении, предметом — методы обучения иностранному языку на основе междисциплинарных проектов в предпринимательском университете. Для достижения целей исследования были применены следующие методы научного исследования: анализ научных исследований россий-

ских и зарубежных ученых, анализ учебных материалов, необходимых для организации междисциплинарных проектов, внедрение результатов исследований в педагогическую практику и анализ результатов обучения.

Особенности предпринимательского университета

Концепция «предпринимательского университета» (entrepreneurial university) получила свое развитие в середине 1990-х гг. в работах американского ученого Б. Р. Кларка. На основе анализа десятилетнего опыта трансформации пяти европейских вузов было показано, что предпринимательский университет активно стремится к инновациям в своей работе. Важной чертой деятельности предпринимательского вуза является принятие рисков при освоении новых практик не только в образовательной деятельности, но и в финансовой, административной и предпринимательской. Университет стремится существенно изменить характер деятельности организации для того, чтобы оказаться в будущем в более благоприятном положении по сравнению с другими вузами. Следует отметить, что, как подчеркивает Б. Р. Кларк, предпринимательский университет не растрачивает «традиционные университетские ценности» — образовательный процесс и результативность научно-исследовательской деятельности [10].

Современные ученые в России и за рубежом дают различные определения предпринимательского университета. Например, А. О. Грудзинский рассматривает предпринимательский университет как «1) организацию, базирующуюся в своей деятельности на целевой инновации, способную работать в условиях риска и динамичного спроса; 2) экономически эффективную организацию,

© Ковалева А. Г., Анчугова О. В., Зарифуллина Д. П., Курманова Д. И., Ткачева М. В., 2019

занимающуюся прибыльной деятельностью и опирающуюся в первую очередь на свои собственные возможности; 3) либеральную организацию с гибким сетевым построением; 4) организацию, в которой ключевыми факторами являются люди, группы и их компетентность, где работа людей основана на балансе выгоды и риска; 5) организацию, у руководства которой на первом месте стоит не планирование и контроль действий работников, а их всемерная поддержка в деятельности в рамках стратегии организации, для чего руководство максимально делегирует права и ответственность исполнителям; 6) организацию, которая повернута лицом к потребителю и позволяет своевременно и гибко реагировать на изменение его требований» [4].

С различными акцентами, но в основном современные ученые сходятся во мнении по следующим пунктам:

- предпринимательский университет — это научно-исследовательский центр, в котором помимо традиционных функций образования и науки осуществляется перенос знаний в практические области экономики и общества в целом, воплощение знаний в продукте или услуге [19];

- члены университета — преподаватели, студенты, сотрудники — должны быть предпринимателями;

- взаимодействие между университетом и окружающей средой должно приводить к взаимодействию университета и региона в части развития бизнеса [25].

Основными задачами деятельности предпринимательского университета являются следующие направления:

- диверсификация источников финансирования;

- снижение своей институциональной зависимости от общественных и государственных институтов;

- проведение подготовки конкурентоспособных специалистов, обладающих креативным предпринимательским мышлением, способных к реализации инновационных проектов в разных сферах деятельности;

- производство новых знаний и их капитализация;

- создание гибкой организационной структуры, способной быстро приспосабливаться к изменению требований общества и рынка;

- поощрение создания новых предприятий преподавателями и студентами с целью коммерциализации результатов научных исследований;

- реализация полного цикла воспроизводства нового знания (от генерации идей до создания опытных образцов инноваций);

- интеграция образования, науки, бизнеса и тем самым формирование предпосылок для инновационного развития страны;

- получение статуса центра развития инновационного территориального кластера.

Все эти задачи можно разделить на четыре большие группы: управление, диверсификация финансирования, предпринимательская деятельность университета, инновации в образовании (табл. 1). Систематизация задач по группам направлений деятельности демонстрирует, что основная часть задач связана с диверсификацией финансирования, предпринимательской деятельностью, но, главное, с инновациями в процессе образования, которое включает и обучение, и научно-исследовательскую деятельность преподавателей и студентов.

Управление процессами Диверсификация Предпринимательская финансирования деятельность Инновации в образовании

является центром развития инновационного территориального кластера

снижение своей институциональной зависимости от общественных и государственных институтов

создание гибкой организационной структуры, способной быстро приспосабливаться к изменению требований общества и рынка

производство новых знаний и их капитализация

поощрение создания новых предприятий преподавателями и студентами с целью коммерциализации результатов научных исследований

реализация полного цикла воспроизводства нового знания (от генерации идей до создания опытных образцов инноваций)

интеграция образования, науки, бизнеса и тем самым формирование предпосылок для инновационного развития страны

проведение подготовки конкурентоспособных специалистов, обладающих креативным предпринимательским мышлением, способных к реализации инновационных проектов в разных сферах деятельности

Таблица 1

Направления деятельности предпринимательского вуза

Согласно «Программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования „Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина" на 2010—2020 годы» основной стратегической целью университета является формирование в Уральском федеральном округе научно-образовательного и инновационного центра, ядром которого станет университет. Для достижения цели университет должен решить задачи, которые в общем виде совпадают с задачами предпринимательского вуза: модернизация образовательного процесса; модернизация научно-исследовательского процесса инновационной деятельности; развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся; модернизация инфраструктуры; совершенствование организационной структуры университета и повышение эффективности управления [16].

Междисциплинарные проекты: хакатон

Основная ставка в образовательных инновациях в Уральском федеральном университете сделана на планомерную работу по развитию так называемых Soft Skills («мягких навыков») и мультидисципли-нарности в процессе образования. Различные коммерческие компании и университет актуализируют учебные планы и рабочие программы. Именно на это был сделан акцент на масштабном мероприятии «Ночь карьеры», которое стало традиционным для УрФУ. Гости и партнеры мероприятия, включая ректоров и проректоров различных вузов России и зарубежья, сошлись во мнении, что сейчас недостаточно получить компетенции только в определенном направлении профессиональной подготовки. В современных конкурентных условиях необходимо обладать компетенциями в различных областях, а в области информационных технологий и иностранных языков особенно [22].

По словам Сергея Кортова, первого проректора, университет переходит на проектное обучение. Приоритетными станут междисциплинарные проекты. В нескольких институтах УрФУ уже идет реализация пилотных проектов по различным дисциплинам.

Одной из форм междисциплинарных проектов являются хакатоны. Термин «ха-катон» — контаминация двух английских слов: hack и marathon, причем слово hack употребляется для обозначения программирования исследовательского типа [14]. Впервые хакатон был зарегистрирован 4 июня 1999 г. Он был организован сообществом разработчиков открытого программного

обеспечения the Open BSD. Однако уже 15 июня того же года группа разработчиков «Java» встретились на конференции «JavaOne». Целью данного мероприятия было написание программы для карманного персонального компьютера (КПК). Данная программа обеспечивала взаимодействие устройств посредством инфракрасного порта. После этих двух событий хакатон стали понимать как мероприятие, в котором принимают участие разработчики из разных областей программного обеспечения, которые совместно решают определенные проблемы, а результатом их работы становится разработка программного обеспечения [15].

Популярность хакатоны приобретают в 2000-х гг., когда компаниям пришлось столкнуться с проблемой быстрого освоения инновационных программ для их развития. В дальнейшем хакатоны перестали ассоциироваться с программированием и хакерством. В настоящее время данное мероприятие используется для достижения разного рода образовательных и социальных целей. Хакатоны стали прекрасной возможностью для специалистов в различных областях собраться и принять участите в разработке новых совместных проектов. Благодаря хакатонам специалисты могут найти единомышленников, поделиться своими идеями, получить новые знания, найти креативное решение для существующих проблем, создать современный продукт, над которым они продолжат работать в дальнейшем [8].

В зависимости от цели хакатоны могут быть внутренние и внешние. К внутренним относятся хакатоны, участниками которых являются представители одной организации; к внешним хакатонам привлекаются участники из разных организаций [12]. Также ха-катоны могут проводиться очно и заочно (удаленно). Проведение удаленного хакатона требует налаженных сетевых коммуникаций и взаимодействия. Однако чаще всего такие мероприятия проводятся очно, т. е. при непосредственном межличностном взаимодействии участников друг с другом [13].

В современных высших учебных заведениях хакатон — это вид конкурса, изначально ориентированный на разработчиков программно-аппаратного обеспечения. Конкурс представляет собой командную игру, во время которой специалисты из разных профессиональных областей (это могут быть программисты, сетевые администраторы, дизайнеры, менеджеры в различных областях, экономисты и др.) совместно работают над решением какой-либо задачи. Обычно хакатоны длятся от нескольких дней до недели. Целью проведения хакато-

на является поиск новых идей и решений в прикладных научных исследованиях.

Хакатон проводится под руководством преподавателей вуза, экспертов в области бизнеса и профессионалов предметных областей. Результаты конкурса — это готовые стартапы, которые можно предложить бизнесу с презентацией проекта на иностранном языке.

Для эффективного взаимодействия в период проведения хакатона, для презентации своих проектов необходимы soft skills («мягкие навыки»), которые формируются в том числе и при обучении иностранному языку, при формировании иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции.

Soft skills и иноязычная коммуникативная профессиональная компетенция

Развитие Soft skills является одним из неотъемлемых требований современного динамично меняющегося мира, однако в имеющейся литературе не выработано общепринятого определения термина soft skills. Многие ученые рассматривают понятие soft skills с различных точек зрения, исходя из сферы своих научных интересов. Термин soft skills переводится с английского языка как «мягкие» или «гибкие» навыки. Оксфордский словарь определяет «мягкие» навыки как «личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми» [24] (здесь и далее перевод наш. — А. К., О. А Д. З, Д. К., М. Т.). «Гибкие» навыки (англ. soft skills) — «комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофес-сиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью» [23].

О. Абашкина понимает под soft skills «человеческие качества, без которых даже самый лучший профессионал не сможет добиться хорошего результата...» [1]. О. В. Ба-ринова, которая развивает концепцию soft skills в рамках компетентностного подхода, акцентирует внимание на том, что формируемые у студентов компетенции — это «дополнительный (вспомогательный) язык общения заказчика, специалистов (работодателя) с вузом, который берется за подготовку специалистов с качествами, заданными (описанными) заказчиком (работодателем) с помощью компетенций», подразумевая под этими качествами определенный набор soft skills [2]. Е. Гайдученко, А. Мару-шев рассматривают soft skills как навыки, позволяющие находить общий язык с другими людьми, налаживать и поддерживать

с ними связи, уметь доносить свои мысли. Другими словами, soft skills — это навыки эффективных коммуникаторов и лидеров, необходимые как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности [3]. В. Давидова определяет soft skills как навыки, приобретенные благодаря дополнительному образованию и личному жизненному опыту и используемые для собственного развития именно в профессиональной деятельности [5]. По мнению Н. В. Жадько и М. А. Чуркина, soft skills развиваются в плоскости профессиональных межличностных отношений, которые предполагают включение в рабочий и организационный контексты предприятия, понимание и представление корпоративных интересов, постановку и решение профессиональных задач [6]. Исследуя психологическую составляющую soft skills, И. Канардов относит их «к числу социальных навыков: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов, работа в команде, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность и др.» [9]. Вышеприведенные трактовки схожи и с исследованиями Ю. Портланда, в которых soft skills определены как социальные навыки, дающие возможность устанавливать взаимодействие с разными возрастными категориями людей [18]. По мнению А. И. Ивониной, О. Л. Чулановой и Ю. М. Дав-летшиной, soft skills следует рассматривать как «мягкие компетенции», которым свойственно развитие в «профессиональной деятельности» и наличие которых вызывает «пристальное внимание работодателей при приеме на работу и при формировании модели компетенции конкретных должностей» [7]. Для О. Сосницкой soft skills представляют собой коммуникативные и управленческие таланты, которые, по мнению автора, включают «умение убеждать, лидировать, управлять, делать презентации, находить нужный подход к людям, способность разрешать конфликтные ситуации, ораторское искусство» [20]. Другими словами, под этими талантами она понимает не качества и навыки, присущие определенным профессиям, а те, которые можно определить как общечеловеческие. Д. Татаурщикова под soft skills понимает унифицированные навыки и личные качества, способствующие повышению эффективности работы и взаимодействия с окружающими людьми, относя к этим навыкам «управление личным развитием, умение оказать первую помощь, грамотно управлять своим временем, убеждать, навык ведения переговоров, лидерство и т. д.» [21]. Для А. Ю. Петрова и А. В. Маха-роблидзе soft skills представляют собой на-

бор таких личностных характеристик, которые способствовали бы эффективному взаимодействию и сотрудничеству между людьми, участвующими в деловом процессе [17]. Таким образом, soft skills представляют собой специфические компетенции, которые способствуют продуктивному взаимодействию в рамках учебной и профессиональной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что в рассмотренных определениях soft skills не уделяется внимание необходимости формирования навыков межкультурной коммуникации, что является актуальным в современных условиях образования и профессиональной деятельности.

Развитие иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции (ИКПК) направлено на обеспечение продуктивного взаимодействия в профессиональной сфере с использованием иностранного языка. Иноязычная профессиональная компетенция является многокомпонентной и объединяет иноязычную коммуникативную компетенцию, межкультурную компетенцию, технологическую компетенцию и компетенцию в области направления подготовки / специальности [11]. Сопоставление приведенных выше определений soft skills и определения компонентов иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции [11]

позволяет утверждать, что формирование ИКПК способствует развитию soft skills в процессе обучения иностранному языку (табл. 2).

Таким образом, обучение иностранному языку в современном вузе способствует развитию soft skills, которые необходимы современному выпускнику для успешного профессионального старта.

Выводы

Современные условия конкуренции высших учебных заведений требуют создания особых условий образовательной среды, которые отвечают принципам предпринимательского университета. Методы обучения в предпринимательском университете основаны на компетентностном и междисциплинарном подходах. Современный метод междисциплинарных проектов хака-тон способствует развитию иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции и soft skills, что обеспечивает формирование конкурентной профессиональной личности. Таким образом, необходимо подчеркнуть значимость иностранного языка и современных методов обучения в учебных программах по различным направлениям подготовки в предпринимательских высших учебных заведениях.

Соответствие компонентов ИКПК и soft skills

Таблица 2

Компоненты ИКПК Soft skills

Иноязычная коммуникативная компетенция навыки, позволяющие находить общий язык с другими людьми, налаживать и поддерживать с ними связи, уметь доносить свои мысли на иностранном языке

Межкультурная компетенция навыки, позволяющие находить общий язык в условиях межкультурного взаимодействия

Технологическая компетенция навыки использования информационно-коммуникационных технологий для эффективного ведения переговоров

Компетенция в области направления подготовки / специальности навыки, отвечающие за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность

ЛИТЕРАТУРА

1. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere/ (дата обращения: 04.04.2019).

2. Баринова О. В. Понятие и сущность компетенции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://novainfo.ru/article/1935/ (дата обращения: 04.04.2019).

3. Гайдученко Е., Марушев А. Эмоциональный интеллект [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://l-a-b-a.com/lecture/show/99/ (дата обращения: 04.04.2019).

4. Грудзинский А. О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. — 2004. — № 4. — С. 113—121.

5. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills/ (дата обращения: 04.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Жадько Н. В., Чуркина М. А. Обучение hard skills и soft skills — в чем разница? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hr-portal.ru/arti-cle/obuchenie-hardskills-i-soft-skills-v-chyom-raznica/ (дата обращения: 04.04.2019).

7. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников [Электронный ресурс] // Науковедение : интернет-журнал. — 2017. — Т. 9. — № 1. — C. 1— 18. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf/ (дата обращения: 04.04.2019).

8. Изместьева Е. Хакатон: что это, зачем он нужен и как его организовать [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://te-st.ru/2013/07/03/hackathons/ (дата обращения: 04.04.2019).

9. Канардов И. Soft skills и Hard skills — в чем разница? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.znai.su/statya/soft-skills-i-nard-skills-%E2%80%93-vchem-raznica/ (дата обращения: 04.04.2019).

10. Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / пер. с англ. А. Смирнова ; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М. : Изд. дом Гос. унта — ВШЭ, 2011. — 240 с.

11. Ковалева А. Г., Анчугова О. В., Зарифуллина Д. П., Курманова Д. И., Ткачева М. В. Система иноязычного лингвистического образования для неязыковых направлений подготовки в вузе с использованием информационных технологий // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 11. — С. 108—115.

12. Концевая Г., Концевой М. Хакатон для конвергентной редакции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/171534/1/101-105.pdf/ (дата обращения: 04.04 2019).

13. Концевой М. П. Образовательный хакатон в подготовке специалиста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ir.lib.vntu.edu.ua/bitstream/handle/123456789/17929/3265-11729-2-PB.pdf?sequence= 3&isAllowed=y/ (дата обращения: 04.04 2019).

14. Официальный сайт компании FINCYTE [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.fin cyte.com/hackathon-and-it-structure/ (дата обращения: 04.04.2019).

15. Официальный сайт компании Government technology [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.govtech.com/data/Who-Invented-the-Hackathon.html/ (дата обращения: 04.04 2019).

16. Официальный сайт УрФУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://urfu.ru/fileadmin/user_ upload/urfu.ru/documents/development_programs/2020/development_program_2020.pdf / (дата обращения: 26.02.2019).

17. Петров А. Ю., Махароблидзе А. В. Soft skills современного менеджера: командообразование и лидерские навыки : учеб. пособие. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 188 с.

18. Портланд Ю. Что такое soft skills и почему они так важны для карьеры? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //dnevnyk-uspeha.com/rabota-ikarera/chto-takoe-soft-skills-i-pochemu-oni-tak-vazhnyi-dlya-kareryi.html/ (дата обращения: 04.04.2019).

19. Сидорова А. А., Румянцев Н. А. Предпринимательские университеты: сущность и тенденции развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id= 2430627/ (дата обращения: 26.02. 2019).

20. Сосницкая О. Soft skills: мягкие навыки твердого характера [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://be-st.ru/ru/blog/l3/(дата обращения: 04.04.2019).

21. Татаурщикова Д. Soft skills [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://4brain.ru/blog/soft-skills/ (дата обращения: 04.04.2019).

22. Уральский Федеральный : издание Урал. федерального ун-та имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. — 2018. — 26 нояб. — № 42.— С. 3—5.

23. Lippman L. H., Ryberg R., Carney R., Kristin A. Workforce connections: key "soft skills" that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. — Child Trends Publication, 2015. — 56 р.

24. Oxford English Dictionary. — 2nd ed. — Clarendon Pr., 1989. — 624 p.

25. Ropke J. The Entrepreneurial University: Innovation, academic knowledge creation and regional development in a globalized economy. — New York, 1998.

REFERENCES

1. Abashkina O. Soft skills: klyuch k kar'ere [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere/ (data obrashcheniya: 04.04.2019).

2. Barinova O. V. Ponyatie i sushchnost' kompetentsii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http: //novainfo.ru/ article/1935/ (data obrashcheniya: 04.04.2019).

3. Gayduchenko E., Marushev A. Emotsional'nyy intellekt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://l-a-b-a.com/lecture/show/99/ (data obrashcheniya: 04.04.2019).

4. Grudzinskiy A. O. Universitet kak predprinimatel'skaya organizatsiya // Sotsiologicheskie issledova-niya. — 2004. — № 4. — S. 113—121.

5. Davidova V. Clushat', govorit' i dogovarivat'sya: chto takoe soft skills i kak ikh razvivat' [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills/ (data obrashcheniya: 04.04.2019).

6. Zhad'ko N. V., Churkina M. A. Obuchenie hard skills i soft skills — v chem raznitsa? [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://hr-portal.ru/arti-cle/obuchenie-hardskills-i-soft-skills-v-chyom-raznica/ (data obrashcheniya: 04.04.2019).

7. Ivonina A. I., Chulanova O. L., Davletshina Yu. M. Sovremennye napravleniya teoreticheskikh i metodicheskikh razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov [Elektronnyy resurs] // Naukovedenie : internet-zhurnal. — 2017. — T. 9. — № 1. — S. 1— 18. — Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf/ (data obrashcheniya: 04.04.2019).

8. Izmest'eva E. Khakaton: chto eto, zachem on nuzhen i kak ego organizovat' [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://te-st.ru/2013/07/03/hackathons/ (data obrashcheniya: 04.04.2019).

9. Kanardov I. Soft skills i Nard skills — v chem raznitsa? [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.znai.su/statya/soft-skills-i-nard-skills-%E2%80%93-vchem-raznica/ (data obrashcheniya: 04.04.2019).

10. Klark B. R. Sozdanie predprinimatel'skikh universitetov: organizatsionnye napravleniya transformatsii / per. s angl. A. Smirnova ; Gos. un-t — Vysshaya shkola ekonomiki. — M. : Izd. dom Gos. un-ta — VShE, 2011. — 240 s.

11. Kovaleva A. G., Anchugova O. V., Zarifullina D. P., Kurmanova D. I., Tkacheva M. V. Sistema inoyazychnogo lingvisticheskogo obrazovaniya dlya neyazykovykh napravleniy podgotovki v vuze s ispol'zovaniem informatsionnykh tekhnologiy // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2018. — № 11. — S. 108—115.

12. Kontsevaya G., Kontsevoy M. Khakaton dlya konvergentnoy redaktsii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://elib.bsu.by/bitstream/l23456789/l7l534/l/l0l-l05.pdf/ (data obrashcheniya: 04.04 2019).

13. Kontsevoy M. P. Obrazovatel'nyy khakaton v podgotovke spetsialista [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://ir.lib.vntu.edu.ua/bitstream/handle/l23456789/l7929/3265-ll729-2-PB.pdf?sequence=3&isAllo wed=y/ (data obrashcheniya: 04.04 20l9).

14. Ofitsial'nyy sayt kompanii FINCYTE [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://www.fincyte.com/ hackathon-and-it-structure/ (data obrashcheniya: 04.04.20l9).

15. Ofitsial'nyy sayt kompanii Government technology [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.govtech.com/data/Who-Invented-the-Hackathon.html/ (data obrashcheniya: 04.04 20l9).

16. Ofitsial'nyy sayt UrFU [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://urfu.ru/fileadmin/user_ upload/urfu.ru/documents/development_programs/2020/development_program_2020.pdf / (data obrashche-niya: 26.02.20l9).

17. Petrov A. Yu., Makharoblidze A. V. Soft skills sovremennogo menedzhera: komandoobrazovanie i lider-skie navyki : ucheb. posobie. — Ekaterinburg : Izd-vo Ural. un-ta, 20l7. — l88 s.

18. Portland Yu. Chto takoe soft skills i pochemu oni tak vazhny dlya kar'ery? [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http: //dnevnyk-uspeha.com/rabota-ikarera/chto-takoe-soft-skills-i-pochemu-oni-tak-vazhnyi-dlya-kareryi.html/ (data obrashcheniya: 04.04.20l9).

19. Sidorova A. A., Rumyantsev N. A. Predprinimatel'skie universitety: sushchnost' i tendentsii razvitiya [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=24306 27/ (data obrashcheniya: 26.02. 20l9).

20. Sosnitskaya O. Soft skills: myagkie navyki tverdogo kharaktera [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://be-st.ru/ru/blog/l3/(data obrashcheniya: 04.04.20l9).

21. Tataurshchikova D. Soft skills [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://4brain.ru/blog/soft-skills/ (data obrashcheniya: 04.04.20l9).

22. Ural'skiy Federal'nyy : izdanie Ural. federal'nogo un-ta imeni pervogo Prezidenta Rossii B. N. El'tsina. — 20l8. — 26 noyab. — № 42.— S. 3—5.

23. Lippman L. H., Ryberg R., Carney R., Kristin A. Workforce connections: key "soft skills" that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. — Child Trends Publication, 20l5. — 56 р.

24. Oxford English Dictionary. — 2nd ed. — Clarendon Pr., l989. — 624 p.

25. Ropke J. The Entrepreneurial University: Innovation, academic knowledge creation and regional development in a globalized economy. — New York, l998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.