Научная статья на тему 'Образование как фактор экономического развития Омского региона'

Образование как фактор экономического развития Омского региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рой Олег Михайлович

В статье рассматриваются состояние и перспективы развития высшего и среднего образования в Омском регионе, анализируются основные факторы его совершенствования, а также существенные недостатки существующей системы управления образованием на современном этапе развития Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF OMSK REGION

The conditions and prospects of higher and secondary education development in Omsk region are considered in the article. The main factors of its improvement and drawbacks of a giben system of management in education are analysed.

Текст научной работы на тему «Образование как фактор экономического развития Омского региона»

ОБРАЗОВАНА |Д

УДК 37:338

О.М.Рой

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОМСКОГО РЕГИОНА

В статье рассматриваются состояние и перспективы развития высшего и среднего образования в Омском регионе, анализируются основные факторы его совершенствования, а также существенные недостатки существующей системы управления образованием на современном этапе развития Омской области.

Образование выступает сегодня важнейшей

сферой в жизни современного общества. Высокий удельный вес высшего образования в любой стране обеспечивает стратегические преимущества государства, превращаясь в важнейший фактор его экономического потенциала.

Текущее состояние образования в Омском регионе может быть охарактеризовано следующим образом:

- ключевым показателем экономического состояния любой отрасли является показатель фондовооруженности. При средней по России обеспе-

ченности на одного студента дневного обучения учебно-лабораторными площадями - 11 кв.м. (в США этот показатель составляет 40-50 кв.м.), из омских учебных заведений соответствующий показатель перекрывают только Академия физической культуры (15,4), ОмГТУ (12,1), ОмГАУ (16,2) и филиал Новосибирской академии водного транспорта (21,6).

- имеет место тенденция сокращения выпуска специалистов из высших и средних учебных заведений. Представленная ниже таблица дает общее представление о содержании такой тенденции.

Выпуск из высших учебных заведений 1990 1991 1992 1993 1994 1995

Всего: 5962 6282 7153 7790 6807 6160

в т.ч. обучавшихся на дневном отделении 3607 4164 4780 5333 4724 4252

на вечернем отделении 357 321 340 417 268 205

на заочном отделении 1998 1797 2033 2040 1В15 1703

На 10 тыс. человек населения выпущено студентов 28 29 33 36 31 28

Выпущено из средних спец.заведений

Всего. 11281 11800 10995 10576 9814 8685

На дневном отделении 7318 7696 7707 7582 6782 6113

На вечернем отделении 991 1218 925 768 438 257

На заочном отделении 2972 2886 2363 2226 2594 2315

На 10 тыс. человек населения выпущено студентов 52 54 51 49 45 40

Таблица показывает, что сокращение студентов за последние пять лет произошло главным образом за счет сокращения вечерних и особенно заочных отделений, качество подготовки на которых всегда выступало объектом критических оценок. Однако общее сокращение студентов с 48192 человек в 1990 году до 41432 представляется достаточно тревожным симптомом на фоне противоположных тенденций в развитых странах.

Важнейшим фактором влияния на состояние образования стало существенное преобразование структуры занятости в регионе. Основными моментами такой тенденции являются:

- прирост занятых в таких отраслях, как торговля, с 82 тыс. чел. в 1990 году до 98,7 тыс. чел. в

1995 году, кредитование и государственное страхование (с 5,5 до 12,8), аппарат управления (с 20,4 до 34,9), здравоохранение, физкультура и спорт (с 60 до 67,9).

- сокращение численности в промышленности (с 291,7 до 192,7), транспорте и связи (с 87,2 до 74,8), строительстве (со 105,7 до 75,6).

- стабилизация численности или сокращение темпов падения в образовании и сельском хозяйстве.

Как показывает опыт развитых стран мира, приоритетными направлениями в развитии современного образования являются такие направления, как информатика и вычислительная техника, космическая техника многоразового использования, биотехнология, твердотельная электроника, робото-

10

0БРН30ВННИЕ

техника, материаловедение, технология работы с нетрадиционными источниками энергии, экология, медицина борьбы с раком и психическими заболеваниями, безопасные и эффективные методы регулирования рождаемости и т.д. К примеру, в США только за 10 лет (1975-1985 гг.) выпуск бакалавров в области вычислительной техники и информатики вырос в 7 раз, а доля специалистов по экономике и менеджменту в общем выпуске за 15 лет удвоилась и достигла 25%. Такова же их доля и в Японии, а с учетом экономической подготовки выпускников по инженерным специальностям упомянутая цифра фактически увеличилась на 40%.

Изменяются формы взаимодействия между учебными учреждениями и предприятиями, составной частью которых становятся контрактные отношения. На сегодня число контрактников в омских вузах составляет порядка 7,6 % по отношению к общему числу выпускаемых специалистов.

Главной проблемой состояния современного образования является хроническое недофинансирование всех основных ее звеньев. Средний уровень заработной платы остается крайне низким даже на фоне средней заработной платы в промышленности РФ. Это обстоятельство вызывает ряд острых проблем. Низкая степень мотивации прихода в систему образования талантливой молодежи. Несмотря на внешнюю укомплектованность педагогического персонала в вузах и техникумах города, их квалификационный уровень остается крайне недостаточным.

Потеря профессиональной привлекательности материального производства приводит к серьезной реорганизации структуры подготовки кадров, интеллектуально ослабляя эту важнейшую сферу жизни общества. Особенностью структуры общественного разделения труда в Омске является то, что в городе остается достаточно высокой доля материального производства. В материальной сфере города занято 44 % занятого населения. В силу этого обстоятельства подготовка специалистов в городе должна идти с креном в технические области, которые испытывают наибольший рост в русле научно-технического прогресса. Именно в материальной сфере заключен финансовый источник, формирующий социальную инфраструктуру в городе. Поэтому его нужно постоянно подпитывать и делать это с учетом новейших тенденций в развитии соответствующих отраслей.

В то же время в городе не происходит увеличения представителей среднего класса, источником формирования которого может стать массовая экономико-юридическая подготовка, доля которой при всей ее популярности в глазах населения остается недостаточной. Экономико-юридическая подготовка должна быть признана господствующим на-

правлением в переподготовке и повышении квалификации кадров любых специализаций.

Все эти обстоятельства крайне остро ставят проблему управления профессиональным образованием на региональном уровне, нацеливая на поиск форм и методов целевого финансирования его (образования) приоритетных направлений. Уже сегодня необходимо проводить мониторинг по динамике численности выпускаемых техникумами и вузами специалистов по следующим позициям:

1) работающие после окончания вуза (техникума) по специальности;

2) работающие после окончания вуза (техникума) не по специальности на работах, требующих высокой квалификации;

3) работающие после окончания вуза (техникума) не по специальности на работах, не требующих высокой квалификации;

4) не работающие после окончания учебного заведения;

5) официально зарегистрированные безработные после окончания учебного заведения.

В ходе уже проведенных исследований проблемы привлечения молодых специалистов на предприятиях города получены следующие результаты:

- заявку на специалистов склонны делать только крупные предприятия;

- нефтегазовая, химическая и фармацевтическая промышленность являются сегодня в городе основными заказчиками на специалистов высшей классификации.

Несмотря на значительный объем выпуска специалистов экономических и юридических специальностей, спрос на их услуги остается достаточно высоким. Особенный спрос распространяется на соответствующих специалистов с опытом практической работы и навыками в сфере информационных технологий.

Основными направлениями подготовки на сегодня являются следующие:

- финансы, ценообразование, экономика, межрегиональные связи, ценные бумаги, банковское дело, анализ инвестиционных проектов, ипотека;

- программирование, системотехника, компьютерно-информационные технологии в локальных и корпоративных сетях, офисные технологии;

- эксплуатация, ремонт домов, инженерных сетей, квартир и сантехники;

- художественное творчество, музыка, эстетика - направления, выделенные представителями народного образования и культуры, представленные в городе весьма широко.

Наиважнейшими качествами, необходимыми для формирования специалистов, являются следующие:

- конкретные практические навыки (технические, финансовые, юридические, торговые, меди-

0БРН30ВННИЕ

цинские, иностранного языка, работы с документами и т.д.)

- соответствие (требованиям работы) профиля полученной специальности, профессиональной подготовки;

- способность стабильно, интенсивно работать в любом месте, в течение длительного времени;

- умение преодолевать трудности, выправлять ситуацию, брать ответственность на себя;

- опыт предыдущей работы;

- способность планировать, организовывать работу;

- способность к обучению, быстрому освоению технологических новшеств.

Следует отметить низкую оценку наличия отзывов, рекомендаций о работнике со стороны предприятий, на которых работник трудился ранее.

Анализ статистических данных по Омску за 1995 год показывает, что на ближайшие 8-10 лет спрос на обучение в высших и средних учебных заведениях останется стабильным. В среднем ежегодно школы города оканчивает порядка 220 тысяч потенциальных абитуриентов и столько же на селе. Если учесть потенциальный прирост абитуриентов из других городов РФ и северных областей Казахстана, то цифра ежегодного приема за 1995-1996 годы в размере 9365 человек - в вузы и 13310 человек - в техникумы представляется вполне приемлемой.

Исходя из статистических данных по Омской области за период с 1991 по 1995 годы, количество безработных в зависимости от уровня образования росло за эти годы неоднородно.

Распределение безработных по уровню образования

легче всего трудоустроиться в современных условиях.

Несмотря на определенное снижение приема в высшие и средние специальные учебные заведения с 10076 в 1990-м до 9365 человек в 1996 году, по отраслевым группам учебных заведений набор осуществлялся также неравномерно.

12000

3000 I I учебные

заведения

2500 пппшпппппш-

промышпен-

2000 ности и

строительства

1500 -транспорта

и связи

1000 ♦ здравоохра-

нения и

600 спорта

И просвещения

0 А сельского

хозяйства

■Высшее -С р. спец. -Ср. обще«

•Неполное ср.

1991 1992 1993 1994 1995 Рис. 1. Распределение безработных по уровню образования

Как можно видеть из диаграммы, наличие высшего образования является важнейшим фактором обеспечения занятости. Как показывает опыт, именно лица с высшим образованием способны

19 19 19 19 19 19 90- 91- 92- 93- 94- 96199119921993199419961996

Рис. 2. Прием в высшие и средние специальные учебные заведения по отраслевым группам1

На диаграмме, представляющей прием в высшие и средние специальные учебные заведения по отраслевым группам учебных заведений, хорошо видно, что основной прирост в приеме студентов вызван увеличением численности студентов группы просвещения, что во многом подтверждается и тем, что значительный прирост студентов в эти вузы, и прежде всего в педуниверситет, обеспечивается на коммерческой основе.

Всего же с полным возмещением затрат на обучение в вузах города получает образование порядка 10% студентов (см. рис.3). Большее их количество приходится на ОмГУ (1680 из 4814 всех обучающихся по этой форме). Вызвано это обстоятельство главным образом популярностью высшего юридического образования, право на осуществление которого среди грамоданских вузов имеется только в университете.

■ Все виды обучения

вВ т.ч. на коммерческой о слове

10%

90%

Рис. 3. Доля обучающихся с полным возмещением стоимости

12

ОБРАЗОВАНИЕ

Возникает закономерный вопрос: насколько сложившаяся структура образовательных услуг соответствует сложившейся в Омском регионе структуре занятости?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структуру распределения занятости в Омском регионе дает следующая диаграмма.

■ Промыш- ■Сельское В Образе- ВТракспорт

ленность хоз. вание

■ Здраво- В Строитель Управление ■Торговля

охран. ство

■ ЖКХ и ■ Прочие

БОН

6% 6% 4% 9%

23%

12%

22%

■ • промышленности и строительства

О транспорта и сами

■ -сельского хозяйства

□ здравоохранения и спорта В просвещения

□ экономики и права

■ Искусства_

Рис. 4. Структура распределения занятости в Омском регионе

При достаточно высоком уровне занятых в материальном производстве количество студентов соответствующего профиля остается недостаточным.

По объему выпуска молодых специалистов из высших учебных заведений по отраслевым группам учебных заведений ситуацию представляет диаграмма:

■ - ПрОМЫШЛаННОСТМ и

строительства В • транспорта и связи

■ сальского хозяйства аодрж>о«ршяния и спорта

■ прос*а!ма**4я

Рис. 5. Объемы выпуска молодых специалистов по профилю вуза

По средним специальным учебным заведениям картина выглядит следующим образом:

УДК 387

Рис. 6. Объемы выпуска молодых специалистов по профилю среднего специального учебного заведения

Как видно из диаграмм, структура подготовки специалистов по отраслям недостаточно адекватна сложившейся структуре занятости, что ставит ряд серьезных проблем в рамках перестройки высшего образования. Основными направлениями такой перестройки могут быть: развитие специальностей материальной сферы на базе усиления социально-экономического начала и расширения профиля учебного заведения; постепенный переход на контрактную систему подготовки специалистов; разработка и финансирование целевых региональных образовательных программ; стимулирование открытия учебных специальностей по подготовке представителей малого бизнеса; совершенствование форм взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями всех форм собственности; создание фонда образовательных услуг, финансирующих наиболее важные проекты в реформировании образовательной сферы; активизация участия областной и городской администраций в интеграции региональной образовательной системы в мировое сообщество с акцентом на переподготовку преэцце всего преподавательского состава учебных заведений.

Литература

1. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: учебное пособие. - М.: Интерпракс, 1995. - 240 с.

2. Омский областной статистический ежегодник за 1995 год. - Омск, 1996.

3. Социально-экономическое положение Омской области за январь-июнь 1997 года. - Омск, 1997.

27.10.98 г.

Рой Олег Михайлович -д-р социологич. наук, профессор кафедры "Маркетинг и предпринимательство"

СФ.Абдулин

О ПОЛИТИКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА РОССИИ В ОБЛАСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье анализируется на основе общеизвестных статистических данных состояние высшего образования в России, делается вывод о необходимости продуманной региональной политики.

в 1990/91 уч. году в 1993/94 уч. году 1. Численность профессорско-преподавательского состава, тыс. чел.:

219,7 228,8

Несмотря на чрезвычайно трудный, так называемый рыночный период жизни России, который наиболее больно отражается на высшей школе, ее профессорско-преподавательском составе, она все же продолжала развиваться по определенным параметрам [1], которые выглядят следующим образом:

2. Число преподавателей с учеными степенями, тыс. чел.:

докторов наук 13,7 17,6

кандидатов наук 115,2 117,4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.